Арест пенсии инвалида 1 гр, ветерана войны

Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) относятся к числу средств, на которые судебный пристав не может наложить арест в ходе исполнительного производства.  Если арест ЕДВ произошел по ошибке, необходимо обратиться к судебному приставу, чтобы отменить его.

Запрет на арест ЕДВ

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) предоставляется некоторым категориям граждан из числа:

  • ветеранов;
  • инвалидов и детей-инвалидов;
  • бывших несовершеннолетних узников фашизма;
  • лиц, подвергшихся воздействию радиации;
  • удостоенных званий и наград, а также членов их семей.

ЕДВ предоставляется по заявлению гражданина и выплачивается ему вместе с пенсией. Но, в отличие от пенсии, судебный пристав не может наложить арест на нее.

В соответствии со ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» запрещается наложение ареста приставом и обращение взыскания на ежемесячные или ежегодные денежные выплаты, осуществляемые в соответствии с законодательством отдельным категориям граждан (компенсация проезда, лекарств и другие подобные выплаты).

Запрет на арест и списание ветеранских выплат распространяется не только на очередное их поступление, но и на накопленные денежные средства. Это следует из выводов Верховного суда РФ.

Из судебной практики: в ходе исполнения решения суда с банковского счета должника судебным приставом-исполнителем были списаны ежемесячные «ветеранские» выплаты. Должник обратился в суд с иском о возмещении убытков, причиненных незаконным списанием.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что истец несвоевременно сообщил судебному приставу-исполнителю о доходе, на который не могло быть обращено взыскание, при этом списанные накопленные средства не могут быть признаны убытками.

Что делать, если ЕДВ списали

На практике случается, что денежные средства ЕДВ могут арестовать и списать в нарушение установленного законом запрета. Это происходит из-за недостатка информации у судебного пристава.

С июня 2020 года ошибочных списаний должно стать меньше. Вступил в силу закон, в соответствии с которым отправители ЕДВ и других выплат, на которые не может быть обращено взыскание, должны помечать их специальным кодом платежа. По нему банк, на счет в котором поступают средства ЕДВ, сможет определить, что их списание не допускается.

При возбуждении исполнительного производства судебный пристав предлагает должнику сообщить о банковских счетах, на которые поступают средства, защищенные от ареста на основании ст. 101 Закона об исполнительном производстве (в том числе ЕДВ). Этим правом можно воспользоваться, если должник получает такие выплаты.

Но, даже если заявление не было подано в начале исполнительного производства, должник может обратиться с ним к судебному приставу в любой момент.  Заявление составляется в свободной форме в письменном виде. Оно должно быть адресовано судебному приставу, который ведет исполнительное производство.

Его данные, а также номер исполнительного производства можно уточнить на сайте ФССП. Банк также обязан предоставить владельцу арестованного счета, на который поступали ЕДВ информацию о том, на основании какого документа (постановления судебного пристава) произведен арест.

Образец заявления судебному приставу

  • Судебному приставу – исполнителю ФИО, место службы
  • От: ФИО, адрес, телефон (должник)
  • Исполнительное производство № ХХХ
  • Заявление о снятии ареста с банковского счета

Я являюсь должником по исполнительному производству № ХХХ.  На основании постановления № ХХХ от ХХ.ХХ.20ХХ судебного пристава-исполнителя ФИО, место службы, наложен арест на мой банковский счет № ХХХ открытый в банке ХХХХ.

В соответствии с п. 14.1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года настоящим уведомляю, что на указанный банковский счет поступают средства ЕДВ, установленной для ветеранов боевых действий (справка органа социальной защиты населения прилагается).

На основании пп. 6 п. 1 ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не может быть обращено взыскание на ежемесячные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством отдельным категориям граждан.

На основании вышеизложенного

ПРОШУ:

  1. Снять арест с банковского счета № ХХХ открытого в банке ХХХХ на имя ФИО.

Приложения:

  1. Справка о перечислении ЕДВ.

Дата, подпись.

В статье приводятся общие положения законодательства и типовые образцы документов, которых может быть недостаточно в конкретной ситуации. Обратитесь к юристу за консультацией по вашему вопросу об аресте ЕДВ приставом.

Арест пенсии инвалида 1 гр,  ветерана войны

Вам также может понравиться

Ежемесячная компенсация инвалидам по военной травме

  • Инвалиды по военной травме.
  • Члены семьи умершего инвалида по военной травме.
  • Члены семьи военного, умершего на службе (а также погибшего, признанного безвестно отсутствующим или умершим).
  • Компенсация инвалидам по военной травме:

I группы: 20 779,26 руб. в месяц.

II группы: 10 389,62 руб. в месяц.

III группы: 4 155,85 руб. в месяц.

  • Компенсация членам семьи умершего инвалида по военной травме определяется в соответствии с группой его инвалидности (см. выше). Выплаты семье умершего инвалида рассчитываются путем деления его ежемесячной компенсации на количество членов семьи, включая самого инвалида. Пример: компенсация инвалиду II группы в размере 10 389,62 руб. делится на четверых: вдову, двоих детей и самого инвалида. Размер выплат, приходящихся на каждого члена семьи, таким образом, составляет 2 597,405 руб. (10 389,62 руб. ÷ 4).
  • Компенсация членам семьи военного, умершего на службе: 20 779,26 руб. в месяц.

Как оформить

Обратиться с заявлением и документами, подтверждающими право на пособие, в клиентскую службу Пенсионного фонда по месту жительства либо в многофункциональный центр, принимающий такое заявление.

► Отправить заявление в клиентскую службу Пенсионного фонда можно по почте. Приложенные копии документов в таком случае заверяются нотариально.

Подавать заявление на компенсацию необходимо только семье умершего инвалида. Инвалидам по военной травме компенсация устанавливается автоматически после того, как сведения об установленной инвалидности поступают из органов медико-социальной экспертизы в Федеральный реестр инвалидов.

Необходимые документы

Компенсация оформляется только по заявлению, если все организации, ответственные за предоставление услуг гражданам, направили в государственные информационные системы и Пенсионный фонд необходимые сведения. В случае если отдельных сведений нет, право на пособие можно подтвердить следующими документами:

  • Справка, подтверждающая получение травмы в период военной службы.
  • Документ, подтверждающий смерть или гибель военного при исполнении обязанностей.
  • Свидетельство о смерти или гибели военного.
  • Решение суда о признании безвестно отсутствующим или объявления умершим.
  • Свидетельство о браке.
  • Свидетельство о рождении.
  • Справка об обучении.

Сроки оформления

Решение о назначении компенсации выносится в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления и поступления в Пенсионный фонд необходимых сведений организаций и документов заявителя. Уведомление о назначенной выплате или отказе поступает в течение 3 рабочих дней после вынесения решения.

Средства выплачиваются в течение 5 рабочих дней после принятия решения о назначении. В дальнейшем пособие перечисляется по стандартному выплатному графику с 3-го по 25-е число каждого месяца.

На что имеет право ветеран ВОВ

Государство предоставляет участникам и инвалидам ВОВ преференции, льготы и разные привилегии.

Ветеран имеет право на все льготы и послабления после оформления статуса ветерана и получения удостоверения.

Некоторые привилегии получают вдовы ветеранов или близкие родственники участника войны после его смерти. Бробанк выяснил, на что имеет право ветеран ВОВ, и как получить от государства помощь разного вида.

Ветераны ВОВ и приравненные к ним граждане

Ветеранами Великой Отечественной войны по действующему законодательству считают:

  1. Участников военных действий 1941-1945 годов.
  2. Работников на военных предприятиях.
  3. Лица, которых наградил знаком «Жителю блокадного Ленинграда» в СССР.
  4. Граждане, которые работали в тылу в период войны, и те, которых наградили отличительными знаками, орденами, медалями за службу.

Гражданам, которые получили статус ветерана военного периода, государство предусматривает различные преференции. Наиболее защищаемая категория граждан — инвалиды ВОВ. Для них действует больше послаблений. Некоторые виды льгот получают лица, прошедшие концлагеря, и члены семей погибших ветеранов.

Присвоение статуса

Для получения преференций и выплат сначала подтверждают статус ветерана ВОВ. Процесс состоит из нескольких этапов:

  • сбор документации, написание и подача заявки в местный отдел соц. защиты;
  • ожидание рассмотрения заявки, обычно этот срок занимает не больше 30 дней;
  • получение ответа на запрос.

Если предоставлены корректные данные, присваивают статус ветерана и выдают соответствующий акт. На его основании вручают удостоверение ветерана. Об отрицательном решении уведомляют в течение 5 рабочих дней, после вынесения решения.

Список документов, которые потребуется для подачи заявки на присвоения статуса «ветеран»:

  1. Паспорт или заменяющий его документ, который удостоверяет личность гражданина.
  2. Фотографии размером 3*4, которые впоследствии будут вклеены в удостоверение.
  3. Справки из архивов и любые другие документальные подтверждения права на присвоение статуса.
  4. Документы о легальности вручения наград, если таковые имеются.
  5. Доверенность, если статус подтверждает не сам ветеран, а лицо, представляющее его интересы.
Читайте также:  Может ООО собирать средства: может ООО собирать средства на расчетный счет своей компании

Заявление можно написать в отделении соц. защиты, с оформлением помогут сотрудники.

Преференции для ветеранов

Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает послабления и меры поддержки этой категории граждан:

  1. Пенсионные выплаты.
  2. Компенсацию трат на платежи за услуги ЖКХ.
  3. Обеспечение жильем, улучшение условия проживания.
  4. Медицинские льготы.
  5. Бесплатное изготовление и установку протезов.
  6. Внеочередное обслуживание в госучреждениях.
  7. Дополнительный неоплачиваемый отпуск до 35 дней для тех ветеранов, которые продолжают трудовую деятельность.
  8. Проведение домашнего телефона без очереди.
  9. Первоочередное вступление в некоммерческие объединения.
  10. Региональные льготы.

Региональные льготы участникам Великой Отечественной войны могут отличаться в разных территориальных округах. О них нужно узнавать в отделениях соц. защиты по месту жительства.

Пенсионные выплаты

Государство выплачивает материальную поддержку ветеранам в том размере, который полагается по его индивидуальному статусу в 2019 году:

Статус Сумма
Инвалиды войны 3088 руб.
Ветераны ВОВ 2316 руб.
Те, кто пережил блокаду Ленинграда 1699 руб.

Размер выплат ветеранам указан в статье 23.1 ФЗ №5 «О ветеранах». Сумма индексируется ежегодно 1 февраля на коэффициент инфляции, который утвердили в государстве.

Оформление денежной помощи

Для того чтобы получать пенсию ветерану ВОВ или его представителю, потребуется обратиться в ПФР. Специалисты проинструктируют, какие бумаги собрать и как их оформить.

Для назначения пенсии представляют документы, среди которых обязательно должны быть гражданство и удостоверение ветерана. Выплаты назначают не позже, чем через 15 дней после подачи заявления.

Обеспечение жилой площадью

Ветераны ВОВ, их вдовы, инвалиды военных действий и люди, пережившие блокаду Ленинграда, получают жилплощадь от государства. Но рассчитывать на квартиру могут не все, а только некоторые категории лиц:

  • у которых нет собственного зарегистрированного жилья;
  • чью жилплощадь признали аварийной;
  • у которых площадь жилья не дотягивает до норм на каждого члена семьи.

Размер субсидий зависит от норм площади жилья и средней стоимости 1 кв. м, который установлен в регионе проживания ветерана.

Чтобы получить субсидии на улучшение жилплощади и условий проживания, нужно пройти несколько этапов:

  1. Обратиться с документами в территориальный отдел соц. защиты.
  2. Дождаться рассмотрения предоставленных документов и вынесения ответа. Это занимает не больше 1 месяца.
  3. Получить сертификат. Деньги, выделенные на эти цели, не выдают наличными, а перечисляют в банк на специальный счет гражданина.

Направить средства можно только на цели улучшения жилплощади, расходные операции по счету контролируют.
Для получения денег нужно предоставить

  • общегражданский паспорт;
  • удостоверение ветерана;
  • справку из паспортного стола о составе семьи;
  • выписку из Росреестра, которая подтверждает отсутствие в собственности у ветерана жилплощади;
  • официальный документ, который подтверждает необходимость улучшения условий проживания.

Если возникнут сложности при сборе бумаг или их оформлении, специалисты отдела соц. защиты подскажут, что куда обратиться или как составить документ правильно.

Возврат средств от оплаты за коммунальные услуги

Государство предоставляет компенсацию на такие услуги ЖКХ:

  1. Снабжение горячей и холодной водой.
  2. Электричество и отопление.
  3. Канализацию.
  4. Средства обогрева для частных домов.
  5. Капитальный ремонт.
  6. Оплату аренды жилья.

Государство возвращает до 50% от платежей за услуги из данного перечня.

Как получить компенсацию за коммунальные услуги

Для возврата части средств потраченных на оплату услуг ЖКХ средств необходимо представить такие документы:

  • паспорт;
  • удостоверение ветерана войны;
  • документ, который подтверждает право собственности на ту площадь, за которую платят жилищно-коммунальным хозяйствам;
  • подтверждение инвалидности, если оно имеется;
  • договор с учреждениями, поставляющими услуги;
  • справки об отсутствии текущих долгов по оплате ЖКХ.

С этими документами обращайтесь в отделение соц. защиты граждан.

Медицинские преференции

Ветераны военных действий в годы ВОВ могут рассчитывать на ежегодное лечение в санатории. Это возможно только по назначению лечащего врача. Государство оплачивает проезд до санатория и все лекарства, которые прописывает доктор.

Инвалидов и участников ВОВ вне очереди обслуживают соц. работники при вызове на дом и принимают в дома престарелых.

Государство обеспечивает ветерана на бесплатной основе протезами. Но это не распространяется на дорогостоящее стоматологическое протезирование, которое делают в частных клиниках или кабинетах.

Налоговые послабления

Ветеранам ВОВ в России предоставляют кроме того налоговые льготы:

  1. Снижение земельного налога на 10 тыс. рублей. Если у гражданина нет участка, где был бы установлен такой размер платежа, то его освобождают от уплаты налога.
  2. Освобождение от уплаты пошлины за обращение в суд, ЗАГС, к нотариусу.
  3. Работающие инвалиды получают налоговый вычет на 3 тыс. рублей.
  4. Освобождение от уплаты налога на имущество.
  5. Бесплатные транспорт или скидки на проезд в некоторых регионах.

Эти льготы ветераны получают при получении удостоверения. Перечень региональных программ желательно уточнить сразу при оформлении документов. В ряде регионов, местные власти предоставляют, например, денежную компенсацию тем ветеранам, которые не пользуются общественным транспортом.

Государственная помощь вдовам ветеранов

Супруги погибших инвалидов и участников ВОВ получают от государства некоторые привилегии «по наследству». Вдова может оформить выплаты по потере кормильца. Но они прекращаются тогда, когда наступит ее пенсионный возраст.

После этого женщине выплачивают страховую пенсию. Ежемесячно вдовы получают пенсионные доплаты в размере около 500 рублей.

Оформить их можно в ПФ, если написать заявление и предъявить собственный паспорт, а также документы, которые подтверждают статус, присвоенный покойному супругу.

Вдовы получают от властей ряд социальных гарантий. Государство предоставляет им льготы на улучшение условий жилья, если они встали на очередь до 1 февраля 2018 года. Субсидии на покупку жилья вправе оформить и жены, умерших ветеранов. Вдовам и вдовцам участников ВОВ сохраняют льготы на оплату за ЖКХ в размере 50%.

Помощь при похоронах ветеранов

В статье 24 ФЗ №5 «О ветеранах» указывают, что родственникам ушедшего из жизни участника ВОВ предоставляют материальную поддержку. За счет средств местного бюджета организовывают погребение, кремацию по желанию, установку памятника, транспортировку. При этом место захоронения родственники погибшего ветерана выбирают самостоятельно.

Кроме всех приведенных льгот ветеранам, инвалидам и участникам ВОВ доступны специальные государственные программы, которые предусмотрены для граждан после достижения 80 лет.

Об авторе

Клавдия Трескова – эксперт в области финансовой грамотности и инвестиций. Образование высшее экономическое. Опыт работы в банке – более 15 лет.

Регулярно повышает квалификацию и проходит курсы по финансам и инвестициям, что подтверждено сертификатами Банка России, Ассоциации Развития Финансовой Грамотности, Нетологии и других образовательных платформ. Сотрудничает со Сравни.

ру, Тинькофф Инвестиции, ГПБ Инвестиции и другими финансовыми изданиями. treskova@brobank.ru

Эта статья полезная? Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в х или напишите нам на почту admin@brobank.ru.

Обзор свежих законопроектов о правах инвалидов, военных, пенсионеров

Рассматриваются законодательные инициативы о правах и обязанностях граждан

При обнаружении ошибок просьба сообщать по адресу: maxymv1985@gmail.com

Пенсионные, налоговые, правовые новости и аналитика — ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы быть в курсе

Правовые новости за сентябрь 2020

Законопроекты по инвалидам

Освобождение от взносов на кап.ремонт инвалидов и пожилых лиц – Законопроект № 1027892-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому от уплаты страховых взносов освобождаются инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, граждане, имеющие детей-инвалидов, освобождаются от уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса. В Пояснительной записке указывается, что законопроект избавит граждан от необходимости уплачивать излишние денежные средства на счет регионального оператора капитального ремонта или владельцу специального счета в текущем месяце.

Электронный сертификат для получения мер социальной поддержки – Законопроект № 1025651-7

В Государственной Думе РФ рассматривается проект закона о приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата. Законопроект направлен на предоставление мер социальной поддержки на основании электронного сертификата. Право на получение электронного сертификата получат ветераны ВОВ, инвалиды, чернобыльцы и другие.

Государство оплатит инвалидам и ветеранам часть расходов на интернет – Законопроект № 1025833-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому для ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов всех категорий вводится новая мера социальной поддержки в виде оплаты 50 процентов стоимости услуг по обеспечению доступа к сети «Интернет».

В Пояснительной записке указывается на то, что качество жизни современного человека неразрывно связано с возможностью доступа к сети «Интернет». Расходы, по оплате услуг такого доступа в настоящее время приобрели значимый характер для поддержания достойного уровня жизни.

Читайте также:  Может ли сын военнослужащего ступить в брак

Обзор налоговых новостей за сентябрь 2020

Законопроекты по военнослужащим

Новая категория военных пенсионеров – Законопроект № 1024091-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому положения Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» распространяется на военнослужащих, уволенных из федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, а также их семей. В Пояснительной записке к законопроекту указывается, что Законопроект разработан в целях повышения социальной защищенности лиц, проходивших с 31 декабря 2017 г. военную службу в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации.

Возмещение расходов военными в связи с утратой доверия – Законопроект № 1026326-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому дополняются основания, при которых военнослужащий обязан возместить расходы на свою подготовку. В частности при прекращении контракта в связи с утратой доверия, употребление наркотических веществ и т.д.

Пенсии военнослужащих в 2021 году – Законопроект № 1027752-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии в размере 73,68 процента.

В Пояснительной записке указывается на то, что проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих на 3,7 процента, что повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 3,7 процента.

Поддержка вдов ветеранов боевых действий – Законопроект № 1022591-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от факта совместного проживания с совершеннолетними детьми.

В Пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что лишение вдов (вдовцов) защитников Отечества мер социальной поддержки, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при достижении ребенком (детьми) совершеннолетия, а также в иных указанных случаях вызывает среди них чувство обиды и социальной несправедливости.

Комментарий к налоговым спорам за август 2020

Законопроекты по пенсионерам

Компенсация за недоплату пенсий – Законопроект № 1018844-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому если устранение ошибки со стороны органа, осуществляющего пенсионное обеспечение повлекло увеличение размера пенсии, то пенсионеру дополнительно выплачиваются проценты на сумму недополученных денежных средств. Размер процентов, указанных в абзаце 1 настоящей части, при расчете за периоды до 1 января 2016 года определяется процентной ставкой рефинансирования Банка России, после 1 января 2016 года –ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, и не может быть уменьшен. В Пояснительной записке указывается, что действующее законодательство не содержит дополнительных гарантий, направленных на защиту прав пенсионеров в случае, когда в результате ошибки уполномоченного органа пенсионеру за определенный период не была начислена пенсия.

Защита пенсионных накоплений граждан – Законопроект № 1021999-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому ввести прямой запрет на привлечение посредников (в том числе агентов, поверенных) в целях заключения ими договоров об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и негосударственным пенсионным фондом от имени негосударственного пенсионного фонда. В Пояснительной записке указывается на то, что в результате действий посредников граждане вводятся в заблуждение и переводят свои накопление в новый негосударственный пенсионный фонд, что ведет к финансовым потерям.

Налоговые споры за 1 полугодие 2020

Законопроекты по МРОТ

Почасовой МРОТ – Законопроект № 1021580-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому при заключении срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени для исчисления оплаты труда работника применяется минимальный почасовой размер оплаты труда.

Также предлагается с установить минимальный почасовой размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 150 рублей в час.

В Пояснительной записке указывается, что использование МРОТ, установленного с 1 января 2020 года в сумме 12 130 рублей в месяц, для исчисления оплаты труда при привлечении работника на временную работу на условиях неполного рабочего времени не позволит обеспечить ему нормальную жизнь в течение месяца. В России часовая ставка исходя из МРОТ крайне низка и составляет в 2020 году от 89,85 руб. в мае до 65, 92 руб. в июле.

Новый порядок определения прожиточного минимума и МРОТ – Законопроект № 1027748-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому предлагается перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода (далее — медианный доход) за предшествующий год.

Медианный доход — это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины — ниже. При таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны.

Минимальный размер оплаты труда должен устанавливаться с учетом медианной заработной платы. Минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год.

В Пояснительной записке указывается, что подход к расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, является устаревшим.

Продление заморозки накопительной части пенсии – Законопроект № 1027751-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому до 2023 года приостанавливается направление части пенсионных взносов на накопительную пенсию. Как указывается в Пояснительной записке, такое решение значительно уменьшает объем трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Дайджест налоговых новостей за сентябрь 2020

Законопроекты о жилищных правах

Пособие на приобретение жилья жертвам репрессий – Законопроект № 1024052-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому реабилитированным лицам гарантируется однократное обеспечение за счёт средств федерального бюджета жилым помещением по прежнему месту жительства путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Законопроектом также предусмотрены особые сроки предоставления таких выплат — в срок не позднее одного года со дня подачи реабилитированными лицами соответствующего заявления в уполномоченный орган. В Пояснительной записке указывается на то, что принятие реабилитированных лиц на жилищный учёт в обычном порядке не является адекватным возмещением понесённого вследствие репрессий ущерба.

Жертвы политических репрессий, как правило, люди преклонного возраста.

Ответственность исполнителя за неправильный расчет за коммунальные услуги – Законопроект № 1025645-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому устанавливается ответственность исполнителя коммунальной услуги также и перед собственником жилого дома за нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу. В Пояснительной записке указывается на то, что Предлагаемое регулирование позволит обеспечить защиту прав и законных интересов собственников, проживающих в частных домах (жилом доме или части жилого дома).

Погашение ипотечного кредита государством при строительстве дома – Законопроект № 1027201-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) за счет мер государственной поддержки в сумме не более 450 тысяч рублей возможно в случае, если гражданином заключен кредитный договор (договор займа), в том числе на строительство жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства. В Пояснительной записке указывается, что расширение целей кредитного договора (договора займа) на случай строительства жилого помещения будут способствовать укреплению института семьи, многодетности, улучшению жилищных условий, а также послужит дополнительным импульсом индивидуального жилищного строительства России.

Законопроекты о преподавателях

Защита прав преподавателей ВУЗов – Законопроект № 1021402-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому трудовые договоры с педагогами, по общему правилу, заключаются на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных настоящим ТК РФ или иными федеральными законами, на срок, определенный сторонами трудового договора, но не менее трех лет. В Пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что в последние годы в вузовской среде сложилась устойчивая практика заключения срочных трудовых договоров с педагогическими работниками на 1 год (по основному месту работы). Причем происходит это не по желанию работников, а по воле работодателей.

Запрет на привлечение школ и преподавателей при проведении выборов – Законопроект № 1022662-7

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

Мобилизация гражданских лиц в чрезвычайных ситуациях без придания им правового статуса военнослужащих была в СССР регулярной практикой.

Призванные на военные сборы военнослужащие запаса (так называемые «партизаны») приравнены законом к военнослужащим.

Читайте также:  Льготы по транспортному налогу для многодетных семей

Если, например, в период сборов они получали травмы, повлекшие инвалидность, или, не дай Бог, гибли – то им как во времена СССР, так и в настоящее время полагается выплата военных пенсий.

Не обошлось без мобилизованных лиц и при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. К таким лицам относится Алексей Подвязников – инвалид II группы (бессрочно) вследствие катастрофы на ЧАЭС, интересы которого я представлял в Конституционном Суде РФ.

КС не принял жалобу чернобыльца к рассмотрению, но подтвердил его право на две пенсииСуд указал, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости

В жалобе в Конституционный Суд Алексей Подвязников просил признать не соответствующими Конституции РФ нормы подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст.

29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, исполнявших на специальных сборах обязанности военной службы, связанные с производством работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при выполнении указанных работ, права на одновременное получение двух пенсий: государственной по достижении пенсионного возраста и пенсии по инвалидности, даже если заболевание связано с участием в ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

На мой взгляд, проблема не в законах, а в формулировках для установления чернобыльцам инвалидности и их трактовке сотрудниками Пенсионного фонда, в несогласованности их действий, а также в отсутствии разъяснений Правительства РФ о том, какие конкретно формулировки предоставляют те или иные права.

Так, формулировки, применяемые при установлении инвалидности, указаны в Постановлении Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 772 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95», вступившем в силу 27 августа того же года. Применительно к чернобыльцам используются формулировки (п. 14 Постановления № 95):

  • заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «з»);
  • заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «и»);
  • заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «к»).

Однако ни в Постановлении № 95 в редакции Постановления № 772, ни в письме Министерства труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2016 г. № 31656/2016 не разъяснено, в чем разница в их применении для назначения второй пенсии по инвалидности дополнительно к пенсии по старости.

Моему доверителю была первоначально (почему первоначально – будет понятно далее) установлена инвалидность с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Однако сотрудники ПФР посчитали, что для получения права на две пенсии должна быть единственная формулировка, что Алексей Подвязников получил инвалидность вследствие военной травмы при ликвидации аварии на ЧАЭС (такой в постановлении нет) или просто вследствие военной травмы (замечу: несмотря на то что эта формулировка есть в постановлении, она не дает чернобыльцам специальных преимуществ, а лишь приравнивает инвалидов к ветеранам военной службы, имеющим право получать пенсию как ветераны военной службы и дополнительную гражданскую пенсию по истечении 25 лет рабочего стажа. Такое право имеют любые военнослужащие – независимо от того, были они на ликвидации радиационных аварий или нет). Использовать названные формулировки в качестве причины инвалидности мой доверитель не мог.

Все суды общей юрисдикции, включая судью Верховного Суда РФ, поддержали позицию ПФР и посчитали, что сейчас (после изменения пенсионного закона) для получения права на две пенсии должны применяться только формулировки, указанные ПФР. Никакие иные такого права не предоставляют.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2021 г. № 1-О подчеркнул, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости.

Это не первое решение КС по вторым пенсиям для чернобыльцев, призванных на военные сборы: в частности, в Постановлении от 7 февраля 2012 г. № 1-П Суд рассматривал аналогичные правоотношения.

Мы в заявлениях, жалобах и исках ссылались на п. 4 Постановления КС от 7 февраля 2012 г.

№ 1-П, где указано: «Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с действующим правовым регулированием на равных основаниях с военнослужащими имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, а также на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы».

Обратите внимание, что здесь тоже не определены формулировки, которые требуются для установления инвалидности и, как следствие, – для получения двух пенсий, однако указана категория «военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы», – то есть та, к которой относится Алексей Подвязников.

После нашего обращения в Конституционный Суд аппарат КС запросил у всех отзывы, после чего бюро медико-социальной экспертизы пересмотрело дело Подвязникова и исправило формулировку на: «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». В результате, хотя согласно первоначальной позиции ПФР такая формулировка не дает право на получение двух пенсий одновременно, а предоставляет право на получение либо пенсии по инвалидности, либо пенсии по старости, моему доверителю была назначена вторая пенсия дополнительно к уже получаемой им.

Теперь чернобыльцы, призванные на военные сборы, получили право исправить формулировку инвалидности и оформить вторую пенсию со ссылкой на упомянутое определение КС. Самое главное, что конкретная формулировка из перечня, установленного правительством, указана в акте Конституционного Суда, что вносит определенность в правовое регулирование данного вопроса.

Жаль только, что ликвидаторов-чернобыльцев с каждым днем становится все меньше (по данным специального проекта ТАСС «Чернобыль, мифы и факты», со всего бывшего СССР в ликвидации аварии приняли участие 600 тыс. человек, из них 340 тыс. военнослужащих (в т. ч. 24 тыс.

кадровых военных) и 18,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел).

То есть количество ликвидаторов, не являющихся военнослужащими, составляет около 45%, и многие из них разочаровались как в праве, так и в том, что в России можно добиться справедливого социального обеспечения…

В заключение добавлю: несмотря на то что КС не принял жалобу к рассмотрению, нам удалось добиться главного – Суд в последнем разделе определения прямо прописал формулировку основания установления инвалидности, которая дает право чернобыльцам на получение второй пенсии (замечу, что это не та формулировка, которую требовал первоначально ПФР и которую за ним поддержали суды общей юрисдикции).

Теперь и другие ветераны Чернобыля могут требовать изменения формулировки на указанную в определении КС и принятия ее Пенсионным фондом как основания для получения второй пенсии.

Кроме того, ПФР и судья ВС указывали, что на вторую пенсию можно претендовать только с 65 лет, а КС определил, что на вторую пенсию ликвидаторы могут рассчитывать при достижении 55-летнего возраста, а это очень важно!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector