Бернская и женевская конвенции. сроки на перевод при авторском праве иностранного гражданина

Бернская и женевская конвенции. Сроки на перевод при авторском праве иностранного гражданинаИзначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, предоставлялась только своим, но не иностранным гражданам. В связи с этим территория действия авторских прав была ограничена пределами государства. Международное авторское право позволяет преодолеть территориальный характер действия авторских прав и защитить авторские права за рубежом. Современное международное авторское право представляет сложную систему международных договоров и соглашений, но знать его основы будет полезно всем авторам и пользователям произведений, особенно с учетом развития Интернета и международной торговли.

1. Международное авторское право. Понятие и общие положения

Международное авторское право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения между государствами, а также гражданами различных государств в сфере возникновения, использования и защиты прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Как правило, международное авторское право относят к отрасли международного частного права, т.к. субъектами авторских прав являются граждане и юридические лица, действующие в своем собственном интересе. Однако международное авторское право является и частью публичной права, т.к.

международно-правовая охрана авторских прав основана на обязательствах государств по принятию необходимых для этого мер. Так, нормы международных договоров требуют от государств признавать авторские права иностранных граждан и предоставлять авторам свободный доступ к административным и судебным мерам защиты.

С этой точки зрения, международное авторское право регулируют не только частные отношения между авторами и правообладателями, но и властные отношения в этой сфере.

Международно-правовая охрана авторских прав обеспечивается двумя методами регулирования: материально-правовым и коллизионным.

Бернская и женевская конвенции. Сроки на перевод при авторском праве иностранного гражданина

1) Материально-правовой метод регулирования авторских прав заключается в принятии международных договоров, содержащих нормы, непосредственно разрешающие те или иные вопросы авторского права.

Например, согласно статье IV Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года  «Срок охраны произведений не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти».

Здесь срок действия авторских прав установлен непосредственно международным договором и является общим правилом для всех стран-участниц конвенции. Другими словами, материально-правовой метод регулирования позволяет сказать, как разрешать определенный вопрос.

2) Коллизионный метод регулирования авторских прав не дает прямого ответа на вопрос, но указывает, где этот ответ следует искать. Коллизионный метод отсылает к праву определенного государства, согласно которому вопрос должен быть решен.

Например, российский автор заключает лицензионный договор на произведение с гражданином Великобритании для использования произведения на территории США. Право какого государства должно регулировать такой договор? Согласно п.8 ст.1211 Гражданского кодекса РФ к лицензионному договору будет применяться право США.

Как правило, международное авторское право регулирует все договоры путем отсылки к законодательству определенного государства.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Ввиду особой значимости Бернской конвенции посвящена отдельная статья.

3. Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве в 1952 году. Поэтому часто ее также именуют Женевской конвенцией об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве разработана под эгидой ЮНЕСКО, а ее участницами сейчас являются 100 стран.

В современном международном авторском праве значение Всемирной конвенции скорее историческое.

Дело в том, что Бернская конвенция установила довольно высокий стандарт охраны авторских прав, что не устраивало целый ряд стран, в том числе США и СССР.

Поэтому понадобился международный договор, предъявляющий более низкие требования. Таким международным договором стала Всемирная конвенция об авторском праве.

Основные положения Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года:

  • предоставление равных авторских прав гражданам одного государства на территории другого государства-участника конвенции;
  • возможность установления в национальном праве формальных требований, необходимых для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права – срок жизни автора и 25 лет после его смерти, но для некоторых категорий произведений можно предусмотреть более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • за автором признано исключительное право на перевод произведения, но по настоянию Советского Союза предусмотрены исключения, когда перевод можно осуществить и без разрешения правообладателя.

Таким образом, Всемирная конвенция об авторском праве признала действие авторских прав за рубежом, но установила скромные гарантии и требования к международно-правовой охране авторских прав. Международное авторское право того времени нуждалось в подобном международном соглашении, но в настоящее время конвенция применяется крайне редко.

По этой ссылке доступен текст Всемирной конвенции об авторском праве с учетом пересмотра отдельных положений в Париже в 1971 году.

4. Договор ВОИС по авторскому праву

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. На английском языке его название пишется как WIPO Copyright Treaty. Сегодня участниками Договора ВОИС по авторскому праву являются 89 стран.

К 1996 году международное авторское право включало уже несколько универсальных международных договоров в области охраны авторских прав за рубежом.

Однако стремительное развитие техники, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Это и послужило основной причиной принятия Договора ВОИС по авторскому праву.

К слову, одновременно с ним был принят и международный договор, защищающий интеллектуальные права обладателей смежных прав.

Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву:

  • признается юридическая сила Бернской конвенции 1886 года и отдельно указывается, что никакие положения Договора ВОИС по авторскому праву не ущемляют прав, предоставленных авторам Бернской конвенцией;
  • закреплено исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения, что означает запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе в. сети Интернет. Эта норма является основной в Договоре ВОИС по авторскому праву и расширяет перечень авторских прав, предусмотренных Бернской конвенцией;
  • установлено, что авторские права распространяются только на форму произведения, но не на идеи, методы, процессы и концепции как таковые. Этому ключевому в международном авторском праве правилу посвящена статья «Форма и содержание произведения»;
  • продлен срок правовой охраны фотографических произведений, который стал равен сроку действия авторских прав на иные произведения литературы, науки и искусства;
  • признаны авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, которые как объекты интеллектуальной собственности приравниваются к литературным произведениям;

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции. Его значение сложно переоценить, так как. именно благодаря этому договору современное международное авторское право охраняет произведения, выраженные в цифровой форме, и позволяет правообладателям защищаться от неправомерного использования произведений в Интернете и других сетях.

Здесь Вы можете скачать текст Договора ВОИС по авторскому праву.

5. Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня.

Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции.

Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

6. Коллизионное регулирование международно-правовой охраны авторских прав

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях.

Читайте также:  Добрый скажите пожалуйста на каком основание могут переквалифицировать из понято в свидетели

В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем.

По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

Бернская и женевская конвенции. Сроки на перевод при авторском праве иностранного гражданина

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском  языке)2.

Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.3.

Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Бернская конвенция

Бернская конвенция

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. является старейшим международным договором в области авторских прав, ее положения составляют фундамент для всей системы международной охраны произведений. Неоднократно пересматривалась. В настоящее время действует в редакции Парижского акта 1971 г.

Бернская конвенция охраняет произведения в области литературы, науки и искусства вне зависимости от формы и способа их выражения. Цель Конвенции, как говорится в ее преамбуле, состоит в обеспечении возможно более эффективным и единообразным путем охраны прав авторов на их литературные или художественные произведения. В основу ее положены три основных принципа:

1) национального режима – каждое участвующее государство должно предоставлять произведениям, созданным в других государствах-участниках, такую же охрану, какую оно предоставляет произведениям своих граждан;

2) автоматической охраны – предоставление охраны не зависит от соблюдения каких-либо формальностей (условий регистрации, депонирования и т. д.);

  • 3) минимальных стандартов – законы каждого государства должны обеспечивать некоторые гарантированные базовые уровни защиты авторских прав.
  • Иногда в качестве принципов Бернской конвенции выделяют также:
  • • принцип независимости охраны, в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависят от уровня охраны в стране происхождения произведения (с некоторыми исключениями);
  • • принцип ретроактивной охраны (из которого следует, в частности, что охрана иностранным произведениям должна предоставляться независимо от того, когда они были созданы – до даты присоединения к Бернской конвенции или после присоединения к ней).

Страна, участвующая в Бернской конвенции, обязана предоставить национальный режим без сравнения уровней охраны в других странах. В то же время Конвенция, требуя обеспечить национальный режим охраны авторских прав, не препятствует более широкой охране и защите авторских прав, чем предусмотрено ее нормами.

  1. Перечислим кратко права, которые специально предусматриваются и гарантируются Бернской конвенцией:
  2. 1) право на перевод (ст. 8);
  3. 2) право на воспроизведение любым образом и в любой форме, включая любую звуковую или визуальную запись (ст. 9);
  4. 3) право на публичное представление драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений (ст. 11);
  5. 4) право на передачу в эфир и на публичное сообщение средствами беспроволочной и проволочной связи с помощью громкоговорителя или другого подобного аппарата (ст. 11 bis);
  6. 5) право на публичное чтение (ст. 11 ter);
  7. 6) право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения (ст. 12);

7) право на кинематографическую переделку и воспроизведение произведений (ст. 14).

Так называемое право долевого участия (право следования), устанавливаемое ст. 14 ter в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей, является факультативным и применяется только в тех случаях, если такое право предусмотрено национальным законодательством страны – участницы Конвенции.

Наряду с имущественными правами в Бернской конвенции в ст. 6 bis предусматриваются личные неимущественные права автора (моральные права) – право автора требовать признания авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному посягательству на произведение, которые способны нанести ущерб чести и репутации автора.

Для некоторых произведений Бернская конвенция предусматривает положения о факультативной охране, т. е. устанавливает, что каждое государство – участник Конвенции само определяет, в какой степени оно решит обеспечить охрану:

1) официальным текстам законодательного, административного и судебного характера и официальным переводам таких текстов (п. 4 ст. 2);

2) произведениям прикладного искусства и промышленным рисункам и образцам (п.7 ст. 2);

3) лекциям, обращениям и другим произведениям, произнесенным публично (п. 2 ст. 2 bis);

4) произведениям народного творчества (п. 4 ст. 15).

В Бернской конвенции содержится комплекс положений, предусматривающих ограничения исключительных прав, которые закреплены в качестве минимального уровня охраны.

Например, предусматривается:

• возможность ограничения охраны политических речей и речей, произнесенных на судебных процессах (п. 1 ст. 2 bis);

• возможность использования охраняемых произведений в оговоренных случаях без разрешения обладателей авторского права и без выплаты вознаграждения за такое использование – так называемое свободное использование произведений, в том числе воспроизведение произведений в особых случаях (п. 2 ст. 9);

• использование цитат из произведений и произведений в качестве иллюстративного материала в целях обучения (ст. 10);

• воспроизведение статей в газетах или журналах по текущим событиям (ст. 10 bis Бернской конвенции);

• создание записей краткосрочного пользования (п. 3 ст. 11 bis).

Как правило, почти все такие исключения основаны на принципе использования в соответствии с добрым обычаем.

В Бернской конвенции предусматриваются два случая установления так называемых принудительных лицензий:

1) в отношении передачи в эфир или публичного сообщения «по проводам или средствами беспроволочной связи, а также с помощью громкоговорителя или любого другого аналогичного аппарат» (п. 2 ст. 11 bis);

2) в отношении права записи музыкальных произведений (п. 1 ст. 13).

Такая система, в соответствии с которой исключительное право на выдачу разрешения на совершение того или иного действия может сводиться только к праву на получение вознаграждения, известна как система принудительного лицензирования.

Эти лицензии называются принудительными, так как являются результатом применения закона, а не использования обладателем авторского права своего исключительного правомочия давать разрешение на соответствующее использование своего произведения.

Кроме того, в отношении исключительного права на перевод Бернская конвенция предоставляет возможность присоединяющимся к ней развивающимся странам сделать специальную оговорку в соответствии с так называемым правилом 10 лет (п. 2 (b) ст. 30).

В настоящее время членами Бернской конвенции является почти 160 стран (США – с 1989 г., Китай – с 1992 г.).

Российская Федерация стала участницей Бернской конвенции с 13 марта 1995 г. Однако действие специальной оговорки, сделанной при присоединении к Бернской конвенции в качестве переходной меры и ограничивавшей охрану иностранных произведений, было устранено только с принятием изменений к Закону в 2004 г.

В настоящее время Закон полностью соответствует требованиям Бернской конвенции и даже обеспечивает более высокий уровень охраны, чем требуют ее положения. Кроме того, многие допускаемые Бернской конвенцией ограничения охраны авторских прав в российском Законе отсутствуют.

Читайте также:  Параллельаня работа в Российской и Американских компаниях, принадлежащих одному и тому же человеку

Бернская и женевская конвенции. Сроки на перевод при авторском праве иностранного гражданина

Сильный зверь слон из земли Персиянской.

Рисунок неизвестного московского гравера. 1760

Женевские конвенции: основа международного гуманитарного права

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним составляют ядро международного гуманитарного права — отрасли международного права, которая регулирует ведение вооруженных конфликтов и стремится ограничить их последствия.

Они, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение солдат, а также военнопленных.

Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых «серьезных нарушений». Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.

Женевские конвенции 1949 г

Первая Женевская конвенция защищает раненых и больных солдат во время войны на суше

Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг.

В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы.

В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Вторая Женевская конвенция защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море

Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции.

В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда.

В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Третья Женевская конвенция применяется к военнопленным

Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II.

Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования.

Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.

Четвертая Женевская конвенция предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории

Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны.

Конвенция состоит из 159 статей. В ней содержится короткий раздел, относящийся к общей защите населения от определенных последствий войны, но не касающийся ведения военных действий как такового, — оно будет позже рассмотрено в Дополнительных протоколах 1977 г.

Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории.

Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории.

В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами.

Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.

Общая статья 3

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы.

Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:

  • Она требует гуманного обращения со всеми лицами, находящимися в руках неприятеля, без какого-либо неблагоприятного различия. Она особо запрещает убийство, нанесение увечий, пытки, жестокое, оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников и отсутствие надлежащего судебного разбирательства.
  • Она требует, чтобы раненых, больных и потерпевших кораблекрушение подбирали и оказывали им помощь.
  • Она дает МККК право предлагать свои услуги сторонам в конфликте.
  • Она призывает стороны в конфликте ввести в действие все или часть положений Женевских конвенций путем специальных соглашений.
  • Она признает, что применение этих норм не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте.

Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.

Когда применяются Женевские конвенции?

Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г.

Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны. Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.В 2007 г.

был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

Сравнительно-правовой анализ основных положений отечественного авторского права и Бернской конвенции

Таласпаева, А. А. Сравнительно-правовой анализ основных положений отечественного авторского права и Бернской конвенции / А. А. Таласпаева.

— Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16165/ (дата обращения: 11.03.2022).

Читайте также:  Лешили квартиры: у моего старшего брата отобрали квартиру по неизвестной причине как можно поступить



  • В статье проводится сравнительно-правовой анализ основных положений российского авторского права и Бернской конвенции.
  • Ключевые слова: авторское право, Бернская конвенция, объекты авторского права, срок охраны, права автора.
  • Россия является участницей многих международных соглашений в области авторского права, приняв таким образом минимальные стандарты, установленные в области авторского права на международном уровне.

Одним из основных международных актов в области авторского права является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (далее — Бернская конвенция), принятая в 1886 году. Россия присоединилась к указанному акту в 1994 году, чем были обусловлены значительные изменения в отечественном авторском законодательстве того времени.

Мы предлагаем сравнить основные положения Бернской конвенции с нормами российского авторского права.

Выбор пал именно на данный международный акт, поскольку его правовое лидерство среди остальных международных соглашений в области авторского права обусловлено тем, что в случае возникновения коллизий между международными нормами, обязательно применяются нормы Бернской конвенции.

Объекты авторского права:

Ст. 1 Бернской конвенции закрепляет перечень объектов авторского права, подлежащих охране в рамках указанного соглашения. Однако, положения данной статьи гласят, что страны-участницы могут не закреплять правовую охрану некоторых объектов или их категорий, указанных в этом перечне, если они не закреплены в той или иной материальной форме.

Кроме этого, страны-участницы вправе дополнять указанный ранее перечень в национальном законодательстве [1]. Перечень объектов авторского права, закрепленный в ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] полностью находит свое отражение в перечне, установленном Бернской конвенцией.

Хотя следует отметить, что перечень объектов авторского права в отечественном законодательстве не является исчерпывающим.

Положения Бернской конвенции допускают возможность закрепления странами-участницами в национальном законодательстве охраны текстов законодательного, административного и юридического характера и официальных переводов таких текстов. Однако, положения российского законодательства солидарны с положениями конвенции и не устанавливают правовую охрану таких объектов.

Срок охраны авторского права:

В соответствии со ст. 7 Бернской конвенции срок охраны авторского права составляет срок жизни автора и пятьдесят лет после его смерти [1]. Тогда, как срок охраны авторского права в России длиться в течение жизни автора и семидесяти лет после его смерти [2].

  1. Права автора:
  2. Из анализа норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что автору принадлежат следующие группы прав:
  3. − исключительное право;
  4. − личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование и др.);

− иные права (право доступа, право следования и др.) [2].

  • Из анализа положений Бернской конвенции следует, что за автором закрепляются следующие права:
  • − имущественные права — аналог российского исключительного права;
  • − неимущественные права (право авторства; право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора — ст. 6bis);

− иные права (право долевого участия — ст. 14ter) [2].

Обсудим неизвестные отечественному законодательству по названию или содержанию права автора, закрепленные в Бернской конвенции. Так, одним из неимущественных прав является право на защиту чести и репутации в рамках авторского правоотношения.

Содержанием этого права является возможность противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству на произведение, которые могут нанести определенный ущерб чести или репутации автора [2]. В отечественном законодательстве аналогом указанного права является право на неприкосновенность произведения , установленное в ст.

1266 Гражданского кодекса Российской Федерации и включающее в себя право на защиту произведения от извращения, искажения или иного изменения, порочащего честь, достоинство и деловую репутацию автора. Однако, такое право на защиту реализуется в рамках общей нормы — ст.

152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку любое нарушение, способное нанести вред чести или репутации лица, независимо от того, в рамках какого правоотношения оно происходит, подпадает под регулирование общей статьи о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Следующее «незнакомое» нам право автора, установленное в Бернской конвенции, — это право долевого участия . Следует сказать, что отчасти данное право знакомо нашему законодательству по содержанию, однако, называется оно правом следования. Содержание указанного права регламентировано в ст.

1293 Гражданского кодекса Российской Федерации: автор в случае отчуждения оригинала произведения изобразительного искусства, где в качестве посредника, покупателя или продавца выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи [2].

Таким образом, основными условиями наличия указанного права у автора являются два условия:

  1. Объектом выступает лишь оригинал изобразительного искусства , однако, Гражданский кодекс Российской Федерации распространяет такое право также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений;
  2. В качестве посредника, покупателя или продавца выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Содержание права долевого участия закреплено в ст. 14ter Бернской конвенции: в случае отчуждения оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор имеет право долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором [1]. Из указанного вытекают следующие особенности права долевого участия:

− оно может быть осуществлено в отношении оригиналов всех произведений искусства , а не только изобразительного;

− не установлено ограничений к статусу тех, кто выступает в качестве посредника, продавца или покупателя.

Следует отметить, что в соответствии с положениями Бернской конвенции правом долевого участия автор может воспользоваться на территории любой из стран-участниц при условии , что законодательство страны автора предусматривает охрану такого вида права [1]. Таким образом, не каждый иностранный гражданин может реализовать такое право на территории России, хоть оно и предусмотрено нашим законодательством.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что большинство положений международного законодательства в лице Бернского соглашения, находит свое отражение в отечественном законодательстве, за некоторым исключением.

Так, право следования в международном понимании может принадлежать авторам всех произведений искусства, а в российском законодательстве оно наличествует, по общему правилу, только в отношении произведений изобразительного искусства.

Однако, следует отметить и позитивные для отечественного авторского права отличия от норм Бернской конвенции — это срок правовой охраны авторского права, который на двадцать лет больше, установленного в международном акте.

Не смотря на то, что Бернская конвенция является лидером среди других международных актов в области авторского права по масштабу и глубине регулирования, ее положения регламентируют лишь некоторую часть основных вопросов, касающихся охраны авторского права.

Возможно, это связано с международной либерализацией именно института авторского права, чтобы страны, исходя из особенностей своего политического и экономического развития, самостоятельно регулировали остальную часть вопросов в области защиты авторского права.

Так, формирование способов защиты и системы санкции за нарушение авторских прав — привилегия национального законодательства. Бернская конвенция лишь гласит, что контрафактные экземпляры произведений подлежат аресту.

Литература:

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 года (часть 4) // СПС «КонсультантПлюс».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector