Возмещение ущерба ДТП требует профессионального подхода и комплексного решения проблемы.
ВНИМАНИЕ: наш страховой автоюрист составит отзыв на Иск о возмещении ущерба при ДТП, поможет даже в самой сложной ситуации и будет представлять Ваши интересы в суде.
Порядок возмещения ущерба при ДТП
Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.
В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.
- Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
- Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, Закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.
Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.
Претензия о возмещении ущерба ДТП
Правильно подготовленная претензия уже на данной стадии поможет добиться мирового соглашения о возмещении ущерба при ДТП. Поскольку сама претензия является своего рода предсудебной подготовкой – она должна быть направлена исключительно по юридическому адресу компании. Сама претензия должна содержать конкретные (безальтернативные) требования в зависимости от полиса ОСАГО либо КАСКО, правил страхования и закона.
Приложением претензии обязательно должны быть материалы, ранее не представляемые в организацию. Например, заключение оценщика о стоимости восстановительного ремонта.
Также в рамках претензионного порядка следует предоставить реальную возможность удовлетворить требования потребителя, приложив банковские реквизиты для перечисления денежных средств. В случае отказа страховой возмещать ущерб по претензии, следует подготовить Исковое заявление о возмещении материального ущерба ДТП.
Как составить исковое заявление о возмещении ущерба ДТП?
Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:
- Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
- Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
- Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
- Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
- Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно Потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный Штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.
Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.
Что делать, если у виновника нет ОСАГО?
Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.
Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.
Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.
Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.
Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.
Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в х — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.
Особенности в возмещении ущерба причиненного ДТП
Возмещение ущерба после ДТП можно разделить:
- возмещение ущерба с виновника ДТП в части имущественного вреда (автомобилю, имуществу водителя и пассажиров, сооружениям и иным объектам);
- компенсация вреда здоровью;
- компенсация морального вреда;
- Упущенная выгода;
- расходы, связанные с эвакуацией, расходами на проезд от места ДТП, иные расходы, которые могла возникнуть в результате дорожной аварии.
Под материальным ущербом от аварии понимается стоимость ремонта транспортного средства, сумма возмещения оценочной процедуры.
Это требует вмешательства специалистов, так как сотрудники страховых фирм зачастую медлят с тем, чтобы покрыть ущерб при КАСКО (читайте материал страховая не платит по КАСКО), да и по полису ОСАГО бывают вопросы.
Очень важный момент – важно сразу же, на месте аварии описать в документе все повреждения, которые были выявлены при свидетелях. Благодаря этому не придется заново составлять протокол.
Многие водители отмечают, что страховые фирмы хотят избежать выплаты, находя всевозможные оправдания. Порой это и есть их цель – не выплачивать деньги за ущерб водителю. Кстати, выплата компенсации – лишь один из методов оплатить ремонт.
Сторона, из-за которой произошла авария, может сделать это самостоятельно, то есть заплатить за ремонт, который осуществляется в сервисном центре.
В тех случаях, когда возраст транспортного средства не превысил пяти лет и размер повреждений составляет от сорока процентов, водитель может подать иск, чтобы возмещение ущерба включало полную стоимость машины.
На страховой фирме лежит ответственность оплатить транспортировку и хранение транспортного средства, медицинскую помощь пострадавшему лицую, иное возмещение ущерба в результате ДТП. Чтобы быстрее и легче добиться всего этого, необходимо иметь Договор, в котором описываются компенсационные размеры. Если погибли люди, фирма оплачивается захоронение и материально поддерживает семью, которая потеряла кормильца.
Виновнику, возможно, придется оплачивать возмещение материального ущерба при ДТП не только в отношении имущества, но и сооружения.
Но специальный документ нужно отправить на протяжении пяти дней в страховую компанию.
Чтобы получить выплаты от страховой фирмы, нужно заполнить заявление, подать документы о том, что произошла авария, протокольную копию, а также копию постановления о том, что произошло нарушение.
Адвокат по возмещению ущерба ДТП в Екатеринбурге
Дорожно-транспортное происшествие практически всегда влечет за собой убытки, порой очень серьезные. Пострадавшая сторона обычно рассчитывает на то, что виноватая сторона или страховая фирма покроет все расходы, связанные с ремонтом транспортного средства, а также будет произведено возмещение вреда причиненного здоровью гражданина.
Но важно помнить, что возмещение ущерба при ДТП – это решаемая Процедура. Она может занять много времени, причем нет гарантии, что ее результат порадует пострадавшую сторону. Поэтому, чтобы избежать рисков рекомендуем Вам обратиться к нам.
Отзыв о работе адвоката по взысканию морального вреда после ДТП
Читайте еще о работе нашего адвоката по ДТП:
Вся практика взыскания морального вреда при ДТП
Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди
Инструкция: что делать, если у страховой компании отозвали лицензию
Чаще лицензии отзывают из-за неустойчивого финансового положения компании — когда у неё недостаточно денег на выплату компенсаций. Также это может произойти из-за недобросовестных действий организации или отсутствия отчётности для Банка России.
У одной страховой может быть несколько лицензий на разные виды страхования. Разберём это на примере «АСКО-Страхования». Центробанк из-за неустойчивого финансового положения отозвал у неё лицензии на следующие виды страхования:
- добровольное имущественное страхование;
- обязательное страхование ОСАГО;
- добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни.
Это значит, что компания больше не может продавать страховые полисы по тем видам страхования, по которым лишилась лицензии. Также запрещено продлевать и вносить изменения в уже действующие страховые договоры.
Договоры ОСАГО даже при отзыве лицензии у страховой продолжат действовать до окончания своего срока. По закону в случае отзыва лицензии обязанность компенсационных выплат по ОСАГО переходит от страховой компании к Российскому союзу автостраховщиков (РСА).
Таким образом, при ДТП клиентам «АСКО-Страхования» нужно будет обращаться за урегулированием и компенсацией в РСА. Порядок получения компенсации от РСА прописан в статье 19 закона об ОСАГО. Лимиты выплат аналогичны лимитам страховых выплат: 400 тысяч ₽ за ущерб авто и 500 тысяч ₽ за ущерб жизни и здоровью.
Вывод: расторгать договоры ОСАГО клиентам «АСКО-Страхования» прямо сейчас смысла нет.
Действие полисов добровольного страхования для клиентов «АСКО-Страхования» прекратится через 45 дней, то есть 17 января 2022 года. Затем договоры будут расторгнуты, а клиентам вернут страховую премию в пересчёте на количество оставшихся дней по этим договорам.
Обычно после отзыва лицензии Центробанк назначает временную администрацию, которая управляет страховой компанией. В случае с «АСКО-Страхованием» функции временной администрации возложены на Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Это значит, что АСВ будет следить в том числе за тем, чтобы клиентам «АСКО-Страхования» вернули деньги за полисы.
Поэтому клиентам, у которых до 17 января 2022 года не произойдёт страховых случаев, нужно написать заявление на возврат денег и ждать их поступления на карту.
- Образец заявления можно скачать с сайта АСВ. В заявлении требуется указать реквизиты для перечисления денег, также к нему нужно приложить копии:
- 1. договора страхования;
- 2. квитанции об оплате страховой премии;
3. паспорта заявителя.
- Заполненное заявление следует отправить заказным письмом по адресу: 454091, Челябинская область, город Челябинск, улица Красная, дом 4, офис 401.
- Если в течение 45 дней после отзыва лицензии произошёл страховой случай по действующему договору добровольного страхования, клиенту должны выплатить страховое возмещение согласно условиям его договора.
- Если у компании не хватит денег на компенсацию, необходимо дождаться её банкротства, а затем обращаться за возмещением в АСВ. Для этого потребуется собрать документы:
- — копию договора страхования;
- — квитанции об уплате страховой премии;
- — копию паспорта заявителя;
- — документы, подтверждающие факт наступления страхового случая;
- — экспертное заключение по определению размера ущерба.
- Все документы клиентам «АСКО-Страхования» нужно отправить заказным письмом по адресу: 454091, Челябинская область, город Челябинск, улица Красная, дом 4, офис 401.
Однако, как показывает практика, ожидание банкротства и возмещения от АСВ может затянуться. К тому же после банкротства может не хватить денег на выплаты всем клиентам.
Вывод: чтобы не рисковать, клиентам «АСКО-Страхования» с полисами добровольного страхования лучше обратиться в АСВ с заявлением о возврате и прямо сейчас перестраховаться в другой компании.
Выбрать полис добровольного имущественного страхования можно на Сравни.ру
Сервис сравнит цены от разных компаний
Кто заплатит, если страховая разорилась, — Верховный суд разъяснил
Автовладелец не смог получить выплату по ОСАГО в рамках прямого возмещения убытков. Своя страховая делать это отказалась: компания виновника ДТП, мол, лишилась лицензии. Проблему пришлось решать в Верховном суде.
Дело было так. Мухаметгалиев А.И. попал на автомобиле Skoda Octavia в аварию, виновником которой признали водителя Chevrolet Aveo Кабанова А.Ю. Ответственность виновника ДТП была застрахована в СК «Оранта», у которой отозвали лицензию.
Независимый оценщик вывел калькуляцию ремонта с учетом износа в размере 208 665, 99 руб. Пострадавший обратился в свою СК «Мегарусс-Д», чтобы получить выплату по прямому возмещению убытков (ПВУ). Но не тут-то было: компания сообщила, что для этого необходимо предоставить еще ряд документов.
Владелец отослал документы, но страховщик перестал отвечать на его запросы о выплате возмещения.
Тогда представитель Мухаметгалиева подал в суд на страховую компанию с требованием возместить тому убытки по ПВУ, а заодно расходы на оплату услуг оценщика, эвакуатора, представителя в суде и нотариуса, компенсировать также Моральный вред и уплатить штраф в размере 50% от всей суммы.
Суд первой инстанции постановил, что страховая компания обязана выплатить ему деньги по прямому возмещению убытков, а после самостоятельно разбираться с РСА (Российским союзом автостраховщиков).
Исковое требование суд удовлетворил лишь частично, взыскав со страховщика в пользу автовладельца 208 665, 99 руб., расходы на составление отчета оценщика в размере 10 000 руб., расходы на оплату услуг эвакуатора в размере 1500 руб.
, компенсацию морального вреда — 1000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потерпевшего в размере 30 000 руб. и расходы на оплату услуг его представителя в суде в размере 12 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ему было отказано. С «Мегарусс-Д» также взыскана государственная пошлина в размере 5586,65 руб.
Страховая компания оспорила это решение, и суд апелляционной инстанции его отменил, посчитав, что Мухаметгалиеву следует сразу обратиться с иском в РСА.
Верховный суд постановил, что заплатить потерпевшему должна все же его страховая компания, то есть «Мегарусс-Д» на том основании, что тут действуют те же правила, что и в случае, если бы страховая компания виновника аварии была действующей.
Согласно федеральному закону, страховщик должен сначала произвести выплату потерпевшему, а уже потом обращаться за компенсацией в РСА.
То есть не владельца, а его страховую компанию обязали вести дела с профессиональным объединением автостраховщиков.
Поэтому решение апелляционного суда было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.
- За повторное нарушение ПДД водителя должны были лишить прав, но инспектор, выписавший постановление, не смог лично присутствовать в суде. ВС постановил прав водителя не лишать, а дело прекратить, так как срок давности по нему уже истек.
- Страховая компания отказала в выплате автовладельцу, так как автомобиль виновника аварии по стечению обстоятельств принадлежал также ему. Верховный суд обязал страховщика все же возместить ущерб.
depositphoto.com
Компенсация по ОСАГО: как ее получить, если страховщик остался без лицензии — новости Право.ру
ВС разобрался в действиях автовладельца, который должен получить страховую выплату по ДТП, притом что компания виновника аварии лишилась лицензии. Коллегия разъяснила, поможет ли водителю в такой ситуации своя страховая или же добиваться выплаты придется самостоятельно, обратившись в профессиональное объединение страховщиков.
К кому идти за выплатой
Накануне нового года, 31 декабря 2015 года, в Казани произошло ДТП: «Шкода Октавия», принадлежащая Антону Мухаммедову*, столкнулась с машиной «Шевроле Авео» Алексея Быкова*. Виновным признали Быкова.
Пострадавшая «Шкода» была застрахована по ОСАГО в СК «Мегарусс-Д», а «Шевроле» – в СК «Оранта». Когда дело дошло до взыскания ущерба, выяснилось, что у последней страховой в апреле 2015 года отозвали лицензию.
Мухаммедов в феврале 2016 года обратился к независимому оценщику, чтобы определить стоимость ремонта машины: там ему насчитали более 208 000 руб. Заявление о наступлении страхового случая и выплате возмещения он направил в свою страховую компанию.
Сразу деньги в компании не выплатили. Вместо этого у владельца «Шкоды» запросили дополнительные документы. Он передал страховой нужные бумаги и претензию, а в июне претензию пришлось направить повторно, но и к этому моменту компания деньги не заплатила.
Поскольку направление страховой претензий было безрезультатным, Мухаммедов обратился в суд. Он потребовал взыскать со страховой компании в его пользу страховое возмещение и судрасходы.
В первой инстанции иск частично удовлетворили. Советский районный суд Казани постановил взыскать со страховой убытки – 208 665,99 руб., 10 000 руб., потраченные на оценщика, 1500 руб. расходов на эвакуацию автомобиля, 1000 руб. морального вреда, штраф за неудовлетворение требований добровольно – 30 000 руб. и еще 12 000 руб. судрасходов; в общей сложности около 263 000 руб.
Руководствуясь законом об ОСАГО, райсуд заключил, что в случае, когда страховая компания виновника ДТП осталась без лицензии, вторая страховая обязана выплатить потерпевшему деньги в счет прямого возмещения убытков, а потом самостоятельно потребовать компенсацию выплаченной суммы от Российского союза Автостраховщиков (РСА).
Однако в апелляции такую позицию первой инстанции не поддержали, отказались удовлетворить требования заявителя и решили, что автовладелец должен сам обратиться с иском к страховому профобъединению (дело № 33-20111/2016 ). Каков должен быть алгоритм действий в подобной ситуации, пришлось разбираться Верховному суду, куда и направил кассационную жалобу владелец пострадавшего в ДТП автомобиля.
Верховный суд отправил к страховщику
Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Сергея Асташова его поддержала.
Если страховку по ОСАГО не получается выплатить, то водителю положены компенсационные выплаты, напомнил ВС в определении по делу.
Такие выплаты производит профессиональное объединение страховщиков в случае, если у страховой отозвали лицензию или она объявлена банкротом. Иск о компенсационной выплате можно предъявить в течение трех лет.
Когда речь идет об отношениях между профобединением страховщиков и страховой компанией, действуют те же правила, которые касаются отношений между двумя страховыми, напомнил ВС.
«В случае отзыва у страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность причинителя вреда, лицензии на осуществление страховой деятельности, за компенсационной выплатой к профессиональному объединению страховщиков вправе обратиться страховщик, застраховавший гражданскую ответственность потерпевшего и осуществивший ему прямое возмещение убытков», – сказано в определении. Апелляция этого не учла. В итоге ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (дело пока не рассмотрено – ред.).
Алгоритм действий потерпевшего при аналогичных обстоятельствах должен быть именно такой, как предлагает ВС, подтверждает Максим Петров, руководитель аналитического отдела, Бюро ПП «Фрейтак и Сыновья»: «Надо обращаться к своему страховщику в порядке, установленном правилами страхования ОСАГО: справка ГИБДД или европолтокол, оценка, иные расходы либо натуральное возмещение. При этом все должно делаться через своего страховщика. А страховщик, в свою очередь, компенсирует потраченное через профобъединение. Самому же водителю обращаться в профобъединение не нужно».
По ОСАГО в регионах до суда доходят практически 100% спорных дел, говорит Петров, и решаются они в подавляющем большинстве в пользу заявителя, если нет каких-то обстоятельств, которые его дискредитируют: несоответствия в доказательствах, не предъявил машину, переуступил требование, а сам скрывается, либо доказательства не отвечают критериям относимости и допустимости, сроки пропущены.
* имена и фамилии участников процесса изменены редакцией
Кто будет платить если у страховой компании отозвали лицензию
Если страховая компания виновника ДТП потеряла лицензию, то водитель все равно имеет право получить напрямую в своей страховой компании возмещение убытка. Подобное решение вынес Верховный суд, который поставил точку в очень интересном деле, которое касается всех без исключения автолюбителей.
Итак, 31 декабря 2015 года в Казани произошло ДТП в котором пострадал автомобиль Шкода Октавия, принадлежащий Мухаметгалиеву А.И. Виновником аварии. Виновным в ДТП признан автомобиль Шевроле Авео, которым управлял Кабанов А.Ю.
Владелец пострадавшего автомобиля застраховал свою гражданскую ответственность в страховой компании Мухаметгалиеву А.И. СК Мегарусс-Д.
Виновник аварии на момент дорожно-транспортного происшествия имел на руках полис ОСАГО, оформленный в страховой компании ООО «Страховая компания «Оранта».
Однако, согласно приказу Банка России от 29 апреля 2015 г. № ОД-958, у страховой компании «Оранта» была отозвана лицензия на осуществление деятельности по страхованию и перестрахованию.
Владелец пострадавшего автомобиля Мухаметгалиев А.И. провел независимую экспертизу транспортного средства. Согласно заключению оценщика стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом его эксплуатационного износа определена в размере более 208 тыс. рублей.
Далее, Мухаметгалиев А.И. обратился для получения возмещения ущерба в свою страховую компанию для прямого возмещения убытков, в соответствии с действующим законодательством. Однако, получил отказ в выплате, поскольку его страховая компания посчитала, что не должна выплачивать возмещение в связи с отзывом лицензии у страховой компании, в которой был застрахован виновник ДТП.
Далее, Мухаметгалиев А.И. обратился в судебную инстанцию, которая сначала встала на сторону автовладельца, а затем по кассации страховой компании отменила решение в итоге отказав владельцу пострадавшего автомобиля в выплате ущерба. Как видите, суд встал на сторону страховой компании.
Мухаметгалиеву же посоветовали обратиться с судебным иском к Российскому союзу автостраховщиков.
В итоге Мухаметгалиев А.И. дошел со своим иском до Верховного суда.
Однако, Верховный суд встал на сторону автовладельца, усмотрев в этом деле множество нарушений.
Так, по мнению Верховного суда РФ страховая компания СК Мегарусс-Д, в которой на момент ДТП была застрахована ответственность Мухаметгалиева А.И. обязана выплатить ущерб, согласно калькуляции при экспертизе, в рамках прямого возмещения убытков. То есть, в той же процедуре если бы у страховой компании виновника ДТП не была отозвана лицензия.
Согласно ряду норм действующего законодательства страховщик вправе, выплатив потерпевшей стороне ущерб по аварии, в случае отзыва лицензии у страховой компании виновника ДТП, обратиться самостоятельно в Российский союз автостраховщиков для возмещения затрат, связанных с выплатой ущерба по ДТП, согласно закону о прямом урегулировании убытков при ДТП в рамках действующего закона «Об ОСАГО».
Однако, не все так просто. Мухаметгалиев А.И. пока не получил причитающую сумму. Дело в том, что Верховный суд просто отменил решение суда, который отказал водителю в выплате ущерба в рамках прямого возмещения убытков.
В итоге дело отправлено на новое рассмотрение. И только после того, как апелляционная инстанция вынесет положительное решение в пользу Мухаметгалиева А.И., он сможет требовать у страховой компании на основании решения суда выплату ущерба в рамках прямого возмещения ущерба.
Вс пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по дтп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда вынесла Определение № 66-КГ20-3 по спору о взыскании убытков владельцем авто, пострадавшего в ДТП, с его виновника.
В сентябре 2017 г. в Иркутске произошло ДТП с тремя автомобилями, виновным в совершении которого признали одного из водителей – Михаила Смирнова.
Впоследствии владелица одного из поврежденных автомобилей Анастасия Нагорская обратилась в страховую компанию за прямым возмещением убытков, однако ей было отказано в этом из-за отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП.
В связи с этим женщина предъявила Михаилу Смирнову иск о взыскании убытков на сумму свыше 515 тыс. руб., расходов на проведение экспертизы в размере 18 тыс. руб. и уплаченной госпошлины более 11 тыс. рублей.
Суд отказал как в удовлетворении иска, так и во взыскании расходов по составлению рецензии на заключение эксперта.
При этом он исходил из того, что вина Михаила Смирнова в совершении ДТП не нашла своего подтверждения в материалах дела.
В дальнейшем это решение суда устояло в апелляции, которая сочла, сославшись на заключение эксперта общества «ПРОФ-Эксперт» от 8 января 2018 г., что в ДТП виновна именно истица, а не ответчик.
В кассационной жалобе в Верховный Суд Анастасия Нагорская обжаловала судебные акты как незаконные.
После изучения материалов дела Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ со ссылкой на ст.
86 и 87 ГПК РФ напомнила, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В случаях недостаточной ясности или неполноты экспертного заключения суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.
Как пояснила Коллегия, в рассматриваемом деле представитель Анастасии Нагорской ходатайствовал о назначении повторной экспертизы, ссылаясь на недопустимость заключения эксперта общества «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» в связи с допущенными при ее выполнении существенными нарушениями, а также имеющимися в нем противоречиями. Тем не менее суд первой инстанции отказал в удовлетворении такого ходатайства, но не дал оценки доводам представителя истца о недостатках заключения эксперта и допущенных им нарушениях в нарушение ст. 198 ГПК РФ.
При этом из установленных судом обстоятельств следовало, что столкновение двух автомобилей, принадлежащих участникам спора, произошло вследствие перестроения автомобиля под управлением ответчика в правый ряд, по которому двигался автомобиль под управлением Нагорской. На момент столкновения маневр перестроения Смирновым завершен не был.
«Отказывая в иске, судебные инстанции сослались на заключение эксперта о том, что Анастасия Нагорская превысила допустимую скорость движения, а если бы она двигалась с разрешенной скоростью, то имела бы возможность предотвратить столкновение автомобилей. Однако суды не учли, что в силу п. 2 ст.
1064 ГК РФ обязанность доказать отсутствие вины возложена на причинителя вреда, а в силу п. 8.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г.
№ 1090, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Отказывая в удовлетворении иска о возмещении вреда в полном объеме по мотиву вины в дорожно-транспортном происшествии самой Анастасии Нагорской, судебные инстанции не приняли во внимание положения ст. 1083 ГК РФ, согласно которой вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит», – отметил ВС.
Верховный Суд добавил, что при наличии вины причинителя вреда основанием для отказа в иске является умысел потерпевшего, а для уменьшения размера возмещения – грубая неосторожность потерпевшего (за исключением возмещения отдельных расходов, указанных в законе). Однако нижестоящие инстанции не сделали выводов о доказанности невиновности Смирнова либо о доказанности умысла Нагорской. В связи с этим Верховный Суд отменил определение апелляции и вернул ей дело на новое рассмотрение.
Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований истца, фактически не установили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и не приняли во внимание, что вина ответчика в ДТП была установлена органами ГИБДД, а руководствовались исключительно заключением эксперта, представленным в судебном заседании. «При этом суды формально подошли к рассмотрению ходатайства стороны истца о проведении повторной экспертизы в связи допущенными нарушениями и несогласием с выводами эксперта. Такой подход не соответствует принципам всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела, что, безусловно, не могло остаться незамеченным Верховным Судом», – полагает он.
По словам адвоката, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, ВС указал на необходимость полного и всестороннего рассмотрения дела с целью установления обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по данной категории дел, а именно: степень вины каждого из участников ДТП или отсутствие таковой. «Данная позиция в целом согласуется с судебной практикой, но и дополняет ее, поскольку зачастую суды закладывают в основу решения суда первоначальный административный материал, составленный сотрудниками ГИБДД, в котором устанавливается виновник ДТП, и на основании выводов, изложенных в этом материале, и выносят решение по делу. Позиция ВС, возможно, изменит практику преюдициального значения административного материала органов ГИБДД для данной категории споров», – предположил Илья Прокофьев.
Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и Партнеры» Игорь Ершов заметил, что установление состава гражданского правонарушения, в том числе вины правонарушителя, требует тщательности и аккуратности со стороны участников процесса и суда: «Однако это определение Верховного Суда не ограничено только непосредственно вопросом вины лица в совершении ДТП, поскольку Судебная коллегия по гражданским делам ВС обозначает одновременно несколько проблем, вопросов, интересных и сами по себе».
По словам эксперта, во-первых, в рассматриваемом случае возникает проблема соотношения императивных норм.
«С одной стороны, закон обязывает водителя уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения, но, с другой стороны, водители обязаны соблюдать скоростной режим.
Очевидно, указанные императивные нормы создают противоречие, влияющее в значительной степени на определение вины причинителя вреда и вины потерпевшего в противоправных действиях.
Во-вторых, Верховный Суд подчеркивает в развитие положений законодательства, что экспертное заключение необязательно для суда и оно не является исключительным средством доказывания. Следовательно, судам предложено установить некий баланс между экспертным заключением и положениями нормативно-правовых актов, устранив противоречие между ними», – пояснил Игорь Ершов.
Он добавил, что суды должны сделать выводы не только о доказанности виновности/невиновности причинителя вреда, но и о доказанности умысла или грубой неосторожности потерпевшего.
«Таким образом, Верховный Суд, рассмотрев частный случай возмещения убытков, вызванных ДТП, делает более широкие выводы, способные повлиять не только на дела о возмещении убытков, но и на иные категории споров», – резюмировал эксперт.
Что делать если попал в ДТП и виноват
В стандартном ДТП есть две стороны — виновник и пострадавший, и каждый после аварии должен выполнить некоторые действия. Если вы — виновник, то идеальный вариант — наличие у вас полиса ОСАГО. Если его нет, вы получите не только штраф, но обязанность возместить пострадавшему убытки.
Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.
Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.
Я — виновник, у меня есть осаго
Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.
Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.
Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.
Как будет действовать пострадавший
Вообще, если рассматривать, что делать виновнику ДТП, то ему особо ничего делать и не надо. Это потерпевшему придется побегать, чтобы получить компенсацию от страховой компании, обслуживающей полис ОСАГО виновного в аварии гражданина.
Что будет делать пострадавший:
- Уведомит страховую компанию о произошедшем. Ту компанию, к которой он будет обращаться. А обратиться он может как к своей, которая обслуживает его полис ОСАГО, как и напрямую к страховщику пострадавшего. В первом случае все оформляет “своя” компания, после “чужая” компенсирует выплату.
- Соберет документы об аварии, предоставит их в офис удобного страховщика.
- Пройдет экспертизу транспортного средства. На ее основании выявляется сумма ущерба. Ущерб покрывается деньгами или ремонтом от партнерского сервиса.
- Если сумма ущерба больше, чем максимально положенное по ОСАГО возмещение, пострадавший может обратиться к виновнику, чтобы забрать недополученные средства.
Как видно, именно пострадавшая сторона занимается всей волокитой. Виновнику же никакая компенсация не положена, поэтому он ничего не делает. Единственное необходимое его действие — привезти в свою страховую свой экземпляр уведомления о ДТП. Все.
Если ущерб превышает сумму по ОСАГО
Законом определены максимальные лимиты денег, которая страховая компания может выплатить пострадавшему. Согласно статье 7 ФЗ-40 это:
- максимум 500 000 рублей в части возмещения вреда здоровью пострадавшему;
- максимум 400 000 рублей, если речь идет о причинении вреда имуществу.
Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.
Такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим обязанности виновника ДТП по ОСАГО в этом случае. Если пострадавший недополучит, например 200 000 рублей, при нормальном раскладе дел сначала он свяжется с виновником и потребует возместить этот убыток добровольно.
Если вы согласны возместить убыток добровольно, сначала убедитесь в реальности названной суммы. При необходимости можно заказать повторную независимую экспертизу. При расчетах все документируйте, сохраняйте документ о передаче денег.
Если виновник отказывается возмещать убыток добровольно, Потерпевший обратится в суд. Если сумма иска не превышает 50 000, дело будет рассматривать мировой судья. Если превышает — районный. И у суда не будет оснований отказать в удовлетворении иска.
Бывает так, что пострадавший не идет на связь с виновником, а сразу обращается в суд. В итоге виновник узнает об этом по повестке или вовсе, получив решение суда. Нарушений в действиях пострадавшего здесь нет.
Варианты развития событий после суда:
- Виновник сразу возмещает установленные судом убытки.
- Пострадавший получает решение суда, вступившее в силу, и передает его судебным приставам. Они могут арестовать карты и счета виновника, изъять имущество для покрытия долгов. Также появится необходимость оплатить исполнительский сбор.
Если у вас нет необходимой суммы, ждите обращение пострадавшего к приставам. При наличии официальной работы с зарплаты будут высчитывать по 50% (можно снизить размер удержания), пока долг не будет покрыть полностью.
В итоге получается, если ты — виновник ДТП, страховая возместит максимум 400 или 500 тысяч рублей. Все остальное должен платить виновник. И если речь о сильно поврежденной дорогой машине, или если в аварии есть серьезно пострадавшие люди, можно “попасть” на очень серьезные деньги.
Я — виновник дтп, мои действия при отсутствии осаго
Если полиса ОСАГО нет, тогда все убытки пострадавшего покрывает виновник аварии. При регистрации происшествия виновнику будет выписан штрафы в 800 рублей за отсутствие страховки.
На деле больше от этой ситуации страдают потерпевшие. При наличии страховки они гарантированно получат возмещение в течение 20 дней после обращения к страховщику, если сумма ущерба не превышает 400 или 500 тысяч рублей. Если полиса нет, придется взыскивать убытки с виновника самостоятельно через суд.
Пострадавший сделает за свой счет экспертизу и подаст в суд на виновника (если тот не пожелает расплатиться добровольно). Виновник может оспорить экспертизу, заказать свою. Но итогом в любом случае станет вступившее в силу решение суда о возмещении ущерба.
Если в дело вступят приставы:
- первым делом судебный пристав наложит запрет на регистрационные действия на авто должника;
- далее делается запрос в ФНС, чтобы найти место работы должника. Если оно есть, туда направляется документ об удержании 50% от всех доходов в пользу пострадавшего;
- если нет места работы, делаются запросы в банк, ведется поиск карт и счетов должника. Все расположенные на них деньги и поступающие в будущем изымаются;
- если указанные выше способы не дали результата, изымается и продается авто, также может быть изъято другое имущество.
Так что, если рассматривать, в каких случаях виновник ДТП платит по полной программе, то это при отсутствии полиса ОСАГО. Если он есть, и убыток не превышает установленные законом суммы, из своего кармана виновник пострадавшему ничего не платит — расходы покроет страховая. Но при следующей покупке полиса он обойдется дороже.
А вот свое транспортное средство в любом случае придется восстанавливать и ремонтировать самостоятельно. Убытки виновника ОСАГО не покрывает. Но если речь о полисе КАСКО, тогда и виновник получит компенсацию. Но нужно смотреть на ситуацию и перечень страховых случаев.
Частые вопросы
Что делать виновнику ДТП при наличии полиса ОСАГО? Ему нужно оперативно по телефону горячей линии или через приложение уведомить свою страховую компанию о происшествии. После в течение 5 дней, если этого требуют условия страховой, предоставить бумажное уведомление о ДТП. Больше виновник ничего делает, все хлопоты ложатся на плечи пострадавшего.
Должен ли виновник ДТП платить страховой компании? Нет, он уже приобрел страховку — полис ОСАГО. На основании него страховая компания выплачивает компенсацию пострадавшей стороне. Я — виновник ДТП, что мне грозит? Если у вас нет полиса ОСАГО, вам сразу выпишут штраф в 800 рублей.
Если нанесен вред здоровью людей, наступает административная ответственность с штрафом в 2000 — 25 000 рублей, также виновнику может грозить лишение прав на срок до 2 лет. Если пострадавшему причинен тяжкий вред, или он умер, наступает уголовная ответственность с реальным лишением свободы.
Сколько платит виновник ДТП? Если нет полиса ОСАГО, виновник возмещает ущерб в полном объеме. Если полис есть, то он оплачивает только убытки свыше сумм 400 000 по ремонту авто и от 500 000 за причинение вреда здоровью. Если я — виновник ДТП, меня лишат водительского удостоверения? Лишение возможно при причинении легкого и среднего вреда здоровью.
За тяжкий вред и смерть — лишение прав на 3 года. Об авторе
Ирина Русанова — высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и Кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. [email protected]
Эта статья полезная? Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в х или напишите нам на почту [email protected].