Конституцией РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Гарантией соблюдения трудовых прав граждан является деятельность государственных органов контроля и надзора, обеспечивающая контроль за соблюдением трудового законодательства.
Замечание 1
Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства – это охранительная деятельность государственных органов и общественных организаций, которая направлена на обеспечение трудовых прав работников и предотвращение нарушений трудового законодательства.
Между контрольной и надзорной деятельностью существует некоторое разграничение в зависимости от органов, осуществляющих данную деятельность, а также методов выявления нарушений трудового законодательства и способов реагирования на эти нарушения.
В зависимости от органов, которые осуществляют контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства, выделяют государственный и общественный контроль в сфере труда.
Государственным контролем и надзором за соблюдением трудового законодательства признается деятельность специально уполномоченных органов, которая направлена на защиту трудовых прав работников и привлечение работодателей к соблюдению трудового законодательства.
При осуществлении контрольных и надзорных функций специально уполномоченными органами различают: предупредительный, предварительный, текущий и последующий надзор и контроль (рис. 1).
- Предупредительный надзор и контроль имеет своей целью не допустить принятия условий труда, которые бы противоречили трудовому законодательству, и предотвратить нарушения требований охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных сооружений, а также при вводе в эксплуатацию новых и реконструкции уже существующих объектов производственного назначения.
- Цель предварительного надзора и контроля – предотвращение нарушений трудового законодательства при применении условий труда, осуществляемых работодателем.
- Основная задача текущего надзора и контроля – предотвращение нарушений трудового законодательства, а также выявление уже допущенных нарушений и принятие соответствующих мер.
- Суть последующего надзора и контроля сводится к восстановлению прав работника при выявлении уже допущенных нарушений трудового законодательства.
Рисунок 1. Виды надзора и контроля в трудовом законодательстве
Органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
Для защиты трудовых прав и свобод граждан в нашей стране создана система специально уполномоченных органов, которые наделены соответствующей компетенцией в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с действующим законодательством:
- федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляет Федеральная инспекция труда;
- государственный надзор и контроль за соблюдением требований по безопасности трудовой деятельности возложен на федеральные органы исполнительной власти.
Федеральная инспекция труда состоит из:
- федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы по труду и занятости;
- его территориальных органов – государственных инспекций труда.
Таким образом, систему государственной защиты трудовых прав и свобод составляют:
- Органы прокуратуры, осуществляющие высший контроль за соблюдением трудового законодательства.
- Федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
- Федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением правил безопасного ведения работ в отдельных отраслях промышленности.
Все эти органы действуют на основании соответствующих нормативно-правовых актов.
Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют:
- Профессиональные союзы.
- Другие уполномоченные представительные органы работников (рис. 2).
Рисунок 2. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства
Ответственность должностных лиц за допущенные нарушения трудового законодательства
Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность должностных лиц при нарушении законодательства о труде и правил охраны труда, невыполнении обязательств по выполнению коллективных трудовых договоров и соглашений.
В связи с этим на должностные лица распространяются следующие виды ответственности:
- дисциплинарная;
- материальная;
- административная;
- уголовная.
К дисциплинарной ответственности относится применение мер дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Она может быть общая и специальная.
Материальная ответственность имеет место тогда, когда предприятию был причинен материальный ущерб. Эта ответственность может быть полной и ограниченной.
Административная ответственность состоит в виде предупреждения или наложения штрафа.
Уголовная ответственность может наступить за нарушение трудового законодательства и правил охраны труда, необоснованный отказ при приеме на работу, увольнение беременной женщины. В этих случаях назначается наказание: в виде лишения свободы, штрафа, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и др.
Замечание 2
Ответственность за нарушение трудового законодательства несут как наниматель, так и должностные лица. Следует сказать, что наниматель как юридическое лицо может нести только материальную ответственность, а все остальные виды ответственности: административную, дисциплинарную и уголовную будут нести только физические лица, которые являются должностными лицами нанимателя.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим способом защиты трудовых прав и законных интересов работников. Кроме того, организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда — это одна из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный Прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории России осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда выполняют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (при Петре I — Берг-коллегия следила за работой на горных работах и рудниках).
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации (ст. 353 ТК РФ).
Согласно ст.
354 ТК РФ федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В 2004 г. функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, были переданы от бывшего Минтруда России Федеральной службе по труду и занятости и её территориальным органам.
- Федеральную инспекцию труда возглавляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти — главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством России.
- Деятельность федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
- В соответствии со ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:
- — обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
- — обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- — обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;
- — доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на неё задачами федеральная инспекция труда реализует, в частности, следующие основные полномочия:
- — осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- — анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- — осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- — направляет в установленном порядке соответствующую информацию в органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
- — осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве;
- — принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
- — осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- — готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- В своей деятельности должностные лица федеральной инспекции труда не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, иначе они будут либо препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей).
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства непосредственно осуществляют государственные инспекторы труда. В целях выполнения своих функций они имеют весьма широкие права, установленные ст. 357 ТК РФ.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем).
В соответствии со ст. 359 ТК РФ при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.
Порядок проведения проверок работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Россией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, а также решениями Правительства РФ (ст. 360 ТК РФ).
- При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
- Организации Вооруженных Сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и проч. подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:
- — доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
- — проведение проверок в назначенное время;
- — ограничение на проведение проверок во время манёвров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.
При организации и непосредственном проведении проверок государственные инспекторы труда обязательно должны руководствоваться требованиями гл. II Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд (ст. 361 ТК РФ). За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность (дисциплинарную, материальную, уголовную), установленную федеральными законами (ст. 364 ТК РФ).
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
В соответствии с ч. 1 ст.
366 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности.
Он вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подземных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности осуществляется в настоящее время Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401.
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.
Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности и при использовании атомной энергии.
Также указанные виды надзора сейчас осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологичёского благополучия населения. С 2004 г. в качестве такого органа выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы. Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.
Работники специальных органов, ведающих вопросами горного и промышленного надзора, энергетического надзора, надзора за ядерной и радиационной безопасностью, санитарно-эпидемиологического надзора при осуществлении надзорной деятельности независимы и подчиняются только закону.
Длительное время функции надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда осуществляли профессиональные союзы, а также состоящая в их ведении техническая инспекция труда.
В профсоюзах и сегодня есть техническая и правовая инспекции, однако с созданием федеральной инспекции труда эти инспекции являются инструментами только общественного контроля и не наделены полномочиями по наложению на должностных лиц штрафов за нарушение нормативных актов по охране труда.
Как установлено ТК РФ (ст.
419 и 362), все лица (в том числе руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица), виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих норм трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по соблюдению трудового законодательства как работодателем, так и работником, влечёт дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным ТК РФ.
Административная ответственность работодателей и их представителей за нарушение трудового законодательства регламентируется ст. 5.27 КоАП РФ.
КоАП РФ (ст. 5.28-5.34) также установлена административная ответственность за правонарушения в области социально-партнёрских отношений, прежде всего для лиц, представляющих работодателей.
Уголовная ответственностьза преступления против трудовых прав граждан предусмотрена ст. 143, 145, 145.1 УК РФ.
В качестве крайней меры ответственности организации за нарушение требований охраны труда допускается её ликвидация. Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности её структурного подразделения принимается судом по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда при наличии заключения государственной экспертизы условий труда.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Органы надзора и контроля
В Российской Федерации устанавливается система государственной защиты трудовых прав и свобод, включающая в себя перечень государственных органов, наделенных законом соответствующей компетенцией.
Согласно ст. 353 ТК РФ:
-
- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Среди указанных органов следует выделить Федеральную инспекцию труда — единую централизованную систему, состоящую из
-
- федерального органа исполнительной власти (Федеральная служба по труду и занятости — Роструд), уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и
- его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст. 354-356 ТК РФ).
Таким образом, в систему государственной защиты трудовых прав и свобод входят следующие органы контроля и надзора:
-
- органы прокуратуры (высший контроль за соблюдением законодательства о труде);
- Федеральная инспекция труда (государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права всеми работодателями на территории РФ);
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с Федеральной инспекцией труда).
Все они действуют в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами. Все указанные органы, уполномоченные осуществлять надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в названных правоотношениях выступают в качестве управомоченных субъектов.
Нельзя также упускать из виду органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные правом осуществлять внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
97. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Федеральная инспекция труда
Государственный
надзор и контроль за соблюдением
трудового законодательства является
одним из способов защиты трудовых прав
и законных интересов работников. Он
распространяется в равной мере на
предприятия и организации всех форм
собственности и всех организационно-правовых
форм, а также на работодателей —
индивидуальных предпринимателей и
физических лиц
Законодательством
определены система и компетенция
специальных органов государства,
основным направлением деятельности
которых является надзор за соблюдением
законодательства о труде, правил и норм
охраны труда. Высший надзор за исполнением
законодательства о труде осуществляется
органами прокуратуры РФ.
Основным
контролирующим государственным органом
является Федеральная инспекция труда,
деятельность которой регулируется ст.
354-365 ТК.
- Федеральная
инспекция труда — это единая
централизованная система, состоящая
из федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного на проведение
государственного надзора и контроля
за соблюдением трудового законодательства,
и его территориальных органов
(государственных инспекций труда). - Руководство
деятельностью Федеральной инспекции
труда осуществляет Главный государственный
инспектор труда РФ, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности
Правительством РФ. - Основными
задачами инспекции являются: - ¦ обеспечение
соблюдения и защита трудовых прав и
свобод граждан, включая право на
безопасные условия труда; - ¦ обеспечение
соблюдения работодателями трудового
законодательства; - ¦ обеспечение
работодателей и работников информацией
о наиболее эффективных методах соблюдения
норм трудового законодательства; - ¦ доведение
до сведения соответствующих органов
государственной власти фактов нарушений
или злоупотреблений, не подпадающих
под действие трудового законодательства. - В
соответствии со ст. 357 ТК государственные
инспекторы труда имеют право: - ¦ в
порядке, установленном законодательством,
в любое время беспрепятственно при
наличии соответствующего удостоверения
посещать организации любой
организационно-правовой формы,
работодателей — физических лиц; - ¦ осуществлять
проверки и расследования причин нарушений
трудового законодательства и правил
охраны труда; - ¦ получать
от любых должностных лиц и органов
объяснения, документы и другую информацию,
необходимую для осуществления своих
полномочий; - ¦ давать
работодателям обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных
нарушений, о восстановлении нарушенных
прав работников, привлечении виновных
к дисциплинарной ответственности или
об отстранении их от должности в
установленном порядке; - ¦ изымать
для анализа образцы используемых или
обрабатываемых материалов и веществ; - ¦ направлять
в суды при наличии заключений
государственной экспертизы условий
труда требования о ликвидации организаций
или прекращении деятельности их
структурных подразделений вследствие
нарушения требований охраны труда; - ¦ расследовать
несчастные случаи; - ¦ запрещать
использование не имеющих сертификатов
или не соответствующих требованиям
охраны труда средств индивидуальной
защиты; - ¦ выдавать
предписания об отстранении от работы
лиц, не прошедших обучение и инструктажи
по охране труда, технике безопасности; - ¦ составлять
Протоколы и рассматривать дела об
административных правонарушениях в
пределах полномочий, готовить и направлять
в правоохранительные органы и суд другие
материалы о привлечении виновных к
ответственности в соответствии с
законодательством; - ¦ выступать
экспертами в суде по искам о нарушении
трудового законодательства. - ¦
¦ Кроме
Федеральной инспекции труда функционируют
и другие специальные государственные
органы и инспекции. Они осуществляют
государственный надзор за безопасным
ведением работ в промышленности (ст.
366 ТК); государственный энергетический
надзор (ст. 367 ТК); государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
(ст. 368 ТК); государственный надзор за
ядерной и радиационной безопасностью
(ст.
369ТК) и др.
Компетенция
всех контролирующих органов четко
регламентирована законом. Их должностные
лица вправе проводить проверки
подконтрольных им объектов по всем
вопросам, относящимся к кругу их
полномочий.
Они могут требовать от
работодателей представления всех
необходимых документов и объяснений
по выявленным нарушениям; давать
предписания об устранении нарушений;
в установленном порядке привлекать
(либо передавать в компетентные органы
материалы о привлечении) виновных к
административной или иной правовой
ответственности и т. д.
В
целях проверки соответствия условий
труда государственным нормативным
требованиям охраны труда введена
государственная Экспертиза условий
труда. Она проводится Министерством
здравоохранения и социального развития
РФ и органами исполнительной власти
субъектов РФ, ведающими вопросами охраны
труда.
Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательстваявляется одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Он распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности и всех организационно-правовых форм, а также на работодателей — индивидуальных предпринимателей и физических лиц
Законодательством определены система и компетенция специальных органов государства, основным направлением деятельности которых является надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры РФ.
Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК.
Федеральная инспекция труда— это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда во всех организациях на территории РФ осуществляет Федеральная инспекция труда (ФИТ) и подведомственные ей государственные инспекции труда на местах (согласно положению «О Федеральной инспекции труда», утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г.).
Система органов ФИТ является единой и централизованной. Руководство деятельностью ФИТ осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
В свою очередь, он назначает и освобождает от должности руководителей государственных инспекций труда в субъектах РФ — главных государственных инспекторов. Государственные инспекторы труда наделены кругом прав и полномочий.
Они анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства, правил охраны труда, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; обобщают данные о состоянии и причинах производственного травматизма, разрабатывают меры по их профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве; рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда и т. д. (ст. 356 ТК).
Государственный контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с ФИТ осуществляют федеральные надзоры. Они действуют на основе ТК РФ и положений о них, утвер-
жденных Правительством РФ.
1. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности осуществляет Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгорпромтехнадзор). Он следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нефтедобывающей, металлургической промышленности, при ведении взрывных работ в промышленности.
2. Государственный энергетический надзор РФ (Госэнергонадзор) осуществляет надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоизолирующих установок (СТ.367ТК).
3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор РФ (Госсанэпидемнадзор) осуществляет надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил (ст. 368 ТК).
4. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью РФ (Госатомнадзор) следит за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК)
ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
Трудовые споры— это неурегулированные разногласия, возникающие между работником или коллективом работников и работодателем по вопросам, связанным с применением труда. Действительно, впроцессе применения труда в рамках трудовых отношений работника с работодателем могут возникать и возникают разногласия, которые зачастую перерастают в трудовые споры.
Трудовой спор считается возникшим,когда разногласия не урегулированы путем непосредственных переговоров работника (коллектива) с работодателем. Поэтому, чтобы не доводить разногласия до трудового спора, работнику (коллективу) следует попытаться урегулировать их непосредственно с работодателем.
Наличие трудовых споров — свидетельство неблагополучия в обществе в целом и в рамках трудовых коллективов в частности.
Причинвозникновения трудовых спорив много, и они разные. Наиболее распространенная — это нарушение работодателем трудовых прав отдельных работников или трудовых коллективов в целом.
Современный период, к сожалению, характеризуется грубейшими нарушениями трудовых правработников (незаконные отказы в приеме на работу, незаконные увольнения, невыплата или выплата в неполном размере и несвоевременно заработной платы, непредоставление отпусков или предоставление их без оплаты, введение штрафных санкций за нарушения трудовой дисциплины, невыплата пособий по обязательному социальному страхованию и т. д.). В этой ситуации закономерно перерастание разногласий в качественно новое состояние — в трудовые конфликты, сопровождающиеся митингами, демонстрациями, забастовками и другими проявлениями возмущения людей.
К трудовым спорам приводит плохая организация труда,нечеткое разграничение трудовых функциймежду работниками, неудовлетворительный стиль руководстватрудовыми коллективами и т. д.
Иногда трудовые споры возникают вследствие низкой правовой культурыработников, не знающих своих трудовых прав и обязанностей, предъявляющих необоснованные требования работодателю и т. д.
Основным средством преодолениятрудовых споров является искоренение причин и условий, их порождающих.
Законодательством установлен различный порядок рассмотрения трудовых споров. Он зависит от вида трудового спора. Поэтому необходимо знать классификацию трудовых споров, чтобы разобраться в порядке их рассмотрения.
Классификациятрудовых споров проводится: а) по субъектам споров; б) по характеру споров.
По субъектам трудовые споры подразделяются на индивидуальные -и коллективные. Индивидуальные— это споры между конкретным работником и работодателем; коллективные— споры между коллективом организации или ее структурного подразделения (цеха, производства и т. д.) и работодателем.
По предмету (характеру) спора трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые. Исковые— это споры по вопросам, связанным с применением действующих условий труда, установленных законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
К ним относятся споры по поводу увольнений, переводов на другую работу, применения систем и форм оплаты труда и т. д.
Неисковые— это споры, связанные с установлением новых или изменением действующих условий труда (о пересмотре норм выработки, об установлении новых условий оплаты труда и т. д.).
Нормами трудового праварегулируется порядок рассмотрения:
индивидуальных исковых трудовых споров непосредственно в организациях комиссиями по трудовым спорам (ст. 381-397 ТК);
всех (исковых и неисковых) коллективных трудовых споров (ст. 398-418 ТК).
Судебный порядок рассмотрения трудовых споров распространяется только на индивидуальные исковые трудовые споры и регулируется нормами гражданского процессуального права.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1076;
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в первом
В соответствии со ст.
353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
К ним, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (в части надзора за соблюдением норм и правил по охране труда в ряде отраслей промышленности) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в части осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора).
Федеральным законом от 30 июня 2006 г.
№ 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в Трудовой кодекс РФ были внесены значительные и масштабные изменения, касающиеся основных институтов трудового законодательства.
Изменения были внесены и в гл. 57 ТК РФ, посвященную государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства.
- Ряд полномочий федеральной инспекции труда, признанных избыточными в ходе административной реформы, был исключен.
- В частности, были исключены из Трудового кодекса РФ такие полномочия федеральной инспекции труда, как реализация мероприятий по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; дача заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда; участие в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда.
- Между тем большинство основных надзорно-контрольных полномочий федеральной инспекции труда было сохранено.
Согласно ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Федеральная инспекция труда входит в состав Федеральной службы по труду и занятости. В настоящее время система федеральной инспекции состоит из Федеральной службы по труду и занятости и территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства в субъектах Российской Федерации (государственных инспекций труда).
- К числу основных задач федеральной инспекции труда законодательством отнесено:
- 1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
- 2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- 3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ).
В соответствии со ст.
356 и 357 ТК РФ государственные инспекторы труда имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц, запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или перерабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.
В целях пресечения совершенных правонарушений или длящихся правонарушений государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Федеральной инспекцией труда в результате осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.
При этом наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха. Выявляются также многочисленные нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.
Наряду с выдачей предписаний федеральной инспекцией труда активно используются полномочия по привлечению работодателей, виновных в нарушении трудового законодательства и трудовых прав работников, к административной ответственности.
Административная ответственность за нарушение трудового законодательства установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Так, нарушение работодателем законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное Правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.
№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.
27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело при увольнении расчет одного работника, а позднее другого).
Согласно ст. 3.
11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Как правило, дисквалификация применяется за наиболее грубые нарушения трудового законодательства, в частности, за длительную и в значительных размерах задолженность по заработной плате, за грубые нарушения норм и правил по охране труда, повлекших смерть человека либо причинение тяжкого вреда здоровью.
Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 1-м полугодии 2006 г. по ст. 5.27 КоАП РФ мировыми судьями было вынесено решений о дисквалификации в отношении 697 лиц, районными судами — в отношении 35 лиц[1].
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Что касается сферы труда, то административное приостановление может быть назначено, например, в случае выявления грубых нарушений требований охраны труда, которые могут повлечь (или уже повлекли) тяжелые, смертельные либо групповые несчастные случаи на производстве.
Наряду с этим установлена административная ответственность за иные нарушения в сфере трудовых отношений.
Так, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Так, по данным Федеральной службы по труду и занятости, в 1-м полугодии 2006 г. за нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, к административной ответственности было привлечено более 48 тыс. работодателей[2].
Значительное место занимают полномочия по обобщению практики применения трудового законодательства, анализу причин нарушений трудового законодательства, производственного травматизма, подготовка предложений по совершенствованию трудового законодательства и профилактике травматизма (ст. 356 ТК РФ).
В целях предотвращения нарушений трудовых прав работников большое значение имеет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан.
Одно из важнейших направлений в деятельности федеральной инспекции труда — работа с обращениями граждан и личный прием граждан по вопросам соблюдения их трудовых прав, т.к. обращения граждан являются одним из основных источников информации о реальном соблюдении трудового законодательства.
Так, в 1-м полугодии 2006 г. органами федеральной инспекции труда было рассмотрено более 52 тысяч жалоб и других обращений граждан, из которых более 33 тысяч было признано обоснованными и удовлетворено. На личном приеме было принято свыше 122 тыс. граждан[3].
[1] http://www.cdep.ru/material.asp?material_id=152
[2] http://www.rostrud.info/download/nadko/21git2006.doc
[3] http://www.rostrud.info/download/nadko/21git2006.doc
С.М. Петров, канд. юрид. наук Юрист