Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

На самом деле, в дорожных ситуациях, когда один из водителей не выполнил обязательство дорожного кодекса уступить дорогу, а другой тем временем превысил ограничение скорости, это не всегда так просто. Но в судебной практике 2021 года в большинстве случаев виноват человек, который не сдался и правда не защищается ради экономии времени и нервов… В конце концов, есть страховка ОСАГО, и она покроет ущерб! Но правду можно и часто нетрудно отстоять, вам просто нужно правильно и последовательно доказывать, кто виноват в скоростном катастрофе. Давайте обо всем по порядку!

Что это за ситуации?

Итак, все эти инциденты, о которых мы говорим в этой статье, связаны тремя основными обстоятельствами:

  1. один из водителей превысил разрешенную скорость на данном участке дороги — незначительно или значительно,

  2. другой участник был вынужден уступить (например, на перекрестке при повороте налево или под знаком на равнозначном, при выезде с прилегающей территории, при развороте, смене полосы движения и т д. — таких обстоятельств много), но не удалось из-за обгона первого водителя,

  3. в результате этих «лепешек» произошла авария.

Вы думаете, что это сложная ситуация, которую сложно понять ?! Спешим вас успокоить. Судебная практика, включая 2021 год, изобилует подобными и похожими инцидентами.

Но тяжелым случаем можно назвать, например, тот, когда из-за обнаруженной помехи превышение скорости стало резко тормозить, но контакта 2-х машин не произошло. Однако при обгоне из-за торможения заносом, а это стало причиной аварии, была повреждена только одна машина. Такие случаи называют «бесконтактными инцидентами».

Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

Кто виноват: превышающий или создавший помеху?

Итак, давайте сначала перейдем к правилам дорожного движения и .. мы явно не найдем здесь прямого ответа на наш вопрос. Есть много моментов, по которым вы должны уступить:

  • при повороте налево на встречной транспортной развязке,

  • когда вы проезжаете под знаком «морковь» или «стоп»,

  • когда включаешь приход и прохождение,

  • при движении в сторону светофора, которая загорается одновременно с красной стрелкой,

  • при реконструкции,

  • и т.п.

  • Ради правовой грамотности давайте взглянем на пункт 1.2 Правил дорожного движения и поймем, что, комбинируя определения терминов «уступить дорогу» и «преимущество», нас нельзя заставить изменить чью-то траекторию или скорость движения имеет преимущество перед нами.

    Но есть еще один пункт Правил, который многие автомобилисты считают универсальным — 10.1. Он предписывает вести машину не только со скоростью, не превышающей допустимую, но и со скоростью, позволяющей избежать столкновения в случае внезапной опасности на дороге, а также с учетом погодных и других условий.

    Таким образом, мы обнаруживаем, что при прочих равных виноваты оба водителя: тот, кто создал препятствие, и тот, кто ехал слишком быстро. Но не все так просто! Ведь попавший в такую ​​аварию инспектор ГИБДД с большой долей вероятности «ударит» того, кто создал препятствие. Логика здесь простая: какая разница, с какой скоростью двигался другой участник — ведь ваше нарушение привело к аварии.

    И, казалось бы, это слишком очевидно. А потому что тут что-то не так, а что?!

    Как доказать, что превышающий скорость тоже виноват?

    Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо понять, как именно вино определяется на практике в 2021 году. Здесь мы обращаем ваше внимание на то, что ни один сотрудник ГИБДД на месте аварии не уполномочен определять виновника. Инспектор может только отдать приказ, обнаружив ваше нарушение. Вину определяет только суд.

    Поэтому, если решение было принято против вас из-за несчастного случая, необходимо будет подать апелляцию в суд.

    В суде у вас будет 2 возможных положительных исхода событий:

    1. o вина будет передана другому участнику — против него будет вынесено решение за превышение скорости (либо будет прекращено в связи с истечением срока давности или по другим причинам),

    2. вина признается взаимной с разной степенью вины (например, 80% вашей вины и 20% виновных).

    Возможен и третий — плохой вариант: постановление против вас останется в силе, то есть вы останетесь виновным в происшествии. Но даже в этом случае решение суда можно обжаловать в вышестоящей судебной инстанции.

    Но как правильно убедить судью, что излишки стали причиной несчастного случая? Ответ здесь кроется в ключевой тонкости: причина аварии. То есть необходимо точно продемонстрировать причинно-следственную связь между эксцессом и аварией. Как это сделать?

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    Еще в 2008 году Верховный суд издал Постановление пленума, в котором именно с точки зрения скорости передвижения разъяснил, что превышение должно быть причиной аварии.

    В судебной практике 2021 года такая связь устанавливается достаточно просто и без осложнений. Возьмем некий фактор, который привел к определенным последствиям. А теперь давайте просто исключим этот фактор.

    Изменились ли последствия этого? Возьмем 2 нарушения разными участниками ДТП: ограничение скорости и требование ПДД уступить дорогу.

    И мы задаемся вопросом: если мы уберем нарушение от первого участника, насколько вероятно избежать аварии? А если убрать лишнюю секунду, можно ли этого избежать?

    Это вопросы, которые задают себе судьи. Да, нам самим, но почти всегда для правильного ответа и досконального рассмотрения дела требуется обследование с такой же скоростью, но об этом позже.

    Например, вы не уступили дорогу водителю, который ехал днем ​​с нарушением правил дорожного движения без дневных ходовых огней. Стоит ли нарушение другого водителя причинно-следственной связи с ДТП? Нет, и вам не удастся убедить судью, что вы не видели всю машину в течение дня.

    Другой пример: вы едете по обочине дороги и врезаетесь в человека, который перешел на другую полосу движения, чтобы остановиться. Нарушены правила восстановления? Кажется очевидным, но нет. При смене полосы движения водитель должен уступить дорогу. Но он обязан не препятствовать тому, кто имеет преимущественное право передвижения (определение из пункта 1.2 Правил).

    Но если у вас нет права на перемещение, как это может быть приоритетом при отсутствии этого права? Следовательно, второй участник не был обязан предоставлять вам преимущественное право проезда… Конечно, если вы скажете, что ехали по обочине дороги с нарушением, и вы даже не собирались останавливаться.

    Но если они это сделали, то при наличии фактора высокой скорости передвижения они вам больше не поверят.

    Все вышесказанное мы написали для того, чтобы вы сами могли определить для себя, насколько вероятен для вас выигрышный исход дела. Потому что все судебные издержки несет проигравшая сторона.

    Давайте посмотрим на другой пример, чтобы было немного понятнее.

    Когда вы поворачиваете налево, вы не должны мешать встречному движению. Вы пропускаете машины, видите окно, в которое решаете прокрасться, прикинув, что ближайшая встречная машина еще далеко. Но вы неправильно оценили ситуацию, когда он ехал на большой скорости. Например, 120 км / ч вместо требуемых 60.

    Следовательно, вот:

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    В этом случае вам придется убеждать суд в том, что вы только что правильно оценили ситуацию, но из-за очень высокой скорости встречного вы просто можете не успеть пройти. Ведь п. 1.

    3 ПДД обязывает всех участников соблюдать правила, и вы имеете полное право рассчитывать на соблюдение этих правил другими участниками дорожного движения при совершении маневра. Это то, на чем вам нужно основывать свои аргументы в суде: ваше нарушение привело не только к аварии, но и к нарушению со стороны водителя с превышением.

    Кроме того, необходимо полагаться на то, что при соблюдении ограничения скорости вредные последствия в случае аварии могут быть уменьшены (будет меньше ущерба).

    Экспертиза

    В большинстве случаев суды назначают заключение экспертов для определения причинной связи ДТП с нарушениями обоих участников. Выше мы уже говорили, что он оплачивается, и проигравшая сторона оплачивает его после суда. Он может стоить от 15 до 40 тысяч рублей в зависимости от вопросов, которые судья задает эксперту, региона и города задержания.

    Итак, если вы подали иск, чтобы привлечь к ответственности и второго участника превышения скорости, эксперту обычно задают следующие вопросы.

    1. Какая была начальная скорость машины, какая она была во время столкновения и в чем разница между этими скоростями?

    2. На какой начальной скорости водитель мог полностью остановиться и избежать столкновения?

    3. Можно ли было избежать аварии, если водитель двигался со скоростью, разрешенной в этом разделе?

    4. можно ли было избежать аварии на той скорости, на которой двигался этот участник (возможно, он недостаточно эффективно тормозил)?

    Ключевой вопрос здесь, в пункте 3, заключается в том, что если ответ положительный, то шансы воспроизвести случай, по крайней мере, по взаимной вине, довольно высоки.

    Но, конечно, с грамотным и последовательным сбором доказательств.

    Но другие реакции могут быть «заблокированы», по крайней мере, для того, чтобы убедить судью в том, что на более низкой скорости можно было бы смягчить последствия столкновения.

    Как доказать само наличие превышения?

    А это самый сложный случай. Ведь у каждого водителя автомобиля должен быть видеорегистратор — он даст ключевые возможности для правильного определения скорости нарушившего водителя. Нравиться? Все очень просто!

    Если на видео показан фрагмент движения машины «будущего виновника» даже в пределах метра, специалист может установить скорость, просто измерив временной интервал по простой формуле для расчета скорости (разделите пройденное расстояние на время).

    Если видео нет, то и здесь не все потеряно. Но в любом случае экспертиза понадобится. Дело в том, что автомобиль представляет собой сложную конструктивную систему с различными элементами. Эти детали были повреждены в результате аварии.

    Знающий эксперт по этим деталям сможет установить приблизительную скорость движения — а часто и обоих участников. Следовательно, есть элементы, которые могут деформироваться только с определенной минимальной скоростью в момент столкновения.

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    Вывод

    Следовательно, у вас есть несколько возможных целей при определении степени вины:

  • если скорость второго участника ДТП была намного выше допустимой, то есть шанс полностью доказать свою невиновность из-за невозможности правильно оценить возможность сдачи,

  • если превышение невелико, можно убедить суд во взаимной вине — особенно если излишек успел бы сбавить скорость до остановки и избежания столкновения,

  • существует также такая возможность, если будет показано, что при соблюдении ограничения скорости ущерб был бы меньше.

  • Если вы не докажете факт превышения, вина останутся на вас. Также возможно, что суд не видит даже при наличии доказательств причинно-следственной связи между нарушением скоростного режима и аварией. Но в этом случае есть смысл обжаловать такое решение суда.

    Про ненаказуемое превышение

    Все водители знают, что если, например, на участке дороги установлено ограничение в 90 км / ч, то, в принципе, ничего не произойдет, если вы проедете 110. И вот оно!

    Действительно, в действующем КоАП санкции за это нет. Но все, что мы описали выше, как раз и связано с превышением правил дорожного движения.

    В этих правилах четко указано, что вы не можете двигаться быстрее установленного предела. Причем нарушение здесь не в наличии штрафа, а .. прямо в нарушении этого правила.

    Отсутствие санкции никоим образом не отменяет факт отступления от правил и, как следствие, вину.

    И поэтому в нашем примере даже движение со скоростью 109 км / ч может быть причинно связано с ДТП, поскольку это нарушение.

    Читайте также:  Налоговые отчисления с заработной платы

    Помните об этом, когда решаете себе превысить ограничение скорости на пороге отсутствия штрафа, считая, что «это возможно»!

    Смотрите, какая тема — ДТП с превышением скорости и помеха – кто виноват и как доказать?

    На самом деле в дорожных ситуациях, когда один из водителей автомобилей не выполнил требование ПДД уступить дорогу, а другой тем временем превышал скорость, далеко не всегда всё так просто.

    Но судебной практике 2022 года в большинстве случаев виноватым оказывается не уступивший дорогу, а правда не отстаивается ввиду экономии времени и нервов…

    В конце концов, есть ведь страховка ОСАГО, и она покроет ущерб! Но правду отстоять можно и нередко несложно, нужно лишь правильно и последовательно доказать, кто виноват в ДТП с превышением скорости. Давайте обо всём по порядку!

    Что это за ситуации?

    Итак, все такие аварии, о которых мы ведём речь в данной статье, связывают 3 главных обстоятельства:

    1. один из водителей превышал разрешённую на данном участке дороги скорость – незначительно либо существенно,
    2. другой участник обязан был уступить дорогу (например, на перекрёстке при повороте налево или под знак на равнозначном, при выезде с прилегающей территории, при развороте, перестроении и так далее – таких обстоятельств множество), но у него этого не получилось из-за превышения первым водителем,
    3. в результате таких «пирогов» произошло ДТП.

    Вы думаете, что это сложная ситуация, в которой сложно разобраться?! Спешим вас успокоить. Судебная практика, в том числе 2022 года, пестрит такими и подобными происшествиями.

    А вот сложным случаем можно назвать, к примеру, такой, когда вследствие обнаруженной помехи превышающий скорость начал резко тормозить, но контакта 2 автомобилей не произошло. Тем не менее, превышающего в результате торможения занесло, и это стало причиной ДТП, только повреждена одна машина. Такие случаи называют «бесконтактными ДТП».

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    Кто виноват: превышающий или создавший помеху?

    Итак, обратимся сначала к ПДД и… не найдём здесь, конечно же, прямого ответа на наш вопрос. Есть множество пунктов, предписывающих уступать дорогу:

    • при повороте налево на перекрёстке встречному транспорту,
    • при проезде под знак «морковь» или «стоп»,
    • при развороте встречным и попутным,
    • при движении на стрелку светофора, горящую одновременно с красным,
    • при перестроении,
    • и так далее.

    Юридической грамотности ради, давайте взглянем в пункт 1.2 ПДД и поймём, что из комбинации определений терминов «уступить дорогу» и «преимущество» нам нельзя вынудить изменить траекторию или скорость движения того, кто имеет по отношению к нам преимущество.

    Но есть всё же в Правилах ещё один пункт, который многие автолюбители считают универсальным – 10.1. Он предписывает вести автомобиль не только со скоростью, не превышающей разрешённую, но и с такой, который бы позволила избежать столкновения в случае внезапного возникновения опасности на дороге, а также с учётом погодных и иных условий.

    Таким образом, получаем, что при прочих равных условиях виноваты оба водителя: и тот, кто создал помеху, и тот, кто ехал слишком быстро.

    Но не всё так просто! Потому что инспектор ГИБДД, приехавший на такое ДТП, с большой долей вероятности «завиноватит» именно того, кто создал помеху.

    Обоснование здесь простое: какая разница, с какой скоростью двигался другой участник – ведь ваше нарушение привело к происшествию.

    И, казалось бы, это слишком очевидно. И потому что-то здесь не так, но что?!

    Как доказать, что превышающий скорость тоже виноват?

    Для ответа на этот вопрос нам нужно понимать, как именно определяется вина на практике 2022 года. Здесь обратим ваше внимание на то, что никакой сотрудник ГИБДД на месте ДТП не уполномочен определять виновника. Инспектор может только вынести постановление, определив ваше нарушение. Виновность определяет только суд.

    Поэтому, если в отношении вас вынесли постановление по результату ДТП, его нужно будет обжаловать в суд.

    В суде же у вас будет 2 возможных успешных исхода событий:

    1. либо вину переложат на другого участника – в отношении него вынесут постановление за превышение скорости (или прекратят за сроком давности или по иным причинам),
    2. вину признают обоюдной с разной степенью вины (например, 80% вашей вины и 20% того, кто превысил).

    Возможен и третий – плохой вариант – постановление в отношении вас оставят в силе, то есть вы так и останетесь виновным в аварии. Но и в этом случае решение суда можно обжаловать в вышестоящий суд.

    Но как правильно убедить судью в том, что превышение тоже стало причиной ДТП? Ответ здесь в ключевой тонкости – причине происшествия. То есть вам нужно доказать именно причинно-следственную связь превышения с аварией. Как это сделать?

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    Ещё в далёком 2008 году Верховный суд вынес Постановление Пленума, в рамках которого разъяснил именно по части скорости движения, что превышение должно быть причиной аварии.

    В судебной практике 2022 года такая связь устанавливается достаточно простым нехитрым способом. Берём определённый фактор, который привёл к определённым последствиям. И теперь просто исключаем этот фактор.

    Изменились ли от этого последствия? Берём 2 нарушения разных участников ДТП: скоростного режима и требования ПДД уступить дорогу.

    И задаём себе вопрос: если убрать нарушение первого участника, насколько вероятно удалось бы избежать происшествия? А если убрать превышение второго – удалось бы избежать?

    Именно такие вопросы ставят и судьи. Да, сами себе, но почти всегда для правильного ответа и всестороннего рассмотрения дела необходима экспертиза этой самой скорости, но об этом немного ниже.

    Как пример, вы не уступили дорогу водителю, который ехал в нарушение ПДД днём без дневных ходовых огней. Стоит ли это нарушение другого водителя в причинно-следственной связи с ДТП? Нет, и вам не удастся убедить судью в том, что вы не видели днём целый автомобиль.

    Другой пример: вы едете по обочине и врезаетесь в того, кто на неё перестроился для остановки. Правила перестроения нарушены? Кажется очевидным, но нет. При перестроении водитель обязан уступить дорогу. Но обязан не создавать помех он тому, кто имеет первоочередное право движения (определение из пункта 1.2 Правил).

    Но если у вас нет права на движение, то как при полном отсутствии такого права, оно может быть первоочередным? Как итог, у второго участника отсутствовала обязанность уступать вам дорогу… Конечно, если вы так и заявите, что ехали по обочине в нарушение, а не также собирались остановиться.

    Но если и собирались, то при наличии фактора высокой скорости движения вам снова не поверят.

    Всё, что выше, мы написали для того, чтобы вы сами смогли определить для себя, насколько вероятен выигрышный для вас исход дела. Потому как все судебные издержки оплачивает проигравшая сторона.

    Давайте рассмотрим ещё один пример, чтобы вам было немного понятнее.

    При повороте налево вы обязаны не создавать помеху встречному потоку транспорта. Вы пропускаете автомобили, видите окно, в которое решаете прошмыгнуть, оценив, что до ближайшей встречной машины ещё далеко. Но вы неправильно оценили ситуацию, так как тот ехал с большой скоростью. Например, 120 км/ч вместо положенных 60.

    Как результат, вот:

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    В этом случае вам нужно будет убедить суд в том, что это вы как раз верно оценили ситуацию, но из-за очень высокой скорости встречного просто не смогли успеть проехать. Ведь пункт 1.

    3 ПДД обязывает всех участников соблюдать правила, и вы в полном праве рассчитывать при манёвре на соблюдение другими участниками дорожного движения таких правил. На этом и необходимо строить свои доводы в суде – не только ваше нарушение привело к ДТП, но и нарушение едущего с превышением.

    Кроме того, опираться нужно и на то, что при соблюдении скоростного режима можно было бы уменьшить вредные последствия в аварии (был бы меньший ущерб).

    Экспертиза

    В большинстве случаев для определения причинной связи ДТП с нарушениями обоих участников суды назначают экспертизу. Мы уже говорили выше, что она платная, и оплачивает её после суда проигравшая сторона. Стоить она может от 15 до 40 тысяч рублей в зависимости от поставленных судьёй эксперту вопросов, региона и города проведения.

    Итак, если вы подали в суд для того, чтобы второго участника с превышением скорости привлекли тоже к ответственности, то эксперту задаются, как правило, следующие вопросы.

    1. Какая изначальная скорость была у автомобиля, какая в момент столкновения и какова разница этих скоростей?
    2. При какой начальной скорости движения водитель смог бы полностью остановиться и избежать столкновения?
    3. Имелась ли возможность избежать ДТП, если бы водитель двигался с разрешённой на данном участке скоростью?
    4. Имелась ли возможность избежать происшествия при той скорости, с которой ехал этот участник (может быть, он и недостаточно эффективно тормозил)?

    Ключевой вопрос здесь под пунктом 3 – если ответ на него положительный, то шансы переиграть дело по меньшей мере в обоюдную вину достаточно велики. Но, конечно, при грамотном и последовательном составлении доказательств. Но и за другие ответы можно «зацепится» по меньшей мере в целях убеждения суда в том, что при меньшей скорости удалось бы смягчить результаты столкновения.

    Как доказать само наличие превышения?

    И это самый сложный случай. На самом деле, у каждого водителя в автомобиле должен быть видеорегистратор – он даст ключевые возможности для правильного определения скорости движения нарушающего водителя. Как? А очень просто!

    Если на видео попал фрагмент движения машины «будущего виновника» хоть в пределах метра, то эксперт может установить его скорость, просто замерив временной интервал по простой формуле расчёте скорости (пройденное расстояние делим на время).

    Если видео нет, то и здесь не всё потеряно. Но в любом случае потребуется экспертиза. Дело в том, что автомобиль – это сложная конструктивная система с различными элементами. Детали эти повредились в результате ДТП.

    Грамотный эксперт по этим деталям сможет установить приблизительную скорость движения – причём, нередко обоих участников.

    Так, есть элементы, которые могут деформироваться только при определённой минимальной скорости в момент столкновения.

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    Вывод

    Таким образом, у вас несколько возможных целей при установлении степени виновности:

    • если скорость второго участника ДТП была намного выше разрешённой, то есть шанс доказать свою невиновность полностью ввиду невозможности правильно оценить возможность уступления дороги,
    • если превышение небольшое, то можно убедить суд в обоюдной вине – особенно, если превышающий успел бы оттормозиться до остановки и избежать столкновения,
    • также такая вероятность есть, если доказать, что ущерба было бы меньше при соблюдении скоростного режима.

    Если же доказать сам факт превышения не удастся, то вина останется за вами. Также не исключено, что и суд не усмотрит даже при наличии доказательств причинно-следственную связь между нарушением скоростного режима и ДТП. Но в этом случае есть смысл такое решение суда обжаловать.

    Про ненаказуемое превышение

    Все водители знают, что если, к примеру, на участке дороги ограничение 90 км/ч, то в принципе ничего не будет, если ехать 110. А вот и будет!

    Действительно, штрафа за это в действующем КоАП нет. Но всё, что мы описали выше, касается именно превышения по ПДД.

    Правила эти чётко регулируют, что ехать можно не быстрее установленной планки ограничения. И нарушение здесь кроется не в наличии штрафа, а… непосредственно в нарушении этого правила.

    Отсутствие штрафа никак не отменяет факта отступления от правил и виновности, как следствие.

    И потому в нашем примере даже движение со скоростью 109 км/ч может быть в причнно-следственной связи с ДТП, так как это нарушение.

    Читайте также:  Возможно ли перевести жилое в нежилое не оставив вход с подъезда?

    Помните об этом, когда и сами решите превысить скорость на нештрафуемый порог, полагая, что «так можно»!

    Смотрите, какая тема — ДТП с превышением скорости: кто виноват и экспертиза в судебной практике?

    В любом дорожно-транспортном происшествии виноват тот его участник, который не просто нарушил ПДД, а когда между его нарушением и столкновением установлена причинно-следственная связь. Если один водитель поворачивал налево, к примеру, а второй превышал скорость, то вина может стать и обоюдной.

    Однако, не всё так просто! Судебная практика 2022 года работает таким образом, что при разборе таких дел учитывается не только наличие превышения и его величина, но, главным образом, возможность предотвратить происшествие или снизить его вредные последствия, если бы нарушения ПДД не было.

    В статье мы выясним, кто бывает виноват в ДТП с превышением скорости, что делать и как доказать свою невиновность, и как происходит экспертиза по определению скорости машины.

    Немного теории о ДТП с превышением скорости

    В законодательстве России ответственность за нарушения Правил дорожного движения бывают административная (уголовная) и гражданская.

    Если водитель допустил нарушение и, тем самым, причинил вред другим лицам, то он должен понести оба этих вида ответственностей.

    Если же на дороге столкнулись два водителя, и оба что-то нарушили, то гражданская ответственность разделится между ними пополам либо по степени виновности. А вот административное или уголовное наказание будет назначено обоим в полной мере.

    То есть, если каждый виновен на 50%, то это значит, что каждый заплатит по половине причинённого ущерба (или заплатят их страховые компании по ОСАГО). Но вот заплатить в виде штрафа придётся полную сумму, а не половину. Аналогично отбыть полный срок лишения прав, ареста, лишения свободы и так далее.

    Однако, здесь важно понимать важную тонкость. Превышение скорости, хоть и является виновным правонарушением, но непосредственно оно не может стать причиной ДТП физически.

    Это как говорить, что «скорость убила водителя» – его убила внезапная остановка, а не сама скорость.

    Таким образом, и превышение не является нарушением, влекущим аварию, но создаёт условия, когда водитель может не справиться с управлением, к примеру.

    Однако, судебная практика 2022 года несколько упрощает эту логику.

    Так, сегодня есть 2 пункта ПДД относительно превышения скорости, которые являются самыми распространёнными вменяемыми сотрудниками ГИБДД и судьями в нарушение водителям, попавшим по своей виновности в аварию.

    То есть если водитель превышал, например, в гололёд и его автомобиль занесло, то ему и «нарисуют» ДТП из-за неверно выбранной скорости.

    С другой стороны, отсутствие непосредственной причинно-следственной связи между скоростью и ДТП учитывается в той же судебной практике. И потому очень часто при спорных ситуациях происходит оценка и других нарушений.

    В этой статье и поговорим о таких ситуациях, чтобы исчерпывающе выяснить, кто должен быть виновен в ДТП с превышением скорости. И будем рассматривать больше случаи, когда оба водителя нарушили.

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    Миф №1: последствия нештрафуемого порога превышения

    Да, ситуация с каждым годом улучшается, но и в 2022 году многие автолюбители путают «допустимый» порог превышения скоростного режима, за который не выписывают штраф ГИБДД, и разрешённую скорость. Полагая, таким образом, что, например, 60 км/ч – это разрешённая по ПДД, а 79 км/ч – по КоАП.

    Нет никаких допустимых превышений. Но правда в том, что в Кодексе об административных правонарушениях отсутствует штраф за превышение не более чем на 20 км/ч… Плюс погрешность автоматической камеры 1-2 км/ч.

    То есть, действительно, вы можете превысить скоростной барьер на 20-22 км/ч от разрешённой, и за это не будет штрафа. Однако, выше мы не зря указали на диверсификацию административной и гражданской ответственности, а также на то, что суды и инспекторы при ДТП пишут в качестве нарушения, повлёкшее ДТП именно нарушение скоростного режима.

    Так как все ограничения скорости чётко указаны в разделе 10 ПДД, то их нарушения могут оказаться в причинно-следственной связи с ДТП. То есть, к примеру, если на данном участке дороги вы можете ехать не более 90 км/ч по ПДД, то движение со скоростью даже 91 км/ч может создать условия, когда при аварии часть (как правило, небольшая) степени вины гипотетически может лечь на вас.

    Миф №2: можно нарушить, и не превышая установленной скорости

    Ещё одна важная тонкость, о которой знают ещё меньше автовладельцев.

    Дело в том, что действующее ограничение скоростного режима в каждый данный момент времени может быть установлено не только определёнными значениями, предписанными пунктами ПДД и дорожными знаками.

    В Правилах существует пункт 10.1, который фактически указывает выбирать такую скорость, которая была бы безопасна для движения. Да ещё и такую, чтобы в любой момент при возникновении опасности, которую вы объективно можете обнаружить, вы могли полностью остановиться и не допустить столкновения.

    То есть получаем, что на трассе, например, где разрешается ехать 90 км/ч, запрещено движение не только 110 км/час (ненаказуемое превышение), но и возможно вы обязаны по ПДД вести автомобиль ещё медленнее.

    При этом, условий для более медленной езды может быть множество:

    • дождь,
    • туман,
    • сильный боковой ветер,
    • иные погодные условия,
    • гололёд,
    • испорченная ямами или колдобинами дорога,
    • посторонние предметы на проезжей части,
    • состояние вашего автомобиля (даже перекачанные колёса, условно),
    • ваше состояние,
    • а также те неисправности, которые у вас возникли в пути и с которыми вам разрешается движение до места устранения.

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    При этом, прочие условия и нарушения вашей невиновности отходят на второй план. Так, например, если состояние полотна дороги не соответствует ГОСТу, то виноваты дорожные службы.

    А если на такой дороге вы влетели в яму, и вашу машину отбросило на встречную полосу, то виноваты будете вы.

    Так как вы видели перед собой испорченную дорогу и всё равно должны были снизить скорость, согласно пункта 10.1 ПДД.

    Какие последствия нарушения скоростного режима при ДТП?

    Но давайте всё же переходить к практике, и выясним, что может грозить водителю в случае совершения ДТП с превышением скорости.

    С другим автомобилем

    Выше мы рассмотрели, что когда ваше виновное действие привело к ДТП, то здесь всё просто – приехавшие сотрудники ГИБДД выпишут нарушение одного из пунктов 10 раздела Правил. К таким ситуациям можно отнести такие примеры:

    Но здесь важно понимать, что когда к ДТП привело какое-либо другое нарушение, и вместе с этим вы ещё и превышали, то это будет отягчающим фактором при назначении наказания. Более того, при наличии пострадавших и/или погибших возможно проведение судебной экспертизы, где будет устанавливаться влияние превышения на последствия ДТП.

    Опять пример. Водитель превышал скорость и в результате того, что не уступил дорогу на перекрёстке, врезался в другую машину, где пострадали люди. Судебная экспертиза установила, что превышение не стояло в причинно-следственной связи (далее – «ПСС») с ДТП.

    Однако, на вопрос: «Можно ли было избежать вредных последствий», экспертиза показала, что, будь скорость ниже, тяжесть вреда здоровью могла быть меньше.

    В результате водителя могут привлечь к более строгой ответственности и большого её разнообразия из статьи 264 УК РФ.

    С пешеходом

    Ещё более отчётливо это прослеживается при ДТП с наездом на пешехода и превышением скорости. Что вполне логично, ведь, если водитель сбил пешехода, то значение его скорости находится в самой прямой связи с травмами последнего, так как автомобиль металлический, а человек вне его не защищён.

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    Однако, здесь всё усугубляется тем, что, даже если бы при прочих равных обстоятельствах пешеход был бы полностью виноват в ДТП (например, переходил трассу в неположенном месте, а водитель не имел возможности предвидеть опасность), то при наличии превышения у водителя, ситуация может резко поменяться. Что уж говорить, когда при наездах на пешеходов даже исправность тормозов автомобиля начинают проверять.

    И тогда, если опять же экспертиза покажет, что соблюдая скоростной режим, можно было бы избежать смерти пешехода, к примеру, то водитель окажется причастен к виновным лицам. И даже если суд признает хотя бы 10% вины такого водителя, то административное или уголовное наказание будет уже в полной мере.

    Кто виноват при ДТП на скорости? Судебная практика 2022 года

    Однако, укажем прямо, если вы находитесь на той стороне ДТП, которая нарушила иной пункт ПДД, и хотите доказать, что превышение другого участника встало в причинно-следственную связь с происшествием, то доказать оное далеко не всегда представляется возможным.

    Фактически вам нужно будет убедить суд в том, что столкновения бы не произошло, если бы тот соблюдал скоростной режим – тогда есть шансы переложить вину, пусть и не полностью. Но гораздо проще доказать тот факт, что грубая неосторожность в виде превышения скорости, которая и привела к ДТП, усугубила тяжесть последствий.

    Хотя, это чаще всего просто перераспределит небольшую долю вины на другого водителя.

    И вот в чём здесь дело!

    Причинно-следственная связь

    К ДТП всегда приводят чьи-либо виновные действия или бездействие. В нашем случае, как мы указали в начале статьи, превышение скоростного режима в принципе не может стать непосредственной причиной аварии. Есть другие причины.

    И, если речь идёт о двух или более автомобилях (не о ситуациях, когда пострадал только один автомобиль или машина наехала на пешехода), то есть, как правило, ещё какое-то нарушение. Чаще всего это невыполнение обязанности уступить дорогу на том или ином её участке.

    Так вот, если вы не уступил дорогу машине, которая нарушила скоростной режим, то первоочередное нарушение – всё-таки неуступление, а не превышение. Как мы уже указали выше, за превышение скорости может только стать виновным действием по степени тяжести вреда здоровью. То есть, если бы второй водитель не нарушал, то вместо погибших были бы пострадавшие, к примеру.

    Мнение Верховного суда и судебная практика

    Именно указанное выше мнение разъяснил однажды Верховный суд РФ в Постановлении Пленума №25 от 9.12.2008 г. (пункты 6 и 7). В нём ВС подчеркнул влияние пункта 10.1 на выбираемый водителем скоростной режим. В частности, вы обязаны ехать с такой скоростью, которая всегда позволит соблюдать ПДД.

    И ключ здесь в том, что виновным в ДТП можно стать, если будет доказано, что у водителя имелась техническая возможность избежать столкновения, выбери он правильный скоростной режим. Кроме этого, должна быть установлена ПСС между этим нарушением и происшествием.

    А причинно-следственная связь эта устанавливается уже экспертизой.

    Кто виноват: проезд перекрестка, скорость авто 70км/ч разрешенная скорость 60 км/ч

    Как итог, в подавляющем большинстве случаев имеем два исхода рассмотрения подобных дел:

    1. виновником полностью признают того, кто не уступил дорогу или допустил иное нарушение ПДД, даже если второй участник превышал скоростной режим,
    2. либо часть степени вины могут переложить на превышающего скорость – но чаще всего только именно небольшую часть виновности.

    Причём, к сожалению, первое в судебной практике 2022 года происходит чаще, чем второе. А возложение полной вины на водителя, который нарушал скоростное ограничение, и вовсе редкий случай.

    Рассмотрим одно из недавних определений Верховного суда №66-КГ20-3. В нём рассматривалось дело, когда один водитель перестраивался, не уступив дорогу другому автомобилю, водитель которого превышал скорость.

    Читайте также:  Подсудность гражданского дела суду РФ или РК

    Нижестоящими судами была инициирована экспертиза, которая определила, что если бы второй водитель не превышал, то имел бы техническую возможность избежать столкновения.

    И потому почти все инстанции определили виновность у превышающего.

    Однако, Верховный суд решил, что виноват всё же водитель, не уступивший дорогу при перестроении. Буквально обосновав такое определение следующими словами:

    Отказывая в иске, судебные инстанции сослались на заключение эксперта о том, что Нагорская А.С. превысила допустимую скорость движения, а если бы она двигалась с разрешённой скоростью, то имела бы возможность предотвратить столкновение автомобилей.

    Однако суды не учли, что в силу пункта 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказать отсутствие вины возложена на причинителя вреда, а в силу пункта 8.4. Правил дорожного движения при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

    В результате дело было направлено на новое рассмотрение с определением степени виновности лиц, участвовавших в ДТП.

    Ещё одно интересное дело рассмотрел Белгородский областной суд. Спор был о ДТП с превышением скорости мотоциклом и перестраивающимся водителем автомобиля. Однако, здесь превышение было значительным – мотоциклист двигался со скоростью 200 км/ч.

    Тем не менее, суд «завиноватил» водителя перестраивающейся машины, но указал, что грубая неосторожность потерпевшего всё же должна смягчить уголовное наказание первому:

    Вместе с тем, превышение скорости движения потерпевшим не состоит в прямой причинно-следственной связи с произошедшим ДТП.

    Именно нарушение осужденным Лысенко В.Н. Правил дорожного движения явилось причиной ДТП – не убедившись в безопасности своего манёвра, Лысенко В.Н. выехал на крайнюю правую полосу дороги, ведущей в г. Белгород, где в нарушение п.п. 1.3, 1.5, 8.1 и 8.8 Правил дорожного движения РФ, не уступил дорогу ехавшему в сторону г. Белгорода и имеющему преимущество в движении мотоциклу «Хонда»…

    Как рассчитывают скорость с помощью экспертизы в 2022 году?

    Итак, теперь про экспертизу. И здесь сразу отметим самое главное – эксперты никогда не определяют виновность участников ДТП и не имеют на это право.

    Равно как судам при рассмотрении дел запрещено ставить вопросы о виновности в рамках экспертизы. Но сами вопросы, к слову, обязательны.

    То есть судебная (и независимая тоже) проводится, именно отвечая на вопросы, поставленные судом или по ходатайству участников дела.

    Скорость же может быть определена несколькими способами.

    • Самое простое для эксперта – видеозапись с регистратора или камеры наблюдения. По ней скорость в момент ДТП определяется элементарно: высчитывается время, за которое транспортное средство проезжает два каких-либо элемента возле дороги (столбы, дорожные знаки, бордюры и так далее). Затем эксперт выезжает на место аварии и замеряет расстояние между тем, что попало на видео. Нехитрым делением расстояния на время и получаем км/ч.
    • Второе – если ДТП имело сильные последствия, то нередко у автомобиля (мотоцикла и других видов транспорта) «клинит» спидометр на отметке скорости в момент столкновения. Ещё один вариант – если заклинило коробку на определённой передаче. Но в этом случае эксперт получает лишь диапазон скоростей из возможных оборотов двигателя.
    • И третье – тоже относительное значение, но более сложное – это полноценная трасологическая экспертиза, где скорость определяется из повреждений транспортных средств. Зная толщину и подробный состав пострадавших элементов кузова, можно примерно определить скорость.

    И снова пример из уже упомянутого нами выше судебного дела. Там две различные судебные экспертизы определили скорость мотоцикла по двум параметрам:

    • первая по включенной передаче и диапазону оборотов двигателя мотоцикла (но эксперт сразу указал на возможность недостоверности данных),
    • вторая – по показаниям приборной панели.

    Проводивший данные исследования эксперт Ш. в суде пояснил, что скорость мотоцикла он определил, исходя из данных, предоставленных ему следователем: в мотоцикле была включена 4-я передача, а его двигатель работал на 12.000 оборотах в минуту; при этом уточнил, что, исходя из специфики конструкции тахометра мотоцикла, в результате аварии его показания могли быть изменены.

    В связи с возникновением по делу дополнительных вопросов, имеющих существенное значение для дела, в то же экспертное учреждение (ЭКЦ УМВД России по Белгородской области) была назначена ещё одна дополнительная автотехническая экспертиза (№ 1407 от 7.09.2017г.).

    Эксперт уточнил, что место столкновения транспортных средств находится на границе правой полосы проезжей части и обочины по направлению к г. Белгороду, а минимальная средняя скорость мотоцикла составляла величину около 181,3+-173,0 км/ч, что было определено по имеющейся в деле приборной панели мотоцикла (т. 3 л.д. 11-27).

    Отметим здесь самую важную тонкость. Самый судьбоносный вопрос, поставленный эксперту, для участников дела, как правило, звучит следующим образом: если бы водитель, превышающий скорость, двигался без превышения, появилась бы от этого техническая возможность избежать ДТП? Если ответ на данный вопрос положительный, то логично, что часть вины может быть переложена на превышающего водителя.

    Кроме того, если будет установлен умысел, то размер возмещения такому пострадавшему водителю может быть уменьшен судом на основании статьи 1083 Гражданского кодекса РФ.

    Дтп с превышением скорости: доказываем невиновность

    Согласно заключениям экспертов, превышение скорости – одно из самых распространенных нарушений ПДД.

    ДТП с превышением скорости бывают связаны с нехваткой времени на предотвращение происшествия со стороны нарушителя и неверно оцененной ситуацией со стороны остальных участников дорожного движения.

    Получается, что при доказанном факте превышения, нарушитель виноват в той или иной степени, но на практике все складывается не так однозначно.

    В этой статье поговорим о нарушении скоростного режима и особенностях учета этого факта при разборе ДТП.

    Превышение по пдд

    По правилам дорожного движения, скоростной режим перемещения по дорогам обозначается специальными дорожными знаками. Если на участке отсутствуют знаки, стоит руководствоваться общими рекомендациями: не выше 60 км/ч в зоне населенных пунктов, 90 км/ч за пределами населенных пунктов и др. Также учитываются габариты транспортного средства и климатические особенности.

    Не наказуемым превышением считается нарушение в пределах 20 км/ч, все, что выше влечет за собой наложение штрафа, пропорционального размеру превышения. Это правило не работает, если речь идет об аварии. В случае ДТП логика такая: на указанном участке скоростное ограничение не выше 60 км/ч, транспортное средство двигалось со скоростью 67 км/ч и попало в ДТП – есть превышение.

    Как доказать наличие превышения?

    Зафиксировать нарушение с последующим штрафом могут: переносные, стационарные или мобильные радары. Но если речь идет о ДТП достаточно будет видеозаписи с камеры наружного наблюдения или видеорегистратора, с ее помощью эксперт посчитает по специальной формуле как быстро двигалось транспортное средство.

    Если никакой информативной видеозаписи нет, можно доказать нарушение скоростного режима по обстоятельствам аварии. Например, если на самом автомобиле остались следы: водитель протащил другой автомобиль, на дороге видна длина тормозного пути, свидетели ДТП подтверждают факт превышения и др.

    Примеры дтп с нарушением скорости

    Вот 3 реальных случая превышения с авариями с форумов автовладельцев, которые показывают, что такой тип нарушений не всегда учитывается инспекторами.

    Ситуация 1

    Водитель автомобиля выезжал со второстепенной дороги. По главной, превышая скорость, двигался другой автомобиль. Произошло столкновение, в суде пытаются доказать вину водителя, который не уступил дорогу. Он настаивает, что второй участник аварии превышал скорость, по этой причине водитель не смог правильно оценить ситуацию и вовремя завершить маневр.

    Ситуация 2

    Темное время суток, водитель автомобиля двигается по участку дороги с ограничением 40 км/ч по правой полосе, справа от транспортного средства находится остановка автобуса.

    Убедившись в отсутствии транспортных средств в зеркала дальнего вида, водитель включает сигнал левого поворота и перестраивается в соседнюю полосу, в это время происходит удар в левый борт автомобиля.

    Свидетели на остановке, водитель перестраивающегося транспортного средства уверены, что другая машина сильно превышала скорость, но видеофиксации на этом участке нет и второй участник аварии отрицает высокие цифры на спидометре. Инспектор ГИБДД вынес постановление и определил нарушение так: «не удостоверился в безопасности совершения маневра».

    Ситуация 3

    Водитель двигается по главной дороге быстрее, чем указано на дорожном знаке, видит, что машина выезжает со второстепенной дороги и не уступает.

    Водитель, пытаясь предотвратить столкновение, ударяет по тормозам, его заносит на встречку и там происходит столкновение не с тем, кто создал помеху, а с третьим автомобилем.

    Такие случаи называют «бесконтактными ДТП» и считают одними из самых сложных, виноват ли превышающий скорость?

    КТО ВИНОВАТ?

    В ситуации, когда один – создал помеху, а второй ехал быстрее есть разная юридическая практика. Не стоит забывать, что виновность определяет суд, инспектор определяет нарушение и выносит постановление, например, о превышении скорости.

    Если по результатам аварии против вас было вынесено постановление, вы можете обжаловать его в суде.

    В результате обжалования, при положительном исходе, вина перекладывается на другого участника аварии или признается обоюдная вина, с определением степени каждого участника.

    ДОКАЗЫВАЕМ, ЧТО ПРЕВЫШЕНИЕ СТАЛО ПРИЧИНОЙ ДТП

    Прежде чем идти в суд, нужно самому быть уверенным в том, что превышение скорости стало главной или одной из причин ДТП. Иначе вы точно проиграете и будете оплачивать судебные издержки как проигравшая сторона.

    Доказательство причинно-следственной связи

    Чтобы убедить судью в том, что слишком быстрая езда тоже стала причиной ДТП, нужно доказать причинно-следственную связь между аварией и превышением скорости.

    Такая связь устанавливается при помощи следующего приема.

    Если со стороны обоих участников ДТП имеет место нарушение правил ПДД, необходимо представить можно ли было предотвратить происшествие, если один из участников не допустил нарушение, а если бы второй не нарушил?

    • Так в ситуации 1 придется доказать, что если бы автомобиль, двигался по главной дороге с разрешенной скоростью, вы бы успели завершить маневр и не создали бы помеху.
    • В ситуации 2 нужно доказать, что при перестроении вы не заметили движущийся по соседней полосе автомобиль, потому что его скорость сильно превышала разрешенную на участке.
    • В ситуации 3 – не нарушай водитель скоростной режим, выезжающий автомобиль не создал бы помеху и не вынудил к экстренному торможению. Опять же при более медленном движении, автомобиль бы так сильно не занесло.

    Проведение экспертизы

    Если вы идете в суд доказать вину второй стороны, экспертам будут задавать несколько вопросов, основной из них: «возможно ли было избежать столкновения, если бы транспортное средство не превысило скорость». Ответ на этот вопрос дает шансы на обоюдную вину или разрешение спора в вашу пользу. Остальные вопросы также могут дать суду зацепки для размышлений об обоюдной вине.

    Превышение скорости имеет негативные последствия для самого нарушителя и для остальных участников дорожного движения. Чем быстрее езда, тем меньше времени на оценку ситуации и предотвращение ДТП.

    В ситуациях, когда помимо нарушения скоростного режима есть другие нарушения: помеха, не уступил дорогу, не оценил дорожную ситуацию перед маневром и др. превышение скорости может стать основной или одной из причин ДТП, но на практике превышение учитывается редко. В таком случае остается отстаивать свои права в суде и доказывать факт нарушения скоростного режима.

    При изучении случаев, мы обратили внимание, что большинство таких аварий происходит в темное время суток в условиях плохой видимости и слабого освещения. Хорошее освещение на дороге дает преимущество водителю транспортного средства, поэтому не забывайте о качественном автосвете и берегите себя.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Adblock
    detector