Не выдача преступника запрашивающему государству

Каков порядок выдачи лиц, совершивших преступление?

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является.

Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч.1 ст.12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

Так, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г.

Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — членов СНГ (Минской конвенции) 1993 г.

, сторонами которой являются все государства — участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Кроме России участниками Европейской конвенции о выдаче являлись: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1975 г. — Албания, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1978 г. — Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.

), Республикой Кыргызстан (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1957 г., с Протоколом 1980 г., 1997 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также договоры о выдаче с Китаем (1995 г.) и Индией (1998 г.).

  • Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
  • В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:
  • а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;
  • б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;
  • в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции  РФ — Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Российская Федерация является участником почти всех универсальных (в основном заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений) международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений.

В этих договорах, в частности, содержится обязательство государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи в связи с указанными в них преступными деяниями.

В некоторых из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений.

Среди таких договоров: Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.);

Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.);

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.);

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.);

  1. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.);
  2. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.);
  3. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.);
  4. Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.);
  5. Конвенция ООН о морском праве (1982 г.);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).

В прокуратуре района в текущем году проводились экстрадиционные проверки  отношении иностранных граждан, находящихся на  территории Российской  Федерации.

Так, 16.04.2010  следователем отдела по расследованию преступлений  на территории Засвияжского района СУ при УВД по городу Ульяновску  возбуждено уголовное  дело по признакам состава  преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161  УК РФ, по факту открытого хищения имущества, принадлежащего гр-ну С.

По  данному  делу  к уголовной ответственности привлечено три лица, один из которых являлся гражданином Республики Азербайджан. Всем предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162  УК РФ  (разбойное  нападение).

Приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20.09.2011  К.В., 1982 г.р., К.Э., 1989 г.р., признаны  виновными в совершении преступления.

Нет экстрадиции: какие страны не выдают России преступников

Преступность – явление не только национального, но и международного характера. Для повышения эффективности борьбы с ней взаимодействие правоохранительных органов осуществляется на межгосударственном уровне.

Одним из инструментов такого международного взаимодействия является экстрадиция, но есть и страны, не выдающие России преступников. Российские власти постоянно проводят переговоры, но далеко не все международные игроки готовы к сотрудничеству.

Обо всем этом идет речь в нашей статье.

Экстрадиция – форма межгосударственного взаимодействия в рамках борьбы с преступностью.

Ее суть в розыске, аресте и передаче лица, обвиняемого в преступлении (или приговоренного к наказанию) одной страной в пользу и по запросу другой страны.

Как правило, она касается лишь иностранных граждан: в соответствии с Основным законом большинства стран мира свой гражданин не может быть выдан на родине иностранному государству (не является исключением и Россия).

Так как экстрадиция – это предмет межгосударственных договоренностей, она осуществляется на основании подписанных властями международных договоров или конвенций. Яркий пример – Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года. Таким документом должны быть установлены преступления, по которым допустима экстрадиция или их признаки, и основания для отклонения запроса.

Традиционное условие – признание деяния в качестве уголовного преступления обеими сторонами экстрадиции.

Читайте также:  Продажа пива на вынос: вопрос-круглосуточный пивной ресторан! продажа пива на вынос живого

Типичными условиями для отклонения запроса является факт политических преследований или угроза применения пыток/смертной казни.

Кто не выдает в Россию преступников

Перейдем к тому, какие страны не выдают преступников России. Как уже сказано, для того чтобы экстрадиция как инструмент межгосударственного взаимодействия работала, необходимо соблюдение ряда условий. А потому, выдать в пользу РФ лицо, подозреваемое, обвиняемое или приговоренное за совершение преступления, не может любая страна, которая:

  • не участвует в международных конвенциях по взаимной выдаче, участницей которых является РФ;
  • не имеет с РФ договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам;
  • не признает нормами общенационального уголовного права деяния лица в качестве преступления;
  • не предусматривает экстрадицию нормами отечественного уголовно-процессуального законодательства – это страны, не выдающие преступников никому.

Но даже если формальные и теоретические условия для выдачи соблюдены, это отнюдь не значит, что ходатайство об экстрадиции будет удовлетворено. Многие страны позволяют преступникам уходить от российского правосудия за рубежом в силу множества неформальных, в том числе геополитических причин. Что же это за страны?

Государства Европы

Второе место по количеству отказов в экстрадиции занимает Австрия. Австрийские суды и правительство склонны не доверять российским правоохранителям, что по большей части связано с условиями содержания задержанных, которые австрийцы считают «нечеловеческими». Для отклонения ходатайства достаточно, например, доказать давление со стороны властей с целью «отжать бизнес».

С не меньшей предвзятостью рассматривают экстрадиционные запросы и шведы. Считается, что здесь легче всего доказать политические мотивы преследования со стороны РФ. Последняя уже успела прозвать Швецию «тихим пристанищем террористов».

Кроме них, в число европейских стран, которые чаще всего не экстрадируют в Россию, можно назвать Польшу и Францию, где действует двойная система одобрения: сначала решение о выдаче принимает суд, после чего оно должно быть одобрено главой МВД/правительства.

Неохотно также выдают России преступников Чехия, Италия, Испания, Германия, Болгария, Дания и ряд других стран. Впрочем, все зависит скорее не от страны, а от наличия реальных доказательств преступной деятельности.

Например, тот же Кипр только в 2017 году трижды выдавал России обвиняемых в преступлениях лиц.

Единственной страной, которая действительно не выдает российской правоохранительной системе беглецов, является Великобритания, все остальные готовы, но при этом довольно придирчиво рассматривают вопрос.

Мифом является суждение о том, что Украина не выдает преступников России. По информации украинской прокуратуры, несмотря на натянутые между странами отношения, за последние полтора года из Украины в РФ было передано более 30 преступников.

Государства Северной Америки

Передовиком являются Соединенные Штаты Америки: случаи, когда США выдала преступника в Россию, исключительны. Состоятельные россияне, укрывающиеся от уголовного преследования на родине, обычно выбирают как раз между США и Англией. Более того, в стране даже действуют специальные службы для социальной адаптации российских беглецов. Если речь идет об известном человеке, американцы часто декларируют отказ от экстрадиции в РФ еще даже до того, как такой запрос поступает к ним.

Учитывая геополитические разногласия, Канада не является более лояльной к РФ в вопросах экстрадиции. Российские запросы рассматриваются канадскими судами, но они глубоко вникают в суть рассматриваемых вопросов. Дело может рассматриваться несколько лет и в итоге запрос, вероятнее, всего будет отклонен.

Азиатские и восточные страны

Азиатские страны традиционно входят в число тех, кто крайне редко выдает кого-либо кому-либо. Например, единственный известный случай экстрадиции из Китая в РФ произошел в 2006 году.

Аналогичным образом отказывают в выдаче и японские правоохранители, правительство Южной Кореи, Сингапура Лаоса, Мьянмы и других стран.

Показательным с этой точки зрения является, например, и Бутан, который попросту не имеет дипломатических отношений с Россией, и, таким образом, экстрадиция исключена.

Впрочем, большинство азиатских стран попросту не способны обеспечить экстрадицию из-за несовершенства правоохранительной системы.

Что касается стран Ближнего Востока, здесь выделяются Объединенные Арабские Эмираты. Долгое время РФ жаловалась, что ОАЭ выдает преступников другим странам, но не России. Предполагалось, что ситуация изменится после подписания в 2014 году Договора о выдаче.

Однако на данный момент в ОАЭ, как и раньше, шансов скрыться от российского правосудия гораздо больше, чем, например, в Восточной Европе.

Более того, существуют и уловки, например, когда правоохранители одного из Эмиратов арестовывают россиянина за просрочку по кредиту (что является преступлением), после чего он уже не может быть экстрадирован.

Актуальным также остается и вопрос, выдает ли Грузия преступников России. Последние годы между странами отсутствуют дипломатические отношения, что максимально затрудняет экстрадицию.

Более того, двусторонний Договор о взаимной правовой помощи так и не вступил в силу, а в 2015 году был разорван Договор о выдаче преступников.

Впрочем, это лишь общая тенденция и геополитические взаимоотношения между странами – выдача откровенных криминальных элементов вполне реальна.

Основные причины отклонения ходатайств об экстрадиции

Когда речь заходит о странах, которые участвуют в международных отношениях по взаимной выдаче преступников, причинами отклонения ходатайств в экстрадиции в пользу РФ, как правило, становятся:

  • отсутствие или недостаточность доказательств, предоставленных стране-адресату со стороны российских правоохранителей;
  • выявление политических мотивов уголовного преследования со стороны РФ в отношении конкретных лиц;
  • предоставление запрашиваемому преступнику политического или иного убежища на территории страны их пребывания;
  • отсутствие полноценных контактов по линии правоохранительных органов;
  • истечение срока давности, наличие уже вынесенного приговора, прекращение производства по делу;
  • совершение преступления за пределами России;
  • непризнание действий, с которыми связана экстрадиция, в качестве уголовных преступлений и иные законные основания, если они предусмотрены законодательством запрашиваемой страны или международным договором.

Кто выдает России преступников

Наряду со странами, которые против экстрадиции, есть и государства, которые выдают России преступников. Соглашение о выдаче преступников между Россией и другими странами работает, по понятным причинам, далеко не всегда: из свыше 300 ежегодных прокурорских запросов удовлетворяются не более 40%.

Чаще всего преступники стараются скрыться в ближнем зарубежье, и это их ошибка: именно эти страны чаще всего экстрадируют в Россию беглецов; в числе самых «отзывчивых» Белоруссия, Казахстан, Украина и Черногория.

Параллельно налаживается сотрудничество в вопросах выдачи с экзотическими странами, куда все чаще стремятся беглецы. Как правило, это Чили, Марокко, Перу, Камбоджа, Эквадор и Аргентина. Налаживаются отношения и с руководством стран Ближнего Востока.

Государства Ближнего Востока

Договор о выдаче преступников между СССР и Ираком действует с 1973 года, но реальное сотрудничество удалось наладить лишь сейчас. Первая экстрадиция произошла в 2016 году, но российская правоохранительная система возлагает на это сотрудничество большие надежды.

Помимо вышеуказанной информации, стоит отметить, что соответствующий Договор о выдаче преступников действует и с Ираном. Все необходимые процедуры налажены, Иран без проблем выдает России преступников.

Азиатские страны

Когда речь заходит об азиатских странах, в первую очередь необходимо упомянуть о том, что Таиланд выдает преступников России чаще других.

В период с 2011 года Королевство выдало РФ более 40 беглецов, и это при том, что какого-либо соглашения о взаимной выдаче между странами вообще нет.

Так что отсутствие у России международного договора совсем не является гарантией невозможности экстрадиции.

Показательными примерами также являются страны Центральной Азии, в частности, дружественные России, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и другие. Наряду с Россией, они являются членами Конвенции о правовой помощи по гражданским семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года. Согласно этой Конвенции, экстрадиция преступников – прямая обязанность стран-подписантов.

Нет проблем у России с выдачей преступников с территории непризнанных республик. К ним в том числе относится Южная Осетия и Абхазия, откуда беглецы могут быть выданы в руки российским следователям прямо на территории этих территориальных образований.

Читайте также:  Можно ли уволиться во время отпуска по собственному желанию

Как добиться экстрадиции через международные организации

Несмотря на то, что экстрадиция – вопрос исключительной компетенции правоохранительной системы государства, на территории которого находится запрашиваемый преступник, без привлечения международных инстанций его выдача, как правило, не осуществляется.

Процедура экстрадиции включает такие этапы:

  1. Прокуратура России подает запрос на розыск в Интерпол. Эта организация рассматривает материалы дела и, если они не несут политического подтекста, выдает согласие на розыск и арест.
  2. После поимки преступника суд арестовывает его по запросу Интерпола. Готовится его выдача.
  3. Однако экстрадиция возможна лишь по решению суда страны, в которой он был пойман. И на это решение ни Интерпол, ни какие-либо другие международные организации и институты официального повлиять не могут.
  4. Суд рассматривает решение в установленные внутренним законодательством страны сроки – от нескольких месяцев до нескольких лет.
  5. Если вынесен отрицательный вердикт, право на его обжалование в международные органы и суды не предоставляется. Единственное, что в таком случае может РФ – оказывать политическое давление на руководство страны и подавать повторные экстрадиционные запросы.

Заключение

Экстрадиция – инструмент международной борьбы с преступностью, предполагающий выдачу одной страной в пользу другой преступника, укрывающегося на территории первой.

Решение о выдаче принимается судом, который рассматривает все обстоятельства дела и представленные доказательства. Как правило, решения принимаются на основании международных договоров, хотя их наличие не гарантирует положительного результата.

В число стран, которые не выдают России преступников, входит Великобритания, США, Канада, Австрия, Южная Корея, Япония и ряд других государств.

Где укрывают преступников? Понятие экстрадиции, список стран 2020 года без выдачи нарушителей закона в Россию и США

Чтобы уклониться от уголовного наказания, нарушители покидают страну, в которой ведется преследование. Для свершения правосудия государство должно вернуть преступника на родину. Одним из способов избежать судебного процесса является эмиграция преследуемого в те страны, откуда не осуществляется выдача преступников. Чтобы наказать виновного по закону, используется экстрадиция.

Экстрадиция – это выдача преступника из государства, где он находится, государству, в котором он совершил преступление.

Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:

  • преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
  • иностранное лицо совершило преступление на его территории;
  • причинен ущерб непосредственно стране.
  • Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.
  • Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.
  • Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:
  • смертная казнь;
  • пытки;
  • иные нечеловеческие условия содержания под стражей.

Виды и их классификация

Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

  • субъективная;
  • нормативно-правовая;
  • целевая;
  • регулятивная.

Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

  • иностранных граждан;
  • граждан РФ;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством.

Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

  • международных законов;
  • национальных законов;
  • взаимного сотрудничества.

Цели экстрадиции выражаются в:

  • свершении правосудия;
  • вынесении наказания;
  • отбывании наказания.

Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

  • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
  • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

Условия выдачи преступника

Экстрадиция применяется только в отношении лица, совершившего преступление из списка в договоре о взаимном сотрудничестве между странами. Главный критерий признания нарушителя виновным – принцип, при котором преступление влечет за собой наказание в обеих странах.

Выдача нарушителя, преступившего Закон сразу в нескольких странах, регламентируется дипломатическими переговорами и международными соглашениями. Государство, запрашивающее экстрадицию, должно представить неопровержимые доказательства вины преступника. Если на родине нарушителю уже вынесен приговор, решение о выдаче принимается исходя из материалов дела.

Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.

В каких случаях возможна?

Выдача преступника возможна в случаях, если:

  • по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
  • выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
  • заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
  • заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
  • заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.

Когда не предусмотрена?

В России запрос на выдачу не будет рассмотрен положительно, если:

  • нарушитель – это гражданин РФ;
  • запрашиваемому лицу предоставлено убежище в России;
  • преступник уже осужден на территории РФ или дело закрыто;
  • наличествуют законные препятствия для выдачи;
  • истек срок давности преступления;
  • Россия не признает содеянное нарушение преступлением;
  • преступление совершено на территории РФ или против ее интересов.

Порядок исполнения

Выдаваемое лицо вправе воспользоваться услугами адвоката по международным делам. Его опыт в подобного рода делах позволит избежать нарушений прав человека при передаче гражданина другому государству.

Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:

  • передает нарушителя прокуратуре по адресу пребывания;
  • избирает меру пресечения;
  • осуществляет экстрадиционную проверку;
  • принимает решение по выдаче;
  • выносит постановление;
  • уведомляет лицо о принятом решении;
  • передает лицо запросившему государству.

Согласно п. 6 ст. 462 УПК РФ гражданин вправе обжаловать решение не позднее 10 дней с момента уведомления его об этом.

Кассационная жалоба подается в срок до 7 суток от дня получения отказа. В ряде случаев Генеральная прокуратура может отсрочить экстрадицию или выдать лицо на определенное время для его участия в судебном процессе.

Вопрос в российском уголовном праве

  • П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
  • Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
  • Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
  • Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный Прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.

Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

Также не выдают своих граждан такие страны, как:

  • Япония.
  • Франция.
  • Беларусь.
  • Украина.
  • Китай.

А вот страны Евросоюза, напротив, охотно передают преступников в руки правосудия внутри объединения. Но при выдаче за пределы Союза они будут руководствоваться уже персональными обстоятельствами дела.

Когда могут отказать?

Основаниями для отказа в экстрадиции являются:

  • нарушения при подаче запроса;
  • отсутствие доказательств вины;
  • запрашиваемое лицо не является гражданином страны;
  • срок наказания не превышает 6 месяцев;
  • на родине нарушителю грозит смертная казнь или пытки;
  • условия содержания заключенных не соответствуют нормам международного права.
Читайте также:  Сдельная заработная плата это

В случаях, когда заинтересованное в экстрадиции государство запрашивает выдать уже осужденное лицо для отбывания наказания на родине, основаниями для отказа могут послужить следующие условия:

  • преступник осужден за нарушения, которые не являются таковыми в родной стране;
  • наказание будет отменено на родине из-за срока давности или по решению суда;
  • между государствами не подписан международный договор о выдаче;
  • осужденное лицо живет в РФ на постоянной основе.

Государства, в которых нет этого понятия

Стоит оговориться, что стран, которые никогда не выдают преступников запрашивающей стороне, не существует.

Любое государство под давлением мирового сообщества рано или поздно осуществит экстрадицию нарушителя на родину. Вопрос заключается только в том, насколько активными будут действия заинтересованной державы.

Есть страны, которые из-за обостренных отношений с соседями или любой другой страной не осуществляют туда выдачу преступников. Но у них есть и партнеры или верховенствующие государства, с которыми налажен процесс экстрадиции по международным соглашениям и договорам.

Несмотря на все это существует ряд государств, от которых добиться выдачи практически невозможно. Так, например, ни при каких обстоятельствах не выдают своих граждан, если они не убийцы или члены ОПГ, следующие страны:

  • Великобритания;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Израиль;
  • Королевство Бутан;
  • Соломоновы Острова.

Схожей политики придерживаются самопровозглашенные и частично признанные страны. Они рассуждают так: раз их не признает мировое сообщество, то и разговора о выдаче преступников с их территории быть не может. К таким государствам относятся:

  • Острова Кука.
  • Остров Ниуэ.
  • Сахарская Арабская Демократическая Республика.
  • Свободный Кашмир.
  • Республика Косово.
  • Турецкая Республика Северного Кипра.

Где не отправят злоумышленника в Россию?

Российской Федерации нет смысла ждать выдачи преступника из стран, которые:

  • не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
  • не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
  • не признают нарушение преступлением;
  • находятся в геополитической конфронтации с Россией.

К таким странам относятся:

  • США;
  • Канада;
  • Япония;
  • Китай;
  • Польша;
  • Швеция;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Грузия;
  • Австрия;
  • Южная Корея;
  • Беларусь.

В каких государствах не выдадут преступника в США: список

Экстрадицию в США не осуществляют такие страны, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Беларусь;
  • Молдавия;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Китай;
  • Сирия;
  • Хорватия;
  • Черногория;
  • Босния и Герцеговина;
  • Азербайджан;
  • Грузия;
  • Киргизия;
  • КНДР;
  • Марокко;
  • Сербия;
  • Тунис;
  • Таджикистан.

Отличие от депортации

Термины экстрадиция и депортация означают схожие по смыслу действия – выселение человека из страны. Но при этом есть ряд условий, которые влияют на результат данного процесса.

Депортация — это принудительное изгнание иностранного гражданина или лица без гражданства, у которых закончились законные полномочия на пребывание в стране.

Для депортации не нужен запрос от другого государства. Решение о ней принимает миграционная служба страны. Если экстрадиция – это высылка из страны преступника, то депортация – тот же процесс, но по отношению к рядовому гражданину, находящемуся на территории страны нелегально.

Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию. За депортацию даже Штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет. Общее между терминами в том, что депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.

Применение экстрадиции не гарантирует справедливого правосудия и снижения уровня международной преступности. Нередко она действенна только на бумаге, а на деле даже опасные преступники вольготно себя чувствуют на территории государства-укрывателя. Но в 2019 году в международном праве наметились положительные тенденции в этом направлении, которые позволят упростить процедуру выдачи.

Как происходит уголовное преследование лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации и в дальнейшем скрывшихся за ее пределами?

В российском и международном праве существует такой термин как «экстрадиция». Что это такое – отвечает на вопрос начальник управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Самарской области Антон Атяскин.

Выдача (экстрадиция) – это передача лица, в отношении которого ведется уголовное преследование или которое осуждено за совершение преступления, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству, под юрисдикцию которого подпадает это лицо, в целях привлечения последнего к уголовной ответственности или исполнения приговора.

 Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи.

Важное место в реализации выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора  отводится и российскому законодательству. В правовой системе Российской Федерации международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства регулируется нормами главы 54 УПК РФ.

  • Согласно части 1 статьи 460 УПК РФ в случае задержания (установления) на территории иностранного государства лица, совершившего преступление в Российской Федерации и скрывшегося за ее пределами,  «Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей данного лица для уголовного преследования или исполнения приговора».
  • Какие условия должны быть соблюдены при направлении запроса?
  • Направление запроса о выдаче лица осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание – в   случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев – в случае выдачи для исполнения приговора.
  • Можно ли требовать выдачу у иностранного государства лица (преступника),  являющегося его гражданином?

Нет, нельзя. Выдача лица не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой стороны.

Может ли лицо (преступник), выданное Российской Федерации, привлечено к уголовной ответственности  за  преступление, не указанное в  запросе о выдаче?

Лицо, выданное иностранным государством, не может быть привлечено к уголовной ответственности, осуждено за преступление, не указанное в запросе о выдаче и совершенное до выдачи, без согласия запрашиваемого государства (часть 1 статьи 461 УПК РФ).

 Если в ходе расследования уголовного дела были установлены или изменены квалифицирующие признаки преступления, в связи с совершением которого лицо было выдано Российской Федерации, то дополнительное согласие запрашиваемого государства необходимо получить, если указанные признаки свидетельствуют о совершении лицом до его выдачи другого преступления, например убийства, сопряженного с разбоем, вымогательством (пункт «з» части 2 статьи 105 УК РФ), при условии, что ранее лицо было выдано Российской Федерации в связи с совершением деяния, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ. Указанное согласие также требуется, если вследствие изменения квалификации деяния, в связи с совершением которого лицо было выдано, ухудшается положение такого лица.

Возможно ли самостоятельное исполнение лицом (преступником) решения о выдаче?

            Нет, невозможно. В соответствии с международными договорами, в частности ст. 60 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 28.03.

1997 «по получении требования запрашиваемая Договаривающаяся Сторона немедленно принимает меры к взятию под стражу лица, выдача которого требуется, за исключением тех случаев, когда выдача не может быть произведена».

Срок содержания под стражей должен определяться необходимостью разрешения вопроса о выдаче такого лица, включая его фактическую передачу Российской Федерации. При этом общий срок нахождения лица под стражей не должен превышать срок, предусмотренный в статье 109 УПК РФ за преступление соответствующей категории, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче.

   В дальнейшем иностранное государство (запрашиваемая договаривающаяся сторона) уведомляет Российскую Федерацию (запрашивающую договаривающуюся сторону) о месте и времени передача лица (преступника) для дальнейшего осуществления  в отношении него уголовного преследования.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector