Оплата налогов и т д: у нас ООО, на ОСН. Водители оказывают нам услуги по разовым договорам возмезд

Такси, как и любой другой бизнес, платит налоги – за исключением тех таксистов-нелегалов, которые ловят приезжих возле вокзалов и аэропортов, и считаются практически «вымирающим видом» водителей, работающих на себя и без оформления.

На сегодняшний день вы можете выбирать из нескольких систем налогообложения деятельности такси, в каждой – свои условия, преимущества и ограничения. Все эти системы разные: какая-то больше подходит для ИП, какая-то – для юридических лиц, какая-то – для ИП, но с ограничениями и т.д.

Сам размер налогов зависит где-то от доходов, где-то от количества машин и сотрудников.

В этой статье мы поговорим об особенностях каждой системы налогообложения для такси и разберемся, какие цифры для налоговой закладывать в ваш бизнес-план.

У вас бизнес такси?

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Оплата налогов и т д: у нас ООО, на ОСН. Водители оказывают нам услуги по разовым договорам возмезд Оплата налогов и т д: у нас ООО, на ОСН. Водители оказывают нам услуги по разовым договорам возмезд

Системы налогообложения для такси

Оплата налогов и т д: у нас ООО, на ОСН. Водители оказывают нам услуги по разовым договорам возмезд

Система ЕНВД для такси

Важно: с 2021 года ЕНВД такси больше не актуален! Те, кто ранее работал на этой системе налогообложения, должны теперь рассмотреть другие варианты.

До этого момента на системе ЕНВД работали многие таксопарки, поскольку она была до определенной степени выгодна: подходила для небольших служб такси (до 20 машин и до 100 водителей, трудоустроенных непосредственно в службе такси). Налог при этом рассчитывался по-разному для того или иного региона и мог быть понижен за счет страховых выплат. И даже то, что ЕНВД как система не действовала в Москве, не лишало ее популярности.

В 2021 года ЕНВД отменяют не только в такси, но и во всех других сферах деятельности, поскольку при всех вышеперечисленных плюсах были и не менее весомые минусы:

  • Для бизнеса с небольшим доходом система была нерентабельной;
  • При применении ЕНВД итоговый финансовый результат сложно было спрогнозировать;
  • Эту систему нередко применяли при дроблении бизнеса, чтобы уйти от более крупных налоговых выплат.

Отказ от ЕНВД, как сообщают законотворцы, должен будет способствовать развитию здоровой конкуренции и созданию равных условий для ведения бизнеса. А таксопаркам, тем временем, предлагают перейти на одну из следующих схем налоговых выплат.

Патент для ИП на такси

Эта форма подходит только индивидуальным предпринимателям. Кроме того, для выбора патента необходимо соблюдение нескольких условий:

  • Всего в компании должно числиться не более 15 сотрудников;
  • Годовой доход предприятия – до 60 000 000 рублей;
  • Патент нужно обновлять ежегодно: он выдается на срок от 1 месяца до 1 года.

Сколько стоит патент на такси?

Стоимость патента для каждого предпринимателя рассчитывается по-разному и меняется в зависимости от срока действия патента и количества автомобилей на балансе организации. Кроме того, играют роль показатели расчетов, разные для разных регионов.

Также важна сама Процедура оплаты патента. Если вы покупаете патент на небольшой срок (до полугода), то оплатить всю сумму необходимо сразу же. Если на срок до 1 года – допускается рассрочка в виде выплаты 1/3 суммы в первые 3 месяца, а остаток выплачивается до конца срока.

Чтобы не ломать голову над расчетами, можно воспользоваться калькулятором на сайте ФНС.

Образец заполнения патента на такси для ИП

Скачать образец можно по этой ссылке

Для получения патента подается заявление в органы ФНС в том регионе, в котором будет открыт бизнес такси. Срок рассмотрения заявления, как правило, около 5 дней.

Оплата налогов и т д: у нас ООО, на ОСН. Водители оказывают нам услуги по разовым договорам возмезд

  • Индивидуальные суммы выплат;
  • Удобная система оплаты;
  • Рентабельность для небольших таксопарков.
  • Ограничения для развития бизнеса;
  • Доступна только для индивидуальных предпринимателей. Захотите расширяться на другие регионы, открывать филиалы и менять ИП на ООО – готовьтесь и к смене налоговой схемы.

ИТОГ: патентная система – это выход для маленьких таксопарков с небольшим количеством сотрудников (до 15 человек), с арендованными автомобилями и с возможностью найма на работу других ИП. Для таксопарков с машинами в собственности это невыгодно, поскольку стоимость выдаваемого патента зависит от количества собственных автомобилей в таксопарке.

Деятельность такси на УСН

УСН (упрощенная система налогообложения) имеет два режима выплаты налогов:

  1. Налог рассчитывается с непосредственной суммы доходов;

  2. Налог рассчитывается по схеме «доходы минус расходы».

Вне зависимости от выбранного режима, налог выплачивается авансом каждый квартал, а в декабре необходимо заполнять налоговую декларацию о доходах.

Ограничения УСН для ИП такси в 2021 году

  • До 100 официально нанятых работников в службе;
  • До 150 000 000 рублей годового дохода;
  • До 150 000 000 рублей остаточной стоимости;
  • Отсутствие таксопарков-филиалов в других регионах;
  • Не более 25% других компаний, предприятий и юридических лиц в уставном капитале;
  • Смена УСН на другую схему выплаты налогов доступна только после завершения налогового года и выплаты всех начисленных сумм – по заявлению в ФНС;
  • Для того, чтобы был разрешен переход на другую схему, последний годовой доход фирмы не должен превышать 112 500 000 рублей.

Что насчет онлайн-касс при выплатах по УСН? С 2021 года на онлайн-кассу обязаны перейти абсолютно все таксопарки. Все отсрочки для любых видов предпринимательской деятельности истекают.

Преимущества работы такси по схеме УСН:

  • При УСН не надо платить НДФЛ, НДС и налог на имущество физлиц;
  • Возможно снижение ставки налога по для некоторых регионов России. Для этого зайдите на сайт ФНС, ваш регион будет определен автоматически, и вы сразу увидите, какую налоговую ставку будете платить с суммы доходов или по схеме «доходы минус расходы»;
  • При работе на самого себя (ИП, но без сотрудников), и выбранной схеме выплат по доходам, для вас будет действовать 100% налоговый вычет страховых взносов.

ИТОГ: УСН – наиболее подходящая система для ИП и для юрлиц в бизнесе такси. Она выгодна для средних служб такси с достаточно большим количеством водителей, в том числе теми водителями, которые сами являются ИП. Считать налог по УСН достаточно просто, возможен выбор одного из двух режимов выплаты, в зависимости от того, какой будет наиболее выгодным для службы.

Общая система налогообложения (ОСНО) для такси

ОСНО подразумевает обязательное ведение всех документов, фиксацию каждой оплаты, выплату НДФЛ, налога на имущество и НДС – никаких налоговых послаблений.

В вашем таксопарке нужен будет бухгалтер, поскольку это сложно и подразумевает слишком много тонкостей и нюансов, чтобы разбираться во всем полностью самостоятельно, вовремя сдавать все отчетности и правильно оформлять все квитанции, чеки и прочие документы.

Преимущества ОСНО:

  • Подходит для крупных служб такси, оформленных как юрлица и имеющих несколько филиалов в разных городах и регионах;
  • Нет ограничений по количеству машин и сотрудников.

Недостатки общей системы налогообложения:

  • Невыгодна для ИП такси, больше подходит для юридических лиц с крупным автопарком;
  • Необходим строгий бухгалтерский учет, а значит – дополнительные затраты на бухгалтерию.

ИТОГ: если вы открываете таксопарк как ИП – рассмотрите другие системы налогообложения.

Дополнительные взносы и налоги

Дополнительные расходы на такси при любой из вышеназванных систем – это страховые взносы в медицинский и пенсионный фонды за самого индивидуального предпринимателя и за его сотрудников (если таковые имеются).

Можно ли открыть бизнес такси самозанятому?

Самозанятость – новая налоговая схема, получившая распространение в 2020 году и предлагающая пониженные ставки для работников, которые нигде не числятся на постоянной основе.

Самостоятельный бизнес тем водителям, которые работают по самозанятости, открыть не получится, для этого нужно быть ИП.

Более того, самозанятые водители не могут быть и нанятыми в службу такси как постоянные работники – поскольку они перестанут быть самозанятыми, и работодатель будет платить с них страховые и больничные взносы.

Но такие водители могут работать на такси как на посредника и оказывать разовые Услуги по перевозке пассажиров с оплатой за каждую конкретную поездку – важно, чтобы таксопарк имел при этом соответствующую лицензию.

К слову, за последний год появилось много именно таких водителей, работающих с таксопарками не по трудовому договору, а по договору оказания услуг. Это выгодно для водителей: касса не нужна, отчетность тоже, есть налоговые вычеты, можно совмещать подработку в такси с постоянной работой в любой другой отрасли. И все же собственный бизнес такси самозанятым никак не открыть.

Какое налогообложение выбрать для такси

После изменений в законодательстве, вступивших в силу в 2021 году, выбора у владельцев таксопарков немного: ЕНВД отменен, ОСНО – слишком сложен и подходит далеко не всем. Остается УСН либо патент, преимущества и недостатки каждой из этих систем описаны выше.

В любом случае, перед тем, как открыть собственный бизнес такси, рекомендуем проконсультироваться с нашими специалистами: мы поможем вам индивидуально подобрать ту систему налогообложения, которая будет выгодна именно вам.

У вас бизнес такси?

Читайте также:  Отказ в принятии билета обратно кассой театра

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Оплата налогов и т д: у нас ООО, на ОСН. Водители оказывают нам услуги по разовым договорам возмезд Оплата налогов и т д: у нас ООО, на ОСН. Водители оказывают нам услуги по разовым договорам возмезд

Общий режим налогообложения для ООО

Общий режим налогообложения (ОСНО) для ООО — это наиболее распространенная система налогообложения для обществ с ограниченной ответственностью. Разберемся, каковы ее особенности, какие налоги уплачивает и какую отчетность сдает ООО на ОСНО. Также расскажем, что необходимо для регистрации общества на обычной системе налогообложения и как вернуться к ее применению после спецрежима.

Оплата налогов и т д: у нас ООО, на ОСН. Водители оказывают нам услуги по разовым договорам возмезд

ОСН налогообложение для ООО предусматривает уплату всех, связанных с деятельностью компании налоговых платежей, предусмотренных законодательством, за исключением спецрежимных. Как правило, организации уплачивают:

  • Налог на прибыль;
  • НДС;
  • Имущественные налоговые платежи (на Недвижимость, движимые ОС, землю, транспорт)

Кроме того, организации на ОСН исчисляют с заработной платы работников и уплачивают в бюджет:

Допускается совмещать общий налоговый режим для ООО и ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Как выбрать обычную систему налогообложения

Никаких ограничений для применения обычной системы налогообложения законодательство не устанавливает. Ее имеют право применять все организации независимо от дохода и численности сотрудников.

С чего начать регистрацию ООО на ОСНО? С момента регистрации компания применяет ОСН, если не заявит о переходе на иную систему налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН). В этом случае никаких заявлений и уведомлений подавать в инспекцию не нужно.

Налогоплательщики, применяющие спецрежимы, вправе вернуться на ОСН с начала следующего календарного года. Для этого необходимо подать уведомление в ИФНС по месту учета. Например, при добровольном переходе с УСН на ОСН можно подать уведомление об отказе от применения упрощенки по рекомендованной ФНС форме 26.2-3, утвержденной Приказом от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

Кроме того, возможна ситуация утраты права на применение спецрежима. В этом случае ООО переходит на ОСН в принудительном порядке, начиная с квартала, в котором возникло нарушение установленных законодательством критериев для применения УСН или ЕНВД.

Отчеты ООО на ОСНО в 2020 году

Организация при обычном налогообложении предоставляет контролирующим органам большой перечень отчетных форм. Их перечень и сроки сдачи представлены в таблице ниже:

Отчетность ООО на ОСНО

Налоговый платеж (отчет)
Периодичность
Сроки предоставления отчетности
Бухгалтерская отчетность Ежегодно До 31 марта будущего года
Налог на прибыль Ежеквартально Квартальные — до 28 числа следующего месяца
По итогам года — до 28 марта
НДС Ежеквартально До 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом
Налог на имущество Ежеквартально (если предусмотрено регионом) Квартальные — до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом
Годовая — до 1 марта будущего года
Земельный налог Ежегодно До 1 февраля следующего года
Транспортный налог Ежегодно До 1 февраля следующего года
Отчетность по работникам
2-НДФЛ Ежегодно До 1 апреля будущего года
6-НДФЛ Ежеквартально До конца следующего месяца
Расчет по страховым взносам Ежеквартально До 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом
4-ФСС Ежеквартально На бумаге — до 20 числа
В электронной форме — до 25 числа следующего месяца
СЗВ-М Ежемесячно До 15 числа следующего месяца
СЗВ-СТАЖ Ежегодно До 1 марта будущего года

Пример расчета налогов ООО на ОСНО

ООО «Компания», работающая на ОСН, получила результаты деятельности за год:

Статья дохода/расхода
Сумма, руб.
Выручка от реализации товаров (без НДС) 1 000 000
Себестоимость проданных товаров (без НДС), приобретено с НДС 600 000
Зарплата 200 000
Амортизация 20 000
Среднегодовая стоимость ОС 200 000

Земельных участков и транспортных средств на балансе организации нет.

Рассчитаем налоговые платежи с выплат работникам и на имущество:

Вид налогового платежа
Налоговая база
Ставка
Сумма к уплате, руб.
Страховые взносы 200 000 30 % 60 000
НДФЛ 200 000 13 % 26 000
Налог на имущество 200 000 2,2 % 4400

Рассчитаем НДС к уплате:

Налоговая база
Ставка
Сумма, руб.

НДС с реализации 1 000 000 20 % 200 000
НДС входящий по приобретенным товарам 600 000 20 % 120 000
К перечислению в бюджет 180 000–108 000 72 000

Рассчитаем налог на прибыль к уплате:

Сумма, руб.

Выручка от реализации товаров (без НДС) 1 000 000
Себестоимость проданных товаров (без НДС), приобретено с НДС 600 000
Зарплата 200 000
Страховые взносы 60 000
Амортизация 10 000
Налог на имущество 4400
Налогооблагаемая база:
1 000 000 — 600 000 — 200 000 — 60 000 — 10 000 — 4400
125 600
Сумма налога на прибыль к уплате:
125 600 × 24 %
30 144

Как оформить отношения по доставке груза: сравниваем договоры перевозки, оказания услуг, аренды транспорта и фрахтования

Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.

Когда применяются

Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный Договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.

Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.

Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный Закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель.

А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза.

В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.

Бесплатно скачать и распечатать договор оказания услуг

Чем отличаются: договор перевозки

В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем.

Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо).

Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке.

Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют.

Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. «Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза».

Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение.

А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение.

Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.

Формировать транспортные накладные в веб‑сервисе для ведения учета и сдачи отчетности Формировать бесплатно

Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг

Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.

Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что Исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик.

И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность.

Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений.

Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.

Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если  доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки.

Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь. И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке.

Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана.

Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.

При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.

Практический вывод

Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза.

Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем.

Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см.

«Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)».

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе

Договор перевозки и договор аренды транспортного средства

Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).

Когда применяются

Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы.

И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем.

При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.

Бесплатно составить и распечатать договор аренды ТС по готовому шаблону

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.

Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ).

В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля.

Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание.

По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).

При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель.

И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018).

В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.

Чем отличаются

Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки.

Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю.

Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).  

Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю.

А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д.

Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя.

Напомним, что перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.

Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях.

Таким образом, «обычное»   физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор.

При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.

Составить и распечатать трудовой договор

Договор перевозки, договор аренды ТС  и договор фрахтования

По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Чем отличаются

Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз).

А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры».

Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась).

Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.

Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта.

Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца. Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется.

(Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).

В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок.

И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков.

 В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.

Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства.

Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.

Алексей Крайнев, налоговый Юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Можно ли заключать договор без НДФЛ физическому лицу и страховых взносов?

НДФЛ — это налог на доходы физлица. Страховые взносы — это отчисления в налоговую для накопления пенсии и бесплатных приёмов в поликлинике.

Если предприниматель сотрудничает с физлицом без статуса самозанятого или оформленного ИП, на него переходит забота платить НДФЛ и взносы. Отменить обязанность в договоре нельзя. Даже если человек сам на это согласен.

Если забить на обязанность, налоговая оштрафует по ст. 123 НК РФ — за сам налог, и по ст. 119 — за несданный отчёт. И, конечно, взыщет долг с неустойкой.

????

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Хочу попробовать

Предприниматель — налоговой агент по НДФЛ для физлица

Физлица обязаны платить налоги с доходов. С каждого поступления денег российские граждане платят 13 %. Иностранцы платят 30 %, если доход получили в нашей стране. Это положения ст. 207, 224 НК РФ.

Когда ИП или организация нанимает физлицо по гражданско-правовому договору, обязанность платить в налоговую НДФЛ переходит на них. Заказчик становится налоговым агентом. Плюс за чужие налоги надо ежеквартально и ежегодно сдавать отчёты. А с физлица снимаются все налоговые обязанности. Правила — из ст. 226, 230 НК РФ.

Написать в договоре, что физлицо самостоятельно разбирается с НДФЛ, нельзя. Такая налоговая оговорка в договоре — пустое место. Обязанность переводить НДФЛ с предпринимателя не снимется. Это подтвердил Минфин в Письме № 03-04-05/12891.

Обязанность налогового агента не снимается, даже если ИП сам перешёл на налог для самозанятых. Вроде хотел упростить бухгалтерию и снизить расходы, но нет. Основание — ч. 10 ст. 2 Закона о самозанятых.

НДФЛ вычитают из суммы вознаграждения физлица. Налоговому агенту запрещено писать в договоре, что сумму налога он платит за свой счёт. 

Например, вознаграждение программиста по договору составляет 200 000 ₽. Написать, что заказчик обязан за свой счёт перевести в бюджет налог 13 % в сумме  26 000 ₽ нельзя. На руки программист получит только 174 000 ₽.

Чтобы не обмануть программиста с обещанным гонораром в две сотни, в договоре пишут сумму вознаграждения 229 886 ₽. Без оговорок.

НДФЛ переводят в налоговую на следующий день после выплаты вознаграждения.

Однако бывают ситуации, когда налоговый агент не может заплатить налог. К примеру, у него арестовали деньги на счёте. Пока идут разбирательства, платежи парализованы.

Налоговый агент обязан сообщить физлицу и налоговой, что не может перевести НДФЛ. Сделать это надо до 1 марта следующего года. Тогда физлицо платит НДФЛ самостоятельно. Физлицо уведомляют в свободной форме, главное — письменно, налоговую — при подаче отчёта 2-НДФЛ за 2020 год или 6-НДФЛ — за годы, начиная с 2021.

По договорам с самозанятыми платить НДФЛ не нужно

НДФЛ не платят самозанятые физлица. Вместо него платят пониженный налог в размере 4-6 %. И делают это всегда сами, без агентов. 

Выходит, предпринимателю удобнее работать с самозанятыми. Хлопот с налогами и отчётами нет, штрафы не грозят. Однако сотрудничать с самозанятыми не получится, если:

  • он бывший работник предпринимателя, а после увольнения не прошли два года;
  • работает от имени предпринимателя по договору агентирования, комиссии или поручения;
  • оказывает курьерские услуги;
  • зарабатывает больше 2,4 миллиона в год.

Если физлицо не может быть самозанятым, с ним сотрудничают как с обычным физлицом. И в качестве налогового агента платят за него налог.

По каким договорам НДФЛ за физлицо платят, а по каким нет

Заплатить НДФЛ нужно, если предприниматель сотрудничает с физлицом или пользуется его имуществом. А вот если что-то покупает у него, то нет — ст. 208 НК РФ.

  • НДФЛ удерживают по договорам:
  • ???? подряда — отделочник ремонтирует офис;
  • ???? оказания услуг — маркетолог настраивает таргет;
  • ???? авторского заказа — писатель пишет сценарий к рекламному ролику;
  • ???? агентирования, поручения и комиссии — представитель ищет клиентов на покупку программы;
  • ???? покупки исключительных прав — разработчик пишет программу и отдаёт авторские права;
  • ???? аренды недвижимости — физлицо сдаёт помещение под магазин;
  • ???? аренды автомобиля или оборудования — партнер передаёт личное имущество в общий бизнес.
  • По договорам аренды налог вычитают из суммы платы за пользование имуществом без учёта коммунальных платежей, если они входят в арендную плату.
  • Физлицо платит НДФЛ сам по договорам:
  • ???? купли-продажи — знакомый продал предпринимателю партию самокатов;
  • ???? покупки прав или цессии — партнёр за дисконт отдаёт право забрать долг за товар.

Предприниматель — страхователь по взносам за физлицо

ИП и организации обязаны платить страховые взносы за физлиц, с которыми сотрудничают. А ещё отчитываться в Пенсионный фонд и налоговую. Здесь они становятся страхователями по ст. 419 НК РФ.

Сумма страховых взносов — это 27,1 % от вознаграждения. 

Взносы добавляют, а не вычитают. Всю сумму платят в налоговую, а оттуда 22 % уйдут в Пенсионный фонд, а 5,1 % — на медстраховку по полису. Получается, страховые взносы — это допрасходы предпринимателя. И переложить их на физлицо нельзя. Физлица без ИП и самозанятости вообще никогда не платят взносы за себя сами.

Для айти-компаний, аптек, инноваторов и социального бизнеса тарифы ниже. Поищите свою деятельность в ст. 427 НК РФ.

Взносы не платят за самозанятых. Но чтобы перед налоговой всё было чисто, надо сохранить чек от самозанятого из приложения «Мой налог». Без чека взносы заставят платить. Правило — из ч. 1 ст. 15 Закона о самозанятых.

Взносы платят до 15 числа следующего месяца после выплаты гонорара — ст. 431 НК РФ.

По каким договорам надо платить взносы за физлицо, а по каким нет

Надо ли платить страховые взносы, зависит от договора с физлицом — ст. 420 НК РФ.

Страховые взносы платят по договорам:

  • подряда;
  • оказания услуг;
  • авторского заказа;
  • комиссии, агентирования и поручения — если по ним физлицо оказывало услуги;
  • покупку исключительных прав или лицензии — например, у автора ролика для ютуба.

Страховые взносы не платит ни предприниматель, ни физлицо по договорам:

  • аренды;
  • купли-продажи;
  • уступки прав или цессии.

Статья актуальна на 21.01.2022

Может ли самозанятый осуществлять грузоперевозки, договор с самозанятым на оказание транспортных услуг, образец

Вернуться

Может ли частный водитель официально перевозить грузы и пассажиров? Да, перевозка грузов самозанятыми или ИП вполне реальна. Разбираемся в нюансах: что выгоднее — ИП или НПД, как составлять договор на грузоперевозки с самозанятым и нужна ли лицензия.

Чтобы понять, попадают ли грузоперевозки под самозанятость, нужно внимательно разобрать формулировки в законе. 

Лицо, занимающееся грузоперевозками по закону считается перевозчиком. А перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который принимает на себя по договору обязательства по перевозке пассажиров или грузов и багажа. Так сказано в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Теперь проверяем ограничения на применение налога на профессиональный доход в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ. Согласно информации в законодательстве никаких ограничений по виду деятельности нет.

Однако следует помнить, что даже самозанятый ИП не может:

  • Зарабатывать более 2 400 000 ₽ в год — если ваш годовой доход обычно превышает эту цифру, самозанятость оформлять не стоит. Как только вы достигнете максимально разрешенного дохода вам придется сняться с учета как самозанятому и стать ИП либо открыть ООО.
  • Нанимать сотрудников — такая функция тоже доступна только организациями или индивидуальным предпринимателям.

Так может ли самозанятый заниматься грузоперевозками? Да, может, но для этого ему придется стать индивидуальным предпринимателем с применением спецрежима «Налог на профессиональный доход».

Определиться, какой налоговый режим вам выгоднее помогут ограничения для самозанятых, которые мы описали выше. Если ваша предполагаемая прибыль в год будет выше 2 400 000 ₽, вам определенно лучше сразу открывать ИП без применения НПД.

Также индивидуальным предпринимателям на других налоговых режимах доступен найм сотрудников. То есть если вы не хотите заниматься грузоперевозками самостоятельно, а планируете нанимать водителей — ИП на НПД точно не ваш вариант.

Логичнее будет сразу выбирать подходящие под ваш бизнес условия для индивидуального предпринимателя.

Однако не стоит забывать о документах — чтобы официально работать самозанятым-водителем, вам необходимо будет подписывать с заказчиками договор на перевозку груза с самозанятыми.

Основное, что следует учесть — договор ни в коем случае не должен быть трудовым.

Это значит, что устроиться в компанию на постоянную основу и получать фиксированную заработную плату и работать в графике вам будет уже нельзя.

Когда выгодно быть самозанятым водителем

Может показаться, что вопрос в целом несущественный — зачем легализовать свою деятельность и платить налоги? Давайте разберем, в чем реальная выгода от легальных частных перевозок на примере самозанятости.

Защищаете себя от рисков и форс-мажорных ситуаций на дороге. При любых неблагоприятных ситуациях вы сможете попросить защиты у государства или правоохранительных органов.

Нелегальному перевозчику это будет сделать сложнее — могут возникнуть проблемы с законом и при банальной краже или аварии вам сложнее будет получить помощь государства или страховой компании.

Более того, у вас возникнут дополнительные траты и проблемы.

Платите налоги только по факту работы, а за простой — ничего. Допустим, вы ударно перевозили грузы 5 месяцев в году, а на остальные 7 месяцев уехали отдыхать и жить на Гоа.

Платить НПД вы будете только за те 5 месяцев, что отработали. При этом статус официального водителя-самозанятого у вас никто не отнимет даже за простой.

Будучи ИП на других налоговых режимах вам придется оплачивать и время простоя — например, отчислять страховые взносы за год и покрывать стоимость патента. 

Вы полностью контролируете свой график и работаете, когда вам удобно. Самозанятость позволяет вам работать на себя — значит, выходные и больничные абсолютно под вашим контролем.

Налоговая ставка ниже, чем у ИП. Самозанятые платят государству 4% от дохода за работу с физическими лицами и 6% от сотрудничества с юридическими лицами. На данный момент в России это самая низкая налоговая ставка на официальную работу в целом. 

Отказаться от самозанятости можно в любое время и для этого даже не придется никуда ехать: оформление и снятие с учета проходит удаленно — например, через приложение «Мой налог». Никакой бумажной волокиты о многочасовых очередей в ФНС,

Ваш заработок становится выше, а клиентская база — больше. Став легальным водителем вы сможете работать с юрлицами и повышать стоимость услуг. Конкуренция на рынке грузоперевозок высокая, а большинство организаций предпочитает работу «в белую», поэтому им выгоднее работать легально.

Заказы при этом вы прикрепляете договором на перевозку груза с самозанятым — в нем нет ничего сложного. Давайте разберемся, как составлять такой договор.

Путевой лист. Водителям грузовых автомобилей необходим путевой лист. В нем будет информация о собственнике транспорта, отметка о исправности вышедшего в рейс ТС и о том, что водитель прошел обязательное медицинское обследование — то есть здоров и может управлять ТС.

Правила заполнения путевого листа изменились с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года по Приказу Минтранса России от 11.09.2020 № 368.Оформлять путевой лист нужно при каждой поездке и по новым правилам указывать в нем:

  • вид сообщения — городское, пригородное, междугороднее;
  • вид перевозки — регулярные или по заказу — в случае с самозанятостью выбирать нужно «по заказу».

Товарно-транспортная накладная. Нужна при перевозке грузов от юридических лиц — товарно-материальных ценностей. Эти документы вам нужно будет запрашивать у заказчика перед поездкой.

Удостоверение, ПТС и страховка. Это стандартные документы для любых перевозок, они у вас обязательно должны быть.

За отсутствие любого из вышеперечисленных документов по закону положен Штраф 500 ₽. — за их отсутствие положен штраф 500 ₽.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector