Предоставление жилья военнослужащим при увольнении в запас — одна из существенных преференций вооруженных сил. Такая привилегия предоставляется военным, имеющим выслугу более 20 лет, а также в ряде иных случаев.
Положено ли жилье при увольнении с военной службы?
Государством, проблема обеспечения жильем военнослужащих после ухода из армии, решается на основании таких законодательных актов:
Чтобы разобраться, положена ли квартира военнослужащему по контракту при увольнении, следует изучить эти нормативные документы.
Право на получение жилья зависит от ситуации, повлекшей увольнение. Право на обеспечение жильем зависит от причины увольнения, стажа службы и некоторых иных обстоятельств. Но еще немаловажно то, что необходимо получить статус признания нуждающимся в жилплощади еще в период службы, иначе Гражданин после увольнения будет получать квартиру на общих основаниях.
Как гласит п. 2.1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ, жилье положено предоставлять за счет федерального бюджета таким категориям военнослужащих, уволенных по следующим причинам:
Состояние здоровья может ухудшиться из-за болезни, но причиной может стать и боевое ранение.
Нужно, чтобы семья прекратившего службу была признана нуждающейся в жилье и поставлена на учет до 1 января 2005 г., а продолжительность нахождения в статусе военнослужащего составляла не менее 10 лет. При таких обстоятельствах допустим вариант получения квартиры бесплатно.
Возможна также аренда жилья или получение единовременной помощи на приобретение собственных квадратных метров. Наем осуществляется за счет выплачиваемой государством компенсации.
Так как безвозмездное получение жилья в собственность, реализовать проблематично из-за невысоких объемов строительства по социальным мероприятиям, участник программы НИС вправе воспользоваться своими накоплениями и приобрести квартиру.
Порядок получения жилплощади
Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении осуществляется местными органами власти в пункте, где проживал до увольнения военнослужащий, или в любом ином избранном месте.
Порядок таков:
- подготовить весь пакет своих документов и нанести визит в местную администрацию;
- узнать, какие есть варианты и какими возможностями обладает местная власть;
- выбрать наиболее оптимальный вариант;
- встать на учет и воспользоваться своими привилегиями.
Если свободное жилье есть, то не стоит отказываться. Когда доступна аренда с постановкой на учет по льготной очереди, также можно подождать, при желании.
Если иных вариантов нет, тогда логично воспользоваться правом на единовременную денежную компенсацию, размер которой составляет около 3 млн руб., и оформить ипотеку на новостройку, вторичное жилье или же решить данный вопрос по-другому.
Готовиться к обеспечению семьи жилищем нужно заблаговременно. Рапорт подается не более чем за 3 года до наступления предельного возраста или в год, когда военнослужащий покидает воинское подразделение по состоянию здоровья или в результате штатных организационных перетрубаций.
Рапорт, к которому прилагаются бумаги о составе семьи, наличии или отсутствии жилья, рассматривается начальством и принимается решение написать ходатайство об улучшении жилищных условий или о предоставлении жилища.
Документы и ходатайство не выдаются на руки, а направляются в военкомат того населенного пункта, который избран военнослужащим. Получив бумаги, военкомат ставит увольняющегося военнослужащего на жилищный учет и направляет копии и оригиналы бумаг в органы местного самоуправления.
В течение 3 мес. бумаги должны быть рассмотрены и принято решение, о чем информируется руководство воинской части, направившее ходатайство. В личном деле служивого проставляется соответствующая отметка о принятом в отношении него решения.
Предоставление жилплощади уволенным в запас
Уволенные в запас военнослужащие признаются нуждающимися по таким основаниям (ПП РФ №1054):
- полное отсутствие жилплощади;
- наличие жилплощади менее нормативной на 1 чел.;
- имеющее жилище не отвечает нормам санитарии и гигиены;
- жилье находится в закрытых пунктах;
- проживание в общежитиях, в неизолированных блоках, а также в жилищах, где есть больные с инфекционными болезнями типа туберкулеза;
- выбрано новое постоянное место жительства.
Чтобы уволенный в запас мог реализовать свое право на получение квартиры, должна быть соблюден определенный порядок для избрания места жительства.
В муниципалитет избранного пункта уволившийся в запас должен предоставить, кроме личных документов:
- заявление;
- ходатайство начальника воинского подразделения на имя руководителя местной власти;
- приказ об увольнении в запас;
- свидетельство о наличии права на льготное обеспечение квартирой.
Если гражданин участвовал в боевых действиях, а особенно при наличии ранений,наград все бумаги об этом также следует предоставить.
Право на льготное получение жилья предоставляется уволенным в запас только 1 раз. В муниципалитете военнослужащий должен быть поставлен в общую очередь, с правом на имеющиеся льготы.
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный Юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
На каком основании можно лишить военнослужащего права на жилье?
Военнослужащего могут лишить права на жилье за счет средств федерального бюджета в таких случаях:
- после увольнения в запас подписан новый контракт на службу в федеральных органах власти;
- по прошествии 6 месяцев после указанного в ходатайстве срока увольнения, не последовало нового представления;
- произошло снятие с воинского учета в данном населенном пункте в связи с переездом в другую местность;
- ситуация с жильем разрешилась;
- в документах выявлены нестыковки, несоответствия, говорящие о фальсификации.
Также не дадут квартиру, если один из членов семьи имеет Недвижимость в собственности или строит дом.
Судебная практика показывает, что в отношении военнослужащих, уволившихся по всем правилам и с соблюдением действующего законодательства, требования по обеспечению жильем при наличии возможностей удовлетворяются. Если свободного жилья в распоряжении местных властей нет, тогда выплачивают компенсацию.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52
Долгожданный Закон № 416-ФЗ. Исправил ли он ситуацию с жильем военных?
Совсем недавно 2 декабря 2019 года был опубликован чрезвычайно важный Федеральный закон N 416-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», регламентирующую жилищное обеспечение. Это стало огромным шагом навстречу военными. Поэтому давайте сегодня поговорим об истории вопроса, теории и практике, т. е. покажем к чему привело принятие этих изменений.
Итак, принятие этого закона стало результатом обстоятельств, которые назревали уже не один год.
И особенно обстановка накалилась когда военнослужащих, обеспеченных в свое время жильем как членов семей родителей, начали сотнями снимать с учета нуждающихся в жилом помещении. На нашем форуме собраны множество историй когда военные с семьями оставались без жилья.
Ссылку на тему смотрите ниже. Снятие с учета нуждающимися происходило несмотря на то, что подобное жилобеспечение в качестве члена семьи происходило в 90-х, начале 2000 годов. Военных снимали с очереди даже не глядя на то, что данных квартир уже и в помине давно не было.
В верховном суде ежегодно находились сотни дел по данному вопросу. То есть вы представляете каковы были масштабы проблемы и число неполучивших из-за этого жилье семей военнослужащих.
И здесь я хочу напомнить, что право членов семьи производно от права военнослужащих, поэтому если военному не положено жилье, то и членам семьи соответственно тоже не положено.
Поэтому в итоге много семей за последние несколько лет остались вообще ни с чем. И при этом зачастую они были бы рады даже вычету полученных квадратов, но увы — и здесь верховный суд не шел навстречу военнослужащим.
- Как следует из текста пояснительной записки еще к законопроекту на тот момент ситуация была действительно сложная:
- Фактически для военнослужащих существовало дополнительное основание, не предусмотренное статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по которому они не могли признаваться нуждающимися в жилых помещениях, а именно: обеспечение таких военнослужащих жилой площадью в качестве членов семьи других граждан.
- Поэтому сложившаяся негативная эмоциональная обстановка среди военнослужащих — была уже последней каплей в море негодования и соответственно привела к нововведениям.
И вот наконец все решилось, законодатели внести поправки в статью 15 ФЗ о статусе военнослужащих.
В результате, теперь при признании нуждающимся потомственных военнослужащих должен применяться к действиям по намеренному ухудшению 5-летний срок (а не как было ранее за весь период жизни), а также соответственно, учитываться сделки, которые приводят к этому намеренному ухудшению за последние 5 лет.
Некоторые зададут вопрос, а что же делать тем, кому РУЖО вынесло решение об отказе в признании нуждающихся до вступления рассматриваемых поправок.
Разъясняем — вы имеете право повторно подать документы со ссылкой на вступившие в силу изменения в законодательстве.
Идем далее, необходимо обратить внимание на следующую фразу в поправках — Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями. Видите, здесь есть вставка «обеспечение в качестве членов семьи иных граждан».
С нашей точки зрения, здесь подразумевается проблема (и она в целом подтверждается судебной практикой), касающаяся участия военнослужащих в приватизации. Так как в прошлом и позапрошлом году была целая серия решений верховного суда о том, что участие в приватизации военнослужащего также является способом его обеспечения от государства.
А раз обеспечивался жильем от государства, то от МО РФ значит ничего больше не положено. Как говорится Без комментариев….
Но в целом будем надеяться, что правоприменительная практика встанет на сторону военнослужащего и больше не будет подобных неразберих.
Далее в 46-м выпуске нашего военно-правового блога мы перейдем к практической строне вопроса и рассмотрим позицию ДЖО. А также обратимся к свежей судебной практике по данному вопросу. И конечно же сделаем выводы удалось ли государству на практике решить обсуждаемаемую проблему с жильем военным.
Обсуждение темы если военнослужащий или члены его семьи ранее владели жильём от МО, государства >>>
Новый порядок предоставления жилья военным: все изменения по служебному и постоянному жилью
Военнослужащие-контрактники в званиях рядовых, сержантов, матросов и старшин, служащие менее десяти лет, будут получать комнаты в общежитиях из расчёта десять квадратных метров на человека. Что еще меняется?
Герои России без очереди получат право въехать в новый дом
Минобороны предложило скорректировать механизм обеспечения военнослужащих по контракту служебным и постоянным жильём. Так, рядовому контрактнику служебная квартира будет положена через десять лет службы. Кроме того, расширяется и перечень тех, кто имеет право на получение жилья вне очереди. Соответствующие изменения в Закон «О статусе военнослужащих» внесли в Госдуму 13 ноября.
Какое жильё положено контрактнику?
По действующим правилам, военнослужащие-контрактники имеют право получить служебное жильё на весь Срок службы, а после 20 лет выслуги — постоянное жильё в собственность или денежную выплату на его покупку.
Также они могут стать участниками накопительно-ипотечной системы (НИС) и получить постоянное жильё уже через три года.
Начиная с 2020 года военная Ипотека становится единственным способом получения жилья для вновь поступивших на воинскую службу.
Новый законопроект уточняет права на служебное жильё для военнослужащих рядового и сержантского состава на контракте. Сейчас всем контрактникам обязаны предоставлять служебки в течение трёх месяцев со дня прибытия к месту службы в порядке очереди. При этом квартиры в приоритете, а комнаты в общежитиях и жильё в манёвренном фонде выделяется только при их отсутствии.
Для создания реальной возможности расквартировать нашу армию, контрактников в которой с каждым днём всё больше, Минобороны предложило разграничить право на служебное жильё по званиям и срокам службы.
Что изменится:
- военнослужащие-контрактники в званиях рядовых, сержантов, матросов и старшин, служащие менее десяти лет, будут получать комнаты в общежитиях из расчёта десять квадратных метров на человека;
- если общежития нет, их будут размещать в служебных квартирах их расчёта 12 метров жилой площади на человека;
- после десяти лет службы все эти контрактники получат право на служебные квартиры по тем же нормам, что и офицерский состав — 18 квадратных метров на человека.
Законопроектом определён порядок предоставления и освобождения специализированных жилых помещений, а также включения и исключения военнослужащих из списка на предоставление служебного жилья.
Так, например, их нельзя будет исключить из очереди на получение служебного жилья или прекратить выплату денежной компенсации за наём квартиры, если человек купил или построил себе жильё не по месту прохождения службы.
Кроме того, военнослужащий и его семья не могут быть выселены из служебной квартиры, если она является для них единственным местом жительства.
Если военнослужащего отправят за границу, в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, выделенную ему служебную комнату или квартиру также сохранят за ним. Как рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по обороне Александр Шерин (ЛДПР), такая норма не только повышает его социальную защищённость, но и психологическую устойчивость.
«Выполняя боевые задачи вдали от Родины, каждый воин будет знать, что у него есть куда вернуться и есть крыша над головой, — пояснил депутат. — Это очень важно».
Кому жильё положено вне очереди?
Законопроект также предлагает расширить перечень военнослужащих, имеющих право на получение служебного или постоянного жилья (служебная квартира, комната в общежитии или арендованное Жилое помещение) вне очереди. Это следующие категории:
- командиры воинских частей (организаций, учреждений, органов, территориальных органов);
- военнослужащие, удостоенные звания Героя Российской Федерации;
- военнослужащие, имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними.
Также расширен перечень тех, кто имеет право при увольнении получить вне очереди денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо готовые жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма.
В список включены военнослужащие:
- удостоенные звания Героя Российской Федерации;
- прослужившие по контракту десять лет и более и уволенные с военной службы по состоянию здоровья;
- имеющие трёх и более детей, проживающих совместно.
Зампред Комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин считает такое решение Правительства абсолютно оправданным. «К Героям у нас отношение особое, — отметил депутат.
— Люди, совершившие подвиг, безусловно, достойны уважения народа и поддержки со стороны всех органов власти. Бывают ведь и гражданские Герои России.
Думаю, они по аналогии тоже вправе рассчитывать, что решение их квартирного вопроса не затянется на долгие годы».
Источник: ПГ
От редакции
Справедливо станет?
Порядок обеспечения военнослужащих жильем при увольнении. Помощь государства
Развитию и совершенствованию современной армии уделяется огромное внимание cо стороны государства. Помимо технологических новшеств и совершенствования техники немало времени уделяется поднятию престижа военнослужащего и привлечению новых кадров. Государство оказывает существенную социальную поддержку служащим в армии. Это касается и снабжения жильем.
Положено ли предоставление жилплощади уволенным в запас с военной службы?
Если военнослужащий по контракту закончил карьеру, то, в отличие от призывников-срочников, он имеет целый ряд льгот. К ним относятся:
- единоразовая выплата для увольняемых из ВС;
- обеспечение вещевым имуществом или денежная компенсация за него;
- предоставление положенных отпусков безразрывно перед увольнением.
Однако основной помощью остается получение жилплощади. Основные льготы прописаны в ФЗ № 76 от 27.05.1998, он определяет статус военнослужащего. Согласно данному закону к ним относятся 2 категории:
- Военнослужащие, проходящие службу по призыву.
- Те, кто служит в армии по заключенному контракту.
Жилищные льготы распространяются только на служащих-контрактников. Те, кто служит по призыву, размещаются в это время в казармах (ст. 168 Устава внутренней службы ВС, утв. Указом Президента № 1495 от 10 ноября 2007 г.).
О том, могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии, читайте здесь.
Обеспечение служебными квартирами
По действующим правилам военному, который приехал на место службы, должны выдать в течение трех месяцев служебное жилье. Если военный гарнизон не располагает такими ресурсами, то военнослужащему разрешено снять жилье самостоятельно, а ему выплатят компенсацию в размерах, установленных законом.
Военный имеет право на служебное жилье в течение всего срока службы по контракту. Все это установлено в ст. 15 ФЗ № 76 от 27.05.1998. Служебное жилье военному и его семье дают в том случае, если у них нет своего жилья по месту службы. Если жилье есть, но оно в другом регионе, — служебное жилье все равно положено.
Приватизировать служебное жилье нельзя. Оно предоставляется по договору соцнайма. В такой квартире можно жить, но продать или подарить ее кому-то другому не получится. По окончании службы или при переводе в другой город служебную квартиру придется освободить — в нее переедет другой военный. При освобождении квартиры надо получить справку о сдаче жилого помещения.
В ст. 15.1 ФЗ № 76 от 27.05.1998 указаны нормативы, по которым предоставляют жилплощадь. Чем больше человек в семье, тем больше квадратных метров будет в служебной квартире. 18 кв. м — это норматив на одного человека. У некоторых военных есть право на дополнительные метры:
- у полковников и военных с более высокими званиями;
- у командиров воинских частей;
- у преподавателей военных вузов и т.д.
Дополнительная площадь может составлять от 15 до 25 кв. м.
В собственность
На него могут рассчитывать только военные, признанные нуждающимися в жилье. Помимо этого, должно выполняться одно из трех следующих требований:
- Первый контракт заключен до 1 января 1998 г.
- Контракт заключен позже, но есть выслуга 20 лет и больше.
-
Контракт заключен позже, есть выслуга 10 лет и больше, при этом увольнение прошло по «льготным» основаниям, по:
- предельному возрасту;
- состоянию здоровья;
- ОШМ.
Военнослужащим с данным статусом государство обязуется предоставить жилье в собственность или по договору социального найма. Жилье в собственность может быть предоставлено:
Жилищный сертификат
Его могут выдать военнослужащим, которые отвечают указанным выше условиям по выслуге лет и нуждаемости в жилье.
Сертификат — это бумага, которая подтверждает, что государство оплатит банку квартиру или дом, выбранные военным. Перечень получателей сертификата шире: например, их выдают военным, отселяемым из военных городков. Правила выдачи сертификатов и все лица, которым они могут быть выданы, определены постановлением Правительства № 153 от 21.03.2006.
Военная ипотека
Ее смысл заключается в том, что государство выплачивает за гражданина ипотеку на квартиру или дом, пока он служит по контракту.
Предоставление жилья военнослужащим при увольнении — права и нормы
Согласно действующему законодательству, военнослужащие относятся к особой категории граждан, статус которых определён ФЗ №76, и которым государством гарантирован порядок предоставления постоянного жилья военнослужащим.
Осуществляется это по нескольким программам, включающим в себя как выдачу квартир в натуральном виде, так и предоставление денежной субсидии на приобретение недвижимости.
Гражданам, прибывшим по месту прохождения службы, а также сопровождающим их членам семьи, в течение 3-х месяцев обязаны предоставить жилье, на которое имеется право на время прохождения службы.
Положение о предоставлении жилья военнослужащим предусматривает, что при отсутствии возможности выдать служебное жилье, военный имеет право на самостоятельный наём жилого помещения, вследствие чего ему положена денежная компенсация, в размерах, определённых законодательными актами.
Кроме того, определённым категориям граждан, служащих в армии, может быть выдано жилье по договору социального найма, которое со временем он сможет приватизировать.
Однако, приватизация квартир в закрытом военном городке не всегда возможна из-за ведомственной принадлежности земли и недвижимости Минобороны.
Права военного на жилплощадь
Как же быть в случае увольнения военнослужащего со служебной квартирой? Служебное помещение не может быть передано в его собственность, так как по закону выдается только на срок прохождения службы, к тому же подобные квартиры как правило находятся в закрытых городках.
Поэтому при увольнении, порядок сдачи служебного жилья военнослужащими и членами их семей предусматривает освобождение занимаемой жилплощади не позднее 3-х месяцев после увольнения.
Но, получая служебную квартиру, за их владельцами сохраняются права:
- в течение пяти лет на жилые помещения, где они ранее проживали.
- они не могут быть исключены из списков лиц, нуждающихся в жилье.
Последнее даёт им право на участие в военной ипотеке или получение ЕДВ на покупку недвижимости.
Кроме того, отказ военнослужащего от квартиры в служебном фонде, даёт право на получение недвижимости по договору социального найма помещений, которые выдаются государством на основании очереди.
Квартира военнослужащим при увольнении выдаётся в случае:
- Выход на пенсию по достижении им стажа военной службы не менее 20 лет.
- Увольнения по достижении им стажа 10 лет, по следующим обстоятельствам: достижения предельного возраста и ОШМ.
Этим категориям военных согласно ст. 15 ФЗ №76 государство обязано предоставить в собственность или по договору соцнайма квартиру, находящуюся в федеральной собственности.
Квартира предоставляется в любом регионе страны согласно нормам обеспечения жилой площади. Остальные категории военных освобождают жилые помещения без предоставления жилого помещения.
Например, если служащий по контракту и не обеспеченный жилым помещением, имеющий выслугу от 10 до 20 лет, увольняется по причине неисполнения им условий контракта, то теряется льгота на получение жилплощади или субсидии на ее приобретение.
Обеспечение жилой площадью
Доступные госгарантии военнослужащим в виде обеспечения жильем при увольнении
При завершении военной карьеры военнослужащие имеют право на различные льготы.
Самой существенной из них является получение жилья. Обеспечение жильем происходит только в том случае, если служащий будет признан нуждающимся в жилом помещении. Какие для этого должны быть основания, и как подать документы на получение жилья, рассмотрим ниже.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87. Это быстро и бесплатно!
Показать содержание
Какими законодательными актами регулируется?
У кого есть право на такую поддержку?
Право на жилье получают военнослужащие, которые:
- Подписали первый контакт до 1998 года вне зависимости от выслуги лет.
- Подписали первый контракт после 1 января 1998 года и имеют от 20 лет выслуги.
- Имеют выслугу от 10 лет и уволены по состоянию здоровья, по причине достижения предельного возраста нахождения на службе или по сокращению штата.
Условия признания военнослужащего нуждающимся в жилье:
- Военнослужащий и члены его семьи не имеют жилья в собственности.
- Жилье в собственности имеется, но обеспеченность на одного человека меньше, чем определено учетной нормой. Понятие учетной нормы рассматривается в статье 50 ЖК РФ. Она определяется органом местного самоуправления и обычно составляет 8-12 кв. метров на одного человека.
- В составе семьи есть больной, страдающий тяжелым хроническим заболеванием, исключающим совместное проживание.
- Проживание на одной жилплощади с людьми, с которыми нет родственных отношений.
- Проживание в аварийном доме, не соответствующим требованиям безопасности.
Эти условия отражены в 51 статье ЖК РФ.
В каких случаях можно завершить службу без предоставления квартиры?
Первая группа оснований связана с причиной увольнения. К таковым относятся:
- Увольнение по собственному желанию.
- Увольнение по негативным основаниям. При таком увольнении собираются доказательства виновных действий, проводится служебное расследование, составляется заключение комиссии и издается соответствующий приказ.
- Сокращение штата, если нет требуемой выслуги лет.
Вторая группа оснований связана с отсутствием нахождения в реестре жилплощади. Причины этого могут быть следующие:
- Документы не были поданы вовремя.
- Военный был исключен из реестра по причине специального ухудшения собственных жилищных условий. Например, была осуществлена сделка купли-продажи квартиры. В соответствии со статьей 53 ЖК РФ снова встать на учет можно не ранее, чем через 5 лет после совершения этих намеренных действий.
- Служащий нарушил порядок нахождения на учете и не пришел за получением жилья. Если в течение 30 дней с момента получения извещения служащий не подал документы в ДЖО (Департамент жилищного обеспечения), он может быть уволен без обеспечения жилым помещением. (Кроме случаев, когда срок был нарушен по уважительной причине.) При неоднократном отказе от квартиры военный может быть уволен без ее предоставления.Это правило не действует, если отказ был единичным или если отказы были обоснованными (жилье не соответствовало нормам).
- Жилье от государства уже получено.
- Военнослужащий не был признан нуждающимся в жилье.
В период прохождения службы военный подает документы для включения в реестр нуждающихся в жилье. Документы подаются в Региональное управление жилого обеспечения или его территориальные отделы лично или по почте. Перечень требуемых документов следующий:
- Заявление.
- Копии документов, удостоверяющих личность претендента на квартиру и членов его семьи, которые живут вместе с ним. Это паспорт либо свидетельство о рождении, если гражданин не достиг 14 лет.
- Свидетельство о заключении (расторжении) брака, если оно есть.
- Справка о прохождении военной службы и послужной список.
- Данные из домовых книг, копии финансовых и лицевых счетов претендента и членов его семьи. Данные подаются за последние 5 лет.
- Копии документов, доказывающих право на жилищное обеспечение.
- Сведения о наличии жилых помещений, используемых по договору найма или принадлежащих заявителю и членам его семьи.
- При уходе по состоянию здоровья или в связи с реорганизацией нужны справки с предполагаемой датой ухода со службы.
Информацию о прохождении военной службы предоставляют кадровые органы вооруженных сил РФ.
Что должно включать в себя заявление:
- В шапке указывается наименование органа, куда оно подается, воинское звание и ФИО заявителя, адрес его регистрации и контактные данные.
- В самом тексте заявления должна быть просьба принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и основание для этого (статья 52 ЖК РФ).
- Паспортные данные заявителя.
- Удостоверение личности военнослужащего.
- Личный номер заявителя.
- Дата подписания первого контракта о прохождении военной службы.
- Место прохождения военной службы.
- Данные о составе семьи (ФИО, дата рождения, степень родства).
- Сведение о жилплощади, имеющейся в собственности.
- Согласие с обработкой персональных данных. Согласие заверяется подписью заявителя и совершеннолетних членов его семьи.
- Дополнительные сведения (основание увольнения, предполагаемый срок увольнения и др.).
- Перечень приложенных документов.
- Дата и подпись заявителя.
Скачать бланк заявления на включение в реестр обеспечения жильем военнослужащего
Последующие шаги
- Получить решение о постановке на учет. Дата постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется днем подачи заявления и документов. Решение о постановке на учет или отказе в этом принимается в течение 30 дней со дня подачи заявления.
В случае увольнения решение должно быть принято до момента исключения военнослужащего из списка личного состава части, в которой он проходит службу.
- При получении информации о жилых помещениях, которые могут быть распределены, претенденту под расписку выдается извещение.
В извещении указывается характеристика жилья, его адрес и дальнейшие действия, которые должен совершить служащий. В пятидневный срок необходимо отправить копию извещения и корешок с согласием или отказом.
- Если жилье подходит, в 30-дневный срок нужно подать в ДЖО необходимый пакет документов.
Он соответствует уже указанному выше. Только данные должны быть достоверны на момент получения извещения.
Если до момента получения жилья военный пользовался служебным помещением, он должен подать согласие, что готов освободить его в двухмесячный срок.
Документы подаются в структурное подразделение уполномоченного органа по месту занимаемого жилого помещения. На основании этого служащему выдается справка. До сдачи жилого помещения военнослужащий не может получить новое.
В согласии указывается обязательство:
- в течение 2 месяцев освободить жилое помещение (указать адрес);
- сняться с регистрационного учета;
- закрыть финансовый лицевой счет.
Жилье, предоставляемое при увольнении должно соответствовать следующим требованиям:
- Стандартная норма для военных составляет 18 кв. метров на человека. Сюда входят жилые и нежилые помещения квартиры (дома). Если нет подходящего жилья, норма может быть превышена, но не более чем на 18 кв. метров.
- Жилье должно соответствовать установленным санитарно-техническим нормам.
Если после подачи заявления жилищные условия военного изменяются, он имеет право претендовать на дополнительные квадратные метры. Но при этом нужно вовремя подать соответствующие документы в учетный реестр на жилье.
Могут ли выдать компенсацию?
Вместо получения жилплощади в собственность военнослужащий может получить субсидию.
Условия предоставления компенсации:
- Признание нуждающимся в жилом помещении.
- Нахождение в реестре на жилье.
- Открытие счета в банке, куда будут переведены денежные средства.
- Подача заявления о получении субсидии вместо квартиры в ДЖО.
Сумму субсидии ДЖО рассчитывает самостоятельно. Расчет компенсации зависит от:
- Числа членов семьи. От этого зависит количество предоставляемой жилплощади. На одного предоставляется 33 кв. метра, на двоих – 42 кв. метра. На каждого следующего человека добавляется еще 18 кв. метров.
- Стоимости квадратного метра жилья. Цена квадратного метра определяется на федеральном уровне.
- Срока службы. От нее зависит поправочный коэффициент.
ДЖО сообщает о размере субсидии и сроке ее выплаты. Когда деньги будут переведены на расчетный счет, заявитель снимается с жилищного учета.
Что делать, если отказали в обеспечении?
При незаконном отказе в выдаче квартиры, служащему необходимо подать Иск в военный суд по месту нахождения воинской части. В случае положительного решения суд может:
- Признать увольнение незаконным.
- Постановить выделить квартиру военнослужащему.
- Обязать выплатить истцу Моральный вред и судебные издержки, если имеются такие требования.
Хотя сейчас возможность увольнения без жилья и предусмотрена законодательством, для этого необходимо соблюсти ряд условий. Если же они не соблюдены, военный может обратиться в суд для защиты своих прав.
Обеспечение военнослужащих жильем при увольнении
В настоящей статье разбираются ситуации, при которых возможно увольнение военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, до обеспечения жильем.
1. Отказ от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона О статусе военнослужащих»
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».
Если коротко, то суть данной нормы гласит, что если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии, при этом достаточно только одного такого отказа, и командование вправе уволить такого военнослужащего без жилья.
Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.
Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к.
их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем.
Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.
2. Увольнение по окончании контракта
О реализации военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, права на получение жилья в избранном месте жительства
Каким образом военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, и члены их семьи могут реализовать право на получение жилья в избранном месте жительства в связи с увольнением с военной службы
Не всем известно, что реализовать право на получение жилья за счет государства можно дважды, первый раз в период прохождения военный службы по контракту, второй — в порядке реализации права на получение жилья в избранном месте жительства при увольнении с военной службы. Данное право, установлено п. 14 ст. 15 Федерального закона 1998 г.
«О статусе военнослужащих» (кстати, такое право распространяется (см. п. 31 ст.
24 Федерального закона 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») и на членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы (с учетом практики Верховного Суда РФ — независимо от имевшейся у военнослужащего на день смерти (гибели) выслуги (общей продолжительности военной службы).
Толкование нормы, содержащейся в п. 14 ст.
15 указанного Федерального закона, позволяет предположить, что право на получение жилья в избранном месте жительства (в форме предоставления его в натуре путем заключения договора социального найма или предоставления его сразу в собственность, или предоставления жилищной субсидии, или предоставления денежных средств по Государственному жилищному сертификату) можно реализовать до сдачи занимаемого жилого помещения, если таковое предоставлялось военнослужащему в период прохождения военной службы (и это было бы логично, ведь нужно же где-то военнослужащему с семьей жить пока не будет приобретена квартира. А если военнослужащий проходит службу за сотню или даже тысячу километров от избранного места жительства?). В общем-то так и было до недавнего времени, военнослужащие с членами семьи давали обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения, кстати форма такого обязательства есть в ряде нормативных актов, например, в Приложении № 2 к Порядку утвержденному Распоряжением Минмособлстроя от 9 февраля 2011 г. № 70, или, что более важно, в Приложении № 6 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1013). Кроме того, Правительство РФ утвердило Правила предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности (Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2009 г. № 903), которыми также предусмотрена возможность предоставления жилья под обязательство о сдаче в 2-месячный срок занимаемого жилого помещения, после подписания гражданином, уволенным с военной службы, акта приема-передачи жилого помещения, предоставленного ему в собственность или по договору социального найма (подп. «б», «в» п. 9, пункты 14, 16, 28). Также истолковал данную норму и начальник расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации — заместитель министра обороны Российской Федерации, когда 12 декабря 2008 года утверждал Методику оформления жилой площади военнослужащим и Министр обороны Российской Федерации, утверждая Временную инструкцию по порядку подготовки и проверки списков распределения жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма (Указания от 4 июня 2010 года № 205/2/373 (п. 13 приложения № 5). Однако судебная практика пошла по другому пути. Российские военные суды считают, что жилое помещение, занимаемое военнослужащим и членами его семьи, сначала должно быть сдано (передано квартирным органам Министерства обороны РФ), и только после этого ему может быть предоставлено жилое помещение (или деньги на его приобретение). Так, в Кассационном определении Судебной коллегией по делами военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации № 211-КГ16-17 от 22 июля 2016 г. по административному иску Коваль Ю.М. отмечается, что «…вопрос об обеспечении военнослужащего жилым помещением по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства может быть поставлен только после передачи находящегося в собственности жилого помещения федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, при согласии с получением.». Уссурийский гарнизонный военный суд, рассматривая указанное дело после отмены Верховным Судом РФ и отказывая в удовлетворении иска Коваль Ю.М. в своем решении от 05.09.16 г. № 2а-181/2016 г. указал, что «Вышеуказанные условия Ковалем Ю.М. не выполнены, а оформленные им и членами его семьи обязательства о сдаче находящегося у административного истца в собственности жилого помещения не свидетельствуют о выполнении им требований закона.». Таким образом, военные суды считают, что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы не могут быть обеспечены жилыми помещениями по избранному месту жительства, до фактической сдачи ранее предоставленных им жилых помещений, то есть под обязательство об их освобождении.
Мы считаем такую позицию военных судов противоречащей действующему законодательству, надеемся, что в будущем такая практика будет изменена.
Кроме того, Верховный Суд РФ считает, что указанное самостоятельное основание для нахождения в очереди на получение жилья (избрание места жительства при увольнении с военной службы, отличающегося от последнего места прохождения военной службы) не может быть реализовано теми военнослужащими, которые имеют в собственности жилые помещения, в том числе приобретенные в собственность в порядке приватизации. При этом квартирные органы обосновывают свое решение о снятии военнослужащего с учета нуждающихся в обеспечении жильем (исключении из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений) невозможностью сдачи приватизированного военнослужащим и членами его семьи жилого помещения, забывая о том, что в настоящее время действует т административный порядок обратной передачи («расприватизации») указанного жилья в государственную или муниципальную собственность. Кроме того, суды забывают о том, что при реализации права на получение жилья в избранном месте жительства при помощи ГЖС, установлена обязанность сдать жилое помещение находящееся в собственности военнослужащего и членов его семьи. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы (далее – Правила), утвержденные в развитие абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, прямо устанавливают это. Так, подп. «в» п. 16.1 Правил установлено что, гражданином — участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, должно приниматься обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом из п. 16.2 Правил следует, что указанное требование о принятии обязательства об отчуждении принадлежащего жилого помещения, распространяется как на военнослужащих, так и на граждан, уволенных с военной службы, при реализации ими права на получение жилья в избранном месте жительства.
Таким образом, гражданам обеспечиваемым жильем в избранном при увольнении месте жительства посредством ГЖС, предоставлено право сдать (передать) имеющееся у них на праве собственности жилое помещение, а избравшим другой способ реализации указанного права – нет.
Следует отметить, что Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях обращал внимание на то, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года № 13-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 3 июня 2004 года № 11-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 27 июня 2005 года № 231-О и от 1 декабря 2005 года № 428-О).
Таким образом, по нашему мнению, допускаемое военными судами толкование п. 14 ст.
15 Федерального закона, исключающее возможность сдачи военнослужащим, принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения Министерству обороны РФ или иному федеральному органу, в котором законом предусмотрена военная служба, (в федеральную собственность) или муниципальным органам власти (в муниципальную собственность), если квартира предоставлялась за счет муниципального жилого фонда, с целью реализации им права на получение жилья в избранном им месте жительства в иной форме, напрямую не предоставляющей возможность сдачи жилья, находящегося в собственности, чем посредством государственного жилищного сертификата, ставит такого военнослужащего в неравное положение с лицами, избравшими такой способ реализации права на получение жилья (при помощи ГЖС), что в отсутствие объективно оправданных обоснований для этого, свидетельствует о нарушении ст. 19 Конституции РФ. Резюмируя, можно сделать вывод о том, что наличие у военнослужащего жилого помещения на праве собственности не должно является препятствием для реализации им права на получение жилья в избранном месте жительства при увольнении с военной службы. Мы будем пытаться поменять сложившуюся практику, в настоящее время в Конституционном Суде РФ находится жалоба одного из наших доверителей, о результатах рассмотрения которой мы Вам расскажем.
К сожалению, Конституционный Суд РФ оставил нашу жалобу на п. 14 ст. 15 Федерального закона без удовлетворения, фактически оставив изложенные в ней аргументы, без внимания, сославшись в своем Определении КС РФ от 25.10.2016 г.
№ 2273-О на то, что нашему доверителю было отказано в удовлетворении его административного искового заявления, поданного в Московский гарнизонный военный суд, со ссылкой на Постановление Правительства РФ 1998 г.
№ 1054, тогда как указанное Постановление к нашему доверителю отношения никакого не имеет, так как он стоял на жилищном учете в ДЖО МО РФ, а не органах власти местного самоуправления…
По нашей жалобе на подп. «а» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас… (утв. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 г.
N 1054) Верховнысм Судом РФ была высказа позиция, согласно которой военнослужащему не может быть отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства по мотиву наличия у него в собственности жилого помещения, полученного ранее от государства, если им принято обязательство о его сдаче (см.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2018 г. № АПЛ18-245).
Кроме того, анализ норм права, содержащихся в абз. 3 п. 1 ст. 15 и абз. 12 п. 1 ст.
15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», позволяет сделать вывод о том, что военнослужащие, обеспечиваемые на первых пять лет военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет права на получение жилого помещения в той или иной форме в избранном месте жительства не имеют в отличие от военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, которым по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с по избранному постоянному месту жительства.
То есть, тот военнослужащий, который поступил на военную службу позже, имеет право, даже не увольняясь с военной службы по достижении указанной выслуги лет (20 лет) реализовать свое право на получение жилого помещения в избранном месте жительства, а другой военнослужащий, заключивший контракт раньше, таким правом не обладает и более того, в случае увольнения с военной службы не по одному из льготных оснований, он не сможет рассчитывать на получение жилого помещения в избранном месте жительства, а только по месту прохождения военной службы.
Считаем, что в данном случае каких-либо объективных причин, которыми можно было бы обосновать такое различие в правах военнослужащих, по сути относящихся к одной и той же категории, не имеется. Полагаем, что есть все основания для обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании указанной нормы неконституционной.
Как правило, право на получение жилого помещения в собственность реализуется при увольнении с военной службы, при этом на учет в качестве нуждающихся Департамент жилищного обеспечения МО РФ ставит военнослужащих только в период службы, поэтому следует помнить, что согласно постановлению Правительства РФ от 29 июня 2011 г.
№ 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» «в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
- Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, представление интересов в суде?
- Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?
- Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?
Заходите: http://www.voensud-mo.ru/
- Пишите: [email protected]
- Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
- Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:
— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.
- — оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.
- СПАСИБО!
- С уважением,
- команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»