Как узнать свои права: работаю педагогом изо в дополнительном образовании центр творчества

В классификаторе профессий учитель рисования относится к разделу «Образование и наука». Этот специалист может работать в общеобразовательных школах, ССУЗах, учреждениях дополнительного образования. Его задача – преподать детям основы изобразительной грамоты, научить рисовать в меру возможностей каждого.

Сразу стоит отметить, что умение хорошо рисовать, определенный багаж знаний за спиной (например, художественная школа) – еще не показатель того, что человек может стать хорошим учителем. Даже обучение в ВУЗе по этому профилю не является гарантией того, что у человека сложится педагогическая карьера.

Не зря преподавание считают призванием и учитель рисования – это не исключение.

Как узнать свои права: работаю педагогом ИЗО в дополнительном образовании Центр творчества

С одной стороны, сказать о профессиональной востребованности учителей ИЗО – значит обрисовать не самую радужную картину.

В средних школах сокращаются часы изобразительного искусства и черчения, что затрудняет возможность набрать часы на ставку в одном учреждении образования.

С другой стороны, открывается множество частных образовательных центров, школ детского развития и прочих площадок, где преподаватели изобразительного искусства могут профессионально реализоваться.

Чтобы стать учителем рисования, нужно иметь высшее профессиональное образование или средне-специальное профильное образование.

Учитель ИЗО находится в подчинении у директора образовательного учреждения, руководствуется в своей профессиональной деятельности Конституцией страны, Законом об образовании, а также должностной инструкцией учителя изобразительного искусства в школе.

Как любой другой педагог, он не просто ведет уроки, но и участвует во внеурочной работе школы (конкурсы, мероприятия, акции), может быть классным руководителем.

Нередко учителям ИЗО приходится работать по совместительству: чтобы набрать оптимальное количество часов, зачастую они работают в школе и, например, в Доме детского творчества.

Или же дополнительно учитель ИЗО ведет в школе черчение, занимается кружковой работой.

Как узнать свои права: работаю педагогом ИЗО в дополнительном образовании Центр творчества

Перед тем как задуматься о выборе этой профессии, узнайте, чем вам придется заниматься. Речь идет не только об обучении и воспитании учащихся, хотя это, безусловно, базовые должностные обязанности.

К другим должностным обязанностям в школе относят:

  • обеспечение уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям Госстандарта;
  • формирование общей культуры личности и социализации с помощью разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения;
  • планирование и осуществление учебного процесса сообразно образовательной программе школы;
  • организация самостоятельной деятельности ребят, в том числе проектной и исследовательской;
  • ведение учебной документации в установленном порядке;
  • соблюдение прав и свобод учащихся;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся;
  • дежурство в школе согласно графику, участие в педагогических советах, собраниях, семинарах, конференциях;
  • изготовление и использование дидактического материала, наглядных пособий;
  • организация участия ребят в предметных конкурсах, выставках, фестивалях, внутришкольных мероприятиях;
  • осуществление межпредметных связей в процессе преподавания.

Как узнать свои права: работаю педагогом ИЗО в дополнительном образовании Центр творчества

Кроме того, учитель отвечает и за паспортизацию собственного кабинета, и за проведение предписанных инструктажей.

Учитель ИЗО – это педагог, в «ведомстве» которого находятся предметы и, возможно, кружковые направления эстетического цикла. А значит, у этого предметника есть особая педагогическая миссия.

Он должен формировать основы художественной культуры у ребенка, развивать эстетическое и эмоционально-ценностное восприятие мира, развивать наблюдательность, зрительную память, творческое воображение.

Должен учитель и прививать художественный вкус.

Наверное, одной из главных задач педагога является развитие потребности ребенка в общении с контекстом изобразительного искусства. Именно этот педагог может делать так, чтобы для ученика соприкосновение с искусством было личностно-значимой ценностью.

Не все ребята смогут действительно хорошо научиться рисовать, но все должны погрузиться в этот опыт, попробовать свои силы. Но даже не рисование – главная цель преподавания, а другое, эмоционально-художественное осмысление мира, с которым можно познакомить ребенка.

Как узнать свои права: работаю педагогом ИЗО в дополнительном образовании Центр творчества

К учителю ИЗО выдвигается немало профессиональных требований. Но и личностные качества важны для человека этой профессии.

Учитель должен уметь работать с документацией и отслеживать предписания нормативных документов. Он должен быть знаком с приоритетными направлениями и перспективами развития педагогической науки своей страны.

Кроме того, учитель рисования должен:

  • знать методику преподавания своего предмета и воспитательной работы;
  • вовлекать в практический опыт современные педагогические технологии;
  • знать педагогику, основы детской физиологии и психологии;
  • уметь работать с ПК, принтером, проектором, текстовыми редакторами, презентациями, браузерами;
  • поддерживать дисциплину в классе;
  • быть готовым к проведению интегрированных занятий.

Безусловно, сегодня учитель должен заниматься и самообразованием. Только такое непрерывное саморазвитие может позволять ему не просто оставаться в профессии, но и соответствовать актуальному образовательному запросу.

Как узнать свои права: работаю педагогом ИЗО в дополнительном образовании Центр творчества

Одно из главных качеств, которые должны быть у человека, желающего связать жизнь с педагогикой, это эмпатия. Способность к сопереживанию, умению поставить себя на место другого человека, почувствовать его и помочь, очень важна для учителя.

А еще хорошо, если преподаватель ИЗО обладает следующими качествами:

  • инициативность – без этого творческий процесс в школе представить сложно;
  • тактичность – помогает разрешать острые конфликты и избегать их;
  • внимательность – нужно видеть каждого ребенка на уроке;
  • отзывчивость – одно из базовых качеств педагога, авторитетного для детей и коллектива;
  • организованность – без нее сложно разобраться с большим количеством документации, текущих конкурсов, а также создавать интересные уроки в таком режиме.

Тяжело будет в школе людям, которые не привыкли работать в режиме многозадачности, боятся критики и не умеют находить общий язык с детьми.

Как узнать свои права: работаю педагогом ИЗО в дополнительном образовании Центр творчества

Основная ответственность – жизнь и здоровье детей. Занятия должны быть организованы так, чтобы этому ничего не угрожало. Ответственен учитель за качество своей работы, за соответствие учебной программе и целям образовательного учреждения.

Состояние кабинета, сохранность мебели, демонстрационного материала, техсредств в кабинете – тоже в зоне ответственности педагога.

Учитель рисования имеет право составлять авторские планы-конспекты уроков, использовать различные формы, приемы, технологии и методики, которые позволяют эффективно объяснить программный материал.

Также учитель имеет право:

  • давать ребятам распоряжения по сохранению дисциплины в классе;
  • вносить предложения по оптимизации условий учебного процесса в классе ИЗО;
  • претендовать на повышение квалификации;
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • на поощрения;
  • на социальные льготы и то, что полагается специалисту по контракту (сокращенная рабочая неделя, удлиненный отпуск, социальные гарантии, пенсия по выслуге лет и т. д.).

Имеет право рядовой педагог и на управление образовательным учреждением в той мере, в которой предполагает это Устав. Это значит, что учитель может участвовать в принятии коллективных решений, выдвигать собственные идеи в интересах школы и учебного процесса и т. д.

Как узнать свои права: работаю педагогом ИЗО в дополнительном образовании Центр творчества

Весомый плюс, если еще в школьные годы будущий учитель получил образование в художественной школе.

Далее он может поступать либо сразу в ВУЗ (государственный или коммерческий), либо учиться в педагогическом колледже, где дополнительной специализацией может быть «Учитель изобразительного искусства» или «Руководитель кружка изобразительного искусства». Впоследствии получив средне-специальное образование, молодой педагог может продолжить специализацию в ВУЗе на сокращенном сроке обучения.

Стать учителем рисования не так сложно: проходные баллы в ВУЗ не самые высокие. Это образование доступно для детей, которые не смогли поступить, например, на «Дизайн», но не хотят терять время и решают подать документы в педвуз.

Зарегистрировавшись в налоговых органах как репетитор, учитель рисования может давать частные занятия на дому. Так сегодня учат ребят, которые по разным причинам не могут посещать художественные школы и студии.

Как узнать свои права: работаю педагогом ИЗО в дополнительном образовании Центр творчества

Как стать педагогом дополнительного образования

Кто такой педагог дополнительного образования

Полноценное развитие личности не сводится лишь к получению знаний по школьным предметам или к обучению в колледже и вузе.

Уже с раннего возраста дети демонстрируют выраженную склонность к какой-либо творческой, изобретательской или спортивной деятельности.

Именно педагоги дополнительного образования (ДО) – это люди, которые первыми замечают ростки особенных способностей в ребенке, бережно их культивируют и нередко выращивают полноценные таланты.

Педагоги ДО, в отличие от школьных учителей, работают с разновозрастными категориями учащихся: и с детьми, и со студентами, и со взрослыми – и трудятся в учреждениях разных типов.

  • В школах педагоги дополнительного образования организуют внеурочную деятельность. Они руководят кружками рисования, робототехники, хореографии, спортивного ориентирования, шахматными секциями и т. д.
  • В детских учреждениях дополнительного образования эти специалисты более глубоко занимаются развитием талантов детей и фактически проводят раннюю профориентацию. Это касается всевозможных школ искусств, детских театральных студий, дворцов творчества, станций юных техников и т. д.
  • В колледжах и вузах, как в школах, педагоги допобразования обеспечивают работу с учащимися за рамками основных образовательных программ. Здесь они чаще всего занимаются организацией олимпиад, выставок, конкурсов, ведут различные секции.
  • В учебных центрах для взрослых педагоги ДО преподают курсы иностранных языков, компьютерной и финансовой грамотности, живописи, керамики, танцев и т. д.
Читайте также:  Надбавки к заработной плате за стаж работы

Области деятельности педагога дополнительного образования:

  • техническое творчество;
  • музыка;
  • сценическое искусство;
  • хореография;
  • изобразительное и декоративно-прикладное искусство (ИЗО и ДПИ);
  • социальная педагогика;
  • туристско-краеведческое направление;
  • эколого-биологическая сфера;
  • физкультура и оздоровление.

Кандидат филологических наук, начальник отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края, преподаватель АНПОО «НСПК»

Дополнительное образование, с одной стороны, глубоко интегрировано в общую образовательную систему, а с другой – больше акцентирует внимание на удовлетворении индивидуальных познавательных и творческих потребностей человека. Поэтому от педагога ДО требуется желание и умение находить подход к любому учащемуся.

Педагог дополнительного образования – это, по сути, тот проводник, который способен помочь обучающемуся найти дело по душе, раскрыть его способности и потенциал, ориентировать в выборе жизненного и профессионального пути.

Педагог должен быть мастером своего дела, увлеченным «реализатором» своего мастерства, будь то хореография, вокал, туризм, прикладное творчество, лидерство или краеведение.

Только глубочайшее знание своей профессии, своего предмета, и внутренняя увлеченность им позволят «заразить» учеников энергией творчества.

Руководитель отдела организации образовательной деятельности АНПОО «НСПК», преподаватель высшей квалификационной категории

Основной документ, на который опираются работодатели при формировании штата, – это профессиональный Стандарт. В России очень строго контролируется уровень квалификации педагогов, поэтому прийти в школу «с улицы», чтобы вести кружок бисероплетения, не получится. Согласно профстандарту, для этого нужно иметь соответствующее образование:

  • диплом вуза по любой специальности из укрупненного направления бакалавриата «Образование и педагогические науки» 44.03.01 или колледжа по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»);
  • диплом непедагогического вуза или колледжа, дополненный документом о дополнительном профобразовании по педагогике.

Таким образом, наличие высшего образования – не обязательное требование к соискателю должности педагога ДО. Большее значение имеет отсутствие судимостей и других ограничений на занятие педагогической работой, в том числе медико-психиатрического характера.

Чтобы стать педагогом дополнительного образования, прежде всего, необходимо иметь к этому призвание, желание делиться с детьми своим мастерством (соответственно, обладать этим мастерством), во-вторых, «иметь в руках» профессию, или лучше сказать, мастерство, и, в-третьих, обладать рядом важных педагогических компетенций, основные из которых – гибкость, мобильность, современность, харизматичность, эмоциональный интеллект.

Исходя из требований профстандарта, чтобы получить квалификацию педагога дополнительного образования, можно пойти по одному из двух путей:

  1. Поступить в педагогический колледж.
  2. Поступить на курсы в один из центров ДПО, готовящих педагогов допобразования.

Первый путь больше подходит тем, кто еще не имеет никакого диплома. Второй годится для взрослых людей с любым высшим или средним профессиональным образованием.

Специальность «педагогика дополнительного образования» имеет шифр 44.02.03 и преподается в организациях СПО по нескольким направлениям, например:

  • педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности;
  • в области туристско-краеведческой деятельности;
  • в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • в области технического творчества и т. д.

Для педагогов допобразования реализуются программы по организации работы с молодежными объединениями, по созданию внутришкольных средств массовой информации и многие другие.

Наполнение учебных программ по этой специальности регулирует соответствующий ФГОС. Чтобы поступить в колледж на педагога ДО, достаточно окончить 9 или 11 классов. В первом случае срок очной подготовки будет составлять 3 года 10 месяцев, во втором – 2 года 10 месяцев.

Тем, кто уже имеет среднее профессиональное или высшее образование, не нужно тратить несколько лет на получение нужной квалификации. При многих университетах и колледжах функционируют центры ДПО, где можно пройти курсы переподготовки. Это займет около 4-5 месяцев.

Дистанционная форма получения профессионального образования, в том числе и в сфере педагогики ДО, в последние годы приобрела огромную популярность. Ее выбирают по многим причинам:

  • индивидуальные сроки освоения учебной программы и возможность самостоятельно планировать темп обучения;
  • удобная подача материала в интерактивном режиме;
  • перспектива получения диплома столичного учебного заведения без выезда из родного города;
  • простая обратная связь с преподавателями;
  • более демократичные (по сравнению с очной формой) цены и т. д.

«Педагогика дополнительного образования» не входит в перечень специальностей, обучение по которым не предусматривает применения исключительно дистанционных технологий.

  • Возможностями дистанционного обучения часто пользуются молодые мамы в декрете или люди, которые не могут позволить себе отрываться от основной работы для выезда на очные сессии, а также те, у кого поблизости нет профильного вуза или колледжа.
  • Полностью дистанционная форма обучения на педагога дополнительного образования используется не только на курсах профпереподготовки или повышения квалификации – удаленно можно получить и среднее профессиональное образование.
  • Например, в Национальном социально-педагогическом колледже (НСПК) есть две дистанционные программы подготовки педагогов дополнительного образования:

Срок обучения по специальности СПО 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

Очно-заочная и заочная, в т. ч. с применением дистанционных образовательных технологий (+1,5 года к сроку по очной форме) до 3 лет 10 месяцев (+1 год к сроку по очной форме)

Дистанционное обучение на педагога дополнительного образования происходит в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, т. е. перечень дисциплин включает в себя как обязательные предметы, так и вариативные.

Во всех программах предусмотрены практические занятия, так как именно на них закрепляются теоретические знания и осваиваются умения, будущий специалист получается первый практический опыт, выполняя задания, имитирующие будущую профессиональную деятельность.

Например, на практических занятиях по дисциплине «Организация каникулярного отдыха» обучающимся могут быть предложены кейс-задания, составление планов, анализ различных методик, онлайн-семинары с преподавателями, мастер-классы с профессионалами-практикам.

Документы для поступления можно подать дистанционно – онлайн, например, через личный кабинет на сайте образовательной организации, либо почтой/курьером. Результаты ЕГЭ не нужны – достаточно только аттестата за 9-й или 11-й класс.

Дистанционных программ профпереподготовки на педагога дополнительного образования гораздо больше, чем программ СПО. Поступить на учебу можно только с дипломом о высшем или среднем профобразовании или со справкой о том, что будущий слушатель курсов учится в вузе или колледже.

Специалист с образованием педагога дополнительного образования может занимать должности тренера-преподавателя (в области физической культуры и спорта), преподавателя (в области искусства), педагога-методиста, педагога-организатор.

Для некоторых должностей предусмотрено обязательное дополнительное обучение, например, для руководителей экскурсий, походов, экспедиций, путешествий. По любому из этих направлений и для любых должностей есть курсы профпереподготовки или повышения квалификации, с указанием области деятельности.

Дистанционные технологии могут применяться на любых из этих программ.

Найти дистанционные программы переподготовки по педагогике дополнительного образования можно на сайтах лицензированных центров ДПО и институтов повышения квалификации учителей. Их трудоемкость зависит от содержания учебных планов и варьируется от 250 до 1 000 академических часов.

Документы об обучении, которые выдаются после завершения дистанционного курса обучения или профпереподготовки, не отличаются от дипломов и свидетельств, которые получают выпускники очных программ.

Согласно правилам оформления документов об образовании и квалификации в них по умолчанию указывается очная форма обучения. Заочная форма обучения и особенность обучения с применением дистанционных технологий могут быть указаны в дипломе дополнительно по заявлению выпускника.

Принимая решение пройти переподготовку на педагога ДО, важно иметь в виду, что за обучение по собственной инициативе придется заплатить. Стоимость курса будет зависеть от объема программы, но редко превышает 8 000 рублей. Если на учебу направит работодатель, то оплата переподготовки возлагается на него. 

Дополнительное образование – это уникальная сфера детско-взрослого сотворчества, тот особый мир самореализации и социального, профессионального самоопределения, который помогает увидеть окружающий мир в его многогранности и многоаспектности, со всеми его возможностями для успешного развития. Зачастую то, чем мы увлекались в детстве, становится нашей профессией, делом всей жизни, призванием. И в этом удивительном процессе важная миссия лежит на плечах педагога дополнительного образования – главного проводника на пути становления личности наших детей.

Педагог дополнительного образования – это креативная и востребованная профессия. Она дает возможность работать в государственных и частных образовательных организациях. Некоторые специалисты этого профиля создают авторские обучающие курсы и получают дополнительные источники заработка. В любом случае люди этой профессии имеют почти неограниченное поле для реализации своих творческих идей.

Читайте также:  Коммунальные услуги: я прописан у родителей, но сейчас уже год не живу с ними снимаю квартиру

Как узнать свои права: работаю педагогом ИЗО в дополнительном образовании Центр творчества

Ольга Велейко Автор статьи

Педагог дополнительного образования в детских садах

Современный детский сад – это место, где ребенок получает не только уход и присмотр, но и первые систематические знания, полезные жизненные навыки.

Разносторонним развитием личности маленького человека, первоначальным выявлением его способностей, интересов, склонностей занимаются специалисты различных направлений.

В детском саду важная роль в этом процессе отведена педагогу дополнительного образования. Именно об этой профессии пойдет речь ниже.

Как узнать свои права: работаю педагогом ИЗО в дополнительном образовании Центр творчества

Основная задача этого специалиста – организация и ведение различных кружков и секций на постоянной основе. Их программы выходят за рамки плановых мероприятий, предназначенных для всех детей, посещающих дошкольное учреждение.

Воспитанием, развитием, обучением, контролированием распорядка дня занимается воспитатель. В отличие от него, педагог дополнительного образования проводит регулярные занятия по какому-либо конкретному направлению: музыкальному, спортивному, художественному и другим.

Наиболее востребованными и популярными в работе с дошкольниками являются занятия и, соответственно, преподаватели следующих направлений:

  • ИЗО;
  • театрально-игровое;
  • ритмика;
  • спортивно-оздоровительное;
  • экологическое;
  • изучение иностранного языка.

Должностные обязанности

С подробным перечнем профессиональных обязанностей педагога дополнительного образования можно ознакомиться в «Едином квалификационном справочнике должностей».

Современный специалист в данной области, работающий в детском саду, должен выполнять следующие функции:

  • комплектовать состав кружка детьми;
  • проводить регулярные занятия в соответствии с разработанной программой;
  • формировать первоначальные навыки и умения в конкретном направлении деятельности (рисовании, лепке, танцах, физкультуре и так далее);
  • выявлять способных и одаренных в данной предметной области воспитанников и содействовать их творческому развитию;
  • оказывать поддержку детям с особенностями и отклонениями в развитии;
  • организовывать массовые мероприятия (выставка, праздник, концерт и другие).

Универсальные компетенции

  • Специалист, ведущий кружок в ДОУ, должен обладать профессиональными навыками и знаниями, а также личностными качествами, способствующими успешной деятельности в данной сфере.
  • Само собой, ему необходимо владеть достаточно высоким уровнем мастерства и быть компетентным в том, чему он будет учить детей: спорте, каком-либо виде творчества, знании иностранного языка и так далее.
  • Кроме того, педагогу дополнительного образования нужно уметь:
  • разрабатывать программы обучения с учетом возраста и возможностей воспитанников;
  • подбирать подходящие методики, приемы и технологии;
  • планировать каждое занятие, а также работу на длительный период – неделю, месяц, год;
  • поддерживать интерес детей к обучению;
  • выявлять наиболее способных дошкольников и развивать их природные задатки (заниматься с ними индивидуально, готовить к участию в конкурсах и смотрах);
  • консультировать родителей;
  • организовывать мероприятия по профилю кружка;
  • пользоваться компьютером и мультимедийной аппаратурой.

Также преподаватель должен знать:

  • законодательство РФ и нормативно-правовые акты, касающиеся сферы образования;
  • ФГОС ДО (государственные стандарты);
  • возрастную психологию дошкольников;
  • учебную программу, план работы, устав и правила внутреннего распорядка ДОУ, в котором работает;
  • современные педагогические технологии;
  • свою должностную инструкцию.

Наконец, руководитель кружка в детском саду должен обладать специфическими личными качествами:

  • коммуникабельностью;
  • психической уравновешенностью;
  • инициативностью;
  • доброжелательностью;
  • терпеливостью;
  • организаторскими способностями;
  • эмоциональным интеллектом;
  • креативностью.

Нагрузка и заработная плата

Согласно Приказу Минобрнауки № 1601 от 22.12.2014 г. ставка педагога дополнительного образования ДОУ составляет 18 рабочих часов в неделю. При этом зарплата преподавателя зависит от целого комплекса обстоятельств и факторов.

  1. Нагрузка может варьироваться в пределах 0,5 – 2 ставки. Также преподаватель может вести кружки в нескольких детских садах.
  2. Периодически, не реже одного раза в 5 лет, следует проходить аттестацию для подтверждения или повышения квалификационной категории. Чем она выше, тем больше будет заработная плата.
  3. Значимым фактором является педагогический стаж, за который человек получает надбавку к основному окладу. Как правило, доплата выражается в процентах от базового заработка и периодически увеличивается по мере отработанного количества лет.
  4. В разных регионах один и тот же вид трудовой деятельности может оплачиваться по-разному. Обычно зарплата педагогов ДО в крупных мегаполисах (например, в Москве или Санкт-Петербурге) значительно выше, чем у их коллег из периферийных райцентров.
  5. Наконец, в каждом дошкольном учреждении действует свой коллективный и трудовой Договор, а также различные локальные акты, регулирующие вопросы, связанные с заработной платой.

В большинстве регионов педагог дополнительного образования, работающий в детском саду, получает примерно 25 тыс. рублей в месяц. В некоторых областях заработок не превышает 18 – 20 тыс. В то же время, в Москве специалисты зарабатывают более 50 тыс., а в отдельных субъектах Дальневосточного региона – до 70 тыс. рублей.

Где учиться?

Получить эту профессию можно как в среднем специальном учебном заведении педагогического профиля, так и в высшем.

В колледж принимают на базе 9-ти и 11-ти классов. Обучение длится 3 – 4 года в зависимости от программы. Многие СУЗы созданы на базе ВУЗов и являются своеобразной стартовой площадкой для тех, кто хочет профессионально расти.

Для работы в детском саду вполне достаточно окончить педагогический колледж, однако высшее образование является дополнительным преимуществом при устройстве на работу. Кроме того, наличие вузовского диплома может стать решающим фактором в пользу соискателя при приеме в негосударственное дошкольное учреждение или при поиске вакансии домашнего педагога / гувернера.

Выше упоминалось, что руководитель кружка в ДОУ должен обладать профессиональным уровнем владения предметом, которому он будет учить детей.

Однако если у человека с педагогическим образованием нет навыков преподавания ИЗО, ритмики или какой-либо иной дисциплины, ему необязательно тратить несколько лет на получение второго диплома.

Достаточно будет пройти краткосрочные курсы профессиональной переподготовки.

Точно также может поступить специалист в области конкретного предмета (музыки, спорта, иностранного языка и так далее), не обладающий знаниями о возрастной психологии и методике обучения дошкольников. Получив свидетельство или сертификат о прохождении соответствующего курса переподготовки, человек приобретает возможность работать с детьми.

Где работать?

Раннее развитие малышей и различные занятия с первых лет жизни сейчас очень популярны и востребованы. Поэтому педагогу дополнительного образования любого направления будет несложно найти работу. Вот краткий перечень мест, где нужны такие специалисты:

  • государственные ДОУ;
  • частные и коммерческие дошкольные учреждения;
  • центры раннего развития;
  • подготовительные группы в УДО (музыкальных, спортивных, художественных школах);
  • индивидуальные занятия с ребенком на дому.

Специфика данной профессии состоит в ее многоплановости. Педагог дополнительного образования в ДОУ должен совмещать в себе функции учителя, творческого работника, психолога и воспитателя. Поэтому реализоваться в этой деятельности лучше всего смогут люди, готовые к постоянным профессиональным поискам, экспериментам и саморазвитию.

Отзывы и обсуждения

Творчество педагога дополнительного образования, как важное составляющее образовательного процесса

  • ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
  • АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • «ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
  • (МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
  • «Творчество педагога дополнительного образования, как важное составляющее образовательного процесса».
  • докладчик:
  • Карасова Фарида Михайловна
  • педагог дополнительного образования
  • МБУ ДО ДТТЮ «Дружба», руководитель
  • объединения «Семицветик»
  • Новый Уренгой
  • 2018г.
  • Слайд 1 (тема, изречение)
  • «Творчество педагога дополнительного образования, как важное составляющее образовательного процесса».
Читайте также:  Возмещение ущерба: с нашего балкона упал снег на машину, нанеся ей ущерб. Жилищная компания говорит

Педагог ДО Карасова Ф.М.

  1. Творческая личность формируется
  2. творческой личностью,
  3. и поэтому лишь педагог – творец может формировать активного,
  4. созидательного человека.

Л.С. Выготский

Предыдущий докладчик рассказала о влиянии инновационных проектов на развитие творческого потенциала педагога, продемонстрировав нашу работу над общим инновационным педагогическим проектом «Обучение основам дизайна и оформление интерьера для обучающихся и родителей».

Хочется отметить, что немалую роль в развитии творческого потенциала педагога играет непосредственно работа с детьми. Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, чем он сам увлечен.

А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным, а значит, у педагога возникает необходимость в постоянном творческом поиске, в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового опыта.

Организация творческой деятельности требует от каждого педагога знания и использования вариативных технологий.

В современных условиях возрастает потребность общества в людях способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Поэтому в современном образовании делается акцент на развитие творческих способностей обучающихся с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому.

Творчество – это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу: готовим еду, шьем одежду, мастерим что-то, ремонтируем квартиру, составляем букеты, делаем прическу, макияж, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем – во все это можно внести что-то новое, неповторимое.

Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Для нас неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е.

с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним всегда будет интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник детского дома творчества найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии.

Его переход к жизни в социуме, несомненно, будет легче и перспективней.

Слайд 2 (По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп)…

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп:

  • в первую группу входят педагоги, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).
  • другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).
  • и педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Все это требует знаний, навыков и педагогического мастерства.

Слайд 3 (Творчески работающие педагоги, реализуя …)

Творчески работающие педагоги, реализуя на практике технологию творческой деятельности, ставят для своих занятий следующие задачи:

  • поддержка и развитие интереса к изучаемому;
  • формирование навыков исследовательской работы;
  • решение практических упражнений;
  • организация работы с современными источниками информации.

Слайд 4-7 (фото занятий)

Безусловно, данные задачи могут быть решены только на занятии, где царит творчество, потому что именно на занятии и в процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение. Любое занятие, если в нем не было места для творческого порыва, поиска, оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.

Поэтому создание проблемных ситуаций, столкновение различных мнений, вариативность возможных решений являются необходимым инструментом педагогического приближения обучающихся к творчеству.

На своих занятиях я использую, в основном, личностно-ориентированный подход и систему обучения, построенной на создании проблемных ситуаций. Данная система способствует организации творческо-познавательного процесса, при котором учебный материал становится предметом активных действий каждого обучающегося.

Слайд 8

В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» .

Работа начинается с определения уровня готовности обучающихся к восприятию учебного материала, их активности в учебно-познавательной деятельности, уровня теоретических знаний, личностных качеств, способности к восприятию и воспроизведению практических навыков на основе диагностирования и наблюдений. При выборе задания, обязательно учитывается и возраст ребенка, т.к. возраст детей в группах варьируется от 7 до 11 лет. Это позволяет подойти индивидуально к выполнению каждой, отдельно взятой работы, сделать работу каждого ребенка творческой, не похожей ни на одну другую.

  • В объединении мы осваиваем различные виды ручного творчества, что позволяет ребенку выбрать ту, которая ближе ему по душе и выполнить творческую работу уже по выбранной технике.
  • Сейчас вашему вниманию будут представлены детские творческие работы, выполненные в разных техниках, таких как оригами,
  • Слайд9-12
  • Изонить
  • Слайд 13-15
  • Декупаж
  • Слайд 16
  • Соленое тесто
  • Слайд 17-18
  • Валяние
  • Слайд19-20
  • Фелтинг и шерстяная живопись
  • Слайд 21-22
  • Кокон
  • Слайд 23-24
  • Для достижения определенных результатов в обучении и освоении практических навыков мною создаются таблицы, карточки-задания, технологические карты, выполняются образцы изделий.
  • Слайд 25-27
  • После изучения каждого раздела образовательной программы организуется выставка детских работ.
  • Слайд 28-29(фото выставки )

В ноябре, по итогам изучения раздела «Оригами», была организованна выставка детских творческих работ «Страна «Оригами». Было выставлено более 50-ти работ, где каждая была индивидуальна, хотя в основе всех работ, использовались, одни и те же модули.

Главным помощником в творческом развитии ребенка должен быть не только педагог, но и родители, так как они являются первыми учителями детей.

И если педагог дополнительного образования совместно с родителями обучающихся учит их видеть необычное в обычном, может увлечь учебным процессом, то, несомненно, наше стремительно развивающееся общество сможет получить подготовленного к жизни творческого человека.

Слайд 30-(фото мастер-классов)

С целью организации совместной социокультурной деятельности родителей и детей я в своей работе использую различные организационно-педагогические формы: мастер-классы, праздники, конкурсные программы, выставки, творческие встречи.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.

Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ).

  1. Слайд(фото )
  2. Родители часто используют работы детей, созданные на занятиях в оформлении домашнего интерьера.
  3. Слайд (фото)
  4. И в организации семейных праздников.
  5. Слайд (Педагогический труд…)
  6. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Это и есть составляющие качественного и творческого занятия, где дети спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Согласитесь, самые приятные минуты для педагога, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия.

Таким образом, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал обучающихся.

Главное, вместе с обучающимися искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности как у обучающихся, так и собственные.

Слайд 13(литература)

Литература

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва «Просвещение», 2009 г.

  2. Журнал «Завуч управление современной школы». Центр «Педагогический поиск», № 6 2010 г.

  3. Лучшие страницы педагогической прессы № 4. 2007.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector