Какие государственные органы отвечают за деятельность вузов?



В настоящее время в системе образования произошли серьезные изменения. Министерство образования и науки было преобразовано в отдельные два министерства.

В связи с этим, государственная политика в сфере высшего профессионального образования в период его модернизации направлена на повышение конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг, интеграции в европейскую систему образования и развитие государственного частного партнерства.

Таким образом, можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в исследовании роли и полномочий государственных органов управления высшим профессиональным образованием.

Ключевые слова: высшее образование, государственные органы, система государственного управления, политика в области образования.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право бесплатно получить высшее образование на конкурсной основе [1]. Доступ к качественному образованию, который основан на принципе справедливости, в настоящее время приобретает глобальный характер.

Адекватная оценка результатов обучения и создание конкурентоспособной среды в системе высшего образования являются основной задачей российской образовательной политики.

Данные функции по выработке и реализации государственной политики осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

С 2004 по 2018 года таким органом, который осуществлял функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий являлось Министерство образования и науки РФ.

Министерство образования и науки было образовано в 2004 году Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Данным указом Минобрнауки РФ были переданы функции по принятию нормативных правовых актов.

Министерство являлось преемником образованного в 1999 году Министерства образования Российской Федерации. В свою очередь, Министерство образования было создано из двух ведомств- до 1996 года начальным и средним образованием занималось Министерство образования РФ (1996–1999 гг.).

Высшим и послевузовским образованием и наукой занималось второе ведомство — Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию (1993–1996) и Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991–1993).

Также необходимо отметить, что определенные задачи и цели Министерства промышленности, науки и технологий РФ также перешли в ведомство Минобрнауки России.

15 мая 2018 года Указом Президента РФ Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Организационная реформа зрела и обсуждалась довольно долго.

Министерству просвещения РФ были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых [2].

В свою очередь, Министерство просвещения Российской Федерации является правопреемником:

1) Упразднённого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Министерство просвещения исполняет функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки.

2) Преобразованного Российского агентства по патентам и товарным знакам. Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности теперь являются задачами Министерства просвещения РФ.

3) Упразднённого Указом Президента России от 4 марта 2010 г. № 271 Федерального агентства по образованию;

4) Упразднённого вышеперечисленным Указом Президента от 4 марта 2010 г. Федерального агентства по науке и инновациям;

5) Преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации — в части функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215).

Министерству науки и высшего образования Российской Федерации были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Также согласно Указу Президента РФ от 15.05.2018 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществляет Правительство Российской Федерации.

В процессе совершенствования управления образованием, федеральным государственным органам необходимо учитывать показатели, а именно — постоянно меняющиеся запросы национальной экономики, социума, недостаточную эффективность механизмов обеспечения доступности и качества образования, а также методы управления сферой высшего образования.

Структурное изменение высшего образования требует от всех субъектов образовательной политики быстрого обмена информацией. Для перестройки и реформирования высшего образования, а также структуры федеральных органов необходимо повышение информационной открытости, быстрое реагирование на изменение требований государства.

  • Функции управления образованием выполняют различные государственные и муниципальные органы. Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием:
  • 1) Правительство РФ;
  • 2) Федеральные (центральные) органы управления образованием;
  • 3) Федеральные ведомственные органы управления образованием;
  • 4) Государственные органы управления образованием субъектов РФ.
  • К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:
  • 1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
  • 2) организация предоставления высшего образования;
  • 3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
  • 4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
  • 5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
  • 6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
  • 7) лицензирование образовательной деятельности:
  • 8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций;
  • 9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций;
  • 10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Государственное управление высшего профессионального образования должно осуществляться при соблюдении определенных условий [3]:
  • 1) обеспечение экономической безопасности образовательных организаций;
  • 2) совершенствование государственно-общественного управления образованием за счет реального влияния общества на принятие управленческих решений;
  • 3) обеспечение информационной открытости сферы высшего образования.
  • Органы управления высшим профессиональным образованием должны вырабатывать государственную политику, основываясь на принципах:
  1. Приоритет развития образования;
  2. Осуществление образовательного процесса на основе законодательства РФ и международных норм, а также на основе выработанного мирового опыта;
  3. Обеспечение доступности, бесплатного дошкольного, начального, основного общего, среднего образования и начального профессионального образования;
  4. Обеспечение бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на конкурсной основе.
  5. Обязательность общего образования;
  6. Отсутствие дискриминации (по половому признаку, национальности, принадлежности к общественным организациям, от возраста, состояния здоровья и т. д.) в возможности получения образования;
  7. Возможность получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  8. Социальная адаптация в образовательной среде лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  9. Исключение вмешательства религиозных организаций в образовательный процесс — светский характер образования;
  10. Превалирование общечеловеческих ценностей в образовании, таких как жизнь и здоровье человека, его безопасность;
  11. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Государственная политика в сфере высшего образования направлена на повышение доступности, конкурентоспособности, качества и открытости высшего образования.

В докладе Правительства РФ Федеральному Собранию РФ за 2018 год о реализации государственной политики в области образования сказано, что планируется вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. В 2017 году 21 российский вуз претендовал на статус ведущих мировых университетов (в том числе 5 федеральных и 12 национальных исследовательских университетов) [4].

Согласно докладу Правительства РФ, общий объем финансирования программ повышения конкурентоспособности ведущих университетов в период 2013–2017 годов составил 50,2 млрд. рублей, в том числе в 2017 году — 10,3 млрд. рублей.

Серьезная государственная финансовая поддержка позволила достичь значительных результатов в продвижении российских университетов в мировых рейтингах.

В 2017 году 11 российских университетов вошли в ТОП-100 и 17 российских университетов — в ТОП-200 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов.

Роль федеральных органов управления высшим образованием велика, т. к.

данные органы помимо выработки государственной политики занимаются мониторингом системы образования, принимают нормативно- правовые акты, осуществляют координацию научных исследований, присваивают ученые звания, от имени Российской Федерации распоряжаются правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета, обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, организуют конгрессы, форумы, конференции, семинары.

Федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Федеральная служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки [5].

Осуществляя свои полномочия, Рособрнадзор вносит проекты федеральных законов, нормативных правовых актов, принимает определенные нормативные акты, такие как административные регламенты, формы заявлений, формы аттестаций, квалификационные требования. На федеральном уровне Рособрнадзор осуществляет мониторинг, издает методические рекомендации, письма, которые конкретизирует положение законов.

С 2014 года в Рособрнадзоре работает Ситуационно-информационный центр (СИЦ)– площадка для проведения оперативных совещаний и публичных мероприятий с участием СМИ. Помимо мониторинга за ходом ЕГЭ, в СИЦ проводятся мероприятия по различным вопросам оценки качества образования.

Таким образом, на современном этапе развития системы образования происходит демократизация и гуманизация общественных отношений, при которых образование переходит на государственно- общественный характер управления. Такое управление предполагает увеличение самостоятелности субъектов, а также ответственности на различных уровнях. Значимость единой стратегии в управлении образовании также важна.

  1. Ученые, занимающиеся разработкой концепций в области управления образованием, предполагают несколько путей дальнейшего развития российского образования.
  2. Согласно первому варианту, произойдут изменения условия функционирования всех образовательных учреждений, а именно упрощение системы регистрации и лицензирования, совершенствование государственного регулирования деятельности всей системы образования, что приведет к укреплению позиций российского образования на мировом рынке.
  3. Второй вариант предполагает оптимизацию условий аккредитации и лицензирования вузов, учет профиля подготовки, материальной базы и статуса вуза.
  4. Третий пусть развития образования заключается в переходе на систему образования с помощью федеральных университетов — интеграция системы образования.
Читайте также:  Имущественный вычет: какой имущественный вычет я имею на 1/2 доли квартиры, при ее продаже

В связи с этим, высшее образование претерпевает качественные изменения, ведущую роль в этом играет Болонский процесс и интеграция вузов. Нормативно — правовая база и государственное регулирование процесса лицензирования учебных заведений также меняются.

Конкурентная борьба на рынке труда и образовательных услуг между вузами затронет как качество образования, так и уровень трудоустройства на рынке труда выпускников вузов.

В целом, система образования находятся в стадии формирования, последние изменения в законодательстве четко дают это понять.

Литература:

Управление российской системой высшего образования на современном этапе

Определение 1

Управление российской системы высшего образования – это совместная работа федеральных, региональных, муниципальных и вузовских управленческих кадров над реализацией единой политики получения высшего образования в Российской Федерации, отвечающего требованиям современного рынка труда.

Высшее образование представляет собой высший уровень профессионального образования в стране, следующий за средним профессиональным образованием. В настоящее время систему высшего образования в России можно представить в виде трех уровней:

  1. бакалавриат;
  2. магистратура и специалитет;
  3. подготовка кадров высшей квалификации.

Последние годы характеризуются активно проводимыми реформами системы высшего образования в стране.

Начиная с 2015 года, государство проводит политику интенсивного сокращения высших учебных заведений, отличающихся невысоким уровнем эффективности при подготовке специалистов.

Большинство государственных высших учебных заведений финансируется за счет средств государственного бюджета, вследствие чего к данным учебным заведениям предъявляются высокие требования.

Большая часть современных высших учебных заведений осуществляет обучение студентов как бесплатно, то есть за счет средств государственного бюджета, направляемых, в том числе, и на выплату стипендий, так и платно, то есть на коммерческой основе за счет средств студента, его родителей, опекунов.

Количество бюджетных мест в высших учебных заведениях ежегодно сокращается, что предъявляет более высокие требования к претендентам на их замещение.

Каждый Гражданин России имеет право на получение образования на бюджетной основе по конкурсу.

Основу для поступления на бюджетные места высших учебных заведений составляют результаты единого государственного экзамена, а также достижения абитуриента в виде олимпиад, профессиональных и иных конкурсов.

В состав системы высшего образования в России входят следующие элементы:

  • федеральные государственные стандарты образования, в соответствии с которыми формируются образовательные программы;
  • образовательные учреждения, реализующие процесс обучения;
  • органы государственного управления федерального и регионального уровня, осуществляющие государственное управление в сфере образования, а также органы муниципального управления, реализующие управленческие функции на уровне муниципальных образований;
  • организации, ответственные за обеспечение образования и оценку его качества;
  • общественные и иные объединения, действующие в сфере образования.

Состав органов государственного управления системой высшего образования

Функции государственного управления высшим образованием Российской Федерации выполняют органы государственного управления федерального и регионального уровня. На уровне муниципальных образований типа городских округов и муниципальных районов действуют органы муниципального управления образованием.

Федеральные органы исполнительного характера, действующие в сфере высшего образования, реализуют следующие функции:

  • во-первых, выработка и практическая реализация политики государства в сфере высшего образования;
  • во-вторых, нормативно-правовое регулирование системы высшего образования;
  • в-третьих, контроль и надзор в системе высшего образования;
  • в-четвертых, управление образовательными организациями.

На федеральные органы власти возлагается задача координации действий органов государственного управления федерального и регионального уровня при управлении системой высшего образования.

Особенности современного подхода к управлению системой высшего образования в России

Длительное время особенностью подхода к управлению системой высшего образования было решение проблем этой системы только на мегауровне, то есть на уровне государственного управления системой образования.

С 2001 года развитие системы высшего образования стало общегосударственной задачей и значимым компонентом политики управления государством.

Российская власть сделала ставку на реализацию единого государственного подхода к развитию системы высшего образования.

Российские высшие учебные заведения были ориентированы на переустройство своей деятельности в соответствии с потребностями рынка, в рамках которого они существуют. Высшие учебные заведения должны выстраивать свою деятельность таким образом, чтобы обеспечивать потребность рынка труда в конкретной рабочей силе.

  • Государство отошло от принципа равного финансирования всех специальностей, сосредоточив свое внимание на наиболее социально значимых и востребованных на рынке.
  • Также государство ввело ступенчатость получения высшего образования, позволяющую, с одной стороны, в минимальные сроки освоить какую-либо профессия или специальность, с другой стороны, повышать уровень своего профессионализма, продолжая обучение.
  • Система управления высшим образованием была преобразована в трехуровневую систему, первый уровень которой представлен управлением на уровне государства, второй уровень – управлением на уровне Министерства образования, третий уровень – системой вузовского управления.
  • В настоящее время ведется активная работа, направленная на обеспечение оптимального взаимодействия указанных уровней управления системой высшего образования России, поскольку именно это взаимодействие определяет эффективность функционирования всей системы.

Государство ориентирует высшие учебные заведения на применение современных инновационных образовательных технологий, методов обучения, преподавания. Ведется работа, направленная на повышение качества образовательных услуг высших учебных заведений, реализацию единых стандартов обучения.

Управление системой высшего образования в России на современном этапе направлено на решение следующего комплекса задач:

  • во-первых, обеспечение доступности высшего образования, отвечающего потребностям рынка труда;
  • во-вторых, обеспечение равного доступа к высшему образованию для всех граждан страны;
  • в-третьих, обеспечение роста качества образовательных услуг и степени их соответствия запросам общества.

Как попасть на государственную службу

Статья была впервые опубликована в приложении к газете «Ведомости» – «Справочнике карьериста 2019/2020», вышедшем в сентябре 2019 г.

Государство остро нуждается в молодых кадрах, в один голос говорят представители министерств, ведомств, региональных и муниципальных администраций. Они набирают выпускников вузов с широким кругом специальностей: экономистов, юристов, инспекторов, IT-cпециалистов и т. д.

В последние годы доля старшеклассников, студентов и выпускников, желающих работать в госсекторе, снизилась вдвое – с 38% в 2016 г. до 19% в 2019 г., по данным опроса HeadHunter. Тем не менее для молодежи госслужба может стать хорошей стартовой площадкой для карьеры. Треть выпускников, опрошенных HeadHunter в 2019 г.

, по-прежнему считают работу в государственных органах престижной, и больше половины считают ее преимуществом премии, льготы и хороший соцпакет, почти столько же респондентов – стабильность.

Но насколько реально выпускнику вуза попасть на государственную службу? «Ведомости» опросили более десятка федеральных и региональных органов власти, чтобы выяснить, каких молодых специалистов они ждут и какие условия им предлагают.

Как устроиться в Минкомсвязи, Минпромторг, Федеральную налоговую службу и другие федеральные органы власти

Счетная палата ежегодно нанимает около 100 новых сотрудников, в основном инспекторов, говорит начальник отдела развития управленческих компетенций и оценки результативности персонала Счетной палаты Мария Долголаптева. Но иногда ведомство набирает в штат IT-специалистов, специалистов по управлению персоналом, финансистов и бухгалтеров, продолжает она. Конкурс высокий – 40–80 кандидатов на неруководящую позицию.

Чтобы устроиться в Счетную палату, нужно иметь высшее образование не ниже бакалавриата, быть усидчивым и терпеливым. В первый год работы новому специалисту придется многому учиться, изучать законы и практику их применения, поясняет Долголаптева. Кандидаты без стажа, но с красным дипломом имеют преимущество, добавляет она.

Счетная палата публикует вакансии на собственном сайте, на портале gossluzhba.gov.ru и на ресурсах поиска работы. На линейные и руководящие позиции Счетная палата также приглашает участников и победителей конкурса «Лидеры России», добавляет Долголаптева.

Молодым специалистам проще всего попасть в Счетную палату после успешного прохождения производственной практики в ведомстве. На практику приглашают студентов 4–5-го курсов шести вузов: ВШЭ, МГУ, МГЮА, Российского экономического университета, Финансового университета и РАНХиГС. Ежегодно принимают около 50 студентов. Лучшим практикантам предлагают стартовую позицию в Счетной палате.

Текучесть молодых кадров до 30 лет в Счетной палате составляет около 10% в год, по словам Долголаптевой. Зарплаты в Счетной палате соответствуют рынку, уверяет она, но молодежь на госслужбе не устраивают ограничения.

Например, необходимость отчитываться о доходах, предоставлять сведения об имуществе и банковских счетах, получать разрешение на выезд заграницу, а в отдельных случаях – и на перемещение по стране.

Многие студенты и выпускники считают чиновничий труд скучным, но молодежь ошибается, уверена Долголаптева: госсектор меняется и перед чиновниками встают задачи не менее интересные и амбициозные, чем в коммерческих компаниях.

в среднем зарабатывают госслужащие в Счетной палате, по данным Росстата

Федеральная таможенная служба

Федеральная таможенная служба (ФТС) последние годы активно набирает IT-специалистов, говорит ее представитель.

Служба проводит масштабную реформу системы, создаются электронные таможни и центры электронного декларирования, поэтому службе нужны квалифицированные кадры.

Однако самыми востребованными остаются специалисты по таможенному делу. Конкурс составляет от двух до пяти человек на место, уточняет представитель.

молодых соискателей, желающих попасть на госслужбу, хотят работать

На службу принимают граждан России 18–65 лет со средним профессиональным или высшим образованием. Кандидатам нужно собрать множество документов и справок, например о доходах и состоянии здоровья.

Конкурс жесткий: соискатели проходят собеседования, тесты, пишут рефераты, а также участвуют в групповых дискуссиях, рассказывает представитель. Лучших берут в штат или зачисляют в кадровый резерв.

Читайте также:  Иск за клевету: банк Пойдём подал на меня в суд на взыскание задолженности по кредиту

 

Многие молодые специалисты остаются работать в ФТС после прохождения практики, говорит представитель. На практику в центральный аппарат службы принимают студентов подведомственного вуза – Российской таможенной академии.

в месяц в среднем зарабатывают госслужащие центрального аппарата ФТС, по данным Росстата

Министерство промышленности и торговли

Минпромторг делает ставку на талантливую и перспективную молодежь, утверждает представитель министерства. В 2014 г.

ведомство запустило программы стажировок для студентов и недавних выпускников ведущих вузов России: ВШЭ, МГУ, МГТУ им. Баумана, СПБГУ и проч.

Стажеры работают в департаментах министерства, участвуют в деловых играх, слушают лекции экспертов и выезжают на экскурсии на промышленные предприятия страны.

молодых специалистов заинтересованы в трудоустройстве в региональных органах власти

За пять лет через программу стажировок Минпромторга прошло более 400 студентов и выпускников. После стажировки министерство формирует рейтинг успешных стажеров. 10 лучших студентов и выпускников получают рекомендательные письма от руководства министерства, а также предложения о трудоустройстве в Минпромторг или подведомственные предприятия.

Помимо программы стажировок кандидаты могут подать в министерство резюме на общих основаниях.

Резюме соискателей проверяют члены специальной комиссии, в которую входят представители структурных подразделений Минпромторга, а также независимые эксперты, ученые и члены общественного совета при Минпромторге.

Конкурс, как правило, составляет 10–30 человек на место. Текучесть кадров в Минпромторге – 15–22 в год, говорит представитель министерства.

Пока молодых специалистов в Минпромторге немного, признается представитель министерства. Средний возраст работников Минпромторга – 37–40 лет.

в месяц зарабатывают госслужащие центрального аппарата Минпромторга, по данным Росстата

Федеральная налоговая служба

В 2018 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы приняли более 25 500 новых сотрудников – в основном экономистов и юристов, говорит представитель службы. По его словам, конкурсы на замещение вакантных должностей происходят регулярно. Вакансии публикуются на сайте службы и на портале gossluzhba.gov.ru.

В ФНС нет стажировок для студентов и выпускников, поэтому молодые кадры должны подавать заявки и проходить конкурс на обычных основаниях. Текучесть молодых кадров до 30 лет в ФНС составляет 19%, говорит ее представитель. В основном специалисты уходят из-за низкой зарплаты и высокой нагрузки, уверен он.

Но многих привлекают социальные льготы и выплаты за стаж. Например, сотрудники ФНС со стажем 1–5 лет получают надбавку в 10% к окладу, а после 15 лет работы – в 30%. За особо важные и сложные задания служащие получают премии, а также надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, отмечает представитель ФНС.

в месяц зарабатывает служащий центрального аппарата ФНС, по данным Росстата

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ежегодно нанимает около 200 новых сотрудников – юристов, экономистов и маркетологов, по данным представителя ФАС. На одну вакансию поступает в среднем 2,5 резюме.

Служба публикует вакансии на сайте ФАС, портале gossluzhba.gov.ru, а также на Superjob.ru. ФАС также проводит дни открытых дверей для выпускников вузов, участвует в ярмарках вакансий в университетах, проводит конкурсы для студентов и проч.

выпускников предпочли бы работать в органах исполнительной власти

Самый быстрый способ начать карьеру в ФАС – пройти практику или стажировку, считает представитель службы. У ФАС более 100 договоров с вузами о принятии студентов на практику, подготовку в службе уже прошло более 300 учащихся, продолжает он.

Программы стажировок появились в антимонопольной службе в 2019 г. Кандидаты на стажировку должны предоставить в ФАС диплом или справку из вуза, а также пройти очное собеседование с будущим руководителем.

С лучшими кандидатами заключается Договор о стажировке.

Сейчас более половины сотрудников ФАС – молодые специалисты 23–35 лет. Ежегодно текучесть составляет более 7%, продолжает представитель ФАС. Основные причины увольнений – низкая зарплата, ненормированный рабочий день, большая загрузка и ограничения, связанные с работой на госслужбе.

в месяц зарабатывают госслужащие центрального аппарата ФАС, по данным Росстата

В Минкомсвязи работает 366 человек, новые вакансии появляются нечасто, говорит представитель министерства. А желающих поступить на службу много. В мае – июне в министерстве проходили конкурсы на замещение вакантных должностей, конкурс составил 5–20 человек на место, продолжает он.

Молодые специалисты могут пройти в министерстве неоплачиваемую практику. Ведомство принимает студентов 2–3-го курсов и недавних выпускников вузов. Каждый год на практику приходит около 70 молодых специалистов. Жестких требований к кандидатам нет – на практику берут студентов разных вузов и специальностей. Запрос на практику может послать университет либо сам студент.

молодежи, желающей попасть на госслужбу, хотели бы трудиться в органах законодательной власти

Трудоустраиваются единицы: ежегодно министерство берет в штат лишь 3–5 молодых специалистов без опыта работы, по словам представителя. Процедура найма прозрачна, утверждает он. Кандидат собирает пакет документов, проходит тестирование по основным нормативным актам, регулирующим государственную службу, и основным законам страны. А в финале его приглашают на собеседование.

Молодые специалисты, как правило, жалуются на низкую зарплату и напряженный график, говорит представитель ведомства. По его словам, специалисты министерства получают 40 000 руб., а у руководителей подразделений зарплаты доходят до 150 000 руб. До высоких зарплат и должности нужно дорасти, а молодежь желает быстрого продвижения по службе.

в месяц составляет средняя зарплата госслужащего

Как устроиться на работу в госорганы самого богатого региона страны

В Москве больше всего желающих работать на госслужбе. В госорганы рвется практически каждый пятый молодой специалист Москвы (21%), по данным HeadHunter. Для сравнения: в регионах о госслужбе мечтают 18% респондентов, а в Санкт-Петербурге – 16%. Москва и Подмосковье – самые богатые регионы России, и молодежь надеется на быстрый карьерный рост и высокое вознаграждение.

Верный способ устроиться на работу в московское правительство – сначала пройти оплачиваемую стажировку. Московская мэрия набирает стажеров с 2011 г.

За последние годы программа расширилась: если раньше в мэрии стажировалось по 20 человек в год, то теперь набор увеличен до 200 человек, говорит начальник управления госслужбы и кадров правительства Павел Малыхин.

Подбором стажеров занимается Центр развития карьеры Московского городского университета управления (МГУУ) правительства Москвы.

Городу постоянно требуются IT-специалисты, экономисты, юристы и журналисты, рассказывает ректор МГУУ Василий Фивейский.

Молодые специалисты стажируются в городских префектурах, управах, СМИ и департаментах мэрии.

Стажеры участвуют в развитии метрополитена, парка «Зарядье», реконструкции ВДНХ, проектах цифровизации города, внедряют технологии искусственного интеллекта, видеонаблюдения и проч., продолжает Малыхин.

В последние годы конкурс – 90 человек на место стажера, говорит Малыхин. Например, в 2018 г. Центр развития карьеры МГУУ получил 5500 заявок от студентов и выпускников, из них было отобрано 200 специалистов.

Вакансии для стажеров публикуются на работных сайтах и в соцсетях. Мэрия проводит молодежные мероприятия, сотрудничает с вузами и участвует в ярмарках вакансий. Высокопоставленные чиновники мэрии проводят встречи со студентами московских вузов. Весной 2019 г.

они посетили 21 университет, рассказывает Фивейский.

В каком вузе учился кандидат, не имеет значения, говорит Фивейский. Комиссия отдает предпочтение активным студентам, которые уже имеют опыт работы, трудились волонтерами, организовывали молодежные мероприятия или входили в студенческий совет. Преимущество имеют кандидаты с аналитическими способностями и коммуникативными навыками, отмечает Фивейский.

госслужащих на региональном и муниципальном уровнях было в России в 2018 г., по данным Росстата

Стажировка в правительстве Москвы длится девять месяцев – за это время специалисты успевают поработать в трех органах исполнительной власти или бюджетных учреждениях города. Со стажерами заключается срочный трудовой договор. Студенты вузов выходят на стажировку в декабре и трудятся 20 часов в неделю по гибкому графику.

Выпускники же приступают к обязанностям в сентябре и трудятся полный рабочий день. Студенты зарабатывают 23 000 руб. в месяц, а выпускники – 40 000 руб., говорит Малыхин. По его словам, лучших стажеров принимают на работу либо их включают в кадровый резерв правительства.

Всего программы стажировок мэрии Москвы прошло 610 молодых специалистов, 70% из них было трудоустроено в мэрию Москвы.

Правительство Московской области тоже принимает студентов и недавних выпускников на практику и короткие программы стажировок. Каждый год практику в госорганах Подмосковья проходит более 500 студентов ведущих вузов России – МГУ, Высшей школы экономики, РАНХиГС и проч., говорит представитель регионального правительства.

Программа стажировок в правительстве Подмосковья была запущена в 2018 г. За это время уже прошло четыре набора студентов. Информация о стажировках публикуется на сайте правительства, во «В контакте» и Instagram.

Со стажером заключается срочный договор на три месяца.

За каждым студентом закрепляется наставник, под его руководством стажер получает опыт по своей специальности: юриспруденции, государственному и муниципальному управлению, журналистике, делопроизводству, экономике и проч. 

За два года правительство Подмосковья получило 507 заявок на стажировку, было отобрано 54 студента. 16 человек (30%) после стажировки были трудоустроены в правительство, говорит представитель.

зарабатывает стажер в мэрии Москвы с гибким графиком и 20-часовой рабочей неделей

Читайте также:  Трудовой кодекс командировки

зарабатывает в мэрии Москвы стажер, который трудится на условиях 40-часовой рабочей недели

Как устроиться в мэрию Екатеринбурга, Самары, Новосибирска и других крупных городов

Ежегодно мэрия Новосибирска нанимает около 200 новых работников. Количество вакансий и кандидатов каждый год увеличивается примерно на 20%, продолжает он. Например, в 2018 г.

в мэрии было открыто 113 вакансий, а поступило 232 резюме. У молодежи большой интерес к работе в мэрии Новосибирска, говорит ее представитель. Обычно около 17% нанятых сотрудников – молодые специалисты.

В прошлом году в администрацию устроилось 33 молодых работника.

Чтобы устроиться в мэрию, нужно откликнуться на свободную вакансию на сайте мэрии или на портале gossluzhba.gov.ru. На работу принимают кандидатов с необходимым уровнем образования и стажем.

В мэрии Новосибирска нет программ стажировок, но с новыми сотрудниками и молодыми специалистами работают наставники.

Наставники помогают быстрее вникнуть в процесс работы и адаптироваться в новом коллективе, поясняет представитель мэрии.

По его словам, за последние два года более 300 наставников было закреплено за новыми кадрами. Для каждого новичка составляются индивидуальные планы адаптации.

Однако институт наставничества слабо помогает удерживать молодежь в мэрии. Текучесть молодых специалистов – около 60% в год, по данным мэрии. Основная причина уходов – низкий уровень зарплаты, считает представитель.

в месяц зарабатывают госслужащие органов местного самоуправления в Новосибирской области, по данным Росстата

Мэрия Екатеринбурга ежегодно нанимает около 50 новых сотрудников, говорит представитель. По его словам, мэрия особенно нуждается в специалистах в сфере земельных отношений, вопросах ЖКХ и благоустройства. Новые кадры приходят в мэрию из федеральных органов власти (ФНС, Росреестра и Федеральной службы судебных приставов) и органов местного самоуправления.

Молодых специалистов приглашают в мэрию на практику. Ежегодно в мэрии практикуется по 500 студентов. Только 2% из них берут в штат после практики, по словам представителя. Программы стажировок в мэрии пока не проводятся, потому что такие программы требуют значительных затрат, поясняет он. 

в месяц в среднем зарабатывают чиновники в органах местного самоуправления Свердловской области, по данным Росстата

Текучесть молодых кадров в мэрии – около 5% в год. Молодые специалисты, набравшись опыта на госслужбе, находят новую работу с более высокой зарплатой, говорит представитель мэрии.

По его словам, средняя зарплата в мэрии Екатеринбурга –составляет 35 000 руб.

Сотрудникам положена премия в 30–40% при условии выполнения необходимых задач, а также при достижении социально-экономических показателей деятельности органа. 

Государственное управление охраной труда в РФ. Как осуществляется

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Государственное регулирование охраны труда: риск-ориентированный подход.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный Прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *