На загородной трассе нередко возникают ситуации, когда в конце обгона длинных грузовиков водители вынуждены пересекать сплошную линию. Если этого не сделать, то может возникнуть аварийная ситуация. В самом начале маневра ему ничего не препятствует.
Таким образом, автомобилист попадает в двухзначную ситуацию:
- с одной стороны, он ничего умышленно не нарушает;
- а с другой – выезжает на встречную полосу дороги со сплошной разметкой, что противоречит ст. 12.15 КоАП.
Важно разобраться, как правильно трактовать такую ситуацию.
Обгон по сплошной, ПДД и судебная практика
Запрещающая дорожная разметка может быть двух видов: одинарная (1.1), двойная (1.3).
Одинарная сплошная полоса характеризуется универсальностью, поскольку применяется не только для разделения потоков, но и в других случаях.
Двойная линия служит исключительно для разделения встречных потоков движения широких магистралей с 4 полосами в каждом направлении.
Данные разметки запрещается пересекать с любой стороны. Сплошные линии используются вблизи таких опасных участков дороги, как пешеходные переходы, перекрестки, крутые повороты, железнодорожные переезды.
Важно помнить, что их не наносят просто так без дополнительного предупреждения.
Для этого используется знак 3.20 «Обгон запрещен», а также прерывистая разметка 1.6, отличительной особенностью которой являются длинные штрихи.
Согласно пункту 6.2.8 по ГОСТ №52289-2004 она должна наноситься на участке дороги длиной не менее 100 метров до начала сплошной линии.
Таким образом, водитель может вовремя среагировать и встроиться в свою полосу. Если ее нет, то это является весомым аргументом для обжалования наказания за нарушение ПДД. Оно предполагает Штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев (ч.3.1 ст. 12.15 КоАП).
По правилам конкретно запрещается движение по встречной полосе, которая отделена полосами 1.1 или 1.3. Таким образом, п.9.1 (1) не разрешает водителям находиться на данном участке дороги независимо от пересечения разделительной полосы.
Перед совершением обгона важно убедиться, что полоса встречного движения свободна и безопасна для всех участников дорожного движения на достаточном для этого маневра расстоянии (ч.11.1). Кроме того, нужно внимательно следить за действиями впереди идущих машин. Следует помнить, что понятие обгон в отличие от опережения, связано исключительно с выездом на встречку.
На сегодняшний день завершение обгона с пересечением сплошной линии разметки суд рассматривает в индивидуальном порядке, поскольку каждое конкретное нарушение имеет свои обстоятельства: например, обгон каравана из фур, резкое увеличение скорости впереди идущего авто, отсутствие разметки 1.6 перед сплошной полосой.
Какая разница между одной и двумя сплошными Разметки на трассе касаются всех участников дорожного движения, как автомобилистов, так и пешеходов. Даже дети знакомы…
Виновен ли водитель на самом деле
Статья 12.15.4 КоАП наказывает за неправильный выезд на встречную полосу движения, а водитель в описанном выше случае не нарушает это положение. Схема дорожного движения, знаки и разметка не относятся к понятиям закона, поэтому утверждение «незнание закона не освобождает от ответственности» в таких случаях не работает.
Автомобилист за рулем не может предвидеть ситуацию, если нет предупреждающих, запрещающих знаков или разметки 1.6. Практически ни один гаишник или судья не могут четко ответить на вопрос, как избежать нарушения ПДД водителю в ситуации, когда при окончании обгона его машина внезапно оказалась перед сплошной полосой.
Субъективную сторону нарушения регламентирует ст. 2.2 КоАП, которая выделяет умышленное и неосторожное действие. Ни то, ни другое не подходит к данной ситуации. Таким образом, хотя Правонарушение и имело место, но дело подлежит закрытию из-за отсутствия состава правонарушения.
Как грамотно ответить инспектору по поводу завершения обгона через сплошную Обгон транспортных средств, идущих впереди – повседневная ситуация на дороге. Для его совершения человеку,…
Максимально снизить риски при обгоне больших фур помогут советы опытных водителей, основанных на подробном анализе аварийных ситуаций на дороге:
- Во-первых, перед выполнением данного маневра не рекомендуется сильно прижиматься к грузовику, поскольку это сильно снижает обзор спереди. Просматривать пространство перед собой лучше на некотором расстоянии от впереди идущей фуры.
- В случаях, когда водители грузовиков ускоряются при обгоне, рекомендуется сбавить скорость и вернуться в свою полосу. Такие же действия уместны и при появлении движущейся навстречу машины.
- Перед совершением обгона важно убедиться, что сзади никто не собирается делать то же самое. Кроме того, следует ориентироваться на звуковые сигналы и указатели поворота самих фур.
- При обгоне вереницы грузовиков несколькими авто лучше не спешить, а подождать более подходящей ситуации.
- Особую опасность представляет обгон на подъеме, поскольку видимость при таких ситуациях ограничивается.
Можно ли объезжать автобус через сплошную, если он стоит на остановке Нарушение правил дорожного движения, к сожалению, обычное дело на современных дорогах. Среди наиболее…
При опережении фур с выездом на встречную полосу следует проявлять максимум внимания, учитывая большое количество факторов. Это позволит избежать нарушений разметки, избежать рисков.
Загрузка… Будьте в курсе АВТО-новостей — подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзене
Смотрите, какая тема — Обгон закончил на сплошной, начав на прерывистой – лишают прав
ПДД имеют чёткие формулировки и определения. Так, Правила предписывают, что пересекать сплошную и двойную сплошную запрещено. Но они также требуют находиться исключительно справа от таких линий. Последнее введено достаточно недавно и актуально на 2022 год.
Но что делать, если вас хотят лишить прав или выписать штраф, если обгон закончен на сплошной разметке, начавшись на прерывистой, когда вы были законопослушным водителем? Можно ли по ПДД так пересекать сплошную разметку, в том числе после знака «Обгон запрещён» и, главное, как избежать наказания за это? Всё это и давайте выяснять!
Завершение обгона на сплошной – можно ли по ПДД?
На самом деле, ситуация довольно банальная и, главное, распространённая. Вы едете по 2-хполосной дороге по одной в каждую сторону и начинаете манёвр обгона с пересечением прерывистой линии. Но вдруг появляется сплошная, и вернуться на свою полосу вы можете только через неё.
Вот так выглядит такая дорожная обстановка:
Речь идёт о 2 видах дорожной разметки:
- 1.1 – одинарная сплошная, которая наносится на 2-хполосных дорогах,
- 1.3 – двойная сплошная, наносится по Правилам на дороге с 4 и более полосами движения, и все требования к ней такие де, как к 1.1, в том числе правила пересечения при завершении обгона.
При вопросе можно ли закончить манёвр обгона на сплошной, если он начат на прерывистой, ПДД даёт чёткий ответ – нет!
И виной тому описание разметки 1.1 (а также 1.3 – двойная сплошная), которое прямо запрещает пересекать обе линии. Кроме того, пункт 9.1.1 Правил предписывает полный запрет находиться слева от любых видов сплошных, кроме той, которая разделяет обочину или парковочное место.
Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.
9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
Аналогичные разъяснения ГИБДД вы можете найти в плакатах на стенах подразделений Госавтоинспекции вашего района.
Если начали на прерывистой и закончили на прерывистой?
Следующая ситуация – это ещё более хитрый ход любителей обгонять – если завершение обгона произошло через прерывистую и начато было на прерывистой, хотя по встречной полосе вы проехали, минуя сплошную.
Обратите внимание, пункт 9.1.1 введён не так давно – пару лет назад, и в 2022 году он по сути заменяет собой мнение Верховного суда, который предписывал аналогичный запрет находиться слева от сплошной. И в ту пору такое решение позволяло лишать прав или выписывать крупный штраф тем водителям, которые не пересекали сплошную при манёвре, но во время проезда сплошной находились слева от неё.
То есть пункт 9.1.1 Правил прямо предписывает, что по встречной полосе запрещается ехать, если она разделена линиями 1.1 или 1.3.
Если завершили после знака «Обгон запрещён»
Третья ситуация: сплошная вовсе разделена прерывистой разметкой, но есть знак запрета обгона. Вы как добропорядочный автолюбитель начали обгонять другой автомобиль до знака 3.20, но не успели закончить манёвр после него либо просто его не заметил (например, обгоняя фуру).
Увы, но и здесь Правила неумолимы. Так делать нельзя. Дело в том, что манёвр обгона завершается только при возврате в свою полосу. На схеме выше этого не произошло до знака.
Это значит, что вы оказались на встречной полосе в нарушение ПДД, а это уже состав для привлечения вас к наказанию.
И именно об ответственности за это мы и поговорим ниже, а затем приведём актуальную информацию, как избежать лишения прав за запрещённый обгон, завершённый по сплошной линии.
Штраф и лишение?
Основная статья, по которой можно получить штраф за завершение обгона через сплошную, если не успели это сделать на прерывистой – 12.15, часть 4. Он занимает верхнюю планку возможных финансовых санкций за нарушения ПДД и составляет 5000 рублей.
Но штраф – это не самое пугающее в этой норме наказания. Эта же статья предусматривает лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Других мер обеспечения и дополнительного наказания за это не предусмотрено:
- если вы закончили обгонять на сплошной, начав на прерывистой, то эвакуировать на штрафстоянку за это не имеют права (статья 27.13 КоАП),
- не положено и снятие номеров с запрещением эксплуатации,
- равно как не будет других наказаний: административного ареста, конфискации чего-либо.
А штраф или лишение прав предоставляется как вариация: либо одно, либо другое. Лишение прав в административном праве считается более суровым наказанием и может быть применено в отношении вас в следующих случаях (хотя бы при наличии одного из нижеперечисленного):
И, напротив, если есть смягчающие обстоятельства, то может быть назначен штраф:
- если вы способствовали выявлению нарушения (явились с повинной), не отрицали его,
- если вы беременная женщина или имеющая малолетнего ребёнка,
- если вы несовершеннолетний,
- вы раскаиваетесь в содеянном,
- и другие.
Кто решает, назначить штраф или лишение прав? Дело, которое рассматривается по этой норме, сначала поступает начальнику отделения ГИБДД по месту совершения обгона через сплошную. Сотрудник ДПС на дороге не имеет права выносить постановление – только выписать протокол, возбудив тем самым административное дело.
Далее вас вызывают на разбор в это подразделение, где вам можно (и нужно) сообщить все обстоятельства и изложить свою позицию. На разбор ГИБДД можно не являться. Но в этом случае увеличиваются шансы лишение прав.
Никакой сотрудник ГИБДД не может лишать прав. Это делают только судьи. Поэтому, инспектор, рассматривающий дело о запрещённом обгоне, при наличии обстоятельств, по которым он решает, что водитель подлежит лишению, направляет материалы этого дела в суд. И далее уже судья на втором этапе решает, назначить штраф или лишить прав.
Повторность
Есть у завершения обгона через сплошную при начале на прерывистой и рецидив – если вы в течение года попадаетесь во 2 раз с этим нарушением, то вас уже лишат прав на год. Если только нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет штраф 5000 рублей.
Как правильно считать этот год? Он начинается с даты исполнения первого постановления – полной оплаты штрафа или окончания срока лишения.
Как избежать лишения?
Если вас хотят лишить прав или назначить штраф, то есть ряд тонкостей, которые позволят уйти от ответственности. Но и к ним следует подойти со всей внимательностью.
Разметка 1.16
Это прерывистая линия с длинными штрихами и короткими расстояниями между ними. Но то, что нам в ней нужно – это обязательность её нанесения перед сплошной и двойной сплошной. Она призвана предупреждать водителей о том, что скоро начнётся непрерывная разметка, и обгонять будет нельзя.
Так вот, по ГОСТу о дорожной разметке (пункт 6.2.8 ГОСТ Р52289-2004) она должна быть длиной не менее 50 метров. Если короче, и это входит в причинно-следственную связь с тем, что вы не успели закончить обгон до сплошной, то привлечение незаконно, потому как в вашем нарушении нет вины, а есть вина дорожников.
Замерять длину разметки можно и после привлечения: на этапе рассмотрения дела или если не прошли сроки обжалования наказания. Но для этого нужны доказательства. Подойдёт и видео замера с возможностью распознать вашу локацию в кадре (номера домов и названия улиц, другие приметные данные).
Переквалификация на штраф
Если вас лишают прав за завершение обгона через сплошную с началом на прерывистой, то выше мы уже подробно описали, как сделать максимально так, чтобы назначили штраф.
Если у сотрудника ГИБДД нет видеодоказательств
То это низкий шанс избежать лишения водительских прав, но он, тем не менее, есть.
Виной тому протокол – он по сложившейся судебной практике 2022 года является доказательством. Если быть точнее, то доказательством является зоркий глаз инспектора, который принимал присягу, и ему априори доверия от судей больше, чем обычному гражданину, который защищается.
Таким образом, если сотрудник в суде или на разборе ГИБДД просто заявит, что видел, как вы выехали на обгон через прерывистую, но закончили манёвр уже на сплошной или после знака 3.20, то суд ему поверит с большой долей вероятности. Даже если истина на вашей стороне, то увы, без наличия у вас видеорегистратора с записью того, что вы не нарушали ПДД, перспектива дела плоха.
Однако, в 2022 года судебная практика всё же медленно, но верно идёт в сторону водителей в этом отношении. Такое стало возможным, благодаря решению Верховного суда, который признал, что протокола недостаточно для привлечения водителей к штрафу или лишению прав – нужные более веские аргументы.
Инспектор не показал видео обгона
Сотрудник полиции заявляет, что у него есть запись вашего нарушения, но отказывается её предоставлять? Увы, но Закон 2022 года не обязывает его это делать.
Между тем, отсутствие видеозаписи влияет на исход рассмотрения дела, но от того, что вы её увидите здесь и сейчас, ничего не изменится – протокол будет составлен и передан начальнику ГИБДД.
Сплошную не видно из-за снега или грязи
А вот это уже веский аргумент в вашу сторону. В этом случае состава для привлечения вас к ответственности, если вы закончили обгонять на сплошной, нет, потому как для этого должна быть ваша вина. Вины нет, так как разметка занесена снегом или находится под слоем грязи на дороге.
Вот только опять же о сборе доказательств нужно позаботиться заранее – ещё в момент нарушения. Причём так, чтобы по видео можно было определить дату и время съёмки, и что она совпадает со временем привлечения.
Судебная практика
- В Ставрополье водитель не согласился с назначенным ему наказанием в виде лишения прав за то, что он начал обгон на прерывистой, а закончил на сплошной, мотивировав тем, что без разницы, где закончен манёвр – главное, начат на разрешающей разметке. Судья, как вы можете видеть по ссылке, такие возражения отклонил, но, тем не менее, смягчил наказание до штрафа 5 тысяч рублей.
- Ещё одно аналогичное решение, где водитель просил отменить наказание, так как не видел знака «Обгон запрещён».
- В Дагестане водитель просто просил смягчить наказание, так как у него есть малолетняя дочь, а автомобиль является источником дохода. Суд жалобу удовлетворил, назначив за завершение обгона на сплошной штраф.
- В Краснодарском крае водитель обжаловал постановление, мотивировав тем, что водитель обгоняемого авто начал увеличивать скорость, чем препятствовал обгону. К сожалению, суд не прислушался к такому аргументу.
- Ивановский районный суд прекратил дело за отсутствием состава нарушения, так как длина разметки 1.6 при приближении к сплошной была не по ГОСТу (менее 50 метров).
Смотрите, какая тема — Начали обгон через прерывистую, а закончили на сплошной – грозит ли наказание и какое?
- Последние несколько лет действует однозначная судебная практика, которая указывает на то, что находиться слева от сплошной линии на встречной полосе движения запрещено, и точка.
- Следовательно, если вы завершили обгон через сплошную линию разметки, начав на прерывистой, то это не имеет никакого значения – в 2022 году вам будет грозить лишение прав или крупный штраф.
- Верховный суд подтвердил такое положение дел в одном из последних Постановлений Пленума, и многочисленная судебная практика нижестоящих судов это также подтверждает.
Есть две важные проблемы в спорах по теме данной статьи.
Первая заключается в том, что езда слева от сплошной линии разметки запрещена в любой ситуации (когда она отделяет встречный поток). Но вторая тонкость заключается в том, что конкретно норма наказания предусматривает ответственность именно за выезд на встречку через сплошную.
А как всё это работает на практике? В этом материале мы и выясним, что грозит водителю, если начало обгона было на прерывистой, но завершение произошло на сплошной разметке. Приведём официальные ссылки на законодательство 2022 года и актуальную судебную практику, в том числе мнение Верховного суда РФ.
Самое главное в 2022 году: можно ли закончить обгон через сплошную?
Нет, нельзя. Хотя, далеко не все автолюбители найдут подтверждение этого утверждения сразу же в Правилах дорожного движения. А дело всё в том, что «копать» мы начнём не совсем там, где нужно. В статье главным элементом, запрещающим обгон, предстаёт сплошная линия разметки. И в ПДД 2022 года есть две важных трактовки относительно этого.
- Сплошная линия идёт под номером 1.1 Приложения №2 к Правилам. И в её описании указывается, что она разделяет потоки транспорта встречных направлений. И ни слова про запрет её пересекать при завершении обгона.
- Однако, ниже в данном Приложении идёт ещё свод требований к водителям при встрече с разметкой. Так, здесь есть прямой запрет пересечения линии 1.1.
И здесь получаем, что когда мы начинаем манёвр обгона в соответствии со всеми требованиями ПДД, в том числе через прерывистую разметку, но возврат происходит с пересечением сплошной линии, то мы нарушаем требование дорожной разметки, и всего то… И за это нам должно грозить наказание по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ со штрафом всего 500 рублей.
Да и вообще, получается, что мы можем выехать через прерывистую, затем ехать (даже долгое время) слева от сплошной, и когда она закончиться, вернуться в свою полосу снова на прерывистой. И тогда всё будет в рамках закона – ведь мы выполнили требование ПДД не пересекать разметку!
Однако, на практике 2022 года водителей нередко лишают прав, либо назначают штраф в 10 раз больше – 5 000 рублей. Но пока выясним, почему вышеописанные ситуации многими автолюбителями до сих пор трактуются как разрешённые (а потом они же удивляются, если сами на практике попадутся инспекторам ГИБДД с таким нарушением, когда их лишат водительских прав).
Почему некоторые водители считают, что завершать обгон на сплошной можно?
Если вам кто-то скажет, что знает ПДД целиком и полностью, то это значит, что этот человек вообще не понимает ничего в этом нормативно-правовом акте. Дело в том, что мы читаем лишь свод правил (дорожного движения).
Но в различных ситуациях на практике играют сразу несколько пунктов этих Правил, которые могут дополнять, заменять друг друга более приоритетными и нередко даже противоречить.
И приходится манипулировать всем этим, доказывая должностному лицу или судье свою точку зрения.
Вот и здесь похожая ситуация. Выше мы писали, что начинаем копать немного не в ту сторону. Так и есть. Описание и требования к сплошной разметке 1.1 – это не единственное, чем следует руководствоваться при обгоне. В ПДД есть ещё целые отдельные разделы со своими сводами пунктов про маневрирование (а обгон – это серия манёвров), расположение транспортных средств и других.
Пункт 9.1.1 – это новые правила
Так вот, самый главный для нас пункт в нашем случае, когда начало обгона было на прерывистой, а завершение через сплошную – это 9.1.1 ПДД. Здесь даётся практически исчерпывающий ответ на вопрос – в случае, если встречная полоса отделена от попутной сплошной линией, то находиться слева от этой линии запрещено.
А ответ, почему некоторые автолюбители до сих пор считают, будто бы можно заканчивать обгон на сплошной, если он начат на прерывистой, потому что могут не знать о существовании пункта 9.1.1, так как давно не заглядывали в обновлённые ПДД.
Дело в том, что данная норма появилась относительно недавно – соответствующим Постановлением Правительства №761 в 2017 году было введено это правило на фоне того, что даже в судебной практике начинались споры о том, что пересечения сплошной могло не быть, значит, водитель ничего не нарушил.
А наказание предусматривает штраф или лишение прав за выезд на встречку
Но есть ещё одно препятствие для чёткого понимания, что завершать манёвр обгона через сплошную запрещается. Дело в самой трактовке наказания за неправильный обгон. Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ предписывает штраф или лишение водительских прав за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу.
И здесь снова начинаются споры, где «лагерь неверующих» пытается доказать, что выезд как раз был совершён по всем правилам – через прерывистую. А про продолжение и завершение обгона в Административном кодексе ничего не говорится.
Однако, и эта позиция совсем не верна. И вот почему!
Обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной – есть ли наказание?
Итак, теперь настало время расставить все точки в данном вопросе. Как итог вышеописанного, приведём, что имеем с точки зрения законодательства по нашему вопросу.
- Правила дорожной разметки запрещают пересекать сплошную линию в любую сторону. Но наказание за это предусмотрено в виде штрафа 500 рублей именно за нарушение разметки.
- В то же время есть пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий запрет двигаться слева от сплошной, если она разделяет встречный поток от вашего попутного.
- Однако, наказание за данное нарушение правил расположения предусмотрено конкретно за выезд в нарушение требований ПДД на встречную полосу. Но значит ли это, что можно завершать обгон через сплошную при условии, что начат он через прерывистую?
Тем не менее, в практике 2022 года – как судебной, так и при разборе таких дел в ГИБДД – водителя привлекут по части 4 статьи 12.15, предусматривающей в том числе лишение водительских прав, если был хоть малейший момент, когда он находился слева от сплошной линии.
Такая практика, на самом деле, устоялась уже давно и имеет логику. Суды чаще всего мотивировали правильность применения нормы с лишением за это тем, что выезд якобы включает в себя любое движение слева от сплошной линии разметки. Вот наиболее яркий пример такого решения суда в из Ставропольского края. Даже если вы просто не успели закончить манёвр по тем или иным причинам. И вот почему!
Важное мнение Верховного суда про завершение манёвра через сплошную
Сейчас, в 2022 году действует одно из наиболее актуальных последних Постановлений Пленума Верховного суда РФ именно по данному вопросу. Все нижестоящие суды просто обязаны руководствоваться мнением Коллегии верховных судей (хотя, именно руководствоваться, а не «штамповать» бездумно такие же решения, так как обстоятельства, действительно, могут различаться).
Так вот, в Постановлении Пленума №20 от 25.06.2019 года в пункте 15 Верховный суд прямо указал, что в случае, если обгон начат без нарушения Правил, однако, завершён с пересечением сплошной линии разметки, то такие администратиные правонарушения нужно квалифицировать именно по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный манёвр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Таким образом, в настоящее время действует устоявшаяся судебная практика – если вы закончили обгон на сплошной, то не имеет никакого значения, как вы его начали.
Вас всё равно привлекут по норме, предусматривающей лишение прав в том числе. Но есть всё же исключения из этой практики. Потому как пересечение сплошной должно быть виновным деянием водителя.
А без вины, как известно, наказывать нельзя. Сейчас и рассмотрим такие ситуации.
Если не успели обогнать до начала сплошной разметки?
Шансы быть привлечённым к крупному штрафу или остаться без прав зависят от того, по какой конкретно причине вы не смогли вовремя завершить обгон.
Если ваша ситуация идентична всему описанному выше, то здесь вариантов, как вы понимаете, мало. Однако, важно выяснить дополнительные обстоятельства, почему вы не успели – если речь только в вашей невнимательности, то это одно. А если есть объективные причины тому, что вы, например, своевременно не увидел разметку или дорожные знаки, то совсем другое. Поэтому читаем ниже.
Если не было запрещающего знака?
Самый «опасный» для любого водителя и пугающий большинство дорожный знак на трассе – это 3.20 «Обгон запрещён». Именно в его отношении установлены дополнительные требования по ГОСТу. И вы его могли не увидеть по разным причинам. Например:
- вы несвоевременно среагировали и завершили обгон через сплошную, потому что проехали знак, находясь слева от фуры, то есть не по своей вине могли не видеть запрет выезжать на «встречку»,
- знак был испачкан, залеплен снегом,
- он повернулся (от ветра или по иным причинам) в другую сторону,
- вы просто внимательно следили за дорожной обстановкой и потому оказались менее внимательны к дорожным знакам.
Так вот, только последняя ситуация по закону должна повлечь наказание для водителя. Но очень важная тонкость – во всех случаях знак сопровождает сплошная разметка. И вот если её было видно, то не имеет значения, видели или нет вы знак – линии вы обязаны были разглядеть… Опять же, если они были не в снегу, грязи или не были стёрты.
Если знак закрыла для вас фура, то обратите внимание, что актуальный в 2022 году ГОСТ Р52289-2019 в своём пункте 5.1.6 требует, чтобы «Обгон запрещён» обязательно дублировался слева. В отличие от многих других запрещающих знаков, именно для 3.20 (и 3.22 – запрет обгона для грузовых авто) это правило установлено даже если в вашем направлении только одна полоса движения.
А, если в нарушение указанного ГОСТа слева не было ничего, то вы вправе были рассчитывать на его присутствие там. Но снова напомним о том, что руководствоваться разметкой вы также обязаны.
Поэтому крайне желательно предоставить при обжаловании или на разборе данного дела в ГИБДД видеозапись с вашего регистратора, где видно, что знака слева от дороги нет, равно как нет объективной возможности увидеть разметку.
Если не было разметки 1.6?
А этот момент уже более спорный – но только при наличии знака 3.20, который начинается вместе со сплошной. То есть речь идёт о ситуации в следующей последовательности:
- Вы начинаете обгон в зоне, где он не запрещён,
- спокойно опережаете по встречной полосе автомобиль (автомобили), внимательно следя за разметкой и знаками впереди и, конечно же, за появлением встречных машин,
- как вдруг внезапно для вас начинается сплошная линия разметки, без возможности предпринять меры по завершению обгона до начала запрета.
Дело в том, что законодатели для возможности избежать таких ситуаций придумали разметку под номером 1.6 – это прерывистая линия, но длина штриха у неё гораздо длиннее расстояния между этими штрихами. И она придумана как раз для предупреждения о приближении к зоне запрета обгона.
Согласно ПДД, она обязательно должна быть нанесена перед сплошной. А, согласно тому же ГОСТу (пункт 6.2.8), её длина должны быть минимум 50 метров в населённых пунктах и 100 – вне населённого пункта.
Виноваты ли вы, если вопреки ГОСТу и ПДД не было линии 1.6, и вы не успели завершить обгон и вернулись в свою полосу уже через сплошную?
С одной стороны, отсутствие объективной возможности налицо.
Однако, шансы успешно обжаловать вынесенное постановление повысятся, если вы предоставите доказательства того, что вы обгоняли длинномерное транспортное средство, к примеру.
Это нужно, потому как судья или инспектор ГИБДД, рассматривающие дело, могут указать на то, что вы могли смотреть далеко вперёд и увидеть издалека начало сплошной линии, и завершили бы обгон без нарушения.
Однако, и здесь судебная практика в 2022 году неоднозначная – бывает, что водителей лишают прав даже в этом случае. И опять же, напомним, что при начале сплошной не должно быть знака запрета обгона – иначе любые попытки доказать свою невиновность упрутся в определённо правильную мотивировку: «Вы обязаны были видеть знаки впереди вас»!
Выезд через прерывистую, движение слева от сплошной, но возврат тоже через прерывистую– что грозит?
Обратите внимание, что Верховный суд в своём разъяснении указывал на случай, когда конкретно произошла ситуация с завершением обгона на сплошной линии разметки. Но что будет, если вы выехали на встречную полосу через прерывистую, а вернулись тоже с её пересечением? При этом, на вашем пути по «встречке» всё же была сплошная линия.
Увы и ах, но и в данном случае велика вероятность того, что вас привлекут по статье 12.15 КоАП РФ, так как конкретно нарушен пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий полный запрет езды слева от сплошной линии, а не только пересечения разметки 1.1.
Есть ли более строгая ответственность, если сплошная двойная?
Нет. В нашем случае речь идёт именно о наказании за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД. Конкретное основание в виде пункта Правил и/или номера дорожной разметки, которые запрещали манёвра, отходят на второй план.
Поэтому распространённое в 2022 году мнение о том, что якобы за двойную сплошную наказание жёстче, чем за одинарную – это миф.
Но есть более строгое наказание, если вы попадётесь повторно с этим нарушением. Часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ предусматривает лишение прав на 1 год безальтернативно штрафу (кроме случая фиксации нарушения автоматическими камерами).
Верховный суд разъяснил правила обгона автомобилей
Обгонять автомобили вдогонку за другой машиной можно, если хватает видимости. Правила дорожного движения такого маневра не запрещают. Но, как оказалось, подобный маневр не нравится сотрудникам ДПС. И только разъяснения Верховного суда восстановили справедливость: такие обгоны не запрещены.
Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.
Незаконным операторам ТО грозит уголовная ответственность
Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко.
В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины.
Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД.
В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон.
Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».
Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.
Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.
Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт — это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?
Риск попасть в ДТП вырастает к осени
Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.
Как подтвердили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.
2 правил: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.
Предложено внести в КоАП статью о штрафе в 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании
Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.
Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.