На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».
www.kmvinform.ru
Законом от 28.06.
2021 229-ФЗ «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты РФ», внесены изменения Жилищный Кодекс РФ (ЖК РФ), устанавливающие новые нормы по оплате за содержание жилого помещения, вносимой нанимателями по договору социального найма или договору найма жилого помещения, а также коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (МКД).
Проект Постановления разработан с учетом внесенных изменений в жилищное законодательство и предлагает уточнить порядок расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
В частности, проектом Постановления предусматривается внесение изменений в «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденные Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.
2020, где планируется закрепить, что расходы на содержание общего имущества в МКД, включаемые в плату за содержание жилого помещения, определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, и включают:
- • расходы на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения;
- • обоснованные расходы на снятие показаний приборов учета, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные Услуги, истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
- Предлагается установить, что расчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, осуществляется:
www.eco-kotly.ru
• при наличии в МКД общедомового (коллективного) прибора учета коммунальных ресурсов, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества с корректировкой с учетом показаний общедомового (коллективного) прибора учета.
• при отсутствии общедомового прибора учета, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) с даты выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, межповерочного интервала — исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов (отведения сточных вод), установленных в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006.
• при наличии решения общего собрания собственников помещений в МКД, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса, об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды, исходя из среднемесячного объема их потребления исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, с последующим проведением перерасчета платы.
www.31tv.ru
- • при наличии решения общего собрания собственников помещений в МКД об определении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, — исходя из показаний общедомового прибора учета;
- • в случае оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг — исходя из показаний такой системы.
- Проектом Постановления дополнительно определен порядок определения величины перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды в МКД, и среднемесячного объема таких ресурсов.
- В целях формирования единообразного подхода и приведения в соответствие с действующим жилищным законодательством уточнены формулировки отдельных положений.
- Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду таких коммунальных ресурсов.
www.gk-step.ru
Дополнительно проектом Постановления уточнен порядок расчета объемов и платы между управляющими и ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды в МКД.
В случае принятия изменений Постановление вступит в силу со дня его официального опубликования.
Содержание жилья в многоквартирном доме: как рассчитываются тарифы и что можно оспорить
Оплачивая очередную квитанцию ЖКХ, вы более-менее понимаете, за что платите по каждой позиции, будь то отопление, холодная вода или газоснабжение. А вот по поводу услуги «Содержание и ремонт жилья» у собственников часто возникают сомнения.
Вопросы вызывает не только Тариф на содержание жилья, но и то, за что получает ваши деньги управляющая компания или ТСЖ. Разбираемся, что такое содержание жилого помещения в квитанции ЖКХ, что входит в услугу и как она оплачивается.
Перечень работ по содержанию жилья утверждается на общем собрании собственников. Коллаж: МИР КВАРТИР
За что платит собственник по закону
В Статье 154 ЖK PФ говорится, что собственники квартир и арендаторы жилья по договору социального найма, проживающие в многоквартирном доме (МКД), обязаны оплачивать по квитанции ЖКХ следующие услуги:
- коммунальные услуги — это пользование ресурсами и коммуникациями: электричество, газоснабжение, отопление, канализация, холодная и горячая вода;
- капитальный ремонт — взносы на капитальный ремонт дома поступают в одноименный фонд или на специальный счет УК. Размер платежей рассчитывается в соответствии с графиком капитального ремонта;
- содержание жилого помещения — это услуги по управлению УК или ТСЖ, работы по содержанию, ремонту и обслуживанию общего имущества МКД, использование коммунальных ресурсов на общие нужды и т. д.
Если вы не владеете жилплощадью, а снимаете ее по договору социального найма, то взносы на капитальный ремонт вам платить не нужно. Вы оплачииваете аренду квартиры, коммуналку и содержание жилья.
Как рассчитывается тариф за содержание жилья
В законе о ЖКХ нет единого тарифа на содержание жилья в многоквартирном доме. Сколько придется платить каждому жильцу за работы по благоустройству и ремонту общего имущества, решают собственники недвижимости на ежегодном собрании.
Так происходит, потому что многоквартирные дома не одинаковы и в каждом свои затраты. Так, жильцу высотки с гектаром придомовой территории придется платить за содержание больше, чем собственнику квартиры в пятиэтажке с небольшим двором.
Тариф за содержание жилья, так же как и перечень необходимых работ, рассчитывается и утверждается на общем собрании членов ТСЖ или УК. Владельцы неприватизированных квартир могут не участвовать в обсуждении, но платить по тарифу обязаны.
Как рассчитывается ежемесячная оплата:
- рассчитывают общую годовую стоимость всех работ за ремонт и содержание жилья, запланированных на этот период;
- полученную сумму делят на количество владельцев недвижимости, пропорционально их доле в общедомовом имуществе;
- полученную сумму делят на 12, чтобы рассчитать ежемесячный платеж собственника квартиры в МКД.
Размер доли в общедомовом имуществе, который приходится на собственника, зависит от метража его квартиры. Поэтому плата за содержание жилого помещения у владельца большой жилплощади будет выше, чем у собственника малогабаритной «однушки».
Из чего складывается содержание жилых помещений МКД
Содержание жилья в многоквартирном доме — это все запланированные и реализованные работы, связанные с благоустройством, обслуживанием, ремонтом, оборудованием, местами общего пользования и придомовой территорией.
Текущий ремонт придомовой территории входит в содержание жилья в МКД. stavgorod.ru
Какие работы входят в содержание жилья в квитанции:
Технический надзор за состоянием имущества. Контроль допуска к электрощитам, к приборам учета общего пользования и другому оборудованию дома является ответственностью УК. Вы платите за то, что работники управляющей компании или ТСЖ следят за техническим состоянием устройств МКД, допускают к ним проверяющих.
Устранение аварийных ситуаций и поломок. Повреждение коммуникаций, поломки технических устройств и оборудования общего пользования — это тоже обязанность УК. Вы оплачиваете вызов соответствующих аварийных служб или работу УК по своевременному устранению аварии и ее последствий.
Подготовка оборудования к сезонной эксплуатации. Для бесперебойной эксплуатации технических устройств и оборудования МКД требуется производить определенные работы, которыми занимается УК. Вы платите, к примеру, за утепление трубопроводов, консервацию системы отопления, очистку вентиляции и другое.
Уборка мест общего пользования. Содержание жилого помещения — это еще и поддержание порядка в местах общего пользования, что является обязанностью УК. Вы платите за санитарную обработку помещений согласно нормативам. К примеру, работники УК должны каждую неделю подметать лестничные клетки.
Вывоз мусора с территории дома. Организация вывоза твердых и жидких бытовых отходов ложится на плечи управляющей компании. Эта услуга входит в содержание жилья. Но недобросовестные организации, нарушая Закон, выносят вывоз ТБО отдельной строкой в квитанции. Что нужно делать в этом случае, рассказываем ниже.
Содержание штата УК или ТСЖ. Тариф на содержание жилья также включает оплату работы специалистов управляющей компании или ТСЖ. То есть вы платите зарплату руководству и работникам, которые обслуживают ваш многоквартирный дом. Размер заработной платы сотрудников может устанавливать УК.
Как уменьшить сумму оплаты за содержание жилья
Случается, что сумма, проставленная в коммунальной платежке, вызывает недоумение, и вы считаете ее завышенной. Ознакомьтесь с перечнем работ, которые выполняет УК. Если вы по-прежнему считаете, что платите за содержание жилья большие деньги, то попробуйте снизить эти расходы.
Что нужно сделать:
- пригласить собственников квартир на общее собрание МКД;
- попросить у представителя УК обоснование суммы за содержание жилья;
- изучить с другими собственниками перечень запланированных работ УК;
- обсудить с участниками собрания необходимость этих мероприятий;
- отказаться от некоторых услуг и получить перерасчет платежей.
Но имейте в виду, что выполнением тех работ, от которых вы отказались, придется заниматься собственникам квартир в МКД. Если на собрании решили отказаться, к примеру, от услуги «Вывоз ТБО», то организовать вывоз мусора придется самостоятельно.
Что будет, если не платить
Напомним, что по закону каждый собственник обязан оплачивать услуги по содержанию жилья. Если вы решили не платить, то первое, что сделает ваша УК — начислит проценты (пени) на сумму задолженности. Чем дольше вы не платите, тем большую сумму придется выложить в итоге.
А итогом в ситуации игнорирования платежа станет обращение управляющей компании в суд. Судебные органы вынесут решение о взыскании задолженности и процентов, начисленных на сумму этой задолженности. Кроме этого, вам придется оплатить и судебные издержки.
Если взысканием долга займутся судебные приставы, то должнику придется оплачивать немалые судебные издержки. fssp.gov.ru
У вас есть десять дней с момента получения судебного постановления, чтобы представить суду свои возражения. К примеру, УК не выполняет свои обязательства по договору, и у вас есть тому веские доказательства. Судья рассмотрит ваши доводы и по результату может отменить приказ.
Если вы не предъявите свои возражения в срок или не вернете долг УК, то судебное постановление вступит в силу. Управляющая компания может предъявить его, например, в банк, где у вас есть счет. Банк на основании постановления спишет указанную в нем сумму задолженности и пени.
У должника может не быть счета в банке, тогда к делу подключатся судебные приставы. На основании решения суда и исполнительного листа они вправе описать ваше имущество в счет долга УК. Кроме этого, будут ограничены все ваши перемещения за пределы страны до полного погашения долга.
Учтите, что содержание жилья в многоквартирном доме — это обязанность не только собственников, но и арендаторов. То есть если вы не приватизировали свою квартиру, а живете в ней на условиях социального найма, то оплачивать услуги управляющей компании все равно придется.
Когда можно не платить за содержание жилья
Есть несколько законных поводов, когда вы можете не платить управляющей компании за некоторые позиции в платежке, а именно:
Оплата домофона. Если установка домофона производилась по решению владельцев недвижимости в МКД и была утверждена на общем собрании, то обслуживание оборудования уже включено в содержание жилья, отдельно оплачивать эту услугу не нужно.
Вывоз мусора. По умолчанию вывоз ТБО входит в содержание жилья и отдельно его оплачивать не нужно. Но вы можете отказаться от этойуслуги, тем самым снизив свои платежи. Стоит напомнить, что в этом случае вам придется самостоятельно организовать вывоз мусора.
Сезонные работы. Если сезонные работы (очистка крыши от снега, побелка деревьев, очистка водостоков и другое) стоят отдельно в вашей платежке, значит, УК нарушает условия договора. Все эти услуги должны входить в стандартный перечень работ по содержанию и ремонту жилья в МКД.
Оплата домофона должна быть включена в оплату за содержание жилья. vechorka.ru
Прооверьте, в квитанциях вашей УК отдельной позицией могут быть отмечены услуги, которые входят в содержание жилья. То есть получается, что за одну и ту же работу с вас берут платеж дважды.
В таком случае составьте коллективную жалобу собственников дома и подайте ее в УК. Они обязаны сделать перерасчет. Если этого не произошло, то обращайтесь с жалобой в Роспотребнадзор.
Может случится так, что и эта организация не исправит ситуацию. Тогда идите в суд. Но не прекращайте оплачивать содержание жилья, дождитесь официального решения. Когда суд вынесет постановление в пользу собственников, вам учтут все платежи.
- Искусственный интеллект переквалифицируется в управдомы. Умные системы на службе ЖКХ
- «Ты меня обманула!» Как не включенный в приватизацию сын разрушил цепочку альтернативной сделки
- «Наказал меня бог, что вас из квартиры выживала». Из жизни моей бабушки в послевоенной коммуналке
- Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости
О порядке перерасчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме от 17 ноября 2017
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Порядок перерасчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме определен действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 9.
2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.
2011 N 354 (далее — Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 Правил N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Пунктом 45 Правил N 354 предусмотрено, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг.
Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Расчет производится следующим образом:
- — снимаются показания общедомовых приборов учета,
- — считается объем услуг по индивидуальным счетчикам,
- — находится разница между общим и индивидуальным потреблением,
- — полученная разница сравнивается с нормативом потребления.
- Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация.
- Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления.
- На основании вышеизложенного, размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.
- В своих письмах Минстрой России дает разъяснения по применению правовых норм, регулирующих работу определенной отрасли, то есть излагает свою экспертную позицию относительно конкретной правовой нормы.
- Позиция Минстроя России, изложенная в ответах заявителям, является аргументацией, а не вещественным доказательством при разрешении спорных вопросов между участниками отношений, а органы судебной власти, в силу их независимости, самостоятельно осуществляют оценку и толкование правовых норм.
- Таким образом, письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами и содержащиеся в них разъяснения законодательства носят исключительно рекомендательный характер.
- Директор Департамента
- жилищно-коммунального хозяйства
Е.П.Солнцева
- Электронный текст документа
- подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
- рассылка
Уменьшение размера платы за ЖКУ при их предоставлении ненадлежащего качества
Организации, обеспечивающие многоквартирные и частные дома коммунальными услугами, обязаны соблюдать требования законодательства по их качеству.
Если вдруг из крана пошла ржавая вода или батареи зимой чуть теплые, или в подъезде грязно уже месяц, то коммунальные услуги и услуги по содержанию общедомового имущества предоставляются ненадлежащего качества. В таких случаях оплата за ЖКУ должна быть уменьшена.
В каких еще случаях она должна быть пересмотрена? Что делать при выявлении ненадлежащего качества коммунальных услуг? Как грамотно составить акты и иные документы, необходимые для пересмотра оплаты ЖКУ или для контролирующих и судебных органов?
Случаи, когда можно уменьшить оплату услуг ЖКХ
В соответствии с п. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги может быть изменен в двух случаях:
- — предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- — предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
- Этим же пунктом установлено что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю Штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Наниматели (собственники) также имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в вышеуказанных случаях. Такое изменение производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса РФ).
Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
В частности, п.
150 Правил предусмотрено, что Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
- При этом Потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» в следующих случаях:
- — если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;
- — если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении № 1 к Правилам;
- — если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- — если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- — если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
— если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении № 1 к Правилам.
Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);
- — если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;
- — в других случаях, предусмотренных договором.
- Обратите внимание!
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
- Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг устанавливает требования к качеству коммунальных услуг:
- — допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг и допустимые отклонения качества коммунальных услуг;
- — условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при их предоставлении ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
- Например, в случае прекращения подачи холодной воды единовременно более чем на 4 часа за каждый последующий час размер платы за данную коммунальную услугу за расчетный период должен быть снижен на 0,15%.
- Как зафиксировать предоставление некачественных коммунальных услуг
Необходимо четко представлять процедуру оформления актов о предоставлении некачественной коммунальной услуги и соблюдать ее. Иначе можно потратить массу сил и времени с нулевым результатом.
При обращении к исполнителю следует требовать не только перерасчета оплаты, но и устранения причин предоставления некачественных услуг.
Процедура оформления некачественного предоставления коммунальных услуг едина для всех видов таких услуг.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг.
Исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая компания по договору управления домом или ТСЖ (кооператив), если у собственников заключен с ними Договор, включающий условия предоставления коммунальных услуг. В этом случае ответственность за качество предоставляемых услуг соответственно несет организация, управляющая многоквартирным домом (МКД).
Если у собственников договор поставки коммунального ресурса заключен напрямую с ресурсоснабжающей организацией, то именно она будет нести ответственность за режим и качество подачи коммунальной услуги.
В случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг).
Такое сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в журнале приема заявок аварийно-диспетчерской службы.
Потребитель обязан сообщить свои Ф.И.О., точный адрес проживания, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества (п. 106 Правил предоставления коммунальных услуг).
В ответ сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю свои Ф.И.О., регистрационный номер заявки и время ее приема.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известна управляющая этим домом организация, он обязан незамедлительно довести до нее полученную информацию.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества услуг. А также уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс, о дате и времени проведения проверки.
Время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом (п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг).
По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, подписывается заинтересованными лицами, участвующими в проверке (их представителями).
Первый экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются лицам, участвующим в проверке (п. 109 Правил предоставления коммунальных услуг).
- При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами.
- Далее в ходе проверки факт предоставления некачественных услуг может:
- 1) подтвердиться;
- 2) не подтвердиться.
- Данные варианты развития событий имеют различные последствия.
- Если факт нарушения качества коммунальной услуги подтвержден, то в акте проверки указываются:
- — дата и время проведения проверки;
- — выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;
- — использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений;
- — выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
- Такой акт служит основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
- При возникновении споров по качеству можно инициировать независимую экспертизу
Иногда в ходе проверки качества коммунальной услуги и (или) величины ее отступления от установленных параметров возникает спор. В этом случае любой участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Расходы на ее проведение несет исполнитель. Однако, если в результате такой экспертизы будет установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, потребитель обязан будет возместить исполнителю расходы на ее проведение.
- Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, а также не позднее трех рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки.
- Если никто из заинтересованных лиц не заявил о проведении экспертизы, но спор о качестве коммунальной услуги остался неразрешенным, определяются дата и время проведения повторной проверки с участием приглашенных исполнителем:
- — представителей ГЖИ;
- — представителей общественного объединения потребителей.
В акте повторной проверки должны быть указаны дата и время ее проведения. Представителям, участвующим в подписании акта, исполнитель обязан передать по одному экземпляру акта повторной проверки (п. 110 Правил предоставления коммунальных услуг).
Что делать если исполнитель не явился на проверку качества коммунальных услуг
Напоминаем, что потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. Указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета МКД (председателем ТСЖ или кооператива, если управление МКД осуществляется товариществом или кооперативом).
- Такая возможность прямо предусмотрена п. 110 (1) Правил предоставления коммунальных услуг:
- — при непроведении исполнителем проверки в установленный срок (не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время, п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг);
- — при невозможности уведомить исполнителя о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
- Что нужно учесть при обращении в суд
Верховный суд РФ в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.
2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что при определении родовой подсудности споров, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг нанимателями (собственниками), следует руководствоваться правилами, установленными статьями 23 и 24 Гражданский процессуальным кодексом РФ.
Например, иски о перерасчете платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подсудны мировому судье, а иски об определении порядка внесения платы за Жилое помещение и коммунальные услуги, как иски, не подлежащие оценке, подсудны районному суду.
Обратите внимание! Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданского процессуального кодекса РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
13 декабря 2019, 18:12 by root
Перерасчет оплаты услуг ЖКХ по окончании года — Юридическая консультация
По общему правилу, согласно ч. 9.2 ст.
156 Жилищного кодекса РФ размер расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества при наличии общедомового прибора учета, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.
Данное положение вызвало много вопросов, поскольку однозначного ответа нет: когда делать перерасчет – в конце года или ежемесячно.
На этот счет есть разъяснения Минстроя России, отраженные в письме от 17.11.2017 № 50534-ОГ/04.
Основной вывод письма сводится к следующим положениям.
Объем общедомовых нужд не может превышать объема, рассчитанного по нормативу, если решением общего собрания не принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Размер общедомовых нужд рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг.
Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
- В итоге, если в доме есть общедомовой прибор учета, то оплата должна производиться:
- по нормативу, если объем общедомовых нужд равен или превышает норматив;
- по фактическим показаниям общедомового прибора учета, если фактические показания в объеме меньше, чем объем по нормативу.
Чтобы узнать фактические показания, потребитель имеет право обратиться в управляющую организацию и ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за последние три года. Согласно пп. «е» п.
31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.
2011 № 354, управляющая организация обязана предоставить возможность ознакомиться с указанными сведениями в течение одного рабочего дня со дня обращения потребителя.
Сказали спасибо: