Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ

При выявлении самовольной перепланировки в квартирах и нежилых помещениях, московская жилищная инспекция выдает собственникам предписание о согласовании перепланировки или восстановлении исходного положения помещения в соответствии с первоначальным планом БТИ

Как появляется предписание о незаконной перепланировке

  • Незаконная перепланировка может быть выявлена в самых различных случаях, например, при купле-продаже квартиры, при текущей инвентаризации БТИ, при «сигнале» из управляющей компании или по жалобе соседей во время ремонта (самая распространенная ситуация).
  • Кроме того, предписания могут выдаваться и при сдаче завершенной перепланировки (по согласованному проекту), если приемочная комиссия обнаружит нарушения, допущенные в ходе ремонта или ошибки в оформлении актов на скрытые работы (или отсутствие данных актов). 
  • Образцы предписаний жилищной инспекции:

Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИПредписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИПредписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИПредписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ

  1. Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИПредписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИПредписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИПредписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ
  2. Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИПредписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ
  3. Чем грозит предписание жилищной инспекции
  4. Итак, если у вас на руках имеется предписание государственной жилищной инспекции относительно самовольной перепланировки, то в нем будет указан один из вариантов ваших дальнейших действий:

1. Узаконить перепланировку  2. Восстановить исходную планировку квартиры в соответствии с планом БТИ.

Отметим, что если перепланировка квартиры не затрагивает несущие конструкции и потенциально согласуема (т.е. не было нарушений строительных/санитарных нормативов и жилищного законодательства), то предписание на перепланировку может и не выдаваться. В любом случае, узаконить такую перепланировку возможно.

Чаще всего предписание жилищной инспекции выдается для перепланировок, которые потенциально угрожают конструкциям дома и проживающим в нем людям. К ним относятся все виды перепланировок и переустройств, отмеченные в п.

2 и 3 Приложения 1 ППМ 508 в редакции 840, т.е требующие согласования по проекту.

Данные виды работ, выполненные самовольно, узакониваются на основании технического заключения об их допустимости и безопасности от автора проекта дома.

Полный перечень мероприятий, недопустимых при проведении перепланировки, содержится в п.11 приложения 1 Постановления Правительства Москвы № 508 в редакции № 840.

Если проведенные изменения не позволяют согласовать перепланировку, выход только один: восстановление исходной планировки квартиры.

Вопрос в том, каким образом это сделать — полностью или частично. Ведь, допустим, часть мероприятий по перепланировке могут быть согласуемы (например, демонтаж перегородок), а часть — нет (например, урезание вентшахты или снос несущей стены).

Поэтому, чтобы выполнить предписание об устранении перепланировки и не ликвидировать дорогой ремонт целиком, часто согласуют то, что возможно, а запрещенные мероприятия исправляются.

После исполнения предписаний жилищной инспекции и приведения помещения в прежнее состояние, его собственник должен в течение 10 дней по истечении указанного в предписании жилищной инспекции срока подать в Мосжилинспекцию заявление на оформление акта о завершенной перепланировке.

Порядок обжалования предписания жилищной инспекции

В случае несогласия собственника с выданным предписанием жилищной инспекции, он может оспорить его. Оспаривание предписания жилищной инспекции проводится двумя способами:

1. В досудебном порядке, пожаловавшись в Главное контрольное управление города Москвы — если вы однозначно уверены, что действия инспекторов нарушают ваши права или противоречат Приложению 2 ППМ № 508 в редакции 840.

2. Обратившись в суд с исковым заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном и/или переустроенном состоянии.

Но такое обращение имеет шанс на успех только если ваша перепланировка не нарушает прав соседей и не угрожает их жизни и здоровью (п. 4 ст. 29 главы 4 ЖК РФ).

Если выполняется это требование, то суд может вынести решение о сохранении вашей перепланировки.

Наказание за невыполнение предписания жилищной инспекции

Неисполнение предписания жилищной инспекции может обернуться для собственника очень серьезными проблемами, вплоть до продажи его жилья с незаконной перепланировкой с открытых торгов (ст. 29 ЖК РФ).

Конечно, это крайняя мера, которая применяется в случаях, когда сделанный ремонт не только нарушает законные права и интересы других жильцов дома, но и создает угрозу их жизни и здоровью.

Например, собственник снес несущую стену и теперь не желает ее восстанавливать.

Пока подобные наказания за неисполнимость предписания жилищной инспекции нельзя считать распространенной практикой в Москве. Но примеров, когда москвичи лишались права собственности на жилье, после самовольной перепланировки и нежелания возвращать квартире прежний вид, с каждым годом становится все больше.

Примеры из практики Государственной жилищной инспекции города Москвы:

1. Владелец квартиры в многоэтажном доме решил сделать на кухне перепланировку и без разрешения переставил газовую плиту, чем нарушил п.

16 Приложения 1 ППМ №508-ПП, в котором сказано, что работы с затрагиванием газового оборудования в доме должны осуществляться с привлечением службы Мосгаза.

Об этом факте жилищной инспекции стало известно от соседей собственника жилья по многоквартирному дому.

Инспектора долго не могли попасть в квартиру с самовольной перепланировкой, так как обладатель квартиры не хотел их пускать к себе. Пришлось обращаться в суд. И только после этого хозяин квадратных метров пустил в дом представителей Мосжилинспекции.

Установив факт самовольного переустройства, нарушителю выписали Штраф и выдали предписание согласовать выполненные работы в законном порядке или вернуть квартире прежний вид.

***

2. Собственник квартиры в одном из девятиэтажных домов провел незаконную перепланировку: объединил ванную с туалетом и расширил санузел на прилегающие помещения. В итоге часть его санузла «подвисла» над жилой площадью соседской квартиры снизу, что запрещено. 

На шум от ремонта в Мосжилинспекцию пожаловались соседи. Инспектора без труда выяснили, что ремонт сделан без согласования, и владельцу вручили предписание жилищной инспекции, обязав того в течение полугода привести квартиру в прежний вид – в тот, что отмечен на плане БТИ.

Однако хозяин квартиры проигнорировал предписания жилищной инспекции и все оставил в прежнем виде. Инспекция вынуждена была обратиться в суд с иском о продаже квартиры с торгов, который был удовлетворен. 

  • Что запрещено при перепланировке
  • Как заполнять акт о завершенном переустройстве
  • Разрешение на перепланировку 
  • Информация о работе государственной жилищной инспекции

Предписание Жилищной инспекции

Это документ, который выдается жилищной инспекцией собственнику при выявлении незаконной перепланировки.

  • В нем прописывается требование узаконить самовольно выполненный ремонт, либо вернуть планировке квартиры первоначальное состояние, то есть привести существующий ремонт к плану БТИ до перепланировки.
  • С точки зрения закона не имеет значения, когда и кем было изменено планировочное решение квартиры.
  • Всю полноту ответственности за состояние помещения несет действующий собственник.

Порядок выдачи предписания:

Предписание не может быть выдано «заочно».

Что бы его выдать, в начале необходимо обеспечить условия для его оформления.

То есть первым шагом на «пути к предписанию» является направление собственнику уведомление о проверке квартиры.

В данном уведомлении не расписывается от кого поступило обращение, по какому вопросу и т.д.

В нем «сухо» написано, что «в инспекцию поступило обращение по вопросу перепланировки/ремонтных работ/проводимых/ранее выполненных, просьба обеспечить доступ для проверки».

Образцы предписания МЖИ о допуске в квартиру:

  • Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ
  • Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ
  • Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ
  • Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ

Пришло предписание Мосжилинспекции: что делать?

ОБЕСПЕЧИВАТЬ ДОСТУП

Вариантов что вопрос как то сам собой решится/забудется НЕТ.

Инспекция направляет первое письмо о доступе в квартиру в определенное время. В указанное время инспектор приходит. Предположим что его не пустили.

Он соответственно уйдет и составит внутренний документ жилищной инспекции о «не доступе» на квартиру.

Далее направляется второе письмо. Инспектор жилищной инспекции, также в указанное время придет.

И будет более настойчив в своем желании попасть в квартиру. Если его снова пускать не будут, он возможно даже привлечет ваших соседей для подписи протокола о том что он был на месте, хотел попасть в квартиру но его снова не пустили.

А далее наступает возможно самый лучший вариант для жилищной инспекции. 

Фактически она свою функции выполнила, два раза пыталась попасть на квартиру, но доступ обеспечен не был. А функций «физического захода» в квартиры у нее нет.

Она передает дело в суд о принудительном доступе и забывает об объекте. 

  1. И уже суд, дальше будет «разбираться» с собственником о принудительном доступе на объект.
  2. Судебный процесс может длиться месяцами, но в конечном итоге просто придут с полицией при помощи нехитрых инструментов (лом и болгарка) откроют дверь.
  3. Кроме того, жилищная инспекция, по разному может сформулировать обращение в суд.
  4. Это может быть как в контексте обеспечения принудительно доступа, так и восстановления исходной планировки квартиры.
  5. То есть, вариантов согласовать перепланировку позже не будет, так как предмет обращения будет «восстановление исходной планировки«.
  6. ИТАК:

Мы считаем, что наш собственник примет наилучшее решение и не будет скрываться от сотрудников жилищной инспекции, обеспечив доступ после первого письма.

Целью выездного обследования Мосжилинспекции является выявление незаконной перепланировки/или переустройства помещений. 

Либо не выявление. Представим теоретический случай, когда была подана жалоба на перепланировку, а перепланировки в квартире нет!

Инспектор жилищной инспекции приехал на квартиру, обследовал, а перепланировки нет. Все соответствует плану БТИ.

  • В таком случае, он просто ответит на обращение, что была проведена проверка, факты изложенные в вашем письме не подтвердились.
  • И отправит данное письмо инициатору проверки (жалобщику).
  • Но не будем рассматривать фантастические версии, перейдем к практике:
Читайте также:  Бывший муж не платит кредиты: в браке взяли кредит на машину мужу и кредиты на бытовую технику

Перепланировка выявилась.

  1. Тогда, сотрудником Мосжилинспекции выдается предписание о согласовании ранее выполненных работ или при не возможности согласования восстановлении первоначальной планировки квартиры.
  2. Кроме предписания, составляется протокол об административном правонарушении и выписывается штраф.
  3. Образец предписания жилищной инспекции и административный протокол:
  • Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ
  • Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ
  • Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ
  • Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ
  • Часто совместно с комиссией Мосжилинспекции квартиру посещает и сотрудник управляющей компании.
  • Результат данного посещения зависит от характера совершенных нарушений и состава выполненных при ремонте мероприятий.
  • После фиксации нарушений и получения предписания об устранении нарушений перепланировки остаются три варианта для дальнейших действий:
  1. Устранить нарушение и привести планировку квартиры к документам БТИ.
  2. Согласовать выполненные работы по факту.
  3. Обоснованно обжаловать факт или состав нарушений.

Если собственник реализовал запрещенные мероприятия, он обязан вернуть квартиру в исходное состояние.

В том случае, когда перепланировку, даже после проведения частичных восстановительных работ, возможно узаконить, нужно будет перейти к процессу согласования.

Куда обжаловать предписание Мосжилинспекции:

ОБЖАЛОВАТЬ ПРАКТИЧЕСКИ БЕССМЫСЛЕННО*

  1. *В 99 процентах случаев инспектор Мосжилинспекции составляет предписание о незаконной перепланировке ОБОСНОВАННО.
  2. В отдельных «пограничных» случаях, какие-то из отдельных элементов выявленных нарушений могут быть оспорены.
  3. Так как, основанием для определения состава нарушений в большинстве случаев является документация БТИ, например ошибка в них могут является причиной обжалования.
  4. Первой инстанцией, куда следует обращаться для оспаривания предписания, является сама Мосжилинспекция. 
  5. Чтобы аргументировать свое обращение к руководству жилищной инспекции, потребуются документы, доказывающие Вашу позицию:
  • План БТИ до перепланировки (при необходимости архивным) и фактическим (часто в красных линиях).
  • Документ, подтверждающим ошибку в документах БТИ и исправленными документами.
  • В том случае, если Ваша документально обоснованная позиция не встретит понимания в МЖИ, потребуется получить письменный отказ на обращение.
  • Имея отказ и необходимые документы, возможно подать заявление об оспаривании факта нарушений в Главное контрольное управление города Москвы, которое осуществляет свою деятельность в сфере контроля предоставления государственных услуг города.
  • Дальнейшее обжалование возможно продолжить только в суде.

Как узаконить перепланировку, если дано предписание

Имея «на руках» предписание с составом нарушений, необходимо получить представление о том, возможно ли согласовать перепланировку по факту в том виде, как она есть. Или потребуется выполнить частичные ремонтные работы для того что бы перепланировка стала согласуемой.

В 99 процентах случаев для узаконивания выявленной перепланировки необходимо будет разработать и согласовать в жилищной инспекции документацию которая называется «техническое заключение о допустимости и безопасности ранее выполненных работ».

*В самых простых случаях возможно узаконить выполненные ремонтные работы по эскизу.

Проанализировать выполненные работы, определить состав восстановительных мероприятий и разработать необходимую проектную документацию поможет наша организация. 

Предписание: частые вопросы:

Ниже приведены ответы на вопросы относительно предписаний МЖИ, которые чаще всего задаются нам:

В КАКОЙ СРОК ДОЛЖНО БЫТЬ ИСПОЛНЕНО ПРЕДПИСАНИЕ:

Данный срок указывается в бланке предписания и в зависимости от состава нарушений и объема предстоящих работ составляет от 1-х месяца до одного года.

ВОЗМОЖНО ЛИ ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ПРЕДПИСАНИЯ:

Да, возможно. Собственнику необходимо будет написать заявление на продление предписания. Однако «просто так по заявлению» его не продлят. Необходимо будет обосновать в связи в чем вам необходимо его продлить. 

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ВЫПОЛНИТЬ ТРЕБОВАНИЕ НАДЗОРНОГО ОРГАНА:

В случае неисполнения предписания МЖИ в указанные сроки материалы о правонарушении направляются в суд.

Итогом судебного разбирательства могут быть различные решения. — Обеспечение доступа в квартиру. — Решение о восстановлении исходной планировки квартиры — Решение о продаже квартиры с публичных торгов — Решение о продлении сроков исполнения предписания

— и т.д.

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ВЫНОСИТЬ ПРЕДПИСАНИЕ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ:

Управляющая компания может выписать только уведомление собственнику о необходимости устранения незаконной перепланировки. Игнорирование писем управляющей компании в данном случае выглядит опрометчиво, так как далее от нее может последовать жалоба в Мосжилинспецию со всеми вытекающими последствиями.

КЕМ ВЫДАЕТСЯ ПРЕДПИСАНИЕ В ПОДМОСКОВЬЕ:

Контрольно-надзорные функции в сфере согласования перепланировок квартир в Московской области выполняет администрация города (городского округа). Она же направляет предписание с требованием устранения допущенных нарушений.

Если перепланировка в Вашей квартире не согласована, мы сможем подготовить документы для ее узаконивания и выполнить согласование «под ключ». 

Как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов: новые требования с 1 июля 2021 года

         Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ    

             С 1 июля 2021 года действует новый Федеральный Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), которым был введен институт досудебного претензионного урегулирования. Разбираем, как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов.

             Необходимость досудебного оспаривания

             Все последние годы процессуальное законодательство шло по пути введения максимально широкого претензионного порядка, который предшествует непосредственно подаче искового заявления.

С одной стороны, подобным регулированием государство хочет разгрузить суды (которые завалены делами), с другой стороны, предоставить возможность контролирующему органу без суда устранить нарушения, которые (при более внимательном рассмотрении) могут оказаться существенными и которые в дальнейшем сможет отменить суд.

             Нельзя сказать, что идея досудебного оспаривания является неординарной или не здравой. Однако специфика надзорных органов чаще всего исходит того, чтобы они считают себя правыми в любой ситуации.

И пока не будет получена определенная статистика отмены предписаний самим органом в рамках досудебного оспаривания, говорить о преимуществах нового порядка, пожалуй, преждевременно.

Есть все основания полагать, что, вводя такой подход на практике, создается лишь дополнительная бюрократическая Процедура по отмене предписаний внутри органа, которая будет безрезультативной.

  •              Досудебному обжалованию подлежат:
  • — решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • — акты по итогам контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений;

— действия (бездействия) должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

             Важно отметить, что обжалование постановлений по делу об административном правонарушении, как и прежде, осуществляется в порядке главы 30 КоАП РФ («Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»).

             Одновременно досудебное обжалование можно не соблюдать, если в суд обращается Гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

             С учетом такого регулирования полагаем, что основная масса обжалований будет касаться отмены предписаний. При этом контрольный (надзорный) орган (далее – орган) может помимо выдачи предписания установить административное Правонарушение и привлечь виновное лицо к ответственности.

             Тогда для отмены предписания придется соблюдать досудебный порядок, а для отмены постановления о назначении административного наказания – подавать жалобу вышестоящему должностному лицу, либо сразу в суд, но уже без досудебного урегулирования (ст. 30.1 КоАП РФ).

  1.              Процедура досудебного оспаривания
  2.              Жалоба подается контролируемым лицом (управляющей компанией или ТСЖ):
  3. — руководителю (заместителя руководителя) территориального органа либо вышестоящему органу (если обжалуется решение территориального органа);
  4. — вышестоящему органу (если обжалуется действие (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа));

— руководителю органа (если территориального органа нет или решения приняты центральным аппаратом) (п. 2 ст. 40 Закона № 248).

             Закон выделяет два способа подачи жалобы:

  1. В электронном виде с использованием портала Госуслуг.
  2. В электронном виде с использованием регионального портала Госуслуг.

             При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

             В этих требованиях проскальзывает стремление государства отказаться от традиционного бумажного формата подачи жалоб,а также попытка автоматизировать данный процесс. С другой стороны, тотальный перевод жалоб в цифру способен создать проблемы многим ТСЖ, которым будет непросто освоиться с требованиями электронного вида.

             Сроки подачи жалобы:

— жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;

— жалоба на предписание органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (п. 5 и 6 ст. 40 Закона № 248).

             Нужно учитывать, что в силу п. 1 ст. 165.

Читайте также:  Алименты платятся с даты подачи заявления в суд или с даты развода с супругой

1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, с большой долей вероятности возвращение в орган неполученного предписания будет трактоваться как его доставка заинтересованному лицу.

             Закон № 248 допускает восстановление пропущенного срока на подачу жалобы, если на то были уважительные причины. Тогда к жалобе прилагается ходатайство. Если заинтересованное лицо отзовет поданную им жалобу, то ее повторное направление по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248)

             Новый порядок предполагает возможность приостановления исполнения обжалуемого решения контрольного органа, т.е. некие досудебные обеспечительные меры. Чтобы их применить, необходимо подать отдельное ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа.

Оно рассматривается в 2 рабочих дня, в течение которых орган либо принимает решение о приостановлении исполнения (предписания), либо решение об отказе в этом. Информация о принятом решении направляется в течение одного рабочего дня с даты его принятия (п. 9 и 10 ст. 40 Закона № 248).

  •              Требования Закона № 248 к форме и содержанию жалобы
  •              Обязательные требования (реквизиты) жалобы включают:
  • 1) наименование органа, ФИО должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
  • 2) наименование организации-заявителя, сведения о месте ее нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и ФИО лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • 3) сведения об обжалуемых решении и (или) действии (бездействии) должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
  • 4) основания и доводы, по причине которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
  • 5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, который можно проверить на сайте https://proverki.gov.ru/ (п. 1 ст. 41 Закона № 248).

             Дополнительным требованием к жалобе является отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа либо членов их семей (п. 2 ст. 41 Закона № 248).

             Для рассмотрения жалобы орган использует «подсистему досудебного обжалования» в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В редких случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 20 рабочих дней (п. 1 и 2 ст. 43 Закона № 248).

             Орган вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса. Неполучение информации и документов, относящихся к предмету жалобы не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 43 Закона № 248).

  1.              По итогам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:
  2. 1) оставляет жалобу без удовлетворения;
  3. 2) отменяет решение полностью или частично;
  4. 3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 6 ст. 43 Закона № 248).

             При этом само решение органа размещается в личном кабинете заявителя жалобы не позднее одного рабочего дня со дня его принятия (п. 7 ст. 43 Закона № 248).

             Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на орган. Иными словами, в случае отказа по жалобе заявителя – должны быть представлены соответствующие мотивировки, со ссылкой на закон (п. 5 ст. 43 Закона № 248).

  •              Закон № 248 предполагает большой перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (поэтому крайне важно соблюсти все требования в полном объеме):
  • — истечение сроков подачи жалобы и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • — отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • — заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия решения по жалобе;
  • — наличие решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
  • — ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • — жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • — ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, а в новой жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • — жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

— законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа (п. 1 ст. 42 Закона № 248).

             Отказ в рассмотрении жалобы означает, что досудебный порядок обжалования является несоблюденным, а потому судебного обжалования решений быть не может.

             Безусловно, Закон № 248 создаст дополнительные сложности и потребуется определенный период на адаптацию к новым нормам. В то же время мы опасаемся формального характера рассмотрения жалоб, при котором их подача в орган станет лишь частью общего церемониала, необходимого по форме, но бесполезного по существу.

              Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

Статьи

Предписание ГЖИ: возможно ли отбиться в суде от штрафа за неисполнение предписания ГЖИ Источник фото: https://www.pexels.com/

Поводом для настоящей статьи послужила такая ситуация: в отношении управляющей организации органом государственного жилищного надзора (далее также будем именовать его ГЖИ) была проведена проверка, в результате которой были выявлены нарушения лицензионных требований, выразившиеся в не полном и несвоевременном проведении текущего ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в отношении которого управляющая организация осуществляет деятельность по управлению.

В связи с указанными нарушениями управляющей организации, подчеркиваем — управляющей организации, т.е.

юридическому лицу,было выдано предписание устранить выявленные нарушения путем выполнения работ по текущему ремонту.

В предписании был указан срок его исполнения, по истечении которого ГЖИ провела проверку его исполнения и обнаружила, что работы не были выполнены в полном объеме.

Это послужило причиной составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ. Только вот протокол был составлен не в отношении управляющей организации – юридического лица, которому было выдано предписание, а в отношении директора УО.

Причина банальна – срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания самой организации (как юридического лица) истек, ЗАТО еще не закончился срок давности в отношении должностного лица – директора управляющей организации, чем и не преминула воспользоваться ГЖИ.

Напомним, что административное правонарушение, выразившееся в неисполнении предписания ГЖИ к указанному в нем сроку, согласно разъяснениям, приведенным в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.

2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не является длящимся и срок давности привлечения к ответственности за него исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Из ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5. КоАП РФ следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания ГЖИ в отношении юридического лица составляет 3 месяца, а в отношении его должностного лица (например, директора) – 1 год.

Понимая, что срок давности привлечения юридического лица уже упущен, инспектор ГЖИ составляет протокол о привлечении к административной ответственности директора управляющей организации, у которого возникает обоснованный вопрос о законности такого протокола и о законности привлечения именно его к административной ответственности за правонарушение, совершенное иным лицом — юридическим.

Давайте разбираться.

На наш взгляд, управляющая организация и ее руководитель понятия и лица не тождественные. Это совершенно самостоятельные субъекты, для которых ч. 24 ст. 19.5.

КоАП РФ установлена различная административная ответственность – для должностных лиц – административный штраф в размере от 50т. до 100т.

рублей или дисквалификация на срок до 3 лет; а для юридических лиц — административный штраф в размере от 200т. до 300т. рублей.

Читайте также:  Как вернуть деньги за телефон не надлежащего качества?

Из содержания статей 2.1 и 26.

1 КоАП РФ следует, что в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъект правонарушения и субъективную сторону правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ указано, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Ввиду того, что ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ называет организации и их должностных лиц в качестве отдельных самостоятельных субъектов данного административного правонарушения, в отношении каждого из них подлежат выяснению обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении.

Поскольку предписание выдавалось юридическому лицу, то и юридически значимые действия, указанные в таком предписании должно совершить юридическое лицо (см. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 по делу N А15-1762/2011).

Следовательно, правомерно и обоснованно наказать за неисполнение предписание можно только то лицо, которому было выдано предписание. Правовых оснований привлечь к административной ответственности за неисполнение предписания иное лицо, не то, которому было выдано это предписание, на наш взгляд, не имеется.

В Справке Оренбургского областного суда по результатам изучения судебной практики по рассмотрению мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Оренбургской области в 2009 году дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.

5 КоАП РФ (далее – Справка) отмечено, что «Если предписание адресовано должностному лицу, то и протокол об административном правонарушении в дальнейшем должен быть составлен в отношении лица, не выполнившего возложенные на него обязанности, а не юридического лица в целом, тем более, другого должностного лица».

Также в указанной Справке обращено внимание на то, что нельзя признать правильной практику, когда мировые судьи не устанавливают, имеются ли в материалах данные, подтверждающие статус субъекта, указанного в протоколе об административном правонарушении, и обстоятельства, предусмотренные ст. ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ, необходимые для привлечения к ответственности должностного и юридического лица.

В Справке указано также на то, что нельзя признать правильной практику, при которой мировой судья не дал никакой оценки при назначении наказания следующему нарушению: предписание вынесено в адрес юридического лица ООО «…», а протокол об административном правонарушении составлен в отношении должностного лица (директора ООО «…»).

В Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 N 06АП-6331/2013 по делу N А04-6340/2013 также указано, что «Субъектом вменяемого правонарушения выступает лицо, которому выдано предписание».

Какие нарушения при проверке помогут УК избежать штрафа?

Плохо составленный акт проверки и признание дома аварийным спасли управляющую организацию из Уфы от штрафа в 250 000 рублей (определение Верховного суда РФ № 309-ЭС21 – 10901 по делу №А07 – 25906/2019).

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору проверил содержание одного из домов, который находился под управлением ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ».

При проверке были выявлены типичные нарушения: следы протечек, разрушения облицовки, отслоения краски, местное разрушение фундамента и стен и т.д.

Надзорный орган отразил эти нарушения Правил эксплуатации жилфонда № 170 в акте проверки, потом – в протоколе, а затем постановлением назначил УК штраф – 250 000 рублей – за нарушение лицензионных требований.

Управляющая компания оспорила постановление с наказанием и выиграла суд. Госкомитет РБ жаловался до Верховного Суда РФ, но безрезультатно. 

Вот какие мотивы привели суды в своих решениях:

  • проверка проводилась по жалобе с вопросом о признании дома непригодным для проживания и подлежащим сносу. Сам дом включен в подпрограмму «Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда)»;
  • управляющей компании вменяется нарушение лицензионных требований, однако при назначении штрафа вопрос о наличии вины УК не исследовался;
  • акт проверки является единственным первичным процессуальным документом, фиксирующим событие правонарушения. Однако «приведенное в акте проверки описание выявленных нарушений является обобщенным (описаны лишь виды нарушений, без указания характера конкретных нарушений), что в отсутствие приложений к акту не может быть признано достаточным для установления события правонарушения»;
  • в протоколе об административном правонарушении изложены только обстоятельства, установленные в ходе проверки, фактически без определения объективной стороны правонарушения.
  • ни в акте проверки, ни в протоколе не отражено, какое количество фотоснимков сделано в ходе визуального осмотра местности, а также не содержатся сведения о технических средствах, с помощью которых проведена фотосъемка;
  • акт проверки не содержит сведений о применении в ходе проверки фотофиксации и о приложении к акту проверки фотоматериалов.«Отсутствие сведений о способе приобщения к материалам дела результатов применения фотофиксации не позволяет суду сделать вывод о достоверности содержащихся в них фактических данных»;
  • других доказательств наличия события правонарушения материалы дела не содержат.

Нечасто управляющим компаниям удается отбиться от штрафов. Однако иногда надзорные органы все же ошибаются. О других ошибках при проверках можно почитать в материалах:

✔ Нарушения прокуратуры при проведении проверок

Нарушения прокуратуры при проведении проверок

✔ Проверка жилищной инспекции по анонимной жалобе

Проверка жилищной инспекции по анонимной жалобе

✔ Ошибки Роспотребнадзора: когда привлечение к ответственности признают незаконным

Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями: ➜ в Telegram,➜ в Instagram,➜ во ВКонтакте.

Как оспорить штраф ГЖН, наложенный без проведения проверки – gkhhelp.ru

Штрафы от ГЖИ в адрес УК, ТСЖ и ЖСК стали обыденностью в 2019 г. Председателям и руководителям управляющих организаций пришлось потратить много времени, нервов и денежных средств собственников помещений, чтобы соблюсти предписания и выплатить штрафы. Бывают ситуации, когда штрафы выписываются инспекторами ГЖИ неправомерно.

О том как не допустить неправомерно назначенных предписаний без проверок ГЖИ и вместе с ними штрафов в этой статье.

Как показала практика последних лет, Государственной жилищная инспекция выносит Протоколы об административных правонарушениях без проведения обязательной предварительной проверки управляющих организаций и ТСЖ.

Причиной становится всего лишь сообщение от муниципальных властей в адрес органа ГЖИ о том, что имеются те или иные нарушения.

На основании этого сообщения инспекция и составляет протокол об административном правонарушении УО в упрощенном порядке.

Данного типа сообщения могут быть представлены в виде актов осмотра за подписью одного сотрудника и фотографий с якобы зафиксированными нарушениями.

Инспекторы ГЖИ часто так поступают именно зимой, во время контрольных мероприятий процесса уборки снега и сосулек.

Но подобный упрощённый метод вынесения протоколов может быть применён и в любое другое время: были бы необходимость или желание проверить содержание МКД, прилегающих территорий. 

Принцип такой: Сотрудник муниципального органа власти обходит сразу не один десяток домов, фиксирует то, что кажется ему нарушением, и впоследствии составляет акты на МКД. Фото и акты далее передаются в Государственную жилищную инспекцию. О такой «проверке» УК, ЖСК и ТСЖ, к сожалению, узнают уже толкьо после получения извещения о необходимости явиться для составления протокола.

Вынесение штрафов без проверки

ГЖИ в случае поступления в её адрес информации о существующих нарушениях должна выдать УО предписание о недопустимости таких действий/бездействия или провести внеплановую проверку, чтобы установить действительно ли существует нарушение. Только после внеплановой проверки возможно дальнейшее решение вопроса о привлечении или не привлечении организации к ответственности. При этом УК, ТСЖ или ЖСК, в отношении которого проводится проверка, должны быть гарантированы права:

  • Проведение предварительной проверки поступающей информации
  • Вынесение мотивированного распоряжения о проведении внеплановой проверки.
  • Направление проверяемой УО уведомления о внеплановой проверке.
  • Составление акта проверки в 2-х экземплярах

Юридическое лицо, в т.ч. и Управляющая компания и товарищество собственников, не может быть привлечено к административной ответственности в результате проведения только предварительной проверки в соответствии с ч. 3.3 ст. 10 № 294-ФЗ.

Хотим также отметить, что действия  представителей муниципальных органов власти по мониторингу действий УО в рамках лицензионного контроля законны. При обнаружении признаков нарушения требований к содержанию придомовой территории МКД муниципалитет направляет информацию об этом в ГЖИ.

Такой точки зрения придерживается Верховный суд РФ в обзоре судебной практики Верховного суда РФот 12.07.2017 № 3 (прикрепить ссылку на документ):

органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля только в том случае, если законом соответствующего субъекта им такие полномочия предоставлены.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector