Как заказчику понять, что поставщик предлагает товар по действительно адекватной цене? Как определять цену контракта, который заключается с единственным поставщиком? О методах определения и обоснования НМЦК читайте в этом материале.
Вводная часть
Существует 5 методов определения НМЦК, которые применяются зависимости от вида закупок. Все они перечислены в статье 22 закона 44-ФЗ:
- Метод анализа рынка или сопоставимых рыночных цен.
- Нормативный метод.
- Тарифный метод.
- Проектно-сметный метод.
- Затратный метод.
Также существуют методические рекомендации Минэкономразвития № 567 от 2 октября 2013 года. В них сказано, что для определения цены контракта с единственным поставщиком заказчик должен:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Определиться с тем, что ему необходимо — какой товар, работа или услуга.
- Определиться с требованиями к закупаемому объекту.
- Проанализировать всю имеющуюся в свободном доступе информацию — контракты из реестра в ЕИС, каталоги и прочие рекламные материалы, статистику, сведения из официальных источников муниципальных и прочих уполномоченных органов и так далее.
- Сделать описание объекта закупки, как того требует статья 33 закона 44-ФЗ.
- Определиться с тем, распространяются ли на объект закупки какие-либо акты о нормировании, тарификации или иные акты, требующие применять конкретный метод расчета цены.
- Определиться, какими методами будет рассчитываться НМЦК.
- Собственно, произвести расчет цены и привести ее обоснование.
Итак, методов существует всего пять. Расскажем о каждом из них отдельно.
Метод сопоставимых рыночных цен
Этот метод также называют методы анализа рынка. Он является приоритетным.
Прежде всего заказчик должен изучить рынок на предмет предложения товаров, работ и услуг, подходящих под его потребности. Далее нужно выбрать то, что подходит больше всего. При этом выбранные объекты делятся на идентичные и однородные:
- Идентичные объекты имеют одинаковые с необходимым заказчику объектом общие характеристики и признаки. Однако они могут незначительно отличаться по некоторым параметрам, что не принимается в расчет.
- Однородные объекты обладают сходными характеристиками и состоят из похожих компонентов с объектом, который необходимо закупить заказчику. Они предназначаются для исполнения тех же функций, что и предмет потребности заказчика, и могут быть взаимозаменяемыми. В отношении товаров при определении однородности также учитывается их качество, репутация и страна происхождения. В отношении услуг и работ имеет значение качество, объем, вид, уникальность и взаимозаменяемость.
Далее заказчику нужно получить информации о ценах выбранных объектов. Методика следующая:
- Выбирается 5 поставщиков, информация о которых содержится в свободном доступе. Они должны обладать определенным опытом. Этим поставщикам направляются запросы коммерческого предложения.
- Запрос о коммерческом предложении размещается в ЕИС.
- В реестре контрактов ищется информация об исполненных контрактах за последние 3 года. В расчет берутся контракта, которые выполнены без штрафов и неустоек.
- Анализируются общедоступные источники, в которых публикуются цены.
Что включить в запрос о предоставлении коммерческого предложения
Целесообразно включить в запрос описание объекта закупки, причем максимально подробное. Кроме того, нужно включить условия контракта и сроки, в которые заказчик хотел бы получить ценовую информацию от поставщика. Также следует указать, что предоставление информации не влечет для сторон никаких последствий и обязательств.
Цены получены. Что дальше?
Итак, в итоге заказчик получил некоторые цены от поставщиков, из ЕИС и открытых источников. Эти ценовые данные нельзя считать окончательными — их можно изменить в большую сторону.
Цены, которые получены из реестра контрактов, увеличиваются в зависимости от вида процедуры, посредством которой был этот контракт заключен:
К прочим ценовым данным можно применять различные коэффициенты для учета влияния разных факторов, в частности, изменение курса валюты, условий налогообложения, гарантии, доставки и так далее. Можно применить коэффициент, базирующийся на изменении индекса потребительских цен:
где:
- kпп — коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
- tф — срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
- t — месяц проведения расчетов НМЦК;
- ИПЦt — индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от до включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики.
Также можно использовать всевозможные калькуляторы для расчета подобных коэффициентов, чтобы не тратить время на ручной подсчет
Расчет коэффициента вариации
Закон требует от заказчика использования в расчете НМЦК не менее трех цен. Для того чтобы определить однородность выборки, нужно рассчитать коэффициент вариации:
где:
- V — коэффициент вариации;
- ц — средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, Услуги;
— среднее квадратичное отклонение, где цi — цена единицы закупаемого товара, работы или услуги, указанная в источнике с номером i, а n — количество значений, используемых в расчете.
Если коэффициент не выше 33%, анализ можно считать удовлетворительным. Если коэффициент превышает это значение, рекомендуется анализировать рынок дальше.
Расчет цены
НМЦК рассчитывается по формуле:
где:
- НМЦКрын — НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- v — количество или объем закупаемого товара, работы или услуги;
- n — количество значений, используемых в расчете;
- i — номер источника ценовой информации;
- цi — цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов или индексов.
Нормативный метод
Если в соответствии со статьей 19 закона 44-ФЗ для объекта закупки установлено требование к предельным ценам, то расчет должен производиться по формуле:
где:
- V — количество закупаемого товара либо объем работ услуг;
- Ц — предельная цена.
Тарифный метод
Этот метод применяется для закупки объектов, стоимость которых регулируется государственными или локальными правовыми актами. Формула следующая:
где:
- V — количество товара или объем работ / услуг, которые закупаются;
- Ц — установленная цена в соответствии с тарифом.
Проектно-сметный метод
Суть метода в том, что цена определяется в соответствии с проектной документацией и сметой. Такой метод используется для закупок на работы по строительству, ремонту, реконструкции зданий, по сохранению объектов культурного наследия.
Затратный метод
Этот метод допустимо применять лишь в том случае, если все прочие не подходят. Он основывается на расчете общей суммы затрат и обычной прибыли в той или иной сфере, к которой относится объект закупки.
При этом в затраты включают прямые и косвенные издержки производственного характера, а также на приобретение или реализацию объекта закупки, вспомогательные затраты — на доставку и т. д.
Что касается обычной прибыли, то такую информацию берут из реестра контрактов или открытых источников.
Как искать ценовую информацию в ЕИС
В ЕИС целесообразно выбирать контракты, заключенные в своем регионе или ФО. Помимо цены, из реестра контрактов можно подчеркнуть и другую полезную информацию — наименования поставщиков, условия контрактов и прочее.
Как пользоваться реестром контрактов для расчета цены:
- Зайти в ЕИС и перейти в раздел «Информация о контрактах и договорах».
- Перейти в раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками».
- Открыть расширенный поиск (ссылка под строкой). Он дает гораздо больше возможностей найти сопоставимые контракты.
- Применить разные фильтры. В первую очередь, нужно отметить статус контракта «Исполнение завершено». Можно указать диапазон дат, а также ограничить поиск по географическому признаку. Объект можно искать по наименованию, по коду ОКПД2. Если это лекарство, необходимо отметить галочкой соответствующий пункт.
- Когда все фильтры установлены, нужно произвести поиск. Система выдаст список контрактов, соответствующих установленным требованиям.
Как установить максимальное значение цены контракта?
Центр закупок и продаж «Закон.гуру» по роду своей деятельности оказывает консультационные услуги заказчикам и поставщикам по вопросам, связанным с проведением регламентированных закупок и участием в них.
Как-то в Центр обратился представитель заказчика с достаточно интересным вопросом, связанным с заключением контракта на поставку ГСМ. Суть вопроса состояла в применении заказчиком положений постановления Правительства РФ от 13.01.
2014 № 19 (далее – Постановление № 19) при закупке ГСМ с определенным объемом. Пример технического задания заказчика приведен ниже.
Ситуация заключалась в том, что уполномоченный орган заказчика и сам заказчик различно смотрели на вопрос определения в контракте максимального значения цены контракта.
Уполномоченный орган полагал, что максимальное значение цены контракта должно определяться на основании значения начальной (максимальной) цены контракта и сразу же включаться в проект контракта и в документацию о закупке.
Выдержка из проекта контракта, подготовленного уполномоченным органам, приведена ниже.
Напомним, что закупка ГСМ в рассматриваемом случае проводилась именно с определенным объемом! Заказчик же, напротив, считал, что максимальное значение цены контракта должно определяться после завершения процедуры закупки на основании цены победителя. Выдержка из проекта контракта заказчика приведена ниже.
Центру закупок и продаж «Закон.гуру» была поставлена задача письменно аргументировать свою позицию по данному вопросу. Подготовка соответствующего заключения легла в основу настоящей статьи. Сразу отметим, что мы не согласились с позицией уполномоченного органа и также немного не согласились с проектом контракта, подготовленным заказчиком (собственно, нашим клиентом), и вот почему.
Вопрос об указании максимального значения цены контракта при определении в документации о закупке конкретного количества закупаемого топлива, к сожалению, не является однозначным.
Проблема заключается в различном толковании участниками контрактной системы норм Закона № 44-ФЗ в части возможности либо невозможности снижения в ходе осуществления конкурентных процедур максимального значения цены контракта, установленного в документации.
Из системного толкования норм законодательства о контрактной системе Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что при закупках автомобильного топлива снижение максимального значения цены контракта возможно.
Иное толкование приводило бы к невозможности осуществления заказчиком закупки топлива с определенным объемом. При этом осуществление заказчиком закупки топлива с неопределенным объемом в большей степени соответствует нормам Закона № 44-ФЗ, чем закупка топлива с определенным объемом.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан указать в контракте конкретную цену, которая является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Исключение составляют 2 случая:
- 1) проведение заказчиком закупки с неопределенным объемом (в данной ситуации заказчик указывает в контракте максимальное значение цены контракта, которая не снижается в ходе проведения конкурентной процедуры закупки);
- 2) в случаях, определенных Правительством РФ, заказчик устанавливает в контракте ориентировочного значения цены контракта либо формулу цены и максимальное значение цены контракта из в документации о закупке.
- Разберем последнее исключение.
Правительством РФ не установлены случаи, при которых заказчики обязаны определять в контракте ориентировочное значение цены контракта.
При этом Постановлением № 19 установлены случаи, когда документация о закупке для целей заключения контракта должна содержать формулу цены и максимальное значение цены контракта.
К таким случаям, в частности, относится случай заключения контракта на поставку топлива моторного, в том числе автомобильного и авиационного бензина.
Следует обратить внимание, что максимальное значение цены контракта должно быть определено заказчиком в документации о закупке.
При этом Закон № 44-ФЗ не ставит знак равенства между понятиями «максимальное значение цены контракта» и «начальная (максимальная) цена контракта», но и не содержит четкого разграничения между ними.
Можно предположить, что «начальная (максимальная) цена контракта» подлежит снижению в ходе проведения конкурентных процедур закупки, а «максимальное значение цены контракта», напротив, не снижается.
В частности, в закупках с неопределенным объемом Закон № 44-ФЗ также использует понятие «максимальное значение цены контракта».
Такая цена не снижается в ходе проведения конкурентных процедур закупки и в неизменном виде переносится заказчиком в контракт.
Соответственно можно считать, что в случае закупки бензина заказчик должен поступать аналогично (в рассматриваемом случае это позиция уполномоченного органа).
Однако, с данной позицией нельзя согласиться по следующим причинам:
- Закон № 44-ФЗ устанавливает, что максимальное значение цены контракта не снижается в ходе проведения конкурентных процедур закупки только при осуществлении закупок с неопределенным объемом (ч. 2.1. ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ). При этом Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на снижение максимального значения цены контракта в иных случаях, в том числе в случаях, установленных Постановлением № 19.
- Постановление № 19 помимо случая закупки топлива определяет и другие случаи, при которых в документации о закупке должны быть указаны формула цены и максимальное значение цены контракта. К таким случаям, например, относится закупка услуг обязательного страхования (в частности, ОСАГО). Закупки услуг ОСАГО проводятся путем снижения страховой премии страховщика, что и выступает конечной ценой заключаемого контракта. При осуществлении таких закупок заказчики приравнивают максимальное значение цены контракта к цене контракта, предложенной участником закупки, т.е. снижают установленное в документации максимальное значение цены контракта. Если аналогичный подход не допускается использовать при закупке топлива, то его, следовательно, нельзя использовать и при закупке ОСАГО, т.к. и то, и другое включено в общий перечень, утвержденный Постановлением № 19. Однако, практика правоприменения говорит об обратном: заказчики снижают установленное в документации максимальное значение цены контракта при закупке ОСАГО.
- Перенос в неизменном виде максимального значения цены контракта из документации о закупке в контракт с одновременным применением к цене единицы закупаемого топлива понижающего коэффициента, определяемого как соотношение цены, предложенной участником, к начальной (максимальной) цене контракта, отдельно установленной в документации о закупке, создает риск поставки по контракту меньшего объема ГСМ, чем было изначально заявлено в извещении о закупке (при существенном росте отпускной цены на автозаправочных станциях поставщика) и (или) превышения в ходе исполнения контракта цены контракта, предложенной поставщиком (т.к. последняя (в случае закупки уполномоченного органа) не переносится в контракт).
- Указание в контракте максимального значения цены контракта из документации о закупки без соответствующего включения в контракт цены контракта, предложенной участником закупки, по мнению Центра закупок и продаж «Закон.гуру» не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ в части необходимости заключения контракта по цене, предложенной участником (ч. 2 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).
Следовательно, при осуществлении закупки топлива заказчик вправе допускать снижение максимального значения цены контракта путем приравнивания такой цены к цене, предложенной участником закупки.
Вместе с тем, следует отметить, что формула цены в указанном случае должна предусматривать поставку ГСМ по цене, установленной поставщиком на автозаправочных станциях, но не выше цены за единицу, определенную в результате деления максимального значения цены контракта (цены контракта, предложенной участником) на количество топлива, определенное в документации о закупке (в рассматриваемом примере заказчика такое условие не содержится, что также создает риски исчерпания максимального значения цены контракта при значительном росте цен, когда весь объем топлива по контракту еще не будет выбран).
Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика
Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины
К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:
- работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
- услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
- закупка объектов культурного наследия;
- поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
- приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
- поставка электронных или печатных изданий;
- заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
- услуги по управлению многоквартирным домом;
- ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.
Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.
Что включить в обоснование закупки у ЕП
Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:
- цель закупки товара, работы, услуги;
- описание объекта закупки;
- цену контракта;
- условия контракта и преимущества поставщика;
- причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
- вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.
К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.
Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и Экспертиза по итогам исполнения контракта.
5 причин обоснования закупки у ЕП
Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:
- Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
- Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
- Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
- Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
- Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.
Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома: «Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».
Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика
Отчет №______
Обоснование закупки у единственного поставщика в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ
Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК» |
Закупка у единственного поставщика |
17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей) |
Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов. Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы. Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными. Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены. Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов. |
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ). Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. Данные получены на сайте поставщика http://www……. Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567 |
Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов. Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности. Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика |
- «_____» ________________2017 г.
- Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий
- ________________________________ /___________________/
- Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом
Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок | 5 | 41 000,00 | 205 000,00 |
Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК | 12 | 32 000,00 | 384 000,00 |
Вид работ № 3. Веб-визуализация системы поиска на ОС | 8 | 36 000,00 | 288 000,00 |
Вид работ № 4 Тестирование, контроль | 5 | 38 000,00 | 190 000,00 |
Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления | 15 | 27 000,00 | 405 000,00 |
Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб. | 1 472 000 | ||
Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ | 397 440 | ||
Материалы и программное обеспечение, руб. | 567 200 | ||
Оборудование и спецтехника, руб. | 428 360 | ||
Прочие прямые расходы, руб. | 514 000 | ||
Накладные расходы (40%) | 1 351 600 | ||
Себестоимость работ, руб. | 4 730 600 | ||
Прибыль (5%), руб. | 236 530 | ||
Общая стоимость, руб. | 4 967 130 | ||
Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб. | 5 271 360 | ||
Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт. | 304 | ||
Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год | 17 340 |
Как разместить отчет в ЕИС
Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru.
В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система.
Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте.
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Подготовлен проект порядка определения НМЦК при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин
Новости и аналитика Новости Подготовлен проект порядка определения НМЦК при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин
ФАС России в соответствии с ч. 22 ст. 22 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Закон № 44-ФЗ) и п. 1 постановления Правительства РФ от 8 сентября 2018 г. № 1074 разработала проект1 соответствующего ведомственного приказа. Согласно документу, планируется утвердить несколько вариантов формулы для расчета НМЦК, которые будут применяться заказчиками в зависимости от порядка поставки нефтепродуктов, предусмотренного проектом контракта, а именно:
- с поставкой от нефтеперерабатывающего завода;
- с поставкой от нефтебазы;
- с поставкой от АЗС.
Предполагается, что утвержденный порядок определения НМЦК не будет применяется в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены до дня вступления в силу соответствующего приказа.
Напомним, в силу ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе определить:
- сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК, начальной цены единицы товара, работы, услуги;
- федеральные органы исполнительной власти, Госкорпорацию «Росатом», Госкорпорацию «Роскосмос», уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом Закона № 44-ФЗ.
В настоящее время в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ утверждены:
За несоблюдение порядка обоснования НМЦК должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП.
_____________________________
1 С текстом проекта приказа ФАС России «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/09-19/00094702).
- Документы по теме:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
О порядке определения нмцк при закупке бензина
6 сентября 2019 г. на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/) ФАС России размещен проект приказа «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин».
Ссылка на страницу общественного обсуждения проекта приказа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=94702.
Общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза проводятся с 6 сентября по 3 октября 2019 г.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.09.2018 № 1074 на ФАС России возложено полномочие на установление порядка определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.
Проект приказа подготовлен в целях реализации данного положения и предусматривает утверждение соответствующего порядка, определяющего единые правила расчета заказчиками НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядком предусмотрена возможность расчета НМЦК по формулам в зависимости от места поставки: от нефтеперерабатывающего завода, от нефтебазы или от АЗС.
При расчете НМЦК будут учитываться: средняя цена единицы планируемого к закупке моторного топлива, определяемая как среднеарифметическое годовое значение ежедневных территориальных биржевых индексов, индексы инфляции, стоимость доставки до места потребления.
Определены также порядок применения при расчете территориальных индексов, порядок применения индексов пересчета при пересечении территорий производства топлива, порядок определения ближайшего к месту потребления нефтеперерабатывающего завода, порядок действий, если на участие в закупке не подано ни одной заявки после расчета по формулам (при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке моторного топлива определяется путем увеличения НМЦК на 0,5%.).
Также установлена возможность расчета НМЦК по указанным формулам, но по средним ценам единицы планируемого к закупке моторного топлива сложившимся за предыдущий период, соответствующий планируемому сроку поставки товара по контракту (месяц, квартал, полугодие, год).
При этом в случае признания закупки с рассчитанной таким образом НМЦК несостоявшейся в связи с тем, что не подано ни одной заявки, при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке моторного топлива повторно увеличивается на 0,5%, а цена единицы планируемого к закупке моторного топлива не должна превышать максимального значения биржевой цены моторного топлива.
Обоснование цены по 44-ФЗ: ключевые методы расчета
Из этой статьи вы узнаете:
- 8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ
- Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ
- Методология обоснования цены контракта по 44-ФЗ
- 5 методов расчета обоснования цены по 44-ФЗ
- 5 ошибок при обосновании цены договора 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен
- Онлайн-калькулятор для обоснования цены по 44-ФЗ
- Ответственность заказчика за некорректное обоснование предлагаемой цены контракта 44-ФЗ
Обоснование цены по 44-ФЗ позволяет рассчитать и документально оформить стоимостные характеристики закупаемых ТРУ. В госзакупках цена контракта (НМЦК) является одним из ключевых понятий. Именно она определяет предельную стоимость, превышение которой означает невозможность заключения госконтракта заказчика с исполнителем.
Конечно, вопрос расчета НМЦК занимает заказчика. Однако эта тема будет интересна и поставщикам. В этой статье мы разберемся в том, какие методы обоснования цены по 44-ФЗ существуют и какими документами оно регулируется.
8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ
В сфере государственных закупок большое значение придается такому показателю, как начальная максимальная цена контракта.
Заказчик не может взять эту сумму с потолка, по каждой закупке должны быть соответствующие документы с обоснованием цены контракта по 44-ФЗ.
Поставщикам необходимо понимать, как формируется это значение, чтобы на основе анализа существующей на рынке ситуации составить собственное конкурентоспособное предложение на тендер.
В зависимости от НМЦК определяется метод выбора поставщика и устанавливаются требования относительно самой закупки. Далее разберем эти моменты подробнее.
- Определение закупочной процедуры в зависимости от НМЦК. Изначально в п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ было установлено, что сделку с единственным поставщиком заказчик мог проводить в том случае, если предоставлял обоснование цены по 44-ФЗ до 100 тысяч рублей. После принятых 1 июля 2019 года поправок минимальный порог был увеличен до 300 тысяч руб.
- Сделки с представителями среднего и малого предпринимательства возможны, если НМЦК не превышает установленного законом порога.
- Заказчик устанавливает сумму обеспечения, ориентируясь на НМЦК.
- Решение о необходимости применения антидемпинговых мер принимается на основе сравнения реальной цены сделки и НМЦК. Если разница между ними превышает 25 %, то вводятся антидемпинговые меры.
- При определенных значениях НМЦК заказчик вправе предъявить особые требования к потенциальным поставщикам.
- НМЦК является наибольшей суммой, по которой может быть совершена сделка.
- Выгода от закупки для заказчика определяется на основании сравнения НМЦК и реальной цены сделки. Об этом прямо прописано в законе.
- Принимая решение об участии в тендере, потенциальный поставщик оценивает собственную выгоду, рассматривая обоснование цены по 44-ФЗ.
Для скачивания есть шаблон обоснования НМЦК.