- Андрей Кузнецов
- Частнопрактикующий Эксперт в области права и управления
- специально для ГАРАНТ.РУ
- В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.
- Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина «переплата» является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур «зачет излишне уплаченной суммы налога» и «взаимная сверка расчетов».
- В чем проблема?
В Налоговом кодексе термин «переплата» не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин «переплата» в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы «сумма излишне уплаченного налога» (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru |
В действительности суммы, формирующие вкладку «Переплата» в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во «внутреннем» учете налоговиков «положительное» (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе «Карточка Расчеты с Бюджетом», далее – КРСБ, карточка РСБ).
Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика.
А вот сама налоговая обязанность (начисленный Налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода.
Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г.
№ 03-02-08/58397 (извлечение): «Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России.
При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата».
Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как «переплата» – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.
Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом праве
Общеизвестно, что «переплата» – это разговорный аналог словосочетаний типа «переплаченная сумма», «заплатить больше, чем нужно», «сумма платежей, подлежащая возврату плательщику».
Таким образом, в нашем случае «переплата» – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ.
Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права.
В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.
Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.
Как возникает переплата?
Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это «нештатная» ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.
Начнем со случая «квази-переплаты» (будем исходить из доминирования интересов «кредитора», коим является налогоплательщик).
«Квази-переплата» – это когда «переплата» как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.
В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.).
При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика.
Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п.
Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая «переплата». Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.
Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.
В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика.
Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).
Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.
Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога.
То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» (подсистема АИС «Налог-3») такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких «проколов» регламентирован в п. 3 ст.
88 НК РФ).
Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).
После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.
Как фиксируется факт «переплаты»?
Императивно установленная обязанность налогового органа.
В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта». Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.
Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его «согласии» с фактом переплаты).
Если же налоговый орган «сомневается» (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст.
78 НК РФ: «В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам».
Установление факта переплаты в акте сверки расчетов
Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.
Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом.
Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта».
Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой.
Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.
Установление факта переплаты по итогам «декларационной кампании»
В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.
И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах.
Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).
Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.
1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.
Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая Налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст.
88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации.
«Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.
2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.
Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).
Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.
Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 «Сумма налога к уменьшению за налоговый период».
Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации).
После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция «Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)».
Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru |
Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.
***
Теперь настало время подвести итог изложенному.
Первое и главное: факт переплаты (в части «излишне уплаченной суммы налога») может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки.
Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку.
А вот факт «излишне взысканной суммы налога» подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.
Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.
Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – «кредитора» в данном правоотношении.
Возврат излишне уплаченного налога
С 1 октября 2020 года вступили в силу положения ФЗ № 325 от 29.09.2019 года, которые упростили порядок зачёта или возврата переплаты по налогам.
До 1 октября 2020 года налоговики могли перераспределить излишне уплаченные налоги только внутри бюджета одного вида. Федеральный налог — в федеральный бюджет, региональный — в региональный, местный — в местный.
Например, переплатой по НДС — федеральному налогу, нельзя закрыть долг по налогу на имущество — местному налогу.
При наличии задолженности по налогам в любой бюджет — федеральный, региональный или местный вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должник за счёт переплаты обязан сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Переплата возникает из-за ошибок либо самой организации, либо налогового органа.
Сами налогоплательщики ошибаются:
- при расчёте налога. Бухгалтерия может допустить ошибку, когда считает налоговую базу, применяет неправильную ставку налога или не применяет налоговые льготы и вычеты;
- при заполнении платёжных поручений на уплату налога, пеней, штрафов. Любая ошибка в КБК или сумме налога приводит к переплате по одному налогу и недоимке по другому.
Переплата может возникнуть из-за авансовых платежей. Например, компания в течение года перечисляла авансы по налогу на прибыль, но по итогам года налог оказался меньше суммы перечисленных авансов. Так у компании появилась переплата по налогу на прибыль.
Налоговые инспекторы могут по ошибке дважды взыскать налог. Это происходит при одностороннем списании налога, штрафа или пеней с расчётного счёта. Например, налогоплательщик уже перечислил налоги, но деньги до налоговой инспекции ещё не дошли. И ФНС списывает суммы в безакцептном порядке. Тогда может возникнуть переплата.
Суды считают, что признание обязанности уплатить налог исполненной не порождает автоматического права налогоплательщика вернуть или зачесть сумму такого налога.
Они подтвердили, что налогоплательщик не вправе компенсировать свои потери за счёт бюджета (Определение Верховного суда РФ № 307-КГ18-10845 от 8 августа 2018 г.)
Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС. В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.
Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ).
Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу.
Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.
Проведите бесплатную сверку с налоговой при помощи сервиса «Моё дело» с консультацией от нашего эксперта Провести сверку
Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.
При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.
Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.
Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:
- с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
- со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
- со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
- с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
- со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
- если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.
Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057. Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.
Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.
Не тратьте время на задачи, которые не приносят прибыль!
Воспользуйтесь аутсорсингом бухгалтерии — мы возьмём на себя ответственность за ваш бухгалтерский и налоговый учёт.
Узнать подробнее
Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки.
Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счёт. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.
Зачесть или вернуть переплату организация может в течение трёх лет с даты уплаты излишней суммы налога. Дата уплаты считается по-разному. Например, у НДС, который уплачивается без авансовых платежей, трёхлетний срок будет отсчитываться с даты перечисления налога. А для налога на прибыль, в котором предусмотрены авансовые платежи, срок будет исчисляться с момента подачи декларации.
Если организация пропустила срок подачи заявления, можно обратиться в суд. При рассмотрении дела в суде срок исковой давности — 3 года будет рассчитываться по нормам гражданского, а не налогового законодательства.
И отсчёт срока идёт не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала или должна была узнать об этом (п. 1 ст. 200 ГК). Но вам придется доказать, что вы узнали о переплате позже, чем она возникла.
А это не так-то просто.
ИФНС не проведет зачёт или возврат сумм автоматически. Для этого нужно пройти определенную процедуру.
Свериться с налоговой инспекцией. Подайте заявление по месту учёта организации или ИП. Заявление можно подать на бумажном носителе или послать электронно через ТКС. Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно укажите:
- Наименование и адрес ФНС.
- Данные налогоплательщика: наименование, ИНН, юридический адрес.
- Данные о сверке: за какой период и по каким налогам.
- Дата составления заявления.
- Как вам удобнее получить готовый акт — в налоговой инспекции или электронно.
Через 5 рабочих дней налоговая инспекция пришлёт вам акт сверки. Если вы согласны с данными в акте, подпишите его и направьте обратно в ФНС. Если найдёте расхождения — при подписании укажите, что акт подписан с разногласиями.
Закажите акт сверки с налоговой в Личном кабинете интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Результат придёт туда же. Электронную подпись всем пользователям мы помогаем оформлять бесплатно.
Провести сверку
Заполнить заявление и подать в налоговую инспекцию вместе с результатами сверки.
Если переплатили налог в региональные бюджеты, по местонахождению обособленных подразделений заявление подайте по выбору: по местонахождению обособленных подразделений или по местонахождению организации.
Если переплатили из-за ошибки в декларации, придётся составить уточнённую декларацию и подать её вместе с заявлением.
Получить решение налоговой инспекции через 10 рабочих дней. При положительном исходе деньги в счёт будущих платежей зачислят в день вынесения решения о зачёте, а вернут — через месяц. Если месяц прошёл, а деньги не поступили, налоговики обязаны заплатить проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день нарушения срока возврата.
Помните, что инспекция вправе самостоятельно зачесть переплату организации или ИП в счет недоимки по налогам и сообщить об этом. Но это применимо только в отношении переплаты, которой не больше трёх лет.
Если переплата «старше», зачесть её можно лишь после судебного разбирательства.
Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь:
Вам должны: как вернуть переплату по налогу — «Жиза» — бизнес-блог для предпринимателей
Ваша система налогообложения отмечена в Личном кабинете.
Если вы состоите на учете в нескольких налоговых, обращайтесь туда, куда переплатили.
2. Помогите налоговой найти переплату
Для этого сверьте расчеты с бюджетом или получите справку о состоянии расчетов. Шаг необязательный, но поможет доказать переплату и ускорить решение о возврате денег.
Сверка расчетов с бюджетом показывает, сколько вы заплатили и сколько должны были заплатить за определенный период. Например, вы заплатили 200 000₽ налога на прибыль за 2016 год, а сумма налога была 20 000₽.
Чтобы сверить расчеты, зайдите в личный кабинет, в раздел «Расчеты с бюджетом», нажмите «Направить заявление об инициировании процедуры…» и следуйте инструкции.
Сверка проходит 10–15 рабочих дней.
Справка о состоянии расчетов с бюджетом показывает переплаты и долги на конкретное число. Например, на 20 августа 2017 года переплата по налогу на прибыль составляет 180 000₽. Справка не связана со сверкой, ее можно получить отдельно.
Чтобы получить справку, зайдите в личный кабинет в раздел «Получить справку», выберите «Получить справку о состоянии расчетов по налогам…» и следуйте инструкции.
Изготовление справки — 5 рабочих дней
Случается, что предприниматель приносит в налоговую заявление, чтобы получить переплату, потом приносит результаты сверки, а его отправляют снова подавать заявление. Если такое случится с вами, просто отказывайтесь — по закону достаточно одного заявления.
3. Подайте заявление на возврат переплаты в налоговую
Форма заявления есть в личном кабинете, подать ее можно в электронном виде, если у вас есть усиленная квалифицированная подпись. Зайдите в раздел «Расчеты с бюджетом», выберете пункт «Направить заявление о зачете/возврате» и следуйте инструкции.
К заявлению приложите сканы документов, подтверждающие переплату и облегчающие работу налоговой: копии платежек и деклараций, справку о сверке расчетов с бюджетом.
Дважды проверьте банковские реквизиты в заявлении о возврате налога: на этот счет Федеральное казначейство переведет деньги по поручению налоговой.
4. Получите ответ по заявлению
Как быстро вы получите ответ налоговой, зависит от того, как подали заявление: вместе со сверкой или без нее:
- Если налоговая решит не проводить сверку, или вы провели сверку до подачи заявления, решение примут за 10 дней.
- Если налоговая проведет сверку, решение примут за 20–25 дней.
Вернуть переплату на расчетный счет можно в течение трех лет. Отсчет идет с даты подачи декларации, а не с дня, когда вы вычислили переплату и подали заявление.
Решение налоговой и статус заявления проверяйте в личном кабинете.
5. Ждите денег
Деньги придут через месяц после того, как налоговая сообщит о положительном решении.
Если месяц прошел, а деньги не поступили, налоговая заплатит за каждый день просрочки. Вам выплатят процент от суммы переплаты. Размер процента равен ставке рефинансирования ЦБ РФ на дни нарушения срока возврата. Например, сейчас это 9%.
Что делать, если что-то пошло не так
Налоговая может медлить с решением: потерялось заявление, произошел сбой в программе, не получилось вовремя рассмотреть заявление. Если налоговая молчит больше положенных 15 рабочих дней, пишите второе заявление с просьбой о выдаче решения через ту же форму в личном кабинете.
Если налоговая отказалась вернуть деньги или проигнорировала второе заявление, подавайте жалобу в Федеральную налоговую службу. Она руководит всеми налоговым инспекциями. Подать жалобу можно через личный кабинет. Зайдите в раздел «Обратиться в налоговый орган», выберете пункт «Написать обращение» и следуйте инструкции.
Если обращение в ФНС не помогло, идите в Арбитражный суд. Для судебного разбирательства у вас есть 3 года со дня, когда вы узнали о переплате.
Какая сумма вернется
По закону, вам вернут 100% суммы переплаты, если нет долгов. Если долги есть, налоговая может сделать взаимозачет: погасить вашу задолженность за счет переплаты.
Взаимозачет можно сделать только по налогам одного типа. Например, если в 2017 году вы переплатили налог на прибыль, а в 2016 году у вас был долг по этому налогу, то ФНС автоматически спишет переплату в счет долга. Извещение об этом придет через 5 дней, проверяйте в личном кабинете.
Но если вы переплатили налог на прибыль, а у вас был долг по налогу на Недвижимость, то взаимозачета не получится. Переплату вернут, а долг останется и на него будут капать пени.
Если вы хотите ускорить взаимозачет или покрыть долг по одному налогу за счет переплаты по другому, просто попросите об этом. Для этого в заявлении на возврат в свободной форме напишите, что хотите переплату зачесть в счет долгов. Если переплаты не хватает, чтобы покрыть все долги, то укажите, какие долги списывать в первую очередь.
На выплату долга может уйти вся налоговая переплата, тогда вы не получите ничего. Но долг уменьшится.
Что будет, если не вернуть переплату
Ничего страшного не случится: штрафов и пени за переплаты нет.
Переплату налоговая зачислит в счет будущего налога того же типа. Например, если вы переплатили налог на транспорт в 2016 году и не подали заявление на возврат переплаты, то в 2017 году налоговая сократит ваш налог на транспорт на эту сумму.
Если вы перестали пользоваться корпоративным транспортом и перестали платить налог на транспорт, налоговая переплату никуда не зачтет в следующем периоде. С этого момента у вас есть три года на возврат переплаты, иначе вы потеряли эти деньги.
В таком случае попробуйте списать переплату как «безнадежный долг». Безнадежный долг — сумма, которую нельзя взыскать из-за давности или из-за объективных причин вроде банкротства фирмы-должника.
Списанный долг для бухгалтерского учета — это расход, который вы перекрываете из доходов, чтобы дебет и Кредит сходились. Это уменьшает доходы, с которых вы платите налоги. Для налоговой списание долга равно уменьшению налогов, поэтому она придирается и дополнительно перепроверяет все списания потерь.
Вы имеете право списать невозвратную переплату как безнадежный долг по приказу Минфина о бухгалтерском учете, но российская практика показывает, что вам скорее всего откажут. Если сумма переплаты такая, что списать выгодно, обратитесь к юристам и профессиональным бухгалтерам, чтобы они взяли на себя списание безнадежных долгов.
Как не переплачивать
- Выбирайте подходящий для бизнеса вид налогового учета. Чтобы разобраться, изучайте Налоговый Кодекс, консультируйтесь с бухгалтерскими компаниями, читайте наш блог.
- Зарегистрируйтесь в личном кабинете ИП на сайте ФНС, скачайте мобильное приложение и проверяйте долги и переплаты. Проверять нужно через 3 месяца после подачи каждой декларации, когда закончилась камеральная проверка.
Возврат переплаты по налогам
Содержание страницы
Переплата по налогам в бюджет возникает по различным причинам. Это могут быть ошибки бухгалтера вследствие неправильного толкования положений закона, особенностей начисления НДС, налога на прибыль, налога на имущество и проч.
В соответствии с п. 3 ст. 78 НК Российской Федерации, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишне уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения.
Однако на практике это не всегда соблюдается. Фискальные службы не стремятся выявлять и инициировать возврат переплаты по налогам.
Вместо этого распространена практика, когда они по истечении трехлетнего срока списывают излишне внесенные деньги в бюджет.
Делается это на основании письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 22 февраля 2006 г. № 03-02-07/2-10.
В таком случае первое, что нужно сделать – провести совместную с налоговой инспекцией сверку расчетов.
Уже на стадии проведения сверки могут возникнуть разногласия с налоговым органом.
Если имеющиеся у Вас данные отличны от тех, которыми располагают налоговая, это может вылиться в затратный по времени и сложный процесс обжалования действий налоговой инспекции.
Налоговики руководствуются ведомственными интересами пополнения бюджета и не учитывают сложившуюся арбитражную практику. В итоге – разумным шагом является обращение в суд.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ организация может распорядиться переплаченной в бюджет суммой одним из следующих способов:
- погасить недоимку по другим налогам или сборам;
- зачесть в счет предстоящих платежей;
- вернуть излишне уплаченную сумму на свой расчетный счет.
- Налоговые органы полагают, что налогоплательщик утрачивает право на возврат излишне уплаченного налога по истечении 3-х лет с момента переплаты, так как в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы.
- Однако это еще не значит, что переплату по налогу на прибыль, имущество или НДС и иным налогам невозможно вернуть.
- Бывает так, что налогоплательщик узнал о переплате позднее 3-х лет или по каким-то иным причинам не обратился в установленные сроки с заявлением о возврате.
- С июня 2020 года налогоплательщик получил право обращаться непосредственно в Суд:
- для отмены ареста своего расчётного счёта,
- для возврата средств, излишне взысканных налоговым органом.
Верховный Суд РФ подтвердил это право в Определении от 16.06.2020 г. № 307-ЭС19-239890.
Раньше требовалось соблюсти досудебный порядок: сначала обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган, и только после этого обращаться в Суд.
Важно!
- Если ИФНС отказывается снимать арест со счета и возвращать излишне взысканные деньги, Вы можете сразу обращаться в суд.
- Если в 2018-2020г. Ваш бизнес потерял деньги из-за налоговых списаний, которые Вы считаете незаконными, но трехмесячный срок на обжалование налоговых решений пропущен – с июня 2020 года Вы можете вернуть эти денежные средства.
Юридические подробности
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением к МИФНС №24 по Санкт-Петербургу о признании недействительными решений о взыскании недоимки и о наложении ареста в банке, о возложении на налоговый орган обязанности возвратить списанные денежные средства и отменить наложенный на расчетный счет арест.
Арбитражные суды трех инстанций по делу определили, что налогоплательщиком нарушен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, что перед обращением в суд налогоплательщик обязан был направить жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Верховный Суд РФ не согласился с выводами нижестоящих судов в части и указал, что излишнее взыскание происходит в связи с принятием налоговым органом незаконных решений и совершением незаконных действий.
Сам факт незаконного взыскания нарушает права налогоплательщика и в соответствии со статьей 46 Конституции РФ является основанием для обращения в суд за восстановлением нарушенного права.
ВС РФ разъяснил, что обязательный досудебный порядок установлен законом для обращения с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актом (решений) налогового органа и его действий (бездействий). Истребование излишне взысканного налога и обжалование ненормативных правовых актов являются независимыми. При истребовании излишне взысканного налога суд также решает вопрос о законности налогового решения, без признания его недействительным, и о возможности обязать налоговый орган вернуть излишне взысканные средства. Подать такое заявление о возврате излишне взысканного налога можно в течение 3 лет.
Самостоятельно вернуть излишне переплаченные деньги по истечении трехлетнего срока самостоятельно крайне сложно. Лучше воспользоваться помощью юристов – экспертов в сфере налогового права.
Юристы налоговой практики Консалтинговой Группы ЭТАЛОН более 20 лет оказывает юридические Услуги предпринимателям и частным лицам не только из Москвы, но и из других регионов, имеют большую успешную практику налогового сопровождения бизнеса, досудебного и судебного сопровождения налоговых споров.
Предлагаем Вам:
- бесплатно проанализировать Вашу ситуацию и дать рекомендации по разумным действиям и способам защиты Ваших интересов;
- подготовить необходимые документы, жалобы, заявления для обращения в налоговый орган и/или суд (согласно дополнительной договоренности);
- представлять Ваши интересы в налоговом органе и суде (согласно дополнительной договоренности).
В результате Вы получите:
- ясную оценку ситуации с точки зрения перспектив защиты Ваших прав в суде;
- возврат Ваших средств от ИФНС через суд;
- максимально быстрое прохождение юридической процедуры по разблокировке расчётного счёта;
- анализ текущих налоговых рисков бизнеса, его владельцев и руководства;
- практические рекомендации по уменьшению налоговых рисков бизнеса;
- практические рекомендации по безопасному приобретению и сохранению семейных активов.
В активе наших юристов по налоговому праву выигранные дела по возврату налогов, с момента уплаты которых прошло 5 и более лет! Если у Вас возникла сложная ситуация – не торопитесь фиксировать убытки. Собирайте документы и присылайте их нам.
Стоимость услуг
Возврат переплаты по налогам
от 35 000 руб.
Консультация налогового юриста
от 6 000 руб.
Сопровождение налоговых проверок
от 46 000 руб.
Позвоните нам по телефону горячей линии 8 (495) 509-41-19
Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию на сайте (в нижней части экрана)
Квалифицированные юристы по налоговому праву бесплатно проанализируют Вашу ситуацию и предложат эффективную стратегию возврата Ваших денег.
Реализованные проекты
У Доверителя КГ ЭТАЛОН по отчетности за год была выявлена недоимка по налогу на сумму более 11 млн рублей. После изучения материалов налоговой проверки была подготовлена апелляционная жалоба в УФНС города Москвы. Решение налогового органа было полностью отменено в результате досудебного оспаривания в вышестоящую инстанцию.
Читать далее По результатам налоговой проверки Доверителю КГ ЭТАЛОН вменялась неуплата налогов на общую сумму 21,5 миллионов рублей. В качестве основания указывалось недобросовестное исполнение налоговых обязанностей его контрагентами – поставщиками строительных материалов. Юристы КГ ЭТАЛОН подготовили необходимые судебные документы и сопровождали судебную защиту.
Доказать незаконность требований налогового органа удалось только в кассационной … Читать далее Налоговые претензии к Доверителю уменьшены с 27 млн до 2 млн руб. на стадии возражений на акт ВНП.
Доказательства, изложенные юристами КГ ЭТАЛОН в возражениях, полностью опровергли выводы налогового органа о выполнении работ самим Доверителем, а не его субподрядчиком, которые стали основанием для налоговых доначислений. Читать далее
Все проекты