Будут ли применяться санкции со стороны полиции?

Дмитрий Сергеев

майор полиции в отставке

Профиль автора

Президент подписал поправки к федеральному закону «О полиции». Они вступили в силу с 21 декабря 2021 года — со дня официального опубликования. Теперь полиция может вскрывать автомобили, а если жизни полицейского или окружающих угрожает опасность, то он имеет право не представляться, пока не пресечет преступление или административное Правонарушение.

По такому алгоритму сотрудник полиции должен был действовать в любой ситуации. Даже если своими действиями преступник создавал реальную угрозу — сначала сотрудник должен был представиться и только потом принимать меры против угрозы.

Что изменилось. В Закон «О полиции» добавили статью 5.1, которая в таких ситуациях позволяет сотруднику полиции представляться, предъявлять удостоверение и разъяснять права уже после пресечения преступления или административного правонарушения. Но поступать так полицейский сможет только в ситуации, когда ему или другим гражданам угрожает опасность.

Но это не значит, что можно вскрывать любую квартиру на усмотрение полиции и искать там людей, которые, возможно, что-то совершили. Например, разбил человек стекло у машины и спрятался в квартире.

Свидетели его видели, опознали, показывают на квартиру, где он прячется. Преступление это или нет, пока непонятно: он вполне может оказаться владельцем этой машины — а сам к себе претензии он предъявлять не будет. Но основания для проникновения в квартиру уже есть.

А вот если нет показаний свидетелей — нет и оснований для проникновения.

Как было раньше. Порядок вскрытия транспортных средств законом «О полиции» никак не регламентировался — и в результате пьяный водитель после ДТП мог закрыться в машине и ждать, пока протрезвеет, а полиция часами ждала снаружи.

Для пьяных водителей плохие новости: теперь машину можно вскрывать. Еще ее можно вскрыть для осмотра автомобиля или груза, если есть основания полагать, что в машине находится что-то запрещенное — например наркотики или оружие. Также основанием для вскрытия автомобиля будет наличие в нем пострадавших — например в результате ДТП.

Перед вскрытием машины сотрудник полиции обязан назвать свою должность, звание, фамилию и предъявить служебное удостоверение по требованию владельца или находящихся в автомобиле граждан. Еще он должен предупредить, что планирует вскрыть машину, и разъяснить причину и основания для вскрытия.

Исключение — ситуации, когда промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или других граждан. Также полицейский может не представляться, если необходимо немедленно пресечь преступление или административное правонарушение либо преследовать тех, кто совершил их.

О вскрытии автомобиля необходимо уведомить его собственника — на это закон отводит не более 24 часов с момента вскрытия. Если собственник присутствовал при вскрытии, отдельно его можно не информировать.

Что изменилось. Все эти обязанности остались, но право давать полиции письменные поручения получили еще и дознаватели — они ведут расследование по уголовным делам, перечисленным в части 3 статьи 150 УПК РФ.

Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не представляющих большой сложности. Раньше такое письменное поручение направлял руководитель органа дознания, сейчас дознаватель может направлять его от своего имени.

Что изменилось. Теперь полицейские обязаны и выявлять, и пресекать административные правонарушения.

На этом полномочия заканчивались. Например, провести осмотр автомобиля при наличии одного только заявления от потерпевшего было нельзя — даже если Потерпевший утверждал, что в автомобиле находятся следы или орудия преступления или административного правонарушения.

Осмотр — это визуальное обследование, при котором сотрудник полиции может заглянуть в салон автомобиля, двор частного дома, документы. Главное условие осмотра — Гражданин не возражает и показывает все сам, а сотрудник полиции смотрит, но ничего не трогает. Иногда осмотр на начальном этапе снимает подозрение в совершении преступления.

По результатам осмотра сотрудники полиции должны составить акт осмотра.

Осмотр — не то же самое, что досмотр или обыск. О том, чем они различаются, мы рассказывали в статье «ГИБДД хочет провести обыск машины. Это законно?». Осмотр заканчивается там, где сотрудник полиции к чему-либо прикоснулся: это уже либо досмотр, либо обыск. Там другие процедуры, обязательно участие понятых и все фиксируется.

Другие формы контроля за территорией были описаны общими словами — как другие формы охраны общественного порядка. Что это значит, в законе не уточнялось.

Чем именно будут огораживать и как именно обозначать эти места — вероятно, пропишут в ведомственных приказах МВД. Но пока их не утвердили.

Блокирование жилых помещений, строений и иных объектов было возможно только для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, если это нельзя сделать иным способом.

Что изменилось. Теперь блокировать жилые помещения, строения и другие объекты можно по тем же основаниям, что и территории. Такое решение может принять не только руководитель территориального органа, но и замещающий его сотрудник.

Оснований для блокирования тоже стало больше. К ним добавились:

  1. Поиск оружия, наркотиков, взрывчатых веществ или любых других предметов, свободный оборот которых ограничен.
  2. Основания полагать, что в границах территорий или в помещениях готовится, совершается или уже совершено преступление.

На оцепленной территории полиция может проводить личный осмотр граждан, их вещей, автомобилей и грузов. Если гражданин откажется от осмотра — на заблокированную территорию его не пустят. Если он хочет покинуть территорию, его могут не выпустить.

Закон «О полиции» — федеральный. Полиции он дает определенные права, и все, что требует полиция от граждан в рамках этих прав, обязательно для исполнения гражданами. В том числе и теми, кто этот закон не читал.

Соответственно, если гражданин попал в зону блокирования и его не выпускают, придется подчиниться. Ругаться и зачитывать сотрудникам полиции статьи Конституции бесполезно. Сначала придется выполнить их требования, а уже потом, если гражданин считает, что его права нарушены, можно жаловаться на сотрудников в прокуратуру или в суд.

ЗАТО при проверке сообщений о преступлениях от граждан у полиции появится больше полномочий — теперь можно провести исследование без лишней волокиты. В итоге граждане от этого выиграют.

Эти поправки сложно оценивать с точки зрения «хорошо или плохо». Все зависит от того, как они будут применяться. И каждый случай будет индивидуальным.

  • Плохо — для того, чью машину вскрыли, так как свидетели ошиблись и указали сотрудникам полиции, что в ней спрятались уличные грабители.
  • Хорошо — для тех, кому вернули похищенное, вскрыв квартиру, где прятались реальные грабители.
  • Замечательно — для тех, чью жизнь успел спасти сотрудник полиции, потому что ему не нужно было перед этим представляться.

Сша назвали условие отмены новых санкций против россии

  • Новые санкции Запада в отношении Москвы будут отменены в случае прекращения Россией специальной операции на Украине и признания ее территориальной целостности, заявила заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд.
  • Нуланд заявила, что «санкции закончатся, если Россия «закончит эту войну и поможет отстроить Украину, восстановит мир и признает суверенитет и территориальную целостность данной страны», а также ее «право на существование», передает ТАСС.
  • В связи с этим она выразила мнение, что российское руководство сейчас фактически «отрицает само право Украины на существование».
  • Она ушла от прямого ответа на вопрос, собираются ли вообще США признавать красные линии России и то, что определенные требования обеспечения ее безопасности, в том числе отказа НАТО от предоставления членства Украине и дальнейшего расширения на восток, не могут подлежать обсуждению.

«Мы были готовы говорить о подавляющем большинстве вопросов, которые Россия водрузила на стол (переговоров по безопасности в Европе), обо всем (…) предотвращении конфликтов в ходе военной деятельности, сокращении (числа и масштабов) военных учений. Мы даже заявили, что у нас никогда не было никакого намерения размещать наступательные вооружения на Украине», – напомнила дипломат.

  1. Однако Вашингтон не собирался «говорить другой стране, как и с кем вступать в альянсы, и мы не собирались позволять России принимать решения за НАТО».
  2. Далее она в очередной раз, игнорируя принцип необходимости учета военных потенциалов, выступила с заверениями в том, что НАТО является «оборонительным альянсом», который «не атакует, если сам не подвергается атаке».
  3. «У нас не было никакого намерения преследовать Россию», – заявила замгоссекретаря.

Кроме того, по ее словам, «Украине предстояло проделать большую работу», чтобы ее могли принять в Североатлантический альянс, это не было делом «ближайшего будущего». Тем не менее Нуланд не говорила, что присоединение Киева к НАТО теперь снято Западом с повестки дня, и не сигнализировала ни о какой готовности альянса рассмотреть возможность предоставления России гарантий безопасности.

  • Нуланд добавила, что «Украина представляла нулевую угрозу России, НАТО представляла нулевую угрозу России».
  • «Мы с вами можем спорить хоть весь день, если хотите», – сказала она.
  • Заместитель госсекретаря не стала комментировать напрямую и тему необходимости минимизации последствий нынешнего кризиса в отношениях между Западом и Россией, сдерживания нарастающего конфликтного потенциала в мире.

При этом дипломат обвинила Москву в стремлении «реинкорпорировать Украину в Россию и воссоздать Советский Союз». По ее мнению, Москва «с самого начала» этого хотела – «реинкорпорировать Украину, реинкорпорировать Белоруссию» и, по сути, вернуть Россию к «какой-то советской фантазии 1979 года».

Нуланд также заявила, что США не стремятся ко второй холодной войне, однако призывают Россию прислушаться к мнению остального мира в ситуации вокруг Украины: «России необходимо прислушаться к мнению мира. В ООН вчера (в среду) осудили агрессию России против Украины».

Эксперты оценили воздействие беспрецедентных антироссийских санкций, упомянув «эффект бумеранга» — МК

На Россию после начала военной операции на Украине со стороны «коллективного Запада» обрушилась беспрецедентная волна санкций. И судя по всему, предел еще не достигнут, нас ждет эскалация санкционного давления по всем направлениям.

Об ожидаемых последствиях новых рестрикций для российской экономики и том как ограничения повлияют на самих инициаторов санкций говорили российские и зарубежные эксперты во время устроенной на площадке клуба «Валдай» дискуссии «Порочный круг санкций: могут ли Россия и Запад удивить друг друга?»

Новые санкции уже ударили по ряду крупных финансовых институтов России, затронули добывающие сектора экономики и инфраструктурные компании. Запад пытается вытеснить нашу страну с европейского и мирового рынка сырья. Нанесён удар по гражданской авиации. Замораживаются бизнес-сделки, санкции проникли в далекие от политике сферы – в науку, искусство, спорта и т. д.

  • Мы задали вопросы о происходящем участникам экспертной дискуссии
  • – Чем чревата тотальная санкционная война Запада против России, затрагивающая все сферы жизни – от экономики до культуры и спорта?
  • – Основной системный риск нарастания санкционного давления на фоне эскалации информационной войны (сопряженный со всеми сферами жизни общества) состоит в формировании в массовом западном сознании образа России как идеологического противника, нарушителя общепринятых норм, правил и системы «демократических ценностей», – считает Эксперт клуба «Валдай», директор Центра экспертизы санкционной политики Института международных исследований МГИМО МИД России Екатерина Арапова.
  • – Насколько эффективными с точки зрения поставленных Западом целей могут быть санкции?
Читайте также:  Возместить разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба

– Зависит от формулировки цели. Если в качестве цели считать изменение политического поведения России в отношении Украины, то санкционный режим неэффективен.

Если в качестве основной цели считать нанесение максимального ущерба российской экономике на фоне минимизации негативных эффектов для стран-инициаторов санкций, то частично эффективен.

Последствия введения столь масштабных санкций действительно имеют серьезные негативные последствия (хотя на данном этапе не катастрофические).

Это и проблемы ликвидности, связанные с ограниченным доступом к иностранным займам и инструментам финансирования госдолга, и удорожание кредитов для бизнеса (за счет блокирования валютных резервов и последующего повышения ключевой ставки), и сбои во внешнеторговых поставках и т.д.

При этом «минимизации» ущерба для экономик стран-инициаторов достичь не удалось. «Эффект бумеранга» оказался сильнее, чем предполагалось.

Это касается нарушения поставок энергоресурсов и критически важных металлов в Европу (в меньшей степени США), потенциальных убытков от запрета экспорта и передачи в Лизинг самолетов, а также долгосрочных перспектив снижения доли доллара и евро в международной валютной системе на фоне роста других валют (главным образом, китайского юаня).

  1. На вопросы «МК» о санкционной войне Запада против России ответил и исследователь из Китая, эксперт клуба «Валдай», вице-президент Шанхайского Центра стратегических и международных исследований Нельсон Вонг:
  2. «Кто-то может сказать, что Россия сейчас обречена и не сможет пережить введенные Западом масштабные санкции, а я бы сказал, что не только некоторые из заявленных действий являются явно иррациональными и необоснованными (как, например, расторжение исполнительских контрактов со всемирно известными российскими артистами в Европе), но и для многих из объявленных санкций их применимость все еще может быть сомнительной просто потому, что они, кажется, были поспешно отменены под политическим давлением без тщательного обоснования их практического применения.
  3. Со стороны России явно неправильно недооценивать те серьезные последствия для экономики и политической стабильности страны, которые может вызвать столь масштабная серия санкций, объявленных против нее США и их союзниками.
  4. Но не менее неправильно, возможно, со стороны Запада недооценивать решимость российского руководства противостоять любым трудностям, с которыми оно сталкивается, а также общенациональный моральный дух и самоуважение, которые были созданы среди россиян, смыкающих ряды, чтобы поддержать свое правительство во время «национального кризиса».

«Хотя ЕС, таким образом, может ускорить процесс перехода к альтернативным и возобновляемым источникам энергии (таким как солнечная и ветровая энергия), его зависимость от российской нефти и газа не прекратится сразу и не может полностью исчезнуть просто так, – продолжает Нельсон Вонг. – То, что Европа может также обратиться к Ближнему Востоку и Северной Америке за энергоснабжением, также может привести к серьезному беспорядку в нынешней схеме распределения энергии по всему миру и, следовательно, в мировой экономике.

Восстановление экономики – болезненный процесс для любой страны, находящейся в состоянии военного конфликта с другими. Но Россия – мировая держава с большой территорией, богатая природными ресурсами, одна из очень немногих стран, которые могут быть самодостаточными в традиционном понимании. То же самое верно и для Украины с экономической точки зрения».

«Экономист объяснил, почему иностранные компании уходят из России»

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28737 от 4 марта 2022

Заголовок в газете: Эффект бумеранга

Санкции. Ликбез РСМД

Правовые основы и механизм введения санкций Благодаря своим широким финансовым и экономическим возможностям Соединенные Штаты Америки наиболее активно применяют экономические санкции для защиты собственных интересов и международной безопасности.

Вопрос введения санкций регулируется следующими законами:

— Закон о торговле с враждебными государствами (Trading with the Enemy Act, 1917 г.).

Первый закон, предусматривающий использование политических причин (вооруженный конфликт) для ограничения экономических отношений с зарубежными странами. В рамках принятых Конгрессом США поправок в 1933 г.

США могут ограничить оборот металлического золота (в форме слитков, простейших ювелирных украшений и т.д.) в случае объявления чрезвычайного положения, связанного не только с участием в вооруженном конфликте.

— Закон об иностранной помощи (Foreign Assistance Act, 1961 г.).

Вопросы экономической помощи и содействия развитию были выделены в отдельную сферу внешней политики США, регулируемую специально созданным Агентством США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID). Закон предусматривает ограничение или отмену программ международной помощи США для государств, правительства которых ограничивают или нарушают права человека.

— Закон о чрезвычайных положениях (National Emergencies Act, 1976 г.). Принятый в 1976 г. закон вводит необходимость уведомления Конгресса США со стороны президента о введении новых режимов чрезвычайного положения.

Режим прекращает свое действие в случае, если он не продлен по истечению года, отменен указом президента, или если решение об его отмене принято в рамках совместной резолюции Конгресса США.

Президент США и все органы исполнительной власти обязаны собирать и представлять информацию о всех действиях и распоряжениях, принятых в рамках режима чрезвычайного положения, а также отчитываться о возможных потерях от подобных действий.

— Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act, 1977 г.). Наделяет президента правом объявить чрезвычайное положение только в качестве ответа на угрозы, возникшие за пределами США.

— Закон о контроле над экспортом (Export Administration Act, 1979 г.). Данный закон наделяет президента США правом контролировать экспортные операции с целью обеспечения национальной безопасности и целей внешней политики.

Наряду с этими документами выделяют еще 3 закона, которые также влекут за собой введение санкций в отношении физических и/или юридических лиц:

— Закон о борьбе с терроризмом и о применении смертной казни (Antiterrorism and Effective Death Penalty Act, 1996 г.).

Предусматривает помощь и компенсации жертвам террористических атак, ужесточение контроля за оружием массового уничтожения и сопутствующими материалами, ужесточение миграционной политики в отношении лиц, ищущих убежище, а также наказаний за подготовку и участие в террористических акциях. Закон допускает возможность признание деятельности какой-либо организации террористической, и как следствие — запрет на финансирование данной организации.

— Закон об иностранных наркоторговцах (Foreign Narcotics Kingpin Designation Act, 1999 г.). Закрывает доступ для наркоторговцев, контролируемых ими компаний или других юридических лиц доступ к финансовой системе США, а также запрещает физическим и юридическим лицам-резидентам США вступать в любые виды торговых и других экономических отношений с наркоторговцами.

— Закон о торговле чистыми алмазами (Clean Diamond Trade Act, 2003 г.). Закон запрещает импорт алмазов из регионов, охваченных вооруженными конфликтами.

Отдельные санкционные режимы также могут закрепляться в специальных законах, к примеру — Закон о свободе Кубы (Cuban Democracy Act, 1992), Закон о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, привлечении к ответственности и дивестрировании (Comprehensive Iran Sanctions, Accountability, and Divestment Act, 2010) и др.

Данные нормативно-правовые акты предоставляют президенту США возможность объявить чрезвычайное положение в качестве ответа на действия государства или негосударственного актора, которые могут представлять угрозу для интересов или безопасности США.

В таком случае Президентом подписывается соответствующий указ (executive order), объявляющий чрезвычайное положение в связи с соответствующими событиями.

В рамках данного режима возможны действия, направленные на ограничение предоставления международной помощи, торговли, финансовых операций, поставок определенных видов товаров и услуг, запрет на въезд в США, и другие меры невоенного воздействия.

В соответствии с Законом о чрезвычайных положениях, срок действия санкций ограничен одним годом, однако они могут быть продлены соответствующим указом президента США, или отменены Конгрессом США, в случае если Палата Представителей и Сенат проголосуют за снятие режима чрезвычайного положения. В свою очередь, Конгресс США может вводить ограничительные меры, или изменять уже действующие санкционные режимы.

Большинство действующих санкционных режимов США координируются Управлением по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), подчиняющимся Министерству финансов США (US Treasury Department).

В свою очередь, в регулировании режима санкций также участвуют Государственный департамент США (запрет на въезд на территорию США, вопрос о признании террористической деятельности), Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Министерство торговли и другие ведомства.

  • Виды санкций
  • Снятие санкций
  • Ответственность за нарушение санкций

Среди основных возможных ограничений, которые вводятся Соединенными Штатами в рамках санкционных программ выделяют: Заморозку активов; — Запрет на въезд в США; — Ограничения экспорта определенных групп товаров (в том числе — высокотехнологичных и товаров двойного назначения); — Запрет на поставки вооружений и военной техники; — Ограничение доступа на финансовый рынок США; — Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц); — Ограничение предоставления помощи развитию и др. Санкции могут быть сняты несколькими способами. Режим чрезвычайного положения вводится на основании указа Президента США и определяет возможность введения ограничительных мер на протяжении 12 месяцев. Пролонгация режима также осуществляется посредством подписания соответствующего указа президента. Если он не пролонгируется, то по истечению данного срока режим чрезвычайного положения и сопутствующие ему ограничительные меры прекращают свое действие. Также режим санкций может быть отменен как соответствующим указом президента США, так и совместной резолюцией Конгресса США (которая также должна быть подписана президентом).

Читайте также:  Обжалование решеня суда вступившего в законную силу

В США существует хорошо разработанная система наказаний и штрафов за нарушение санкционных режимов. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) приводит соответствующее руководство.

Суммы штрафов являются фиксироваными и могут быть пересмотрены с поправкой на инфляцию. В частности с 1 августа 2016 г., Закон о торговле с враждебными государствами предусматривает максимальный Штраф в размере 83 864 долл.

США, в то время как Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях предусматривает максимальный размер штрафа в размере 284 582 долл. США или штраф, равный двойному объему соответствующих транзакций.

Данные суммы носят базовый характер, а окончательные размеры штрафов также рассчитываются исходя из обстоятельств каждого нарушения режима санкций. При назначении штрафов OFAC исходит из следующих параметров:

— Является ли данной нарушение режима санкций «вопиющим нарушением» (egregious case);

— Сообщил ли нарушитель о своих действиях регулятору в добровольном порядке (voluntary self-disclosure).

В зависимости от сочетания данных параметров возможно назначение различных штрафных санкций за нарушение санкционного режима, которые могут подразумевать в том числе уголовную ответственность, лишение свободы на долгий срок.

Вместе с тем, итоговый размер штрафов может существенно превышать установленный в соответствующих регламентах и руководствах. Учитывая положение и роль США в мировой финансовой системе, а также параметры санкционных режимов, зачастую многие финансовые институты, в особенности банки, подвергаются гораздо более серьезным взысканиям.

Наиболее наглядными примером служит крупнейший французский банк — BNP Paribas, вынужденный заплатить 8,9 млрд долл. за нарушение режима санкций в отношении Кубы, Ирана и Судана; HSBC (штраф в размере 1,9 млрд долл. в 2012 г. за нарушение санкций в отношении Мьянмы, Кубы, Ирана, Судана и Ливии), Commerzbank AG (1,45 млрд долл.

за нарушение санкций в отношении Ирана и Судана).

— Инфографика: Санкции США

Генпрокуратура России напомнила о госизмене в связи с событиями на Украине — что это значит

— Здесь тоже непонятно. У нас законодательство о государственной тайне и законодательство, которое предусматривает ответственность за сбор гостайны, крайне размыто. Непонятно, что детально засекречивает указ президента.

Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, сами по себе секретны.

До сих пор мы не можем понять, являются ли такой информацией сведения об одном убитом или всё-таки тайну составляют какие-то статистические данные о количестве погибших в конкретной воинской части в ходе проведения специальных операций.

На этот вопрос ввиду секретности нашего законодательства ответить невозможно. Мы пытались оспорить этот указ в Верховном суде. Нам было отказано. На вопрос, который мы сейчас обсуждаем, нам ни представители Генпрокуратуры, ни представители Администрации президента России в суде ответить не смогли.

— Если мне, журналисту или эксперту и т.п., звонит иностранный журналист или эксперт и спрашивает мое мнение, я чем рискую?

— У нас есть дело Ивана Сафронова. Журналист, который занимался темами, связанными с Министерством обороны. Это очень известное дело. Иван до сих пор находится в СИЗО(с июля 2020 года по обвинению в госизмене. — Прим. ред.). Фактически его привлекают к ответственности за разговоры с его коллегами.

— Я звоню брату в Херсон и говорю ему, что его брат из условного Пскова сейчас находится на окраинах Херсона в составе войск РФ, что он может ему помахать рукой в окно. Является ли это госизменой?

— Опять же. Ввиду того, что мы с вами не знаем, что именно у нас является государственной тайной, мы не можем точно утверждать, является ли это действие государственной изменой или не является. Но, конечно же, будут вопросы о том, как вы узнали эту информацию. И далее вопросы, которые будут важны для квалификации, чем занимается ваш брат, кому он может передать эту информацию.

— Доказательство в вышеописанных случаях — это что? Переписка, биллинг, что-то еще?

— В принципе, в этих делах в качестве доказательства используются любые данные, которые подтверждают факт передачи каких-либо сведений. СМС-сообщения, переписка в мессенджере, прослушка телефонных разговоров, показания свидетелей, которые были рядом, записи с видеокамер в кафе. Всё это бывает доказательствами.

— Является ли само предупреждение Генпрокуратуры законным в условиях, когда де-юре в России не введен особый режим? Насколько мы понимаем, после 24 февраля в России не вводился ни режим военного времени, ни режим чрезвычайной ситуации на уровне всей страны.

— Текст предупреждения от Генпрокуратуры на 90 % состоит из цитат из Уголовного кодекса РФ. Цитировать наш Кодекс, естественно, законно. Важно понимать, что эта норма действует не только с 24 февраля 2022 года. Она действует с конца 2012 года. Эта норма применяется вне зависимости от того, введено ли в стране военное положение или какой-то другой специальный режим.

Путин подписал указ об ответе на санкции — РБК

До настоящего времени российские резиденты (как физлица, так и юрлица) имели право давать взаймы иностранную валюту нерезидентам, однако были обязаны вернуть средства на счета в российских банках в установленные договорами займа сроки.

Требование о репатриации валюты, одолженной иностранцам, было введено в закон в 2018 году и объяснялось целью уменьшить возможности российских хозяйствующих субъектов по выводу средств за рубеж (с этой целью использовалась схема безвозвратных займов нерезидентам).

Российские граждане и компании (за исключением чиновников и депутатов) также могли зачислять иностранную валюту на счета в зарубежных банках и переводить средства со счета в российском банке на иностранный счет.

Введение запрета для резидентов-юрлиц на вывод средств за границу является обратной стороной требования об обязательной продаже 80% валютной выручки экспортерами.

Норма об обязательной продаже части валютной выручки существовала в российском законодательстве с 1990-х годов по 2006 год.

Теперь она была возвращена в связи с заморозкой валютных резервов Банка России, из-за чего он лишился возможности проводить интервенции в защиту рубля.

Требование о продаже экспортной выручки распространено задним числом на валюту, зачисленную экспортерами на счета в российских банках с 1 января 2022 года. Далее оно применяется к зачислениям иностранной валюты с 28 февраля бессрочно.

Правила валютных операций определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле, но в данном случае «поправки» в закон оформлены президентским указом, а не законодательными изменениями. Это может означать, что Россия готова аналогичным указом отменить новые требования и ограничения, если ситуация нормализуется.

Указ также разрешает публичным акционерным обществам (ПАО) до конца 2022 года выкупать с биржевого рынка собственные акции (без дальнейшего погашения), если выполнены следующие основные условия:

  • Средневзвешенные котировки этих бумаг за любые три месяца начиная с 1 февраля 2022 года снизились на 20% и более по сравнению со средневзвешенной ценой за первый квартал 2021 года.
  • Основной индекс фондового рынка, рассчитанный за любые три месяца начиная с 1 февраля 2022 года снизился на 20% и более процентов по сравнению со средним значением индекса в первом квартале 2021 года.

Обычно такие выкупы собственных акций (buyback) преследуют цель поддержать котировки на падающем рынке.

Санкции против России ввели несколько десятков стран, в том числе страны ЕС, США, Канада, Япония, Австралия и другие. Ограничения были наложены на российские банки (в том числе ВТБ и Сбербанк), экспорт в Россию высокотехнологичной продукции, Центробанк, Минфин, РФПИ и крупные госкорпорации, а также против членов российского Совбеза и депутатов Госдумы.

Военная операция России на Украине началась 24 февраля. Путин называл ее задачами «демилитаризацию» и «денацификацию» Украины. Действия России Киев оценивает как войну. В стране ввели военное положение и объявили о мобилизации.

Подпишись на Telegram РБК

Будьте в курсе последних новостей даже в условиях блокировок

ForPost отвечает на тревогу своих читателей из-за новых полномочий полиции

  • Госдума в третьем чтении приняла поправки к закону «О полиции», которые расширяют полномочия сотрудников МВД.
  • Если инициативу одобрит Совет Федерации и президент, то полиция сможет:
  • — представляться задержанным после того, как остановит их противоправные действия;
  • — требовать от граждан называть своё полное имя в случае обращения к ним;
  • — вскрывать автомобили для спасения жизни, обеспечения общественной безопасности при беспорядках, при задержании подозреваемых или обвиняемых;
  • — проникать в квартиры и иные помещения и территории для задержания лиц на месте преступления или для задержания тех, кого назвали преступниками потерпевшие или очевидцы;
  • — проводить личный досмотр, если есть основания полагать, что человек скрывает не только наркотики или оружие, но и предметы хищения.

Вместе с тем из текста законопроекта были исключены положения, по которым полицейские освобождались от ответственности за действия при исполнении, а также полиции не разрешили применять оружие, когда задерживаемый пытается «совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения». Открыть огонь сейчас полицейский имеет право, если задерживаемый пытается приблизиться к нему или прикоснуться к его оружию, пишет РИА Новости.

При этом глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас уже заявил, что комитет одобрит данные поправки вслед за Госдумой. Документ будут рассматривать 15 декабря.

Читайте также:  Отдал айфон в сервисный центр а сервисный центр сгорел

Люди в шоке

Расширение полномочий полиции вызвало волну паники и возмущения в соцсетях и х на новостных сайтах:

«Жесть!!! Подкидывай, фабрикуй, лжесвидетельствуй», «Любого прохожего можно задержать по причине, что у него могут быть предметы хищения, без всяких доказательств, подбросить что угодно или принудить оговорить себя под страхом пыток или запугивания», «Надо быть готовыми к провокациям и вообще любому полицейскому беспределу», «Этот дурацкий закон о полномочии полицейских — отменить!»

Волнения людей выглядят вполне обоснованными на фоне скандалов, связанных с жестокими и массовыми изнасилованиями и избиениями людей в системе ФСИН, а также достаточным числом историй, связанных с превышением полномочий полицейскими или же вовсе бесчеловечными истязаниями, которыми подчас подвергаются невиновные россияне.

Читайте по теме: Полицейские жестоко скрутили мужчину за отсутствие маски. Видео

Вспомним ноябрьскую историю 14-летней школьницы из Петербурга, которую жёстко задержали несколько полицейских за переход дороги в неположенном месте. «Новая газета», разбирая данный случай, привела ряд более страшных происшествий, связанных с полицией и подростками. Приведём здесь только два из них:

в 2019 году в Колпино (пригород Петербурга) 17-летнего Вадима Коваля жестоко избили в отделе полиции. Подросток рассказывал, что, избивая его ногами по телу и голове, от него требовали признаться в хищении и угрожали «отпетушить»;

в 2020 году пьяный полицейский в Якутии сломал челюсть 14-летнему подростку и даже не был привлечён к ответственности.

Говоря о взрослых пострадавших от рук «полицейских», стоит обратить внимание на фильм журналиста Юрия Дудя: «Почему в России пытают».

В частности, потерпевшие и правозащитники объясняют, что подчас абсолютно невиновные люди подвергаются жестоким избиениям, пыткам током и другим истязаниям, после которых готовы признаваться в любых преступлениях, вплоть до убийства 35-го президента США Джона Кеннеди и культового журналиста 1990-х Влада Листьева.

При этом политолог Алексей Макаркин в беседе с ForPost указал, что незаконные действия силовиков продолжатся в России, несмотря на разоблачение пыточной системы. На это есть две причины: люди не могут бесконечно сопереживать одной теме, а ввиду отсутствия конкурентной демократии в стране общественный резонанс не может привести к серьёзным изменениям.

  1. В то же время президент РФ Владимир Путин в ходе заседания с членами Совета по правам человека сказал, что «следил за тем, что происходит» и что нужны системные меры, одной из которых должна стать работа по выведению пыток в отдельный состав преступления.
  2. Читайте по теме: Остановит ли смена руководства ФСИН пытки в российских тюрьмах?
  3. Вместе с тем не все разделяют опасения части общества о том, что расширение полномочий полиции может спровоцировать масштабирование противозаконных действий силовиков.
  4. Полиция безмятежна

Так, глава юридического отдела московского профсоюза полиции Игорь Гришаков в беседе с «Лентой.ру» заявил, что поправки являются своевременными и необходимыми. Каждую поправку он обосновал, используя ситуации, в которых она выглядит логичной.

Говоря о праве представляться после задержания, Гришаков привёл в пример условное задержание агрессора в баре, представление которому часто превращается в «клоунаду».

Требование о том, что граждане сами должны представляться полицейским, Юрист объяснил тем, что многие люди, снимая полицию на телефон, используют это право, чтобы издеваться над служителями порядка, а сами называть имя-фамилию отказываются. Теперь правоохранителям будет чем отвечать.

  • Вскрытие авто Гришаков обосновал теми случаями, когда пьяные водители запираются в машине, или в месте следования шествия появляется подозрительный грузовик без водителя.
  • Читайте по теме: В Москве предотвратили теракт в людном месте
  • Возможность проникать в частную собственность по указке потерпевших или очевидцев страхует полицию от ложных доносов, объяснил представитель профсоюза.
  • А досмотр подозреваемого на предмет кражи и вовсе был разрешён раньше, отметил юрист, сказав, что поправка, видимо, просто вносит уточнение в закон.
  • Позиция правозащитника
  • Однако, учитывая степень недоверия части общества к полиции, ответы представителя силовиков вряд ли смогут снять все подозрения.
  • ForPost проанализировал комментарии читателей к новости о расширении полномочий полиции, выделил главные страхи и попросил бывшего главу президентского Совета по правам человека, юриста Михаила Федотова объяснить, обоснованна ли эта тревога.
  • Ниже мы приводим конкретные комментарии и ответы правозащитника.
  • Фабрикуй и подбрасывай?

«Я закон не нарушаю, и получается завтра, когда я на работе, и у меня вскроют машину или квартиру по закону, и ух-ты нашли мешок наркотиков? И что дальше? Каюк? А как Конституция? Неприкосновенность жилья? Побоку?», — написал читатель ForPost под ником sasha1969.

Федотов объяснил, что все полномочия полиции введены для того, чтобы сотрудники могли выполнять свои профессиональные обязанности, а не заниматься чем-то противозаконным:

«Все нарушения происходят вне зависимости от того, что написано в Законе «О полиции». Вот в чём проблема. Когда сотрудник правоохранительных органов начинает вести себя как преступник, он и становится преступником. Закон не даёт ему право совершать преступления.

Неприкосновенность жилища закон не отменяет, но при этом нужно иметь в виду, что если возникает угроза, то ситуация меняется.

Например, дверь закрыта, а из-за двери раздаётся голос ребёнка, который кричит: «Спасите, убивают!» Не надо вскрывать? Надо. Но, если это предусмотрено законом, то сотруднику полиции сделать это проще.

Потому что если это не предусмотрено, то он потом будет писать тысячу объяснительных».

Читайте по теме: «Не надо материться!»: обнародованы переговоры с полицией соседей зверски убитой девушки

Удобные очевидцы

«Интересно, а возмещать ущерб владельцу жилья после вскрытия квартиры по ложной наводке пионеров-провокаторов полиция будет?» — спросил Романов Василий.

Право требовать возмещение ущерба сохранилось, о чём мы писали выше. Более подробно этот момент рассмотрела «Новая газета».

А вопрос о том, не станет ли полиция привлекать подложных очевидцев, мы задали правозащитнику.

В своём ответе он опять указал на то, что при использовании подложных свидетелей представители закона вновь будут становиться просто бандитами, которые с полицией ничего общего иметь не должны:

«Такие вещи в принципе возможны, но это всё равно будет нарушением закона. Им даны эти полномочия, чтобы они выполняли свои обязанности, а не совершали преступления».

Бандиты в форме

«Да… форма полицая «на рынке» сейчас возрастёт в цене. Наденет гопник форму и может безнаказанно бомбить квартиры, гаражи, машины… Людям останется только самим вооружаться и отбиваться от любых вломившихся в их жильё, а уж потом разбираться, был ли он в форме и имел ли право её носить», — считает комментатор под псевдонимом SB_Sb.

Федотов напомнил, что бандиты использовали форму и в советское время, и сейчас такие случаи тоже происходят:

«К закону это отношения не имеет. В законе не написано, что сотрудник полиции имеет право совершать преступление. Если, например, у вас на улице проверяют документы, а вы никаких противоправных действий не совершали, то полицейский должен представиться».

Прокуратура, начни работать

«Закон даёт полномочия полиции, и я так понимаю, не закрепляет ответственности за ними в случаи неподтверждения информации и подозрений. Таким образом, вседозволенность может породить беспредел, а сие опасно. Недавний скандал с пытками в тюрьмах тому свидетельство», — написал Романов Василий.

Экс-глава СПЧ ответил, что любой государственный орган при отсутствии общественного контроля становится малоуправляемым и представляет опасность для общества.

На вопрос о том, видим ли мы эту опасную трансформацию, Федотов ответил, что во многих местах, где нет налаженного контроля, такая опасность возникает.

«Ответственность сохраняется такая же. Любое незаконное действие влечёт ответственность. Я считаю, что надзор прокуратуры должен быть радикально усилен. К сожалению, прокуратура очень поверхностно надзирает за деятельностью правоохранительных органов.

До того, как Следственный комитет был выведен из состава прокуратуры, Прокурор имел возможность надзирать за ходом следствия. Сейчас у него нет почти никаких полномочий в отношении следствия. Он осуществляет надзор только за дознанием. А дознание — это то, чем занимается участковый», — рассказал эксперт.

Федотов уверен, что нужно не только вернуть полномочия прокуратуре, но и добиться, чтобы надзиратели их использовали.

Он объяснил, что в системе ФСИН у прокуратуры очень серьёзные полномочия, однако это ни к чему не приводит:

«Они пользуются этими полномочиями раз в месяц. А должна быть практика, когда прокурор регулярно проводит покамерный обход и разговаривает со всеми заключёнными и принимает от него все жалобы, которые могут возникнуть: в связи с работой следствия, дознания, полиции. Вот что должен делать прокурор, но, как правило, они этого не делают.

В отсутствии прокурорского надзора и общественного контроля начинается безобразие».

 Кассир банка пропала с коробкой, набитой миллионами рублей и валютой. Видео

Семён Гринберг

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector