Главная » Автострахование » Страховые выплаты
Многие автомобилисты хотя бы раз сталкивались с ситуацией обнаружения повреждений на личном автомобиле. В подобных ситуациях мы обращаемся к страховым организациям, которые возмещают причиненный ущерб в виде выплаты или оплаты ремонта по направлению.
Но на деле встречаются и такие ситуации, когда страховка не помогает, а страховщики ведут себя непрофессионально и открещиваются от проблем автовладельца. Как же быть?
В последнее время во многих крупных городах России стали появляться компании, предоставляющие помощь в подобных инцидентах или выкупающие долги страховых компаний перед застрахованным лицом.
По аналогии есть пример, когда кредитно-финансовые учреждения уступают долги своих клиентов третьей стороне. Похожие принципы вошли и в сферу страхования. Законодательная база «наградила» нас правами и про них не нужно забывать.
Порядок удовлетворения компенсации при наступлении реализации риска может быть разным для ОСАГО и КАСКО.
Дело в том, что федеральные нормы регулирует порядок работы страхующей компании при обязательном автостраховании и устанавливают конкретные сроки, которые нельзя нарушать, т.е.
страховщик может понести значительные финансовые потери в виде штрафов со стороны регулирующих органов.
В случае с добровольной страховкой сроки и регламент работы с клиентом фиксируются условиями, отраженными в договоре КАСКО, поэтому и Обман с выплатами или частичным возмещением ущерба встречается именно в этой части страхового бизнеса.
Каким же образом нужно действовать в подобной ситуации?
Существует множество компаний, занимающихся оспариванием нарушенных прав в сфере автострахования. Здесь можно получить помощь как при отказе страховой платить по условиям договора в случае наступления страхового риска, так и при неполном возмещении материального ущерба.
Также они фактически выкупают долги страховщика перед своими клиентами.
Чем выгодна уступка права требования по выплате страхового случая:
- не нужно тратить время на досудебное и судебное разбирательство;
- не нужно портить собственное психологическое состояние;
- можно сэкономить значительную часть суммы денежных средств;
- личный автомобиль быстрее будет отремонтирован и приведен в нормальное состояние.
Порядок выкупа страховых дел по ДТП
- В случае наступления страхового риска при дорожно-транспортном происшествии застрахованное лицо вправе передать право на получение возмещения ущерба в денежной форме с помощью договора цессии.
- Он представляет собой соглашение сторон об уступке возможности получения различного рода имущества, прав собственности и получения выплат по задолженности заемщиков, которые подтверждены документально и свидетельствует о данных правах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Отношения в сфере передач прав на требование (цессию) регламентируются 382 статьей Гражданского Кодекса.
- При заключении договора цессии (уступки) на требование в возмещении ущерба при наступлении страхового случая необходимо соблюсти следующее условие: сторона, изначально имеющая обязательства перед заинтересованным лицом, в отношении которой и происходит переуступка, должна быть уведомлена о заключении соответствующей сделки в первоочередном порядке.
- Из статьи 382 части 3 ГК РФ следует, что должник должен быть уведомлен официально в письменной форме о переходе прав на получение соответствующей задолженности к новому кредитору.
Заключение договора цессии
Для уступки права требования по обязательствам третьих лиц заключается Договор цессии. В соответствии с порядком, изложенным в статье 389 ГК РФ, переход прав возможен только при заключении соглашения в соответствующей письменной форме и обязательной государственной регистрации.
При заключении договора цессии в соответствии со статьей 385 ГК РФ прежний кредитор обязан передать новому кредитору документы, удостоверяющие само наличие обязательства третьего лица перед прежним кредитором.
Для уступки права требования не требуется разрешение должника, если иное не установлено условиями договора между страховой компанией и застрахованным лицом.
При заключении договора цессии необходимо обладать информацией по налоговой дисциплине должника, т.е. страховой компании.
В том случае, если сторона, несущая обязательства, имеет задолженность перед государством по налогам и иным сборам в бюджетные и внебюджетные фонды, могут возникнуть проблемы передачи прав на реализацию требования по выплате.
Об этом свидетельствует современная российская практика арбитражного разбирательства.
Узнайте как добиться от страховой компании максимальной выплаты по ОСАГО.
Если Вам необходимо получить заключение эксперта, читайте подробнее об проведении автоэкспертизы и независимой оценки ЗДЕСЬ.
Как выбрать надежную компанию для переуступки права на получение выплаты
Многие из нас при наступлении страхового случая, т.е. дорожно-транспортного происшествия, считают, что могут без посторонней помощи получить полное возмещение причиненного ущерба. На практика все происходит иначе.
Страховые компании частенько грешат тем, что недоплачивают своим клиентам или полностью отказываются платить по своим обязательствам, пытаясь найти нелепые оправдания или обстоятельства, оправдывающие их отказ.
Тогда становится очевидным, что не стоит ввязываться в спор. Многие считают, что помочь в подобной ситуации может только серьезное разбирательство. Но и этого страховые компании не боятся. Они умеют тянуть время, изматывать тяжбами и применяют всевозможные методы, чтобы клиент отказался от претензий на законно положенные выплаты.
Но есть и те, кто готовы заставить нерадивых страховщиков выполнять заявленные обязательства по договору страхования. На сегодняшний день существует множество компаний, готовых перекупить долги страховой организации.
Чтобы выбрать наиболее удобного и порядочного представителя своих интересов в подобной сфере, необходимо придерживаться следующих правил:
- Не стоит переуступать свои права на выплату по возмещению ущерба при дорожно-транспортном происшествии в течение первого дня обращения;
- Оценка ущерба не может быть определена «на глаз» лицом, не обладающим соответствующей компетенцией;
- Не стоит заключать договор цессии с компаниями, готовыми возместить причиненный ущерб в полном объеме;
- Договор цессии следует заключать только после проведения досудебного разбирательства с представителями страховой компании;
- Необходимо внимательно изучить условия договора переуступки прав требования.
Что означает каждое из правил
Любая уважающая себя компания, занимающаяся переуступкой или выкупом прав требований к страховым компаниям, производит осмотр, анализ и оценку ущерба по страховым случаям не менее чем за два рабочих дня, т.к. данная работа достаточно кропотлива и требует значительной подготовки всех необходимых материалов для дальнейшего разбирательства со страховщиком.
Если подобная компания предлагает данные Услуги, предусматривающие улаживание всех имеющихся вопросов в течении суток, то уровень компетентности и полнота выплаты будут гораздо ниже рыночной планки.
Узнайте как происходит возмещение ущерба при ДТП, если не хватает выплаты по ОСАГО.
Читайте что делать, если получен отказ в выплате страхового возмещения в ЭТОЙ СТАТЬЕ.
О том как происходит взыскание ущерба с виновника ДТП: //auto/pay/ushherba-pri-dtp.html
Любой осмотр, проводимый экспертом в случае незначительного ущерба, занимает несколько минут, а при серьезных повреждениях необходимо потратить и несколько часов, т.е. автомобиль следует, как минимум, проверить и на скрытые дефекты, которые невозможно обнаружить путем предварительного визуального контакта.
Оформление данных и проверка целостности машины займет не менее одного рабочего дня.
Возмещение ущерба в полном объеме по возникшему риску при договоре цессии – это миф. Максимальный уровень выплат в данной сфере составляет не более 90% от суммы затрат на устранение повреждений.
Если представитель компании, желающей заключить договор переуступки прав по выплате, утверждает, что они готовы возместить полностью всю сумму, то он лукавит. Стоит внимательно изучить условия соглашения, в которых могут быть спрятаны «подводные камни».
В соответствии с ГК РФ переуступка прав требования по страховой выплате возможна только после проведения досудебного разбирательства. Т.е. клиент страховщика обязан на начальном этапе попытаться договориться «по-хорошему».
И если страховщик отказывается и не приводит адекватные причины или обстоятельства, побудившие принять решение об отказе или частичной выплате, только после этого можно переходить к закреплению отношений о переуступке прав.
До подписания договора цессии необходимо внимательно изучить текст соглашения. В нем должны содержаться пункты, свидетельствующие о передаче второй стороне только право требовать выплату компенсации по страховому случаю, а также возместить судебные издержки.
Если в тексте есть упоминание о передаче прав на представление интересов в суде, получение средств по страховой выплате и утере товарной стоимости в качестве законного представителя, стоит воздержаться от подписания подобного договора, т.к. он не является договором цессии и не предусматривает переуступку прав.
Он лишь дает полномочия компании представлять интересы застрахованного лица в суде и получить за него все денежные средства. А вот гарантии передачи средств правообладателю не гарантированы, что создает почву для злоупотреблений и преступной деятельности.
Таким образом, при уступке прав требования выплаты по страховому возмещению необходимо знать, что:
- уважающие себя компании не занимаются перекупкой обязательств страховых компаний в течение одного дня;
- внимательное изучение договора цессии в страховании– обязательная мера предосторожности от преступного умысла третьих лиц;
- не нужно искать организацию, готовую к полному возмещению ущерба;
- уступка в традиционной практике предусматривает только передачу прав на возмещение материального ущерба по автострахованию и судебных издержек, если иное не предусмотрено к передаче условиями договора (утеря товарной стоимости);
- сторона, выкупившая долг страховщика, не имеет прав на возмещение иных издержек;
- в договоре цессии не предусмотрена передача прав на представление собственных интересов и получение в качестве доверенного лица средств возмещения по страховому случаю.
Подобные меры помогут не только уберечься от обмана, но и преступных действий злоумышленников, а также получить средства, положенные по страховке автомобиля.
Договор цессии при ремонте машины по ОСАГО: что это и почему его опасно подписывать
Цессия – понятие, автомобилистам не знакомое, поскольку непосредственно к автомобильной жизни оно не относится. Итак, цессия – это уступка прав требования, а договор цессии – это соглашение, регламентирующее передачу прав требования от одного лица к другому.
Самый простой пример – это уступка прав требования задолженности или, проще говоря, продажа долга.
Если один человек занял у другого деньги под расписку, но возвращать их не может или не хочет, заимодатель может подписать договор цессии с другим лицом, получив от него указанную в договоре сумму и уступив ему право требования долга с заемщика.
Разумеется, при уступке прав требования заимодатель (он в договоре цессии именуется цедентом) получает сумму, меньшую, чем сумма долга, но ЗАТО гарантированно и немедленно. Ну а лицо, выкупающее долг (по договору – цессионарий), само ищет способы взыскать деньги с должника в полном объеме.
При чем здесь ОСАГО и ремонт машины?
Казалось бы, схема взаимодействия автовладельца и страховой компании давно известна и отработана, при чем здесь цессия? Однако автомобилист может столкнуться с договором цессии, причем даже в двух возможных сценариях.
Первый вариант – это выкуп прав на компенсацию страховой компанией ущерба, причиненного в ДТП. Сценарий примерно таков: автовладелец попадает в ДТП не по своей вине, оформляет все документы, но страховая компания виновника занижает сумму выплат, затягивает с компенсацией или вовсе обанкротилась.
В такой ситуации Потерпевший автовладелец может получить предложение об уступке прав требования компенсации от страховой компании в обмен на меньшую, но быструю выплату.
В некоторых случаях такой вариант может быть оправдан: например, если вести судебные тяжбы со страховщиком не хочется, а ремонтировать машину нужно как можно быстрее и сумма, предлагаемая по договору цессии, достаточна для ремонта.
Однако даже такой сценарий может быть рискованным и убыточным для автовладельца. К примеру, договор цессии, подписанный сразу после ДТП без попытки получить положенную компенсацию от страховой компании – это гарантированная потеря денег.
В большинстве случаев в уступке прав требования нет необходимости: достаточно правильно зафиксировать объем повреждений автомобиля для корректного расчета стоимости ремонта, а затем получить компенсацию от страховщика в обычном порядке.
Так что если вам предлагают подписать «выгодный договор для получения быстрой выплаты», не стоит торопиться. Ну и универсальный совет изучать каждый документ, который вы подписываете, здесь очень актуален.
Второй вариант – куда более негативный. Договор цессии может быть подписан между потерпевшим автовладельцем и автосервисом, в который страховая компания направила его для ремонта автомобиля.
Разумеется, в этой ситуации страховщик и автосервис действуют в своих интересах, пользуясь недостатком юридических знаний автовладельца. Например, договор цессии может быть предложен в автосервисе вместо или вместе с актом приема-передачи автомобиля.
Подписывая договор, автовладелец уступает права требования компенсации ущерба автосервису, а в договоре фиксируется оценочная стоимость ремонта.
Самое неприятное здесь то, что негативных последствий для владельца поврежденной машины может быть несколько.
Во-первых, автосервис получает от страховой компании компенсацию, необходимую для ремонта автомобиля, в полном объеме – то есть согласно расчету повреждений. А вот при выполнении работ сервис может сэкономить.
При этом автовладелец, получивший некачественно отремонтированный автомобиль, больше не может требовать от страховщика исправления недостатков – ведь он уступил права требования автосервису, и все вопросы остается решать только с ним.
То есть все дальнейшие взаимоотношения автовладельца и сервиса никак не связаны с ОСАГО и страховой компанией. Соответственно, доказывать, что реальная стоимость ремонта ниже той, что была рассчитана по ОСАГО, придется самому автовладельцу.
Во-вторых, возможен сценарий, когда сумма компенсации, полученной автосервисом от страховой компании, оказывается недостаточной для ремонта, и владелец машины оказывается вынужден доплачивать за ее ремонт сам.
Если бы при этом не был подписан договор цессии, то компенсация стоимости ремонта в пределах максимальной страховой суммы, установленной законом (на конец 2020 года это 400 тысяч), никак не касалась бы автовладельца: требовать доплаты автосервис мог только от страховой компании.
Но если потерпевший в ДТП автовладелец подписал договор цессии, то право требовать деньги от страховой компании его больше не касается: законные взаимоотношения у него остаются только с автосервисом.
И если в ходе ремонта выяснится, что сумма, выплаченная страховщиком, не покрывает затрат на ремонт, доплачивать придется не страховщику, а самому автовладельцу.
Более того, иногда встречаются и явно мошеннические схемы, когда договор цессии подписывается фиктивно, без участия автовладельца. Но если здесь суд может встать на защиту потерпевшего, установив факт подделки подписи, то в случае добровольного подписания договора невнимательным автовладельцем предъявлять претензии будет уже некому.
Фактически методов защиты от подобного «законного обмана» нет: в судебном порядке практически невозможно оспорить подписание договора цессии, сославшись на то, что автовладельца ввели в заблуждение.
А, значит, избежать проблем можно, лишь соблюдая два условия. Во-первых, нужно знать о существовании договора уступки прав требования и последствиях его подписания.
Ну а во-вторых, не подписывать документы не глядя, а внимательно проверять каждую бумагу, которую вам предлагают.
Статьи
Что такое цессия вообще? Человеческим языком это переуступка прав требования другому субъекту — лицу или организации. В контексте страховок по ОСАГО или КАСКО это передача права на требование возмещения ущерба некой сторонней организации.
Как работает цессия при возмещении ущерба по ОСАГО и реже по КАСКО. В стандартном варианте потерпевший должен обратиться в страховую компанию и получить либо выплату, либо отремонтированный автомобиль. То есть в схеме участвуют два субъекта: страхователь и страховщик.
Но где есть денежные потоки, там всегда появляются те, кто хочет перенаправить часть этого потока в свой карман. Законно это можно сделать с помощью договора цессии. Возникает третий субъект. Это может быть частное или юридическое лицо, смысл и схема одинаковы.
Этот третий субъект предлагает потерпевшему в ДТП деньги или ремонт, мотивируя тем, что в страховой будут долго мурыжить, заплатят мало, могут вообще не заплатить. Страшилок про страховые и сказки про себя этот третий расскажет много.
Итак, он предлагает потерпевшему решение всех проблем немедленно, а в замен нужно с ним заключить договор цессии (часто это слово даже не звучит, чтобы не пугать клиента), по которому все права требования страхового возмещения переходят к этому «третьему».
То есть, страховая компания теперь должна выплату не потерпевшему, а «третьему», ибо потерпевший в соответствии с договором цессии теряет право на возмещение ущерба.
Кого-то это может быть и устроит. Нормальный вариант. Вчера ДТП, сегодня уже деньги. НО! Денег Вы получите заведомо меньше, чем заплатила бы страховая компания.
Стоимость ремонта после ДТП по ОСАГО конкретного автомобиля вырасти не может, а третье лицо хочет заработать. Они быстро прикинут, что величина возмещения составит 150 000 рублей и предложат потерпевшему 100 — 120 000.
И как в анекдоте: «Вот на эти 3% и живут!» Тоже самое и с ремонтом. СТО отремонтирует Ваш автомобиль, а с СК получит деньги за это.
В чем же опасность такой схемы для потерпевшего в ДТП? В том, что передавая свое право требования человек выпадает из правового поля ОСАГО. За некачественный ремонт на СТО ПО НАПРАВЛЕНИЮ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ несет ответственность СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ. Это Закон.
И рычаг воздействия на криворуких кузовщиков и маляров есть, и серьезный — финансовый омбудсмен. Страховые его боятся как огня, ибо наказывает их сурово. За некачественный ремонт на СТО ПО ДОГОВОРУ ЦЕССИИ несет ответственность СТО и только в рамках заключенного договора.
Обычно в такие договора специально делают кривыми и не в пользу клиента. Типа мы, СТО Пупкин и сыновья, обязуемся чего-нибудь починить. При этом очень часто клиенту приходится доплачивать за ремонт и немало. И при спорах с СТО потерпевший остается с ней один на один.
Закон о правах потребителей и суды Вам в помощь…(((
Страховым компаниям тоже выгодно, чтобы клиент подписал договор цессии с СТО. СК и СТО работают по договору и всегда смогут договориться и о скидках, и о преференциях. Зато клиент точно не сможет прийти в страховую ни с какой претензией. А СТО что: сегодня одно юр лицо, завтра другое. Ищи ветра в поле.
Я не хочу сказать, что все СТО жулики и плохо ремонтируют. Нет, есть и порядочные бизнесмены. Но Потребитель должен знать об опасностях и взвешивать свои решения.
И ещё один важный момент. Что ещё теряет клиент подписывая договор цессии. А теряет он возможность дополнительного возмещения ущерба. А это иногда может удвоить сумму возмещения. Об этом написано в этих статьях:
Деньги или ремонт по ОСАГО. Что выбрать?
Как увеличить выплату по ОСАГО?
Если у Вас остались вопросы, звоните по телефонам указанным в разделе Контактная информация
Допустимость уступки в страховании: обзор правовых позиций ВС РФ
В декабре 2017 года Верховный Суд РФ выпустил два акта толкования по вопросам применения норм о страховании — Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.
2017) и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Большинство поднимаемых Верховным Судом РФ проблем являются достаточно узкими и связанными исключительно с применением норм о страховании.
Однако некоторые вопросы, рассмотренные Верховным Судом РФ, выходят далеко за рамки института страхования и нуждаются в осмыслении и оценке.
Допустимость замены выгодоприобретателя по договору страхования по его инициативе
В пункте 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.
2017) указано, что «страхователь (выгодоприобретатель) по договору добровольного страхования вправе после совершения действий, указанных в пункте 2 статьи 956 ГК РФ, заменить себя другим лицом, заключив договор цессии, если иное не следует из договора и существа отношений между его сторонами».
Причина, по которой Верховный Суд РФ вынужден был включить в Обзор данный пункт, заключается в неправильном толковании нижестоящими судами нормы ст. 956 ГК РФ.
Полагая, что зафиксированный там запрет на замену выгодоприобретателя после выполнения им обязанностей из договора или предъявления требований к страховщику является абсолютным, суды запрещали заменять выгодоприобретателя даже тогда, когда он сам желал этого (подобные дела – ранее не были редкостью; см. например Апелляционное определение Тюменского областного суда от 27.08.2012 по делу N 33-3760/2012).
Очевидно, что такое толкование нормы ст. 956 ГК РФ является абсолютно неверным и логично нуждающимся в корректировке.
Идея указанной нормы заключается в предоставлении выгодоприобретателю дополнительной защиты от потенциально недобросовестных действий сторон договора.
Поскольку у выгодоприобретателя присутствует разумный интерес в получении выгоды по договору страхования, то его замена без его участия будет нарушать права выгодоприобретателя.
Однако сказанное выше не означает, что выгодоприобретатель сам не может заменить себя другим лицом, совершив уступку. Заключая договор цессии, лицо распоряжается имеющимся у него правом, и никаких политико-правовых оснований ограничивать возможность такого распоряжения.
Таким образом, сформулированную Верховным Судом РФ позицию можно только поддержать.
Допустимость уступки права на получение морального вреда и 50% штрафа по Закону «О защите прав потребителей»
Второй вопрос, рассмотренный Верховным Судом РФ, заключается в допустимости уступки права на получение 50% штрафа и на компенсацию морального вреда.
В пункте 71 Постановления N 58 ВС РФ установил, что права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда и на получение «потребительского» штрафа не могут быть переданы по договору уступки требования (статья 383 ГК РФ).
Однако тут же добавил, что присужденные судом суммы компенсации морального вреда и «потребительского» штрафа могут быть переданы по договору уступки права требования любому лицу.
Решение Верховного Суда РФ о запрете уступки «будущего» потребительского штрафа, как тесно связанного с личностью, является спорным.
Во-первых, данное требование не рассматривалось как тесно связанное с личностью самим ВС РФ (см. Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2016 N 16-КГ16-3).
Во-вторых, сама идея, что после вынесения судебного решения, некое требование меняет свою суть и перестает быть тесно связанным с личностью выглядит странно.
Вполне возможно, Верховный Суд РФ исходит из того, что раз размер потребительского штрафа до вынесения судебного решения не может быть определен, то и уступать его до этого момента не представляется возможным. Однако как это соотносится с общей допустимостью уступки будущих прав – не совсем очевидно.
Вопрос уступки права на компенсацию морального вреда является еще более дискуссионным. Очевидно, что Моральный вред причиняется конкретному лицу, является субъективным. Исходя из этого, многие представители доктрины делают вывод о недопустимости цедирования права на получение компенсации, как права, тесно связанного с личностью.
Однако выдвигается иная точка зрения: тот факт, что право на компенсацию морального вреда возникает в связи с причинением страданий конкретному лицу, не означает автоматическую нетрансферабельность права, т.к. компенсация морального вреда, по сути, те же денежные средства, что и в случае возмещения убытков. Следовательно, основания для ограничения допустимости уступки данного права отсутствуют.
Если поддержать второй подход, то решение Верховного Суда РФ не ограничивать допустимость уступки выглядит логичным.
Объяснение, почему право уступки возникает с момента вынесения судебного решения, может заключаться в том, что потерпевший сам оценивает размер причиненного ему морального вреда.
Соответственно, допуская уступку до вынесения судебного решения, мы лишаем ее экономической целесообразности, поскольку получить компенсацию морального вреда в объеме большем, чем плата по договору купли-продажи этого права, будет невозможно.
Условно говоря, если потерпевший уступил право на компенсацию морального вреда за 100 рублей, то присужденная судом компенсация не может быть выше этой суммы, что приводит к экономической нецелесообразности такой уступки.
Таким образом, сформулированные Верховным Судом РФ подходы являются попыткой разрешить неопределенности, связанные с возможностью уступки в сфере страхования. Однако эти революционные идеи оставляют больше вопросов, чем дают ответов. В связи с чем становится интересно, как будет складываться отношение правоприменительной практики к сформулированным подходам.
На основе заседания Кружка
Гражданского права ЮФ СПбГУ
Договор цессии по ОСАГО
Как правило, страховые компании не горят желанием выплачивать своим клиентам положенные им деньги. Если сумму на ремонт авто необходимо получить срочно, хорошим решением будет заключить договор цессии по ОСАГО. Подобные соглашения регулируются 382 статьёй ГК и, по сути, являются аналогом продажи долга банками.
Что такое цессия по ОСАГО
Договор цессии – это соглашение о передаче прав на получение денежного возмещения от страховщика.
Подобный документ заключается между страхователем, имеющим право на получение денег и иным другим лицом, как физическим, так и юридическим. Страхователь обязан передать компании все документы, которые касаются обстоятельств страхового случая. Взамен он получает компенсацию, размер которой составляет примерно 70-90% от общей суммы возмещения.
Благодаря заключению такого соглашения владелец машины может быстро получить деньги. Как правило, покупатель переводит их в течение двух-трёх дней.
Существенным преимуществом можно назвать и то, что ему не нужно лично участвовать в спорах, в том числе судебных, со страховщиком. Вместо него это будут делать опытные автоюристы.
Компания, которая выкупила право на получение компенсации, получает свой доход в размере разницы начисленной выплаты и денег, отданных страхователю.
Важными условиями для заключения соглашения являются:
- наличие действующего полиса ОСАГО и соблюдение всех условий договора по нему;
- ДТП должно быть оформлено в соответствии с законом (допустимо, чтобы это было сделано по европротоколу);
- заявление на выплату и все документы о ДТП должны быть поданы в страховую компанию владельцем авто в установленный срок;
- должна быть проведена Экспертиза ТС, на основании которой определяется размер страховой выплаты;
- человек, уступающий права, является владельцем ТС.
Желательно также пройти досудебное разбирательство до заключения договора, поскольку проблема может быть быстро решена уже на этой стадии.
Чтобы не ошибиться с выбором того, кому передаётся право требовать выплату и не стать жертвой мошенников, нужно соблюдать несколько простых правил:
- не переуступать право на выплату в первый же день обращения;
- не передавать права организации, где ущерб, нанесенный машине, пытаются определить на глаз, без использования специального оборудования;
- не заключать договор, если компания предлагает заплатить полную сумму компенсации;
- внимательно прочитать и изучить все условия, указанные в документе.
В каких случаях она нужна
договор цессии целесообразно заключить в следующих ситуациях:
- страховая незаконно отказала в выплате компенсации.
- право на получение денег необходимо доказать в судебном порядке.
- страховщик намеренно затягивает сроки выплаты.
- организация, с которой был заключён договор осаго, обанкротилась либо лишилась лицензии.
в последнем случае деньги можно будет получить только при обращении в рса. этот процесс может затянуться на довольно длительный срок.
бланк договора уступки прав требования
Образец договора цессии (кликните для увеличения):
В договоре цессии обязательно должны быть указаны следующие сведения:
- Данные человека, который уступает права (ФИО, паспортные данные, банковские реквизиты).
- Информация по договору ОСАГО, включая полное название страховщика и сведения о полисе.
- Информация о покупателе (полное название и адрес фирмы, контакты).
- Информация о страховом случае (когда, где и при каких обстоятельствах произошла авария).
- Сумма страховой выплаты.
- Указания, на что конкретно передаются права (на выплату возмещения по страховке).
К основному документу необходимо приложить дополнительное соглашение, которое определит размер стоимости переданных прав. В нём стоит сделать пометку о том, что деньги выплачены в счет возмещения ущерба. Подобная запись освободит получателя средств от уплаты подоходного налога.
Образец доп. соглашения:
Для заключения соглашения не требуется согласия страховщика, за исключением тех случаев, когда это отдельно прописано в договоре с ним. Однако его необходимо письменно известить о передаче прав на получение выплаты.
Перечень необходимых документов
После того, как соглашение о передаче прав заключено, продавцу обязательно передаются следующие документы:
- постановление или протокол об административном правонарушении или извещение о ДТП (в зависимости от того, как была оформлена авария);
- приложение к постановлению;
- документ о результате независимой экспертизы, включающий в себя расчет суммы выплаты.
Если до заключения договора цессии страхователь пытался взаимодействовать со страховой самостоятельно, то от него могут потребоваться следующие бумаги (при их наличии):
- письменный отказ страховой выплачивать деньги;
- подтверждение частичного получения возмещения;
- копия претензии и ответа страховой.
В дополнение к вышеуказанному могут понадобиться копии:
- полиса ОСАГО;
- водительского удостоверения;
- свидетельства о регистрации машины.
26 декабря 2017 года было выпущено постановление №58 Пленума ВС РФ. В нём рассматриваются различные спорные вопросы, которые могут возникнуть при в судебных разбирательствах, касающихся ОСАГО. После этого пошли слухи о запрете на переуступку прав требования.
Согласно указанному документу, передача права требования компенсации возможна. При этом из договора должно быть четко видно, какие именно права на какое конкретно возмещение передаются.
Заключить договор цессии можно не раньше, чем наступил страховой случай (пункт 70 Постановления).
Права переходят к новому кредитору ровно в том же объеме и на тех же условиях, что были применимы к владельцу авто.
По договору цессии можно передать только право на получение компенсации за вред, нанесенный автомобилю. Но не за моральный или причинённый жизни и здоровью ущерб. Не получится передать по соглашению и права на получение штрафов за просрочку страховщиком времени выплаты.
Продажа прав на требование со страховщика компенсации – удобный способ быстро и с минимальными усилиями получить деньги на ремонт машины, пусть и не в полном объёме. Но очень важно правильно заполнить документ и ответственно подойти к выбору нового кредитора. Иначе есть риск остаться вообще без возмещения.
О новой схеме обмана автовладельцев, которым после дтп положено натуральное возмещение по полису осаго
В социальных сетях появись рассказы возмущенных автовладельцев, которые по собственной доверчивости попали в руки недобросовестных посредников в организации ремонта после дорожной аварии.
Напомним, что с весны 2017 года действуют изменения в законе об ОСАГО, которые устанавливают приоритет натурального возмещения над денежной выплатой для новых договоров и в отношении автомобилей, принадлежащих гражданам.
Банк России поддержал эти нововведения с одной целью: улучшить качество клиентского сервиса при урегулировании убытков. Но мошенники придумали очередную схему, которая добавляет автолюбителям новых хлопот и нервотрепки.
Так на что, собственно, автовладельцы жалуются? На действия некоторых ассистанских (от англ. Assistance – помощь, содействие) компаний, которые уговаривают попавших в ДТП заключать договор цессии. Напомним, что цессия – это переуступка прав требования. То есть человеку говорят: «Не волнуйтесь, мы сделаем все лучше и быстрее, чем ваша страховая компания.
Только доверьте нам право «защищать» ваши интересы. Подпишите договор!». Но при этом умалчивают, что после цессии перед клиентом по обязательствам уже не отвечают страховая компания и ее партнеры – станции техобслуживания, которых закон обязывает провести ремонта максимум за 30 рабочих дней.
Ответственность при этом берет на себя посредник, а ведь на него новые требования по срокам и качеству ремонта не распространяются.
В том, что среди посредников могут быть – да и есть уже – крайне недобросовестные, пользователи сети активно пишут на форумах автолюбителей. Такие горе-помощники затягивают сроки ремонта до трех-четырех месяцев после того, как страхователь заключил с ним договор цессии.
Вот какую историю рассказал один из жителей Московской области – назовем его г-н Иванов. Он попал в ДТП, сразу сообщил об этом в компанию, в которой застрахован. И уже на следующий день к нему приехал человек, чтобы произвести осмотр автомобиля и оформить страховой случай. Г-н Иванов даже не сомневался, что это представитель страховщика.
Машину осмотрели, бумаги подписали. В тот же день приехал эвакуатор и увез авто в сервис на оценку скрытых повреждений – однако никаких документов об эвакуации автовладелец не получил. Вот тут бы г-ну Иванову уже и засомневаться, но он решил немного подождать. А потом еще немного.
Когда же истек положенный по закону об ОСАГО срок, в течение которого страховая компания должна ознакомить клиента с заключением о «цене ремонта», и клиент все же позвонил в свою страховую компанию, выяснилось: приезжал на осмотр вовсе не их сотрудник, а некий подрядчик.
И он, как выяснилось, вместе с пакетом документов дал на подпись г-ну Иванову договор цессии со странным по функционалу и недавно созданным обществом с ограниченной ответственностью. Ремонт авто так и не начался.
Этот случай, увы, не единичен. Жалоб клиентов становится все больше. При этом винить страховую компанию не приходится, так как после подписания автовладельцем договора цессии она уже не контролирует процесс и даже не в курсе, на какую станцию техобслуживания отправляют его «перекупщики прав».
Эксперты предупреждают: после цессии перед клиентом отвечает не страховщик, у которого вы оформляли полис ОСАГО, а компания-посредник, у которой появилось право требования к страховщику вместо пострадавшего в ДТП.
А страховые юристы настоятельно советуют не заключать второпях подобные договоры и внимательно изучать все документы, прежде чем их подписывать.
Наказать горе-посредника за некачественный ремонт, сорванные сроки, без согласия автовладельца установленные бывшие в употреблении запчасти или непредставленную гарантию на авторемонт будет непросто. Такая ответственность предусмотрена только в отношении страховой компании.
По материалам Отделения по Липецкой области ГУ ЦБ Российской Федерации по ЦФО
Договор цессии по ОСАГО: что это за документ, когда заключается, какие сведения необходимы, как происходит расторжение, а также образец соглашения
Если водитель попал в аварию, страховая компания виновника обязана возместить ему ущерб. На практике так происходит не всегда: организация может вовсе отказаться выплачивать компенсацию или ограничиться суммой, которая не соответствует реальным потерям. Проблему можно решить, продав долг по ОСАГО автоюристам через договор цессии.
Это законная Процедура. С момента его заключения именно они имеют право требовать со страховой компании выплату реального ущерба, в том числе через суд. Они же получат все деньги, если дело удастся выиграть.
Что это такое?
Цессия – это переуступка прав требования (ст. 388 ГК РФ). Если человек или организация выступают кредитором, по собственному желанию они могут передать право взыскивать долг третьим лицам.
Для страховки ОСАГО принцип действует так: составляется договор, в котором указывается, что право на получение денежной компенсации за причинённый ущерб переходит от пострадавшего в ДТП к юридической компании.
В каких случаях заключается?
Все условия, при которых допустимо заключение договора цессии, прописаны в Гражданском кодексе РФ (ст. 388). По сути, передать право на взыскание долга можно в самых разных ситуациях:
- от банка коллекторам;
- при наличии долгов в сфере поставки;
- при покупке квартиры в новостройке (по договору долевого участия).
Любой пострадавший в ДТП водитель имеет право заключить договор цессии о переуступке прав требований ущерба перед страховой компанией. При этом по такому документу получить компенсацию можно только за материальный ущерб.
Передача прав, которые связаны с личностью кредитора (в том числе требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью) не допускается (ст. 383 ГК РФ).
Заключить договор цессии по ОСАГО можно в следующих случаях:
- Страховая компания отказала в выплате после ДТП.
- Выплаченная сумма не соответствует реальной стоимости причинённого ущерба.
- Страховая затягивает выплату компенсации.
- Страховая компания обонкротилась.
Когда это бывает выгодно?
Продажа долга по ОСАГО третьим лицам выглядит привлекательно для пострадавшей стороны. Обращаясь к перекупщикам, человек получает целый комплекс выгод:
- моментальная денежная выплата, которую можно использовать для ремонта разбитой машины;
- отпадает необходимость самостоятельно судиться со страховой компанией в борьбе за справедливость;
- можно не бояться разорения страховой компании, ответственной за выплату.
Что требуется для составления?
Заключение договора цессии регламентируется ст. 382 ГК РФ. По сути, проводится сделка купли-продажи. Продается в данном случае долг по ОСАГО. Именно на основании этого документа все права требования долга переходят юридической компании-покупателю.
Обязанность продавца – передать все документы, касающиеся существенных обстоятельств страхового случая, покупателю.
Для заключения договора должны быть соблюдены следующие условия:
- Наличие действующего полиса ОСАГО.
- Подтверждение того, что за рулём находился водитель, вписанный в страховку.
- Наличие всех протоколов с места ДТП, оформленных надлежащим образом.
- Зафиксированный факт обращения пострадавшего в страховую компанию с соблюдением всех регламентированных сроков.
- Проведение экспертизы для оценки суммы ущерба (в большинстве случаев услуги по независимой оценке предлагают в компании-перекупщике долгов по ОСАГО).
Какие сведения необходимы?
В договор вносятся следующие данные:
- персональные данные страхователя (Ф.И.О, паспортные данные);
- реквизиты компании, которая выкупает долг (название, адрес, ОГРН, ИНН);
- данные страхового полиса ОСАГО;
- информация о произошедшем ДТП (дата, время, место, участники и пр.);
- сумма страховой выплаты, рассчитанная страховщиком.
Как составляется и что указывают в документе?
Документ о переуступке должен составляться в соответствии правилами, предусмотренными для любого гражданского договора (ст. 432 ГК РФ). Он обязательно должен содержать следующую информацию:
- о цеденте (продавце) и цессионарии (покупателе) (реквизиты обеих сторон);
- о предмете сделки – процессе и условиях передачи прав требований от цедента к цессионарию;
- данные действующего договора ОСАГО (название страховой компании, номер полиса);
- подробную информацию о страховом случае (место, время и участники ДТП);
- сумму страховой выплаты.
В дополнении к договору составляют дополнительное соглашение, регулирующее процесс передачи вознаграждения от юридической фирмы, которая выкупает долг к страхователю.
В соответствии с требованиям закона после заключения договора цессии требуется отправить страховой компании письменное уведомление о о том, что права требования долга были переданы другому лицу. (ч. 3 ст. 382 ГК РФ).
Какие бумаги прикладываются?
Для заключения договора потребуются следующие документы:
- Паспорт пострадавшего.
- Справка о ДТП.
- Протоколы об административных правонарушениях.
- Акт осмотра автомобиля, проводимый страховой компанией.
- Результаты независимой экспертизы.
- Водительские права лица, который управлял машиной на момент аварии.
- Свидетельство о регистрации ТС.
У кого хранится?
Договор составляется в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон сделки. Хранить его следует не менее трех лет. Ровно столько составляет сроки исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Копию документа вместе с уведомлением о переходе прав третьему лицу следует направить страховой компании.
Условия, порядок и правила расторжения
Гражданский Кодекс РФ допускает возможность расторжения договора цессии (ст. 450–451 ГК РФ). Сделать это можно:
- в одностороннем порядке;
- по обоюдному согласию;
- через суд.
По инициативе одной из сторон
Для того, чтобы инициировать расторжение договора цессии, у стороны сделки должны иметься веские основания. Прекращение договорных отношений возможно в следующих случаях:
- Договор нарушает требования закона и переуступает права, передача которых запрещена (Алименты, моральный и материальный ущерб).
- К договору не был приложен необходимый пакет документов.
- Приобретатель долга не произвел оплату по сделке в установленные сроки.
Расторгнуть документ в одностороннем порядке без участия суда можно в двух случаях:
- Если условия такого расторжения прописаны в документе.
- Если получилось прийти к мировому соглашению со второй стороной.
Во всех других ситуациях требуется обращаться в суд. Заинтересованная сторона должна составить письменное Уведомление, в котором указывается причина расторжения договора, а также предполагаемая дата разрыва отношений.
Мировое соглашение
Расторжение по обоюдному согласию возможно, если обе стороны на добровольной основе не намерены больше исполнять условия документа. Аннулировать договор можно путем заключения двустороннего соглашения. Форма такого соглашения официально закреплена законодательством (гл. 29 ГК РФ). Документ должен быть составлен в письменной форме.
Чтобы Соглашение имело законную силу, требуется заверить его у нотариуса.
Через суд
Если достигнуть консенсуса с другой стороной договора не получается, расторгнуть соглашение в одностороннем порядке можно через суд. Для этого в Арбитражный суд по месту регистрации ответчика подаётся Иск с указанием причины, по которой возникла необходимость аннулирования документа. К иску необходимо приложить:
- ксерокопию договора цессии;
- ксерокопию соглашения, на основании которого возникло первоначальное обязательство;
- любую другую документацию, которая будет подтверждать необходимость расторжения сделки.
Как выбрать надежную компанию для переуступки права на получение выплаты?
Перед заключением договора цессии нужно убедиться, что компании, покупающей долг, можно доверять. Для этого следует ориентироваться на следующие аспекты:
- Механизм работы организации. Надёжная фирма не заключает договор цессии в первый же день. Предварительно специалисты изучают нюансы споров со страховой компанией, проводят самостоятельную оценку повреждений автомобиля. И только после этого выставляют клиенту финансовые условия сделки.
- Качество проводимой экспертизы автомобиля. Почти каждая компания предлагает услуги независимой экспертизы про оценке ущерба, нанесённого автомобилю. Для этого требуется соответствующее оборудование и квалификация оценщика. Если организация “на глаз” определяет стоимость повреждений, ей не следует доверять.
- Размер предлагаемой компенсации. Стандартный процент, который оставляют себе перекупщики за договор цессии, колеблется в пределах 30. Любая цифра, существенно отличающаяся от этой в большую или меньшую сторону, должна насторожить клиента.
- Содержание самого договора. Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться со всеми пунктами соглашения: права и обязанности сторон, выгоды, которые получает цессионарий.
Автоюристы предлагают 2 вида выкупа долга: под доверенности или по договору (цессии). Только второй вариант представляет собой полноценную переуступку и грозит минимальными рисками для водителя.
Мошенничество
Компании-перекупщики используют всевозможные схемы для увеличения своей финансовой выгоды. Самый финансово опасный для клиента алгоритм: одновременное заключение договора цессии и доверенности на представление интересов в суде.
По договору цессии взыскать можно только фактический материальный ущерб, причинённый автомобилю.
Зачастую мошенники не только заключают договор цессии, но и получают от водителя Доверенность на представление его интересов в суде. Туда они обращаются именно на основании доверенности.
Это даёт им возможность претендовать не только на всю сумму ущерба, но и на возмещение штрафов и процентов, положенных в соответствии с законом о защите прав потребителей.
Клиенту мошенников это грозит начислением НДФЛ (налога на доходы). Дело в том, что Штраф, назначенный судом – не считается страховой выплатой, а рассматривается как доход. Заплатить 13% придётся водителю, ведь доверенность даёт право лишь на предоставление интересов (п.1 ст.210, ст.41, 212, 217, 226 НК РФ). Официально именно водитель остаётся клиентом страховой.
Как избежать подобных уловок?
- Внимательно изучать все документы прежде, чем подписывать их. Нужно убедиться, что тот вид сотрудничества, который заключён с компанией – действительно цессия.
- Попробовать самостоятельно разрешить споры со страховой компанией. Когда дело доходит до суда, как правило, закон всегда остаётся на стороне клиента страховой компании. Если шанс выиграть иск действительно большой, исход дела не будет зависеть от того, кто выступает истцом – пострадавшая сторона или цессионарий.
Переуступка долга по ОСАГО через договор цессии – возможность быстро получить деньги на ремонт разбитой машины.
Тем не менее к выбору компании и заключению соглашения нужно подойти максимально ответственно, чтобы действительно получить финансовую выгоду от сотрудничества, а не новые проблемы.
Вам также может понравиться