Вопрос об авторском праве в области дизайна интерьера

Создание дизайнерского проекта – творческая деятельность, результат которой защищается законодательством об авторском праве.

Защита интеллектуальной собственности дизайнера зафиксирована в статье 7 Федерального закона «Об авторских и смежных правах»: в нем говорится, что архитектурные, строительные и дизайнерские объекты признаются объектами авторского права.

Плагиат, то есть использование в своих целях чужих креативных идей без разрешения автора, может стать основанием для судебного иска и получения компенсации причиненного вреда.

Что является объектом авторского права в дизайне интерьера?

Перед тем как говорить о защите авторских прав, нужно разобраться, является ли дизайн-проект объектом авторского права. В сфере дизайна интерьеров защищаемыми объектами могут быть признаны проекты, эскизы, чертежи, фотографии, двухмерные и трехмерные макеты и т.п. Специально защищать их не требуется, закон сразу гарантирует им правовую защиту по факту создания.

Например, если сайт или СМИ публикует дизайнерский проект полностью или частично, необходимо поставить знак копирайта (буква «с» в круге), указать имя дизайнера, год создания проектного решения.

Однако в этой сфере есть целый ряд нюансов:

  • Объектом авторского права дизайнера не может считаться техническое решение – на него нужно получать патент, как на изобретение. Например, если дизайнер придумал новую оригинальную защелку для дверцы шкафчика, он должен запатентовать ее, чтобы защитить интеллектуальную собственность.
  • Объектом авторского права признается творческое решение, а не материальный носитель, на котором оно находилось. Например, если дизайнер отдал коллеге флешку, с которой забыл удалить проект, это не дает права получателю флешки использовать в своих целях найденные на ней идеи.
  • Авторское право на интерьер зависит от особенностей соглашения между заказчиком и исполнителем. Если дизайн разрабатывался на заказ по договору, то все права на интерьер после оплаты переходят к хозяину жилища. Без его разрешения дизайнер не может выкладывать изображения в СМИ и в интернете, так как это считается нарушением права на неприкосновенность частной жизни. Некоторые хозяева готовы разрешить опубликовать свой эксклюзивный интерьер – так часто поступают публичные персоны, артисты или блогеры.

Знание нюансов законодательства помогает защитить свою интеллектуальную собственность и суметь доказать в сети свои права на нее. Начинающему дизайнеру необходимо быть внимательным при заключении договоров напрямую с клиентами и с агентствами – далеко не все работы можно публиковать в портфолио без разрешения.

Вопрос об авторском праве в области дизайна интерьера

Виды авторских прав

Законодательство разграничивает несколько видов авторских прав. Они могут быть личными неимущественными, исключительными, также в законе зафиксированы право следования и право доступа. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Личные неимущественные права предусматривают следующие положения:

  • Право авторства. Дизайнер считается единственным создателем проекта.
  • Право на имя. Оно предполагает возможность указывать свое имя при публикации произведения на любых площадках, в том числе в интернете.
  • Право на неприкосновенность интеллектуальной собственности. Оно гарантирует проекту защиту от внесения любых изменений без согласия автора.
  • Право на обнародование. Создатель вправе публиковать свое произведение в свободном доступе и указывать свое авторство.
  • Право на отзыв. При желании собственник может запретить публиковать проект и потребовать его удаления с любых публичных платформ.

Отдельным видом считается исключительное право на произведение. Оно позволяет использовать проект любыми способами и распоряжаться интеллектуальной собственностью по своему усмотрению без ограничений.

К иным правам законодательство относит право следования и доступа. В первом случае автор может претендовать на часть цены произведения при его продаже, во втором получает возможность скопировать произведение и оставить копию у себя. Все нюансы по вопросам защиты авторского права должны быть отражены в договоре, чтобы впоследствии у сторон не возникало взаимных претензий.

Онлайн-практикум для начинающих

Воплощать идеи дизайна интерьера в своей квартире поможет онлайн-практикум от Art and Shock School. Бесплатно и без особых временных затрат вы узнаете о профессии и основных правилах дизайна интерьера.

Онлайн-практикум длится 3 дня, за которые вы:

  • познакомитесь с профессией;
  • поучаствуете в онлайн мастер-классах на такие темы как колористика, стилистика, эргономика;
  • узнаете перспективы и возможности профессии дизайнера интерьера;
  • поймете, что нужно для старта и где искать заказчиков;

В результате, вы выполните свой первый пробный дизайн-проект при поддержке кураторов онлайн-практикума.

Регистрируйтесь по ссылке и пробуйте себя в новой профессии уже сейчас:

Вопрос об авторском праве в области дизайна интерьера

Авторское право на дизайн-проект

Авторское право на дизайн-проект интерьера может принадлежать следующим категориям субъектов:

  • Самому дизайнеру, который разработал проект в качестве физического лица. В этом случае он может, например, опубликовать его в своем блоге со знаком копирайта, продать, выставить на конкурс или выполнять с ним любые другие действия.
  • Группе дизайнеров. Если работа над проектом велась совместно, все участники группы приобретают равные права. Они могут использовать как готовый результат, так и все черновики или эскизы, которые использовались во время работы.
  • Компании, являющейся работодателем дизайнера. Если проект был создан в рамках выполнения должностных обязанностей, а не в свободное от работы время, все права на него переходят к организации, автор теряет право им распоряжаться самостоятельно.

Владелец дизайн-студии заключает договор на авторские права на дизайн с сотрудниками, информация об этом чаще всего вписывается в общее трудовое соглашение. Однако в соответствии с п. 2 ст.

1295 ГК РФ, на реализацию авторского права отводится три года.

Если в течение этого срока дизайн-студия никак не использовала проект и не передала исключительное право на него другим лицам, оно будет возвращено создателю.

Вопрос об авторском праве в области дизайна интерьера

Авторское право при создании портфолио дизайнера интерьера

При создании портфолио новичку приходится быть очень внимательным.

Как правило, в это время начинающий специалист работает по очень невысоким ценам, рассчитывая, использовать свои работы в портфолио для привлечения новых заказчиков.

Однако, если проект оплачивался, все права на него переходят получателю. Использовать проект в портфолио можно только при разрешении покупателя, иначе можно столкнуться с судебным иском.

Например, фрилансер выполнил заказ для дизайнерского агентства после заключения договора, а затем разместил полученный результат на своей личной странице в блоге.

Агентство получает право подать на него в суд, потребовать удаления проекта из публичного доступа, а также получить компенсацию причиненного имущественного и морального вреда.

В российских реалиях компенсация может составить десятки тысяч рублей, а западных странах она доходит до миллиона долларов.

Чтобы избежать проблем при создании портфолио, дизайнер должен получать разрешение на использование каждого проекта у покупателя. Альтернативный вариант – создавать собственные проекты не на продажу, а именно для демонстрации с целью привлечения крупных заказчиков.

Вопрос об авторском праве в области дизайна интерьера

Что такое исключительное право на дизайн-проект?

Исключительное право на проект – это предусмотренное законом право автора распоряжаться интеллектуальной собственностью по своему усмотрению.

Самое главное отличие от простого авторского права – возможность получать экономическую выгоду от своего произведения.

Например, дизайн-студия может указывать имена авторов под проектами, но она сохраняет исключительное право на продажу этих проектов заказчикам и получения от них финансовой прибыли.

Исключительное право относится к числу имущественных. Оно применимо к любым объектам интеллектуальной собственности, а правообладателям может считаться как физическое, так и юридическое лицо. Обладатель исключительного права может распоряжаться интеллектуальной собственностью любым разрешенным законом способом, в том числе публиковать проект и отзывать его из публичного доступа.

Если исключительное право нарушается, собственник может обратиться в суд для его защиты. За нарушение может быть предусмотрена гражданская, административная или уголовная ответственность.

Читайте также:  Подача котировочных заявок в форме электронного документа в соответствии с 44-ФЗ

Какими могут быть нарушения авторского права? Что можно сделать?

Нарушения в сфере авторских прав могут быть самыми разнообразными, причем во многих случаях сложно доказать факт кражи идей и неправомерного использования интеллектуальной собственности.

Рассмотрим несколько наиболее распространенных нарушений и действия автора в таких случаях:

  • Дизайнер взял чужой проект, доработал и выдал за свой. Часто такая ситуация возникает из-за действий заказчика, который передает чужой недоделанный проект другому исполнителю. Если в договоре с заказчиком не был зафиксирован переход исключительного права на проект, можно потребовать прекращения использования доработанного проекта и выплаты компенсации. Для доказательства своего авторства можно использовать чертежи, исходники, техническое задание, то есть любые документы, подтверждающие принадлежность первоначальной идеи. Однако на практике доказать авторство уже переработанного проекта достаточно сложно.
  • Проект студии был переработан и выдан за свой другой организацией. Эта ситуация отличается тем, что в ней участниками являются не физические, а юридические лица. В этом случае заказчик заключает с исполнителем договор подряда, по которому на общих основаниях все права на проект переходят получателю. В этом случае нарушения законодательства нет: организация-заказчик имеет право как угодно распоряжаться приобретенным проектом, в том числе менять его по своему усмотрению.
  • Фрилансер претендует на право собственности на проект, созданный для студии. В этом случае фрилансер не является штатным сотрудником компании, поэтому с ним нужно заключать отдельный договор, в котором устанавливаются все аспекты охраны авторских прав. Иначе дизайнерское агентство будет передавать проект заказчику и получать от этого прибыль, не имея прав на произведение.
  • Сайт или СМИ публикует проект без указания имени автора или использует его в любых других коммерческих целях. Это типичный пример нарушения личных неимущественных прав автора, он предусматривает различные виды ответственности. Задача дизайнера – доказать авторское право на макет или опубликованный проект через суд. Потребуется собрать доказательства авторства, которые помогут прекратить неправомерное использование и добиться компенсации морального вреда.

В российской судебной практике защита дизайна интерьера встречается относительно редко. Автору сложно доказать свою идею уже при небольших изменениях в проекте. Чтобы добиться своего, потребуется собрать как можно больше доказательств авторства.

Вопрос об авторском праве в области дизайна интерьера

Способы защиты авторского права в дизайне интерьеров

Для защиты права собственности можно воспользоваться следующими способами:

  • Зафиксировать документально точную дату создания проекта. Это можно сделать с помощью нотариально заверенных эскизов, на которые ставится подпись автора и информация о нем.
  • Использовать обычную или электронную почту для фиксации даты создания. Проект запечатывается в почтовый конверт и отправляется по любому адресу. На почте ставят штамп с датой отправки письма, он считается юридическим доказательством даты создания. Отправка по электронной почте стал альтернативным новым способом подтверждения даты создания проекта и авторства.
  • Провести фотосессию проекта с сохранением фотографий в RAW-формате. Когда настраиваются параметры фотоаппарата, нужно обязательно указать дату и время – это позволит зафиксировать точное время завершения создания проекта.
  • Получить патент. Его можно оформить не только на сложное техническое решение, но и на дизайн-проект, если автор использовал новую нестандартную идею в оформлении. Для его получения нужно обратиться в Роспатент и получить документ, в котором фиксируются данные автора и срок действия патента. Он может распространяться на оформление мебели или других изделий, а также на использованные в проекте технические решения.
  • Депонировать авторство. Депонирование – это передача документа с макетом в специализированный онлайн-сервис по регистрации прав. Компания фиксирует авторство и дату передачи проекта. После оплаты услуг она выдает свидетельство о депонировании, имеющее юридическую силу.

Есть и другие способы защиты авторства. Например, агентство может ставить на все выложенные в интернет фотографии и чертежи водяные знаки, предотвращающие копирование.

Однако депонирование и получение патентов остаются самыми надежными способами защиты авторских прав.

Чтобы защититься от потери прибыли и гарантированно зафиксировать авторские права, выбирать оптимальный способ необходимо еще на этапе создания проекта.

Вопрос об авторском праве в области дизайна интерьера

Когда ремесло кормит

Вопрос об авторском праве в области дизайна интерьера Смирнова Марина Владимировна Автор статьи Юрист сайта Правовед.RU

Проблема авторских прав в сфере дизайна (как и в целом в сфере искусства) актуальна в условиях рынка, многие молодые дарования смело идут учиться в лучшие вузы страны, следуя своему призванию и стремлению украсить жизнь вокруг. Но, занятые в основном творчеством, молодые специалисты мало задумываются над тем, как авторское право возникает, и как грамотно распорядиться своим талантом. Новые изменения в законодательстве, прежде всего, введение в действие4 части ГК РФ с 1 января 2008 г. об интеллектуальной собственности в большей степени защищают права автора.

Да, являются, так как создаются творческим трудом (ч. 2 ст. 1259 ГК РФ). Тот, кто создает — тот и автор, то есть приобретает авторские права (ст. 1257 ГК РФ).

Отделить автора от его произведения невозможно — во все времена творчество было выражением мыслей, созданием новых образов, отражавших мировоззрение людей той или иной эпохи.

Отношение к авторству, безусловно, определялось характером общественных отношений, с давних времен обладание редким произведением искусства выдающегося автора становилось статусным символом. Авторское право начинают защищать законы.

Так впервые «авторское право» было закреплено в 1710 году в Англии Статутом королевы

Довольно истории, понятно, что профессия дизайнера ориентирована, прежде всего, на рынок, и часто главная цель реализации своих талантов – это возможность зарабатывать, получать соответствующий доход.

В условиях рынка постепенно обладание авторскими правами становится некой гарантией того, что автор может распоряжаться своим произведением и получать заслуженное вознаграждение.

Вот здесь нужно остановиться и уяснить, что авторское право – это право неимущественное.

И не всегда автор дизайн-проекта может самостоятельно распоряжаться им и получать вознаграждение.

Как это? А это очень просто – есть еще «исключительное право на произведение», и оно является имущественным правом. У кого и как возникает ключительное право на произведение?

Рассмотрим ситуацию, когда дизайнер работает по трудовому договору.

Итак, если работодатель в процессе собеседования остановил свой выбор на Вашей кандидатуре, то готовьтесь — будет и испытательный срок, и сверхсложные задания – никто ведь не будет платить за посредственную работу, да еще в такой сфере.

Казалось бы, просто – автор тот, кто изготовил дизайнерский проект. Это так, авторские права неотчуждаемы, то есть, кто бы ни приобрел проект, он не может называться автором, но и отказ от авторских прав ничтожен (абз. 2 ч. 2 ст. 1228 ГК).

Результат работы дизайнера – материальный объект (проект), результат интеллектуальной деятельности

Чьей деятельности? Естественно, дизайнера, не зря же он учился столько лет и умеет генерировать идеи для воплощения их в реальный объект, например, оформление интерьера заказчика. Но так ли это? Только ли один дизайнер создает проект?

Условия для работы, оборудование, возможность работать «в команде», «поток» заказов – над этим трудится работодатель. И права и обязанности работника и работодателя закреплены в трудовом договоре.

Так в итоге работы дизайнера создается объект творческого труда, «результат интеллектуальной деятельности», предназначенный для заказчика.

И здесь без творческого труда дизайнера ни работодатель не получит желаемого дохода для своей фирмы, ни заказчик (он же главный на рынке!) — долгожданного проекта.

В чем же разница между авторским правом и исключительным правом на служебное произведение?

Одним из условий трудового договора является создание «служебного произведения» (ГК РФ, ч. 4, ст. 1295). Что это значит?

Читайте также:  Если алиментчик скрывает свой основнойдоход

Даже если произведение создано в пределах трудовых обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, авторские права принадлежат автору (ч. 1 ст. 1295 ГКРФ), так как создается это произведение творческим трудом. Но при этом автор не сможет самостоятельно распорядиться этим произведением (проектом).

Почему? Потому что исключительное право на «служебное произведение» возникает у работодателя, который сможет передавать его другому лицу (заказчику, например, на условиях определенной оплаты) и использовать (ч. 2 ст. 1295 ГК РФ). Таким образом, исключительное право на произведение является имущественным.

Но, если авторское право охраняется бессрочно и отказ от авторских прав ничтожен, то законом установлен совершенно определенный срок, в течение которого работодатель (обладатель исключительного права на произведение) будет иметь право начать использовать это произведение – 3 года (абз. 2 ч. 2 ст.

1295 ГК РФ).

Если же в течение 3-х лет произведение не было использовано работодателем, то исключительное право возвращается автору.

Так вот, когда авторские права принадлежат автору – создателю произведения, а на основании трудового договора исключительное право – работодателю, то именно работодатель имеет право распоряжаться проектом, то есть получать за него плату, а дизайнер в этом случае получает заслуженное вознаграждение. Причем независимо от того, использовал ли работодатель произведение или сохранил его в тайне, автор имеет право на вознаграждение (абз. 3 ч. 2 ст. 1295 ГК РФ), и это условие обязательно должно быть закреплено в трудовом договоре.

Закон допускает условие в трудовом договоре о том, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, а работодатель может использовать это произведение, но, опять же, при условии выплаты вознаграждения автору (ч. 3 ст.1295 ГКРФ). На то он и «договор», чтобы договариваться.

Не забываем, что договор является источником ваших с работодателем прав и обязанностей, конечно, если в нем нет условий, противоречащих закону.

При устройстве на работу надо всегда помнить, что сначала необходимо изучить условия договора, и осознать, что все, что будет делать дизайнер, может принадлежать работодателю.

Новые изменения в законодательстве в защиту авторских прав не ущемляют при этом прав работодателя, а, скорее, уточняют и конкретизируют оформление документов, прописывающих трудовые обязанности работника по созданию служебного произведения.

И для работодателя не менее важным является более четко прописывать все условия в трудовом договоре, а в случае необходимости, заключать договор гражданско-правового характера, если обладателем исключительного права на произведения является автор.

В таком случае работодатель должен заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (ст. 1234 ГК РФ). Но не будем усложнять, ведь Вы пока начинающий дизайнер.

Важно соблюдать коммерческую тайну

Не говоря уж о том, что «конкуренты не дремлют», да и никому не понравится, если, занимаясь общим делом, работники раскрывают секреты третьим лицам. Поэтому неразглашение коммерческой тайны оформляется при приеме на работу Соглашением между работником и работодателем.

С правовой точки зрения разглашение информации, «имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность» (а это и есть «коммерческая тайна») может обернуться административной или уголовной ответственностью (Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ).

Почему так? По сути, коммерческая тайна – это источник получения прибыли, возможность избежать неоправданных расходов, сохранить репутацию, в конце концов, это наработанный опыт на рынке, который в условиях конкуренции и кормит.

FAQ

А вот и вопросы, которые часто задают начинающие дизайнеры. Попробуем на них ответить:

1. Можно ли включать в портфолио проекты, которые будут выполнены по заданию работодателя?

Если договором установлено, что «все материалы, созданные работником по заданию работодателя, являются собственностью работодателя и не подлежат передаче другим лицам без его согласия», значит, произведение (проект) является служебным и без согласия работодателя не может быть продемонстрировано другим лицам (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15).

По сути, проекты, созданные в пределах трудовых функций, являются интеллектуальной собственностью работодателя, который может «указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания» (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ). Но здесь есть возможность получить согласие, обратившись к работодателю, при условии указания имени или наименования фирмы.

2. Обоснованы ли претензии клиента?

Некоторые вопросы заказчиков, которые, на первый взгляд, могут показаться сложными. Например, как ответить на вопрос такого характера:

«Я хочу, чтобы с эскизного проекта была убрана контактная информация. Это прямая реклама».

Да, претензии обоснованы, на проекте может быть только имя работодателя или наименование (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ), но при этом наименование должно точно соответствовать тому, которое указано в учредительных документах. Контакты оставлять на проекте нельзя.

3. Если для одного заказчика разработали проект, а потом другой клиент, увидев фото на сайте, просит себе такой же дизайн сделать? В этом случае изготовление такого же дизайна для другого клиента будет нарушением прав первого?

Нет, в этом случае права заказчика нарушены не будут. Работодатель, приобретая исключительное право, может обнародовать служебное произведение (проект), а это значит, что проект могут увидеть многие, не только заказчик (ч. 4 ст.1295 ГК РФ).

Заказчик получил изготовленный по данному проекту материальный объект, оплатил его, если работа сделана качественно, то оснований для претензий нет. «Служебное произведение», проект – это своего рода замысел, идея, исключительное право на которые принадлежит работодателю (фирме), а авторское право – дизайнеру.

«Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование» (абз. 2 ч. 1 ст. 1288 ГК РФ).

4. Можно ли использовать в своей работе проекты других авторов ,если они находятся в свободном доступе?

Создавая проект, дизайнер может просматривать проекты других авторов и, конечно, есть соблазн их использовать. А вот в этом случае надо быть осторожнее, по закону разрешается использовать обнародованные произведения исключительно в личных целях (ч. 1 ст. 1273 ГК РФ).

Поэтому, если картинка с изображением какого-либо материального объекта или проекта появится в другой фирме, например, «для привлечения клиентов», то есть для рекламы, то автор может это оспорить это в суде, так как в данном случае очевидным будет коммерческий интерес.

Но в любом случае, надо интересоваться новинками в сфере дизайна, так формируется культурное пространство, которое и является полем деятельности дизайнера.

Советы начинающим дизайнерам

  1. Начиная трудовую деятельность, по возможности, выбирайте стабильные фирмы, которые утвердились на рынке дизайнерских услуг, имеют постоянных клиентов.

  2. Заключая трудовой договор с работодателем, обращайте внимание не только на размер заработной платы, но и на такие условия, как «исключительное право» работодателя на служебное произведение.

    Именно оно дает право работодателю обнародовать ваше произведение и использовать его (при условии, что вы, как автор, получили заслуженное вознаграждение).

  3. Работая с заказчиком, не забывайте, что автор «результата интеллектуальной деятельности», это вы, так как создается проект вашим творческим трудом.

    Авторское право неотчуждаемо.

  4. В дальнейшем, чтобы в полной мере обладать и авторским, и исключительным правом на произведение, вы можете работать самостоятельно по договору с заказчиками.

Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Вопрос об авторском праве в области дизайна интерьера Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Вопрос юристу: Дизайнер создал проект, а его украли — что делать?

Как защищают авторские права в сфере дизайнаНаиболее распространенными объектами авторского права в сфере дизайна являются фотографии, эскизы, проекты, чертежи, здания, интерьеры, макеты (2D, 3D) и тп.

Никакой регистрации или специального подтверждения создания объекта авторского права не требуется. Правовая охрана ему предоставляется просто в силу создания в любой объективной форме, позволяющей воспринимать и воспроизводить проект другими людьми.

Важно понять, что подразумеваете под проектом вы, а что — закон. Технические решения не подпадают под защиту авторским правом.

Кроме того, с точки зрения закона одно и то же произведение может быть выражено в разных формах, например, в виде макета, проекта или уже реализованного здания. В таком случае произведение как объект правовой охраны одно, а его воплощений — несколько.

Важно знать, что объектом авторских прав будет на сам материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, и передача материального носителя не означает передачу авторских прав на использование самого творческого решения.

Специфика предметного дизайнаЕсли мы говорим про новое техническое решение, то оно может быть защищено как изобретение или полезная модель (промышленная собственность). К примеру, решение внешнего вида изделия может охраняться как промышленный образец, если является новым, промышленно применимым и не обусловленным только технической функцией продукта.

Скажем, оригинальная форма ножки стола или новая крепежная конструкция потенциально может быть запатентована как промышленный образец.Объекты патентных прав как раз нуждаются в регистрации в соответствующем патентном ведомстве (в России — Роспатент). После регистрации выдается охранное свидетельство — без него нет защиты.

Факт: Авторское право защищает саму форму реализации, а патентное право (за исключением промышленных образцов), наоборот, защищает оригинальные идеи. Различаются и сроки охраны: по авторскому праву — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.

По патентному праву — речь идет про 5-20 лет с момента получения охранного свидетельства, но в определенных случаях сроки могут продлеваться. Порой одно и то же решение может подлежать правовой охране и как объект авторского права, и как объект промышленной собственности. Тогда правообладатель в случае нарушения сам решает, какой способ защиты выбрать.

Рассмотрим несколько возможных сценариев нарушения авторских прав на произведения в сфере дизайна.

Сценарий 1: Ваш проект доработали и выдали за свой

Дизайнер, действуя от своего имени как физическое лицо, самостоятельно создал по заказу дизайн-проект и передал его клиенту. Заказчик решил внести изменения в проект и отдал на его переработку другому дизайнеру, который впоследствии выдал проект за свой и использовал в своих портфолио.

Проверьте, подписывали ли вы договор с заказчиком, и были ли в документе предусмотрены правила перехода исключительного права на проект. Если договор не заключали, либо в нем не фигурировала передача заказчику исключительного права на проект, то по закону о договоре авторского заказа все права сохраняются за разработчиком проекта.

А заказчик имеет право использовать проект только для тех целей, для которых он и создавался. То есть перерабатывать проект заказчик или третье лицо были не вправе — они нарушили авторские права дизайнера.

Следовательно, последний имеет право требовать от нарушителя прекратить использовать переработанный проект, удалить публикации, а также получить возмещение убытков или денежную компенсацию за нарушение исключительного права (от 10 тыс. до 5 млн руб. или в размере двойной стоимости проекта).

Совет: Прежде, чем обращаться в суд, соберите доказательства (исходники, чертежи, задания на разработку). Проследите и зафиксируйте, каким образом проект попал к нарушителю, который его, в свою очередь, переработал.

Дело в том, что создания просто похожего проекта недостаточно — важно доказать, что сходство обусловлено именно использованием вашего проекта (если речь не идет о промышленной собственности). Когда все доказательства на руках, отправьте досудебную претензию и только если нарушитель проигнорирует ее — можете обращаться в суд. Стоит ли это делать — другой вопрос.

Все зависит от ряда факторов: насколько серьезным было нарушение ваших прав (на какой объект, в каком количестве, как долго); на какую компенсацию вы могли бы рассчитывать; кто является нарушителем (компания или физическое лицо); платежеспособности нарушителя; где придется судиться (в России или за границей, в вашем городе или нет); сколько денег вы готовы потратить на суд.

Сценарий 2: Проект вашей студии доработали и выдали за свойЭта ситуация отличается от предыдущей тем, что изначальным разработчиком проекта выступает не физическое лицо, а компания. В рамках фирмы проект создается либо ее сотрудниками, либо привлеченными со стороны лицами. То есть в данном случае с заказчиком заключается договор подряда на создание произведения дизайна. По общему правилу (если в таком договоре прямо не указано иное) исключительное право на произведение переходит заказчику. Это значит, что он будет вправе любыми способами использовать произведение по своему усмотрению, в том числе отдавать его на переработку третьим лицам.

Сценарий 3. Фрилансер-дизайнер претендует на проект студииПо заказу студией был создан дизайн-проект. При этом его создавал приглашенный дизайнер, который впоследствии стал претендовать на свой проект и предъявлять претензии к заказчику.

В подобных ситуациях очень важно обращать внимание на то, как оформлены отношения с дизайнерами, непосредственно создающими проект. Если это сотрудники компании, то в трудовом договоре нужно предусмотреть, чтобы в их трудовые функции входила разработка дизайн-проектов.

В таком случае созданные штатным сотрудником произведения приобретают статус служебных, что автоматически наделяет компанию исключительными правами на такие проекты, а значит, позволяет использовать их без согласия работника.

Если дизайн создает привлеченный дизайнер или приглашенное агентство, то рекомендуется подписать с ними отдельный договор на создание проекта, в котором следует предусмотреть отчуждение исключительного права на созданное произведение в пользу своей компании.

Если не учесть эти моменты, то дизайн-студия рискует оказаться в сложной ситуации. То есть, не имея исключительного права на проект, она будет формально отчуждать его заказчику, что недопустимо и может привести в дальнейшем к спору с клиентом по поводу интеллектуальных прав.

Сценарий 4; Журнал опубликовал ваш проект без указания вашего авторстваИли ваш дизайн-проект появился на сайте (в журнале, на выставке) под чужим именем. В таком случае речь идет о нарушении прав особого рода, а именно — личных неимущественных прав автора.

К ним относятся право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, право на неприкосновенность произведения (защита от искажений авторского замысла). Такие права нельзя передать по договору, и отказ автора от них не имеет правовой силы.

В подобных случаях неуказание или исключение имени автора при использовании его дизайна является нарушением личных неимущественных прав и влечет за собой ответственность (моральный вред, запрет использования произведения, восстановление положения до нарушения права). Но при этом автор не может рассчитывать на компенсацию в двойном размере.

Чтобы избежать проблем с авторами произведений рекомендуется заранее заручиться их письменным согласием на удаление их имени с экземпляров или внесения изменений в произведение.ОТ РЕДАКЦИИ….Предложить сюжет, достойный новой статьи, или покритиковать работу редакции (а не конкретный материал) можно через форму обратной связи.

Если хотите писать для Houzz — узнать о требованиях к авторам, познакомиться и попросить пробное задание можно на RuEditors@houzz.com

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector