В последнее время в страховую компанию все чаще обращаются автомобилисты, машины которых были повреждены пассажирами. В отношении таких видов дел ведутся многочисленные споры, так как большинство специалистов не считают такие ситуации страховыми случаями.
Большая часть таких споров разрешается в судебном порядке. Однако многие автовладельцы не решаются начать исковое производство, чтобы получить денежную компенсацию за причиненный транспортному средству ущерб, считая, что это бесполезно.
Чтобы удостовериться в том, что такая Процедура имеет вполне реальные благоприятные последствия для собственника автомобиля, автовладелец должен определить, как правильно действовать в случае, когда пассажир повредил машину.
Что делать, если пассажир авто виноват в ДТП
В большинстве случаев пассажир автомобиль не может быть признан виновником дорожно-транспортного происшествия. А так как по закону, на данном человеке нет вины в преступлении, у автовладельца нет возможности взыскать с него компенсацию за причиненный ущерб.
Однако в некоторых случаях страховая компания не имеет права производить выплаты. А у собственника транспорта, конечно, нет желания ремонтировать свой автомобиль за свои личные средства. Соответственно, автовладелец будет стараться взыскать сумму компенсации с пассажира авто, который нанес повреждения.
Чтобы понять, в каких именно случаях можно взыскать денежные средства с пассажира, необходимо понять, по какому принципу такие дела рассматриваются в суде. За основу разбирательства берется обстоятельство, которое и стало причиной нанесения транспортному средству ущерба.
Под страховым случаем подразумевается ситуация, когда ущерб был причинен транспортным средством. При этом автомобиль обязательно должен был получить повреждения во время движения.
То есть, если хотя бы одно транспортное средство в момент дорожно-транспортного происшествия находилось в движение, данная ситуация признается страховым случаем и собственник может рассчитывать на получение возмещения.
Случаи, когда страховщик не выплачивает компенсацию
Понятно, что автомобиль, который не находится в движении, не может причинить остальным участникам дорожного движения какой-либо значимый ущерб. Соответственно, страховая компания может отказаться выплачивать причиненный ущерб, не посчитав данную ситуацию в качестве страхового случая.
Другой автомобиль может получить повреждения в следующих местах:
- На стоянке транспорта.
- На платной парковке.
- Около обочины.
- На пешеходном переходе.
- Во время выполнения движения.
В некоторых из данных ситуаций может быть виновен пассажир транспортного средства, неосмотрительно открывший дверь и не обративший внимание на припаркованную рядом машину. Однако установить тот факт, что дорожно-транспортного происшествие произошло именно по вине лица, не управляющего транспортом, достаточно сложно.
К сожалению для многих автомобилистов, данная ситуация никак не определена на уровне законодательства, поэтому нет единой практики по разбору таких дел в суде. В каждом отдельном случае судья принимает решение в зависимости от конкретных обстоятельств того или иного дела.
Пассажир поцарапал чужой автомобиль дверью на стоянке
В случае, когда пассажир поцарапал чужой автомобиль, открывая дверь машины на стоянке, учитываются различные обстоятельства случившегося.
Прежде всего, стоит понимать, что сотрудникам ГИБДД вряд ли удастся четко установить личность пассажира.
Маловероятно, что человек согласится оставаться на месте происшествия до приезда инспектора, чтобы предъявить документы.
В большинстве случаев пассажир старается как можно скорее покинуть место дорожно-транспортного происшествия, чтобы избежать ответственности и длительных судебных разбирательств.
В целом, ситуация может развиваться в нескольких вариантах:
- Пассажир ударил дверью движущееся транспортное средство. В таком случае в ходе судебного разбирательства скорее всего виновником будет признано лицо, которое не находилось за рулем автомобиля. По закону, пассажир должен следить за тем, чтобы ему не мешали другие участники дорожного движения.
- Авто зацепило транспорт, дверь которого уже была открыта на протяжении определенного промежутка времени. Если дорожно-транспортное происшествие произошло при таких обстоятельствах, виновником аварии будет признан автомобилист, который находился за рулем движущегося транспорта.
В соответствии с нормами законодательства, водитель машины должен следить за соблюдение безопасной дистанцией.Именно по этой причине виновником дорожно-транспортного происшествия признается водитель автомобиля, а не его пассажир.
Бывает, что ДТП произошло по вине пассажира из-за открытой двери. Пункт 5.1 ПДД обязывает пассажира производить высадку со стороны тротуара или обочины. Это возможно только после полной остановки автомобиля. Если таким способом выйти из салона невозможно, высадка осуществляется со стороны проезжей части. При этом пассажир должен убедиться, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам дорожного движения. Если он не проявил должной осмотрительности, а также открыл дверь на ходу, то будет признан виновным.
Кто оплачивает ущерб, если пассажир снес дверью зеркало другого авто на стоянке
если в момент происшествия ни один автомобиль не находился в движении, данная ситуация не может рассматриваться в качестве ДТП. Соответственно, даже если в случившемся будет виноват пассажир автомобиля, данным делом не будут заниматься ни страховые компании, ни сотрудники дорожной инспекции.
В подобной ситуации собственнику транспортного средства необходимо обратиться в полицию (не в ГИБДД, а к своему участковому инспектору) по номеру 02. Представитель правоохранительных органов должен прибыть на место происшествия для фиксации обстоятельств случившегося и заполнения всей необходимой документации.
В подобной ситуации компенсировать весь причиненный ущерб должен виновник – пассажир. Однако если он отказывается не только компенсировать вред, но и признавать свою вину, решить данный вопрос можно только в ходе судебного разбирательства.
Как определить, чья вина
Один из основных вопросов, который волнует как пассажира, так и водителя – как определить, чья именно вина в ДТП. Именно от этого зависит порядок разбирательства, порядок выплаты возмещения и процедура последующего урегулирования спора в суде.
В такой ситуации вина может быть вменена как водителю транспортного средства, так и его пассажиру. Степень виновности напрямую зависит от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
- Вина пассажира транспортного средства. В соответствии с российским законодательством и моральными принципами, пассажир также должен внимательно относиться к сохранности чужого имущества. Причем речь идет не только о транспорте, в котором находится данный человек, но и обо всех других проезжающих мимо автомобилях.
Поэтому перед тем, как открыть дверь машины, он должен внимательно осмотреться и убедиться, что маневр не будет мешать иным участникам дорожного движения. - Вина водителя. В соответствии с правилами дорожного движения, водитель должен обеспечивать не только свою безопасность, но и безопасность пассажиров, иных участников движения.
В подобной ситуации, если в результате открывания двери было повреждено чужое имущество, это свидетельствует о том, что авто было припарковано неправильно.Именно по этой причине считается, что в таком дорожно-транспортном происшествии практически всегда есть вина автомобилиста, находившегося за рулем машины.
- Вина водителя движущегося транспорта. Этот автомобилист также может быть привлечен к ответственности, так как по закону во время выполнения движения он должен придерживаться безопасной дистанции.
В каждом отдельном случае есть свои нюансы и обстоятельства, опираясь на которые суд принимает свое решение. Поэтому выделить одной определенной модели, которой руководствуется судья при рассмотрении этого вопроса, нельзя.
Если в ходе разбирательства не будет установлена виновность водителей автомобилей, то к ответственности будет привлечен пассажир транспорта. Вид и размер наказания определяется судом.
Если пассажир привел авто в движение без водителя
В соответствии с нормами законодательства, практически во всех случаях, связанных с ДТП без участия водителя, к ответственности привлекается именно автомобилист. На первый взгляд, у рядовых автолюбителей могут возникнуть вопросы о правильности привлечения к наказанию. Чем же обусловлен такой выбор?
По правилам дорожного движения, именно водитель должен обеспечивать безопасность всех лиц, находящихся в салоне его транспортного средства. Соответственно, автомобилист должен соблюдать правила стоянки и парковки транспорта, чтобы у пассажира не возникло возможности причинить ущерб чужому имуществу.
Конечно, доказать невиновность водителя и местонахождения транспортного средства до того момента, как пассажир начал на нем движение, невозможно. Именно по этой причине зачастую судебное разбирательство заканчивается не в пользу владельца транспортного средства.
Получение компенсации с пассажира
Чаще всего в ситуации, когда пассажир отказывается выплачивать причиненный чужому имуществу ущерб, оказываются водители такси. Имена эта категория автомобилистов не имеет никакой информации о своем пассажире, чем и пользуются последние.
Если лицу, обратившемуся за перевозкой, удастся покинуть место происшествия до приезда сотрудника ГИБДД, привлечь его к ответственности никому не удастся.
Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, таксист должен придерживаться нескольких простых правил:
- Нельзя подбирать случайных пассажиров. Лучше всего работать легально через фирмы, занимающиеся услугами такси. В этом случае у диспетчера сохранится минимальная информация о клиенте – его номер телефона, по которому правоохранительные органы смогут разыскать виновника и пригласить его на разговор.
- Если же такое дорожно-транспортное происшествие уже произошло, нужно задержать виновника до приезда на место столкновения сотрудников дорожной инспекции или участкового (в зависимости от категории дела).
- До приезда инспектора необходимо попытаться записать личные данные своего клиента, чтобы в будущем судья смогут пригласить его на заседание в качестве ответчика и привлечь к ответственности.
Руководствуясь данными правилами, автомобилист сможет уберечь себя от неприятных ситуаций и избежать последствий в виде необходимости самостоятельно компенсировать ущерб, причиненный имуществу третьих лиц.
Как доказать свою невиновность, если ДТП спровоцировал другой водитель
Очень часто лихачи провоцируют аварийную ситуацию: резкий манёвр, подрезание, обгон — и удар по тормозам. Добросовестные водители пытаются в этой ситуации избежать столкновения с автохамом и врезаются в отбойники, улетают в кювет, переворачиваются и попадают в другие ДТП. Лайф расскажет, что делать в таких ситуациях и как доказать вину провокатора.
Ровно такой спорный случай произошёл в практике автомобильного адвоката Сергея Радько.
— В Астрахани суд приговорил двух водителей к тюремному заключению из-за ДТП, в котором погиб пешеход.
Водитель автомобиля Volkswagen Passat двигался по главной дороге, когда путь ему преградил кроссовер Nissan Qashqai, за рулём которого находилась женщина.
Контакта между автомобилями не было, но шофёр седана, уходя от столкновения, не справился с управлением, и машина вылетела на тротуар, где сбила человека, — рассказал Лайфу Радько.
Суд приговорил водителя Passat к 2,5 года лишения свободы, а женщину, не уступившую ему дорогу — к 3 годам заключения согласно статье 264 УК РФ («Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств»). Подобные случаи довольно распространены.
© РИА Новости/Алексей Мальгавко
Правила гласят, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен сделать всё возможное для замедления (хоть притирайся к отбойнику) вплоть до остановки транспортного средства. Случится авария — виновником признают шофёра, создавшего помеху.
Если по чужой вине всё же произошло ДТП, а реального столкновения с провокатором не было, то первое, что нужно заявить гаишникам — был водитель, спровоцировавший аварийную ситуацию.
Очень часто гаишники отказываются начинать его розыск, хотя по горячим следам можно оперативно задержать нарушителя.
Бывает, начинают угрожать административным штрафом, дескать, как докажешь, ты, мол, сам врезался.
По словам Радько, здесь нужно проявить твёрдость и дать понять инспекторам, что вы знакомы с законами. Гаишники как минимум должны внести эти показания в протокол осмотра места ДТП.
Безусловно, запись видеорегистратора или показания очевидцев станут ключевой уликой, но не у всех есть регистраторы и не всегда люди готовы выступить в роли свидетелей.
И тут важно соблюсти один момент: в протоколе ГИБДД нужно отметить, что необходимы данные записи камер видеонаблюдения (включая камеры частных магазинов или других объектов).
Не лишним будет и продублировать заявку в местный мониторинговый центр, в разных местах они называются по-разному. К примеру, в Москве данные камер предоставляет департамент информационных технологий.
Делать это нужно оперативно, записи хранятся на протяжении 5 дней, после чего удаляются, а по просьбе гражданина, гаишников или суда данные будут хранить 30 дней. Если же место аварии попадает в зону видимости частных камер наблюдения (например, магазина или предприятия), то записи с них можно получить, обратившись к владельцам камер в частном порядке или через сотрудников полиции.
В случае, если водителю удастся доказать, что виновником аварии стал другой шофёр, будет назначена трасологическая Экспертиза, главная цель которой — выяснить, правильными ли были действия водителя.
— Ещё 1,5 года назад в таких происшествиях виновником априори считался тот, кто не справился с управлением, уходя от удара, никто не выяснял, почему он так поступил. В последние годы практика стала меняться, — рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
По словам Травина, если в результате экспертизы выяснится, что действия водителя действительно были единственно верными и помогли избежать ущерба и человеческих жертв, то виновником аварии признают того, кто создал помеху движению. В таком случае автомобиль виновника будет объявлен в розыск и он будет обязан возместить ущерб.
Но ждать выплаты от страховой компании, в которой виновник застрахован по ОСАГО, не стоит. Страховщик в возмещении, как правило, отказывает, мотивируя это отсутствием контакта машин.
Деньги придётся взыскивать через суд, причём если в результате аварии пострадало несколько автомобилей, то лихач заплатит за ремонт всех машин.
При этом заключение эксперта-трасолога станет главным аргументом истца в суде, и вероятность наказать нарушителя высока.
— В моей практике был случай, когда один автомобилист уворачивался от другого и врезался в столб, контакта между машинами при этом не было. В результате того, кто создал помеху на дороге, признали виновником ДТП и лишили прав за оставление места аварии. Найти его удалось благодаря показаниям свидетелей и записям с камер видеонаблюдения, — рассказывает адвокат Радько.
В случае, если экспертиза докажет то, что аварии можно было избежать другими способами (не маневрируя, например) или что ущерб в результате неверных действий водителя оказался более серьёзным, чем если бы он допустил столкновение с автомобилем-помехой, то виновником аварии признают именно того, кто пытался избежать ДТП. А провокатор отделается штрафом.
— Если человек понимает, что манёвр может привести к аварии или непредсказуемым последствиям — нужно бить машину, которая создала это препятствие. ДТП в этом случае практически неизбежно, но виноват в нём будет тот, кто нарушил ПДД и создал опасную ситуацию. Если бы участники подобных аварий поступали именно так — многих трагедий, возможно, удалось бы избежать, — говорит Сергей Радько.
Расследование наезда на пешехода
Статья адресована как пешеходам, так и водителям, попавшим в ДТП, и содержит информацию о том, как осуществляется производство по делам об авариях с участием пешеходов. Вы также узнаете о методике расследования, используемой правоохранительными органами.
- Наиболее распространенным видом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), при которых наступают тяжкие последствия, является наезд на пешехода.
- Установление обстоятельств дорожных аварий с участием пешеходов и определение виновных в них лиц, имеет специфические черты.
- Поэтому важно знать, как происходит расследование наезда на пешехода.
- Часто спор между участниками указанных происшествий решается не в пользу водителей транспортных средств.
- В некоторых случаях водители транспортных средств, не проявляя должной внимательности или умышленно, допускают нарушения правил дорожного движения (ПДД РФ), которые состоят в причинной связи с наездом на пешехода.
- Результатом виновных действий является предусмотренная законом ответственность: административная, уголовная, материальная.
- В других случаях, действуя строго в соответствии с предписаниями ПДД РФ, владельцы источника повышенной опасности — автомототранспортных средств, привлекаются к гражданско-правовой ответственности и при отсутствии вины.
- Подробности читайте в статьях:
- Возмещение ущерба при ДТП
- Возмещение вреда здоровью при ДТП
- Моральный ущерб при ДТП
- Между тем, по вине пешеходов на дорогах России совершается около одной трети всех ДТП.
- Наиболее распространенными нарушениями, являющимися причинами наездов на пешеходов, считаются: переход проезжей части дороги в неустановленных правилами дорожного движения местах, выход на проезжую часть дороги в непосредственной близости перед транспортным средством.
- Нередко сопутствующим фактором при наезде на пешеходов является их нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Для того, чтобы ответственность между водителями транспортных средств и пешеходами была распределена в соответствии с принципами законности и справедливости, необходимо квалифицированное документирование и расследование каждого ДТП.
- Если у гостей нашего сайта после ознакомления со статьей или в ходе его появятся дополнительные или уточняющие вопросы либо вам потребуется бесплатная квалифицированная правовая помощь по рассматриваемой теме, то мы рекомендуем позвонить по указанным выше номерам телефонов в нашу службу поддержки или воспользоваться формой обратной связи.
- Вы также можете задать интересующий вопрос в х к данной статье.
- Все подробности читайте:
- Бесплатная консультация автоюриста по ДТП и автострахованию
Как оформляется наезд на пешехода
Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.
Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования ДТП с пострадавшими.
-
- В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.
- При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.
- При необходимости к осмотру привлекается Эксперт – криминалист и эксперт автотехник.
- Подробности в статье:
- Осмотр места происшествия при ДТП
- Последовательность действий водителя при оформлении ДТП
-
- На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.
- Подробности в статье:
- Протокол осмотра места ДТП образец
-
Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.
При этом в числе прочих обстоятельств выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.
-
- В целях установления механизма ДТП, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.
- Подробности в статье:
- Трасологическая экспертиза при ДТП
-
Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).
-
- Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением ДТП назначается автотехническая экспертиза.
- Подробности в статье:
- Автотехническая экспертиза при ДТП
- Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
-
По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.
Условия привлечения к ответственности водителя за наезд на пешехода
Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.
Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.
Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.
Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.
При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.
Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог это сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением и др.), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.
- Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.
- Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.
- Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.
- При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам, будем рады вам помочь.
У вас недостаточно прав для комментирования
Что делать после ДТП пострадавшему? Порядок действий при аварии | Адвокат Андреев
В 2020 г зарегистрировано более 168 000 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Ежегодно тысячи людей получают травмы или гибнут на дорогах. Кто является пострадавшим в ДТП: лицо или группа лиц, чьи права были нарушены вследствие преступления.
Нарушения затрагивают состояние здоровья и имущества. Порядок действий при ДТП определяется, в зависимости от обстоятельств. Если в аварии пострадали люди, в первую очередь необходимо вызвать врачей и оказать первую помощь.
В ближайшее время водители уведомляют страховые компании для получения выплат.
Что делать после ДТП пострадавшему?
В сети достаточно рекомендаций для водителей участников аварий на дорогах. Алгоритм действий при ДТП для пострадавших менее понятен. Последовательность действий после дорожно-транспортного происшествия зависит от статуса потерпевшего.
В первую очередь, важно сохранять хладнокровие, не паниковать. Спокойствие и рациональный подход могут сохранить чью-то жизнь в автокатастрофе. Оптимальный порядок действий при ДТП с пострадавшими подскажет адвокат со специализацией в этой сфере.
Пострадавший – водитель
В авариях пострадать могут и водители, и пассажиры, и пешеходы. Часто виновники пытаются уйти ответственности или скрыться с места ДТП. Это отягчающее обстоятельство, ужесточит наказание в будущем. Порядок действий в ДТП с пострадавшими, если водитель также получил травмы:
- Заглушить двигатель и включить аварийные сигналы, ручной тормоз;
- Осмотреть себя и пассажиров на предмет повреждений;
- Если травмы незначительные, убедиться, что во втором автомобиле нет пострадавших;
- Если водитель сильно пострадал, вызвать скорую помощь по мобильному телефону или попросить об этом пассажиров, участников аварии или прохожих;
- Выставить знаки аварийной остановки за 15 м до автомобиля в черте города, за 30 м за городской чертой;
- Вызвать сотрудников ГИБДД, по возможности сфотографировать место аварии для фиксации точного положения автомобилей.
При первой возможности необходимо убрать автомобили с дороги, не создавать препятствия движению (пункт 2.6.1 ПДД РФ).
Когда всем участникам оказана помощь и водители удостоверились, что жизни окружающих в безопасности, нужно позвонить в страховую компанию и юристу. Юрист поможет скоординировать дальнейшие действия. Поведение в первые часы после происшествия очень важны.
Адвокат подскажет правильный порядок действий при ДТП: какие документы проверить, какие контакты взять, что можно говорить и т.д.
Дополнительно
Люди реагируют на стрессовые ситуации по-разному. Дорожно-транспортное происшествие способно напугать, ввести в состояние аффекта или ступор. Важные рекомендации сразу после аварии:
- Если предметы и автомобили, оставшиеся на месте происшествия, не угрожают окружающим, их нельзя трогать. Даже если другие участники аварии или прохожие просят убрать с дороги транспорт, этого нельзя делать. Водитель рискует стать жертвой автоподставы или остаться без компенсации. Рекомендуется настаивать на соблюдение ПДД.
- Если другая сторона ведет себя агрессивно, вместе с медицинской помощью нужно вызвать полицию. В случае угроз, попыток применить физическое насилие, необходимо закрыться в автомобиле и заблокировать двери.
- Выходя из автомобиля на оживленной трасе, соблюдайте осторожность.
При серьезных травмах водителю нельзя передвигаться самостоятельно. Постарайтесь оставаться на месте, пока не прибудет помощь.
Пострадавший – пассажир
Автомобиль – объект и источник повышенной опасности. Пассажиры вверяют свою жизнь водителям на период передвижения по дороге. Оба водителя при участии в аварии несут ответственность перед пассажирами. Что делать после ДТП, если ты – пострадавший пассажир:
- Попросить водителя остановиться и включить аварийные огни;
- Проверить свое состояние;
- Если в салоне есть дети, первыми все равно проверяются взрослые;
- Вызвать скорую помощь при необходимости;
- Оставить контактные данные сотрудникам ГИБДД и водителю.
Порядок рассмотрения в ГИБДД дорожно-транспортных происшествий предусматривает опрос свидетелей. Если пассажиры нуждаются в госпитализации, сбор показаний проводится позже. При незначительных травмах Протоколы составляются на месте. В диалоге с участниками проще выяснить, чья страховая оплачивает расходы на восстановление, обменяться контактами и т.д.
Ответственности виновника ДТП с пострадавшими
Ответственность водителя и последующее наказание за ДТП с пострадавшими зависят от тяжести травм, полученных участниками происшествия. В зависимости от обстоятельств ДТП и характера травм участников, виновнику инкриминируется определенный тип ответственности (гражданская, административная, уголовная). Что грозит обвиняемому в правонарушении на дороге:
- Выплата компенсации жертвам. Ответственность носит гражданско-правовой характер. Выплата вносится страховой компанией по полису ОСАГО. Определить, в какую страховую обращаться при ДТП, можно по полису виновника. На нем вписано название и контакты компании, которая выплатит компенсацию.
- Штраф или лишение прав. Административное Правонарушение квалифицируется в случаях, когда участники получили легкие или средние травмы. Наказание за ДТП с пострадавшими определяется в соответствии со статьей 12.24 КоАП РФ.
- Уголовное наказание. Наказание в соответствии с нормами УК РФ вменяется, если в ДТП есть люди с тяжкими увечьями или погибшие.
Если по мнению жертв виновник не был привлечен к ответственности в достаточной мере, они вправе обратиться в суд после первичных разбирательств.
Также суд поможет получить компенсацию, если страховая выплата не покрыла все расходы. В судебных процессах важно выбрать опытного юриста.
Адвокаты со специализацией на ДТП и помощи пострадавшим приведут клиента к успешному разрешению дела с большей вероятностью.
Ответственность за ДТП по степени тяжести
Как уже говорилось выше, жесткость наказания зависит от степени ущерба здоровью. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести может достигать 2-х лет лишения свободы, а также лишения водительского удостоверения. При тяжких травмах или гибели пострадавших наказание достигает 5-7 лет.
Административные штрафы при легкой степени травм составляют 2,5-5 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств автокатастрофы, водитель оплачивает компенсацию или может быть лишен прав на срок до полутора лет. Ответственность водителя определяется по степени тяжести вреда здоровью людей:
- Легкая. К легким травмам относят ссадины, ушибы, синяки и незначительные порезы. Общее время лечения и потери трудоспособности не превышает 21 день. Под временной потерей трудоспособности подразумевается частичное расстройство одной из систем организма.
- Средняя. К повреждениям средней тяжести относят трещины костей, сильные растяжения или разрывы связок, мышц, переломы. Максимальное время восстановления здоровья составляет 120 дней.
- Тяжелая. Жизни и здоровью человека угрожала серьезная опасность. К тяжелой степени травм относятся черепно-мозговые травмы, потеря конечностей и т.д. Ключевая особенность этой степени – ухудшение качества жизни навсегда или долгий период. Восстановление от 120 дней и больше.
Серьезность наказания во многом зависит от качества юридической подготовки сторон и профессионализма адвокатов. В компетенцию юридических помощников входит поиск смягчающих обстоятельств для уменьшения санкций к обвиняемому.
Если пострадавший оставил место ДТП
Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП, пострадавшие не вправе покидать место происшествия без уважительной причины. Даже если в аварии пострадал пассажир, ему необходимо остаться для составления протокола и дачи свидетельских показаний.
Сокрытие с места ДТП допускается только в случае необходимости госпитализации или получения медицинской помощи. В случае, когда пострадавший уехал с места ДТП самовольно, ему может грозить административная ответственность в форме штрафа.
Если пострадавший уехал с места ДТП, разыскать его в интересах других участников. Особенно важно отыскать участников аварии, чья страховая оплачивает ущерб.
Для поиска пешеходов и пассажиров используют показания очевидцев и знакомых, фотографии с уличных камер. При отъезде пострадавшего водителя рекомендуется записать номера автомобиля.
Это поможет сотрудникам ГИБДД найти владельца транспорта.
Куда обращаться после ДТП с пострадавшими
Компания, куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему, определяется страховым полисом водителя. Согласно ст. 1064 ГК РФ, виновник обязан возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения в полном объеме. В чью страховую обращаться:
- Если полисы водителей выпущены разными компаниями, в первую очередь необходимо позвонить страховщику виновника. Жертва может подать заявление на выплату в течение 5 рабочих дней с даты аварии. Узнать, чья страховая оплачивает вред здоровью, можно у виновника. Запишите название организации и номер горячей линии.
- Страховые выплаты пострадавшим пассажирам назначаются с обеих сторон. Жизнь и здоровье пассажиров в момент передвижения находятся на ответственности водителя. Компенсация может быть назначена и со стороны виновника, и второго водителя.
Выплаты по ОСАГО назначаются на каждого пассажира и водителя, получивших повреждения. Также компенсации предоставляются пешеходам, если они были задеты.
Расчет компенсации ведется, исходя из тяжести травм. На одно пострадавшее физическое лицо от одной страховой компании возможны выплаты по ОСАГО до 500 тыс. руб.
В случае невозможности компенсировать весь ущерб по ОСАГО, пассажиры могут обратиться в суд с иском. Ответчиком выступит виновник дорожно-транспортного происшествия.
Последний обязан устранить весь вред здоровью потерпевших по страховке и из собственных средств.
Должен ли виновник ДТП выплачивать деньги пострадавшим
Автоматических выплат со стороны виновного в аварии законом не предусмотрено. Гражданский Кодекс четко регламентирует, кто платит пострадавшему: страховая компания при наличии полиса ОСАГО. Как получить выплату страховщика:
- Оставаться на месте аварии. Единственная причина покинуть место происшествия – это отвезти пострадавших в больницу, если не было возможности вызвать скорую. К составлению протокола виновник обязан вернуться.
- Позвонить страховщику. В разговоре рекомендуется уточнить, как лучше направить извещение о наступлении страхового случая в компанию. Если водитель уведомит страховую компанию позже 5 рабочих дней, выплату отклонят на законных основаниях.
- Записать контакты пострадавших. Если транспорт не пострадал, рекомендуется получить у второй стороны расписку об отсутствии имущественных претензий.
- Выходить на связь. Не стоит прятаться от потерпевших и страховщика. Важно отвечать на звонки, приходить на встречи. Выход на контакт поможет быть в курсе дел, дополнительных расходов, требуемых экспертиз.
- Указывать достоверные сведения. Страховщик выплачивает средства только на возмещение фактического вреда здоровью и имуществу.
Обратите внимание, страховые компании не компенсируют моральный ущерб. Компенсации причиненных душевных страданий взыскиваются в судебном порядке непосредственно с виновника. По иску возможно взыскание дополнительных средств, если выплаты страховщика недостаточно для полного восстановления здоровья пострадавшего.
Сколько длится дело по ДТП с пострадавшими
Законодательно не регламентировано, сколько длится расследование по ДТП с пострадавшими. Фактический срок зависит от квалификации правонарушения:
- При гражданско-правовой ответственности дело решится за 30-60 дней. Все зависит от расторопности инспекторов в ГИБДД и скорости реакции страховой компании. Рассмотрение ДТП с пострадавшими страховщиком занимает не больше 30 дней со дня принятия заявления.
- Сроки рассмотрения административного дела регламентированы ст. 29.6 КоАП РФ. Максимальный срок ведения административного процесса составляет 2 месяца с даты получения судьей протокола.
- Уголовное следствие может длиться практически бесконечно. Технических ограничений к рассмотрению ДТП с пострадавшими и ведению процесса со стороны закона не существует. Иногда расследование по ДТП с пострадавшими намерено затягивается по срокам адвокатом одной из сторон.
Сроки исковой давности по дорожно-транспортным происшествиям относятся к общему порядку, установлены Гражданским Кодексом и составляют 3 года.
Срок отсчитывается с даты фиксации правонарушения (составления протокола). В течение трех лет стороны могут подавать иски, относящиеся к делу.
По истечению СИД обратиться к суду также возможно, но ответчик прекратит процесс ходатайством о завершении срока исковой давности.
Обратитесь к адвокату по ДТП в Тюмени за консультацией и помощью в делах по авариям с пострадавшими. Адвокат проконсультирует сразу после происшествия, поможет определить дальнейшие действия, не растеряться и не допустить нарушений в составлении протокола. Автоюрист сопроводит в судебном процессе, поможет взыскать компенсацию пострадавшим или снизить жесткость наказания обвиняемым.
Кто ответит, если в ДТП пострадал пассажир – ilex
При ДТП ответственность возникает не только за нарушение ПДД. Владельцу автомобиля придется возместить вред, в том числе причиненный пассажиру. Рассмотрим, кто еще в ответе перед пассажиром, какой вред нужно возместить и что поможет смягчить ответственность.
Кто отвечает за причинение вреда
Никто не спорит, что автомобиль — источник повышенной опасности. Поэтому ответственность за причинение вреда при его использовании обычно несет законный владелец. Это может быть собственник или тот, кто управлял автомобилем по доверенности (далее — автовладелец) .
Данное правило не распространяется на водителя, который управляет автомобилем по поручению или с согласия собственника .
Например, автовладелец передал автомобиль на время другу, но Доверенность не оформил. Поэтому в случае ДТП будет отвечать за причиненный пассажиру вред. Аналогичная ситуация складывается, когда автомобиль принадлежит организации. Хотя им управляет работник, ответственность несет организация.
- Обратите внимание!
- Автовладелец не обязан возмещать причиненный пассажиру вред, если докажет, что он возник :
- — из-за непреодолимой силы;
- — умышленных действий самого пассажира;
- — противоправных действий третьих лиц, неправомерно завладевших автомобилем.
- Кто еще участвует в возмещении вреда
При столкновении автомобилей ответственность перед пострадавшим пассажиром несут автовладельцы солидарно . Следовательно, пассажир может потребовать возместить вред и от всех автовладельцев сразу, и от любого из них в отдельности. Причем как полностью, так и частично.
На заметку
Автовладелец, который возместил пассажиру вред, вправе истребовать выплаченную сумму у виновных в этом лиц .
Причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира в результате ДТП признается страховым случаем. При его наступлении возникает ответственность страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств .
Таким образом, если есть страховка — вред возместит страховая организация. В отдельных случаях это сделает Белорусское бюро по транспортному страхованию .
На заметку
Вред, причиненный по вине водителя, возмещается на основании страховки автовладельца .
Страховая организация возместит пассажиру сумму вреда в пределах лимита ответственности. Если ее окажется недостаточно, остальное придется доплатить автовладельцу .
Обратите внимание!
Если автовладелец добровольно выплачивает пассажиру вред, страховая организация от страхового возмещения не освобождается. Когда лимита ее ответственности недостаточно, выплаченная сумма засчитывается в счет возмещения вреда. Если страховое возмещение полностью покрывает причиненный ущерб — возвращается автовладельцу .
Какой вред нужно возместить
Не имеет значения, сам пассажир пострадал в ДТП или его имущество. Вред все равно нужно возместить в полном объеме .
Имущественный вред возмещается :
— в натуре, т.е. предоставляется вещь того же рода и качества либо исправляется поврежденная, чтобы пассажир смог и дальше использовать ее по целевому назначению;
— в виде компенсации убытков, т.е. выплачивается стоимость поврежденного имущества, а порой и доходы, которые пассажир мог бы получить от его использования.
Вред личности пассажира включает, кроме прочего :
— утраченный заработок;
— расходы на восстановление здоровья (лечение, лекарства, дополнительное питание, протезирование, посторонний уход и т.д.);
- — компенсацию морального вреда (физические и нравственные страдания) .
- На заметку
- Моральный вред возмещает исключительно автовладелец (автовладельцы солидарно) .
- Как смягчить ответственность
- Автовладелец может направить пассажира в страховую компанию или возместить вред добровольно в сумме, подтвержденной документально. Например, когда речь идет о поврежденном имуществе, это только средства, фактически затраченные на его восстановление (ремонт). Расходы на лечение, покупку лекарств, дополнительное питание или уход должно подтвердить заключение МРЭК. Размер расходов подтверждают счета (иные документы) .
На заметку
Размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения вреда имуществу. К тому же основанием для уменьшения выплат может стать неосторожность самого пассажира (не пристегнулся, отвлекал водителя, громко разговаривал по телефону и т.д.) и материальное положение автовладельца .
- В случае судебного разбирательства в нем надо активно участвовать. В частности, можно ходатайствовать:
- — привлечь в качестве соответчиков других автовладельцев, если они причинили вред совместно, или страховую организацию (страховые организации всех автовладельцев, участвовавших в ДТП). Если она не будет вовлечена в судебное разбирательство, решение суда могут отменить ;
- — уменьшить моральный вред.
- При необходимости стоит представить доказательства, что:
- — причиной вреда стали умышленные действия самого пассажира или его грубая неосторожность (например, можно представить детальную копию телефонных звонков пассажира);
— автомобилем противоправно завладели третьи лица. И тогда именно они будут отвечать за причиненный вред. Если, конечно, правонарушению не способствовала неосторожность автовладельца. В этом случае его тоже могут привлечь к ответственности .
Дтп на служебном автомобиле. когда работник заплатит за ремонт
Ссылка на PDF версию статьи
Работник может стать виновником ДТП на служебном автомобиле. Компания не только отремонтирует собственный автомобиль за свой счет. Она также выплатит потерпевшим моральный вред и стоимость ремонта их машин. Все эти расходы реально взыскать с работника. Для суда подготовьте один из четырех наших аргументов. |
Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам
Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.
При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.
Судебная практика Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил Иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015). |
Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.
Суд может раскрыть такую схему в входе рассмотрения дело о взыскании ущерба с работника. Например, на основании показаний свидетелей. Также суд учтет, что работодатель оплатил отпуск не за три дня до его начала, а позже (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В итоге компания взыщет с работника только средний заработок.
Кроме того, суд вправе направить руководителю местной трудовой инспекции частное определение (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проведет проверку и оштрафует компанию несвоевременную оплату отпуска.
Другие компании подробно описывают режим использования служебного автомобиля в локальном акте.
В этом случае предполагается, что все, что находится за рамками такого описания будет являться личной поездкой. Конечно, суды смотрят на фактический характер поездки.
Но все же компаниям при наличии такого локального акта будет легче доказать личный характер поездки в случае возникновения спорных моментов.
Работника оштрафовали за нарушение ПДД
Если работник нарушил правила дорожного движения, инспектор ГИБДД или суд привлекут его к административной ответственности. Постановление о назначении наказания подтвердит, что авария произошла в результате административного проступка. А это одно из оснований полной материальной ответственности работника (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?
Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.
Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).
Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль).
Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.
С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП
Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.
Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).
Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.
Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.
Судебная практика |