Авторский надзор градостроительный кодекс — Юридические консультации онлайн

  • МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
  • ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПИСЬМО
  • от 15 октября 2020 г. N 41307-ИФ/09
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу разграничений функций и определения затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора сообщает.
  • Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 53 Кодекса установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее — Положение N 468).

В соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса проверка соответствия выполняемых работ проектной документации является одной из составляющей строительного контроля.

Проведение указанных работ является в силу статьи 53 Кодекса обязательным, тогда как привлечение лица, осуществляющего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор), согласно части 2 статьи 53 Кодекса осуществляется по инициативе застройщика или технического заказчика.

В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации в установленных им случаях принимается решение о проведении строительного контроля Минстроем России или подведомственным Минстрою России государственным (бюджетным или автономным) учреждением (ч. 2.1 ст. 53 Кодекса).

Согласно пункту 41 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г.

N 716 (далее — Правил формирования ФАИП) для осуществления строительства объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам может быть создана дирекция строительства (далее — дирекция), которая выполняет функции технического заказчика.

Согласно пункту 40 Правил формирования ФАИП функции государственного заказчика (технического заказчика) осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание.

Приказом Минстроя России от 2 июня 2020 г. 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2020 г.

за N 58980), которая предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 8.

3 Кодекса (далее — Методика N 297).

Согласно пункту 4 Методики N 297 Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.

В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание на основании утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств, и иных средств, не предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, затраты на осуществление функций технического заказчика в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.

В силу статьи 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 169-ФЗ) архитектор и юридическое лицо на основании договора с застройщиком имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта.

Положениями градостроительного законодательства установлено, что осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте обязательное, а проведение авторского надзора возможно только в том случае, если в проектной документации имеется архитектурная часть.

При этом застройщик либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений (статья 20 Закона N 169-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 и частью 1 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 г.

N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент) строительный контроль является обязательной формой оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), а авторский надзор — добровольной.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Технического регламента авторский надзор — это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.

В соответствии с пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства», утвержденного приказом Минстроя России от 24 декабря 2019 г. N 861/пр (далее — СП 48.13330.

2019), в базовые функции застройщика на период строительства входят как проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика), так и привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществляющего подготовку проектной документации, либо лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации.

В силу пункта 9.2 СП 48.13330.

2019 лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор согласно положениям Свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», утвержденным приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр (далее — СП 246.1325800.2016). Кроме того, установлено, что при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования осуществляется обязательный авторский надзор проектной организации. В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (технического заказчика). Порядок осуществления и функции авторского надзора установлен СП 246.1325800.2016.

Следует отметить, что СП 246.1325800.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 г. N 687.

Читайте также:  Лишение родительских прав отца моего ребенка

Авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения N 468 (пункт 4.7 СП 246.1325800.

2016), на основании договора (контракта), заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800.2016).

В соответствии с требованиями, установленными пунктом 31 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г.

N 87 (далее — Положение N 87), средства на строительный контроль входят в состав сводного сметного расчета стоимости строительства (глава 10 сводного сметного расчета), являющегося неотъемлемой частью сметы на строительство объектов капитального строительства, включаемой в раздел 11 проектной документации.

Порядок составления сметной документации и определения сметной стоимости регламентирован Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1 и действующей в части, не противоречащей градостроительному законодательству.

В соответствии с пунктами 4.89 и 4.91 МДС 81-35.

2004 в главу 12 «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включается проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (капитальным ремонтом), а средства на его проведение рекомендуется определять расчетом исходя из текущего (прогнозного) уровня цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 — 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета, а объем средств, необходимый для осуществления строительного контроля, рассчитывается в порядке, установленном Положением N 468.

Дополнительно сообщается, что приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г.

N 421/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2020 г., регистрационный N 59986) (далее — Методика N 421), который вступил в силу с 5 октября 2020 года.

  1. Методика N 421 определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.
  2. Пунктами 162 — 168 Методики N 421 предусмотрено, что:
  3. — затраты на содержание технического заказчика и затраты заказчика на проведение строительного контроля при строительстве включаются в главу 10 сводного сметного расчета в графы 7 и 8;
  4. — средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);
  5. — при осуществлении строительного контроля техническим заказчиком к средствам на содержание технического заказчика дополнительно включаются расходы на проведение строительного контроля;
  6. — затраты на содержание технического заказчика не учитываются в сводном сметном расчете в случае, если функции технического заказчика осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание, на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  7. — размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с применением нормативов, приведенных в приложении к Положению N 468;
  8. — расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1 — 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4, 5, 6) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль» (графы 7, 8);
  9. — при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов для определения нормативов расходов на осуществление строительного контроля сметная стоимость строительства в базисном уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.

Включение затрат на осуществление авторского надзора согласно пункту 173 Методики N 421 допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 процентов от итога графы 8 глав 1 — 9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8.

При этом пунктом 174 Методики N 421 установлено, что лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно. Данные затраты определяются дополнительно в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8).

И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

Авторский надзор в строительстве

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Строительный контроль и надзор » Авторский надзор в строительстве

Чтобы в процессе проведения строительных работ каждый этап отвечал требованиям проектной, рабочей и сметной документации,  осуществляются авторский и технический надзор за строительством. Надзор поможет избежать ошибок, которые может совершить генеральный подрядчик в случае возникновения ситуации, когда необходимо в силу разных обстоятельств отступить от требований проекта.

Содержание

Авторский надзор в строительстве представляет собой услугу, оказываемую на основании договора между проектной организацией или физическим лицом, разработавшими и утвердившими проект объекта и заказчиком. Выполнять такую функцию может другая организация, имеющая допуск саморегулируемой организации по проектированию.

Для этого с такими организациями заключается специальный Договор перед началом строительно-монтажных работ и он подается вместе с документами в соответствующий орган для получение разрешения на строительство объекта.

Услуга является обязательной при возведении и реконструкции зданий и сооружений общественного, сельскохозяйственного, промышленного назначения и относящихся к особо опасным объектам.

Частные лица, ведущие строительство особняков, домов и дач, могут отказаться от такой Услуги, но заключив договор на осуществление авторского надзора, они избавят себя от необходимости постоянного присутствия на строительной площадке, решения вопросов, где они не всегда компетентны, а также сэкономят личное время и затраты на строительство. Все эти обязанности лягут на плечи специалистов, отвечающих за проведение такого надзора, а заказчик получит качественно выполненный объект, который в сжатые сроки примут в эксплуатацию. И затраты на авторский надзор в строительстве невелики.

Функции авторского надзора в строительстве

Авторский надзор в строительстве проводят с целью исключения отступлений от  дизайнерских, архитектурно-строительных,  технических и других требований следующей документации:

  • проектной;
  • рабочей;
  • сметной.

Только соответствие возведенного объекта всем требованиям проектной документации дает гарантию, что он будет соответствовать замыслу и идеям проектировщиков, будет принят в эксплуатацию без замечаний и прослужит положенный срок.

Функции авторского надзора реализуются в следующих действиях:

  • работа с журналом авторского надзора за строительством;
  • проверка соответствия осуществляемых работ проектным и рабочим чертежам на каждом этапе возведения объекта;
  • проверка качества выполнения строительных и технических работ;
  • участие в приемке конструкций, относящихся к ответственным;
  • участие в составлении актов освидетельствования выполненных работ;
  • проверка правильности установки технологического оборудования;
  • выявление отступлений от сметных документов;
  • участие при составлении и подписании актов осмотра скрытых работ;
  • анализ сметной стоимости объекта и своевременная корректировка;
  • выявление нарушений требований технических условий и нормативных документов ( ГОСТ, СНиП и др.), установка реальные сроки устранения нарушений;
  • проверка ситуации по ранее сделанным замечаниям и указаниям;
  • при необходимости, внесение своевременных изменений и дополнений в проектное решение;
  • проверка соблюдения правил безопасности и охраны труда при выполнении разноплановых работ;
  • участие при сдаче объекта в эксплуатацию.
Читайте также:  Продажа прав аренды: продают право аренды на торговое помещение, находится в собственности у г

Осуществление авторского надзора за строительством

Организация авторского надзора при возведении или реконструкции объекта начинается с составления договора между проектной либо иной организацией и Заказчиком.

Составляется график посещений, смета затрат, включая оплату услуг необходимых специалистов, которые будут заниматься осуществлением авторского надзора. Если возникнет необходимость в осуществлении контроля за выполнением работ, которые не предусмотрены договором, то составляется дополнительное соглашение.

Разрешается корректировать документ, если объемы или сроки строительства меняются. Любые изменения согласовываются и закрепляются обеими сторонами.

В некоторых случаях допускается привлечение специалистов, которые не принимали участия в  проекте, но без их привлечения работы нельзя оценить.

Посещение специалистами объекта в процессе возведения и вплоть до окончания строительства может осуществляться по графику и по требованию самого заказчика. В последнем случае учитывается время, затраченное на решение конкретного вопроса и включается в общие затраты на осуществление авторского надзора.

Права и обязанности специалистов авторского надзора

Специалисты, контролирующие возведение и реконструкцию объекта, наделены целым рядом прав, основными из которых являются:

  • внесение отступлений и изменений от проектных решений;
  • запрещение работ, выполняемых с нарушениями;
  • запрещение применения материалов, изделий, устройств, оборудования, включая нестандартного, не соответствующих нормативным документам;
  • уточнение, дополнение и изменение проектных и технических решений, если это улучшит архитектурно-строительные свойства.

Решение актуальных вопросов в процессе возведения объекта оперативно позволяет не замедлять темп строительства, улучшать его качественные показатели. Это приводит к тому, что объект будет сдан в оговоренные сроки.

Специалисты обязаны:

  • своевременно выполнять обязанности, указанные в договоре на осуществление авторского надзора;
  • проверять этапы строительства объекта;
  • проверять устранения нарушений и их качество;
  • принимать участие в составлении акта приема-передачи объекта в эксплуатацию.

При наличии нескольких специалистов, участвующих в авторском надзоре, приказом назначается руководитель, который координирует работу. Он выдает конкретные распоряжения, принимает отчеты о выполнении заданий.

У заказчика перед специалистами по осуществлению авторского надзора есть тоже обязанности. Он обеспечивает их транспортными средствами, связью и, при необходимости, помещениями. Эти условия должно быть оговорены в договоре на осуществление авторского надзора за строительством.

Журнал авторского надзора за строительством

Результаты авторского надзора фиксируются в специальном журнале, которые заполняют назначенные контролировать объект лица. Работа с журналом авторского надзора за строительством ведется согласно требованиям СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений». Договором может быть предусмотрено наличие копии журнала.

Ответственность за его хранение на стройке несет представитель от подрядной организации, назначенный по приказу. Журнал выдается по требованию специалистов, осуществляющих контрольные функции. Ведется журнал авторского надзора за строительством сразу на весь объект, его часть или пусковой комплекс.

Журнал должен быть прошнурован и пронумерован и содержать титульный лист с необходимыми подписями.

В журнале отмечаются конкретные отступления от проекта, сделанные подрядчиком. Записи ведутся и в том случае, если замечаний по ведению строительных работ нет, но специалисты посетили объект согласно утвержденному графику.

При наличии замечаний представитель подрядчика указывает в журнале факт ознакомления с ним и при исправлении вносит соответствующую запись. Ответственность за неустранение замечаний в установленный срок несет представитель подрядчика.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, Наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Авторский надзор: что это такое и кем осуществляется

Авторский надзор гарантирует качественную реализацию проекта на этапе строительства. Он минимизирует риск брака и несоответствий проекту. Решение о необходимости такого контроля принимается на этапе проектно-изыскательных работ.

Для большинства строительных объектов надзор проводится в добровольном порядке. Исключение составляют особо опасные объекты, реконструкции и модернизации объектов культурного наследия.

Кто ведёт авторский надзор

Выполнение авторского надзора может осуществлять проектная компания, которая соответствует требованиям законодательства. Она должна быть членом СРО и иметь в штате специалистов, внесенных в национальный реестр. Если права на проект были переданы заказчику в договоре с автором проекта, то заказчик имеет право заказать услугу авторского надзора в сторонней компании.

Обязательно заключается договор, где прописывается состав работ и ответственность за качество авторского надзора.

Если за проведение авторского надзора отвечает юридическое лицо, то ответственные сотрудники, контролирующие объект, должны быть назначены официально приказом организации.

Приказ доносится до сведения заказчика, подрядчика-строителя, и до органов, осуществляющих архитектурно-строительный надзор на государственном уровне (если объект относится к особой категории).

Цели и задачи

В частном строительстве авторский надзор осуществляется по инициативе заказчика и является гарантией качества, визуального и нормативного соответствия проекту. Для объектов, находящихся под государственным контролем, авторский надзор нужен в первую очередь, чтобы избежать проблем с вводом в эксплуатацию.

Цель проектного контроля – гарантировать соответствие возведённого здания или сооружения положениям проекта.

Авторский надзор в процессе строительства решает задачи по контролю:

  • за соблюдением технологии – порядок и способы организации работ должны соответствовать проектным указаниям и СНиПам;
  • за проектными значениями – характеристики объекта не должны быть ниже проектируемых;
  • за поставками – качество материалов, инструментов и оборудования должно подтверждаться сертификатами и соответствовать проектным нормативам;
  • за строительной документацией – исполнительные документы должны отображать реальный ход строительства.

Опционально авторский надзор может решать и другие задачи в зависимости от типа объекта. Состав работ определяется на этапе проектирования.

Чтобы получить разрешение на ввод в эксплуатацию, необходимо документально подтвердить, что строительство велось без расхождений с проектом. Авторский надзор даёт гарантию, что непредвиденных сложностей на этом важном этапе не будет.

Процесс организации авторского надзора

  1. Определение состава работ.
  2. Создание графика проверок с учётом плана строительно-монтажных работ.
  3. Заключение договора на услугу авторского надзора.
  4. Назначение ответственных за каждый этап проверок, если надзор осуществляется группой лиц.
  5. Организация доступа проверяющих к объекту.

  6. Ведение журнала, в котором регистрируется каждое посещение объекта, вносятся замечания и указания со ссылками на стандарты, СНиПы, рабочие чертежи.
  7. Регулярная передача результатов проверок заказчику.
  8. Соблюдение застройщиком требований авторского надзора.
  9. Проверка устранения замечаний.

  10. Финальная отчётность – подготовка пакета документов по результату работы.
  11. Сдача-приёмка работ.

Какими нормативными документами регламентируется

Градостроительный кодекс

Строительство в населённых пунктах ведётся согласно Градостроительному кодексу РФ. Требования к соответствию объекта проектной документации и ответственность за несоблюдение этих требований прописаны в статьях №52 и №55.

Если в процессе строительства потребовались изменения, они должны быть согласованы с проектировщиком. Все корректировки должны быть зафиксированы в проектной документации.

При внесении изменений в проекты многоквартирных жилых домов, общественных зданий и сооружений требуется повторное прохождение экспертизы проекта. 

Федеральные законы

  • № 73 «Об объектах культурного наследия», ст. 44;
  • № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.8 п.3;
  • № 169 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст.20;
  • №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 41.
Читайте также:  Справка о заработной плате при увольнении

Своды правил

Авторский надзор проводится в соответствии с правилами:

  • 246.1325800.2016 « Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений»;
  • 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений».

Функции проектировщика также регламентируют правилами:

  • 45.13330;
  • 70.13330;
  • 73.33330;
  • 78.13330;
  • 126.13300.

Градостроительный кодекс России 2021

Добро пожаловать на сайт «Градостроительный Кодекс Российской Федерации, который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2021 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Действующий Градостроительный кодекс появился как следствие земельной реформы, когда земля стала объектом рыночного оборота. В этих условиях селитебные территории начали стремительно меняться и далеко не в лучшую сторону.

Прежняя нормативная база организации территорий, предназначенных для формирования и развития населённых пунктов, уже не могла справиться с этой задачей. Так появился Градостроительный кодекс 2004 г.

, который ориентирован на регулирование строительной деятельности не только в городах, но и в поселениях, официально признанных таковыми.

Функции и задачи

Градостроительный кодекс был принят позже таких базовых новых законов, как Гражданский и Уголовный кодексы. Сейчас он состоит из 9 глав и 63 статей.

Если из всех функций этого кодекса выделить главную, то это будет территориальное планирование. Борьба со стихийным развитием селитебных территорий ведётся давно, но принятие специального закона, предписывающего иметь план развития территории как основу для дальнейших действий, помогает упорядочить этот процесс.

Необходимость планирования развития территории влечёт за собой ряд закономерных действий. В результате их реализации ГрК РФ выполняет следующие функции.

  1. Зонирование. Территория населённого пункта должна быть разделена на зоны по назначению. Обязательно выделяются зоны перспективной застройки, которые обычно находятся в состоянии пустырей.
  2. Архитектурно-строительное проектирование. Оно представляет собой совокупность действий по составлению проекта застройки территории, возведению отдельных зданий, формированию инженерных коммуникаций, благоустройству придомовых территорий, созданию дорожной сети. Проектирование – это непрерывная сеть действий от составления проекта здания до авторского надзора и принятия объекта в эксплуатацию.
  3. Капитальный ремонт. Поскольку данное действие по своим масштабам является аналогом полноценной стройки, то регламентация этого процесса закономерно контролируется нормами ГрК.
  4. Эксплуатация зданий. Градостроительство – это не только регламентация возведения новых объектов, но поддержание в рабочем состоянии того, что уже построено.
  5. Благоустройство территорий. Под этим термином понимается создание инфраструктуры, рекреационных зон и других объектов, делающих жизнь людей в поселениях комфортной.

Задачи Градостроительного кодекса являются концентрированным проявлением из функций. Они состоят в том, чтобы:

  • обеспечивать безопасность строительства;
  • рационализировать использование земельных ресурсов в пределах населённой территории;
  • сформировать комфортную и безопасную среду жизнь людей;
  • создать систему населённого пункта как совокупности объектов с разными функциями.

Создание такой системы возможно при реализации законов, которые позволяют соблюдать интересы государства, населения и коммерческих организаций. Такова цель существования Градостроительного кодекса.

Структура

Несмотря на малое количество статей, кодекс плотно заполнен нормативами самого различного направления. Как и любой закон федерального уровня, ГрК начинается с главы под названием «общие положения», где описаны понятия, принципы, субъекты, отношения.

Так же дано определение законодательства в области градостроительства. Оно состоит из данного кодекса, других нормативных актов федерального уровня, постановлений правительства, законов регионального уровня, ведомственных инструкций и подзаконных актов.

В остальном кодекс посвящён темам:

  • полномочий органов власти;
  • сметного нормирования;
  • планирования развития и зонирования территорий;
  • проектирования в строительстве и архитектуре;
  • эксплуатации строений;
  • информационного обеспечения действий в регламенте ГрК;
  • ответственности за нарушения нормативов кодекса.

В наибольшей степени развёрнута тема планировки территории, что и понятно, поскольку этот вид деятельности создаётся базис для всех остальных.

Отличие Градостроительного кодекса России от, например, Гражданского, Налогового или Уголовного состоит в отсутствии чёткого разделения на общую и особенную части. Видимо предмет регламентации не нуждается в большой законодательной преамбуле.

Алгоритм территориального планирования

Самая обширная часть ГрК построена по принципу последовательности действий. Глава 5 состоит из 19 статей, следование которым необходимо для того, чтобы провести полное, планирование развития территории. Для этого необходимо:

  • подготовить нужную документацию с проведением предварительных изысканий (ст. 41, 41.1, 41.2);
  • составить проект планировки и межевания (ст. 42, 43);
  • утвердить документацию по планировке (ст. 45, 46).

На этом Процедура планирования должна закончиться, однако даже освоенное пространство развивается, что предполагает совершенствование структуры, замену одних строений другими, улучшение состояния среды. Для развития уже застроенных территорий составляются договоры, проводятся аукционы (ст. 46.2 – 46.11).

Градостроительный кодекс РФ в специальной своей части направлен на то, чтобы регламентировать два направления деятельности в формировании населённых пунктов.

Это организация размещения объектов на территории, поделённой на зоны, а так же проектирование, строительство и эксплуатация конкретных зданий и сооружений.

С помощью такого комплексного подхода и формируются пространства населённых пунктов.

Оглавление ГрК РФ

  • Текст и комментарии к федеральному закону «О введении в действие ГрК РФ»

Другие кодексы РФ

  • Уголовный кодекс РФ
  • Налоговый кодекс РФ

Разъясните вопрос допуска организаций на проведение авторского и строительного контроля

  • Обсуждения
  • Проекты
  • НТД
  • Новости
  • Статьи
  • Ответы экспертов
  • Разработчики

Ответы экспертов

Компания является проектной организацией и выполняет работы по разработке проектной документации для строительства многоквартирных домов, и является членом саморегулируемой организации (2 уровень ответственности).

В ходе выполнения своих функций наша компания столкнулась с требованием Заказчика предоставить допуск на строительный контроль для осуществления авторского надзора за проверкой соответствия выполняемых работ проектной документации.

Просим дать экспертное мнение по вопросу необходимости организации, осуществляющей подготовку проектной документации для заключения договора на проведение авторского надзора, получать свидетельство о допуске на работы по осуществлению строительного контроля.

Как известно, в соответствии с пунктом 4.1 СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (далее – СП 246.1325800.2016):

«Авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на её основе, рабочей документации».

Это положение основано на норме части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, в которой установлено:

«Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.

В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации».

Это значит, что за проведение строительного контроля в целом (т.е.

включая технический надзор и авторский надзор) отвечает технический заказчик или застройщик, либо привлекаемое ими на основании договора физическое или юридическое лицо, коим может быть, в принципе, и проектировщик, если технический заказчик или застройщик заключит с ним договор на осуществление строительного контроля в целом (см. пункт 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector