Каков порядок организации и проведение митингов

Право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется ФЗ «О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ».

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

  • В соответствии с ФЗ «О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ»:
  • 1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм Акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
  • 2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  • 3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  • 4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  • 5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  • 6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;
  • Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:
  • 1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
  • 2) добровольность участия в публичном мероприятии.
  • Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
  • Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
  • Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
  • 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
  • 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Каков порядок организации и проведение митингов

  1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
  2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
  3. 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
  4. 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
  5. 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  6. 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
  7. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
  8. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
  9. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.
  10. Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
  11. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
  12. Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина.
  13. Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
  14. 1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
  15. 2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
  16. Право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется ФЗ «О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ».

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

  • В соответствии с ФЗ «О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ»:
  • 1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
  • 2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  • 3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  • 4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  • 5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  • 6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;
  • Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:
  • 1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
  • 2) добровольность участия в публичном мероприятии.
  • Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
  • Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
  • Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
  • 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
  • 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

  1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
  2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
  3. 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
  4. 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
  5. 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  6. 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
  7. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
  8. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
  9. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.
  10. Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
  11. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
  12. Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина.
  13. Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
  14. 1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
  15. 2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Читайте также:  Судебный приказ: в декабре 2006 был вынесен судебный приказ, автокредит был выдан в декабре 2003года

Памятка МВД России «Проведение митингов, шествий, демонстраций. Права и ответственность организатора и должностных лиц»

В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Федеральным законом от 08.06.

2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

  • ОРГАНИЗАТОРЫ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОТВЕЧАЮТ ЗА:
  • 1. Оповещение возможных участников публичного мероприятия о его проведении;
  • 2. Подачу заявки в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
  • 3. Проведение предварительной агитации;
  • 4. Изготовление и распространение средств наглядной агитации;

5. Другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

  1. УЧАСТНИКИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НЕ ВПРАВЕ:
  2. — скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
  3. — иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества;
  4. — иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки;
  5. — находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
  6. Время окончания публичного мероприятия строго установлено законодательством: 22 часа по местному времени.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Субъектом правонарушения, в данном случае, является организатор – лицо, уполномоченное участниками массового мероприятия вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия.

Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности за злоупотребление правами и неисполнение либо ненадлежащее исполнение закрепленных законом обязанностей организатора публичного мероприятия.

Кроме того, организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В июне 2012 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесен ряд изменений, предусматривающих ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

В частности: увеличены максимальные размеры административного штрафа для граждан по санкциям статей 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, части 4 статьи 20.25 — до трехсот тысяч рублей, а для должностных лиц по санкциям статьи 5.38, частей 1 — 4 статьи 20.2, статей 20.2.2, 20.

18 — до шестисот тысяч рублей.

Статья 20.

2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» изложена в расширенной редакции в семи частях, в которых дифференцируются размеры административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения. Виды административных наказаний дополнены новым наказанием в виде обязательных работ, при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний. Установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП.

Административный Штраф без составления протокола – 28.6 КоАП. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей).

Нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки давности привлечения к административной ответственности составляют один год со дня совершения административного правонарушения.

Обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений.

В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее − публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП сотрудники органов внутренних дел (полиции) вправе составлять Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.2 КоАП – доставление и административное задержание граждан (пункт 1 части 1 статьи 27.2, пункт 1 части 1 статьи 27.3 КоАП).

  • Чаще всего правонарушения совершаются путем:
  • 1. Несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия;
  • 2. Нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;
  • 3. Ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;

4. Неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; нарушения регламента проведения публичного мероприятия.

В соответствии с частью 1 статьи 27.

2 КоАП доставление — принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) – осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. При этом доставление, при наличии соответствующих оснований, может осуществляться с применением мер непосредственного принуждения.

Сотрудники полиции для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, имеют право применять физическую силу, а для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций – специальные средства (статья 20, пункт 8 части 1 статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»).

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе (часть 3 статьи 27.2 КоАП).

С момента составления в отношении лица протокола о доставлении дело об административном правонарушении считается возбужденным (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП), соответственно, лицо приобретает права, предусмотренные статьей 25.

1 КоАП: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и иные процессуальные права в соответствии с КоАП.

Доставление лиц в служебное помещение органа внутренних дел должно быть осуществлено в возможно короткий срок (часть 2 статьи 27.2 КоАП).

В исключительных случаях, при неустранении обстоятельств, обусловивших невозможность составления протокола об административном правонарушении, к доставленным лицам может применяться административное задержание – кратковременное ограничение свободы (часть 1 статьи 27.3 КоАП). Срок административного задержания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.2 КоАП не может превышать трех часов (часть 1 статьи 27.5 КоАП).

Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное Правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. №627.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, по его просьбе о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также Защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

  1. В соответствии с пунктами 6 и 9 части 4 статьи 5 Федерального закона 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан:
  2. — приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
  3. — довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ, если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение. Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ в случае невыполнения данного требования уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается (часть 3 статьи 15 Федерального закона 54-ФЗ).

Порядок прекращения публичного мероприятия регламентирован статьей 17 Федерального закона 54-ФЗ, в соответствии с которой в случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления производит следующие действия:

1. Дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия.

2. Устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

3. В случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона в случае невыполнения указания уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» к обязанностям полиции относится обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах, а также обеспечение совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее − публичные мероприятия) безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

В случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий, прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона).

В соответствии с положениями Федерального закона «О полиции» в этих случаях полиция вправе осуществлять задержание нарушителей общественного порядка (перечень категорий лиц, подлежащих задержанию, в статье 14 Федерального Закона «О полиции»), проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций (статья 16); для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции применять физическую силу (статья 20), а также специальные средства, порядок применения которых предусмотрен статьей 21 Федерального закона «О полиции».

Читайте также:  Возможно ли прописаться в кваритре после дарения доли

Для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять следующие специальные средства: палки специальные, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, световые и акустические специальные средства, водометы, бронемашины. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 19.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию, в частности, сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Порядок проведения публичных мероприятий и ответственность за его нарушение

Что понимать под термином «публичное мероприятие», какие мероприятия относятся к таковым

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в ст. 31 Конституции Российской Федерации.

В целях обеспечения реализации данной нормы принят Федеральный закон от 19.06.

2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54-ФЗ), который определяет правила организации и проведения публичных мероприятий общественно-политической направленности и мероприятий религиозного характера.

  • Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
  • Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
  • О порядке организации публичного мероприятия
  • Организаторами митинга могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, политические партии, другие общественные объединения, их региональные объединения и структурные подразделения.

Есть ряд ограничений для организаторов.

Ими, в частности, не могут быть: лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общества и общественного порядка; лица, привлекавшиеся 2 и более раза за определённые административные правонарушения, в т.ч. за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий; общественные объединения, деятельность которых приостановления или запрещена.

Статьей 5 Закона № 54-ФЗ определено, что организатор публичного мероприятия в числе прочего обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.

7 закона, не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия. Для пикетирования группой лиц либо одним участником, но с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, такой срок сокращён до 3 дней до проведения пикета.

Для одиночного пикета без использования конструкций предварительное уведомление не требуется.

  1. Если уведомление не было подано в срок или если в проведении публичного мероприятия было отказано, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия организатор не вправе проводить публичное мероприятие.
  2. В случае несогласия с решением уполномоченого органа оно может быть обжаловано в суд.
  3. О порядке проведения публичного мероприятия.
  4. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников полиции; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортнт   ых средств.
  5. В ходе проведения мероприятия не допускается осуществление экстремистской деятельности, в том числе использование экстремистской символики или атрибутики и распространение соответствующих материалов.
  6. Участники публичных мероприятий не вправе:
  7. — скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
  8. — иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
  9. — находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Уполномоченные представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов полиции вправе потребовать прекращения публичного мероприятия в случае умышленного нарушения организатором требований законодательства, касающихся порядка проведения публичного мероприятия и (или) неисполнения организатором обязанностей, предусмотренных законом. Неисполнение данного требования или неповиновение (сопротивление) такому требованию отдельными участниками публичного мероприятии влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Об ответственности организаторов и участников публичных мероприятий за проведение незаконных мероприятий

За нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в т.ч. за его организацию без подачи уведомления, за участие в таком незаконном мероприятии статьей ст. 20.

2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, которая в зависимости от квалифицирующих признаков влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере до 30 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов или административный арест на срок до 10 суток; на должностных лиц — штраф до 40 тысяч рублей, на юридических лиц — до 200 тысяч рублей.

За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.

1), организацию массовых беспорядков, оказаний вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а также за призывы к участию в них (ст.

212) УК РФ предусмотрена уголовная ответственность граждан. Максимальные санкции за совершение указанных преступлений установлены соответственно до 5 и до 15 лет лишения свободы.

Прокуратура города Нерюнгри

Уголовная и административная ответственность за участие в несанционированных митингах — Официальный сайт МОУ "СОШ № 23" г. Воркуты

Основы законодательства о митингах – какой митинг считается несанкционированным

В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан на проведение собраний, митингов, пикетов, шествий, демонстраций. В статье четко прописано, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия.

Именно мирные, публичные мероприятия позволяют россиянам выразить свободно свои мысли, выдвинуть определенные требования по вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны.

  • Митинг как публичное, массовое мероприятие обязательно должен быть санкционирован. В Законе федерального уровня №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» прописано понятие митинга:
  • «Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера».
  • Кроме того, в статье 5 того же закона обозначено, что организатор митинга, публичного мероприятия может проводить его в специально отведенном или приспособленном для этого месте, обеспечивая при этом безопасность граждан.
  • Также организатор обязан:
  1. Подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или в местную администрацию уведомление о проведении митинга. Уведомление представляет письменный документ, посредством которого передаются сведения о проведении митинга в целях обеспечения безопасности и правопорядка.
  2. За 3 дня до проведения митинга проинформировать властей о принятии или непринятии предложений об изменении места, времени митинга.

Организатор митинга не имеет право проводить его, если уведомление о проведении не было подано в срок, или митинг не был согласован, не были согласованы изменения по ответу властей. Если же организатор проведет мероприятие, то митинг будут считать несанкционированным.

По сути, если организатор не сообщил местную администрацию о проведении митинга, проигнорировал выдвинутые требования, то митинг будет несанкционированным. Если же был получен положительный ответ от властей, то мероприятие можно проводить на законных основаниях.

Обратите внимание на еще один важный документ — регламент проведения митинга.

В этом документе организатор должен сообщить повременное расписание, или почасовой план основных этапов публичного, массового мероприятия.

Также стоит указать всех ответственных лиц и задействованные транспортные средства. В случае непредоставления регламента местным властям, митинг будет незаконен!

Когда еще митинг будет незаконным?

  1. Если его организатором выступает лицо, ограниченное в дееспособности или недееспособное.
  2. Если организатор — гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение административных правонарушений.
  3. Если организатором захотела стать политическая партия, общественное или объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.

За проведение несанкционированного митинга грозит административная и даже уголовная ответственность.

Ответственность за участие или организацию несанкционированного митинга, акции или демонстрации

Рассмотрим в таблице, какое административное наказание может грозить организаторам несанкционированного митинга, согласно статье 20.2 КоАП РФ.

Ответственность организаторов за несанкционированные мероприятия
Правонарушение Наказание Статья
Нарушение организатором установленного порядка организации или проведения митинга. — Для граждан предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 25 000 руб. или обязательные работы на срок до 40 часов.
— Для должностных лиц штраф — от 15 000 до 30 000 руб.
— Для юридических лиц штраф составит от 50 000 до 100 000 руб.
Часть 1 статьи 20.2 КоАП РФ
Организация или проведение митинга без подачи уведомления о проведении мероприятия. Гражданам грозит:

  1. — Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.
  2. — Обязательные работы в течение 50 часов.
  3. — Административный арест на 10 суток.
  4. Должностные лица будут обязаны выплатить штраф в размере от 20 000 до 40 000 руб.
  5. Юридическим лицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 200 000 руб.
Часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ
1. Создание помех объектам жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов или ТС.
2. Создание помех доступу граждан к их домам или объектам транспортной, социнфраструктуры.
3. Превышение норм предельной заполняемости территорий.
Граждане будут обязаны:

  • — Выплатить штраф — 30 000 — 50 000 руб.
  • — Выполнить обязательные работы на срок до 100 часов.
  • — Отбыть наказание в виде ареста на 15 суток.
  • Должностные лица выплачивают штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб.
  • Юридическим лицам штраф больше — от 250 000 до 500 000 руб.
Часть 3 статьи 20.2 КоАП РФ
Действия организаторов, повлекшие причинение вреда здоровью граждан или имуществу, но не содержащие уголовно наказуемого деяния. Граждане должны будут:

  1. — Выплатить штраф — от 100 000 до 300 000 руб.
  2. — Выполнить обязательные работы в течение 200 часов.
  3. — Отбыть наказание в виде ареста на 20 суток.
  4. Должностные лица выплачивают штраф — от 200 000 до 600 000 руб.
  5. Юридическим лицам предстоит выплатить штраф — от 400 000 до 1 000 000 руб.
Часть 4 статьи 20.2 КоАП РФ
Организация или проведение несанкционированного митинга в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Активное участие в таких митингах, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
Гражданам придется:
— Выплачивать штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб.
— Отбывать наказание в виде ареста на 15 суток.
Должностные лица выплачивают штраф — от 200 000 до 600 000 руб. Юридические лица — от 500 000 до 1 000 000 руб.
Часть 7 статьи 20.2 КоАП РФ
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1-6.1 ст.20.2 КоАП РФ. Грозит гражданам:

  • — Выплатой штрафа в размере от 150 000 до 300 000 руб.
  • — Выполнением обязательных работ в течение 200 часов.
  • — Отбыванием наказания в виде ареста на 30 суток.

Должностные лица должны будут выплатить штраф — от 200 000   до 600 000 руб., а юридические лица — от 500 000 до 1 000 000 руб.

Часть 8 статьи 20.2 КоАП РФ

Также организатор митинга несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участникам мероприятия. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ-№54, возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Что грозит участникам несанкционированных мероприятий?

Рассмотрим в таблице, какие наказания и за что могут быть гражданам, которые становятся участниками незаконных митингов, акций, демонстраций.

Правонарушение Наказание Статья
Нарушение участником установленного порядка проведения мероприятия. — Штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.
— Обязательные работы на срок до 40 часов.
Часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ
Действия или бездействие участников, которые повлекли причинение вреда здоровью человека или имущества, но не несут подтекста уголовно наказуемого деяния. — Штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб.
— Обязательные работы на срок до 200 часов.
— Административный арест на 15 суток.
Часть 6 статьи 20.2 КоАП РФ
Участие в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов или ТС, либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной, социнфраструктуры. Гражданам грозит:

  1. — Штраф от 10 000 до 20 000 руб.
  2. — Обязательные работы на срок до 100 часов.
  3. — Административный арест на 15 суток.

Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб., а юридическим лицам — от 200 000 до 300 000 руб.

Часть 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ

Уголовная ответственность за организацию или участие в несанкционированных митингах, собраниях

Граждане-участники или организаторы, которые неоднократно совершали указанные выше правонарушения и привлекались к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение 180 дней, будут привлечены к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ.

В соответствии со обозначенной статьей, россиянам грозят такие наказания:

  1. Штраф от 600 000 до 1 000 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 2 до 3 лет.
  2. Обязательные работы на срок до 480 часов.
  3. Исправительные работы на срок от 1-2 года.
  4. Принудительные работы на срок до 5 лет.
  5. Лишение свободы на срок до 5 лет.

Кроме того, в российском уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за причинение насилия в отношении представителя власти — статья 318 УК РФ. Максимальное наказание — лишение свободы до 5 лет.

  • Представителем власти считается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
  • Действия участников митинга, которые считаются противоправными
  • Законодательно закреплены не только права и обязанности участников митинга, но и противоправные действия.
  • Участники публичных мероприятий, в том числе митинга, не вправе:
  1. Скрывать свое лицо, использовать маски, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам.
  2. Иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению.
  3. Иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
  4. Находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
  5. Совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок. Например, ругаться нецензурной бранью, показывать непристойные жесты, призывать к насилию, неповиноваться законным требованиям сотрудника полиции и т. п.
  6. Причинять вред людям или их имуществу.
  7. Не соблюдать общественный порядок и регламент проведения мероприятия.
  8. Нарушать требования по обеспечению транспортной безопасности, безопасности дорожного движения.
  1. Участники митинга обязательно должны исполнять все требования организаторов, а также правоохранительных органов и уполномоченных лиц, представителей власти и местного органа самоуправления.
  2. Участие в несанкционированных митингах несовершеннолетних – кто несет ответственность
  3. Что грозит родителям, опекунам, представителям?

В силу возрастных, психических и интеллектуальных особенностей детей, их право на участие в управлении делами государства отсутствуют. Ответственность за деяния несовершеннолетних ложится на плечи их родителей, опекунов, а также тех лиц, кто, согласно документации, за них отвечает (например, воспитатели детских учебных заведений закрытого типа и т.п.).

За участие в несанкционированном митинге, собрании, родители или законные представители ребенка будут привлечены к ответственности по статье 5.35 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 500 руб. за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних.

Выносить решение об административном правонарушении несовершеннолетнего будет Комиссия по делам несовершеннолетних. Кроме того, с родителями и ребенком обязательно должна вестись профилактическая работа.

  • Чем грозит постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних – меры воздействия на родителей детей и административное наказание от КДН
  • Чего ожидать несовершеннолетнему?
  • Если гражданину нет 16 лет, то его поставят на учет в КДН, с ним специалисты будут проводить индивидуальную работу.

Если же гражданину исполнилось 16 лет, то за участие в несанкционированном митинге ему грозит, согласно части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ:

  1. Либо штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.
  2. Либо выполнение обязательных работ в течение 100 часов.
  3. Либо административный арест на 15 суток.
  1. Решение о наказании будет выносить судебная инстанция, так что избежать наказания вряд ли получится.
  2. Что будет организаторам, вовлекшим в митинг несовершеннолетних?
  3. Для организаторов несанкционированных мероприятий, которые вовлекли несовершеннолетнего или несовершеннолетних граждан, и побудили их участвовать в незаконном собрании, митинге, шествии, пикете, предусмотрена административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ в виде:
  1. Штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
  2. Обязательных работ на срок от 20 до 100 часов.
  3. Административного ареста на 15 суток.

Если организатором выступало не физическое лицо, а должностное, то его ожидает штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. Юридические же лица по данной статье будут вынуждены заплатить штраф равный — 250 000 — 500 000 руб.

Выносить решение о правонарушении для организатора будет суд. Ответственность по указанной статье КоАП РФ наступает с 16 лет.

Чем занимается уполномоченный по правам ребенка в России – функции детского омбудсмена

Также предусмотрена уголовная ответственность за организаторов, если они побудили несовершеннолетнего причинить вред здоровью гражданину, подтолкнули к осуществлению преступления. В этом случае организатору будут грозить наказания, согласно статье 150 и 151 УК РФ.

Защита участников митинга при незаконном привлечении к ответственности

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ, если в отношении гражданина возбуждено дело об административном правонарушении, он может попросить защиты и помощи юриста, адвоката.

Получается, если вас задержали на митинге и доставили в отделение полиции, то вы имеете право пригласить своего защитника.

Юристы отмечают, что оспаривать задержание проще, когда материал не составлен и не подписан. Если же документ вы уже подписали, и он докажет вашу вину, то разбираться с делом будет сложнее. Так что, если вам вменяют административное правонарушение, которое вы не совершали — не подписывайте никакую документацию и звоните сразу нашим юристам.

Срок задержания в отделении полиции составляет 3 часа, если наказание не предполагает административного ареста. По статьям 20.1, 20.2 КоАП РФ вас могут задержать на 48 часов.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector