Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящего

В бюджетных учреждениях для того, чтобы осуществлять госзакупки, должны быть назначены ответственные лица или создано специальное структурное подразделение. Данное положение прописано в соответствующем документе — 44-ФЗ. Постараемся разобраться во всех нюансах и тонкостях данного вопроса.

Сфера деятельности контрактной службы (КС) и контрактного управляющего (КУ)

Контрактная служба (контрактный управляющий) занимается закупкой. Деятельность начинается со стадии планирования и определения исполнителя (поставщика, подрядчика). Завершающий этап — анализ эффективности результата и выполнения обязательств всех сторон контракта.

Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящего

Следовательно, работа контрактного управляющего (контрактной службы) — осуществление полного закупочного цикла. Он включает в себя также претензионно-исковую стадию.

Но это только верхушка айсберга. Основных позиций, за которые отвечают данные специалисты, очень много. Постараемся разобраться в базовых нюансах данного процесса.

Создание контрактной службы, или назначение КУ

Данный процесс состоит из нескольких этапов.

Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящего

Для начала руководитель должен заняться изучением правовых актов 44-ФЗ. Далее происходит создание службы. Руководитель определяет начальника и количество сотрудников.

Следовательно, заниматься этим процессом будут более двух человек. Непосредственный начальник может каждому из них предоставить свой фронт работы и особую специализацию. Подобные ситуации развиваются обычно в двух основных вариантах.

Во-первых, начальник может поделить профессиональные обязанности сотрудников по функционалу государственных закупок. Например, один занимается ТЗ, другой — отчетностью, третий осуществляет процесс взаимодействия с поставщиками, четвертый производит мониторинг и прочее.

Второй вариант. У каждого сотрудника появляется возможность совершать весь цикл закупочных процедур. Но начальник определяет для каждого определенный перечень направлений.

В противном случае, если нет необходимости в создании отдельного подразделения (на этом остановимся ниже), осуществляется назначение контрактным управляющим того или иного сотрудника. Последний будет один выполнять обязанности целого подразделения. Действовать специалисты должны строго в соответствии с прописанными правами и обязанностями.

Именно таким образом выделенные этапы должны быть реализованы.

Руководителю необходимо помнить еще один немаловажный факт. При работе с госзакупками возникает масса действий, неправильное решение которых может привести к негативным юридическим последствиям, штрафам и разного вида ответственности.

Поэтому деятельности только сотрудников КС или контрактного управляющего недостаточно. Они должны иметь возможность получать квалифицированную консультацию юриста, специализирующего на данных вопросах (постоянную или по мере возникновения необходимости).

При возможности такой сотрудник должен быть в штате организации, особенно в крупной.

Естественно, руководителю необходимо уделить внимание обучению или переобучению сотрудников службы. Остановимся на этом более подробно.

Обучение сотрудников. Необходимо ли оно?

Неважно, будет ли это специальное структурное подразделение или просто контрактный управляющий. Обучение, согласно федеральному закону (44-ФЗ), является обязательным для тех, кто занимается закупками в государственном учреждении. Сотруднику необходимо иметь среднеспециальное профессиональное или высшее образование.

До момента вступления в силу указанного выше закона контрактный управляющий или контрактная служба должны были грамотно составлять заявку и проследить, чтобы заказ правильно разместили. Нередко на этом все основные дела заканчивались.

Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящего

В настоящее же время в обязанности сотрудников КС входит обеспечение всего процесса закупки, начиная от планирования до утилизации.

Более того, контрактный управляющий обязан теперь просчитывать риски и возможные последствия его решений. Речь идет нередко о стратегических управленческих решениях этих сотрудников.

Поэтому работа становится сложнее, появились многие дополнительные обязанности и тонкости.

Руководитель должен уделить важному вопросу обучения сотрудников значительное внимание.

Данные сотрудники, как было отмечено выше, осуществляют закупки по контрактам организации, отвечая за каждый этап данного процесса до самого конца.

Они несут ответственность за товар (услугу), за осуществление оплаты своевременно, документацию и составление плана закупок для данной организации. Эти позиции являются основными.

Благодаря качественной работе контрактных управляющих, компания сможет повысить свою производительность, конкурентоспособность и эффективность. Поэтому каждая организация должна позаботиться об обучении контрактных управляющих.

Согласно закону, у каждого такого сотрудника, имеющего опыт работы в данной области и профильное высшее или среднее специальное образование, есть право и обязанность повышать свою квалификацию каждые три года. Объем часов может быть различным, от шестнадцати до двухсот пятидесяти.

В том случае, если есть опыт работы, но отсутствует профильное образование, повышения квалификации будет недостаточно. Рекомендуется пройти профессиональную переподготовку. Длительность курса должна быть не менее двухсот пятидесяти часов. Допустимо прохождение стажировки на своем рабочем месте.

Профессиональное очно-заочное обучение осуществляется в профильном учреждении образования (высшее и среднее специальное). Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя как лекционные курсы, так и практический блок.

В последние годы большое распространение получило дистанционное обучение. Это особый вид дополнительного образования. Слушатель не посещает учебное заведение и общается с преподавателями с помощью Интернета.

В современных условиях, когда сотрудники не всегда могут оторваться от работы или уйти в отпуск, данная возможность является оптимальной. Слушатель сможет самостоятельно распоряжаться своим временем и учебным процессом, изучая полученные от преподавателя методические материалы.

После освоения материала он отчитывается, сдавая зачеты и экзамены. При дистанционном образовании нередко этот процесс также осуществляется с помощью сети Интернет.

В последние годы все большее количество учебных заведений предлагают такие программы и курсы.

Когда необходимо создание контрактной службы (КС)?

Согласно указанному выше закону, определяющим при создании КС является один-единственный показатель. Речь идет о совокупном годовом объеме закупок в соответствии с планом-графиком.

Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящего

Заказчик обязан создать контрактную службу, если данный показатель превышает сумму в сто миллионов рублей. Но по закону у него есть выбор.

Заказчик может внести изменения в организационную систему компании, создав новый отдел. Однако практика такова, что обычно не создается специальное структурное подразделение.

Сотрудники работают по приказу на условиях совместительства. Это является допустимым.

Если же показатель совокупного годового объема равен или меньше ста миллионов рублей, то заказчик имеет право создать КС или же нет. В противном случае должен быть назначен контрактный управляющий, который будет выполнять все функции. Это также прописано в законе.

Способы создания КС

Первый способ. Заказчик может сформировать, как было отмечено выше, отдельное структурное подразделение, возглавляет которое руководитель КС. Такой подход применяется обычно в очень крупных компаниях. Обычно в подобных ситуациях служба состоит из большого количества постоянных сотрудников, которые работают в ней в штате, на постоянном месте.

Второй способ. Заказчик издает приказ о постоянном составе работников. В результате формируется отдельная служба, но не отдельное структурное подразделение. Возглавляет ее обычно заместитель руководителя. Основным достоинством создания такого отдела является то, что при необходимости он может быть очень быстро расформирован.

Традиционно в контрактную службу должно входить два и более сотрудников.

В том случае, если нет необходимости создавать КС, руководитель издает приказ о контрактном управляющем. Назначается сотрудник, который выполняет указанные выше позиции. С одной стороны, работы для него немного. Но повозиться приходится.

Специалисту придется изучить законодательство и практику. Главное же заключается в том, что обычно такая нагрузка является дополнительной.

Поэтому ответственность остается такой же, как и в крупных организациях, а оплачивается достаточно скудно.

Функциональные обязанности и требования к квалификации руководителя и работников КС

Такие специалисты должны иметь среднее специальное или высшее образование либо пройти профессиональную переподготовку по программам ДПО в сфере закупок. Данное требование прописано в законе. Естественно, руководитель и сотрудники должны обладать специальными знаниями и навыками в сфере закупок.

Контрактный управляющий. Функциональные обязанности и требования к квалификации

Контрактный управляющий является должностным лицом, который всегда входит в КС.

Но если совокупный годовой объем заказчика менее ста миллионов рублей, то по закону он может не иметь отдельную структуру. В этом случае им назначается контрактный управляющий.

Естественно, данный специалист должен иметь соответствующее образование, как было указано выше, а также обладать профессиональными качествами.

Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящего

Контрактный управляющий по 44-ФЗ является должностным лицом, который отвечает за процесс осуществления всех закупок. В организации он может быть только один.

Должностная инструкция контрактного управляющего. Полномочия и обязанности

Контрактный управляющий по 44-ФЗ в своей должностной инструкции обычно имеет ряд обязательных позиций. Но, естественно, руководитель имеет право ее дополнить.

Должностные контрактного управляющего включают в себя разработку закупочного плана, процесс внесения в него изменений и размещения в ЕИС.

Этот специалист осуществляет также составление плана-графика, а также внесение в него изменений с обязательным размещением.

Должностная инструкция контрактного управляющего включает подготовку и размещение документов по закупкам в ЕИС. Специалист занимается проектами контрактов, извещениями о проведении мероприятий и приглашениями поставщиков при определении их закрытым способом.

Читайте также:  Имеют ли право сократить мужа, если есть маленький ребенок?

Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящего

Контрактный управляющий должен обеспечивать осуществление закупок и, естественно, заключение сопровождающих контрактов. Он участвует в процессе рассмотрения жалоб от поставщиков и подготовке материалов для претензионной и исковой работы.

Это базовые позиции, которые должен выполнять контрактный управляющий. Обязанности предусмотрены и прописаны законом.

Следовательно, у контрактного управляющего много реальной и достаточно рутинной работы.

Он должен подготовить документы, собрать информацию, проводить мониторинг и аудит, постоянно взаимодействовать с другими сотрудниками, консультироваться с поставщиками, размещать необходимую информацию в сети Интернет, контролировать и сопровождать процесс закупки.

Помимо этого, при возникновении тех или иных проблем данный специалист обязан совершать визиты по контролирующим органам и судам и так далее. Поэтому работы достаточно, особенно для одного сотрудника.

Ответственность членов КС и контрактного управляющего (КУ)

Согласно закону, существует персональная ответственность для КУ и членов КС за то, насколько соответствуют проведенные ими госзакупки действующим актам.

В том случае, если были обнаружены нарушения, то это основание для привлечения к ответственности. В зависимости от ситуации и тяжести это может быть дисциплинарная, гражданско-правовая и даже уголовная.

Более того, должностные лица привлекаются также к административной ответственности. Данные положения подробно прописаны в законе.

Поэтому в современных условиях не так просто занимать должность «контрактный управляющий». Образец инструкции, ее обязательных пунктов, содержится на картинке.

Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящего

Естественно, это базовый вариант, который руководитель может дополнить необходимой информацией.

Можно ли автоматизировать процесс государственных закупок?

Специалисты однозначно отвечают, что можно. Для этого необходимо использовать существующие в настоящее время программы. Они предназначаются для оказания помощи контрактному управляющему или контрактной службе государственного заказчика.

Программы позволяют специалистам оптимизировать процесс закупок по действующим в настоящее время федеральным законам. Это происходит благодаря тому, что они автоматизируют трудные и времязатратные операции. Специалисту бывает достаточно внести в программу только данные.

Заключение

В последние годы сфера государственного заказа становится очень популярной, привлекая большое количество людей. Граждан, которые интересуются, кто такой контрактный управляющий (вакансии при этом — немаловажный фактор), становится все больше.

Поскольку появляются специалисты, отвечающие требованиям 44-ФЗ по уровню образования и уровню профессионализма. Причем среди них имеются те, кто только сейчас решил выбрать данную специализацию.

Но есть специалисты, которые уже имеют опыт за спиной в иной области, но меняют кардинально профессию, надеясь добиться признания и результатов в новой.

С чем связан такой ажиотаж?

Существует ошибочное представление, что работа контрактного управляющего несложная и высокооплачиваемая. Однако практика показывает, что это абсолютно не так. Работать в госзакупках сложно, но очень престижно.

На практике же все выглядит следующим образом.

Квалификационный справочник не содержит такую профессию, как контрактный управляющий. Поэтому у сотрудника, который будет работать в данной должности, не появится в трудовой книжке такое красивое словосочетание. Запись у него будет звучать как угодно: экономист, Юрист, инженер, бухгалтер или специалист, но только не контрактный управляющий. Это является общепринятым фактом.

Самое же главное заключается в том, объявления «контрактный управляющий, вакансии открыты» встретить можно не так уж часто. Практика показывает, что руководители государственных предприятий делегируют данные полномочия обычно своим самым надежным сотрудникам.

Практика показывает, что в основной массе сотрудники, которые занимаются госзакупками в государственном учреждении, – это реально специалисты смежных профессий.

Руководители дают им дополнительную работу и, естественно, головную боль. Причем дополнительный функционал работодатели не всегда достойно оплачивают.

Естественно, последним необходимо пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку, чтобы занимать данную должность.

Поэтому найти такую должность человеку со стороны достаточно сложно.

Должность контрактного управляющего по 44-ФЗ: обязанности и порядок назначения

  • Согласно статье 38 закона № 44-ФЗ, контрактный управляющий является должностным лицом, назначаемым заказчиком для контролирования и реализации процесса закупок, который включает в себя и исполнение каждого отдельно взятого контракта.
  • То есть, контрактный управляющий это ответственный за проведение закупок сотрудник предприятия, которого выдвигает на эту должность руководство.
  • Чтобы назначить и иметь в штате подобного специалиста, само предприятие должно соответствовать двум критериям:
  • общий годовой объем закупок данного заказчика не превышает итоговой суммы в 100 миллионов рублей;
  • у предприятия отсутствует сформированная контрактная служба.

Контрактную службу формируют в соответствии с планом-графиком закупок, годовая итоговая сумма которых превышает 100 миллионов рублей. Данная организация представляет собой несколько должностных лиц, ответственных за проведение закупочной деятельности, которые работают под обязательным контролем приставленного руководителя.

Таким образом, для предприятий малого и среднего бизнеса зачастую достаточно назначения единственного специалиста, который будет осуществлять весь процесс необходимых закупок. И если вы сомневаетесь, нужна ли вам контрактная служба по 44-ФЗ или контрактный управляющий, имея небольшое предприятие, выбирайте последнего.

Федеральный Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков иметь в своем штате должностное лицо, ответственное за проведение госзакупок.

При этом это может быть как сторонний специалист, так и человек из текущего штата, работающий за полную или неполную ставку. В любом случае контрактный управляющий по закону 44-ФЗ должен полностью отвечать за процесс планирования и осуществления закупок от начала и до конца, тогда как в контрактной службе данные функции могут быть разделены между разными сотрудниками.

Итак, в обязанности контрактного управляющего в соответствии с №44-ФЗ входят:

  • организация и составление плана закупок, возможная редактура с внесением изменений в данный документ, а также его размещение в системе ЕИС (Единой информационной системе);
  • организация и внесение изменений в план-график, который также необходимо размещать и при надобности редактировать в ЕИС;
  • подготовка различной документации, включая извещения о результате закупок, проекты контрактов, приглашения для подрядчиков и исполнителей об участии в контрактах и прочие сопутствующие документы с последующим размещением их в системе ЕИС;
  • собственно осуществление закупок с заключением контрактов;
  • участие в рассмотрении дел об обжалованных результатах выбора тех или иных поставщиков товаров или услуг. При необходимости подготовка исковых материалов и заявлений в судебные органы;
  • организация и участие в консультациях и мероприятиях, направленных на выявление рыночной конъюнктуры, определении конкурентных зон и средневзвешенных цен с расчетом НМЦК. Встречи с заказчиками и поставщиками для ознакомления с ассортиментом и эффективной плановой работы направленной на удовлетворение государственных, муниципальных или организационных нужд представляемого предприятия;
  • организация и обеспечение работы закупочной комиссии, и, возможно, привлечение экспертов для соответствующей деятельности по приемке и оценке качества товаров или услуг;
  • другие полномочия, указанные в №44-ФЗ.

Помимо обязанностей, установленных действующим законодательством, заказчик вправе назначать дополнительные функции и полномочия для своего сотрудника. Должностная инструкция контрактного управляющего является тем документом, который составляется внутри организации и включает весь перечень вменяемых должностному лицу обязанностей.

Обычно должностная инструкция контрактного управляющего дополняет 44-ФЗ в контексте специфики нужд конкретного заказчика, а также содержит пункты с требованием к уровню знаний сотрудника, имеющимся у него в распоряжении полномочиям, и информацией о возможной ответственности в случае правонарушений.

Требования к должностному лицу

Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2020 года, на должность контрактного управляющего теперь не могут претендовать любые сотрудники в штате предприятия.

Это значит, что назначаемое должностное лицо обязано иметь соответствующее высшее образование в сфере проведения закупок, либо дополнительное профессиональное образование по этой же специальности.

Ранее можно было назначать любого сотрудника с высшим образованием вне зависимости от его профиля.

В качестве дополнительного профессионального образования подходят курсы повышения квалификации или заочная/очная формы обучения, проводимые по сокращенной программе при высших и среднеспециальных учебных заведениях.

Повышение квалификации предусматривает минимум 16 часов обучения, и подходит только для сотрудников, уже имеющих профильное образование.

В качестве профессиональной подготовки необходимо обучаться минимум 250 часов с обязательным прохождением теоретической и практической части программ.

В связи с этими положениями были введены соответствующие изменения и в трудовой Кодекс РФ.

Теперь действуют профессиональные стандарты:

  • специалист в сфере закупок — c уровнем квалификации с 5-го по 8-ой;
  • Эксперт в сфере закупок — c уровнем квалификации с 6-го по 8-ой.

Оба зависят от списка должностей, к которым могут применяться и регулируются частью 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  Увольнение по собственному желанию: 3 марта отправила почтой заказным письмом работодателю заявление

Если вы привлекаете стороннего специалиста или берете управляющего закупками по открытой вакансии, проблем возникнуть не должно, поскольку сразу виден уровень дипломного образования и подготовки соискателя. В своем штате может просто не обнаружиться человека с необходимыми навыками, либо он будет занимать какую-либо ключевую должность.

Вы можете либо полностью перевести такого человека на новую должность, издав соответствующий приказ, либо совместить обязанности контрактного управляющего с текущей должностью, повысив ставку на 0.5 или 0.3 размера.

Назначение контрактного управляющего

Чтобы в вашем штате появилось должностное лицо, исполняющее обязанности контрактного управляющего, вы можете либо нанять стороннего специалиста, либо подать информацию о вакансии на рынок труда для привлечения нового профессионального сотрудника, либо назначить на должность одного из штатных работников, издав соответствующий приказ.

Текст приказа должен содержать следующую информацию:

  1. Вводная часть с указанием ссылки на Федеральный закон №44-ФЗ в качестве основания для приказа.
  2. Указание имени и инициалов сотрудника, а также даты его вступления в должность.
  3. Перечень всех функций и полномочий, которые вы вверяете указанному сотруднику в должностные обязательства.
  4. Пункт для связанных с должностью отделов для предоставления контрактному управляющему доступа к той или иной информации. Например, бухгалтерии или отдела сбыта.
  5. Указание главного лица, который будет вести контроль над деятельностью управляющего.
  6. Перечень лиц, ознакомившихся с данным текстом приказа, и их подписи.

Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящего Образец приказа о назначении контрактного управляющего Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящегоОбразец должностной инструкции контрактного управляющего

Критерии оценки эффективности контрактного управляющего

По роду своей службы должностное лицо, выполняющее обязанности контрактного управляющего по форме закона 44-ФЗ, решает три задачи:

  1. Организация и полное контролирование процесса закупок.
  2. Работа в строгом соответствии с законодательными актами и нормативами.
  3. Заключение выгодных контрактов с соблюдением интересов заказчика.

В связи с этим хороший сотрудник должен в первую очередь иметь соответствующее образование и профильную подготовку, которая включает отличное знание текущего законодательства, в том числе 223-ФЗ, и ориентирование в сфере предполагаемых к закупке товаров или услуг. Однако это не делает специалиста максимально эффективным, поскольку для заказчика важен именно третий класс решаемых контрактным управляющим задач.

Чтобы понять, хорошо ли должностное лицо выполняет свои обязанности, необходимо обратить внимание на следующие критерии:

  • умение оценить требуемый уровень качества товаров или услуг и заключать соответствующие ему контракты на поставку;
  • разумное освоение выделенного бюджета, умение ориентироваться в средневзвешенных рыночных ценах и выбирать наиболее выгодные контракты;
  • щепетильное отношение к законодательным нормам и следование их содержанию. Немаловажный пункт, который убережет от излишних претензий со стороны третьих лиц.

Все это должно включаться в общие характеристики сотрудника, среди которых наиболее значимыми являются: ответственность, добропорядочность, целеустремленность и желание вникать в поставленные задачи.

Ответственность

Порядок ответственности конкретного управляющего регулируется частью 5 статьи 38 №44-ФЗ, а также частью 1 статьи 107 №44-ФЗ и лежит в рамках осуществляющихся данным лицом полномочий.

К обязательным к реализации условиям относится указание должностных обязанностей и порядок ответственности за их нарушение в должностной инструкции КУ.

В зависимости от степени и характера правонарушений, виновный в их осуществлении контрактный управляющий может быть привлечен к следующим типам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданско-правовой;
  • административной;
  • уголовной.

Дисциплинарная ответственность наступает в ходе несоблюдения управляющим своих установленных обязанностей в надлежащем виде.

Федеральный закон №44-ФЗ не включает пунктов с прямыми указаниями о стандартизированном порядке выявления подобных нарушений и привлечения ответственных лиц к дисциплинарному наказанию.

Меру взыскания в этом случае определяет заказчик, которому надлежит руководствоваться действующим на данный момент трудовым законодательством.

Не указан в законе №44-ФЗ и порядок привлечения работников в сфере осуществления закупок к гражданско-правовой ответственности. В виду отсутствия соответствующего регламента данный тип ответственности наступает в связи с основаниями общего характера.

К таковым относятся, например, положения пункта 1, статьи 1081 ГК РФ, где прописано, что организация-заказчик, которая была вынуждена компенсировать ущерб за неправомерные действия своих работников третьим лицам, вправе предъявить аналогичное требование, направленное в адрес конкретных управляющих или работников контрактной службы, по вине которых возникла данная ситуация.

Административная ответственность может наступить по факту проверки закупочной деятельности контролирующими органами.

В ходе выявления несоответствий и обнаружении достаточных нарушений действующего законодательства в сфере регулирования государственных закупок в отношении ответственных управляющих может быть возбуждено дело об административных правонарушениях. Порядок наступления ответственности прописан в пункте 22 99 статьи из №44-ФЗ.

Административные взыскания подразумевают назначение соответствующих штрафных санкций, которые применяются к управляющим как к должностным лицам несущим ответственность перед законом.

В этом случае самому заказчику могут вручить:

  • представление об устранении выявленных условий и причин, повлекших административное Правонарушение;
  • обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда противоправные действия сотрудника попадают в разряд опасных и выявлен факт чрезмерного злоупотребления вверенными должностными полномочиями. Порядок назначения мер пресечения таких правонарушений регулируется статьей 200.4 частью 4 Уголовного Кодекса РФ.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — кто это, обязанности и должностная инструкция

Время чтения: 6 минут(ы)

С недавних пор в сфере государственных закупок была введена система нововведений, которая регламентировала не только механизм действия Федеральной Контрактной службы, но и определенные кадровые трансформации.

С тех пор в должностные обязанности заказчика входит формирование профессионального уровня контрактных управляющий, контрактной службы и комиссий по закупкам.

В данной статье речь пойдет о том, кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ, и в чем заключается его работа.

Контрактный управляющий: можно ли принять контрактным управляющим человека не состоящего

Кто это такой и чем занимается контрактный управляющий?

В чем заключается работа?

Для ведения закупочной деятельности на должном профессиональном уровне заказчикам необходимо создание такой должностной единицы как «контрактный управляющий» или «контрактная служба». К данной работе привлекаются только высококвалифицированные специалисты.

Недавние изменения в законодательстве направлены на урегулирование расходов из бюджетных средств, что позволяет контролировать коррупцию, а значит, частично освобождать заказчика от последствий выявления нарушений, ведь вся ответственность перекладывается на плечи контрактного управляющего.

Работа данной службы определяется положением заказчика, которое разрабатывается в соответствии действующим законодательством и официальными письмами Министерства Экономического Развития.

Формировать несколько Федеральных контрактных служб запрещено – допускается существование только одной. Минимальная численность персонала – 2 сотрудника.

При этом оформлять на работу сотрудников контрактной службы по гражданско-правовому договору заказчикам также запрещено, разрешается лишь заключение трудового договора или назначение на должность контрактного управляющего по 44-ФЗ.

Согласно закону о контрактной системе 44-ФЗ обязанности контрактного управляющего могут быть возложены на нескольких сотрудников, так как прямого запрета на данное действие нет.

Важно при этом понимать, что контрактный управляющий контролирует и сопровождает всю закупку от начала и до конца, без какого-либо дробления или распределения этапов закупки между другими сотрудниками.

Иными словами, по 44-ФЗ контрактный управляющий – это сотрудник, реализующий закупки только своего сегмента или все закупки предприятия.

В должностную инструкцию управляющего входит сопровождение всех этапов, в том числе закрытие сделки по контракту. При этом если у заказчика на службе имеется несколько контрактных управляющих, то каждый из них должен вести свои закупки от начала и до конца.

В связи с этим специалисты рекомендуют распределить обязанности между управляющими по какому-то характерному признаку, например виду или предмету закупок. В то время как один сотрудник может заниматься закупками работ и услуг, в должностной круг обязанностей может входить работа с поставками.

Может ли совмещать должность?

Согласно действующему законодательству при совокупном годовом размере закупок на сумму менее 100 миллионов рублей и отсутствии контрактной службы заказчику необходимо назначить лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта.

https://www.youtube.com/watch?v=8CXIJxAiQ_Q\u0026t=1916s

Данное поручение работнику могут осуществляться путем совмещения должностей. Иными словами, наряду с основной работой по трудовому договору в обязанности сотрудника будет входит выполнение дополнительной работы по другой профессии.

Запрета на совмещение должностей конкурсным управляющим в разных организациях также не предусмотрено. Главным условием при этом является назначение на должность контрактного управляющего лица, состоящего в штате работников данного заказчика.

Контрактная служба или контрактный управляющий?

Необходимость формирования контрактной службы определяется самим заказчиком и его годовым объемом закупок. Согласно действующему законодательству после превышения суммарной суммы годовых закупок, превышающей планку в 100 миллионов рублей, заказчик обязан сформировать такую службу.

При меньших объемах закупок допускается создание лишь должности контрактного управляющего, формирование контрактной службы не обязательно. Но при любом из описанных вариантов необходим руководитель.

Читайте также:  Материнский капитал: додут ли материнский капитал на пятого ребёнка если

Обязанности по 44-ФЗ

В базовые обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ входит:

  • разработка, своевременное формирование и размещение в ЕИС плана-графика закупок;
  • сопровождение и подготовка закупок;
  • обоснование начальной максимальной стоимости закупок;
  • оформление закупки у поставщика;
  • составление извещений в ЕИС;
  • оформление документации по проводимым сделкам и иным процедурам;
  • оформление проектов контрактов и протоколов заседаний комиссий;
  • поиск потенциальных поставщиков;
  • рассылка приглашений потенциальным поставщикам для участия;
  • консультация с поставщиками от имени заказчика на этапе планирования закупок;
  • участие в оценке конкурентной среды;
  • заключение договора по итогам закупки;
  • разъяснение положений имеющейся документации, контроль и обеспечение корректности процедуры вскрытия конвертов;
  • документальное оформление включения в черный список участников, не выполнивших условия подписанного контракта или уклонившихся от его подписания;
  • участие в подготовке ответа на запросы ФАС.

Требования к должности

Согласно 44-ФЗ в комиссию заказчика могут входить лишь граждане, обладающие достаточным уровнем профессиональной подготовки либо обладающие необходимыми профессиональными навыками.

Иными словами, претенденты на должность контрактного управляющего должны обладать документами, подтверждающими наличие высшего и дополнительного профессионального образования согласно требуемой работе.

Требований о регулярном повышении квалификации контрактного управляющего в Федеральном законе теперь нет, однако по-прежнему существуют понятия профессиональной подготовки и переподготовки.

Удостоверение о повышении квалификации выдается сотрудникам, получивших образование контрактного управляющего на курсах или семинарах продолжительностью от 72 до 100 часов.

Для получения свидетельства о повышении квалификации необходимо пройти обучение продолжительностью более 100 часов. При прохождении обучения длительностью от 1 тысячи часов сотрудник получает диплом о профессиональной переподготовке.

Должностная инструкция контрактного управляющего: образец

На данный момент в Законе 44-ФЗ никаких ссылок и указаний на обязательность должностной инструкции нет, вследствие этого руководитель заказчика вправе выбирать документ, определяющий функции контрактного управляющего.

Также допускается вариант, при котором должностные инструкции контрактного управляющего излагаются в трудовом договоре или изменениях к нему, однако составлены они должны быть в соответствии профессиональному стандарту контрактного управляющего. Поэтому если такой вариант не является удобным для заказчика, то он может составить должностную инструкцию на саму должность, а не конкретного сотрудника.

Унифицированная форма инструкции на данный момент не установлена, так как четких требований к структуре или содержанию закон не предусматривает. Однако ознакомиться с примером должностной инструкции контрактного управляющего можно по ссылке: https://yadi.sk/i/_2HDMGV-3KmcWG.

Ответственность и штрафы

И контрактный управляющий, и рядовой сотрудник контрактной службы несет ответственность перед законом, а значит, может быть оштрафован в соответствии с совершенным деянием.

В связи с этим в должностной инструкции необходимо указывать не только должностные обязанности сотрудника, но и ответственность за их неисполнение.

Согласно трудовому кодексу контрактный управляющий несет ответственность за полное неисполнение или ненадлежащее исполнение собственных должностных обязанностей, прописанных в инструкции, а также за нанесение материального вреда работодателю.

  • Кроме того, контрактный управляющий несет гражданскую, административную и уголовную ответственность за совершенные им деяния.
  • Важно: При совершении административного правонарушения контрактный управляющий несет административную ответственность как должностное лицо.
  • При этом должностное лицо Заказчика несет персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок.

Где обучают на контрактного управляющего?

Институты и академии

Получить профессию контрактного управляющего можно в таких учреждениях, как:

  • Институт Профессиональных Контрактных Управляющих — http://www.ipku.ru/;
  • Академия Контрактных Управляющих — http://a-k-u.ru/;
  • Институт отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации — http://www.ism.ranepa.ru/.

Курсы контрактного управляющего по 44-ФЗ

Курсы менее продолжительны и все обучение может занимать всего лишь несколько дней.

Пройти курсы контрактного управляющего можно в следующих организациях

  • Русская Школа Управления — https://uprav.ru/;
  • Международная Академия Экспертизы и Оценки – http://закупки.маэо.рф/;
  • Научно-Производственное Объединение «Меркурий Урал» — http://specialistrus.ru/.

Возможно ли дистанционное обучение?

Согласно действующему законодательству требования к образованию контрактного заключаются в наличии высшего образования без учета профиля и дополнительного профессионального образования в сфере закупок. Указаний в отношении формы обучения нет, поэтому дистанционное обучение на контрактного управляющего не только возможно, но и довольно широко практикуется.

Профессиональный Стандарт

В соответствии с 44-ФЗ Заказчики должны принимать на должность контрактного управляющего сотрудников, обладающих соответствующими профессиональными навыками. Именно поэтому в интересах любого заказчика является обеспечение достаточного уровня подготовки и повышения квалификации собственных сотрудников.

Вследствие этого работников, которые будут получать профессию контрактного управляющего, направляют в профильные высшие или средне-специальные учреждения. Обучение может проводиться как в очной, так и в заочной форме.

Весь курс обучения состоит из двух частей – теоретических и практических занятий. Действующее законодательство предоставляет будущим контрактным управляющим как минимум 16 часов для прохождения обучения, а при прохождении программы переподготовки выделяется срок от 250 часов.

Для того чтобы определиться с должностью контрактного управляющего по 44-ФЗ рекомендуется обратиться к Единому Квалификационному Справочнику Должностей, содержащих не только названия должностей, но и профессиональные стандарты контрактных управляющих.

На данный момент профессиональных стандартов контрактного управляющего два:

  1. Специалист в сфере закупок;
  2. Эксперт в сфере закупок.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» был утвержден в 2015 году приказом Минтруда России №625н. Согласно данному документу существует четыре варианта квалификации:

  • 5 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • старший специалист по закупкам;
      • работник контрактной службы;
      • консультант по закупкам;
      • контрактный управляющий.
    • допустимо привлечение к работе молодых специалистов или выпускников любого вуза по любой специализации без опыта работы;
    • основная задача – обеспечение закупок.
  • 6 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • старший специалист по закупкам;
      • работник контрактной службы;
      • консультант по закупкам;
      • контрактный управляющий.
    • необходимо наличие высшего и дополнительного профильного образования;
    • обязателен трехлетний опыт в сфере закупок.
  • 7 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • старший специалист по закупкам;
      • работник контрактной службы;
      • консультант по закупкам;
      • контрактный управляющий.
    • необходимо наличие высшего (не ниже специалитета) и дополнительного профильного образования;
    • обязателен четырехлетний опыт в сфере закупок;
    • основная задача – Экспертиза результатов закупок.
  • 8 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • заместитель руководителя;
      • советник/руководитель.
    • необходимо наличие высшего (не ниже специалитета) и дополнительного профильного образования;
    • обязателен пятилетний опыт в сфере закупок, из которых два года – на руководящей должности;
    • основная задача – аудит и контроль в сфере закупок.

В отношении профстандарта «Эксперт в сфере закупок» действует официальный приказ Минтруда России №626н, согласно которому претендовать на звание эксперта могут сотрудники не ниже шестого уровня классификации.

Названия вакансий могут быть следующими:

  • 6 уровень квалификации:
    • контрактный управляющий​​​​​​;
    • старший специалист по закупкам;
    • консультант по закупкам.
  • 7 уровень квалификации:
    • контрактный управляющий;
    • эксперт по закупкам;
  • 8 уровень квалификации:
    • контрактный управляющий;
    • заместитель директора/руководителя;
    • директор/руководитель;
    • руководитель контрактной службы.

Важно: Для работы на восьмом уровне сотруднику необходим опыт работы на руководящей должности продолжительностью от трех лет.

Несмотря на такое строгое деление квалификаций, все приведенные примеры наименований вакансий являются ориентировочными, так как работника принимают на должность согласно утвержденному штатному расписанию. Главным условием является соответствие занимаемой должности выполнению обязанностей, обеспечивающих закупочную деятельность заказчика.

Сколько зарабатывает контрактный управляющий: зарплата

Согласно статистике, средняя заработная плата контрактного управляющего в столице находится в районе 50 тысяч рублей в месяц. В то же время в регионах оплата труда сотрудников того же профиля существенно ниже – около 15 тысяч рублей.

Вакансии: где можно работать?

В соответствии с действующим законодательством, контрактный управляющий по 44-ФЗ – специалист, предназначенный для работы в государственных и муниципальных структурах в области планирования, обеспечения и контроля закупок товаров и услуг.

Резюме: скачать образец

Как показывает практика, грамотно составленное резюме привлекает к себе гораздо больше внимания со стороны потенциальных работодателей. Именно поэтому необходимо правильно отразить в резюме собственные профессиональные навыки и преимущества перед конкурентами.

Положение (регламент) контрактного управляющего по 44-ФЗ: образец

Положение контрактного управляющего должно составляться заказчиком в соответствии с действующим законодательством и официальными разъяснениями Министерства Экономического Развития. Пример регламента контрактного управляющего по 44-ФЗ можно скачать по одной из ссылок:

  • https://yadi.sk/i/EvY2Md8C3Kmd5q
  • https://yadi.sk/i/ZI53nM6_3Kmd6k

Таким образом, профессия контрактного управляющего подразумевает полное сопровождение всех этапов сделки, включая заключение контракта. Именно поэтому сотрудник, занимающий данную вакансию, должен обладать достаточными уровнем профессиональной подготовки и специализированными навыками.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector