Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

Пока училась, у меня зрел большой гневный отзыв, который я собиралась оставить на этом сайте и еще на нескольких ресурсах. Но к моменту выпуска я остыла, весь гнев ушел, поэтому постараюсь быть максимально объективной….

✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎ ИСТОРИЯ ✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎

Поступала я в 2010 году в Тихоокеанский Государственный Экономический Университет (ТГЭУ) в городе Владивосток. Факультет пищевых технологий и товароведения (ИПТТ), специальность выбрала научную. Все эти экономика, юриспруденция, менеджмент не для меня… Университет располагался в центре города, поэтому удобно было добираться.

✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎ ОБУЧЕНИЕ ✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎

Первый курс:

Да, да, университет был именно ТГЭУ, я ничего не путаю. Мы проучились первый курс совершенно в другом вузе. Поступили в один ВУЗ, а закончили другой, только в России такое возможно!

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

макет ТГЭУ

  • На первом курсе было много сложных предметов, было тяжело привыкнуть, в принципе, так же как и в любом другом ВУЗе.

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

Первокурсники в лаборатории

Второй курс:

На втором курсе нам сообщили «радостную» новость, ТГЭУ больше нет! Так мы оказались уже в ДВФУ, хоть и продолжали дальше учиться в своем корпусе, с теми же преподавателями. Какие либо изменения нас не касались, мы думали, что смена названия — только формальности.

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

лабораитория в старом корпусе ТГЭУ

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

микроскоп

Три ведущих ВУЗа Владивостока — Дальневосточный Государственный Университет (ДВГУ), Дальневосточный Государственный Технический Университет (ДВГТУ) и наш ТГЭУ объединились в один Дальневосточный Федеральный Университет, к ним ещё присоединился Уссурийский педагогический.

Так и образовался ДВФУ. Разумеется, никто не спрашивал у студентов хотят ли они учиться в ДВФУ, хотя поступали каждый в свой ВУЗ.

Изменения коснулись пока только стипендий, мы даже обрадовались, ведь они значительно выросли и нас, естественно, все устраивало… пока устраивало.

Третий курс:

Начало реформ…

Факультеты преобразовали в Школы. Мой институт Пищевых Технологий стал относиться к Школе Биомедицины. Заговорили о переезде. Напомню, что наш корпус находился в самом центре города, и мне было всегда удобно добраться до него, почти на любом автобусе мин 10 без пробок, 25-35 с пробками.

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

Старая лаборатория

В учебу мы уже втянулись, но к концу учебного года начался дурдом. А именно, начался переезд на остров. К тому времени, кампус на острове и мосты были уже достроены.

Четвертый курс:

Я до последнего надеялась, что старшие курсы оставят доучиваться на материке. Идея конечно не плохая, студенческий городок, рядом и общежития и корпуса, большая территория, спортивные центры, набережные — мечта… Но тогда мечтой это было сложно назвать, слова: «дурдом», «катастрофа» подходили больше.

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

Главный корпус ДВФУ на острове

На учебу всем (от студентов до преподавателей) было по барабану. Все решали организационные вопросы, учить преподавателям некогда было, в итоге студенты были предоставлены сами себе.

Хорошо хоть давали распечатки с лекциями, что бы мы их законспектировали, объяснять тему, конечно, никто не собирался.

Это ощутимый пробел в голове, поскольку на экзаменах поправку на это никто не собирался делать, а значит спрашивать будут по полной!

Транспорт:

На этот остров из центра раз в 20 минут ходил один автобус.

Не говоря уже о том, что теперь приходилось ездить с пересадками, в автобус было трудно попасть, ведь сколько студентов из трех вузов хотят уехать на пары, и вместе с ними преподаватели. Уехать было не возможно.

Это была настоящая пытка, еще и дорога не близкая. Нужно проехать до конца, через весь город и, затем ехать по мосту на остров, что бы доехать до самого кампуса.

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

Мост

Зимой ситуация в 2 раза ухудшалась. Автобусы задерживались на 30-40 минут, студентов и преподавателей становилось больше, в автобус не попасть — они переполнены и люди оставались ждать следующего на морозе…

Родители студентов, которые имели машины и время, отвозили нас сами на остров, и забирали одногруппников, которые могли уместиться в машине.

Ведь ждать от получаса до часа автобусы на морозе, было невыносимо, конечности отваливались от холода.

Общежития:

Перед переездом многие преподаватели уволились, так как отказались ездить в такую даль. Скольких специалистов лишился вуз.

Конечно, для них и для студентов предлагались общежития на острове, но ценники на эти общежития мягко говоря не студенческие. По моему самый дешевый на тот момент был номер за 2400 руб в месяц. Отдельный номер 7500 рублей в месяц.

Сами комнаты были похожи на гостиничные номера. Но загвоздка в том, что в номерах не было нормальной воды, из крана буквально лилась рыжая вода.

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

ДВФУ вид из корпуса Школы Биомедицины

Питьевую воду студенты, живущие в общежитии покупали сами. Потом студенты, которые жили в общежитиях на острове, стали возвращаться в общежития на материке.

Эти общежития были проще, но ЗАТО намного дешевле и с нормальным водопроводом.

И, самое главное, в городских общежитиях была инфраструктура, в то время как на острове, был тогда лишь один магазин, с нереально завышенными ценами.

Школа Биомедицины:

Название своей школы я написала не случайно. Именно эта Школа (Школа Биомедицины) не вошла состав школ, которые находились на территории кампуса. Эта школа стояла за территорией через дорогу, в одном здании с новым медицинским центром. Объяснялось все просто: медицинский центр и Школа Биомедицины должны быть рядом.

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

Карта кампуса

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете

Вид на главный корпус из корпуса школы биомедицины

А раз мы не на территории кампуса, то и условия у нас гораздо хуже. Первое, во что это вылилось — подача отопления. Отопления мы долго не могли получить в первый год нашего обучения на острове.

Объясняли все тем, что корпус стоит не на земле ВУЗа, и что бы включить отопление нужно специальное разрешение от какого то третьего лица (не вникала). В итоге мы почти до конца ноября сидели в холодных кабинетах в верхней одежде и перчатках, так как в кабинете была температура даже ниже минимально допустимой.

Преподаватели входили в положение, часто отпускали во время пар в столовую попить горячего чая, заканчивали занятия раньше на 20-30 минут, некоторые вообще давали задания и отпускали.

Столовая:

Питание в столовой оставляет желать лучшего. Первое время ничего почти не было, выбор был между слипшимися макаронами и разваренным рисом. Гарнир выбрать тогда вообще нельзя было, он был один.

Затем ассортимент вырос, но качество осталось на том же уровне, а цены неоправданно высоки.

Потом мы решили сходить в другие корпуса на территории кампуса, и поняли что наша школа самая «лузерная» в плане столовых, интерьера, да и вообще всего!

Главный корпус (холл)

Напомню, наш корпус стоит отдельно на отшибе, как какой то отброс, а главный корпус соединен с корпусами других школ, и туда можно попасть не выходя на улицу. Столовая там намного дешевле, а выбор более широкий, в отличие от нашей.

Главный корпус

Да и с отоплением у них было все в порядке, по крайней мере они получили его на три недели раньше нас. Да и вообще сам главный корпус и остальные школы намного комфортнее нашего корпуса.

Вернусь к обучению:

Не зря упомянула в начале что специальность у меня научная, так как на протяжении всего обучения у нас по плану должна быть работа в лабораториях, усиленная лабораторная практика должна начаться на четвертом и пятом курсах. Но наши лаборатории пока не функционировали, оборудование было не подключено, специалистов для подключения и работы на нем так же нет.

Не далеко от нашей школы, построен лабораторный корпус, который так же еще не функционировал, и принадлежал он Школе Естественных Наук. Эта школа даже не переехала на остров. Они осталась в своем корпусе на материке.

Все потому, что в ШЕН многие специальности научные (как и у нас), которые должны работать на лабораторном оборудовании, но так как для них на острове не все готово для учебного процесса, они остались в своих корпусах, где есть все необходимое оборудование.

Возникает вопрос: «Почему тоже самое не сделали с нами? К чему эта спешка? чем мы хуже других студентов?»

В общем четвертый курс прошел у нас теоретически. К концу учебного года уже пустили больше автобусов, хоть как то разгрузили основной маршрут. Этот год был самым тяжелым и казался очень длинным!

Пятый курс:

Мы уже были морально готовы, что придется проучиться в этом кошмаре еще один год. И как только смирились, жизнь начала налаживаться.

Лабораторная практика. Дегустация вина, которое сами настаивали)))

дегустация

дегустация

Сначала пустили еще один автобус, который ходит прямо от моего дома до острова. Многие студенты, в том числе мои одногруппники купили автомобили, некоторые одногруппники подвозили иногда до города.

Взбиваем масло

Приготовление мясного хлеба

Мясной хлеб

Мясная лепеха

зажаренный мясной хлеб

  1. Потом все таки организовали учебный процесс, наконец то у нас началась лабораторная практика, хоть и не совсем в лабораторных условиях.

лабораторная практика

варим сыр

варим сыр

то что получилось))

Просто настроили простейшее оборудование и принесли в учебные классы. Успокаивало что осталось учиться один семестр, и потом пол года писать диплом.

✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎ ДИПЛОМ ✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎✎

Только мы уже расслабились, как поступил приказ с назначением дипломных работ. Темы работ мы узнали в середине семестра, но потом они еще менялись несколько раз. Приказ с окончательными вариантами уже вышел где то в январе — феврале. (Может, конечно, он вышел раньше, однако мы узнали об этом именно в конце января)

Нам конечно сразу намекнули, что придется делать исследования за свой счет. Но то, что будут такие ужасные (другое слово подобрать не могу) темы, никто не ожидал!

Оказывается у кафедры какой то грант, и темы все зависели именно от него, поэтому, что студенты, что дипломные руководители оказались недовольны и слегка ошарашены, темами. Никто не знал, как подступится к этой работе и где брать сырье для дипломных исследований.

Я начала поиски за пол года, нашла свой продукт случайно, считаю что мне повезло. Другим одногруппникам помогли руководители найти сырье, кому то заказывали с других научных заведений или предприятий.

Почти во всех темах ключевое слово было «Разработка», но не все темы подходили под него. Например, моя работа заключалась в исследовании, однако в теме так же маячило слово «разработка», что потом на защите вызвало недоумение у комиссии, но об этом потом.

Итак, минимальным оборудованием и посудой нас обеспечили: рефрактометры, колбы, пипетки, бюретки, плиты, необходимые реактивы, мешалки, центрифуги, микроскопы, был даже спектрофотометр,что то приносили из дома преподаватели, однако для основных исследований, типа состава продукта, пришлось отдавать продукт в независимую лабораторию.

колба и пробирка

лабораторный практикум

Разумеется, за все платили сами студенты, мне еще повезло, мои исследования обошлись мне всего в 3500 руб. У моих одногруппников суммы вышли намного больше, у кого то около 6 — 8 тысяч рублей, а у кого то и 32 тысячи, правда работу разбили на несколько человек (еще с других групп) и скидывались вместе.

Университет возмещает только стоимость сырья, за исследования никто ничего не вернет. Как говорится, хочешь диплом — плати! Хотя кафедре, вроде как, на гранты финансирование выделяется…

Ну да ладно, поговорим теперь о защите. Уже писала, что моя тема не соответствует моей работе, и лично от себя я сделала все, что было в моих силах, работа была выполнена полностью. Со своим научным руководителем было оговорено, что мне делать, если вдруг у меня спросят, в чем заключается моя разработка.

Читайте также:  Раздел имущества: также есть кредиты на муже, как при разделе будут делиться одна на покупку машины

Но даже то, что этот вопрос был известен и заранее оговорен, это не помогло. Члены комиссии были недовольны, несмотря на то, что я ответила на все дополнительные вопросы задаваемые комиссией.

Нововведения в ДВФУ: высшая математика "по скайпу" и оценки самим себе

После выпуска инженеры пойдут работать на «Звезду» и космодром Восточный

Основной предмет – высшую математику – первокурсникам Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) преподаёт лектор из МГУ имени Ломоносова. Это не потому что своих преподавателей мало, а потому что «высокий статус федерального университета позволяет использовать те или иные образовательные технологии». Формат видеолекций руководство вуза выбрало ради повышения качества образования и усиления подготовки студентов. Но на единственном часе «практики» в неделю решение задач превратилось в разбор теории, студенты стали жаловаться на «заочное» обучение и подписывать петицию к ректору. Подробности – в материале Накануне.RU.

Введение видеолекций вместо традиционных занятий по высшей математике неприятно удивило будущих инженеров.

В свободное от учёбы время они должны просматривать запись лекции преподавателя из МГУ, затем прорешивать задачи на единственном в неделю часе «практики» с «местным» преподавателем.

В качестве отчётности студенты проходят тесты, решают семинары и загружают ответы на портал openedu. Прохождение всех этих этапов даёт доступ к экзамену.

Одного часа практики мало для освоения сложных тем по высшей математике, да и тот превращается в повторную лекцию с объяснением того, что не сумел донести преподаватель с экрана, рассказали студенты.

«К самим лекциям есть вопросы, например, наш преподаватель по практике говорит, что этот курс предназначен для математиков, а не для инженеров, и что в самом МГУ после него вылетает около 30% студентов.

От одних лекций толку мало, а одного практического занятия в неделю не хватает, – рассказал Накануне.RU студент первого курса Инженерной школы, пожелавший остаться неназванным. – Новая система не нравится ни студентам, ни преподавателям.

Некоторые мои знакомые хотят переводиться в другой вуз из-за неё».

Не предоставляют учебный план в Дальневосточном федеральном университете Так выглядит видеолекция по высшей математике

Университет ввёл видеолекции из добрых побуждений: сама идея интересная, а вот исполнение неудачное, уверен председатель студенческого совета Инженерной школы ДВФУ Артём Дятлов.

«Курс предназначен для специальностей с физико-математического факультета, но никак не для инженеров.

Если бы этот курс был дополнительным, не было бы суматохи из-за этого, но курс является основным, а что ещё хуже – на пары практики выделена всего одна пару в неделю, а у некоторых групп она полностью отсутствует.

С одной стороны, студенты, у которых средний балл 65 по математике за ЕГЭ и которым дали, объективно, непосильный курс. С другой стороны, университет, который из хороших побуждений хочет повысить качество образования», – рассказал Накануне.RU Артём Дятлов.

Студенты ДВФУ стали «подопытными кроликами»: прежде чем вводить онлайн-курсы, их не тестировали на фокус-группе, решив внедрить сразу «по живому». По информации студентов, в ответ на жалобы руководство вуза советует тратить больше часов самостоятельной подготовки на высшую математику.

Чтобы вывести разговор в продуктивное русло, студенты направили ректору петицию с 457 подписями. В обращении они попросили либо убрать курсы, либо сделать их дополнительными к основной программе.

На днях учащиеся получили ответ. Директор центра развития программ дополнительного и онлайн-образования Елена Карпова заверила студентов, что курсы первого года обучения по высшей математике и математическому анализу «выстроены так, чтобы изучение их опиралось только на знания, полученные в школе».

Двфу — проходные баллы 2019-2020 года, стоимость обучения, направления подготовки в двфу

  • 21 000 студентов из них 3 500 иностранцы 
  • 2 500 преподавателей 
  • 5 уровней подготовки
  • 800 000 кв.м. занимают строения кампуса
  • 4 000  комнат в общежитиях
  • Набережная вдоль кампуса длиною 1 200 м

Каждый студент ДвФУ имеет право составить свой индивидуальный учебный план с теми дисциплинами на выбор, которые его интересуют, однако выбрать дисциплины нужно обязательно.

Учебный год делится на 2 семестра, с обязательной сдачей сессии после каждого. Студент показывает освоение предмета в формате зачетов или экзаменов по основным, профильным дисциплинам. Каждому учащему открыта возможность практиковаться в специализированных лабораториях.

Кампус ДВФУ — это мультифункциональная площадка подходящая для любых мероприятий: от конференций, конгрессов, форумов и специализированных выставок до культурно-развлекательных, спортивных мероприятий, деловых встреч регионального, общероссийского и международного уровней. Именно по этой причине внеучебная жизнь студентов ДвФУ очень насыщенная и интересная. Кампус представляет из себя мини-город с развитой инфраструктурой, что позволит каждому студенту найти для себя занятие по своим интересам.

  • Зимин Илья АнатольевичТележурналист, лаурет премии «ТЭФИ»
  • Пушкарёв Игорь СергеевичМэр г. Владивосток

Здравствуйте! А у вас можно поступить на полицию?

Ответить

Валерия, добрый день. Да, полицейским можно стать после обучения на направлении подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Ответить

Добрый день.По Вашей ссылке и перечню вступительных испытаний /код профессии СПО 54.02.01/литературу сдавать не надо,а на единой телефонной линии отвечают,что там опечатка.Как такое возможно?

Ответить

валентина, добрый день. В 2022 году ДВФУ набирает только на специальность 34.02.01 «Сестринское дело» для уровня среднего профессионального образования. Возможно, по телефону вас неверно поняли, обратитесь в приемную комиссию повторно

Ответить

здравствуйте, а поступление после 11 класса на основе ЕГЭ возможно или нужно сдавать внутренние испытания?

Ответить

Герел, добрый день. Дополнительные вступительные испытания предусмотрены на следующих направлениях подготовки: Архитектура, Дизайн архитектурной среды, Журналистика, Медиакоммуникации. На другие направления подготовки можно поступить только по результатам ЕГЭ

Ответить

Эксперт портала Анастасия Коваленко, спасибо

Ответить

По информации кол центра, выпускники СПО на отделение дизайн не сдают литературу. Или это не так?

Ответить

Валентина, добрый день. Если в колледже получено смежное образование, то поступление на Дизайн осуществляется по результатам русского языка, творческого испытания и профессионального испытания. Литературу сдавать не придется. Смежные специальности вы можете увидеть в файле: https://www.dvfu.ru/upload/medialibrary/942/7drnls0h84b8hv8xrd4t08hbnutam0wb/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%92%D0%98%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%20%D0%A1%D0%9F%D0%9E%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D0%9E%D0%9F%20%D0%A1%D0%9F%D0%9E%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%20%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0.pdf

Ответить

Здравствуйте! Иностранным студентам из Таджикистана:
1) В каком формате проводиться экзамены проводимые самим вузом (дистанционно или очно)? Есть ли способ или шансы на сдачи экзаменов дистанционном формате? 2) Есть ли бюджетные места, как узнать об этом и какие шансы на него?

Спасибо!!

Ответить

Бобо, добрый день! Поступление на бюджет возможно, так как вуз выделяет места для иностранцев. Вступительные экзамены в прошлом году можно было проходить дистанционно

Ответить

Доброе время суток.Скажите пожалуйста при поступлении на дизайн после колледжа ,как тестируют по русскому и литературе?это два отдельных экзамена?

Ответить

valenta , привет. С 2022 г. выпускники СПО поступают по новым профильным экзаменам вуза, если не сдавали и не собираются сдавать ЕГЭ. Это общее нововведение Минобрнауки, касается всех вузов и направлений. Рекомендую изучить пост в нашем сообществе для Абитуриентов: https://vk.cc/c7KAEV

Ответить

valenta , всего на Дизайн сдают 4 очных экзамена:
1- Русский
2- Анализ классического художественного произведения
3- ДВИ: академ. рисунок
4- ДВИ: 2D композиция

Примеры и программы экзаменов см. в пункте 20.3 на сайте ДВФУ https://www.dvfu.ru/admission/pk2022.bs/

Ответить

valenta, добрый вечер!Да, это разные экзамены

Ответить

Добрый день. Есть ли ограничения по медицинским показаниям при поступлении на мед.специальность (перенесенные ранее заболевания)? Где можно получить информацию по данному вопросу?

Ответить

Татьяна , привет. При поступление на мед. специальность в ДВФУ нужно подать копию справки 086/у о прохождении медосмотра. Вся информация содержится в Правилах приёма вуза. Вузы публикуют новые правила ежегодно к 1 ноября. Следовательно, актуальная для абитуриентов 2022 инфа (правила) появятся через 2,5 недели — к 1 ноября.

Ответить

Здравствуйте, есть ли одноместные номера в общежитии на острове?

Ответить

Елизавета , привет. Есть для аспирантов и молодых ученых. Остальные студенты живут по 2 человека в однокомнатных номерах или по 3-4 человека в 2-комнатных номерах кампуса.

Ответить

Елизавета , фотографии студенческих гостиниц: https://vk.com/album-143053679_242810981

Ответить

Здравствуйте, а сколько стоит обучение?

Ответить

Аюр , привет! От 190 до 285 тысяч рублей в год. Большинство программ стоят 210 000 ₽/год. Цена на текущий 2021-22 учебный год. 1 июня каждого года стоимость обновляется на коэффициент инфляции.

Ответить

Аюр, добрый день! Стоимость вы можете посмотреть в данном разделе: https://www.dvfu.ru/education/training_on_a_paid_basis/the-cost-of-education/

Ответить

Эксперт портала Анастасия Коваленко , привет. Важно держать в уме, что это стоимость на текущий учебный год, но необязательно на следующий.

Ответить

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, у меня среднее медицинское образование (медсестра) и высшее социально-психологическое (психолог). Есть ли какие-нибудь программы обучения, например психотерапия?

Ответить

Вероника , привет. Актуальные направления и специальности 2022 года ДВФУ (и др вузы) опубликует к 1 ноября, через 1,5 месяца.
Раз у тебя есть высшее образование, то можешь присмотреться к программам магистратуры или аспирантуры — зависит от твоих задач.
Психотерапии в прошлые годы не было; запроса на её появление тоже.

Актуальные программы найдешь с 1 ноября на странице: https://www.dvfu.ru/admission/

Ответить

"ДВФУ определился с приоритетами развития до 2030 года" / Интерфакс — Высшее образование в России

— Алексей Сергеевич, совсем недавно закончился ВЭФ. Какие предложения были озвучены по развитию университета на нем? Что представил вуз на форуме?

— Мы очень рады, что имеем уникальную возможность ежегодно принимать ВЭФ, главное экономическое и политическое событие на Дальнем Востоке России. В течение нескольких лет ДВФУ выступает специальным партнером по организации форума, и с каждым годом усиливает свое содержательное участие в его программе.

В этом году мы получили интересный «пас» от лидера страны о том, что ДВФУ должен стать лучшим университетом не только в стране, но и в мире. Это довольно амбициозная задача, над которой мы активно работаем в последние годы.

Как известно развитие Дальнего Востока объявлено национальным приоритетом на весь XXI век, поэтому ДВФУ как ведущий вуз макрорегиона и его интеллектуальный и научно-технологический драйвер тоже должен становиться лучшим.

Последние пять лет университет демонстрирует высокий рост в международных рейтингах. Например, в одном из самых престижных рейтингов QS World University Ranking мы продвинулись сразу на 200 позиций. Два года подряд ДВФУ входит в топ-500 рейтинга QS и занимает сейчас 461 строчку.

Такая динамика вполне объяснима. В ДВФУ сформирована мощная экосистема с центрами компетенций в области исследования Мирового океана, наукоемких технологий и передовых материалов, наук о жизни и биомедицины, информационных технологий, инжиниринга.

По всем этим направлениям в структуре вуза открыты новые академические единицы, новые институты.

В результате трансформации научно-образовательной деятельности выделено пять стратегических проектов ДВФУ, представленных для участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

— Не могли бы вы подробнее рассказать об этих направлениях?

— В этом году в ДВФУ создан Институт Мирового океана, что обусловлено не только расположением университета непосредственно на берегу моря, но также наличием у нас высоких компетенций в области исследования морской биоты и климатических особенностей океана, развития морской робототехники.

В рамках делового завтрака на полях ВЭФ с участием главы Минобрнауки Валерия Фалькова и вице-президента Российской академии наук академика Андрея Адрианова было объявлено, что ДВФУ готов стать активным участником создания дальневосточного морского карбонового полигона.

Мы уделяем этому проекту большое внимание, учитывая актуальность изучения негативного эффекта парниковых газов и вклад России в восстановление озонового слоя планеты.

Помимо этого университет специализируется на развитии морской робототехники. Студенты ДВФУ – бессменные лидеры международных и всероссийских соревнований. Часть наших разработок была представлена на форуме.

Читайте также:  ООО Кредитэкспресс Финанс, уведомление об оплате

В стратегическом проекте «Науки о жизни» мы считаем важнейшим пунктом обеспечение биологической безопасности на Дальнем Востоке России и в Восточном Азии, включая вопросы продовольственной безопасности, и что особенно важно в текущем моменте, эпидемиологических рисков.

В проекте «Физика и материаловедение» точкой притяжения станет установка класса «мегасайенс». Синхротрон планируется построить в 2026 году, он привлечет исследователей природы вещества и новых материалов со всего мира. Но уже сейчас для работы на этой уникальной установке мы начали готовить высококлассных специалистов по совместной программе с Курчатовским институтом.

Центр цифрового развития – это ответ, с одной стороны, на поручение президента РФ по разработке технологий «больших данных» и информационной безопасности, а с другой стороны, на запрос IT-компаний, которые воспринимают ДВФУ как источник цифровых разработок и ведущий центр подготовки кадров. Мы рассчитываем, что этот проект станет самостоятельным быстрее всех, и через несколько лет в ДВФУ сформируется полноценный цифровой кластер.

Стратегический проект «Центр инжиниринга» играет особую роль как поставщик в промышленный комплекс Дальнего Востока новых технологических решений. Задача университета заключается в том, чтобы научиться обеспечивать технологическую безопасность производственных цепочек российских компаний и их опережающее развитие относительно общих темпов развития в странах АТР.

Уверен, программа «Приоритет-2030» даст новый импульс развитию всего Дальнего Востока и будет способствовать превращению ДВФУ в интеллектуального лидера макрорегиона, способного играть ведущую роль в научно-технологическом диалоге в АТР.

— На ВЭФ Минвостокразвития представило программу подготовки управленческих кадров «Муравьев-Амурский». Как будет в ней участвовать ДВФУ?

— Программа «Муравьев-Амурский 2030» предназначена для подготовки управленческих кадров для Дальнего Востока.

Прошедшие вступительные испытания кандидаты будут приняты на специальный образовательный курс, который планируется организовать на базе ДВФУ.

По завершению обучения участники в течение полугода будут работать в плотном контакте с руководителями муниципального, регионального и федерального уровня.

Программа «Муравьев-Амурский 2030» позволит получить новые знания и расширить компетенции людям, которые хотят и стремятся сделать лучше жизнь на Дальнем Востоке. Участники программы смогут эффективнее развивать дальневосточный регион эффективно с учетом его особенностей и приоритетных направлений.

— Расскажите об итогах приемной кампании этого года. Увеличилось ли количество бюджетников? Из каких стран и регионов поступают абитуриенты в ДВФУ?

— Приемная кампания 2021 года стала для ДВФУ одной из самых успешных. Как вы знаете, благодаря специальному поручению президента РФ в региональных вузах было существенно увеличено количество бюджетных мест. В ДВФУ суммарно набор на бюджет вырос сразу на 20% – до 5000 мест.

Рост произошел практически по всем специальностям и по всем уровням образования. Несмотря на это ДВФУ успешно справился с повышенным госзаданием при том, что средний балл ЕГЭ среди поступивших сохранился высоким.

Кроме того, стало больше абитуриентов с максимальными баллами – на бакалавриат и специалитет зачислено 439 высокобалльников, набравших более 250 баллов за три экзамена, а также 18 стобалльников.

В итоге в ДВФУ зачислены абитуриенты из всех 85 субъектов Российской Федерации, по сравнению с прошлым годом география наших студентов увеличилась на 9 регионов. Если смотреть в разрезе, то около 60% ребят поступило из-за пределов Приморского края. Преимущественно, конечно, это дальневосточники, но примерно треть – студенты из других регионов страны.

Что касается иностранных студентов, то их в ДВФУ обучается около 3,5 тыс. из 69 государств. В большинстве своем это студенты из Китая, на втором месте идет Индия. У нас представлены студенты из большинства стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но есть также из Европы и Америки.

— Как сейчас развивается целевое обучение в вузе? Большая ли доля целевиков в ДВФУ?

— Целевое обучение может быть разным. Более традиционный формат подразумевает, что выпускник школы договаривается с той или иной компанией об обучении, заключает Договор и после окончания университета получает гарантированное место работы.

Но гораздо эффективнее, на наш взгляд, когда уже среди студентов, зачисленных в университет, идет добровольное распределение. Такую модель интеграции бизнеса и образования мы видим для себя как приоритетную.

На ее развитие нацелен Консорциум «Дальний Восток: пространство возможностей», созданный в этом году по инициативе ДВФУ и Минвостокразвития.

Консорциум объединил органы власти, научные и образовательные организации, крупнейшие предприятия и компании страны, чтобы способствовать созданию социальных лифтов для выпускников школ, обеспечивать их трудоустройство в компаниях Дальнего Востока, в том числе через добровольное распределение.

К слову, ранее мы уже внедряли элементы такой модели условно-добровольного распределения, когда увеличивали срок преддипломной стажировки для студентов до трех, шести месяцев и практически до года. Наиболее яркий пример – это длительная стажировка в течение всего завершающего года обучения на педагогическом направлении.

Подобная практика реализуется и на других направлениях. Например, по «цифре» ребятам сегодня нет необходимости идти на длительную стажировку. Они могут работать во время своего обучения в центре проектной деятельности, который есть в университете, либо в IT-компаниях, открытых в центре цифрового развития.

Под руководством наставников студенты могут создавать свои разработки и тут же внедрять их.

Классический целевой прием тоже развивается. Для нас чрезвычайно важно, чтобы выпускник был трудоустроен именно по специальности, а не искал себе применение после университета. Для этого нужны все более серьезные интеграции с компаниями-работодателями, в том числе и посредством совместных образовательных программ. Таких программ в ДВФУ с каждым годом становится все больше.

— В конце июля в РФ стартовала программа «Студенческий туризм». ДВФУ тоже стал ее участником. Что можно сказать о первых результатах программы?

— ДВФУ как один из пилотных российских вузов программы «Студенческий туризм» с большим энтузиазмом включился в этот проект Минобрнауки. Тем более, имея лучший в стране студенческий кампус на берегу моря, нам есть, чем восхитить ребят из других регионов.

Всего за месяц с небольшим программы ДВФУ посетило более 40 человек со всей России, в том числе из Москвы и даже из Калининграда. Для них центр студенческого туризма разработал разнообразную культурно-развлекательную, просветительскую программу, организовал посещение знаковых мест дальневосточной столицы.

И, конечно, всех путешествующих студентов мы приглашали продолжить обучение в ДВФУ на магистерских программах. Надеюсь, они воспользуются этим предложением.

— В каком формате начнется новый учебный год в ДВФУ – очном или смешанном?

— Учебный год в ДВФУ начался 13 сентября преимущественно в очном формате. Но это не значит, что мы не будем сочетать его с дистанционным в тех случаях, где это вынужденная мера с действующими ограничениями из-за коронавирусной инфекции. К сожалению, многие наши иностранные студенты пока продолжат обучение онлайн, поскольку не могут приехать в Россию из-за закрытых границ.

Со своей стороны университет прилагает максимум усилий, чтобы обезопасить своих студентов и сотрудников, формируя на территории кампуса бесковидное пространство.

В одном из корпусов университета развернут пункт вакцинации, у нас достаточно высокий процент привившихся. Среди студентов продолжим активную вакцинацию с началом учебного года.

Также проведем мониторинг, сколько ребят успели привиться дома за время каникул.

— Будете ли принуждать к вакцинации?

— Никаких принудительных мер не будет, вакцинация исключительно добровольная. Но мы уделяем большое внимание стимулированию и разъяснительной работе. Так, у нас предусмотрен дополнительный выходной после вакцинации для сотрудников. Аналогичный порядок будет распространен и на студентов, плюс вводим для них некоторые льготы в части проживания и посещения секций.

Алексей Кошель: ДВФУ становится университетским городом мирового уровня

Исполняющий обязанности ректора Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Алексей Кошель в интервью РИА Новости рассказал о подготовке к Восточному экономическому форуму (ВЭФ), значении для вуза масштабного международного события и приоритетах развития ведущего научно-образовательного центра Дальнего Востока России. 

– Алексей Сергеевич, Дальневосточный федеральный университет в сентябре вновь примет Восточный экономический форум. Как ДВФУ готовится к этому мероприятию?

– Восточный экономический форум – это традиционно знаковое событие для ДВФУ. В 2020 году ВЭФ не состоялся в силу эпидемических ограничений, но мы очень рады, что в этом году, несмотря на то, что пандемия еще не отступила, найдена возможность провести мероприятия форума, и мы в них заинтересованы.

С 2017 года ДВФУ выступает специальным партнером ВЭФ, в его подготовке и проведении мы принимаем самое активное участие.

Форум для университета – это не только возможность принять значимое международное событие, заявить о себе как о центре науки и образования в АТР, встретить президента РФ, по инициативе которого был создан ДВФУ, и продолжается его развитие. Но это еще и возможность получить дополнительные инвестиции в инфраструктуру кампуса, что тоже очень хорошо.

Благодаря этому кампус с каждым годом преображается, становится университетским городом мирового уровня, привлекательным для учащихся из разных регионов России, для студентов из-за рубежа, для преподавателей и ученых мирового уровня.

ВЭФ дает возможность нашим экспертам поучаствовать в деловой программе форума, а ученым – расширять контакты и диалог с лучшими представителями делового сообщества России и стран АТР. ВЭФ интересен и студентам, потому что многие наши ребята принимают участие в форуме в качестве волонтеров и участников молодежных площадок.

– Вы упомянули существенные инвестиции в развитие кампуса перед ВЭФ. Какие работы проводятся?

– Ежегодно университет получает достаточно большие целевые бюджетные инвестиции в свое развитие в рамках подготовки к ВЭФ. Дополнительно университет привлекает собственные средства, за счет чего в этом году проведено большое количество работ по улучшению инфраструктуры.

В частности мы существенно улучшили безбарьерную среду. Кампус стал еще более доступен для студентов, преподавателей и гостей с ограниченными возможностями здоровья.

К слову, на днях в ДВФУ завершила тренироваться паралимпийская сборная РФ, и спортсмены дали высокую оценку безбарьерной среде кампуса.

Другое направление работы связано с улучшением мест проживания в студенческих гостиничных корпусах и в гостиницах, которые предназначены для участников и гостей мероприятий, для преподавательского и научного состава работников. Проведены ремонты в учебных и административных зданиях кампуса.

Также один из важнейших аспектов при подготовке к ВЭФ в этом году – дополнительные санитарно-эпидемиологические мероприятия в университете.

Мы закупили дополнительные системы обеззараживания воздуха, отремонтировали действующую систему кондиционирования и вентиляции.

У нас здесь особый климат, и система нуждается в постоянном содержании и совершенствовании, чтобы в кампусе было комфортно находиться в любое время года.

– Сколько номеров предоставит вуз для гостей и участников форума? Увеличится ли их число по сравнению с ВЭФ-2019?

– Традиционно для гостей и участников ВЭФ в кампусе предоставляется 4100 мест. По сравнению с 2019 годом эта цифра не изменилась. Дополнительно здесь проживают сотрудники служб обеспечения, специалисты по безопасности – их внушительное число.

– Будет ли сдвинуто начало учебного года для студентов в связи с проведением ВЭФ?

– ДВФУ ежегодно в связи с проведением ВЭФ начинает учебный год на две недели позже, чем остальные вузы России. В этом году обучение стартует 13 сентября.

Читайте также:  Налог при продаже квартиры после родственного обмена

У ребят будет возможность еще немного отдохнуть, зарядиться хорошими эмоциями перед занятиями и не почувствовать на себе сложностей, связанных с ограничениями по безопасности в связи с проведением ВЭФ на площадке кампуса.

В то же время после форума мы сможем принять студентов уже в обновленном и улучшенном кампусе.

– Как ДВФУ будет представлен на ВЭФ-2021? Планируете ли подписание соглашений?

– ДВФУ является полноправным участником ВЭФ, встроенным практически во все его активности, а также сам инициирует многие мероприятия на полях форума. В этом году университет также будет представлен на форуме достаточно масштабно.

В рамках программы ВЭФ состоится международная конференция по образованию стран АТЭС, которую ДВФУ проводит на протяжении 10 лет с участием ведущих университетов стран АТР и России.

Уже получено согласие о приезде со стороны ректоров вузов Австралии, Республики Корея, Вьетнама, Японии, Китая, а также многих российских университетов, в том числе Санкт-Петербургского госуниверситета, Высшей школы экономики, МГИМО.

Конференция состоится в гибридном формате, поэтому мы ожидаем большее количество гостей по сравнению с предыдущими годами. Благодаря формату «онлайн плюс офлайн» кто-то будет присутствовать очно, а кто-то подключится удаленно.

В том числе среди дистанционных участников будет генеральный секретарь Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) – значимой международной организации.

Ожидаем, что в этом году конференция по образованию стран АТЭС станет самой представительной за 10 лет.

Кроме того, на площадке ВЭФ развернет свою работу Техно-гостиная, которую ДВФУ организует совместно с министерством науки и высшего образования РФ, министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Агентством стратегических инициатив. В Год науки и технологий Техно-гостиная призвана привлечь максимальное внимание к проектам в области образования и науки для формирования инновационной экосистемы Дальнего Востока.

В Техно-гостиной будут представлены технологические решения, научные разработки и проекты, а также состоится диалог между экспертами из разных сфер деятельности, учеными, политиками, бизнесменами, с участием которых готовится множество секций.

Деловая программа включает треки «Наука», «Образование», «Высокие технологии», «Новые территории» и «Приоритет-2030», где ДВФУ презентует свою заявку на участие в беспрецедентной по масштабам государственной программе поддержки ведущих университетов страны.

На площадке Техно-гостиной ДВФУ подпишет свыше 10 партнерских соглашений, которые преимущественно закрепляют ранее достигнутые договоренности о сотрудничестве, пролонгируют двусторонние отношения или расширяют формат существующего взаимодействия.

– Какие приоритеты развития ДВФУ заявлены в программу «Приоритет-2030» и будут также представлены на ВЭФ?

– Мы рассчитываем, что программа «Приоритет-2030» станет базовым инструментом для достижения целей прорывного научно-технологического и пространственного развития Дальнего Востока России.

Для этого под эгидой Дальневосточного федерального университета уже сформирована мощная экосистема с центрами компетенций в области исследования Мирового океана, наукоемких технологий и передовых материалов, наук о жизни и биомедицины, информационных технологий и так далее.

По всем этим прорывным направлениям в структуре ДВФУ созданы новые стратегические академические единицы, новые институты. В них уже завершился набор студентов на новый учебный год, и мы отмечаем повышенный интерес к ним со стороны выпускников практически со всех регионов страны.

Программа развития ДВФУ в рамках «Приоритета-2030» усиливает уже запущенные и реализуемые научные, образовательные, инновационные проекты и выводит их на новый уровень, позволяя создать на Русском острове современный университетский город. Именно он станет точкой притяжения, развития и подготовки талантов из России и стран АТР для дальнейшего включения в высокотехнологичные сегменты экономики Дальнего Востока.

Уже несколько лет подряд одними из самых востребованных становятся IT-направления, что подтверждает статус ДВФУ как лидера на Дальнем Востоке по подготовке специалистов в области информационных технологий. Университет последовательно расширяет набор на образовательные программы в данной области и совершенствует их благодаря сотрудничеству с ведущими IT-компаниями.

Одним из прорывных научных направлений в ДВФУ становятся передовые материалы и наукоемкие технологии. Одноименный институт в сотрудничестве с НИЦ «Курчатовский институт» занимается реализацией проекта по созданию установки мирового уровня «мегасайнс».

На Русском острове после 2024 года появится синхротрон, это даст возможность проводить научные исследования, которых на Дальнем Востоке не было никогда. Сегодня большой пласт научных исследований сосредоточен в АТР – это Китай, Япония, Корея, Сингапур, Австралия.

И Дальний Восток, и ДВФУ получат уникальную возможность для проведения исследований аналогичного уровня здесь вместе с учеными из стран АТР.

Еще одним вектором развития ДВФУ и в целом острова Русский является инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ), созданный в 2020 году правительством РФ по инициативе университета. Ядром ИНТЦ станут компании, которые уже являются лидерами в области науки и технологий, экспортируют свою высокотехнологичную продукцию на рынки АТР, создают или имеют производства на Дальнем Востоке.

– Сколько потенциальных резидентов уже заявились в ИНТЦ? Если ли среди них крупные компании?

– К ИНТЦ проявляют повышенный интерес как российские, так и зарубежные высокотехнологичные компании, желающие совместно заниматься реализацией наукоемких проектов.

На текущий момент ведутся переговоры с более чем 30 компаниями о наделении их статусом «резидент». На форуме ожидается подписание соглашений с первыми тремя крупными резидентами ИНТЦ.

Они позволят создать здесь центры, которые на десятилетие вперед обеспечат развитие Дальнего Востока.

– Как в этом году проходит приемная кампания в ДВФУ? Какое число абитуриентов вы ожидаете?

– На сегодняшний день завершилась приемная кампания по бюджетному набору на программы бакалавриата и специалитета, а также на программы аспирантуры и ординатуры.

Суммарно по всем этим направлениям в университет поступило более трех тысяч человек. В ближайшие дни будут подписаны приказы о зачислении на бюджет в магистратуру.

До 3 сентября могут подавать свои документы абитуриенты, желающие обучаться на договорной основе.

Можно сказать, что приемная кампания этого года стала для ДВФУ одной из самых успешных. Мы очень рады решению об увеличении количества бюджетных мест в крупных вузах за пределами московского и петербургского регионов.

Это было специальное поручение президента России, и в этом плане ДВФУ, наверное, повезло больше других, потому что суммарно бюджетный набор у нас увеличился сразу на 20% – до пяти тысяч мест.

Увеличение произошло практически по всем специальностям и по всем уровням образования.

Очень важно, что наряду с увеличением набора ДВФУ сохраняет высокий качественный уровень своих абитуриентов. К нам поступило значительно больше ребят с максимальными баллами.

На бакалавриат и специалитет зачислено свыше 500 человек с баллом ЕГЭ более 90 и 18 стобалльников. Кроме того, в университет поступил абитуриент, получивший по 100 баллов сразу за два экзамена — русский язык и информатику.

Он выбрал направление «Прикладная математика и информатика».

– Из каких регионов страны поступают в университет? Абитуриентов из каких зарубежных стран в рамках этой приемной кампании вы ожидаете? Будут ли новые страны в списке поступающих? Ожидается ли прирост общего числа иностранных учащихся?

– Мы отмечаем интерес к ДВФУ со стороны абитуриентов из всех регионов. Около 57% поступивших – из-за пределов Приморского края. Суммарно в университет зачислены ребята из 80 субъектов – в ДВФУ представлена практически вся страна.

Не меньший интерес отмечается и со стороны иностранных студентов. В прошлом году к нам на обучение подали заявки 1,4 тысячи иностранцев, в этом году количество абитуриентов из зарубежных стран превысило уже 2,6 тысячи человек.

При этом набор еще не завершен, заявления поступают, и мы ожидаем, что побьем собственные рекорды. В основном это поступающие из Китая, Индии, Южной Кореи, Японии, Узбекистана и других стран. Впервые в этом году к нам поступают из Италии и Филиппин.

Всего на сегодняшний день у нас обучаются 3,5 тысячи иностранных студентов из 74 стран.

К слову, за последние годы заметно возрос интерес к ДВФУ у студентов стран АТР и в частности Индии, премьер-министр которой Нарендра Моди побывал на ВЭФ в 2019 году.

Это еще один плюс того, что в ДВФУ проводится форум.

Каждый приезд лидера иностранного государства широко освещается в его стране, что повышает интерес к самому университету, положительно сказывается на имидже вуза и интересе со стороны абитуриентов.

– Как сейчас идет обучение студентов из зарубежных стран, которые из-за эпидситуации остаются у себя на родине? Влияет ли дистанционное обучение на качество образования таких учащихся?

– Дистанционное обучение на качество образования не влияет, за исключением тех редких случаев, когда студенты из-за места своего проживания не имеют доступа к быстрому интернету. В общей массе их, наверное, всего несколько десятков человек.

В остальном ДВФУ очень быстро перешел на формат дистанционного обучения в 2020 году, когда начались процессы, связанные с ограничениями из-за пандемии.

Кто-то не смог вернуться в кампус после каникул, кто-то не смог приехать после поступления и продолжал свое обучение в дистанционном формате.

Но мы создали все условия для того, чтобы ребята получали доступ к онлайн-лекциям, которые проводятся с использованием современных дистанционных технологий, и при необходимости – доступ к записям лекций, чтобы студенты в случае разницы со временем могли ознакомиться с ними.

Также для всех иностранных студентов у нас работает программа коучинга. Преподаватели занимаются с ребятами индивидуально, проводят консультации, помогают освоить материал в условиях дистанционного формата обучения.

– Много ли в кампусе ДВФУ остается студентов из КНДР? Как решается вопрос с дистанционным обучением тех учащихся из Северной Кореи, которые сейчас находятся у себя на родине, ведь у них нет доступа в интернет?

– Все студенты из КНДР обучаются очно и могут получить тот уровень образования, который нами заявлен. В ДВФУ их традиционно до 50 человек. Это небольшая группа ребят, но, с другой стороны, наш университет – один из немногих, кто предоставляет возможности для зарубежного образования студентам из Северной Кореи.

– Поступали ли в ходе текущей приемной кампании заявления от абитуриентов из КНДР?

– Да, в общей массе абитуриентов они присутствуют, и традиционно их интерес сохраняется. ДВФУ – давний партнер с университетами КНДР, и северокорейские ребята знают наш вуз, любят и на конкурсной основе стараются поступить.

Не все имеют такую возможность и в силу требований по языку, и по начальным базовым знаниям, но лучшие их них, кто поступает к нам, после обучения уезжают с любовью к России и остаются нашими большими друзьями на всю жизнь.

– Вы заявились на программу развития сети кампусов на территории России, которая создается по поручению президента. Расскажите, как в случае поддержки вашей заявки будет развиваться кампус?

– Нашим приоритетом на ближайшие годы является создание на Русском острове университетского города. Кампус уже создан, и аналогов ему в нашей стране нет.

Сейчас запущена программа развития кампусов мирового уровня во всей России.

Мы тоже заявились в эту программу, так как университет растет, создаются новые направления научных исследований, технологические направления, которые нуждаются и в новых помещениях.

В рамках программы развития кампусов нами также заявлено строительство новых студенческих гостиниц, общежитий гостиничного типа на шесть тысяч мест – такая потребность появилась с увеличением бюджетного набора и ростом интереса к ДВФУ со стороны иностранных абитуриентов.

По материалам РИА Новости

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector