Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.

При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.

Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.
    Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе.

Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он.

Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судить

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой.

Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали.

Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов.

По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса.

Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе.

Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви.

Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

  • Кто такой клирик в православной церкви: чины духовенства
  • С каких слов начать исповедь перед батюшкой? Поведение на таинстве покаяния

Поп, священник и батюшка в православии — одно и то же или нет?

  • Что означают названия служителей церкви
  • Чем отличается поп от священника

Вопросы внешнего благочестивого обихода часто волнуют прихожан многих храмов.

Как правильно обращаться к священнослужителям, как отличать их друг от друга, что говорить при встрече? Эти, казалось бы, мелочи могут смутить неподготовленного человека, заставить его волноваться.

Попробуем разобраться, существует ли разница в понятиях «батюшка», «поп» и «священник»?

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судитьСвященник — главное действующее лицо любого богослужения

Что означают названия служителей церкви

В церковной среде можно услышать самые разные обращения к служителям храма. Главное действующее лицо любого богослужения — это священник. Это человек, которых находится в алтаре и совершает все чинопоследование службы.

О правилах поведения в храме:

Важно! Быть священником может только мужчина, который прошел специальное обучение и рукоположен правящим архиереем.

Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей».

Читайте также:  Могут ли уволить с работы если есть несовершеннолетний ребенок

Только рукоположенные иереи имеют право совершать Таинства церкви, согласно определенному чину.

В официальных документах православной церкви также употребляется слово «священник» для обозначения того или иного иерея.

Среди мирян и простых прихожан храмов часто можно услышать обращение «батюшка» по отношению к тому или иному иерею. Это обиходное, более простое значение, оно указывает на отношения к прихожанам как к духовным детям.

Если открыть Библию, а именно Деяния или Послания апостолов, то мы увидим, что очень часто к народу они использовали обращение «Дети мои».

Еще с Библейский времен любовь апостолов к своим ученикам и уверовавшему народу была сравнима с отцовской любовью.

Также и сейчас — прихожане храмов получают наставления от своих священников в духе отцовской любви, поэтому в обиход и вошло такое слово, как «батюшка».

Служитель церкви: если служитель церкви поп или батюшка совершили преступление кто его будет судитьБатюшка — это простонародное обращение к женатому священнику

Чем отличается поп от священника

Что же касается понятия «поп», то в современной церковной практике оно имеет некоторую пренебрежительную и даже оскорбительную окраску. Сейчас попами не принято называть священство, а если и называют, то больше в негативном ключе.

Интересно! В годы советской власти, когда были сильные притеснения церкви, попами называли всех подряд церковнослужителей. Именно тогда это слово приобрело особое негативное значение, сравнимое с врагом народа.

Но еще в середине XVIII века термин «поп» был общеупотребимым и не носил никакого нехорошего смысла.

Попами называли в основном только мирских иереев, а не монашествующих. Относят это слово к новогреческому языку, где есть термин «папас». Отсюда пошло и название католического священника «папа». Производным является и термин «попадья» — это жена мирского священника.

Особенно часто попами называют пресвитеров среди русской братии на горе Афон.

Читайте об известных православных священниках:

  • Отец Артемий Владимиров
  • Отец Роман Матюшин
  • Старец Серафим Тяпочкин

Для того, чтобы не попасть в неловкое положение, стоит помнить, что сейчас термин «поп» практически вышел из словарного обихода верующих. Обращаясь к священнику, можно сказать «Отец Владимир», или просто «Батюшка». К супруге иерея принято обращаться с приставкой «Матушка».

Для верующего человека не играет особой роли, какими словами он обращается к священнослужителю. Однако традиции и практика церковной жизни вырабатывают определенные формы общения, которые желательно знать.

Каким должен быть настоящий священник

Июл 24, 2019 21:42 Администратор

О грехе осуждения священнослужителей

Особый и тяжкий грех — грех осуждения духовенства. «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога», — говорит апостол Павел (Рим. 13:1). Отношение к Церкви определяется отношением к духовенству, к жизни Церкви. Св. Иоанн Златоуст пишет: «…Подлинно, велико достоинство священников! Кому, сказано, простите грехи, тому простятся.

Потому-то и Павел говорит: повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17). В самом деле, ты заботишься только о своих делах и, если их устроишь хорошо, не будешь отвечать за других людей.

А священник, хотя бы и хорошо устроил свою собственную жизнь, но если не будет с должным усердием заботиться о жизни твоей и всех других, вверенных его попечению, то вместе с порочными пойдёт в геенну, и часто, невинный по своим делам, он погибает за ваши беззакония, если не исполнит надлежащим образом всего, что до него касается.

Итак, зная, какая великая угрожает священникам опасность, оказывайте им великую любовь. На это же указал Павел, когда сказал: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, и — не просто, но как обязанные дать отчёт (Евр. 13:17). Посему им надобно оказывать великое уважение. Если же и вы вместе с другими станете оскорблять их, то и ваши дела не будут благоуспешны…».

Осуждение священника — есть осуждение иерея Божия, чьими руками Господь в Таинствах подаёт нам спасительную благодать. Такое осуждение есть посягательство на церковную иерархию. Церковь наша строится не по принципу демократии, а по примеру Царства Небесного.

Царства, в котором Архангелы не осуждают действий Херувимов, а Серафимы не обсуждают воли Божией, а выполняют её. Мы же должны воздавать должное почтение священническому сану и всячески остерегаться осуждать носящего этот сан. Осуждая священника, мы посягаем на саму Церковь, а значит, и на Господа. Потому что: «кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Об этом много пишут святые отцы:

св. Иоанн Златоуст: «Не дело, братия, овцам хулить пастыря; он за вас каждый день службу творит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога о вас молит. Об этом размыслите и почтите его, как отца. Благодать от Бога подаётся: иерей только уста отверзает, а творит всё Бог»;
прп. Макарий Оптинский: «По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих; ибо без них невозможно спастися, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо служащие алтарю с алтарём делятся (1 Кор. 9:13). Судить же их совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь!»;

старец Михаил (Питкевич): «Священника не суди — бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на Престол, довольно, чтобы смыть все его грехи».

Осуждение духовенства, недоверие к Церкви, привитое врагами её нашему обществу в конце XIX столетия, привело к печальным событиям 20-х 30-х годов ХХ века, когда Господь лишил непокорных чад и духовенства, и храмов. Закрыли церкви, увезли священников, и дети тех, кто, считая себя вполне православными, поносили и ругали своих духовных отцов, выросли без креста, без Бога, без веры. А замученное, расстрелянное русское духовенство пополнило собой сонм мучеников, и, быть может, их молитвами имеем мы теперь и храмы, и возможность открыто исповедовать своё христианство, и духовные школы. И если печальный опыт прошлого не заградит наши осудительные уста, то история повторится. К скольким расколам и разбродам привела привычка осуждения и непослушания! Пора бы опомниться. Человек церковный, пытающийся выполнять церковные установления, должен беречь себя от этой беды, от осуждения и непослушания священнику. Как священник извергается из сана за непослушание епископу, так и мирянин по правилам святых отцов отлучается от Церкви за непослушание священнику пока не раскается. Осуждающий духовенство, сам себя отлучает от церковной благодати. Есть среди верующих особенно беспокойные люди. Они пребывают в постоянном поиске благодатных батюшек. Так и делят они священство на благодатных и неблагодатных, на сильно благодатных и слабо благодатных. А так как степень благодатности прибором не померишь, то ходят такие беспокойные с прихода на приход, из монастыря в монастырь и не находят себе места, где бы им лучше спасаться. Прилепятся в каком-то очередном благодатном храме или у благодатного батюшки, походят какое-то время и, глядишь, опять ищут нового. И невдомёк им, что не желание спасения, а грех осуждения гонит их с места на место. А тем временем они, сами же себя и лишают благодати. Когда Господь наш Иисус Христос шёл к месту Своей крестной казни, то изнемогши под тяжестью Креста остановился и не мог продолжать свой путь. Тогда Крест Господень взял Симон из Киринеи, он-то и помог Господу донести Его Крест. Сегодня православное духовенство взяло на себя тяжёлый крест возрождения Православия. И поэтому просто необходимо, чтобы чада Церкви были, как Симон Киринейский, помощниками ему на этом нелёгком пути. Именно сейчас так важно христианское взаимопонимание между священником и паствой, объединяющее и укрепляющее приход, епархию — всю Церковь. Все мы имеем грехи, и грехи эти у всех одинаковые — нарушения десяти заповедей, может, только в разной форме, либо делом, либо словом, либо помыслом. Каждого из нас есть за что наказывать. Поэтому будем жить по вере, будем приходить в церковь за благодатью, а не за осуждением, будем искать духовного, а не мирского.

Пастыри наши, — священники — целители душ наших, — посредники между нами и Господом. Вдумайтесь!!! За каждым иереем незримо стоит Христос! Спаситель наш! Будем же внимать Ему и любить поставленных Им для окормления пастырского наставников наших — служителей Божиих.

Тайна исповеди: может ли священник свидетельствовать о совершенном преступлении в России

Отечественным законодательством установлен список лиц, которые вправе не давать свидетельских показаний по тому или иному делу. В этот список включены и священнослужители. Существует ряд условий, при которых священники могут отказаться от дачи показаний.

Права и обязанности свидетелей

Как указано в учебнике «Гражданский процесс» Юрия Францифорова и других авторов, Свидетель — это лицо, которое содействует судье в достижении цели судопроизводства и не имеет в деле юридической заинтересованности.

Именно целью участия свидетеля в процессе обусловлены и его основные обязанности, заключающиеся в присутствии на судебном заседании и сообщении суду правдивых сведений.

Читайте также:  Расчет отпускных после отпуска по уходу за ребенком до 3 лет

Свидетель в Российской Федерации наделен и правами, в частности, он может быть допрошен на языке, который считает родным, и там, где находится в данный момент, а также получить компенсацию за понесенные в ходе судопроизводства расходы.

Кроме того, процессуальное законодательство предусматривает такие гарантии соблюдения прав свидетеля, как наделение его свидетельским иммунитетом.

Относительный иммунитет предполагает наличие права отказаться давать показания против самого себя, против мужа или жены и против родственников (своих детей, родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек).

Аналогичным иммунитетом обладают депутаты законодательных собраний, Уполномоченный по правам ребенка в РФ, Уполномоченный при Президенте страны и в субъектах по защите прав предпринимателей. Все они вправе не сообщать сведения, которые были получены ими в процессе выполнения своих обязанностей.

Тайна исповеди

Свидетель также имеет право отказаться давать показания, если намерен предотвратить раскрытие информации, представляющей тайну (в том числе тайну исповеди), охраняемой законом. Так гласит текст Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 11 июня 2021 года).

Статья 3 Федерального закона «Право на свободу совести и свободу вероисповедания» гласит, что священнослужителя нельзя привлечь к ответственности, если он отказался давать показания. Федеральному закону вторит и статья 56 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой священники входят в список лиц, обладающих абсолютным иммунитетом.

Стоит отметить при этом, что законодательством установлены определенные условия, при которых служитель церкви вправе не свидетельствовать на суде.

Во-первых, в соответствии со статьей 69 Гражданского процессуального кодекса РФ (от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ в редакции от 1 июля 2021 года), священник должен состоять в религиозной организации, которая прошла государственную регистрацию.

Во-вторых, исходя из содержания упомянутых статей, священнослужитель может отказаться разглашать лишь ту информацию, которая была получена им на исповеди. Примечательно, что при этих условиях даже в случае согласия священника на дачу показаний он не может стать свидетелем, а полученные от него сведения будут недопустимыми доказательствами.

Отказ от дачи показаний

Остальные граждане России отвечают по всей строгости закона в случае отказа от дачи показаний даже в качестве свидетеля. Как указано в издании «Уголовный Кодекс Российской Федерации с ми» (под редакцией К.А.

Бекяшева), статья 308 Уголовного кодекса РФ (от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ в редакции от 1 июля 2021 года) предусматривает наказание за отказ свидетеля (равно как и потерпевшего) от дачи показаний в виде штрафа до 40 тысяч рублей или в размере дохода за период до 3 месяцев.

За это же преступление осужденный может быть привлечен к обязательным работам на срок до 360 часов, исправительным работам на срок до 1 года, а также к аресту на 3 месяца.

Свидетели, не включенные в список лиц, имеющих иммунитет, могут не давать показания, а также не являться на судебные заседания только вследствие причин уважительного характера.

В случае какого-либо заболевания, инвалидности или преклонного возраста, согласно статье 70 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд допросит свидетеля по месту жительства (пребывания).

Если же свидетель не придет на суд для дачи показаний по причинам, отнесенным судьей к разряду неуважительных, то на свидетеля, в соответствии со статьей 168 Гражданского процессуального кодекса РФ, может быть наложен определенный Штраф. Повторная неявка на заседание по вызову суда повлечет за собой принудительный привод.

Как обвинять служителя церкви?

Христиане часто очень ревностно относятся к служителям церкви, и это понятно, ведь от них во многом зависит атмосфера в общине. Если пастырь ведёт себя неподобающе, это влияет на многих, именно поэтому требования к пастырю, описанные в посланиях Павла Титу (Тит.1:6-9) и Тимофею (1Тим.3:1-13) очень высоки. Однако, по тем или иным причинам, пастырь может сильно не соответствовать данным требованиям (по крайней мере, с точки зрения рядового верующего). И поднимается волна “народного возмущения”, что в современном мире очень просто – соц.сети быстро подхватывают “острую” тему, а если шум поднимается ещё сильнее, то и СМИ подтягиваются.

Как к этому относиться и что делать рассмотрим на основе текста из послания к Тимофею.

Хорошо предстоятельствующие пресвитеры да будут удостоены сугубой чести*, особенно трудящиеся в слове и учении. Ибо говорит Писание: у вола молотящего не заграждай рта, и: достоин работник награды своей.

На пресвитера обвинения не принимай иначе, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай в присутствии всех, чтобы и остальные страх имели.

Заклинаю тебя пред Богом и Христом Иисусом и избранными ангелами соблюсти это без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно и не участвуй в чужих грехах: себя храни чистым.

(1-е послание Тимофею 5:17-22, первод епископа Кассиана)

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь*, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.

(то же, синодальный первод)

*букв.”двойному попечению”

Данный текст следует рассматривать целиком, чтобы понять целостную картину. Но сначала разберёмся с понятиями.

“Пресвитер” или “старейшина” в данном тексте – это тот, кто подчинялся Тимофею, который тогда являлся “мужем апостольским” (т.е. был поставлен на служение апостолом по откровению – 1Тим.

1:18, 4:14, 2Тим.1:6) и епископом. Также это слово иногда переводится как “пастырь”, но греческий корень слова указывает на “старость”. В любом случае, эта роль предполагала некоторую ответственность за всю общину или её часть.

В ранней церкви не было развитой иерархии, которая наблюдается сейчас, – старейшины и епископы часто исполняли одни и те же функции, эти понятия даже использовались как синонимы (Деян.20:17,28). Но потом место “мужей апостольских” заняли епископы, а пресвитеры были под их надзором, пресвитеры же надзирали над дьяконами, а те – над остальной паствой.

Начинает Павел с приятного, с заботы о пресвитерах – церковь должна поддерживать хороших служителей, “оказывая сугубую честь” (буквально говорится о “двойной плате”).

И это очень важное замечание, ведь когда служитель работает хорошо, это воспринимается как должное, но как только он ошибается, многие считают своим долгом об этом высказаться и поделиться с другими.

Если пастырь делает всё возможное, а община не может его обеспечить, это может привести к выгоранию и духовному падению. Речь, конечно, не идёт о роскоши, если служитель церкви получает больше среднего прихожанина, это ненормально.

Но если вы хотите хорошего служителя, позаботьтесь, чтобы ему не нужно было тратить время на зарабатывание денег “на стороне”, Павел здесь хороший пример холостого служителя, у которого меньше забот и потребностей, но многие пастыри имеют семью, о которой нужно заботиться.

Теперь о ситуации с обвинениями, она достаточно прозрачна и отражает частный случай принципа из Мф.18:15-20 (важно именно в этих границах читать), когда к Тимофею, как к епископу, должны были подходить только после того, как поговорили лично (два или три свидетеля – это второй этап “разбора полётов”), чтобы не разводить сплетни.

Кстати, 1 Тим.5:19 как раз и рассказывает о последних двух этапах – разговор со свидетелями и разговор со всей общиной. Кто такие пресвитеры (“старейшины”, “пастыри”) в конкретной общине, не так важно, важно соблюдать базовые принципы из Мф.18 при подозрении на грех любого члена общины.

Надо сказать, что этап обличения перед церковью во многих конфессиях игнорируется, как и ст.18-20, которые являются неотъемлемой частью процесса работы с согрешающим членом общины, а там очень важный принцип – молиться вместе, чтобы человек, отлучённый за упорство в грехах, покаялся и вернулся.

Это как раз и отражает сердце Божье, который не хочет ничьей гибели (об этом ранее в этой главе), а хочет, чтобы христиане прощали, как и Он простил (об этом дальше по тексту). Ниже приводится сам текст, но лучше прочитать хотя бы всю главу. Про то, что такое “обвинение” посмотрим после текста из Евангелия от Матфея.

Читайте также:  Отпуск по уходу за ребенком без оплаты

Если же согрешит брат твой, иди, обличи его с глазу на глаз. Если он тебя послушает, приобрел ты брата твоего.

  • Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, чтобы устами двух свидетелей или трех подтвердилось каждое слово.
  • Если же их не послушается, скажи церкви: а если не послушается и церкви, да будет тебе он, как язычник и мытарь.
  • Истинно говорю вам: что свяжете на земле, будет связано на небе; и что разрешите на земле, будет разрешено на небе.

Еще говорю вам: если двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, будет им от Отца Моего, Который на небесах. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

(Евангелие от Матфея 18:15-20, перевод епископа Кассиана)

Краткий план:

  1. Разговор один на один, если брат послушал, приобрёл ты брата своего. Если нет, п.2
  2. Разговор с один или двумя свидетелями (конечно, лучше всего, чтобы это были служители церкви, духовно сильные и опытные). Если и это не помогло, п.3
  3. Разговор с общиной, чтобы все знали о проблеме. Если не слушает, п.4.
  4. Определить, что брат не христианин, продолжать вместе молиться за его покаяние.

“Обвинение” (гр.

κατηγορία-катэгорИя) – от слов “на/согласно площади” – часто употребляется, например, в Деяниях в судах (в качестве глагола “обвинять” – 22:3, 24:2-19, 25:5-16), в Евангелии от Луки и Иоанна этим словом описывается обвинение на Христа фарисеями и книжниками (например, Лк.6:7, Ин.

18:29), женщины в прелюбодеянии (Ин.8:10), в Ин.5:45 говорится об обвиняющем Моисее. Но самый красноречивый текст – Откр.12:10, где говорится, что дьявол/сатана – “обвинитель” и он “обвиняет” (в синод.тексте “клеветник” и “клевещет”),  но это не совсем точно, точнее передаётся у Кассиана.

И я услышал голос великий на небе, говорящий : Теперь настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен обвинитель братьев наших, обвиняющий их пред Богом нашим день и ночь.
(Откр.12:10)

То есть, речь здесь идёт о серьёзном отношении к упрёкам и обличениям, нужно понимать, что человек легко может встать на сторону сатаны, если его претензии не делаются согласно порядку, установленному Богом (Мф.18).

Особенно важно это понимать в отношении служителей, которые, конечно, не неприкасаемые (об этом в 20-м стихе в послании Тимофею), но такие же братья, которых надо любить и прощать, говорить сначала наедине, потом при свидетелях, а потом перед всей церковью, а не выносить сразу “на площадь”.

И, прежде всего, молиться, чтобы не сделать поспешных выводов и не принять опрометчивого решения.

Если кто увидит брата своего согрешающего грехом не к смерти, пусть молится и даст ему жизнь: говорю о согрешающих не к смерти. Есть грех к смерти: не о том грехе говорю, чтобы он молился.

(1-е послание Иоанна 5:16)

Павел в ст.21-22 1-го послания к Тимофею предельно серьёзен, ставя человека перед Богом, Христом и избранными ангелами, заклиная быть беспристрастным и не вляпаться в чужие грехи, а также хранить личную святость. Обряд возложения рук иногда означал изгнание из общины, он говорил, что церковь в курсе ситуации, сделала, что могла, но человек не хочет принять её помощь.

Это отсылает к ветхозаветным жертвам и побиванию камнями, когда люди брали на себя ответственность за смерть жертвы. В данном случае, изгнание из церкви тоже могло привести к смерти, но духовной, но необходимо было чётко проводить границу между святыми и миром.

И если служитель шёл против церкви, это большая трагедия, и часть вины лежала на членах этой общины, что не отменяет, конечно, и личную вину.

Итак, как же обличать служителя церкви? Точно так же, как и любого согрешающего на основании указаний 18-й главы Евангелия от Матфея.

Не распространять слухи, не ворчать “за спиной”, публикуя гневные материалы в интернете, а, во-первых, молиться, во-вторых, хранить свою чистоту, в-третьих, быть готовым простить или принять прощение в случае собственной неправоты.

Наконец, помнить о том, что все перед Богом, Он всё видит и хочет, чтобы каждый был спасён.

  1. Проблемы же начинаются там, когда люди, пропуская первый этап (личный разговор) идут жаловаться кому-либо или пропускают второй этап (разговор в группе) и выносят проблему на всеобщее обсуждение, а иногда пропускают и третий этап (разговор с общиной) и не дают людям проявить заботу, взять на себя ответственность за сложную ситуацию.
  2. Божьи установления совершенны, их нельзя искажать или отсекать от них части, всё, что сказано, – важно и следует соблюдать.
  3. Делитесь нашими материалами, подписывайтесь на обновления нашего сайта, поддерживайте нас доступными вам способами!

В каких случаях священника могут отстранить от служения

Каким должен быть священник?

Критерии запрещения в служении зафиксированы в церковном законодательстве, окончательное решение, отстранять священника или нет, принимает епархиальный глава – епископ. Любое прещение связано с тем, что тот или иной служитель церкви не соответствует её требованиям и условиям. Основные требования к священнослужителю сформулировал апостол Павел.

В первую очередь, священнослужитель – это человек безупречной жизни. Тут имеется в виду человек авторитетный, добрый, понимающий, образцовый христианин, на которого пастве и нужно равняться.

Священник может быть только единожды женат, должен быть рассудительным, серьёзным, гостеприимным, способным учить. В любой ситуации он должен владеть собой, быть рачительным хозяином, хорошим отцом своим детям (если он не может справиться с домочадцами, то как он сможет управлять приходом?). Священнослужители не должны быть пьяницами, драчунами, задирами, падкими на деньги.

Священником может стать только тот, о чьих поступках и личностных качествах идёт добрая слава: и в Церкви, и вне её. Каждый претендент перед получением сана должен выдержать определенные испытания, и если он их не проходит, высшие иерархи не допустят его до служения. Часто священник избирается из своей общины – паства сама видит в нём лидера, наставника и старшего товарища.

Требования к компетентности пастыря достаточно высоки – помимо глубокой личной веры в Христа, он должен иметь соответствующее образование и широкие знания в истории Церкви и её традиций.

Блестящее знание вероучительных вопросов и законов Церкви, умение отличать истинные христианские позиции от ложных – вот то, чем должен обладать отец. Настоящий священник воспринимает свою паству как своих братьев в вере, он милосерден и сострадателен. А тот, кто губит души людей, обманывает их, должен быть запрещён в служении.

Причины запрещения в служении

Если священник нарушает требования Православной Церкви, не выполняет свои «должностные инструкции» в полной мере, епископ отстраняет его от служения. Чаще всего о неприемлемом поведении пастырей священноначалие оповещают прихожане.

Касается это и личной жизни священника – если имела место супружеская измена или поменялось его семейное положение. Священнику запрещено жениться повторно, разводиться и вступать в Брак, если он был холост, принимая сан.

Также запрещение в служении применяется как досудебная мера на время следствия.

Например, если священник участвовал и/или находится под подозрением в совершении преступления: брал взятки, хулиганил, угрожал, избивал или даже убивал людей.

Если пастырь потерял веру или проповедует ложное учение (ересь), он не должен оставаться священником. Если священнослужитель хамит, угрожает прихожанам, любодействует – всё это весомый повод отстранения от служения. Низкий человек не может быть священником – он развращает свою паству и бросает тень на всю Церковь.

Часто запрещение в служении производится по дисциплинарным причинам, суть которых заключается в непослушании владыке епархии. Такие меры носят временный характер и не наносят авторитету батюшки сильный урон.

Запрещение в служении в католицизме

В отличие от православной, католическая церковь имеет свою специфику процедуры запрещения. Связано это с вероучительной доктриной, в которой утверждается, что священство полагается навечно. Священника в католицизме запрещают в служении навсегда, что можно сравнить с процедурой, которую в православии называют извержением из сана – это лишение священнослужителя степени священства (сана).

Вероучение римско-католической церкви утверждает, что таинство рукоположения, также как и крещение, имеет неизгладимый характер для посвященного в сан и лишить его статуса клирика нельзя, он уже является орудием Христа.

Недостойное поведение, аморальные поступки не лишают католического священника «Благодати Святого Духа», данного ему при посвящении. Ни епархиальное руководство, ни даже глава католической церкви не могут сделать такого священника мирянином. Запретить проводить священнодейства клирику священноначалие может, однако все таинства, которые он совершает, являются действительными.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector