Виновник дтп утверждает что за рулем сидела не я а мой муж

Если виновник аварии не собственник автомобиля, не имеет права управления, а его гражданская ответственность не застрахована, то платить за ущерб, причиненный таким водителем, придется владельцу машины. Ибо не стоит доверять транспорт безответственным людям.

Во всяком случае так посчитал Верховный суд. По мнению юристов, это давно сложившаяся практика.

Если виновник аварии — водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором — устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Виновник дтп утверждает что за рулем сидела не я а мой муж

Молодые водители заплатят за страховку больше

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой — Марина Дьякова — погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом.

Этим автомобилем управлял Гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова — владелец источника повышенной опасности — автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Виновник дтп утверждает что за рулем сидела не я а мой муж

ДТП с пострадавшими на московских дорогах стало на 20 процентов меньше

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

Если ответственность водителя не была застрахована, то возмещать ущерб придется в том числе собственнику автомобиля

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку.

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он.

Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование.

Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

  • Компетентно
  • Лев Воропаев, адвокат:
  • — Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества — автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО.

А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа «по доверенности» и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий Договор купли-продажи с рассрочкой платежа.

И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный Налог.

Ответственность собственника авто за ДТП, совершенное другим лицом

В большинстве случаев отвечать за последствия ДТП будет лицо, непосредственно находившееся за рулем в момент аварии. Его вина подтверждается протоколами ГИБДД, либо Европротоколом, составленным участниками дорожного инцидента.

Но даже при передаче руля другому лицу, собственник может привлекаться к ответственности по ряду нарушений, прямо или косвенно связанных в ДТП.

Об основаниях и порядке назначения наказания для собственников автотранспорта читайте в этом материале.

Может ли собственник отвечать за ДТП, если он не был за рулем

Если владелец машины сам сидит за рулем, проблем с привлечением к ответственности не возникнет. Его могут наказать за любое нарушение ПДД, не повлекшее аварию, либо за вину в дорожно-транспортном происшествии. В ряде случаев придется возмещать ущерб даже при отсутствии вины, поскольку автомобиль является источником повышенной опасности.

В любой момент владелец машины может передать право управления другому лицу. Для этого можно оформить простую письменную или нотариальную Доверенность, либо допустить за руль по устному распоряжению. На субъект, который получил машину по временное пользование, возлагаются следующие обязанность:

  • соблюдать ПДД при эксплуатации машины, управлять авто только в трезвом виде и при наличии разрешительных документов (права, полис ОСАГО);
  • отвечать за ущерб и вред, причиненный по его вине в ДТП (в большинстве случаев ущерб будет возмещен по страховке);
  • следить за исправным состоянием автомобиля перед выездом на дорогу.

Собственник не может контролировать, куда и как будет ездить доверенное лицо. Поэтому с него снимается ответственность по большинству видов нарушений. Также его не привлекают к ответственности за ДТП, за отдельными исключениями.

Исходя из норм действующего законодательства, собственника могут привлечь к ответственности за ДТП в следующих случаях:

  • если водитель скрылся с места аварии, а его личность не была установлена в ходе расследования – в это случае подразумевается, что машиной управлял именно владелец, а узнать его данные можно достаточно просто по госномерам авто;
  • если автотранспорт был передан лицу, которое заведомо было в состоянии опьянения – в данной ситуации речь идет не о возмещении ущерба от ДТП, а о наказании за передачу руля нетрезвому водителю;
  • если передаваемый автомобиль был в заведомо неисправном состоянии, что привело к дорожно-транспортному происшествию – здесь важно доказать, что собственник знал или не мог не знать о серьезном повреждении машины, но не поставил об этом в известность доверенное лицо. 

Только в редких случаях невозможно установить, кому принадлежала машина, попавшая в ДТП.

Даже если водитель скроется с места аварии, номера и другие идентификационные признаки машины могут увидеть свидетели.

Еще больше вероятность, что автомобиль попадет в поле зрения камер фото- и видеофиксации. Эти данные можно использовать как доказательство в административных, уголовных и гражданских делах.

Варианты и виды ответственности

Виновник дтп утверждает что за рулем сидела не я а мой муж

Так как машина является источником повышенной опасности, взыскать вред после ДТП могут даже при отсутствии вины водителя или собственника. Типичным примером является множественное ДТП, в котором участвовало несколько машин, пострадали люди. Так как каждое авто является источником повышенной опасности, потерпевшие могут предъявить вред к водителям или собственникам (в зависимости от ситуации). 

Гражданская ответственность

Гражданская ответственность заключается в возмещении имущественного ущерба, вреда здоровью и жизни гражданам, морального вреда. Вот несколько важных моментов, когда такая ответственность может наступать в отношении собственника:

  • вред жизни и здоровью потерпевших будет возмещать по страховке ОСАГО в пределах 500 тыс. руб., а превышение по сумме взыщут с водителя или владельца — например, если водитель скроется с места аварии, превышение по сумме вреда будет возмещать правообладатель авто;
  • имущественный вред возмещается аналогичным образом, но сумма возмещения по ОСАГО составляет всего 400 тыс. руб. – в данном случае ответственность собственника наступает, если личность водителя не установлена;
  • Моральный вред по страховке ОСАГО не возмещается, поэтому его всегда будут взыскивать с водителя или владельца.
Читайте также:  Можно ли уволить сотрудника в выходной день

Гражданская ответственность может наступать и в порядке регресса. Например, если причиной аварии стала серьезная неисправность машины, о которой заведомо знал только собственник, на него может подать Иск страховая компания. Но доказать этот факт очень сложно.

Доказательством может стать диагностическая карта или заключение экспертов о состоянии авто, если собственник проходил такие проверки до передачи руля другому лицу.

Не сообщив водителю о неисправности, правообладатель автоматически подпадает под гражданскую ответственность.

Административная ответственность

Наказание по КоАП РФ грозит за каждое нарушение ПДД, ставшее причиной дорожно-транспортного происшествия. Собственник понесет административную ответственность в следующих случаях:

  • если виновник уехал с места аварии, а его личности не смогли установить сотрудники МВД – при таких условиях на собственника могут «повесить» все нарушения, от превышения скорости до неоказания помощи пострадавшим;
  • если непосредственно перед ДТП машина была передана нетрезвому водителю – в этом случае придется доказывать, что собственник обязан был знать о состоянии опьянения водителя, что не всегда возможно;
  • если водителю было передано неисправное транспортное средство, что и стало причиной аварии – как указывалось выше, доказывать такое факт очень сложно.

Если в отношении водителя Протоколы обычно оформляются на месте ДТП, то по собственнику решение может приниматься позднее.

Например, на месте аварии будут зафиксированы нарушения ПДД, допущенные водителем машины, уехавшей до окончания разбирательства. Когда будет установлены номера автомашины, легко найдут и владельца.

Таким образом, можно неожиданно стать фигурантом сразу нескольких административных дел.

Избежать наказания в некоторых случаях можно, если подтвердить нахождение за рулем другого человека.

Уголовная ответственность

В сфере дорожного движения преступлением может являться повторное управление машиной в пьяном виде, причинение тяжкого вреда здоровью или смерти граждан. Собственника авто за такие деяния не привлечь, если будет однозначно установлена личность водителя. Исключением могут быть следующие случая:

  • оставление места ДТП с жертвами или пострадавшими, когда реального водителя не получится найти;
  • техническая неисправность машины, о которой знал только собственник, в результате чего погибли или серьезно пострадали люди.

Если по вине пьяного водителя погибли или серьезно пострадали люди, у собственника наступит только административная ответственность. Наказанием будет лишение прав, Штраф. Но уголовных санкций удастся избежать, так как полностью отвечать за действия пьяного водителя собственник не может.

Порядок привлечения собственника к ответственности за чужое ДТП

Как указывалось выше, главной проблемой для привлечения владельца автомобиля к ответственности за чужое ДТП, может быть определение номеров машины, подтверждение факта технической неисправности или передачи руля заведомо пьяному лицу.

Доказывать виновность и состав нарушения обязаны государственные органы, либо Истец по гражданскому делу. Но и самому собственнику придется защищаться, представлять доказательства со своей стороны.

Об особенностях расследования таких дел и назначения наказания расскажем ниже.

Как выявляют кто был за рулем

Если водитель остается на месте ДТП, все документы будут оформляться с его участием. Это может быть протокол, составленный инспектором ГИБДД, либо по программе Европротокола. Собственника к составлению документов не привлекают, поскольку его вина в ДТП напрямую не прослеживается.

Если водитель покинул место дорожной аварии, для поиска виновного лица будут выполнены следующие мероприятия:

  • опрашиваются свидетели и другие участники аварии, которые могут видели номера, марку и цвет машины, ее другие признаки (лицо водителя описать сложно, если только он не выходил из машины после столкновения);
  • запрашиваются данные фото и видеокамер, установленных на месте ДТП, по пути следования автомобиля (в этом случае лицо водителя не узнать, но будут получены данные о номерах машины);
  • назначается автотехническая Экспертиза, которая позволит узнать цвет и ряд других параметров скрывшейся машины (при жестком столкновении могут отлететь даже некоторые детали конструкции);
  • запрашиваются сведения из базы данных ГИБДД по номеру и другим признакам автомобиля.

Указанные мероприятия проводятся, чтобы установить истинного виновника дорожно-транспортного происшествия. Если это окажется невозможным, в распоряжении сотрудников МВД будут данные об автомобиле – госномер, марка и модель машины, цвет, другие характеристики. По ним могут предъявить претензии собственнику, которому придется доказывать, что он не мог находиться за рулем в момент аварии.

Проблема заключается в том, что на стадии расследования собственник может не знать о наличии к нему каких-либо претензий. Поэтому он не сможет своевременно нанять юриста, начать подготовку доказательств. Фактически, о привлечении к ответственности нередко можно узнать только из повестки или протокола, когда уже придется готовиться сразу к основному заседанию.

Протокол и постановление

Чтобы привлечь собственника к ответственности, необходимо доказать его вину.

Так как автомобиль является источником повышенной опасности, сам факт его нахождения на месте аварии подразумевает виновность водителя.

Если личность водителя не будет установлена, либо при наличии вины владельца в ненадлежащем техническом состоянии или при передаче руля пьяному, алгоритм привлечения к ответственности будет заключаться в следующем:

  • составляется один или несколько протоколов (в зависимости от количества нарушений ПДД);
  • материалы дела передаются на рассмотрение в суд, либо должностному лицу МВД (это зависит от состава правонарушения, вида санкций по статье);
  • выносится постановление о привлечении к ответственности, назначаются санкции (например, лишение прав на определенный срок, взыскание штрафа);
  • собственник может подать жалобу в течение 10 дней.

У гражданина, которого привлекают к ответственности, есть право на защиту. Он может собирать и представлять доказательства, нанимать защитника, использовать другие способы защиты. Так как сведения о машине, участвовавшей в ДТП, будут подтверждены документами или записями с камер, доказывать невиновность будет достаточно сложно.

Также к собственнику могут подаваться иски о возмещении имущественного, физического и морального вреда. Такие споры рассматриваются отдельно от административных дел.

В рамках уголовного дела можно одновременно рассмотреть вопрос о возмещении ущерба.

После вынесения судебного акта документы будут переданы в ФССП, а ущерб с владельца автомашины взыщут с зарплаты или других доходов, за счет имущества.

Можно ли избежать ответственности

Как и во всех остальных случаях, избежать ответственности собственник может, если докажет свою невиновность. В зависимости от оснований для привлечения к ответственности, придется доказывать следующие факты:

  • что за рулем находился не владелец, а другое лицо;
  • что другое лицо завладело автомашиной без ведома правообладателя (например, в результате угона или хищения);
  • что автомобиль был исправен на момент передачи доверенному лицу, либо собственник не знал о наличии недостатков;
  • что на момент передачи руля собственник не знал и не мог знать, что другое лицо находится в состоянии опьянения, либо ранее был лишен прав.

По административным и уголовным делам обязанность доказывания возлагается на государственные органы. Однако без активных действий самого собственника постановление будет наверняка вынесено не в его пользу. Поэтому желательно сразу обратиться к юристу или адвокату, вести дела с его помощью.

Доказать, что за рулем находилось другое лицо, которое и совершило ДТП, можно следующими способами:

  • справками из медицинских организаций, где собственник находился на лечении;
  • командировочными удостоверениями, проездными документами, справками из гостиницы, подтверждающими нахождение в другом городе или регионе в день ДТП;
  • показаниями свидетелей, видевших собственника в другом месте в момент ДТП;
  • материалами уголовного дела по факту угона или хищения транспортного средства (об этом нужно сразу подать заявление в полицию).

Естественно, точный перечень доказательств будет зависеть от оснований привлечения к ответственности, особенностей дела.

Доказать факт надлежащего технического состояния можно документами, либо в ходе автотехнической экспертизы. Провести экспертизу можно по своей инициативе, либо по определению суда.

Эксперты могут определить, когда и при каких обстоятельствах у машины возник дефект, повлиял ли на безопасность эксплуатации, стал ли причиной аварии.

По итогам экспертизы оформляется экспертное заключение, которое можно использовать как доказательство.

Доказывать, что в момент передачи машины водитель был пьян, должны правоохранительные органы. Сделать это практически невозможно, так как при передаче руля редко присутствуют свидетели.

Кроме того, по внешним признакам нередко очень сложно понять, находится ли гражданин в состоянии опьянения.

Освидетельствование по данному факту могут провести уже после ДТП, что не позволит привлечь собственника к ответственности.

Перечисленные доказательства лучше представить при рассмотрении дела по первой инстанции. На стадии обжалования добиться пересмотра дела и отмены наказания значительно сложнее. Тем не менее, если доказательства невиновности были получены уже после вынесения постановления, с помощью юриста можно успешно обжаловать наказание.

ч.1 «ЧУЖОЕ ДТП» 6 правил ответственности владельца автомобиля

Возможно ли после ДТП в суде доказать то,что за рулем был не я?

Мы — ваш онлайн-Юрист ????????‍⚖️

Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Задайте вопрос. Юрист поможет!

Читайте также:  Усыновление и капитал: от первого брака у меня остался сын, супруга погибла в автокатастрофе

Друг в а/о совершил ДТП. За рулём был он, меня, в момент ДТП, с ним не было. По его просьбе я приехал и оформился за ДТП. Теперь истец взыскивает с меня 276000 р. Платить за чужое ДТП я не собирался, возможно ли в суде доказать то, что за рулём был не я? Допустим, если придёт виновник ДТП и признаётся во всем сам

Уточнение от клиента

прошел первый суд, истец сказал что не помнит кто был за рулём. Настоящий водитель подтвердил факт того что в момент ДТП он находился за рулём. Судья перенесла суд и сказала мне предоставить доказательства моего отсутствия в момент ДТП.

Из доказательств есть только пассажир, который был в машине в момент ДТП. Искал фотографии с того дня, есть только те, где машина стоит в том месте где мы отдыхали. Во время отсутствия машины фотографий не было.

Каким образом можно доказать что меня не было в момент ДТП? Какие еще можно привести доказательства ?

07 мая 2018, 07:47

24 апреля 2018, 13:09, Дмитрий, г. Улан-Удэ

Виновник дтп утверждает что за рулем сидела не я а мой муж

Дмитрий, здравствуйте!

В соответствии со статей 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Также стоит отметить, что при доказанности участия ненадлежащего ответчика в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

Таким образом, истец должен ходатайствовать о замене ненадлежащего ответчика. Попробуйте договориться с истцом. В противном случае Вам предстоит доказать, что вы являетесь ненадлежащим ответчиком.

24 апреля 2018, 13:16

Консультация юриста бесплатно

Скорее всего Вы были не вписаны в полис ОСАГО, либо его не было вовсе. Доверенности у Вас так же скорее всего не было. Согласно ст.

1079 ГК РФ ответсвенность за причинение вреда несет владелец автомобиля, при использовании которого был нанесен вред, а не водитель.

В суде можно ссылаться на это, и просить привлечь в качестве соответчика владельца автомобиля, вашего знакомого, который придет и признает в суде иск.

26 апреля 2018, 04:25

Не тот за рулем. Верховный суд объяснил, когда автовладелец освобождается от ответственности за нарушение правил

Важное для всех автовладельцев решение принял Верховный суд. Он освободил от наказания хозяина машины, на том основании, что в момент нарушения за рулем был другой человек.

Примечательно, что практика Верховного суда по таким делам очень богата. И суть всех решений сводится к одному: если доказано, что в момент совершения нарушения за рулем был другой человек, то собственник освобождается от ответственности. И тем не менее хозяев машин продолжают привлекать.

Вот одно из последних дел, рассмотренных Верховным судом. Административная комиссия города Белгорода вынесла постановление о штрафе за неоплату парковки в отношении некоего ФГБУ. Нарушение было зафиксировано в автоматическом режиме, и штраф был направлен собственнику автомобиля — этому самому ФГБУ.

Однако организация с этим не согласилась и обжаловала постановление в райсуде. Защитник организации заявил, что в момент нарушения машина была в пользовании у конкретного водителя.

В качестве доказательств он представил приказ о закреплении автомобиля за этим водителем, путевой лист, полис ОСАГО с неограниченным кругом лиц, а также объяснительную самого водителя.

Суд согласился с тем, что в момент нарушения машиной пользовался именно этот водитель. Однако решил, что это не освобождает ФГБУ от ответственности.

Решение поддержали вышестоящие судебные инстанции. Однако с ним не согласился Верховный суд. Он указал, что, в соответствии с частью 2 статьи 2.6.

1 Кодекса об административных правонарушениях, собственник машины освобождается от ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление, зафиксированное автоматическими средствами, будет установлено, что в момент фиксации транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Суд установил, что машиной управляло не ФГБУ, а конкретный человек, но наказал все равно организацию

В соответствии с примечанием к статье 1.5 КоАП он обязан доказывать свою невиновность в этой ситуации.

Доказательствами при этом служат доверенность на право управления, полис ОСАГО, договор аренды или лизинга, показания свидетелей или лица, непосредственно управлявшего автомобилем в момент фиксации административного правонарушения. Эти доказательства не имеют заранее установленной силы и должны исследоваться судом.

В данной ситуации суд установил, что машиной управляло не ФГБУ, а конкретный человек, но наказал все равно организацию. В итоге и постановление, и решения нижестоящих судов были отменены, а дело прекращено.

Чуть ранее ВС рассмотрел похожее дело. Гражданку Трушкину Центр автоматизированной фотовидеофиксации административных нарушений ГИБДД по Самарской области оштрафовал за превышение скорости, выявленное средством автоматической фотовидеофиксации нарушений.

Трушкина обжаловала постановление, указав, что за рулем в момент нарушения находился некто Беляев. Доказательствами были полис ОСАГО с вписанным в него Беляевым, а также показания самого Беляева. Но ни ЦАФАП, ни суды не отменили постановление в отношении Трушкиной. Это сделал Верховный суд по тем же основаниям.

И таких дел очень много. Что еще должно произойти, чтобы сотрудники административных инспекций и ЦАФАПов перестали нагружать суды лишней работой? Какого документа мировым и районным судам не хватает, чтобы вспомнить о нормах, прописанных в КоАП?

У нас не прецедентное право. И конкретные дела, конечно, не устанавливают единых требований. Но есть постановления Пленума Верховного Суда от 24 октября 2006 г.

N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В нем в пункте 1.

3 даны разъяснения, как и на каких основаниях автовладелец освобождается от ответственности за того парня, который сидел за рулем.

Владимир Баршев 

Российская газета — Федеральный выпуск №7494 (31)

Автомобиль попал в ДТП, а за рулем не владелец: что делать – ilex

Случается, что за рулем автомобиля находится не его хозяин. Попросить машину на время может родственник, друг или знакомый. Кто отвечает за вред, причиненный при ДТП в таком случае?

Владелец vs водитель

По общему правилу вред, причиненный автомобилем (источником повышенной опасности), возмещает его законный владелец (ч. 2 п. 1 ст. 948 ГК). Это может быть не только собственник, но и тот, кто управляет машиной по доверенности, договору аренды, безвозмездного пользования (далее — владелец).

Обратите внимание!
Водитель, управляющий автомобилем по поручению или с согласия собственника, не является его владельцем (ч. 2 п. 6 постановления Пленума ВС от 24.06.2004 N 9).

Пример 1
Владелец автомобиля согласился дать его своему другу для кратковременной поездки. Доверенность не оформлялась. Друг сбил человека на пешеходном переходе. Возмещать ущерб, причиненный ДТП, в данном случае придется владельцу авто.

Вместе с тем из общего правила есть исключения. Владелец освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие (ч. 1 п. 1, п. 3 ст. 948 ГК):

  • — непреодолимой силы.
  • Пример 2
    ДТП произошло в результате неуправляемого заноса автомобиля из-за гололеда на дороге. Если будет доказан факт непреодолимой силы, то владелец будет освобожден от ответственности;
  • — умысла потерпевшего.

Пример 3
Водитель авто сбил пешехода, внезапно выбежавшего на дорогу. В вещах пешехода обнаружена предсмертная записка. При подтверждении факта суицида владелец будет освобожден от ответственности в связи с наличием умысла потерпевшего;

— противоправных действий третьих лиц, неправомерно завладевших автомобилем.

Пример 4
У владельца угнали автомобиль. На нем было совершено ДТП. Если владелец докажет, что не виновен в угоне, то за вред, причиненный ДТП, будет отвечать угонщик.

Что придется возместить

1. Вред, причиненный жизни или здоровью (ч. 1 п. 1 ст. 933 ГК)

При повреждении здоровья (например, причинении увечья) потерпевшего придется возместить:

утраченный заработок (доход), если Потерпевший его получал или определенно мог иметь.

На заметку
Если потерпевший на момент ДТП не работал, не осуществлял предпринимательскую и иную определенную законодательством деятельность, возмещать утраченный заработок (доход) все равно придется.

Он может быть рассчитан как до увольнения (прекращения деятельности), так и как обычный размер вознаграждения работника соответствующей квалификации в данной местности. Такие выплаты не могут быть меньше пятикратного размера (п.

4 ст. 955 ГК);

дополнительные расходы (п. 1 ст. 954 ГК). Например, расходы на лечение, протезирование, посторонний уход и т.п.

Пример 5
Учреждение здравоохранения подало иск в суд о возмещении денежных средств с владельца авто за оказание медицинской помощи потерпевшему. Суд удовлетворил данное требование в полном объеме (решение районного суда от 21.06.2017).

2. Моральный вред (физические и нравственные страдания) (ч. 1 ст. 152 ГК)

Что делать если попал в ДТП и виноват

В стандартном ДТП есть две стороны — виновник и пострадавший, и каждый после аварии должен выполнить некоторые действия. Если вы — виновник, то идеальный вариант — наличие у вас полиса ОСАГО. Если его нет, вы получите не только штраф, но обязанность возместить пострадавшему убытки.

Читайте также:  Счета за электроснабжение мест общего пользования

Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.

Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.

Я — виновник, у меня есть осаго

Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.

Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.

Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.

Как будет действовать пострадавший

Вообще, если рассматривать, что делать виновнику ДТП, то ему особо ничего делать и не надо. Это потерпевшему придется побегать, чтобы получить компенсацию от страховой компании, обслуживающей полис ОСАГО виновного в аварии гражданина.

Что будет делать пострадавший:

  1. Уведомит страховую компанию о произошедшем. Ту компанию, к которой он будет обращаться. А обратиться он может как к своей, которая обслуживает его полис ОСАГО, как и напрямую к страховщику пострадавшего. В первом случае все оформляет “своя” компания, после “чужая” компенсирует выплату.
  2. Соберет документы об аварии, предоставит их в офис удобного страховщика.
  3. Пройдет экспертизу транспортного средства. На ее основании выявляется сумма ущерба. Ущерб покрывается деньгами или ремонтом от партнерского сервиса.
  4. Если сумма ущерба больше, чем максимально положенное по ОСАГО возмещение, пострадавший может обратиться к виновнику, чтобы забрать недополученные средства.

Как видно, именно пострадавшая сторона занимается всей волокитой. Виновнику же никакая компенсация не положена, поэтому он ничего не делает. Единственное необходимое его действие — привезти в свою страховую свой экземпляр уведомления о ДТП. Все.

Если ущерб превышает сумму по ОСАГО

Законом определены максимальные лимиты денег, которая страховая компания может выплатить пострадавшему. Согласно статье 7 ФЗ-40 это:

  • максимум 500 000 рублей в части возмещения вреда здоровью пострадавшему;
  • максимум 400 000 рублей, если речь идет о причинении вреда имуществу.

Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.

Такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим обязанности виновника ДТП по ОСАГО в этом случае. Если пострадавший недополучит, например 200 000 рублей, при нормальном раскладе дел сначала он свяжется с виновником и потребует возместить этот убыток добровольно.

Если вы согласны возместить убыток добровольно, сначала убедитесь в реальности названной суммы. При необходимости можно заказать повторную независимую экспертизу. При расчетах все документируйте, сохраняйте документ о передаче денег.

Если виновник отказывается возмещать убыток добровольно, потерпевший обратится в суд. Если сумма иска не превышает 50 000, дело будет рассматривать мировой судья. Если превышает — районный. И у суда не будет оснований отказать в удовлетворении иска.

Бывает так, что пострадавший не идет на связь с виновником, а сразу обращается в суд. В итоге виновник узнает об этом по повестке или вовсе, получив решение суда. Нарушений в действиях пострадавшего здесь нет.

Варианты развития событий после суда:

  1. Виновник сразу возмещает установленные судом убытки.
  2. Пострадавший получает решение суда, вступившее в силу, и передает его судебным приставам. Они могут арестовать карты и счета виновника, изъять имущество для покрытия долгов. Также появится необходимость оплатить исполнительский сбор.

Если у вас нет необходимой суммы, ждите обращение пострадавшего к приставам. При наличии официальной работы с зарплаты будут высчитывать по 50% (можно снизить размер удержания), пока долг не будет покрыть полностью.

В итоге получается, если ты — виновник ДТП, страховая возместит максимум 400 или 500 тысяч рублей. Все остальное должен платить виновник. И если речь о сильно поврежденной дорогой машине, или если в аварии есть серьезно пострадавшие люди, можно “попасть” на очень серьезные деньги.

Я — виновник дтп, мои действия при отсутствии осаго

Если полиса ОСАГО нет, тогда все убытки пострадавшего покрывает виновник аварии. При регистрации происшествия виновнику будет выписан штрафы в 800 рублей за отсутствие страховки.

На деле больше от этой ситуации страдают потерпевшие. При наличии страховки они гарантированно получат возмещение в течение 20 дней после обращения к страховщику, если сумма ущерба не превышает 400 или 500 тысяч рублей. Если полиса нет, придется взыскивать убытки с виновника самостоятельно через суд.

Пострадавший сделает за свой счет экспертизу и подаст в суд на виновника (если тот не пожелает расплатиться добровольно). Виновник может оспорить экспертизу, заказать свою. Но итогом в любом случае станет вступившее в силу решение суда о возмещении ущерба.

Если в дело вступят приставы:

  • первым делом судебный пристав наложит запрет на регистрационные действия на авто должника;
  • далее делается запрос в ФНС, чтобы найти место работы должника. Если оно есть, туда направляется документ об удержании 50% от всех доходов в пользу пострадавшего;
  • если нет места работы, делаются запросы в банк, ведется поиск карт и счетов должника. Все расположенные на них деньги и поступающие в будущем изымаются;
  • если указанные выше способы не дали результата, изымается и продается авто, также может быть изъято другое имущество.

Так что, если рассматривать, в каких случаях виновник ДТП платит по полной программе, то это при отсутствии полиса ОСАГО. Если он есть, и убыток не превышает установленные законом суммы, из своего кармана виновник пострадавшему ничего не платит — расходы покроет страховая. Но при следующей покупке полиса он обойдется дороже.

А вот свое транспортное средство в любом случае придется восстанавливать и ремонтировать самостоятельно. Убытки виновника ОСАГО не покрывает. Но если речь о полисе КАСКО, тогда и виновник получит компенсацию. Но нужно смотреть на ситуацию и перечень страховых случаев.

Частые вопросы

Что делать виновнику ДТП при наличии полиса ОСАГО? Ему нужно оперативно по телефону горячей линии или через приложение уведомить свою страховую компанию о происшествии. После в течение 5 дней, если этого требуют условия страховой, предоставить бумажное уведомление о ДТП. Больше виновник ничего делает, все хлопоты ложатся на плечи пострадавшего.

Должен ли виновник ДТП платить страховой компании? Нет, он уже приобрел страховку — полис ОСАГО. На основании него страховая компания выплачивает компенсацию пострадавшей стороне. Я — виновник ДТП, что мне грозит? Если у вас нет полиса ОСАГО, вам сразу выпишут штраф в 800 рублей.

Если нанесен вред здоровью людей, наступает административная ответственность с штрафом в 2000 — 25 000 рублей, также виновнику может грозить лишение прав на срок до 2 лет. Если пострадавшему причинен тяжкий вред, или он умер, наступает уголовная ответственность с реальным лишением свободы.

Сколько платит виновник ДТП? Если нет полиса ОСАГО, виновник возмещает ущерб в полном объеме. Если полис есть, то он оплачивает только убытки свыше сумм 400 000 по ремонту авто и от 500 000 за причинение вреда здоровью. Если я — виновник ДТП, меня лишат водительского удостоверения? Лишение возможно при причинении легкого и среднего вреда здоровью.

За тяжкий вред и смерть — лишение прав на 3 года. Об авторе

Ирина Русанова — высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и Кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. [email protected]

Эта статья полезная? Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в х или напишите нам на почту [email protected].

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector