Является ПФР РФ органом государственной власти?

Пенсионный фонд — это организация, которая занимается социальной поддержкой граждан, в основном начисляет пенсии по старости или инвалидности. Выделяют два вида фондов: государственный, его называют ПФР, и негосударственные — НПФ.

Что такое Пенсионный фонд России

Пенсионный фонд России — самостоятельная организация. Ее деньги не входят в состав федеральных, региональных или муниципальных бюджетов.

Бюджет фонда формируют несколько источников, но в основном — страховые взносы. Платить их обязательно: в сотрудничестве с налоговой фонд контролирует, все ли взносы поступили в срок и в полном объеме.

Главная задача пенсионного фонда — выплаты пенсий и социальных пособий. К ним относятся:

  • пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца;
  • пенсии госслужащим и военным;
  • социальные доплаты пенсионерам, если пенсия меньше прожиточного минимума;
  • пенсионные накопления;
  • материнский капитал;
  • социальные выплаты ветеранам, инвалидам, героям и другим категориям граждан;
  • адресная помощь пенсионерам, если их доход меньше прожиточного минимума;
  • пособия на детей.

Пенсионный фонд ставит гражданина на учет и присваивает ему СНИЛС — страховой номер лицевого счета. Номер помогает идентифицировать человека в базе, проверить его трудовой стаж и накопления.

Структура ПФР

Структура фонда состоит из нескольких уровней. Пенсионный фонд федерального уровня — центральный аппарат, регионального — отделения, местного — управления.

Центральный аппарат. Центральный аппарат контролирует работу фонда. В него входят три органа: правление, исполнительная дирекция и ревизионная комиссия. У них разные задачи:

  1. Правление. Следит, чтобы работа пенсионного фонда соответствовала закону, определяет перспективы и текущие задачи фонда, утверждает бюджет и расходы, устанавливают форму отчетов об исполнении. Еще правление занимается кадровыми вопросами: определяет структуру и штаты.
  2. Исполнительная дирекция. Определяет бюджет пенсионного фонда, распределяет средства по регионам, занимается инвестированием и контролирует работу территориальных органов.
  3. Ревизионная комиссия. Отвечает за внутренний аудит: проверяет деятельность правления и исполнительной дирекции, следит, чтобы территориальные органы эффективно расходовали бюджет.

Отделения. Отделения расположены в субъектах РФ. Именно в них приходят, чтобы подавать заявления и получать справки. Они выполняют основные функции пенсионного фонда: оформляют пенсии, выплаты, маткапитал, ведут учет страхователей, собирают страховые взносы и консультируют по вопросам, связанным с пенсиями

Управления. Управления устроены аналогично, но отвечают за меньшую территорию — города и районы.

Откуда пенсионный фонд берет деньги

У пенсионного фонда несколько источников дохода: взносы, пени, штрафы и инвестиции.

Обязательные страховые взносы. Это платежи, которые работодатели вносят за сотрудников, а ИП еще и за себя.

Добровольные взносы. Если нет дохода, с которого работодатель производит отчисления, можно делать взносы самостоятельно. Например, платить добровольные взносы могут самозанятые или граждане, которым не хватило пенсионного стажа для получения права на пенсию.

Пени и штрафы. Их начисляют за нарушение сроков уплаты взносов.

Доходы от инвестирования. Пенсионный фонд вкладывает свободные средства в облигации, депозиты и госбумаги.

Денег из этих источников не хватает, чтобы выплатить все пенсии и пособия, поэтому уже несколько лет на поддержку фонда направляют средства из федерального бюджета.

Распоряжаться деньгами на свое усмотрение фонд не может, он подчиняется законам Российской Федерации. Он тратит деньги на доставку пенсий и пособий, платит взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений, который страхует накопительную часть пенсии. Еще фонд тратит средства на поддержание своей работы: ремонт зданий, покупку мебели, канцелярии.

Чем частные фонды отличаются от государственного

Граждане могут сами распоряжаться накопительной частью пенсии: ее можно оставить в государственном пенсионном фонде — ПФР, а можно перевести в негосударственный.

Негосударственный пенсионный фонд, или НПФ, — это частная организация, которая управляет пенсионными накоплениями граждан. Частные фонды инвестируют деньги граждан в финансовые инструменты и получают доход, а затем включают часть этой прибыли в пенсии клиентов. Деятельность негосударственных фондов контролирует Центральный банк России.

Чтобы частный фонд мог законно работать, у него должна быть лицензия. Актуальный список лицензированных частных фондов можно найти на сайте Банка России.

Является ПФР РФ органом государственной власти? Реестр негосударственных фондов постоянно обновляется

Главное отличие частных фондов в том, что их бюджет не подотчетен государству. Есть еще несколько отличий.

Доходность. Государственный фонд использует только стабильные инвестиции, которые нацелены на сохранение и защиту капитала, а не на его рост. Негосударственные фонды выбирают более рискованные проекты, чтобы доходность была выше.

Защита от рисков. Пенсионный фонд России, в отличие от частных, не может обанкротиться или лишиться лицензии. Некоторые негосударственные фонды участвуют в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Если такой фонд разорится или лишится лицензии, то накопления не исчезнут. Максимум, что потеряет вкладчик, — инвестиционный доход за несколько лет.

Что нужно запомнить

  1. Пенсионный фонд России — это самостоятельная организация, которая подчиняется государству и его законам: он не устанавливает размер и порядок выплат.
  2. Страховые взносы платят в налоговую, но в пенсионный фонд обязательно нужно представлять отчетность.
  3. Главное отличие государственного фонда от частных в том, что его бюджет подотчетен государству.
  4. Негосударственные фонды могут больше увеличить накопления, но есть риски.

Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда

Является ПФР РФ органом государственной власти?Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, то есть государством, создающим условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[1]. Данное положение является нормой-целью, а конкретизация понятия социального государства – направлением развития РФ в данной сфере. Одним из проявлений реализации данного направления является функционирование внебюджетных фондов социального страхования. Они подразделяются на государственные и негосударственные. В настоящее время ведутся дискуссии об изменении статуса фондов, что, в конечном счете, повлияет на пенсионные выплаты социально незащищенным слоям населения.

Н.В.

Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь»[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

  1.  Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
  2.  Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
  3.  Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»  
  4.  Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
  5.  Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
  6.  Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

  • На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].
  • ПФР – финансово-кредитное учреждение, осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].
  • ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].
  • ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1.  Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2.  Назначаются Правительством  РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3.  Целевой характер деятельности.
  4.  Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст.

2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»  дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].

Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.

  1. Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:
  2. — сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;
  3. — организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;
  4. — международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;
  5. — статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;
  6. — юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.
  7. ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].
  8. Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].
Читайте также:  Как рассчитать сдельную зарплату

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями.

Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные.

Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]
  • НПФ обязан:
  • — исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;
  • — осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;
  • -не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу.

По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов.

В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку.[15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству.

Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству.

Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда.[16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР).

Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу.

Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий.  В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций.

В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью.

Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы.

Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

  1.  Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
  2.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.
  3.  Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

Справка о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

СПРАВКА о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

  • Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).
  • Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.
  • В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.
  • С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Читайте также:  Удержания из заработной платы по исполнительному листу

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г.

№ 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий.

Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г.

№ 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г.

№ 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г.

№ 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение».

Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

  • центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
  • отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
  • управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

Система обязательного пенсионного страхования

Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

Опс в системе пенсионного обеспечения

Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.

В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.

Тариф, в свою очередь, разделяется на:

  • солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
  • индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).

Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.

Страховая пенсия

Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:

Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.

В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.

Накопительная пенсия

Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).

Реферат на тему «Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета»

Содержание

Введение
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета
1.1. Деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации
1.2. Сущность и функции ПФРФ
Глава 2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития
2.1.

Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
2.2. Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда
2.3. Источники доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации .
Глава 3. Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ
3.1.

Анализ доходов и расходов бюджета фонда
3.2. Планирование развития пенсионной системы
Заключение

Список использованных источников

Введение

Пенсионная система России в настоящее время находится в состоянии реформирования и модернизации. Происходит формирование новых институтов: базовых пенсий, пенсион­ного страхования, накопительных и профессиональных пен­сий.

Это влечет за собой изменение параметров и структуры пенсионной системы, содержания правоотношений и требу­ет создания новых финансовых и организационных механиз­мов.

В правовом регулировании трансформируется соотноше­ние публичного и частного начал применительно к вопро­сам собственности, пенсионных накоплений приобретения и реализации пенсионных, прав, а также деятельности рас­ширяющегося круга субъектов.

В этих условиях необходимо повышенное внимание к международным стандартам, соблю­дение которых является обязательством России, а также по­зитивному опыту иностранных государств.

На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макро­экономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъектив­ные политические решения.

В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физиче­скими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ).

Формы и методы взаимодействия между уча­стниками системы пенсионного страхования зависят от многочис­ленных факторов, определяющих их развитие.

В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание са­мых неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется ре­формирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система.

Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса.

При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования — поддержание покупательной способно­сти пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного эконо­мического и социального развития. В настоящее время в России размер пенсий, в том числе, и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности. Все эти факторы усиливали потребность реформирования пен­сионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Сегодня облик пенсионной системы России постепенно меняется: развивается рынок дополнительного пенсионного обеспечения, преоб­ражается сектор государственных пенсий. В 2002 г. была осуществлена персонификация накоплений работающего населения страны, в 2003 г.

граждане России получили право выбора управляющей компании,  2004 г . — негосударственного пенсионного фонда. Предоставление гражданам возможности влиять па размер своей пенсии путем уп­равления ее накопительной частью является наиболее существенным моментом проводимой реформы.

Читайте также:  Как определить доли собственности при возможном разводе

Впервые населению предложено разделить с государством ответственность за свое будущее. Аксиомой новой пенсионной системы России является следующее утверждение: благосостояние старости — личная проблема каждого человека. Государство отвечает лишь за базовую часть пенсии.

Размеры страховой и накопительной частей формируют личные заработки граждан. Чем выше официальный заработок у человека, тем больше он накопит средств на свою будущую пенсию.

У граждан, выходящих на пенсию после 2012 года, пенсии будут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Именно накопительную часть пенсии, которая начала формироваться у данной категории граждан с 2002 года, люди сумеют проинвестировать.

Целью работы является анализ современной пенсионной системы РФ и направлений ее реформирования.

В первой главе освещаются теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать реферат

  • Вторая глава звучит как «Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития»
  • Третья глава содержит формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ
  • Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета
  • Пенсионный фонд — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный прежде всего на выплату пенсий.
  • Трудовая пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция РФ; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г.

№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 2001 г.

№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.
  • Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой, страховой и накопительной.
  • Право на трудовую пенсию по старости имеют:
  • мужчины, достигшие возраста 60 лет;
  • женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: 1) за выслугу лет; 2) по возрасту; 3) по инвалидности; 4) социальная пенсия. Пенсии федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет устанавливаются в размере 45% их среднемесячного заработка за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости.

За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка, при этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Если размеры пенсий государственным служащим более или менее понятны, то расчеты размеров трудовых пенсий довольно сложны, непонятны народу, запутанны. Надо полагать, ни в одной стране мира нет таких запутанных расчетов трудовых пенсий, как в России. Эти сложные расчеты внесло в Федеральное Собрание правительство М.

Касьянова и лоббированием в Федеральном Собрании добилось их утверждения. Разве справедливо, что сейчас профессор получает пенсию на уровне уборщицы, вахтера? Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни. Пенсионный фонд РФ образован с 1 января 1992 г.

в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ). Этот фонд является финансово-кредитным учреждением и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и утвержденным Правительством РФ Положением.

Согласно ст. 2 Положения о Пенсионном фонде денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения и осуществляет следующие основные функция: целевой сбор от плательщиков страховых взносов и аккумуляцию средств, необходимых для выплаты государственных пенсий и пособий на детей; организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда. Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001 г.

№ 9 признал, что Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречит Конституции РФ. Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ РФ входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ РФ, а также управляющие отделениями ПФ РФ.

Организации начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд в процентах от заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров, один раз в месяц и в сроки, установленные для получения заработной платы.

Организации и предприятия инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ. При недостатке поступлений средств в Пенсионный фонд Банк России может предоставить кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.

Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

В обязанности Правительства РФ входит выделение для Пенсионного фонда РФ валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники. На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.

  • Средства Пенсионного фонда РФ используются: на выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
  • на оказание материальной помощи престарелым и не трудоспособным гражданам;
  • на выплату пособий на погребение получателям пенсий;
  • на финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;
  • на прочие расходы.

Размеры поступлений средств в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда, который утверждается в форме закона Федеральным Собранием РФ.

Таблица 1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица. В настоящее время в России завершается проведение пенсионной реформы.

Основная суть реформы состоит в том, что отчисления в Пенсионный фонд, которые делают работодатели в размере 20% от фонда заработной платы, для лиц 1966 г. рождения и старше 14% направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 г. рождения и моложе поступают 8% (10% до 2008 г.

) на финансирование страховой части трудовой пенсии и 6% (4% до 2008 г.) — на финансирование накопительной части трудовой пенсии (Федеральный закон от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ). Средства накопительного Пенсионного фонда хранятся в уполномоченных коммерческих банках и гражданину-пенсионеру до наступления положенного возраста не выдаются.

Предполагается, что в накопительный фонд в коммерческие банки будет поступать ежегодно до 20 млрд. руб. С 2002 г. впервые средства Пенсионного фонда стали направляться организациями непосредственно в государственный бюджет и только потом оттуда передаются в Пенсионный фонд для выдачи пенсионерам «базовых пенсий»

1.1. Деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector