Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.
Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.
Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление.
Но я как частый Свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя.
Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на Закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.
Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения
- Родителям не разъясняются их права (вопреки п.5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), чем нарушается их право на защиту.
- Родителям не дают ознакомиться с материалами дела, не дают снять с него копии (в нарушение части 1 ст. 25.1; ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
- Протоколы, составленные инспектором ПДН, не проверяются на правильность составления (в соответствии со ст.28.2; п. 3 ст. 29.1 Кодекса об административных правонарушений РФ) и на наличие нарушений.
- На заседания вызываются только законные представители ребенка, в отношении которых инспектором ПДН составлен протокол. Не вызываются лица, которые выступили заявителями, не вызываются свидетели, даже если законные представители об этом просят (в нарушение ст. 26.3 КоАП РФ).
- Материалы дела рассматриваются в отсутствие ребенка, в отношении которого вынесен протокол об административном нарушении (требование части 2 ст. 25.1; п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ), присутствует лишь родитель.
- Во время так называемого «разбирательства» против родителей выступает вся комиссия. Им не дают делать необходимые разъяснения, перебивают, отказываются выслушать. Если родитель пришел с ребенком, не выслушивается мнение ребенка, даже если родитель об этом просит. Таким образом, даже речи не идёт о проведении полноценного разбирательства (как того требует ст. 26.1 КоАП РФ).
- Пояснения родителей воспринимаются лишь как их позиция и не более. Об этом откровенно заявляется членами комиссии, которые, в свою очередь, сами заинтересованы в наказании привлекаемого лица, поскольку протокол об административном правонарушении зачастую составляется одним из членов этой же комиссии, не имеющим права принимать участия в рассмотрении материала на основании п. 2, ч.1, ст. 29.2 КоАП РФ, обязанного взять самоотвод по делу, как предписывает ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ. Таким образом, при сложившейся системе рассмотрения административных материалов подобными составами утрачивается объективность вынесенных решений, вопреки требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, так как существует конфликт интересов.
- В мотивировочной части постановления не указывается конкретная норма (пункт, часть, статья, и наименование закона) и причины, по которым привлечённому к ответственности лицу назначается та или иная мера наказания (в нарушение требования ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
- Случается и такое, что родителей вообще не вызывают на комиссию, принимают в их отношении постановление и не ставят их об этом в известность.
Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.
Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.
Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.
Читать также: В СовФеде заявили об отсутствии прокурорского надзора за решениями КДН
Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.
Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь.
Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её.
Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?
Читать также: В Перми власти делают вид, что ювенальщина в школе будет “добровольной”
Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?
Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса.
И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства.
Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.
Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают.
Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.
Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.
Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.
Алексей Мазуров, РВС
Специалист семейного центра рассказала, что делать, если ребенка поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних
Родители не всегда знают, что из себя представляет комиссия по делам несовершеннолетних, по каким причинам могут поставить на учет, последствия такого учета, а также каковы их права. Подробнее об этом рассказала специалист семейного центра «Семья» Мария Заходякина.
Причины, по которым могут поставить на учет
«Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган, от которого зависит, выпишут вам Штраф или ограничатся предупреждением», — говорит специалист.
Основные причины, по которым детей могут поставить на учет, — это административные правонарушения. При этом поставить на учет из-за проступков могут не только детей, но и их родителей. Дети отвечают за содеянное с 14 и с 16 лет, именно с такого возраста их могут поставить на учет.
Причины могут быть разные:
- Статья 5.35 КоАП РФ. Родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по содержанию и воспитанию ребенка (штраф от 100 до 500 руб.). Часто это называют просто неисполнением родительских обязанностей. Например, несовершеннолетнему запрещено находиться на улице ночью: в большинстве регионов несовершеннолетним в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 часа до 6 часов; несовершеннолетним в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия — с 22 часов до 6 часов.
- Статья 6.10 ч. 3 КоАП РФ. Взрослые вовлекают несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков и одурманивающих веществ. Если эти же действия совершают родители или законные представители, им также грозит административный штраф.
- Статья 20.20 КоАП РФ. Дети употребляют алкоголь в запрещенных местах либо наркотические средства или психотропные вещества в общественных местах.
- Статья 20.22 КоАП РФ. Дети до 16 лет появляются в состоянии опьянения или распивают пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, алкогольную и спиртосодержащую продукцию в общественных местах.
Вызов в КДН — это страшно?
Если вас вызвали на комиссию, не стоит отказываться, нужно прийти на заседание. Не всегда вызов на заседание в КДН заканчивается постановкой на учет. Возможно, с вами и вашим ребенком проведут профилактическую беседу и вынесут предупреждение.
Какие последствия
Если не брать во внимание эмоциональный стресс, то с точки зрения закона постановка на учет не грозит какими-то катастрофическими последствиями. Эта так называемая профилактическая мера, которая применяется на определенный промежуток времени, и если у полиции не будет никаких претензий к поведению несовершеннолетнего, в дальнейшем он снимается с учета.
Что мне, как родителю, делать на заседании
Первое — не паниковать. Второе — не пытайтесь препятствовать комиссии, не идите на конфликт в интересах своего ребенка, спокойно реагируйте на заданные вам вопросы, отвечайте конкретно. Вы имеете право ознакомиться со всеми материалами дела, воспользоваться помощью адвоката, вести видеозапись с разрешения комиссии, вести аудиозапись можно без разрешения комиссии (ст. 24.3 ч 3 КоАП РФ).
Вы также можете обратиться в ближайший семейный центр, чтобы получить рекомендации и психологическую поддержку перед заседанием.
Галина обратилась в филиал «Хамовники» семейного центра «Семья»: ее сына задержала полиция. Как оказалось, подросток вместе со своими друзьями сидел на площадке.
Одному из друзей пришла в голову идея выпить пива — ему казалось, что это несерьезный напиток и ему за это ничего не будет, тем более что вокруг никого не было. Друзья поддержали эту идею. Выпив немного пива, они решили разойтись по домам, но к молодым ребятам подошли сотрудники полиции и забрали их в отдел.
Сына Галины поставили на учет по ст. 20.20 КоАП РФ — потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах. Специалист семейного центра разработал план взаимодействия с мамой и ее сыном.
Семья регулярно приходила на консультации, специалисты психологически поддерживали маму, успокоили, дали необходимые рекомендации, как действовать в этой ситуации. По истечении года у комиссии больше не было никаких вопросов к поведению несовершеннолетнего, и его сняли с учета.
Столичные семейные центры готовы оказать профилактическую поддержку всем семьям, которые столкнулись с подобной или другими ситуациями.
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Как вас будут задерживать, допрашивать и судить, если вы несовершеннолетний
В России от задержания и административного дела не застрахован никто, в том числе и несовершеннолетние. Объясняем, как полицейские, суды и комиссии по делам несовершеннолетних должны поступать в соответствии с законом и что вас может ждать после задержания.
Короткая версия инструкции в картинках:
Задержание
При задержании несовершеннолетнего полиция обязана сообщить об этом родителям или другим законным представителям. Законные представители — это опекуны. Дедушки, бабушки, дяди, тети, братья, сестры или учителя не считаются законными представителями. После задержания несовершеннолетнего должны содержать отдельно от взрослых и никак иначе.
По закону несовершеннолетнего нельзя задерживать в отделе полиции более чем на 3 часа. Однако уйти из отдела полиции несовершеннолетний может, только если за ним явились его родители или опекуны.
Если родители или опекуны не забирают несовершеннолетнего в течение 3-х часов, он передаётся в ЦВСНП (центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) на срок до 48 часов.
Если по истечении 48 часов родители не забрали и оттуда, то материалы передаются в суд, а несовершеннолетний остаётся в ЦВСНП, пока решается вопрос о его устройстве.
Но оставаться в ЦВСНП он может не более чем на 30 суток, в крайнем случае суд может продлить этот срок ещё на 15 суток.
Бывают случаи, когда родителей в городе нет и забрать несовершеннолетнего некому (например, уехали в отпуск, оставив ребенка бабушке).
Чтобы избежать описанных выше последствий, рекомендуем родителям оформлять перед отъездом Доверенность на родственников/друзей.
В доверенностях следует указывать, в том числе, полномочия на представление интересов в полиции, суде, комиссии по делам несовершеннолетних.
Допрос
Если несовершеннолетнего в ОВД решили допросить в качестве свидетеля по уголовному делу, то должны быть соблюдены особые правила:
- если несовершеннолетнему меньше 14 лет, на допросе должны присутствовать родители или опекуны. С 14 до 18 — законного представителя могут допустить к участию, но не обязаны.
- допрос не может продолжаться больше двух часов подряд и больше четырех часов в день
- если несовершеннолетнему меньше 14 лет, на допросе должен присутствовать психолог или педагог (не из его школы, а любой, у кого есть соответствующее образование).
- следователь должен вести видеосъемку допроса, если только сам несовершеннолетний или его законный представитель (родитель) не будут возражать (ч. 5 ст. 191 УПК РФ). Это видео должно храниться при уголовном деле. Родитель или законный представитель также может ходатайствовать о том, чтобы он вел видеосъемку и на свое устройство тоже.
Что происходит с делом дальше
Человек может быть привлечен к административной ответственности только с 16 лет. С детьми до 16 могут проводить «индивидуальную профилактическую работу» (о ней ниже). Для людей от 16 до 18 есть специальная Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Ваше дело должен рассматривать не суд, а комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). В Москве этим занимаются комиссии при районных управах.
В случае, если дело все-таки поступило в суд, тот обязан передать его в КДН. Если суд не передал дело сразу, а по ошибке принял его к рассмотрению, то передача его в КДН по закону уже невозможна. Суд может либо вынести решение, что будет поводом для отмены его в апелляционной инстанции, либо прекратить его вообще.
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту их жительства. Верховный суд установил приоритет подсудности по месту жительства несовершеннолетнего.
Апелляцию на решение КДН рассматривает районный суд по месту нахождения КДН. Жалоба подается в КДН в течение 10 с момента получения решения. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение дела производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.
Как рассматривают административные дела в КДН
Рассмотрение административного дела в КДН, как и рассмотрение дела в суде, регулируется Кодексом об административных правонарушениях и в целом осуществляется по той же процедуре.
Как подготовиться
Чтобы подготовиться к делу, рекомендуем ознакомиться с нашей стандартной инструкцией по самостоятельной защите в суде «Помоги себе сам». Однако есть особенности.
Учтите, что для КДН особенно важны положительные характеристики привлекаемого к ответственности. КДН собирает их сама, делая запросы в образовательные учреждения.
Однако будет лучше, если вы также покажете все достижения ребенка сами (грамоты, медали, положительные характеристики из школы, посещаемых кружков и секций, справки об участии в благотворительной работе и др.).
Даже соседи могут написать характеристику — какой хороший ребёнок.
Процент успешного завершения дел (прекращения производства) в КДН существенно выше, чем в обычных судах — особенно применительно к тем, кто не участвовал в акции, а проходил мимо. Также КДН тщательнее проверяет наличие процессуальных недочетов и ошибок в протоколе — так что не поленитесь ознакомиться с делом и поискать таковые (см. подробнее в «Помоги себе сам»).
Особенности процедуры
Одно из ключевых отличий: в КДН дела рассматриваются коллегиально. В составе комиссии должно быть не менее трех, но не более 12 человек. Заседание КДН правомочно, если в нем приняло участие не менее половины членов комиссии. Председателем заседания должен быть председатель или заместитель председателя КДН. Кроме того, обязательно должен быть избран секретарь заседания.
Поскольку КДН — коллегиальный орган, во время заседания нужно вести протокол. Это делает секретарь комиссии.
В протоколе указываются:
- дата и место рассмотрения дела
- наименование и состав КДН
- событие административного правонарушения
- сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке
- отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения
- объяснения, показания, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела
- документы, исследованные при рассмотрении.
Протокол о рассмотрении дела подписывают председательствующий в заседании и секретарь. Мы рекомендуем обязательно получить заверенную копию протокола после заседания.
Несовершеннолетние вправе иметь защитника, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и так далее. Объяснения также вправе давать законные представители несовершеннолетнего.
Если обсуждение каких-нибудь обстоятельств дела может оказать «отрицательное влияние» на несовершеннолетнего, его могут удалить из зала.
Если рассмотрение дела затянулось и привлекаемому к ответственности исполнилось 18 лет, дело не прекращается, решение выносится. Однако поставить на профилактический учет вдобавок к наказанию человека уже не смогут (о профилактической работе см. ниже).
Обязательное уведомление родителей
Права несовершеннолетнего защищают его законные представители: родители, усыновители, опекуны или попечители. Родство нужно будет подтвердить — например, предъявить страницу паспорта со вписанным ребенком или его свидетельство о рождении.
Родителям и опекунам должны обязательно сообщить о месте и времени рассмотрения дела — иначе это грубое нарушение прав несовершеннолетнего и его родителей. Судья или должностное лицо, рассматривающее дело, может обязать присутствовать родителей или опекунов.
Если несовершеннолетний и законный представитель не являются на заседание комиссии без уважительной причины, то они могут быть подвергнуты процедуре привода.
Обязательное уведомление прокурора
О месте и времени рассмотрения дела против несовершеннолетнего должны известить и прокурора. Не сделав этого, должностное лицо совершит серьезное нарушение, которое должно влечь отмену судебного акта. Если КДН не уведомила прокурора, лучше ей об этом не напоминать — а заявить уже в апелляции с целью отмены решения КДН.
Прокурор вправе принять участие в административном деле. Он может представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.
Административное наказание несовершеннолетних
Несовершеннолетнего ни при каких условиях нельзя подвергнуть административному аресту. Кроме того, возраст — смягчающее обстоятельство, которое суд должен учесть при назначении административного наказания.
Поскольку многие несовершеннолетние пока не зарабатывают сами, судья, назначая штраф, должен вынести специальное определение о взыскании штрафа с законных представителей. Копию такого определения вручают под расписку несовершеннолетнему или его представителям. Если они не смогли присутствовать, копии документа высылают им в течение трех дней со дня вынесения. Об этом делается запись в деле.
Другие «меры воздействия»
Комиссия может освободить несовершеннолетнего от ответственности, применив к нему «меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних».
Единственный федеральный закон, который содержит перечень «принудительных мер воспитательного воздействия», — это Уголовный Кодекс. На наш взгляд, он вряд ли может считаться законом «о защите прав несовершеннолетних», но, за неимением других вариантов, приводим список и описание некоторых мер, перечисленных в нем.
- Предупреждение — разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения правонарушений.
- Передача под надзор — возложение на родителей или лиц, их заменяющих, обязанности по «воспитательному воздействию на несовершеннолетнего» и контролю за его поведением.
- Обязанность загладить причиненный вред. Избирается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
- Ограничение досуга и установление особых требований к поведению — запрет посещения определенных мест, определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома после указанного времени суток, запрет выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа.
Что потом?
Производство по делу о правонарушении рано или поздно закончится. Вероятнее всего, не в пользу несовершеннолетнего. Если для обычных правонарушителей история завершится уплатой штрафа или административным арестом, то для несовершеннолетних последствия могут длиться дольше.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
- совершивших Правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания
- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Что такое «индивидуальная профилактическая работа»? Это «деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий». Более конкретного описания в законодательстве нет.
Основанием для профилактики становится постановление, которое выносит КДН. Это постановление должно вступить в силу (должно пройти 10 дней, либо должна пройти апелляция, если постановление обжаловалось). Постановка на учет до вступления вы силу постановления КДН незаконна — ее можно обжаловать в порядке административного судопроизводства.
Профилактическую работу проводят подразделения ОВД по делам несовершеннолетних. На практике такая «работа» обычно выражается в периодических «профилактических беседах», которые проводят сотрудники полиции. Не исключено, что никакой «работы» не будут проводить совсем.
Сроки профилактики определены туманно: «Индивидуальная профилактическая работа проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет».
В любом случае, после 18 лет индивидуальная профилактическая работа прекращается.
Могут ли привлечь к ответственности родителей?
Если на акции задержали несовершеннолетнего до 16 лет, его не могут привлечь к административной ответственности. Однако власти могут попытаться привлечь к ответственности его родителей — но не за нарушение правил проведения акции, а за «неисполнение обязанностей по воспитанию» по ч. 1 ст. 5.35 КоАП. Наказание по данной статье — штраф от 100 до 500 рублей.
Кроме того, родителей могут вызвать в отдел полиции по делам несовершеннолетних для дачи объяснений. Рекомендуем не игнорировать такие вызовы, так как непонятно, как неявка может отразиться на ребенке. При этом рекомендуем ознакомиться с нашей инструкцией по ведению профилактических бесед с полицейскими.
Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?
Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.
- Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.
- Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования
- Если Малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:
- подобные события вызывают у детей большой стресс;
- несовершеннолетние легко внушаемы, поэтому к их показаниям относятся с осторожностью;
- несовершеннолетние, особенно в стрессовой ситуации, быстрее забывают произошедшие события и подробности, связанные с ними;
- подростки могут давать неправдивые показания из-за страха выглядеть плохо в глазах своих сверстников или из-за того, что стыдятся событий, которые произошли.
Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.
Особенности допроса несовершеннолетних
Вызов на допрос несовершеннолетнего без присутствия родителей в правоохранительные органы или в суд обычно осуществляют через законных представителей ребенка.
Однако, по УПК РФ, вызов на допрос могут направить не только через родителей, но и через администрацию школы.
Вручить повестку лично в руки несовершеннолетнему или вызвать на допрос по телефону допускается только в том случае, когда требуется явиться немедленно (или если есть предположение, что общение с законными представителями может повлиять на правдивость показаний).
Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:
- при допросе ребенка до 16 лет или ребенка старше, но страдающего психическими расстройствами, обязательно присутствие педагога или психолога;
- в возрасте допрашиваемого от 16 до 18 лет вопрос об участии на допросе педагога решается судом или следственными органами;
- в качестве педагога приглашают лицо с соответствующим высшим образованием, не заинтересованное в исходе дела;
- допрос детей до 7 лет нельзя проводить без перерыва больше получаса, в общей сложности допускается допрашивать не дольше часа в день;
- в возрасте от 7 до 14 лет допрос длится без перерыва не больше часа, а в общей сложности не дольше двух часов в день;
- допрос детей старше 14 лет проводят не дольше двух часов, в общей сложности не больше четырех часов в день;
- несовершеннолетних до 16 лет не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний, но разрешено указывать им на необходимость говорить правду.
Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей
Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать.
В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью).
Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или Потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.
В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.
Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.
Может ли участковый допрашивать несовершеннолетнего опекаемого в качестве свидетеля без опекуна
Статьей 191 УПК РФ предусмотрено, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, обязательно участие педагога или психолога.
При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.
Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Т.е участие законного представителя не обязательно, но при желании стоит и необходимо на этом настаивать и отказать Вам не имеют права. Кроме того, без письменного поручения следователя (ст. 38 УПК РФ), участковый не имеет право вообще никого допрашивать, только получить объяснение.
При получении объяснения, в соответствии со ст.
144 УПК РФ, лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. Соответственно, должны соблюдаться и требования, предусмотренные ст. 191 УПК РФ, т.е. присутствие педагога или психолога (как при допросе).
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
при администрации МР «Абыйский улус (район)»
Допрос несовершеннолетнего — на что обратить внимание?
Вызвать на допрос несовершеннолетнего до 16 лет можно через родителей или образовательное учреждение. Оповещение о допросе может поступить в виде повестки или по телефону. В повестке будет отображено два имени: ребенка и взрослого.
Если вы считаете, что вашему ребенку может что-то угрожать, обязательно отправьте с ним на допрос квалифицированного защитника — адвоката по делам несовершеннолетних.
- Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 76 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Как проходит допрос
Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке. Перед следователем встает ряд вопросов:
- Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
- Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.
- Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.
В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре.
Законом установлены ограничения по времени допроса. Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа.
Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.
Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе. По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки.
Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.
Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля
УПК РФ Статья 191 посвящена правилам, которые нужно соблюдать при допросе несовершеннолетнего. Требования закона:
- Присутствие педагога для несовершеннолетних до 14 лет, а с 14 лет — на усмотрение следователя.
- Присутствие родителей. Для детей до 14 лет это обязательное требование. При этом, если ребенок стал жертвой домашнего насилия, то присутствие родителей под запретом. Тогда вызывается другой родственник или представитель образовательного учреждения.
Пример. Мать-одиночка Галина Скворцова воспитывает свою девятилетнюю дочь Наталью. Учительница Нина Степановна часто замечала на теле девочки гематомы.
Нину Степановну настораживала замкнутость Натальи, постоянные круги под глазами, что говорило о недостатке сна. Мать девочки была замечена в употреблении алкоголя. Учительница обратилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних.
Наталью вызвали на допрос в качестве потерпевшей, повестку передали через учительницу, а не родителя, который подозревается в причинении побоев.
Подростки до 16 лет не несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Перед началом сессии несовершеннолетнему должны разъяснить его права и причину его визита.
Допрос ребенка в суде по уголовному делу
УПК РФ Статья 280 посвящена допросу несовершеннолетнего на этапе судебного следствия. Большую роль играет участие педагога, в статье разъяснена его роль в деле.
Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.
Если ребенок стал жертвой насилия, то педагога может заменить психолог, который должен быть того же пола, что и потерпевший.
Участие в процессе родителей допустимо. При допросе несовершеннолетнего родители с разрешения судьи также могут задавать вопросы. При этом недопустимо порицание и давление.
Допрос несовершеннолетнего в целях безопасности по постановлению судьи может проводится в отсутствие подсудимого. То есть Подсудимый будет временно удален из зала.
После подсудимого оповещают о показаниях свидетеля, дают возможность задать вопросы. После допроса ребенок и педагог могут уйти с заседания суда с разрешения судьи.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого
Если подросток подозревается в преступлении, то правила допроса регулирует УПК РФ, Статья 425. Несмотря на статус подростка в уголовном деле, работа должна проходить в мягкой форме. Допрос проводится в присутствии защиты — адвоката. Он имеет право задавать вопросы, вносить правки в протокол.
В работе с несовершеннолетними до 16 лет обязательно присутствие педагога или психолога. И после 16 лет при наличии психических заболеваний или задержки психического развития — тоже.
Кроме того, педагог может задавать вопросы. Особенно важно, если обвиняемый стесняется или не желает давать показания следователю.
Педагог, который знаком ребенку, может быстро наладить контакт и положительно повлиять на беседу. После он имеет право ознакомиться с протоколом, делать письменные замечания.
Есть ограничения и по времени. Максимальный лимит в день — 4 часа. При этом через два часа должна быть сделана пауза.
- Источники:
- Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля
- Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля
- Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого