Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку Госконтракт может быть заключен согласно установленным требованиям законодательства. Порядок, на основании которого происходит заключение госконтрактов обязательно носит соответствие 44 ФЗ и имеет ряд своих особенностей.
Основные этапы заключения госконтракта:
- На начальном этапе происходит выявление нужд государственного или муниципального заказчика по приобретению ТРУ, которые приобретаются согласно плану-закупок и плану-графику;
- Далее происходит публикация проведенной закупки с применением конкурентных способов выбора исполнителя. Для поставщиков, которые являются лидерами рынка определенных товаров, выступающих монополистами, происходит заключение муниципального контракта;
- В обязанности заказчика входит разработка и оформление проекта контракта
При процедуре на право заключения государственного контракта необходимо учесть ряд особенностей:
- Заказчиком являются госорганы, органы управления, органы местного самоуправления и другие бюджетные учреждения;
- Процедура поставки продукции происходит с помощью бюджетных средств и иных внебюджетных источников, осуществляющих финансирование;
- В обязанности заказчика входит формирование заказов, которые в последующем публикуются на сайте госзакупок;
- Победитель по результатам тендера или аукциона, в которых принимают участие физ, юр лица и ИП;
- Еще одной отличительной особенностью госконтракта является то, что он заключается на основании с заказом, который формируется согласно закону;
- Согласно проекту госконтракта заказчик может осуществлять контроль за порядком работ и за оказанием консультации, которая требуется для поставщика.
Согласно принятого решения Правительства России со стороны госзаказчика могут вноситься все требующиеся изменения в госконтракт или возможно прекращение его действия вовсе. Но при последнем варианте, необходимо будет возместить поставщику все убытки, которые он понес согласно 44 ФЗ. Участвуйте и побеждайте в госзакупках, мы оказываем комплексное сопровождение в участии!
У нас в штате работают только квалифицированные специалисты!
Отправить заявку Заказчик должен получить от поставщика уже подписанный госконтракт за 30 дней. При осуществлении конкурса, по результатам которого и заключается госконтракт, происходит его заключение в срок, он составляет 20 дней, отсчет начинается со дня когда был проведен конкурс.
Основным условием при подписании данного контракта является обеспечение банковской гарантии.
Если одна из сторон, между которыми происходит заключение контракта обнаружит наличие недочетов в госконтракте, то после этого необходимо оформить протокол разногласий и отправить его, прикрепив к нему контракт с подписью второй стороне.
Кроме этого необходимо поставить в известность вторую сторону об отказе в заключении госконтракта. Осуществляем анализ для субъектов СМП и анализируем шансы на победу в закупке и оцениваем уровень конкуренции, подробнее об этом смотрите по этой ссылке.
Когда одна из сторон получает протокол разногласий вместе с госконтрактом, тогда в течение 30 дней необходимо осуществить оценку разногласий и оповестить вторую сторону о том, что госконтракт принят или оповестить о том, что произошло отклонение протокола разногласий.
Если одна из сторон уклоняется от заключения и исполнения государственного контракта, то вторая сторон может обратиться в суд с требованием о принуждении для заключения данного госконтракта.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Публикации
Скачать файл
Файл добавлен | 20.07.2017 |
Презентация | .pdf (254 Кб) |
Требования к закупаемым товарам
В Обзоре разъясняется, какие требования допустимо устанавливать в отношении закупаемых товаров (далее по тексту под товаром понимаются совокупно товары, работы и Услуги, если из контекста не следует иное).
ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд.
Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В связи с этим при установлении требований к объекту закупки заказчик должен исходить из собственных потребностей и специфики использования закупаемого товара в рамках осуществляемого заказчиком вида деятельности. Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Закона № 44-ФЗ.
Например, было признано допустимым установление требования о поставке лекарственного препарата во флаконе или в ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия.
Такое требование было обусловлено тем, что иная упаковка лекарственного средства (ампула) не позволяет сохранить препарат в герметичном состоянии после вскрытия в течение необходимого времени, и он будет непригоден к использованию, что приведет к неоправданному расходу лекарственных средств.
В то же время установление требований к объекту закупки, которые никак не связаны с его эффективностью, спецификой назначения и применения, не обусловлены потребностями заказчика, но при этом влекут ограничение потенциального числа участников закупки, является нарушением Закона № 44-ФЗ.
Внесение изменений
В Обзоре подтверждается, что внесение изменений в государственный контракт возможно только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
При этом уточняется, что сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении закупки, направлено на обеспечение равенства участников закупок, создание условий для свободной конкуренции, с тем чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для ее победителя более выгодных условий исполнения контракта путем внесения в него изменений.
- В то же время ВС РФ приводит ряд примеров, когда фактическое изменение условий государственного контракта может быть признано допустимым судами:
- 1) изменение срока государственного контракта: в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;
- 2) увеличение цены государственного контракта более чем на 10%: оплата работ в объеме, увеличенном более чем на 10% от цены контракта, возможна в случае согласования заказчиком дополнительных строительных работ, если:
- – невыполнение таких работ грозит годности и прочности результата выполняемой работы; и
- – такие работы не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
- Стоит отметить, что указанные позиции прямо из Закона № 44-ФЗ не следуют, но демонстрируют стремление судов учесть специфику складывающихся между сторонами государственного контракта отношений и допустить их корректировку в той мере, в которой это не противоречит принципам Закона № 44-ФЗ.
- Односторонний отказ от исполнения
Обзор подтверждает сложившееся на практике толкование положений Закона № 44-ФЗ, касающихся одностороннего отказа от исполнения государственного контракта.
Отмечено, что в государственном контракте достаточно закрепить возможность его расторжения в одностороннем порядке без уточнения конкретных оснований для такого расторжения.
В этом случае подлежат применению основания для одностороннего отказа, установленные ГК РФ.
В государственном контракте возможно конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для одностороннего отказа (например, установить, что односторонний отказ от договора подряда возможен в случае просрочки подрядчиком выполнения работ более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусмотрено ГК РФ). Тогда односторонний отказ будет правомерен в случае наличия нарушения, отвечающего признакам, установленным в государственном контракте.
В Обзоре уточняется, что для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение информации об одностороннем отказе в единой информационной системе, как это предусмотрено ч. 12 ст.
95 Закона № 44-ФЗ, необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях. Оно не является необходимым условием для расторжения договора.
Если поставщик получил уведомление об одностороннем отказе, Договор будет считаться расторгнутым (по истечении 10 дней с момента уведомления) независимо от факта размещения/неразмещения информации об отказе в единой информационной системе.
С нарушением требований Закона № 44-ФЗ
В Обзоре выражена крайне важная позиция в отношении последствий заключения государственного контракта с нарушением требований Закона № 44-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения. Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их итогам договора. Таким образом, договоры, заключенные по итогам торгов, являются оспоримыми.
ВС РФ указал, что правило, содержащееся в п. 1 ст. 449 ГК РФ, является общим и не учитывает специфику отношений, складывающихся в рамках Закона № 44-ФЗ.
Указанным законом на его субъектов возлагается обязанность осуществлять закупки в соответствии с принципами открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, а также с соблюдением иных установленных в публичных интересах ограничений.
В связи с этим государственный контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, посягает на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц и, следовательно, является ничтожным.
Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Кроме того, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе. С учетом этого вероятность наступления негативных последствий для сторон государственного контракта, заключенного с нарушением Закона № 44-ФЗ, существенно возрастает.
- Если неисполнение отдельных процедурных требований Закона № 44-ФЗ не привело к нарушению принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, а также публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц, то соответствующий государственный контракт не может быть признан недействительным.
- Поставка товаров в отсутствие госконтракта
- В Обзоре подробно освещаются вопросы, связанные с возможностью оплаты товаров, поставленных в отсутствие государственного контракта.
ВС РФ подтвердил, что по общему правилу поставка товаров в отсутствие государственного контракта не порождает у поставщика права требовать оплаты соответствующего предоставления.
Поставляя товары государственному заказчику в отсутствие государственного контракта, заключение которого в соответствии с Законом № 44-ФЗ является обязательным, поставщик не мог не знать, что он действует в отсутствие обязательства.
В связи с этим возникшее на стороне заказчика неосновательное обогащение не подлежит возврату как предоставленное во исполнение несуществующего обязательства, об отсутствии которого знал поставщик (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы государственным заказчикам и их контрагентам обходить требования Закона № 44-ФЗ.
Однако из указанного общего правила существует ряд исключений. Так, не может быть отказано в оплате поставщику, действовавшему в отсутствие государственного контракта, если из закона следует, что поставка товаров являлась для него обязательной независимо от его волеизъявления.
В качестве примера в Обзоре приводится ситуация, когда медицинская организация (Исполнитель) продолжала оказывать услуги (гемодиализ) пациентам, направленным учреждением здравоохранения (заказчик), в период между истечением срока действия старого государственного контракта и заключением нового.
В соответствии с законодательством РФ исполнитель в данном случае был не вправе отказывать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Кроме того, несвоевременное проведение закупки заказчиком не могло служить основанием для прекращения или приостановления выполнения социально значимых функций.
Оплате также подлежат услуги, оказанные после истечения срока действия государственного контракта, если из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение. Примером может послужить оказание услуг по хранению, в случае если государственный заказчик не забрал свое имущество по истечении срока контракта.
Согласно п. 9 ч. 1 ст.
93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций, если применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
В то же время если в возникших обстоятельствах отсутствовала возможность проведения закупки у единственного поставщика, то последующий отказ поставщику в оплате в связи с отсутствием контракта будет неправомерен.
Так, в описанной в Обзоре ситуации зимой на теплотрассе произошла авария, повлекшая отключение теплоснабжения в 186 домах. Для устранения аварии муниципальное предприятие обратилось к обществу, с которым ранее был заключен договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии.
В последующем муниципальное предприятие отказалось оплатить работы, выполненные обществом, в связи с отсутствием контракта. Суды удовлетворили требование общества об оплате, указав, что работы выполнялись в условиях, при которых любое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения и устранение аварии не терпело отлагательства.
Кроме того, выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение аварии и ее последствий.
Таким образом, в Обзоре выражены важные правовые позиции по вопросам заключения, изменения и расторжения государственного контракта и последствий нарушения требований Закона № 44-ФЗ.
Они должны позволить заказчикам и поставщикам более четко определить пределы допустимых действий и оценить последствия превышения таких пределов, а также способствовать формированию единообразного подхода к разрешению споров, связанных с государственными закупками.
Даже исполненный госконтракт может быть признан недействительным
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г.
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) предусмотрена возможность обжалования действий заказчика или положений документов закупки либо путем подачи жалобы в установленный срок (ст. 105), либо в судебном порядке. Однако к последнему способу участники торгов прибегают редко.
Еще реже можно встретить судебные дела, связанные с оспариванием процедуры проведения торгов и признанием госконтракта, заключенного по их результатам, недействительным. В то же время данный способ может стать эффективной защитой прав сторон договоров, заключенных по результатам закупок.
Законодательство предусматривает признание торгов недействительными только в судебном порядке, не всегда конкретизируя возможные нарушения закона, при которых торги и заключенные по итогам их проведения контракты могут быть признаны недействительными, в связи с чем вопрос об основаниях признания торгов недействительными является актуальным и практически значимым.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное злоупотребление правом.
В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы или права либо охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если законом не предусмотрено, что такая сделка оспорима или должны применяться иные последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Впрочем, анализируя судебную практику, можно прийти к выводу о том, что суды в таких случаях часто прибегают к положениям ст. 449 ГК об оспоримости торгов.
25 ноября с.г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики № 3 (2020), в п. 32 которого четко указал, что, если в процессе исполнения контракта при проведении конкурса организация (общество) предоставит недостоверные документы с целью стать победителем торгов, госзаказчик вправе отказаться от исполнения ничтожного контракта и возврата авансовых средств.
Правовые позиции по экономическим спорам из Обзора практики ВС № 3 за 2020 г.Всего Экономколлегия представила разъяснения по 27 спорным вопросам из практики
Рассмотрим подробнее обстоятельства данного дела (Определение ВС от 17 июня 2020 г. № 310-ЭС19-26526).
Между обществом (далее – исполнитель) и госзаказчиком был заключен государственный контракт на выполнение проектно-изыскательных работ на основе открытого конкурса.
После перечисления победителю торгов денежных средств в качестве авансового платежа заказчику поступило представление прокуратуры, указывающее на необходимость принять меры по расторжению контракта и возврату выплаченного аванса, поскольку исполнитель представил для участия в конкурсе недостоверную информацию об опыте работы и о деловой репутации в сфере проектирования, а именно – договоры подряда и акты выполненных работ были составлены формально, не подтверждали наличие фактических подрядных правоотношений.
Госзаказчик обратился в арбитражный суд с иском к обществу о признании госконтракта ничтожным и о применении последствий его недействительности в виде взыскания с ответчика суммы аванса, однако первая и кассационная инстанции отказали в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС отменила постановление кассационной инстанции, указав, что, поскольку спорный контракт заключен с нарушением требований Закона о контрактной системе ввиду недобросовестного поведения одной из сторон (это выражалось в обходе обществом-исполнителем требований закона с противоправной целью и нарушении принципов контрактной системы, а также в посягательстве на публичные интересы), стоит признать его ничтожным.
ВС указал, что отказ нижестоящих судов в удовлетворении исковых требований при рассмотрении данного спора является необоснованным, поскольку исполнитель в данном случае получил имущественное удовлетворение благодаря его незаконному поведению.
Действия по уплате аванса были совершены до того момента, как госзаказчик узнал о нарушении правил проведения торгов. Следовательно, оплата аванса не может считаться подтверждением сделки, совершенной с таким нарушением.
Другой подход, как отмечалось ранее, позволял бы недобросовестному лицу извлекать прибыль при совершении противозаконных действий, нарушая тем самым общественный правопорядок.
В мотивировочной части определения содержится также вывод о ничтожности состоявшегося открытого конкурса.
ВС указал на неверно сформированную судебную повестку о том, что фактическое исполнение сделки участниками контракта нивелирует ее ничтожность и позволяет применить нормы об оспоримости сделки.
Таким образом, заключенный госконтракт по итогам открытого конкурса, проведенного с нарушениями принципов конкуренции (ч. 2 ст. 8 или гл. 3 Закона о контрактной системе), является ничтожным.
На практике нередко встречаются ситуации, когда в процессе рассмотрения дела в суде контракт уже исполнен и суд отказывает в признании торгов недействительными на основании невозможности восстановления права заявителя. В связи с этим стоит обратить внимание на Определение ВС от 28 января 2016 г.
по делу № 301-ЭС15-12618, в котором содержится однозначный вывод: признание торгов – и, как следствие, договоров, заключенных во время данных торгов с лицами, выигравшими открытый конкурс, – недействительными не должно зависеть от факта исполнения сделки.
Отказ в заявленном иске по мотиву исполнения сделок означал бы воспрепятствование заинтересованной стороне (участнику торгов) защитить ее нарушенное право способом, предусмотренным законом.
Аналогичный вывод приведен и в Определении ВС от 7 октября 2020 г. № 309-ЭС20-13965.
На момент рассмотрения спора срок действия контракта не истек, поэтому суды, оценивая вероятность применения последствий недействительности госконтракта, учли, что разработанная система оплаты в общественном транспорте окончательно заказчиком принята не была и не введена полноценно в постоянную и бесперебойную эксплуатацию; последующие этапы работ заказчиком не были оплачены, отсутствуют какие-либо последствия причинения вреда интересам потребителя услуг, участники судебного разбирательства не лишены права на возмещение убытков и имущественных потерь в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Таким образом, суды пришли к выводу, что приведение сторон контракта в первоначальное положение возможно.
В заключение отмечу, что введение определения от 17 июня в Обзор № 3 за 2020 г. является, скорее всего, своего рода напоминанием судьям о необходимости признания госконтракта недействительным в случае существенных нарушений Закона о контрактной системе в процессе определения победителя торгов, даже если условия договора полностью исполнены.
Государственный (муниципальный) контракт: как заключить
В статье расскажем об обязательных условиях контракта, об условиях на усмотрение заказчика, о неотъемлемых частях контракта. Также поговорим о заключении контракта при различных способах закупки.
Государственные (муниципальные) контракты имеют особенность в виде двойного регулирования. С одной стороны, необходимо опираться на специальные нормы законодательства о контрактной системе, с другой стороны, регулирование контрактов осуществляется положениями гражданского законодательства.
В контракты, заключаемые в целях государственных (муниципальных) закупок товаров, работ, услуг, в силу закона включаются обязательные условия, а в интересах сторон прорабатываются иные существенные и дополнительные положения для каждого конкретного случая.
Обязательные условия контракта:
- Условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 № 44-ФЗ). Исключение — ориентировочное значение цены или формула цены применяются для случаев:
- Услуги обязательного страхования,
- Агентские услуги,
- Услуги по оценке недвижимого имущества.
Перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19
- Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 № 44-ФЗ)
- Условие о порядке и сроках оплаты ТРУ (ч. 13 ст. 34 № 44-ФЗ) – форма оплаты, аванс, срок и порядок оплаты
- Условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34)
- Условие о форме необходимого подтверждающего документа и дополнительных документах
- Условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96) и о его возврате
- Условие об одностороннем расторжении, если заказчик предусматривает такую возможность (ч.9 ст.95)
Обязательное условие — ответственность сторон
Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту формируется исходя из норм Закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.
Ответственность устанавливается в виде:
Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения различных контрактных обязательств.
Ответственность в виде штрафов устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками (ст.34 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063).
- Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде пени в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе?
- Ответ: Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со следующего дня после истечения срока исполнения и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы
- Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде штрафа?
- Ответ: За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:
- 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
- 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Обратите внимание! Пеня за неисполнение обязательств по контракту со стороны поставщика начисляется в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически исполненных поставщиком обязательств и с учетом коэффициента.
Задача заказчика — сформировать условия о штрафах и пенях точно!
Обязательное условие — положение об оплате обязательств
В контракт обязательно включается условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги:
- предварительная оплата (ст. ст. 487, 711, 781, 783 ГК РФ),
- частичная предварительная оплата (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
- оплата по частям: по завершении отдельных этапов выполнения работ, оказания услуг, при поставке отдельных партий товара (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
- единовременная оплата после исполнения поставщиком обязанностей по договору (ст. 328 ГК РФ);
- срок оплаты;
- порядок оплаты;
- момент исполнения заказчиком обязанности по оплате.
Заказчик не вправе привязать срок оплаты контрактных обязательств к получению финансирования, так как в подобном случае срок оплаты не будет согласован.
Обязательное условие — положение о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту
Условие о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту формируется исходя из норм ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.
Обязательное условие — порядок и сроки приемки товара, работы или услуги
Условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги формируется, исходя из норм ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Вопрос: Как правильно сформировать в контракте условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги?
Ответ: Необходимо указать в контракте форму необходимого подтверждающего документа и дополнительных документов, сроки их подготовки и подписания, включить критерии для установления соответствия количества, объема, качества, целевого назначения поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги требованиям, установленным законом и контрактом.
Условие о порядке приемки товара представляет собой сложный комплекс прав и обязанностей сторон, связанных с принятием, осмотром, проверкой, тестированием и т.д.
В помощь — Стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТы, Инструкции, Правила, СНиП и другая нормативная документация.
Обязательное условие — сроки исполнения обязательств
Сроки исполнения обязательств должны быть установлены в соответствии с положениями гражданского законодательства (ст.190-194 ГК РФ):
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
- фиксированная дата — 1 июля 2017 г.;
- период времени — в течение года с даты заключения контракта;
- срок от действия — в течение 10 календарных дней с момента зачисления оплаты на расчетный счет;
- интервалы — в срок с 01 по 10 число каждого месяца.
Условие на усмотрение заказчика — условие об одностороннем отказе от исполнения контракта
Одностороннее расторжение контракта можно реализовать только в том случае, если заказчик установит его в проекте контракта и в тендерной документации, в противном случае заказчик исключает такую возможность как для себя, так и для поставщика (ч. 13, 14 ст. 34, ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ). Основания: любые, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Подробнее об одностороннем расторжении контракта читайте в статье «Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ и ГК РФ»
Порядок оформления одностороннего отказа от исполнения контракта:
Действия заказчика:
- принятие решения об одностороннем отказе;
- размещение решения в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой его принятия;
- направление поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.
Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для отказа. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения!
Иные условия контракта:
- предмет контракта — функциональные и технические характеристики, параметры, потребительские свойства, требования к качеству, к безопасности товара, результата работ, оказания услуг — существенное условие;
- показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, результата работ, услуг потребностям заказчика;
- требования о предоставлении гарантий, их сроках и объемах;
- требования об условиях эксплуатации и расходах на эксплуатацию;
- требование об обязательном монтаже и наладке;
- требование об обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание объекта закупки;
- место, условия, сроки (периоды) и этапы поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- иные дополнительные условия.
Неотъемлемые части контракта
Если есть необходимость приобщить к контракту дополнительные документы, от содержания которых зависят возможности и условия исполнения обязательств, то такие документы являются неотъемлемыми частями контракта:
- Акты
- Спецификации
- Сопроводительная документация, инструкции, технические задания, проекты, описания результатов работ и услуг
- Документы, подтверждающие характеристики объектов и права на них
- Списки и перечни
- Лицензии и т.д.
В случае необходимости приложения к контракту дополнительных документов нужно упоминать о них в тексте контракта.
Заключение контракта
До момента подписания контракт проходит два этапа формирования:
- Заказчик составляет проект контракта:
- В проект включаются все условия, известные до проведения процедуры определения поставщика: обязательные условия об ответственности сторон, порядке и сроках оплаты, порядке приемки, обеспечении и иные условия;
- Заказчик не может включать в проект контракта условия, которые становятся известны только по результатам процедуры определения поставщика;
- Проект контракта всегда включается в тендерную документацию.
- По итогам процедуры заказчик включает в проект контракта условия, предложенные в заявке победителя:
- предмет контракта, цена, реквизиты поставщика.
Далее контракт направляется конкретному поставщику для подписания и представления обеспечения. Заказчик подписывает контракт после выполнения поставщиком необходимых условий — предоставления обеспечения и подписания в установленный срок.
Особенности заключения контракта при различных способах закупки:
Способы закупки | Заключение контракта | Преимущества для заказчика |
Конкурс | По результатам конкурса контракт заключается на условиях конкурсной документации и заявки, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт. Сроки: Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок. Обоснование: Ст. 54 Закона № 44-ФЗ. |
|
Электронный аукцион Обратите внимание: электронный аукцион используется заказчиками в случаях, прямо установленных Распоряжением Правительства РФ № 471-р |
Обоснование: Ст. 70 Закона № 44-ФЗ. |
|
Запрос котировок |
|
|
Победитель торгов обязан заключить контракт. Если победитель уклонился от заключения контракта, то заключить контракт следует с участником, чья заявка следовала по рейтингу за заявкой победителя.
Для этого проект контракта нужно направить участнику № 2 в срок, не превышающий срок направления контракта победителю в соответствии с требованиями законодательства.
Участник № 2 вправе подписать контракт и передать его заказчику вместе с обеспечением или отказаться от заключения контракта.
Непредставление участником № 2 заказчику в срок подписанных экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта и грозит ему негативными последствиями.
Вопрос: Каковы действия заказчика в том случае, если победитель торгов уклоняется от заключения контракта?
Ответ: Заказчик при уклонении победителя торгов от заключения контракта (непредставление обеспечения и подписанного в срок проекта контракта):
- получает обеспечение заявки;
- передает информацию в РНП;
- предлагает участнику с заявкой №2 заключить контракт;
- имеет возможность обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта.
Обоснование: ч. 14 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.
- Вопрос: Как оформляется уклонение участника от заключения контракта?
- Ответ:
- Ответ:Составляется протокол вне зависимости от оснований, по которым участник признается уклонившимся от заключения контракта.
- Обязательно указывается:
Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание
- информация о закупке;
- сведения об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта;
- основания признания участника уклонившимся от заключения контракта (со ссылкой на норму Закона № 44-ФЗ).
Необходимо разместить этот протокол в ЕИС не позднее одного рабочего дня со дня подписания.