Стимулирующие выплаты: как формируется сумма стимулирующих выплат? я работаю водителем смп

Заработная плата работника, помимо вознаграждения непосредственно за труд (оплата труда) и компенсационных выплат (в частности, за работу во вредных или опасных условиях, в особых климатических зонах и т. п.), дополнительно может включать в себя доплаты и надбавки стимулирующего характера.

Частные работодатели, чтобы повысить трудовую мотивацию работников и улучшить качественные и количественные показатели труда, вправе по своей инициативе устанавливать работникам любые стимулирующие выплаты.

Весьма распространенными, например, являются надбавки за сложность и напряженность работы, за интенсивность труда, за высокие показатели в работе, за напряженный характер работы и т. п.

  • Разумеется, работодатели не обязаны устанавливать работникам подобные надбавки — это их право, поэтому наименование, размер и основания для их выплаты определяются на усмотрение работодателя.
  • Стимулирующие выплаты: как формируется сумма стимулирующих выплат? Я работаю водителем смп
  • Каким документом ввести в организации надбавку

Стимулирующие (мотивирующие) надбавки работодатель устанавливает (ч. 2 ст. 135 ТК РФ):

  • в коллективном договоре (при наличии) (приложение 1 на с. ??) либо
  • локальном нормативном акте (например, Положение об оплате труда работников, Положение о мотивации персонала и т. п.; далее — ЛНА).

В документе, регулирующем порядок и условия выплаты мотивирующей надбавки, определяются:

  • условия, при которых работникам устанавливается надбавка;
  • размер надбавки и порядок ее расчета;
  • момент начисления и выплаты.

Работников необходимо ознакомить с ЛНА или коллективным договором под роспись на самом документе, в листе или журнале ознакомления (абзац 10 ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

  1. Примеры формулировок об установлении стимулирующих надбавок в Положении об оплате труда работников (фрагменты):
  2. Стимулирующие выплаты: как формируется сумма стимулирующих выплат? Я работаю водителем смп
  3. Стимулирующие выплаты: как формируется сумма стимулирующих выплат? Я работаю водителем смп
  4. Одно из обязательных условий трудового договора — это условие оплаты труда.
  5. Извлечение из Трудового кодекса РФ
  6. Статья 57. Содержание трудового договора[1]
  7. […]
  8. Обязательными для включения в трудовой Договор являются следующие условия:
  9. […]
  10. условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  11. […]

Очевидно, что слово «размер» относится только к словам «тарифной ставки или оклада (должностного оклада)», но не к поставленным в именительном падеже словам «доплаты, надбавки и поощрительные выплаты».

Следовательно, ввиду отсутствия прямого требования в трудовом договоре можно не указывать наименование и размер надбавки — вполне достаточно сделать отсылку к соответствующему ЛНА или коллективному договору, которые предусматривают основания и условия таких выплат.

Роструд разъяснил[2]: «что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, полагающихся работнику, то они могут быть прямо указаны в трудовом договоре либо в нем может быть сделана отсылка[3]к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия их выплаты».Стимулирующие выплаты: как формируется сумма стимулирующих выплат? Я работаю водителем смп

Примеры формулировок об установлении стимулирующих надбавок в трудовом договоре (фрагменты):

Стимулирующие выплаты: как формируется сумма стимулирующих выплат? Я работаю водителем смп

[1] Абзац 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности является весьма значимым документом, определяющим возможность повышения уровня заработной платы работников. Рассмотрим, что представляет собой этот документ.

Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.

Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:

  • из собственно зарплаты (оклада или ставки), определяемой квалификацией сотрудника и характеристиками выполняемой им работы;
  • компенсационных доплат за особые условия труда;
  • стимулирующих доплат, направленных на поощрение работника к более эффективному труду;
  • социальных выплат, в определенных ситуациях компенсирующих потерю дохода.

Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:

  • доплаты;
  • надбавки;
  • премии;
  • иные выплаты.

Они делятся на установленные:

  • законодательно – за звание, степень, категорию;
  • самостоятельно – годовая премия, доплаты за стаж, качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст.255 НК РФ».

Стимулирующие выплаты: как формируется сумма стимулирующих выплат? Я работаю водителем смп

В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.

Как составить и утвердить положение об оплате труда и премировании в организации? Ответ на этот вопрос разъяснил гос. инспектор одела труда Нижегородской области В.И. Неклюдов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и следуйте рекомендациям чиновника.

Принципы создания положения о стимулировании

При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:

  • мнение трудового коллектива;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в коллективный договор (или иной внутренний Нормативный акт) в сравнении с нормами трудового законодательства;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в трудовой договор с работником, в сравнении с нормами трудового законодательства и условиями коллективного договора (или иного внутреннего нормативного акта).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах.

При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд.

Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.

Содержание положения о стимулировании

Текст положения о стимулировании, как правило, содержит:

  • ссылки на документы, обосновывающие его создание;
  • цели и задачи, ставящиеся перед коллективом в целом;
  • принципы организации оценки вклада каждого работника в общее дело;
  • методологию документального оформления процесса оценки;
  • определение отчетных периодов и сроков формирования данных;
  • пределы количества баллов для каждой должности;
  • перечень критериев оценки с указанием пределов их числовых значений и алгоритмов учета в оплате труда;
  • порядок, в котором работник может оспорить результаты оценки.

Набор критериев может различаться в зависимости от особенностей деятельности работодателя. Но при этом для всех их должна присутствовать возможность перевода в цифровую оценку (баллы).

Результаты оценки работы каждого рядового сотрудника должны быть сформированы с учетом мнения его самого, профсоюзного органа, руководителей и работодателя. Отражаются они в оценочном листе, оформляемом за определенный период по каждому работнику.

Пример оформления положения о стимулируюих выплатах в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите к образцу. Это бесплатно.

Особенности создания положения в ГУП и МУП

Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).

В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда.

Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного).

На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.

Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.

Стимулирующие выплаты по ТК РФ: в 2022 году для внебюджетных и бюджетных сотрудников

Последние изменения: Январь 2022

Одна привычный порядок расчетов зарплаты недостаточен, организация вправе предпринять действия по увеличению трудового дохода сотрудников.

Многие работодатели пользуются поощрительными выплатами, и их часть в заработке может быть значительной.

Этот факт заставляет подробнее изучить порядок расчетов и назначения стимулирующих надбавок к заработной плате бюджетникам. Стимулирующие выплаты для них часто составляют значительную часть дохода.

Читайте также:  Материнский капитал: обязательно ли выделять доли всем детям при покупке жилья на материнский капитал

Разновидности выплат: стимулирующие или компенсационные

Стимулирующие выплаты: как формируется сумма стимулирующих выплат? Я работаю водителем смп

Разъяснения, что относится к стимулирующим выплатам, содержатся в следующих положениях трудового кодекса:

  1. Ст. 57 описывает основные принципы составления контрактов с наемными работниками, включая требование указания в документе условий оплаты, включая стимулирующие выплаты.
  2. Ст. 129 содержит описания о том, что входит в заработок сотрудника.
  3. Ст. 135 устанавливает обязанность фиксирования условий начисления заработка и стимулирующих выплат в документах локального уровня (внутренних положениях, распоряжениях, коллективном договоре).
  4. Ст. 191 определяет правила оформления трудовых поощрений от работодателя работникам.

Стимулирующие выплаты — это поощрение, повышающее ценность текущего работодателя в глазах работников. Трудовое законодательство описывает общие нормы расчета дохода наемных лиц, однако все случаи предусмотреть в рамках ТК невозможно – и это решается за счет издания специальных актов и положений, например, стимулирование работников бюджетной сферы через разнообразные надбавки.

Стоит научиться отличать компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы и других работникам, включая коммерческие структуры.

Стимулирующие надбавки ориентированы на поощрение добросовестных работников за эффективный труд, поэтому относятся к разновидности поощрений.

Компенсационные перечисления предназначены для отдельных категорий работников, выплачиваемых в любом случае, независимо от результатов работы и отношения к ней.

В то же время, подобные выплаты не могут быть причислены к премиям и вознаграждениям, не связанным с результатами работы. Многие предприятия практикуют отчисление 13-й зарплаты, при этом неважны итоги и достижения сотрудников.

Согласно российским законам, руководство не вправе штрафовать работников или уменьшать величину оклада, тарифную сетки, даже если работник допустил оплошности или халатно относился к делу. Дисциплинарные нарушения не являются поводом для штрафования граждан со стороны предприятия.

Варианты оформления стимулирующих выплат

 Если потребовалось законным образом оформить доплаты к основной части заработка, предстоит разобраться в формах стимулирующих выплат и их правильном назначении.

  1. Доплата. Они связаны с непосредственным выполнением обязанностей по должностной инструкции и дополнительным обязательствам.

    Доплатой не считают сверхурочные, графики с ночными сменами и другие варианты трудовой деятельности, требующие повышения оплаты труда.

  2. Надбавки. С целью стимулирования иногда руководство дополнительно к окладу или ставке по тарифу добавляет свою систему оплаты, при которой сотрудники вправе рассчитывать на увеличение трудового дохода.

    Характер действия надбавок, период их применения определяется предприятием самостоятельно, согласно принятому нормативному акту

  3. Премии. К премированию прибегают чаще всего. Руководство, намеренное поощрить отличившихся сотрудников, чаще прибегает к системе премирования, самостоятельно определяя параметры заслуг, по которым можно назначить премии.

    К схожим вариантам относится премирование в натуральной форме, однако по закону сумма таких премий не должна быть выше пятой части от зарплаты.

На разных предприятиях своя специфика деятельности, и администрация вправе разрабатывать собственные механизмы поощрений работников, стимулируя персонал к продолжению труда и достижению высоких результатов, поскольку прямого запрета на разработку индивидуальных систем премирования со стороны закона нет.

Как назначается стимулирующая выплата

Назначение стимулирующих выплат регламентировано законом (ТК РФ). Несмотря на наличие множества отклонений и потребности в индивидуальном регулировании, есть общие принципы назначения стимулирующих, согласно законодательству.

Последовательность оформления выплаты стимулирующего характера представлена несколькими шагами:

  • Работодатель фиксирует порядок предоставления стимулирующих выплат в документации – контракте и внутренних нормативах. Только предприниматели, отнесенные к микроорганизациям, не вправе принимать подобные распоряжения, отражая условия выплаты стимулирующего характера в договоре.
  • Принимаемый работник должен быть ознакомлен с положениями акта, устанавливающего порядок назначения стимулирующей выплаты.
  • Если работник выполняет условия для проведения дополнительной оплаты, руководитель распоряжается вознаградить человека через составление отдельного приказа индивидуально или на весь персонал сразу.
  • На основании изданного приказа бухгалтер рассчитывает и организует выдачу средств всем упомянутым в списке.

Когда приказ исполнен, его передают в архив для хранения на срок до 75 лет.

Для бюджетников

Если в пределах коммерческих организаций вопрос решается быстро — путем принятия внутреннего регулирующего документа, то в бюджетной сфере руководство не наделено правом распоряжаться средствами и доходом организации, а значит и формирование условий для расчета заработной платы лежит вне компетенций администрации.

Тем не менее, стимулирующие платежи остаются доступными и для бюджетников. Просто они руководствуются иными нормативами, установленными на федеральном уровне. За основу берут положения Приказа Министерства здравоохранения и соцразвития № 818, изданного в 2007 году.

В нем содержатся нормы применения стимулирующих доплат и их разновидности:

  1. По выслуге лет, непрерывному стажу.
  2. За качественный результат трудовой деятельности.
  3. За итоги и интенсивный труд.
  4. По результатам завершенного объема работы.

Иные локальные нормативы не применимы в отношении бюджетников, и при назначении стимулирующих необходимо руководствоваться общими положениями.

Руководитель должен понимать, что при оформлении распоряжения о выплате подобного рода на предприятии может быть организована проверка о надлежащем расходовании средств из бюджета.

Образовательная сфера

Большая доля применения стимулирующих выплат  — учителям и лицам, работающим в сфере образования. В отношении персонала образовательных учреждений применяется система расчетов баллов, по которым определяется доплата. Вес 1 балла в денежном эквиваленте устанавливается с учетом располагаемого фонда оплаты труда.

На каждого сотрудника заводится отдельный лист оценки, где отражаются результаты работы и рассчитывается размер полагающейся доплаты. После определения общего количества баллов, заработанных всеми сотрудниками организации, вычисляют стоимость 1 балла. Далее количество начисленных на конкретного человека баллов умножается на вычисленную стоимость.

  • Помимо показателей работы на уроках особую ценность имеет ведение внеурочной деятельности, участие в экскурсиях, организация мероприятий, походов.
  • Учитывают и работу по изучению успеваемости учеников, работу с родителями, активность обучающихся на олимпиадах различного уровня, работа с семьями, относимыми к категории неблагополучных.
  • Чем выше активность учителя, тем больше баллов и, соответственно, больше заработная плата и доплата в качестве стимулирования работника.
  • Ценность при установлении суммы выплаты в дошкольном учреждении определяется достигнутым успехом при работе с кружками, дополнительными воспитательными программами и факультативами.
  • У руководящего состава уровень доплаты определяется по-иному. Директор образовательного учреждения и заведующий дошкольного заведения рассчитывают на увеличение дохода за счет:

При определении стимулирующих выплат по дошкольным учреждениям исходят из разделения персонала на воспитателей и педагогов. На них выделяется 60% всего объема зарплатного фонда. Однако мимо них в штат организации входят представители иных профессий: сторож, повар, уборщица и т.д.

  • Активной работы с родителями;
  • Отсутствие жалоб;
  • Ведение профильного обучения;
  • Вовлечение в преподавательскую сферу молодых;
  • Достигнутый уровень результатов ЕГЭ.
  • Развитие талантов, раскрытие одаренных школьников.

В каждой образовательной организации устанавливают собственные Положения, с обязательным учетом требований закона и утверждением Положений, которые принимаются после предварительного согласования с коллективом.

Медработники

  1. На медицинских работников распространяются единые правила, зафиксированные в специальной программе после старта запущенной в 2011 году модернизации этой сферы.
  2. Благодаря последним изменениям в отношении зарплат сотрудников медучреждений, на стимулирующие теперь вправе рассчитывать и специалисты, и медсестры (средний и младший уровень).

  3. Ответственность за принятие любых решений, касающихся доплат медработникам, возлагают на представителей региональных структур области здравоохранения, а сумму доплаты устанавливают в рамках медучреждения.

  4. Параметры, которые влияют на стимулирующие:
  • численность населения;
  • плотность проживания;
  • преимущественный возраст;
  • особенности и предрасположенности к заболеваниям;
  • смертность.
  • Помимо этих характеристик на стимулирующие доплаты влияет спектр оказываемых медуслуг, местность, специфика и уровень учреждения.
  • В отдельных случаях стимулирующая выплата не применима:
  • в отношении руководителей учреждения, если они не входят в категорию практикующих специалистов;
  • к врачам, у которых уже установлена выплата участника национального проекта Здоровья;
  • для лиц, работающих на высокотехнологичной технике, и получающих доплаты за это.
  1. Для сотрудников сферы культурного развития действуют свои разновидности выплат – с регулярным или однократным применением.
  2. Среди регулярных платежей, закрепленным на федеральном уровне, действуют доплаты за профмастерство, причисление к «народному» или «заслуженному» званию, стаж, присвоенную степень, иные важные показатели.

Руководство организации оставляет за собой право отказать в доплате, если есть нарекания к качеству и объему исполняемой работы.

Схема проведения

Собираясь устроиться на работу, где действуют дополнительные системы начисления трудовых доходов, необходимо понимать, что стимулирующие выплаты назначают не всем, а в индивидуальном порядке.

Этапы согласования надбавок и доплат представлены несколькими шагами:

  1. Включение пункта о получении стимулирующих выплат в контракт с работодателем, с описанием условий или ссылкой на нормативный акт, регулирующий расчеты.
  2. Если выполнены условия начисления доплаты, факт подтверждается подписанием Протокола заседания комиссии и последующим изданием внутреннего приказа.
  3. Сотрудника уведомляют о наличии права на доплату и выдают сумму согласно информации из Приказа и расчетов бухгалтера.

Как правило, стимулирующая выплата не считается отдельным отчислением, что заставляет работодателя отдельно оформлять документацию на нее, с отсрочкой платы на следующей зарплатной даты.

© 2022 zakon-dostupno.ru

О стимулирующих выплатах работникам

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара«Оплата труда: право, учет, налоги» (лектор – Е.В.Воробьева),который был проведен издательством «Главная книга».

В Древнем Риме стимулом называлась палка, которой погоняли скот, а иногда били рабов, заставляя их трудиться. В наши дни работников уже никто не бьет, а применяют «метод пряника», исходя из того, что человек будет работать больше и лучше, если установить для него стимулирующие выплаты.

Какие бывают стимулирующие выплаты? Их огромное множество. Например, можно установить доплату работнику за руководство бригадой или за работу со сведениями, составляющими коммерческую тайну.

Этим работодатель как бы говорит работнику: «Я понимаю, что на тебя ложится более высокая ответственность и работа усложняется, поэтому и платить тебе я буду больше».

Хотя, конечно, самые известные и широко практикуемые стимулирующие выплаты — это премии.

К сожалению, некоторые работодатели и бухгалтеры до сих пор полагают, что стимулирующими можно считать какие угодно премии, лишь бы они были закреплены в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Бывают премии ко дню рождения, ко Дню города, к юбилею организации. Встречаются премии за активную общественную работу и за добросовестный труд.

И работодатель искренне считает, что все эти премии работником заработаны и их можно и даже нужно включать в налоговые расходы.

Ведь он прочитал в НК РФ, что в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам, предусмотренные законодательством, трудовыми и коллективными договорами.

А на самом деле он упускает из виду, что к расходам на оплату труда можно отнести не любые выплаты, указанные в трудовом договоре, а выплаты именно и только за работу, выполняемую в рамках трудового договора.

Ведь система оплаты труда — это выплаты именно за труд.

Поэтому я всегда говорю своим слушателям: читая нормы законодательства, нельзя пропускать слова, даже если они показались вам непринципиальными. Иначе можно совершить ошибку. Итак, премии делятся на стимулирующие и поощрительные.

В чем между ними различие? До внесения в Трудовой Кодекс поправок, вступивших в силу с 6 октября 2006 года, ответить на этот вопрос было проще. Потому что согласно статье 129 ТК РФ к заработной плате относились выплаты только стимулирующего характера.

А поощрительные премии упоминались лишь в 191-й статье Трудового кодекса, в главе 30 ТК РФ «Дисциплина труда».

И тогда было понятно, что такими премиями работодатель поощряет самых дисциплинированных работников за соблюдение требований внутреннего трудового распорядка. То есть такими премиями непосредственно труд работника не оплачивался.

После внесения поправок эта грань стала размытой, потому что в ныне действующей редакции статьи 129 ТК РФ к стимулирующим отнесены, в числе прочих, и иные поощрительные выплаты. Давайте попробуем разобраться, в каких случаях премии будут стимулирующими, а в каких — поощрительными.

Заработная плата — это вознаграждение за труд. Значит, любая выплата, представляющая собой часть заработной платы, в свою очередь, тоже должна быть вознаграждением за труд. Уже само слово «вознаграждение» (кстати, однокоренное со словом «награда») предполагает, что для его получения должен быть совершен некий поступок. Нельзя наградить того, кто ничего не сделал.

Поэтому стимулирующая премия обязательно должна назначаться за какой-то трудовой показатель. А конкретные виды трудовых показателей, за которые награждаются работники, каждый работодатель выбирает в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности.

Например, шахтера можно премировать за превышение норм добычи угля, продавца можно наградить за качество обслуживания покупателей и увеличение продаж.

Значит, чтобы признать стимулирующую выплату в расходах для целей налогообложения прибыли, надо, чтобы она: — была указана в трудовом договоре с работником;

— производилась за труд.

А как же тогда выплачиваемые во многих организациях премии к 8 Марта, профессиональному празднику или по случаю дня рождения работника? Эти премии работнику выплачивают к праздничной дате независимо от качества его работы, то есть это премии не за трудовые свершения. Значит, такие премии не могут быть стимулирующими. Это выплаты социального характера, которые не признаются налоговыми расходами. И об этом неоднократно писали и Минфин, и налоговики.

Однако есть еще и такая проблема — как квалифицировать премии за выполнение срочной или особо важной работы вне должностных обязанностей работника? В одном очень интересном, на мой взгляд, Письме Федеральной службы по труду и занятости сказано, что такие премии не входят в систему оплаты труда. Многих бухгалтеров это ставит в тупик. Ведь выплаты за работу уж точно должны быть заработной платой. А в Письме сказано, что эти премии производятся вне системы оплаты труда. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к определению трудового договора в ТК РФ. Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником. К числу обязательных условий трудового договора относятся, в частности: — трудовая функция работника, то есть перечень тех обязанностей, которые он должен выполнять;

— размер платы за выполнение этих обязанностей.

Если предположить, что срочная работа выполнена в рамках обязанностей работника, установленных трудовым договором, то оснований для выплаты ему премии просто не будет — работник выполнил обычную работу (пусть даже быстрее, чем мог бы), за которую ему будет начислена обычная заработная плата.

Таким образом, единственным основанием для дополнительной премиальной выплаты будет являться то, что работник выполнил дополнительную, сверх производимой обычно, работу.

Но если срочная работа была выполнена вне должностных обязанностей, значит, она не была предусмотрена в трудовом договоре. Поэтому она и вне системы оплаты труда. И в налоговых расходах учитываться не может.

Ведь любые вознаграждения работнику, помимо указанных в трудовом договоре, не признаются в расходах.

Например, бухгалтера просят оформить регистрацию прав на Недвижимость. Согласитесь, в обязанности бухгалтера это не входит.

Кстати, Трудовой кодекс запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме оговоренных в законодательстве случаев. Таких, например, как ситуации, которые связаны с обеспечением обороноспособности страны, ликвидацией аварий, стихийных бедствий, катастроф и тому подобным.

Так что привлечение работника к такой дополнительной срочной работе — это еще и нарушение трудового законодательства. Выход только один.

Если работодатель хочет поручить работнику какую-нибудь срочную или особо важную работу, не входящую в его трудовые функции, то необходимо заключить отдельное соглашение к трудовому договору.

В нем надо указать, что должен сделать работник сверх своих обычных обязанностей и что он за это получит помимо своей обычной заработной платы. Тогда это будет уже выплата, входящая в систему оплаты труда и уменьшающая базу по налогу на прибыль.

Очевидно, что в дополнительном соглашении к трудовому договору можно установить не только вид поручаемой работнику работы и порядок вознаграждения за ее выполнение, но и срок действия этого соглашения и любые другие условия.

Кстати, обратите внимание, до 2010 года существовала такая зависимость — выплаты, не признаваемые расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, не облагались ЕСН.

Поэтому многие работодатели специально старались сформулировать основание для выплаты премии таким образом, чтобы премия воспринималась как выплата, носящая непроизводственный характер.

Тем самым они уходили от обложения этой выплаты ЕСН.

С 2010 года ситуация поменялась «с точностью до наоборот». Законодатель предусмотрел в Законе N 212-ФЗ, что под обложение взносами теперь подпадает любая премия, в том числе и не связанная с производством, например к 8 Марта. Ведь нормы, аналогичной пункту 3 статьи 236 НК РФ, в Законе N 212-ФЗ нет.

А признавать расходами в налоговом учете по-прежнему можно только премии, входящие в систему оплаты труда. То есть выплаты за труд, непосредственно связанные с выполнением конкретного объема работ. Кстати, типичная ошибка при назначении премий — указывая в приказе причину для выплаты премии, пишут два взаимоисключающих основания.

Например, премия «по случаю 50-летия за многолетний добросовестный труд». И сразу возникают вопросы.

Если бы у работника не было дня рождения, то работодатель не стал бы выплачивать ему премию за труд? А если бы премию за многолетний добросовестный труд ему выплатили бы в любом случае, зачем писать в приказе, что у него день рождения?

Это же совсем разные основания для выплаты премии.

Поэтому, решив выплатить премию за производственные показатели, нужно указать такое основание для премирования, чтобы премия однозначно трактовалась как выплата за труд.

Иначе могут возникнуть проблемы с признанием этой выплаты в расходах. Ведь указав, что премия выплачивается ко дню рождения, работодатель сам позволяет налоговикам исключить выплату из налоговых расходов.

Вопрос. В нашем положении о премировании предусмотрено, что работнику, отработавшему в организации 5 лет, выдается подарочный сертификат на 3000 рублей. Это будет стимулирующая премия или поощрение в виде подарка?

Опять же все зависит от формулировок, использованных в положении о премировании. Думаю, что вполне возможно рассматривать такой подарочный сертификат как стимулирующую выплату в натуральной форме. Работодатель как бы заранее говорит работнику: «Будешь работать у меня без перерыва 5 лет — получишь премию за стаж работы».

Но для этого в положении о премировании должно быть прописано, что это стимулирующая выплата, цель которой — заинтересовать работника проработать как можно дольше в вашей организации. И указать, что работодатель вправе выдать эту премию как в денежной, так и в иной, в том числе в натуральной, форме.

Напомню, что при этом должны быть соблюдены требования статьи 131 ТК РФ.

В таком случае подарочный сертификат можно признать в налоговом учете в составе расходов на оплату труда как стимулирующую премию. А если условие о выдаче сертификата не прописывать в положении о премировании, а просто сделать подарок работнику, отработавшему в вашей организации 5 лет, тогда это уже будет социальная выплата. И такая выплата не уменьшает базу по налогу на прибыль.

Поэтому работодателю важно заранее решить, к какому виду выплат будет относиться премия.

И при составлении локального нормативного акта и приказов о премировании использовать формулировки, позволяющие однозначно квалифицировать премиальные выплаты.

Рассматривая премии, хотелось бы затронуть еще один спорный вопрос — обязательно ли оформлять приказ о премировании по форме N Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника»?

Я считаю, что не надо, поскольку форма приказа не изменяет ни сути выплаты, ни порядка ее отражения в налоговом учете. Во-первых, если это премия за труд, предусмотренная трудовым договором, связанная с исполнением трудовых обязанностей, то, как бы ее ни оформили — приказом по форме N Т-11 или в произвольной форме, она все равно остается частью зарплаты.

Во-вторых, давайте внимательно рассмотрим форму N Т-11. Она называется «Приказ (распоряжение) о поощрении работника», а вовсе не о стимулировании. В этой форме есть строка, где надо указать вид поощрения, и перечислено на выбор несколько возможных видов поощрений: благодарность, ценный подарок, премия.

То есть это те самые поощрения, которые перечислены в 191-й статье Трудового кодекса. Значит, имеются в виду поощрения тем работникам, кто вовремя приходит на работу, не нарушает правила трудового распорядка и тому подобное. И к зарплате это, в общем-то, отношения не имеет.

Есть еще и косвенное подтверждение этой точки зрения — в Правилах ведения трудовых книжек. Согласно этим Правилам в трудовую книжку вносятся сведения о предусмотренных трудовым законодательством видах поощрений. А это, как мы уже рассмотрели, в том числе и поощрительные премии за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.

В то время как предусмотренные системой оплаты труда стимулирующие премии в трудовых книжках не отражаются.

Так что, по моему мнению, для выплаты стимулирующей премии вполне достаточно оформить приказ о премировании в произвольной форме, где будет указано, кого, за что и в каком размере премируют.

Кстати, есть еще один вопрос, который очень волнует крупные организации: обязательно ли просить каждого работника расписываться на приказе о премировании? А что делать, если работников несколько тысяч и премии ежемесячные?

На мой взгляд, подписи каждого из работников на приказе о начислении премии, носящей регулярный характер (ежемесячной, ежеквартальной и пр.), не обязательны. Давайте подумаем, какую цель преследует работодатель, знакомя работников с приказом о премировании? Довести до сведения каждого работника как сам факт того, что будет начислена премия, так и ее размер.

При этом, если работник не согласен с размером премирования, он может обратиться за соответствующими разъяснениями как к работодателю, так и в иной орган, в задачи которого входит разрешение трудовых споров.

Но ведь эта цель будет полностью достигнута и другим способом — путем выдачи работнику расчетного листка, в котором указаны все начисления, удержания и прочие сведения.

Новые «ковидные» выплаты для медицинских и социальных работников

Государство продолжает поддерживать медицинских и социальных работников, сталкивающихся на службе с коронавирусом. В конце 2020 года были утверждены новые социальные (стимулирующие) выплаты. Размер и механизм начисления подробно прописаны в Постановлениях Правительства РФ:

  • № 1762 от 30 октября 2020 года — для медицинских работников;
  • № 1859 от 18 ноября 2020 года — социальных работников.

Стоит обратить внимание, что все ранее действующие ковидные выплаты отменены. Фактически новая социальная выплата их заменяет, но, в отличие от предыдущих, не является частью заработной платы.

Кому и какие выплаты положены, как работодателям заполнять документы и передавать их в ФСС, — разбираемся вместе.

По Постановлению № 1762 социальные выплаты предназначены для работников медицинских учреждений, если они:

  • участвуют в диагностике и лечении COVID-19;
  • контактируют с пациентами, у которых подтвержден коронавирус.

По Постановлению № 1859 выплаты предусмотрены для сотрудников организаций с круглосуточным пребыванием, которые оказывают гражданам с коронавирусом или из группы риска разностороннюю социальную помощь. При этом в организации обязательно должен быть введен особый режим работы с временной изоляцией работников и постояльцев.

Сумму выплат рассчитает ФСС исходя из количества нормативных смен, отработанных сотрудником за месяц. Для медработников смена составляет 1/5 часть от законодательно установленной продолжительности рабочего времени в неделю.

Например, если врач работает 39 часов в неделю, нормативная смена составляет 7,8 часа. Общая цифра за месяц рассчитывается как сумма выплат за отработанные смены.

Для соцработников смена равняется 14 календарным дням и устанавливается, когда организация закрывается на карантин.

Выплаты производятся из бюджета ежемесячно. В Постановлениях четко указано, сколько денег получат разные категории сотрудников за нормативную смену.

Социальные выплаты для медработников

Социальные выплаты для соцработников

Размер социальной выплаты определяется с учетом коэффициентов: районных, за работу в пустынных, безводных местностях и высокогорных районах. В северных регионах выплата увеличивается на повышающий коэффициент.

Для получения специальной социальной выплаты работодатели должны составить реестр сотрудников, имеющих право на выплату, и прислать его в ФСС в электронном виде. Делать это нужно для медработников — не позднее 10 рабочих дней после окончания месяца, для соцработников — в течение 3 дней после окончания смены.

В реестре необходимо указать сведения об организации (наименование, ИНН, КПП, ОГРН), календарный месяц, за который осуществляется выплата, а также данные по каждому сотруднику.

Деньги поступят на банковскую карту МИР или счет работника в течение 7 рабочих дней с момента, когда территориальный орган ФСС получит реестр.

Медработники будут получать выплаты с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021-го. Социальные работники — с 16 ноября 2020 года по 31 декабря 2021-го.

В СБИС можно быстро создать реестр сотрудников, которым положена выплата, и отправить его в ФСС.

  1. В разделе ФСС создайте отчет «Стимулирующие выплаты».
  1. Добавьте тех, кому положены выплаты, на вкладку «Сотрудники». По каждому заполните данные для расчета.
  1. Нажмите «К отправке». Реестр автоматически отправится в ФСС — останется только дождаться подтверждения.

В сложившейся тяжелой ситуации врачи часто работают на нескольких ставках. Например, замещают кого-то из коллег. Совместителей нужно внести в реестр несколько раз — заполнить данные по каждой ставке отдельно.

Электронная отчетность

Подключить

Последние новости

Последние новости

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector