Рабочая неделя воспитателя логопедической группы

Логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем указаны необходимые задачи и методы устранения речевых проблем. Это поможет повысить эффективность обучения.

Организация логопедической работы в ДОУ

Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:

  • Поиск речевых проблем.
  • Коррекция.
  • Профилактика.

Рабочая неделя воспитателя логопедической группы

Первый визит к логопеду

Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:

  • Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
  • Постановкой звуков.
  • Закреплением полученных навыков.

Для чего нужен логопед в детском саду

Вот чем занимается логопед в детском саду:

  • Помощь в постановке звуков.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развивает память и внимание.
  • Учит правильной постановке предложения.

Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни.

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

  • Укреплять мышцы рта.
  • Делать артикуляционную гимнастику.
  • Играть с мелкими предметами.
  • Учить выделять звуки.

Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС

ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.

ФГОС направлен на осуществление принципов:

  • Раннего выявления проблем.
  • Сопоставления речи и развития ребенка.
  • Сравнение речи в разных ситуациях.
  • Индивидуальный подход к ребенку.

При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.

Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы

Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:

  • Планирование занятий.
  • Обмен информацией.
  • Развитие интереса к изучению.
  • Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
  • Благоприятную атмосферу в коллективе.
  • Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
  • Совместное закрепление результатов.
  • Наблюдение.

Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.

Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.

Педагогическое кредо учителя-логопеда

Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.

Рабочая неделя воспитателя логопедической группы

Гимнастика для улучшения речевой функции

Расписание занятий логопеда в детском саду

Расписание занятий логопеда в детском саду можно узнать у администрации. Логопед должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.

Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Логопед может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ (исключение – музыка и физкультура).

Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей

Формирование речи ребенка происходит постепенно.

Важно! При обнаружении проблем следует дать согласие на логопедическое обследование в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем. Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей.

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.

Виды логопедических занятий

Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:

  • Занятия с группой.
  • Упражнения с детьми с одним дефектом.
  • Занятия с одним ребенком.

Рабочая неделя воспитателя логопедической группы

Групповое занятие

Все упражнения имеют свои цели:

  • Приобретение новых умений.
  • Совершенствование успехов.
  • Повторение изученных навыков.
  • Изучение заданий для работы дома.

Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут. Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта.

  Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.

Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы.

Групповые занятия

Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.

Фронтальные занятия

Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.

Рабочая неделя воспитателя логопедической группы

Индивидуальные занятия

Логопедическая карта обследования дошкольника

После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике.  Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.

Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.

Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ

Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.

Рабочая неделя воспитателя логопедической группы

Занятия для развития мышления

Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.

В нем описаны необходимые занятия:

  • Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  • Изучение звуков и внедрение их в разговор.
  • Изучение фонетики.
  • Коррекция предложений и слов.
  • Уроки лексики и грамматики.
  • Улучшение связи между словами.
  • Общение с психологом.
  • Подготовка к письму.
  • Игры для развития мелкой моторики.

Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.

Рабочая программа воспитателя средней логопедической группы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов стр
Целевой раздел
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. ВВЕДЕНИЕ 3
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ 5
1.4. ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.(ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,СОСТАВ ГРУППЫ, СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЯХ ВОСПИТАННИКОВ, ЛИСТ ЗДОРОВЬЯ) 6
1.5. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧИНАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ОРИЕНТИРЫ  ОСВОЕНИЯ  ВОСПИТАННИКАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 9
Содержательный раздел
2.1.
  • СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (обязательная часть)
  • СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (формируемая часть)
  • ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ  С КОНТИНГЕНТОМ ВОСПИТАННИКОВ, ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ И ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ, СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ
15
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 42
2.3.
  1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ:
  2. -ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
  3. -КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  4. (НОД И СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
43
3 Организационный раздел
3.1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 58
3.2. РЕЖИМ ДНЯ 59
3.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ 61
3.4. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ 61
3.5. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ СОБЫТИЙ, ПРАЗДНИКОВ, МЕРОПРИЯТИЙ 63
3.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (ЦЕНТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 69
3.7. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 76
Читайте также:  Где взять трудовую книжку если не работал

I. Целевой
раздел

1.Пояснительная
записка

1.1.Введение

Настоящая рабочая
программа средней логопедической группы разработана воспитателем МБДОУ ДС
№48 «Одуванчик» г. Светлограда: Гопаненко О.А.

Программа
спроектирована с учётом ФГОС  дошкольного образования, особенностей
образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов
воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ
Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевойв
соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая  программа
для детей средней логопедической группы (Далее — Программа) разработана в
соответствии с Основной общеобразовательной программой МБДОУ ДС №48 «Одуванчик»
г. Светлоград на 2017-2018 учебный год, в соответствии ФГОС   ДО
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  •  Она
    представляет  собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую
    все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской
    деятельности в определенном  возрастном периоде, обеспечивает  разностороннее
    гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
    по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному,
    познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
  • В основе
    разработки программы
    :
  • -Федеральный Закон «Об образовании в РФ»
    29 декабря 2012г. № 273-ФЗ

-Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой., разработанная в
соответствии с ФГОС.

-Типовое положение
о дошкольном образовательном учреждении (утверждено  Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. № 666).

-Устав
муниципального  бюджетного
дошкольного образовательного учреждения  детского сада  №48 «Одуванчик»   города
Светлограда.  

Распределение рабочего времени учителя-логопеда в ДОУ

Распределение рабочего времени учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации

У логопедов часто возникают вопросы, связанные с написанием циклограммы рабочего времени.

Отчасти это вызвано тем, что в документах, регламентирующих работу учителя-логопеда в образовательных организациях указана лишь продолжительность работы в неделю.

При этом непонятно, каким образом распределять это время. Более того: стали появляться разговоры об увеличении рабочего времени учителя-логопеда до 36 часов.

В программе для логопедических групп Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. (1993) указывалось, что логопед работает с 9.00 до 13.00, в том числе 4 академических часа (с 9.00 до 12.30) проводит работу с детьми и полчаса занимается ведением документации.

Позднее по какой-то причине на местах академические часы стали заменять астрономическими и требовать, чтобы 20 часов составляла только работа с детьми.

При этом непонятно, откуда взять еще полчаса на работу с детьми, если режим дня предусматривает в это время обед.

В настоящее время следует руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», который  п. 2.3.

устанавливает норму часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям-дефектологам, учителям-логопедам 20 часов в неделю.

Логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания устанавливается норма часов учебной  работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы ( п.2.8.1.)

Далее в этом документе указывается, что «Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.» В числе педагогической работы, предусмотренной квалификационными характеристиками учителя-логопеда значится консультирование педагогов и родителей и ведение документации (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»»). Будет не лишним прописать в должностной инструкции все эти виды работ. Таким образом, есть правовое основание для указания в Положении о логопедической службе ОО или ином локальном документе продолжительности рабочего времени учителя-логопеда 20 часов в неделю, включая консультирование, ведение документации и пр. При этом лучше всего прописать, каково соотношение продолжительности работы с детьми и продолжительности иной работы учителя-логопеда.

Специфика работы воспитателя логопедической группы

Для маленького ребенка мир звуков и связной речи очень сложен, поэтому взрослые должны всячески помогать ему в развитии речи. Но иногда малыши не осваивают произношение, и их речь становится несвязной, малопонятной.

Это нарушает не только общение с ребенком, но и его дальнейшее обучение, воспитание и развитие.

Даже в том случае, если у него нет нарушений общего развития, такой ребенок будет испытывать серьезнейшие трудности в учебе, а также психологические сложности в общении со сверстниками и преподавательским составом.

Ощущение собственного несовершенства могут привести к проблемам в социализации и адаптации детей с дефектами речи, стать причиной замкнутости, а в дальнейшем привести в еще более серьезным осложнениям в жизни. Чтобы такого не произошло, огромное значение имеет деятельность профессионального логопеда и логопедическая работа, проводимая воспитателем в детском саду.

Их обязанности отличаются. Логопед – профессионал, который задает направление деятельности, ставит детям произношение, вырабатывает и тренирует речевой аппарат, чтобы ребенок мог произносить ранее отсутствовавшие в его речи звуки или же те, которые он произносил с ошибками.

Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в общих чертах заключается в том, чтобы поддерживать работу логопеда, закреплять у детей полученные знания и умения, помогать им в освоении сложных звуков и делать это не время от времени, а на постоянной основе.

Это означает, что центральное место в работе по коррекции нарушений речи принадлежит специалисту-логопеду, а воспитатель всячески поддерживает его деятельность и помогает детям легче и быстрее усваивать новые знания и умения.

Большое значение для детей имеет опыт работы воспитателя логопедической группы. Хороший специалист отлично знает специфику своей деятельности, умеет ладить с детьми с особыми потребностями, грамотно сотрудничает с логопедом и помогает воспитанникам быстрее и продуктивнее исправлять имеющиеся нарушения речи.

Основные задачи воспитателя логопедической группы

При работе с детьми с нарушениями речи воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

  • Создание комфортных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с различными речевыми недостатками.
  • Речевая и психолого-педагогическая поддержка детей, которая включает в себя следующие пункты:
  1. Индивидуальные занятия с логопедом для закрепления ранее полученных речевых навыков.
  2. Групповые занятия по развитию речи, проведение которых должно отличаться от принципов массовых занятий. Для этого составляется специальный план работы воспитателя логопедической группы.
  3. Постоянный контроль произношения и постановки речи воспитанников, а также правильности создаваемых ими грамматических структур.
  4. Уточнение, активизация и обогащение отработанной лексики в полном согласии с лексическими темами, включенными в программу.
  5. Развития пальчиковой и артикуляционной моторики у детей.
  6. Использование игр и упражнений с идеальным речевым материалом для развития внимания, логического мышления и памяти.
  • Постоянная работа по коррекции и профилактики нарушений речи. Эффективная общая и речевая подготовка воспитанников к будущей учебе в школе. На это делается особый упор в работе воспитателя в старшей логопедической группе.
  • Работа с родителями, призванная улучшить их компетентность в вопросе коррекции речи детей, стимуляция их активной работы над развитием и улучшением речи воспитанника в домашней среде.

От воспитателя группы детей с особенностями речи требуется не только отличная подготовка, умение ладить с детьми, контактировать с родителями и другими педагогами, логопедом и медсестрой. Он сам должен иметь хорошо поставленную, четкую и внятную грамотную речь. Ну, и любовь к особенным детям – это важное условие успешной коррекции речи и избавления от ее нарушений.

Читайте также:  Автокредит на друга как обезопасить себя?

Трудности работы воспитателем логопедической группы

Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:

  • Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
  • Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
  • Неполное формирование словесно-логического мышления.

Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:

  • Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
  • Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
  • Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.

Такие дети расторможены, они не могут сосредотачиваться на одном действии или предмете дольше нескольких минут, очень быстро устают, поэтому воспитателю в группе для воспитанников с отклонениями в речи потребуется обязательно наглядно подкреплять свои действия.

Также ему придется использовать более простые речевые конструкции, объяснять свои действия предельно кратко и понятно для детей соответствующего возраста и уровня знаний, давать им отдых между упражнениями.

Малыши с такими особенностями намного легче запоминают все на непроизвольном уровне, чем на произвольном, поэтому строить все занятия нужно в легкой игровой форме, чтобы заинтересовать детей в происходящем.

Проблемы с артикуляционной моторикой проявляются в физической ограниченности движений частей речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, поэтому по совету логопеда следует включить в часы работы воспитателя в логопедической группе занятия по развитию этих частей тела в виде специальной речевой гимнастики.

Нарушения речи часто сочетаются с другими проблемами в развитии, например, они связаны с недоразвитостью мелкой моторики. Именно поэтому опытные специалисты настаивают на том, чтобы у детей с подобными проблемами всячески стимулировалось развитие моторики движений.

Такие дети имеют скованные движения, не умеют сами шнуровать ботинки или застегивать пуговицы на собственной одежде, держат столовые приборы не пальцами, а зажимают в кулаке, так же берут и другие принадлежности, например, не могут правильно пользоваться кистями для рисования, карандашами и фломастерами.

Воспитанники с недоразвитием речи имеют показатели общего развития ниже их возрастной нормы. Разница не слишком бросается в глаза, но она будет усугубляться по мере взросления детей, в случае, если не будет применена правильная и систематическая коррекция.

Чтобы ребенок развивался правильно, ему обязательно нужно поставить речь и откорректировать все ее нарушения.

Для этого воспитателю придется проявить не только свои воспитательные способности и профессиональные знания, но и чисто человеческие положительные качества.

В логопедических группах встречаются дети с разным поведением и психологическими особенностями. Часть из них быстро отвлекается, начинает скучать, не обращать внимания на происходящее, вертеться или же апатично сидеть в уголке.

Другие проявляют признаки раздражения и агрессии, болезненно реагируют на замечания воспитателя. Так что для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку у воспитателя уйдет много сил, времени и терпения, потребуется вся возможная толерантность и выносливость.

Для работы с такими группами нужно очень сильно любить детей и заботиться об их благополучии.

Рабочая неделя по графику работы воспитателя логопедической группы из-за высокой нагрузки на сотрудника составляет суммарно 25 часов, то есть по 5 часов в день при пятидневке. Если воспитатель перерабатывает, ему пересчитывается ставка и платятся дополнительные 20% за работу с логопедической группой.

Основные направления деятельности воспитателя логопедической группы

И логопед, и воспитатель, работающие с детьми с особенностями речи, трудятся по следующим направлениям:

  • Коррекционно-воспитательное.
  • Общеобразовательное.

При этом упор делается на первом направлении, так как при отсутствии успехов в этой области рассчитывать на особый прогресс в общеобразовательном направлении не приходится. Под руководством логопеда и в тесном сотрудничестве с ним воспитатель занимается исправлением речевого нарушения, а также всех действий, которые с ним связаны, участвует в общеобразовательных мероприятиях.

Для того, чтобы работа воспитателя в группе детей с проблемами речи была максимально эффективной, логопед некоторое время собирает данные о детях, чтобы выяснить их особенности и проанализировать имеющиеся нарушения, систематизировать их. Во время специального педсовета или совещания он передает свои данные воспитателю, совместно выбирает план и стратегию действий с обсуждением следующих пунктов в особенностях речи воспитанников:

  • Произношение.
  • Восприятие звуков речи на слух.
  • Воспроизведение слогов.
  • Словарный запас детей, их понимания грамматической структуры.
  • Наличие сформированной связной речи.
  • Состояние моторики (артикуляционной и пальцевой).
  • Данные психолога об уровне памяти, внимания и воображения у воспитанников ДОУ.

На основании полученных сведений воспитатель решает сугубо практические задачи своей будущей работы:

  • Выбирает детей с рассеянным вниманием и отсутствием сосредоточенности, нарушениями зрения или неусидчивостью, чтобы посадить их ближе к себе.
  • Назначает дополнительные занятия с воспитанниками, отличающимися низким уровнем развития мелкой моторики и артикуляционных навыков.
  • Отбирает детей, чье произношение придется тщательно контролировать для достижения результата.

Работа в логопедической группе требует от воспитателя сосредоточенного, вдумчивого и скрупулезного исполнения частей плана, разработанного совместно с логопедом и психологом, а также систематического применения полученных знаний для коррекции произношения и общего развития своих воспитанников.

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Успех формирования правильной речи у дошкольников с ТНР специализированных МДОУ во многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях.

Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях.

Таким образом, воспитатель, являясь помощником логопеда, активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях. (Приложение 1)

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет, как общеобразовательные, так и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта [3].

При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, и обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.

Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дельнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.

В процессе обучения детей этим видам деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления [6].

Читайте также:  Алименты через биржу труда: бывший муж работает не официально. Судом назначена сумма 7500, февраль

Для решения всех задач в комплексе воспитатель максимально использует регламентированную и нерегламентированную виды деятельности. В этом случае имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей.

Непрерывная образовательная деятельность строится с учетом лексической темы, намеченной логопедом, и ее задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

Воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, что в свою очередь предшествует логопедическим занятиям.

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи [2].

Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организованная разговорная речь во всех режимных моментах основывается на вопросах воспитателя. Педагог также поощряет и инициативную речь детей.

В этом случае воспитатель не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекает и других детей в беседу.

Очень часто именно режимные моменты наиболее благоприятны для поддержания инициативной речи детей, чем занятия [6].

Еще одно из направлений работы воспитателя в группе для детей с ТНР – это организация и проведение коррекционной работы по заданию логопеда.

Цель ее — развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ.

Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в “Тетрадь взаимодействия”, которая заполняется им один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:

  • Логопедические пятиминутки.
  • Игры и упражнения.
  • Индивидуальная работа.

Логопедические пятиминутки

используются воспитателем на любых занятиях, в разных ситуациях и видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне; соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание. Важно, не превращать пятиминутки в мини-занятия.

Игры и упражнения,

рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателем во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз.

Индивидуальную работу

воспитатель проводит в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна. Ежедневно воспитатель занимается с 2-3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Вечерняя логопедическая работа проводится в разных формах: фронтально, подгруппами и индивидуально.

Учитывая период обучения и индивидуальные речевые нарушения детей, логопед рекомендует задания на:

  • координацию речи с движением (бодрящая гимнастика);
  • закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
  • составление описательных рассказов по мнемотаблицам;
  • закрепление или дифференциацию поставленных звуков;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • формирование речевого дыхания;
  • развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, мозаики, выкладывание фигур из счетных палочек, развязывание и завязывание шнурков и др.).

Чтобы обеспечить оптимальную эффективность коррекционной работы, воспитатель организует, параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения.

Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем, остальные дети играют и выполняют задания под контролем младшего воспитателя, который оказывает необходимую помощь детям и оценивает их деятельность. Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами.

Для самостоятельной деятельности детей подбираются игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.

Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Посещения педагогом занятия логопеда расширяет его представление о коррекционной работе, он овладевает приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей (речевая активность, правильное использование поставленных или исправленных звуков, усвоенных грамматических форм и т.п.) в каждом периоде коррекционного процесса является важным звеном в работе воспитателя.

В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно.

Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.

Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать “отсроченное исправление”. Необходимо помнить, что речь воспитателя — это образец для детей с речевыми нарушениями.

Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи [5].

Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения — создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.

Кроме того, воспитатель обращает внимание на выработку правильного поведения в коллективе, а также развитие их этических и нравственных представлений. В процессе воспитания воспитатель организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия.

У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения [1] .

Педагогу, анализируя различные негативные проявления поведения ребенка, важно вовремя заметить признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, и в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Реализация указанных задач возможна на основе знаний воспитателем возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей [4].

Таким образом, система поэтапного логопедического воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса позволяет объединить и целенаправить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях специального учреждения.

Литература

  1. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под редакцией профессора С.С. Ляпидевского и кандидата педагогических наук В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общимнедоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений/ Т.В. Волосовец, Н.Н. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: “Издательство Гном-Пресс”, 1999.
  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.

20.06.2014

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *