Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»

В соответствии с Федеральным законом № 223 на торговой площадке РЖД проводятся закупки самой компании и иных заказчиков. Государственные компании могут открывать отдельные торговые площадки, которые используются для проведения своих тендеров. Иногда площадки становятся открытыми для доступа сторонним компаниям. Именно такая ЭТП открыта железнодорожной компанией «РЖД».

Краткая история площадки

Под ЭТЗП «РЖД» понимается торговая площадка, которая изначально создавалась только для самой компании и ее дочерних предприятий. Система заработала 21 декабря 2009 года.

На 2019 года в ней зарегистрировано более 10000 заказчиков.

К ним относятся филиалы rzd, ее дочерние акционерные общества, иные юридические лица, которые получили право организовывать на официальном сайте закупки и онлайн распоряжаться имуществом.

Торговая система состоит из двух частей:

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»История развития

В первом случае площадка представляет собой общедоступный раздел сайте, в котором опубликованы все извещения и информация о закупках, которые планируются. Закрытая часть системы состоит из личных кабинетов, доступ к которым получают зарегистрированные поставщики и заказчики. В них можно рассылать извещения, закрытую документацию, оформлять заявки.

Сфера деятельности

Электронная торговая площадка тендер РЖД включает в себя перечень процедур, которые могут на ней проводиться. В соответствии с нормативным документом Федеральным законом № 223 госзакупки РЖД могут проводиться как открытым, так и закрытым способом.

Тендеры ОАО РЖД могут проводиться в следующих форматах:

  • аукционы и конкурсы открытого типа;
  • двухэтапные открытые конкурсы;
  • запросы котировок;
  • аукционы и запросы котировок с ограниченным участием.

Все заказчики, которые прошли регистрацию, получают возможность использовать весь спектр услуг, которые касаются размещения заказов и проведения процедур.

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»Функционал компании

На торговой площадке вся информационно-нормативная база поддерживается в актуальном состоянии.

Важно! Тендеры РЖД проводятся только в электронном виде. В связи с этим любое юридическое лицо, которое хочет провести торг или стать заказчиком, должно пройти регистрацию и получить электронную подпись. Важный момент заключается в том, что подпись должная быть выдана только удостоверяющим центром ОАО «НИИАС». Нельзя использовать электронную подпись другого центра.

Возможности площадки

Ежегодно в соответствии с нормами законодательства компания РЖД обязана публиковать официально информацию о всех планируемых закупках и проведенных торгах. В 2018 году РЖД тендер электронная площадка провел более 17 000 торгов, которые затрагивают различные сферы деятельности.

Начальные цены лотов варьируются от 15000 рублей до 40 миллионов. Разнообразна тематика заказов. Это могут быть как закупки услуг по химчистке спецодежда, так и проведение профессиональной переподготовки персонала.

В отдельный подраздел определены процедуры с недвижимостью. На них представлены лоты на аренду или продажу имущества, принадлежащего компании РЖД. Любые сделки с недвижимым имуществом должны проходить как открытый аукцион.

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»Итоги работы

На конец первого квартала 2018 года на электронной площадке было заключено более 6000 договоров. Их стоимость составляла около 40 миллиардов рублей. Половина из всех заключенных контрактов приходится на малый и средний бизнес.

Кто может зарегистрироваться

Пройти регистрацию в качестве участника может любое юридическое лицо, включая представителей малого и среднего бизнеса. С начала работы ЭТП прошло более 73 000 процедур по закупкам, около 10% из них принадлежат малому бизнесу. Стать участником можно только в том случае, если поставщик получил цифровую подпись.

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»Прохождение регистрации

В документация о закупке могут быть оговорены исключения по участникам. Например, организуется закупка, в которой участниками могут быть только представители малого и среднего бизнеса. Если это требование не соблюдается, заявки участников будут отклонены.

Какие документы нужны

Все требования к необходимым бумагам для аукциона прописаны в аукционной документации. Один из важных этапов, который следует между периодом планирования и обеспечения заявки — размещение документации.

Каждый заказчик при проведении тендеры должен опубликовать информацию о себе в Единой справочной системе. В ней он предоставляют документацию, отражающую условия закупки и потребности компании.

Поставщик, который хочет принять участие в аукционе, должен предоставить сведения, подтверждающие его готовность выполнить заказ.

Все документы для тендера, которые готовят заказчик и участники, должны быть составлены в соответствии с нормативными требованиями 44 Федерального закона.

Но при этом у заказчика есть право вносить изменения в перечень документации. О любых изменениях он должен сообщить в извещении письменно.

Основными документами в соответствии с 44 Федеральным Законом являются:

  • техническое задание, которое составляется в соответствии с правилами описания объекта закупки;
  • проект контракта;
  • обоснование начальной цены контракта;
  • проектно-сметная документация.

Кроме того, может быть предусмотрен протокол отказа от заключения контракта. Он публикуется на тот случай, если придётся отказаться от подписания договора еще на начальной стадии.

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»Подготовка документации

На электронных торгах РЖД поставщик предоставляет такие же документы, как и на любой электронной площадке. В перечень входит:

  • сертификат на соответствие товара;
  • заявка на участие в тендере;
  • ИНН учредителей и директоров;
  • декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимателя;
  • согласие на выполнение работ.

Также прикладываются лицензия, аттестаты, аккредитации, устав компании.

Процедура регистрации

После подготовки необходимых бумаг и получения электронной подписи участник должен пройти регистрацию на сайте РЖД в разделе закупки тендеры. Для этого потребуется заполнить специальную форму.

Подача заявки может осуществляться в электронном виде из личного кабинета на сайте, затем направить заявку на бумаге по адресу, который указан в закупочных требованиях.

После того как проходит аккредитация, необходимо открыть специальный счет в банке. На него переводятся средства, которые является обеспечение заявки аукцион. Цена обеспечения контракта может варьироваться от 1 до 5% от суммы контракта.

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»Прохождение аккредитации

Если контрагент выиграет, эти средства удерживаются и переводятся заказчику. До тех пор, пока не состоится электронный аукцион, деньги находятся в заблокированном состоянии.

Обратите внимание! Если поставщик не выигрывает, то обеспечение возвращается ему в течение 5 рабочих дней. Заявку на аукцион можно подавать только в том случае, если на лицевой счет зачислены средства для подтверждения ее обеспечения. После подачи заявки присваивается порядковый номер.

Как принять участие в торгах

Порядок участия в электронных торгах тендера жд заключается в следующем:

  1. Заказчик публикует в открытой части официального сайта извещения о проведении процедуры, там же размещается публичная часть документации.
  2. В личные кабинеты, подавших заявки, направляется извещение о проведении процедуры и закрытая часть документации.
  3. Пользователи, которые хотят принять участие в торгах, могут запросить из своего личного кабинета разъяснение документации о процедуре в соответствии с порядком.
  4. Для участия в торгах пользователь может из своего личного кабинета направить заявку, которая должна быть оформлена в соответствии с требованиями.
  5. Заявка считается отправленной, если до срока окончания подачи она была подписана электронной подписью.

Важно! До окончания срока подачи заявок участники вправе отказать или изменить свою.

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»Оформление заявки

После того, как объявлено об окончании срока подачи, заказчик принимает их и рассматривает в соответствии с требованиями. Результаты рассмотрения объявляются участникам путем опубликования протокола в открытой части сайта.

Процесс проведения торгов

Аукцион на торговой площадке tender может быть многолотовый. В таком случае для каждого лота подаётся отдельно заявка. После того как истекает срок подачи заявки и результаты их рассмотрения, конкурсная комиссия выявляет круг претендентов, которые будут допущены к участию в открытом аукционе. Каждому участнику будет присвоен определенный номер.

Участники смогут подать ценовые предложения по открытому аукциону через личный кабинет. Если претендент участвует в электронном аукционе, ему необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • время, оставшееся до окончания аукциона;
  • шаг аукциона. Шаг аукциона строго определён законодательством.

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»Процесс торгов

Для каждого участника выделяется по 10 минут, в течение которых он может выступать с предложениями об изменении цены. Участник открытого аукциона не имеет право подавать предложение о цене контракта больше, чем указано в требованиях. Также участник не может подавать предложение о цене контракта ниже, чем заявлено в требованиях.

Победа и подписание контракта

Во время проведения аукциона у участника есть только 10 минут на принятие решения о каждой новой ставке. По истечении времени основные торги завершаются. Первое место занимает предложение, у которого установлена минимальная цена. После этого начинается вторая часть аукциона, в которой любой участник может поставить цену вне шага и занять второе место.

Если заявка победителя аукциона по вторым частям отклоняется, контракт будет подписан со следующим по очереди заявителем. В течение 2-3 дней после завершения аукциона заказчик рассматривает вторые части заявок и опубликовывает итоговый протокол.

Компания победитель перед подписанием договора может внести на счет заказчика денежное обеспечение. Это дополнительная гарантия контракта, подтверждающая, что он исполнит свои условия.

Победитель конкурса подписывает контракт, который должен быть направлен заказчиком в период от 10 до 20 дней. После того как заказчик ставит электронную подпись, соглашение вступает в юридическую силу.

Важно! В бумажном виде документы не подписываются.

После подписания контракта с электронной площадке возвращается обеспечение заявки.

Читайте также:  Возврат водительских прав: когда наступает срок возврата прав

РЖД площадка тендер — электронная торговая площадка, которая обеспечивает реализацию не только своих потребностей, но дочерних предприятий, филиалов.

Электронная торгово-закупочная площадка оао ржд

Электронная площадка для торгов ОАО «РЖД» (Российские железные дороги) – автоматизированный информационный комплекс, который был создан для оптимизации закупочной деятельности ОАО «РЖД».

На площадке происходит закупка товаров, услуг и работ в интересах ООО «Российские железные дороги», а также проводятся процедуры, связанные с распоряжением неликвидной продукции, списанной техники, оборудования,  недвижимого имущества.

Площадка является инструментом повышения уровня конкуренции на рынке закупаемой продукции, оборудования и услуг.

На площадке действует электронный документооборот.

Все операции, проводимые на ЭТПЗ (электронной торгово-закупочной площадке), имеют юридический статус и являются аналогичными, по юридической силе, операциям, производимым с использованием печати организации и подписи уполномоченного лица. На сайте хранится вся история операций, в актуальном состоянии находится нормативно-справочная информация.

Поскольку торговая площадка РЖД является автономной структурой, форма организации – открытое акционерное общество, поэтому действия участников рынка не подпадают под действие ФЗ №44 о проведении госзакупок.

Заказчики – это дирекции, отделы и департаменты ОАО «РЖД». Поставщики – любые юридические лица, аккредитованные для участия в электронных закупочных процедурах на платформе ЭТПЗ.

На площадке можно ознакомиться с текущими закупочными процедурами, опубликованными заказчиками и архивными торгами.

Официальный сайт электронной площадки РЖД – ЭТЗП http://etzp.rzd.ru/

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»

Площадка работает с конца 2009 года, раньше работа велась в тестовом режиме. Официально 21 декабря 2009 года АИС ЭТПЗ ОАО «РЖД» была введена в промышленную эксплуатацию. На сегодняшний день, через торговый ресурс проходят колоссальные обороты денежных средств.

В торгах участвует большое количество зарегистрированных в качестве потенциальных поставщиков предприятий, представителей крупного, среднего, малого бизнеса, индивидуальные предприниматели. Суммы контрактов варьируются от нескольких тысяч до сотен миллионов рублей.

В 2010 году, когда правительством Российской Федерации только были утверждены 5 федеральных площадок для размещения государственных и муниципальных торгов, резко выросло число коммерческих площадок общего профиля и узкоспециализированных торговых ресурсов.

Электронная площадка  электронная площадка торгов РЖД к тому времени уже могла составить здоровую конкуренцию многим давним игрокам на рынке электронных площадок и новым платформам.

Возможности торговой площадки РЖД

  • На площадке существует несколько типов закупочных процедур:
  • 1) Открытый конкурс
  • 2) Открытый двухэтапный конкурс
  • 3) Открытый аукцион
  • 4) Запрос котировок
  • 5) Запрос предложений
  • 6) Предварительный квалификационный отбор
  • 7) Конкурс с ограниченным участием
  • 8) Двухэтапный конкурс, с ограниченным участием

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»

Все торговые процедуры проводятся только в электронной форме. Конкурсы это категория тендеров, в которых для выигрыша, помимо минимальной стоимости договора, необходимо представить конкурентоспособные неценовые параметры: условия оплаты, время выполнения основных работ, качество используемых материалов и форма гарантийных обязательств. Могут быть и другие параметры, все рассчитывается индивидуально для каждого конкурса. Заказчик составляет тендерную документацию, которая содержит подробное техническое задание, алгоритм оценки победителя и параметры этой оценки. Выигрывает тендер кандидат, который предложил самые конкурентоспособные условия выполнения заказа. Все конкурсы разделяются на подвиды, в зависимости от условий предварительного отбора участников, но торговый алгоритм един. Аукцион с ограниченным участием – самый распространённый тип торгов. Заказчиком устанавливается размер начальной максимальной цены за лот (товар или услуга) и в ходе проведения аукциона участники постепенно снижают цену с заранее заданным шагом, от 0,5 до 5 процентов от начальной максимальной цены. Выигрывает аукцион тот, кто смог предложить наиболее низкую цену контракта. Запросы котировок и предложений тоже популярный тип торговых процедур. В запросе котировок и предложений всегда может принять участие юрлицо, которое прошло аккредитацию на электронной площадке торгов. До завершения срока подачи котировок поставщик имеет возможность отправить только одно ценовое предложение, при этом ни заказчик, ни другие участники не видят, какое именно. После завершения срока подачи предложений, котировки вскрываются, и результаты автоматически становятся доступны на сайте www.etzp.rzd.ru. Победителем признается тот, чье ценовое предложение самое выгодное. Предварительный квалификационный отбор – это не самостоятельный тип закупочной процедуры, проводимой на ЭТПЗ ОАО «РЖД», это лишь первый этап. В некоторых тендерах поставщикам сначала необходимо пройти качественный отбор, в результате которого заказчик сразу отсеет неплатёжеспособных, финансово нестабильных участников, непрофессионалов или даже мошенников. После этого будут рассматриваться заявки оставшихся участников, потенциально допущенных к выполнению работ или поставке продукции. Обычно предварительный квалификационный отбор проводят в очень крупных тендерах, где суммы контрактов начинаются от 5 млн. рублей.

Как начать работать с площадкой

Необходимо получить закрытый сертификат ключа ЭЦП (электронно-цифровой подписи) специализированном удостоверяющем центре – ОАО «НИИАС».

Для выпуска цифровой подписи на имя уполномоченного подписывать финансовые документы лица или руководителя предприятия следует обратиться в любой из филиалов ОАО «НИИАС», контакты и адреса точек выдачи указаны на сайте www.etzp.rzd.ru в разделе «Контактная информация».

После, нужно пройти регистрацию юридического лица, заполнив соответствующую форму на сайте. Если возникнут вопросы, оператор технической поддержки сможет ответить на Ваши вопросы.

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»

Площадка РЖД — ЭТЗП, ЭТП ТУ и ЭТП ГП

Электронная торгово-закупочная площадка РЖД была создана корпорацией ОАО “Российские железные дороги” для оптимизации процесса закупок товаров, работ или услуг для нужд организации, а также для проведения торгов по продаже недвижимого имущества компании. Торговые процедуры на электронной площадке Российских железных дорог регулируются 223 Федеральным Законом.

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»

ЭТЗП РЖД функционирует с 2010 года

Электронная торгово-закупочная площадка обеспечивает ряд возможностей для всех участников закупки, а именно:

  1. размещение заказов на закупку товаров, работ и услуг или процедур связанных с реализацией недвижимого имущества РЖД;

  2. электронный документооброт при проведении закупок, который имеет юридическую значимость;

  3. актуальные информационно-справочную данные.

Виды торгов на электронной площадке РЖД

С начала функционирования ЭТП уже было проведено более 73 000 закупочных процедур. Из них более 5 000 закупок только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

На ЭТЗП РЖД доступно множество видов торговых процедур, в которых поставщики могут принять участие: 

  • Аукцион с ограниченным участием;
  • Запрос котировок;
  • Запрос котировок с ограниченным участием;
  • Запрос предложений;
  • Конкурс с ограниченным участием;
  • Открытый аукцион;
  • Открытый двухэтапный конкурс;
  • Открытый конкурс;
  • Предварительный квалификационный отбор;
  • Размещение оферты.

Самыми востребованными формами закупок, судя по количеству опубликованных процедур, являются:

  1. открытый аукцион;

  2. запрос котировок;

  3. открытый конкурс;

  4. аукцион с ограниченным участием;

  5. конкурс с ограниченным участием.

Отдельно вынесены процедуры с недвижимостью, где представлены лоты на продажу или аренду имущества ОАО “РЖД”. Все сделки с недвижимостью проходят в форме открытого аукциона.

Выбрав интересуемый вид закупочной процедуры, можно воспользоваться фильтром для уточнения параметров поиска торгов.

Участие в закупках на площадке РЖД

Для того чтобы принять участие в закупочных процедурах на ЭТЗП РЖД поставщик должен получить электронную цифровую подпись в Удостоверяющем центре ОАО «НИИАС». Контакты удостоверяющего центра есть на сайте ЭТП.

После этого необходимо пройти регистрацию на портале ЭТЗП, заполнив соответствующую форму, которая представлена на официальном сайте.

Подать заявку на участие в электронном формате тендера поставщик может из личного кабинета на сайте, а заявку на бумажном носителе направить по адресу, указанному в закупочной документации.

Подробности о работе на площадке РЖД и порядке проведения процедур Вы можете узнать, изучив Регламент работы и Руководство пользователя, которые также представлены на официальном сайте ЭТП.

Этп транспортных услуг

Торговая площадка Транспортных услуг является еще одним проектом ОАО “Российские железные дороги”. Она представляет собой электронную систему торговли транспортными услугами.

Средства сервиса позволяют получать информацию о перевозках на Российских железных дорогах.

Каждый подключившийся участник сможет получить доступ к информации:

  1. по движению и месту нахождения движущегося состава;

  2. о переходе вагона межгосударственных стыков;

  3. о месте нахождения контейнеров;

  4. предварительного расчета провозных платежей.

Читайте также:  Взыскания по исполнительному листу: есть исполнительный лист по взысканию 300 тыс

 Боле подробный список возможностей ЭТП ТУ можно посмотреть на официальном сайте площадки.

Для получения информационных услуг необходимо заключить договор с ЭТП. Условия договора, порядок оказания услуг, порядок расчетов и полный список услуг электронной площадки представлен в открытом доступе для незарегистрированных пользователей.

ЭТП Грузовые Перевозки

В декабре 2016 года был открыт тестовый доступ к площадке ЭТП ГП, которая была разработана в рамках проекта «Цифровая железная дорога».

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»

С апреля 2017 года ЭТП Грузовые перевозки была введена в промышленную эксплуатацию.

Это уникальный сервис, позволяющий клиентам заказать услуги по транспортировке грузов с помощью сети Интернет.

Изначально функции площадки позволяли заказать вагон и перевозку, но затем линейка услуг была расширена. Теперь стало возможно заказать разгрузку контейнеров в местах общего пользования и воспользоваться услугой складского хранение грузов.

Сервис “Грузовые перевозки” сейчас находится в стадии активного развития и поэтому возможно появление новых функций данного сервиса.

Официальный сайт площадок РЖД

Официальный сайт ЭТЗП — etp.comita.ru

Официальный сайт ЭТП Транспортных услуг — www.etzp.rzd.ru

Официальный сайт ЭТП Грузовые перевозки — etpgp.rzd.ru

На сайтах приведены тарифы для участников процедур, с которыми можно ознакомиться перед заключением договора с площадкой.

©ООО «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Электронная площадка РЖД

На торговой площадке РЖД проводятся закупки по 223-ФЗ не только одноименной железнодорожной компании, но и других заказчиков.

Многие государственные компании, закупки которых регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, открывают отдельные торговые площадки, где проводят тендеры для собственных нужд или нужд своих дочек.

В некоторых случаях такие системы доступны и сторонним заказчикам — тем, кто не имеет прямого отношения к госкомпании, но которым выгодно и удобно размещать заказы из-за определенного контингента участников.

Одна из таких — электронная торгово-закупочная площадка (ЭТЗП) открыта ОАО «РЖД».

Отклонили от участия в открытом аукционе ОАО «РЖД»

Вход

Немного истории

ЭТЗП РЖД — торговая площадка, которая первоначально создавалась исключительно для ОАО «Российские железные дороги» и ее дочерних предприятий.

Информационная система была введена в промышленную эксплуатацию 21 декабря 2009 года, и сейчас в ней зарегистрировано свыше 10 000 заказчиков.

Это и дочерние общества, и филиалы, и сторонние юридические лица, получившие право организовывать на сайте закупки и проводить онлайн-процедуры по распоряжению имуществом.

Электронная торговая система состоит из двух частей: открытой и общедоступной части сайта, где публикуются извещения о планируемых закупках, и закрытой, представленной в виде личных кабинетов заказчиков и поставщиков. С их помощью можно рассылать извещения о проведении процедур и закрытую часть документации (при ее наличии), получать и направлять разъяснения, отправлять и принимать оформленные в соответствующем виде заявки.

Что предлагает торговая площадка РЖД

Торговая площадка РЖД (официальный сайт информационной системы — tender.rzd.ru) содержит перечень процедур, которые могут проводиться на этой ЭТЗП. Согласно 223-ФЗ, госкомпании имеют право закупать товары и услуги как открытыми, так и закрытыми способами. Поэтому РЖД электронная площадка тендеры проводит в следующих форматах:

  • открытые конкурсы и аукционы;
  • открытые двухэтапные конкурсы;
  • запросы котировок и предложений;
  • конкурсы и аукционы с ограниченным участием;
  • запрос котировок с ограниченным участием.

Владельцы торговой площадки гарантируют, что зарегистрированные заказчики смогут получить весь спектр необходимые прав и услуг для размещения заказов и проведения соответствующих процедур. Кроме того, компании могут не переживать за свою нормативно-справочную информацию: она всегда поддерживается в актуальном состоянии.

Поскольку на ЭТЗП РЖД проводятся только электронные виды закупок, то юридическое лицо, которое захочется выступать в роли заказчика и организатора торгов, обязано зарегистрироваться и получить электронную подпись (ЭП). Тут главное, чтобы подпись выдал конкретный удостоверяющий центр – ОАО «НИИАС». ЭП из другого центра не примут.

Результаты деятельности электронной торговой площадки

В соответствии с требованиями закона, компания ОАО РЖД публикует информацию о планируемых закупках, а также отчитывается о завершенных процедурах. В 2017 г. прошло свыше 17 000 торгов в различной форме.

Начальная цена лотов разная – от 14 000 рублей до 43 млн. и больше.

Тематика заказов тоже сильно варьируется — от закупки услуг по стирке и чистке спецодежды до приобретения услуг по профподготовке руководителей и специалистов организации.

Например, в апреле 2017 года на ЭТЗП РЖД заключено 6 200 договоров. Их общая стоимость — почти 37 млрд. рублей. За первые 4 месяца количество заключенных договоров достигло 23 700, а их общая стоимость давно перевалила за полтора триллиона рублей.

Отдельно надо сказать про закупки у субъектов МСП. По официальным данным, в апреле 2017 года малому и среднему предпринимательству досталась половина от всех заключенных контрактов — чуть более 3 000. За январь-апрель этот показатель составил 9 600 договоров. В общей сложности некрупные предприниматели получили от госкомпании заказов на 46,5 млн. рублей.

Отметим, что это данные исключительно по ОАО «РЖД» и только за первые 4 месяца 2017 года. Статистика по результатам всего периода работы электронной торговой площадки официально не представлена, но, несомненно, будет впечатляющей.

«РЖД» начинают приватизировать – каким может быть итог? | Капитал страны

В ближайшем будущем планируется приватизировать 5% акций ОАО «РЖД». Чем владеет компания сегодня? Как развивается? Какими могут стать итоги приватизации?

Когда убыток на пользу

ОАО «Российские железные дороги» было создано на базе Министерства путей сообщения России в 2003 году в рамках масштабной реформы железнодорожного транспорта. Под предлогом развития конкуренции и привлечения инвестиций огромную корпорацию раздробили на множество дочерних компаний.

Если у головной компании все 100% акций должны принадлежать государству без права их отчуждения иным лицам, то для дочерних это правило уже не действует, поэтому ОАО «РЖД» начало активную распродажу «дочек» и «непрофильных активов»: земель, зданий, вагонов, баз отдыха железнодорожников и т.д.

Интересно, что спортивные клубы и банки, видимо, считаются активами более профильными, поскольку с ними РЖД расставаться не торопится.

Вопреки всякой логике, в первую очередь продаются наиболее выгодные сегменты. Если в рамках одного общего предприятия убыточные пассажирские перевозки и расходы на инфраструктуру покрывались доходами от перевозки грузов, то теперь основная часть этих доходов поступает частным компаниям, а «РЖД» «на голубом глазу» рапортует об убытках и требует очередных дотаций из госбюджета.

При этом активы «РЖД» продаются по заниженным ценам. Зачастую перед продажей или переводом на аутсорсинг нужный сегмент специально приводят к убыточности, как было, например, с системой прачечных и сетью ресторанного обслуживания поездов.

Будучи переданы дружественным компаниям, они немедленно стали приносить неплохой доход – но уже не «РЖД» и не государству.

Объяснить столь «непродуманную» политику можно только одним: госкомпания ОАО «РЖД» заинтересована отнюдь не в развитии железнодорожного транспорта на благо государства, а в передаче госактивов в нужные руки.

Год Что продано Кому За сколько Объективная цена Примечания
2011 51% акций в основном российском перевозчике зерна – «Русагротрансе» Компании «Рустранском»; владельцы близки к первому вице-президенту РЖД Вадиму Морозову и советнику Якунина Андрею Крапивину Большинство российских зерновозов досталось «Рустранскому» по балансовой стоимости: 380 тыс. руб. за вагон Рыночная цена нового зерновоза около 3 млн руб. На рынке зерноперевозок появился монополист, и цены резко повысились
2011 75% акций «Первой грузовой компании» (ПГК).
В собственности ПГК – пятая часть всего парка грузовых вагонов в России
«Независимая транспортная компания», владелец – Владимир Лисин 125,5 млрд руб.(около 4 млрд долларов).
Каждый вагон – за 530 000 руб.
В 2007 г. активы ПГК оценивались в 5 млрд долларов и с тех пор подорожали минимум вдвое.
Цена нового полувагона – около 2,2 млн руб.
Один из самых прибыльных активов «РЖД» продали почти без торгов, стартовая цена была превышена лишь на 125 млн руб.
2012 25% акций «Первой грузовой компании» (ПГК) «Независимая транспортная компания», владелец – Владимир Лисин 50 млрд руб. «РЖД» отказалась вести переговоры с АФК «Система», которая предлагала 60 млрд руб.
2012 75% акций
локомотиворемотной «дочки» ОАО «РЖД», компании «Желдорреммаш»
«ТМХ-Сервис» – входит в «Трансмашхолдинг», среди владельцев которого – Искандер Махмудов Более 7,5 млрд руб. За год до этого ровно такую сумму ОАО «РЖД» выплатила «ТМХ-Сервис» за годовое сервисное обслуживание локомотивов. Т.е. фактически «Желдорреммаш» достался «ТМХ-Сервису» даром
2012 25% акций Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Московская пассажирская компания (МПК) Искандера Махмудова и Андрея Бокарева 780 млн руб. Цена занижена почти в 6 раз: стоимость всей ЦППК эксперты оценили в 18 млрд руб., 25% акций – в 4,5 млрд руб. МПК стала владельцем контрольного пакета акций ЦППК, поскольку ранее уже купила 25% ее акций у Москвы. До 2020 г. госинвестиции в развитие Московского транспортного узла – в т.ч. и пригородных поездов — составят 7 трлн руб.
Читайте также:  Приказ о возложении обязанностей директора на время отпуска - образец

Предварительные итоги подобных реформ вполне закономерны: чистая прибыль ОАО «РЖД», по итогам 9 месяцев 2012 года, составила около 40 млрд рублей, что почти на 29% меньше того же показателя компании за аналогичный период 2011 года. Основные доходы корпорация получает от платежей за пользование железнодорожной инфраструктурой.

Зато дочерние компании холдинга стремительно развиваются.

Так, ОАО «Трансконтейнер», созданное в 2006 году и получившее от ОАО «РЖД» в качестве безвозмездного вклада в уставной капитал платформы для перевозки контейнеров, контейнеры, контейнерные площадки и погрузочно-разгрузочную технику на общую сумму в 14 млрд рублей, сегодня является крупнейшим логистическим оператором и мультимодальным перевозчиком на рынке железнодорожных контейнерных услуг страны. Его капитализация в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, выросла на 85%. Значительная часть компании уже перешла в частные руки. ОАО «РЖД» владеет пока 50%+1 акцией, но подумывает продать еще 25%. Среди других владельцев «Трансконтейнера» – Европейский банк реконструкции и развития (9,25%).

Развитие «РЖД» в России…

Сегодня в ОАО «РЖД» 65 дочерних компаний (с долей участия более 50%) и 62 зависимых обществ (с долей участия от 20 до 50%). На долю холдинга приходится 42% всех грузоперевозок и около 33% пассажирооборота в России. При этом в результате всех реорганизаций фактически весь парк грузовых вагонов ОАО «РЖД» передан в частные руки, в головной компании вагонов не осталось.

Возможно, для развития конкуренции это и полезно, но для сохранения бесперебойной доставки грузов – наоборот, поскольку отсутствует единый оператор, который мог бы организовать оптимальные логистические потоки.

Рутинному обеспечению надежного сообщения между всеми российскими станциями и полустанками холдинг предпочитает многомиллиардные мегапроекты по строительству олимпийских магистралей и запуску скоростных поездов.

В ближайших планах «РЖД» – строительство выделенных высокоскоростных магистралей между Москвой и Санкт-Петербургом и между Москвой и Екатеринбургом.

Екатеринбургская магистраль должна пройти через Владимир, Нижний Новгород и Казань, в результате чего от Москвы до уральской столицы можно будет добраться всего за 7 часов.

Кроме того, планируется развивать инфраструктуру Транссиба и строить дороги к портам.

  • Точную стоимость проектов верный своим принципам глава «РЖД» пока не называет, но, например, стоимость строительства скоростной магистрали от Москвы до Казани он оценил сначала в 928 млрд рублей, а позже – уже в 1,2 трлн рублей.
  • …и за рубежом
  • Несмотря на постоянные стенания по поводу убытков, компания участвует в довольно рискованных зарубежных проектах.
год страна проект Протяженность трассы Стоимость Положение дел на сегодня
2008 Ливия Строительство скоростной ж/д Сирт– Бенгази. До 2013 г. планировалось построить 30 железнодорожных и 23 автомобильных путепровода, 4 крупных вокзала и 24 станции 554 км Около 90 млрд рублей Из-за гражд. войны работы свернуты, Сначала «РЖД» заявила о 9 млрд рублей убытка, позже – о 24 млрд
2011 Иран Электрификация ветки Тебриз — Азаршахр 46 км 11 млн дол. выполнен
Ж/д с Азербайджаном Решт — Астара 54 км Подписано соглашение
2011 Индонезия Транспортная инфраструктура для перевозки угля на о-ве Калимантан 300 км 2,5 млрд дол. До 2013 г. – подготовительный этап, до 2016 – строит-во
2013 Сербия Построить и реконструировать в этой стране четыре ж/д линии Общая – 400 км 941 млн дол. На оплату работ Россия выделила Сербии 5-летний кредит в 800 млн долл. по ставке 4,1% годовых
2013 Вьетнам Ж/д линия к месторождению бокситов 180 км 0,5-1,5 млрд дол. Подписано соглашение о намерениях

РЖД также участвует в тендерах на строительство железных дорог в ОАЭ и Бразилии и хочет купить транспортную инфраструктуру в Греции, чтобы соединить ее со своими сербскими активами. На покупку порта в Фессалониках (100 млн евро), железнодорожной компании TrainOSE (30 млн евро) и ремонтной фирмы Rosco (10 млн евро) глава «РЖД» запросил дополнительное финансирование у президента РФ.

Для реализации зарубежных проектов ОАО «РЖД» создает специальные дочерние компании, доли собственности в которых распределяются все более причудливо. До 2012 года зарубежные проекты находились в ведении ОАО «Зарубежстройтехнологии», 100%-ной «дочки» «РЖД». Теперь за ней остались лишь проблемные ливийские активы.

Остальные проекты переданы «РЖД Интернешнл», которая на 100% принадлежит ОАО «Торговый дом «РЖД»» (ТД РЖД). В компании же ТД РЖД ОАО «РЖД» владеет лишь 50,13% капитала, собственники остальной доли не известны.

Налицо та же тенденция, что и в России: убытки несет госкомпания, если же возможна прибыль – все переводится в частные структуры.

Вектор приватизации

Согласно последним планам правительства, до конца 2014 будет приватизировано 5% ОАО «РЖД», а в последующие два года – еще 20%. Впрочем, это лишь предварительная «дорожная карта». Что же касается итогов, то здесь все более предсказуемо.

Эксперты считают, что больше всего предложенными активами заинтересуются пенсионные фонды, национальные фонды и прочие организации, которые ценят инвестиции в инфраструктуру как долгосрочные и надежные вложения, всегда обеспечивающие «устойчивый процент возвратности на вложенные средства».

Однако, скорее всего, приватизация станет просто более масштабным продолжением курса «РЖД» по передаче госактивов в нужные руки на выгодных условиях.

Так, в апреле 2013 года Владимир Якунин озвучил планы по приватизации двух «дочек» «РЖД» – ОАО «РЖДстрой» и ОАО «Росжелдорпроект» (РЖДпроект, куда входят 22 профильных института и 7 региональных отделений в РФ).

Интересно, что продажа этих компаний намечена в преддверии реализации масштабных проектов по строительству инфраструктуры, в которые государство под давлением того же Якунина может вложить огромные бюджетные средства.

По сообщению старшего вице-президента «РЖД» Валерия Решетникова, «РЖДстроем» в большей степени интересуются российские строительные компании, видящие смысл приобретения в «покупке объема заказов». Конкретных имен он, правда, не называл. Владимир Якунин же предлагает поучаствовать в приватизации и иностранным компаниям.

  1. В конечном итоге, в собственности государства останутся лишь убыточные и долгоокупающиеся активы, что отнюдь не лучшим образом отразится на качестве и стоимости большинства грузовых и пассажирских перевозок, и, главное – на целостности страны и социальной стабильности.
  2. Далее читайте:
  3. Миллионы за право стать полигоном?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector